Введение
Проблема реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. По статистике Министерства здравоохранения и социального развития «число таких людей в России превышает 13 млн. человек, в том числе более 1 млн. из них — дети».
Общеизвестно, что снижение слуха у детей влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие данной категории лиц (Лёве Армии, В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Pay).[1] Во всем мире этому вопросу уделяется огромное внимание.
С целью обучения детей с нарушениями слуха в Российской Федерации сформирована система специальных (коррекционных) учреждений, перед которыми стоит ряд специальных задач, главная из которых — обучение устной речи. Овладение речью детьми, лишенными слуха и поэтому не владеющими речью, — является наиболее значимой темой для специалистов, работающих в этом направлении. В специальном обучении принята коммуникационная система обучения языку с широким использованием дактильной и письменной форм речи.
В настоящее время часть детей с нарушениями слуха посещают массовые учреждения. Наблюдаются различные формы интегрированного обучения неслышащих детей: ребенок может обучаться в классе школы общего назначения, отдельные дети могут проводить часть дня в обычных классах и т.д. Такое обучение неслышащих детей предполагает обязательное проведение реабилитационной работы, проводимое специалистами.
Огромное значение в реабилитации и обучении детей с нарушениями слуха придается сурдотехническим средствам.
Сурдотехнические средства — совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять замещение дефектов слуха и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.
Целью моего исследования является изучить значение применения технических средств в обучении глухих и слабослышащих детей.
Доклад — Развитие творческого воображения у детей дошкольного ...
... интересная и очень важная. Развитие воображения необходимо для всестороннего развития детей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что в ... Определены ведущие принципы и важность создания системы, разработки методики обучения неслышащих детей дошкольного возраста изодеятельности и содержания занятий. Важно соблюдение преемственности в ...
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
. Выявить положительные и отрицательные стороны использования технических средств в обучении детей с нарушениями слуха.
. Изучить новые технологии, применяемые в обучении детей с нарушениями слуха.
Объект исследования — технические средства.
Предметом исследования — является использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха.
Гипотеза: Применение технических средств в обучении детей с нарушениями слуха играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих детей: способствует компенсации дефекта слухового анализатора, повышению качества знаний детей, коррекции нарушения хода становления личности, всех сторон психики.
1. Технические средства обучения. Понятие «сурдотехнические средства»
.1 Технические средства обучения
Технические средства обучения (ТСО) — средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. [8]
К ТСО относятся носители учебной информации, а также технические устройства для предъявления этой информации. Носителями учебной информации ТСО являются кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), звукозаписи, телевизионные учебные программы, компьютерные учебные программы, компьютерные учебные программы — ППС, тренажерные программы.
К техническим средствам обучения относится различная проекционная звуковоспроизводящая аппаратура: кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны; тренажеры; технические средства контроля; устройства для программированного обучения, персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами и др. Широкое применение ТСО в процессе обучения обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих — широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.
Роль обучения в развитии аномальных детей
... интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье; • стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных ... -педагогической работы с детьми; • не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и ...
Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Технические средства обучения, как правило, используются в обычном учебном кабинете (учебной мастерской) по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими средствами и формами учебной работы. Вместе с тем применение технических средств обучения, когда часть функций преподавателя, мастера, передается им, определенным образом влияет на организацию и методику учебного процесса. Также применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею. [9]
1.2 История создания сурдотехнических средств обучения
Попытки изобретения различных устройств, помогающих общаться с глухими, имеют такую же древнюю историю, как само обучение глухих. Предлагались всевозможные слуховые трубы, деревянные пластинки, палочки и тому подобные «аппараты». Первое упоминание об искусственной слуховой трубе, по свидетельству известного врача Древнего Рима Галена, относится к I-II веку до нашей эры. Тогда философ Архиген предложил «компенсировать» пониженный слух особыми собирающими трубками — серебряными рожками. Узкий конец такого рожка вставлялся в ушную раковину, широкий — собирал звуки относительно большой площади. Несмотря на примитивное устройство и малое усиление, рожки и различного рода слуховые трубки существовали около двух тысячелетий. Слуховые трубы широко использовал основоположник советской космонавтики К.Э. Циолковский, слух которого с детства был сильно ослаблен. Многие очевидцы в своих воспоминаниях отмечают хорошую помощь, какую давали металлические конусы для облегчения общения с ним. Ныне они хранятся в музее К.Э. Циолковского в Калуге. Своеобразный способ передачи речи глухим предложил в середине ХVI века итальянский философ Дж. Кардано. Он использовал металлический котёл, в который говорили как в рупор.
