Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое изучение двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………..5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ОНР 3 уровня……………………………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности двигательной сферы детей с ОНР 3 уровня…………………….11
1.3. Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня……………………………………………………………………………………………………….16
Глава II. Эмпирическое изучение двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………………….25
2.1 Организация метода………………………………………………………………………………25
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………………………………34
направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного ...
... и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной ... уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка ... дошкольный период развития ребенок должен овладеть системой элементарных знаний, в основе чего находится развитие всей познавательной деятельности. Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ...
Приложение……………………………………………………………………………………………….35
Введение
Интенсивное формирование всех органов и систем организма приходится на дошкольный возраст. Именно в данном возрасте происходит формирование умений, навыков, двигательных качеств ребенка, служащих основой для нормально физического и психического развития ребенка. Следует отметить, что роль движений в жизни человека очень велика, так как двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности. Двигательный анализатор также имеет огромное значение в развитии функций мозга. Известно, отклонения в психомоторном развитии, которые имеют различные проявления и причины, отмечаются у многих детей дошкольного возраста. В то же время многими учеными как отечественными, так и зарубежными (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Л.А. Панащенко, Н. А. Бернштейн, В. А. Гиляровский и др.) отмечаются недостатки развития моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Но, несмотря на это каких-либо специальных исследований, которые были бы посвящены изучению моторики и психомоторики этих детей явно недостаточно. В научных работах таких авторов, как В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня проявляются особенности формирования двигательной сферы. Следует отметить, что у них обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, но каких-либо тяжелых двигательных расстройств у них не наблюдается. В целом в специальной литературе отмечаются лишь некоторые рекомендации, которые связаны с преодолением недостатков психомоторного развития у детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность исследования определяется тем, что проблема формирования психомоторной сферы дошкольников с ОНР 3уровня является недостаточно изученной современной психолого-педагогической литературе и требует дальнейшего осмысления и углубления.
Цель исследования: выявить особенности двигательной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объект исследования: развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования: специфические особенности двигательной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Развитие речи в дошкольном возрасте
... обуславливает актуальность данной темы. Предмет – процесс развития речи у дошкольников. Объект – дети дошкольного возраста. Цель курсовой работы – исследовать развитие речи в дошкольном возрасте. В соответствии с поставленной целью были определены следующие ...
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
3. Раскрыть особенности двигательной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Провести исследование состояния двигательной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: проанализировав литературу по данному направлению, я выбрала методику исследования двигательной сферы детей дошкольного возраста Л.С. Цветковой. Которая представляет собой тест на кинестетическую организацию предметных действий, на динамическую организацию двигательного акта, на сомато-пространственную организацию движений рук, на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при дальнейшем построении коррекционной работы с детьми с ОНР 3 уровня.
Глава I. Теоретическое изучение двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня характерно и недостаточная сформированностъ процессов, а именно:
• нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
• нарушение внимания, памяти и речи;
• недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции -языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами — небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т.п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животные и т.п.); собрать в коробочку все предметы из металла (дерево, пластмассы и т.п.).
Ещё труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребёнок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырёх-пяти спрятанных на занятии игрушек. [1]
При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в ...
... в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, ... и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа. На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды ...
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения.
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с, еще недостаточно четко произносимым, звуки с , ш ,ц .
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются .всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов. Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета;
б.) подмена названий профессий названиями действия ;
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот ;
г) взаимозамещение.
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные. Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относительных п……..
Список используемой литературы:
1. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». — СПб.:Акцидент, 1998.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология(дошк.)». — М.: Просвещение, 1989. —
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР. — М., 1991.
4. Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие.- М.,1978.
5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред.В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.,2005.
6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.
7. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.:Айрис-пресс,2005.
8. Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание.-2002.-№6.
9. Овчинникова Т. С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи. // Логопед в детском саду.-2005.-№4.
10. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. — М.: — 1998.
11. Сиротюк А.А. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». — М., — 2003.