Глухие ученики прикладывали к котлу деревянные или железные палочки и таким образом ощущали вибрацию, помогавшую распознавать речь. Деревянные палочки оказывались пригодными также в качестве проводников простых звуков, например, звуков музыкальных инструментов. Палочки стали непременной принадлежностью обучения глухих. Но уже вскоре после возникновения так называемого «палочково-осязательного» метода разгорелись споры о его целесообразности. Известный немецкий сурдопедагог, основатель одной из первых школ для глухих в Европе, Гейнике выступил в 1778 году против подобной «возможности перекинуть мост от одного органа чувств к другому». Он писал: «Такие приспособления дают только грубые ощущения, недостаточные для понимания словесной речи». Несмотря на это замечание, использование слуховых палочек было распространено в течение всего ХIX столетия. Широко известен пример, свидетельствовавший об использовании глухим Бетховеном деревянной палки. Он упирался в один конец палки грудь, а другой прижимал к роялю. Вибрация, воспринимаемая таким образом, позволяла композитору следить за ритмом и громкостью музыки.
Совершенствование слуховых палочек продолжалось: появились специальные обручи из елового дерева. Считалось, что ель — один из лучших проводников вибрации. Обруч соприкасался с гортанью говорящего, а глухие дети, держась за него, ощущали голосовую вибрацию.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ... условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего ...
В конце ХIХ столетия на смену слуховым палочкам пришли другие проводники звуков — каучуковые и эбонитовые трубки прижимались к подбородку или челюсти глухого. Они имели различную форму, но принцип действия был одинаков. Эти устройства получили широкую рекламу, хотя помощь, оказываемая ими, была невелика. Они создавали иллюзию слухового ощущения и несколько улучшали понимание речи слабослышащими.
К сожалению, все эти приспособления были мало эффективны. Не хватало знаний природы звука, особенностей человеческой речи. Не было устройств, позволяющих преобразовывать звук в другие формы энергии и усиливать его. Только с развитием физики и техники, начавшемся во второй половине XIX века, оказалось возможным создать приборы, помогающие слабослышащим и глухим различать звучащую речь, хотя общие идеи были известны давно. Ещё в 1800 году основоположник электротехники Александро Вольта вводил в наружные слуховые каналы металлические электроды и подключал к ним свой знаменитый «вольтов столб», содержащий 30-40 элементов. «Я ощутил звук или, скорее, шум в обоих ушах, характер которого я не мог более точно определить»,- сообщал Вольта в одном из своих писем. Этот шум длился в течение всего времени замыкания цепи. Опыты были, видимо, настолько неприятны, что Вольта никогда больше не повторял их. Через 60 с лишним лет петербургский врач Р. Бреннер для электрического раздражения органа слуха заполнял наружный слуховой проход 1% раствором поваренной соли. На основании своих опытов Бреннер предложил электродиагностику нарушений органа слуха. Она позволяла характеризовать состояние волокон слухового нерва, как в норме, так и в патологии, включающей тяжёлые формы глухоты.
В марте 1876 года Александру Грехему Беллу был выдан патент на изобретение телефона. А.Г. Белл предложил прибор, при помощи которого звуки речи можно было превращать в электрические колебания и передавать по проводам на большое расстояние. Всю свою сознательную жизнь Белл живо интересовался проблемами глухоты. Он был женат на женщине, потерявшей слух в раннем детстве после скарлатины. За три года до изобретения телефона Белл построил прибор для исправления произношения глухих, в котором предвосхитил технические идеи аппаратов видимой речи. В этом приборе, названном фоноавтографом, игла, соединённая с мембраной, при воздействии звуков речи чертила на закопчённом барабане характерные фигуры. Сравнивая формы этих фигур при правильном и неправильном произнесении звуков, учитель мог демонстрировать глухому ученику его ошибки.
В начале 30-х годов XX века группа ленинградских физиологов и врачей под руководством Г.В. Гершуни, использовав жидкостные электроды Бреннера, установила количественные показатели деятельности волокон слухового нерва. Они выявлялись по возникновению слуховых ощущений при действии переменных токов и коротких импульсов постоянного тока у людей с разной степенью утраты слуха. Но лишь в 1957 году была сделана первая попытка непосредственного воздействия на волокна слухового нерва с помощью вживлённого (имплантированного) в нерв электрода.
1.Детская речь как научная дисциплина-онтолингвистика
... элементов между собой. Второй период. Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана) С ростом словаря и усложнением его ритмико-интонационной структуры ... ребенка, не регулируются сознанием, а возникают сами в процессе внеречевой деятельности речевого аппарата. В период гуления первыми появляются гласные звуки {а, о, у, а), как ...
В послевоенные годы американские и советские специалисты на новом техническом уровне возвратились к идеям Александра Белла сделать звуки речи видимыми для глухих. Эти устройства получили название «видимая речь». Но вместо закопчённого барабана знаки, соответствующие произносимым звукам, возникали на экране электронно-лучевой трубки, напоминающей кинескоп обычного телевизионного приёмника. Светосостав экрана в таких трубках обладал значительным послесвечением. Это позволяло сохранять видимыми знаки, возникающие на экране прибора, на протяжении 8-10 секунд.
В Советском Союзе приборы видимой речи, получившие сокращённое название «ВИР», были разработаны в 1962 году в НИИ дефектологии В.Д. Лаптевым с соавторами. Знаки, получаемые на экране таких приборов, не имеют ничего общего с буквами алфавита. Учёные полагали, что, выучив эти знаки, глухие смогут научиться читать устную речь с экрана такого прибора. Надежды, к сожалению, не оправдались.
В середине ХХ века известной шведской фирмой «Камплекс» было разработано устройство, называемое «Искусственное ухо» и предназначавшееся для восприятия речи с помощью осязания. В этом приборе использовалось семь узкополосных фильтров и семь вибраторов. Все вибраторы работали на одной определённой частоте, но включение каждого из них и интенсивность вибрации задавались соответствующими фильтрами. Четыре вибратора служили для регистрации низких частот, три — для высоких. Низкочастотные вибраторы прикасались к нижним фалангам большого, указательного, среднего и безымянного пальцев, высокочастотные вибраторы — к верхним фалангам. Легко различались гласные звуки, а также по характерному щелчку взрывные согласные типа П, Т, К. Устройства, в той или иной степени напоминающие «искусственное ухо», создавались почти во всех научных центрах развитых стран от Стокгольма до Кейптауна. Однако в мировую практику они так и не вошли. Сложность в том, что частотный диапазон звуковых колебаний, воспринимаемых осязанием, почти в 10 раз меньше частотного диапазона слуха, и в том, что «слух через кожу» нуждается во много более широких градациях, чем ухо. Интересное приспособление, использующее зрительное восприятие для дополнительной сигнализации о звуках речи при чтении с губ, было описано в 1968 году американским инженером Эптоном. Это очки с простыми стёклами, в которых установлено пять очень маленьких лампочек. Диаметр каждой из них не превышает одной десятой доли миллиметра. Внутри оправы находятся микрофон и полупроводниковая электронная схема. Она устроена таким образом, что при различных звуках речи вспыхивают разные лампочки. Вспышки лампочек не мешают глухому «считывать» речь с губ говорящего. Они дают дополнительную информацию о звуках. Это ускоряет и облегчает понимание речи.
С 1970 года в различных странах началось проектирование устройства для передачи речи глухим, получивших название «световая строка». В подобных приборах имелась клавиатура, похожая на клавиатуру пишущей машинки, и световое табло. При нажиме клавиши на нём высвечивалось изображение, близкое по начертанию изображению соответствующей буквы. Первым устройством такого рода явилась световая строка для глухих, разработанная на кафедре физики Педагогического института во Владимире. К сожалению, из-за малого числа светящихся элементов (шесть), используемых для «синтезирования» букв, многие из них заменялись условными знаками, что затрудняло чтение.
Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением ...
... позволяет осуществлять работу по овладению ребенком с нарушением слуха речью по принципу речевого общения, на основе учета социальной ... качественный характер развития в обоих планах будет существенно различным, так как дефект создает одни затруднения для органического ... приводит развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат развиваются ...
Следующее устройство такого рода было осуществлено в 1973 году В.А. Обшиваловым с соавторами и получило сокращённое наименование «ЭПОС» (электронная портативная строка).
Здесь имелось четыре буквенных индикатора; вместе с клавиатурой и источником питания прибор весил около 2 килограммов. Расход энергии составлял всего 2-4 Вт. Это позволяло работать на протяжении многих часов без подзарядки или смены источника питания.
Существует аппарат типа «заушина». Аппарат напоминает маленький банан и располагается за ушной раковиной. Его вес — около 8 граммов. Микрофон по размерам не превосходит рисовое зерно. Почти также мала телефонная «трубка». При сохранившейся воздушной проводимости у глухого она при помощи гибкой трубочки из специального пластика соединяется со слуховым каналом. Миниатюрная батарейка обеспечивает питание аппарата без её смены или подзарядки на протяжении нескольких десятков часов. Аппарат обладает хорошими акустическими характеристиками. Небольшой регулятор позволяет в широких пределах изменять усиление.
Телефонная связь и глухие. Многие десятилетия эти понятия казались несовместимыми. Правда в 30-е годы ХХ века с появлением усилителей звука телефон стал доступен многим слабослышащим. Существует большое число разнообразных приставок к телефонным аппаратам или насадок на телефонную трубку, позволяющих людям с остатками слуха пользоваться этим быстрым и удобным способом связи.
Для людей с тяжёлыми формами глухоты важным событием было появление видеотелефона. При такой связи глухие могут пользоваться жестовой речью, дактильной азбукой и читать речь с губ говорящего на расстоянии в тысячу километров.
Современная медицина сохраняет слух на достаточном уровне для эффективного применения слуховых аппаратов всё большему числу людей. Меньше остаётся неслышащих, которым такие аппараты не оказывают заметной помощи. Те, кому хорошо помогают слуховые аппараты, после соответствующей подготовки могут обучаться в обычных массовых школах, обучение со слышащими лишь незначительно затруднено. Им необходимы только слуховые аппараты, их ремонт и замена источников питания. Глухим, которым современные аппараты не оказывают заметной помощи, нужны переводчики, кинофильмы и телепередачи с субтитрами или жестовым переводом, специальные школы; приборы, с помощью которых речь может быть представлена в видимой форме, особые аппараты для телефонной связи, световые будильники и многое другое. [3, 4, 6]
Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов
... нами темы. Объектом исследования является устная речь глухих учащихся начальных классов. Предметом исследования определено особенности работы ... с недостатками слуха устной речи (ее восприятие и воспроизведение) в условиях интенсивного развития слухового восприятия (Е.П. ... реализуется звуковая система. Эта реализация может осуществляться в различных формах: с помощью звуков (устная речь), графических ...
.3 Классификация сурдотехнических средств
К сурдотехническим средствам относятся несколько групп приборов и аппаратов:
1. Звукоусиливающая аппаратура (ЗУА) — технические средства, предназначенные для усиления звука. Применяются для слабослышащих и глухих, имеющих остатки слуха. Различают следующие типы ЗУА:
) Портативный слуховой аппарат.
) Стационарный слуховой аппарат индивидуального пользования, предназначенный для слуховой работы с одним учеником. Состоит из усилителя, одного или двух микрофонов и головных телефонов. Усилитель снабжается регуляторами усиления и тембра.
) ЗУА коллективного пользования — микрофонный класс, предназначенный для оборудования слуховых кабинетов и учебных классов. Каждое место ученика снабжается микрофоном, головными телефонами и регуляторами усиления. Усилитель — общий, а необходимая коммутация сосредоточена у педагога.
) Индукционная петля. Способ основан на передаче электромагнитных колебаний, прием которых осуществляется спец. портативными слуховыми аппаратами. В качестве передатчика используется обычный усилитель, нагруженный на излучатель в виде проволочной петли, проложенной по периметру помещения.
) Громкоговорящая усиливающая аппаратура. В этом случае помещение оборудуется громкоговорителями по системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр. Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление. [13]
Слуховые аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, — электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ослабленного слуха. Его основное назначение — преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения.
Слуховой аппарат программируемый — устройство, предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности человека, связанное с нарушением слуха; устройство любого типа, программируемая электронная настройка оперативных параметров которого обеспечивается устройством интерфейса и устройством управления.
Существующие виды слуховых аппаратов:
аналоговые слуховые аппараты — заушные сверхмощные различных модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности различных модификаций; внутриушные средней и слабой мощности различных модификаций; карманные сверхмощные различных модификаций; карманные мощные различных модификаций;
Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы
... учащихся. На этот класс выделена 1 ставка сурдопедагога и 0,5 ставки педагога-психолога. Основными задачами работы класса являются: оказание индивидуальной специализированной помощи детям с нарушением слуха, ... ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом. Неправильное произношение слова слабослышащим ребенком вызывает бурную эмоциональную ...
цифровые слуховые аппараты — заушные сверхмощные различных модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности различных модификаций.
Мероприятия по слухопротезированию проводят после предварительного определения характера и степени тугоухости с применением современных методик и обоснованной интерпретацией аудиометрических данных. Слуховой аппарат подбирается индивидуально, не только с учетом потери слуха по частотам, но и по уровню дискомфорта. Квалифицированное слухопротезирование больного включает не только организацию мероприятий по правильному подбору слухового аппарата, но и слухоречевую коррекционную работу, мероприятия по закреплению приобретенных слухоречевых навыков, постоянный контроль за состоянием слуха.
Слуховые аппараты различных модификаций выдаются инвалидам по слуху для восстановления способности к общению при наличии следующих показаний: заболевания, последствия травм органа слуха, приведшие к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).
2. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
К сигнализаторам звука относятся устройства различного типа и вида:
сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к телефону (факсу), дверному звонку, будильнику для дублирования звукового сигнала световым;
сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к будильнику для дублирования звукового сигнала вибрационным;- индикатор телефонного вызова (телефонный сигнализатор) с возможностью подключения комнатного светильника; световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; детектор дыма со световой индикацией.
Сигнализаторы звука световые и вибрационные выдаются инвалидам по слуху с ограничением способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа слуха, приведших к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).
3. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, носители видеоинформации с субтитрами — выдаются инвалидам с нарушением слуховых функций IV степени при отсутствии слухового аппарата или невозможности слухопротезирования.
4. Телефонное устройство с текстовым выходом — выдается инвалидам для восстановления способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа слуха, приведших к нарушению слуховых функций IV степени.
Роль внеклассной работы в формировании математических знаний ...
... формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха. Объект исследования - внеклассная работа по математике в младших классах детей с нарушением слуха. Предмет исследования - особенности формирования математических знаний ...
5. Голосообразующие аппараты.
Голосообразующий аппарат (различных модификаций); переговорное устройство внутреннее (различных модификаций) для лиц с нарушением функции голосообразования; устройство синтезированной речи (различных модификаций) выдаются при заболеваниях, врожденных аномалиях, последствиях травм органов речи для восстановления функции голосообразования. [10]
6. Различные аппараты для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры и пр.).
Аудиометрия (синоним акуметрия) — исследование остроты слуха <#»justify»>2. Применение технических средств в обучении слабослышащих и глухих детей
Использование технических средств обучения (ТСО) в специальных детских садах и школах играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время в специальных учреждениях для глухих и слабослышащих используются разнообразные аудиовизуальные учебные материалы, в том числе экранные (кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, транспаранты или кодопозитивы, эпиобъективы) и экранно-звуковые средства обучения (кинофильмы, кинофрагменты, учебные телевизионные передачи, видеозапись).
Все большее внимание уделяется использованию звуковых пособий (звукозапись), в частности на занятиях по развитию слухового восприятия. [5]
2.1 Оснащенность техническими средствами
Работа по развитию слухового восприятия может проводиться успешно лишь при использовании разного типа звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования как в школе, так и вне её. Все учебные помещения должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования стационарного типа, таким образом будут созданы условия для одновременной работы со всем классом, с группой учащихся. Аппаратура должна иметь индивидуальную регулировку усиления для каждого ученика на каждое ухо. Детей следует обучить ею пользоваться. В комплект обязательно включаются микрофоны для учителя и учащихся. Один микрофон на одного-двух (не более) учащихся. При проведении работы используется проводная, а также беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, основанная на радио принципе и обеспечивающая нужное усиление.
Каждый ученик и учитель должны иметь экран, позволяющий развивать восприятие речи только на слух.
В школе должна быть также стационарная звукоусиливающая аппаратура, предназначенная только для индивидуальной работы с учащимися. Чаще всего она используется при специальной работе над произносительной стороной устной речи слабослышащего на индивидуальных занятиях по формированию произношения, а в некоторых случаях (например, в начале обучения) — при тяжелой тугоухости и грубом речевом недоразвитии — для слуховой тренировки.
Школа должна располагать аудиометрами для проведения тональной и речевой аудиометрии.
Слуховой кабинет, школьный зал, где проходят выступления учащихся, лекции, концерты, собрания и т. п., следует оборудовать магнитной индукционной петлей.
Школьный зал рекреации, коридор, вестибюль надо радиофицировать, а также оборудовать помещения школы устройствами, позволяющими достичь нужного усиления речи неречевых звучаний.
Помещения для слухового кабинета и для проведения исследования слуха учащихся, а также специальные помещения для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формирования произношения должны быть звукоизолированными.
В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений — вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т.п.).
Чрезвычайно важно создать условия для обучения школьников восприятию речи по телефону. [5]
2.2 Использование технических средств в обучении глухих школьников
Наличие новой современной аппаратуры — видеомагнитофонов, диапроекторов с дистанционным управлением, графопроекторов, компьютеров и т.д. — изменяет традиционные методы проведения урока, формы изложения учебного материала, характер руководства познавательной и практической деятельностью глухих учащихся. Все аудиовизуальные средства в своем воздействии на учащихся взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы.
Статические экранные пособия (диапозитивы, схемы), демонстрируемые с помощью эпидиаскопа и другой проекционной аппаратуры, целесообразно использовать в тех случаях, когда требуется длительное и всестороннее рассмотрение предмета. Сурдопедагог демонстрирует каждую фотографию, иллюстрацию столько времени, сколько это необходимо для рассмотрения, осмысления, обобщения изучаемого объекта или явления, и в такой последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.
Фотографии, рисунки, чертежи демонстрируются с помощью проекционных аппаратов, позволяющих увеличивать изображение в несколько раз. В этом случае активизируются ощущения и восприятие глухих детей, что способствует формированию четких наглядных образов и представлений.
Широкое применение в школе глухих находит графопроектор, с помощью которого можно проецировать любой материал — не только готовые диапозитивы, но и те рисунки, которые выполняются непосредственно перед уроком или даже в процессе урока на прозрачной пленке, стекле. В этом случае ученики видят процесс решения задачи в динамике. Рисунок можно дополнять по мере объяснения материала, что позволяет наглядно воспринимать части целого, соотношение его частей и т.д. При наложении кадров в нужном порядке становится возможным показать глухим детям последовательное преобразование какого-либо предмета, явления.
Среди статических наглядных пособий в школе глухих широко используются диафильмы, представляющие собой тематически объединенную серию картин. Познавательные задачи, заложенные в диафильме, можно сравнительно просто сочетать с разнообразными формами работы, применяя одновременно слово и текст. Диафильм целесообразно использовать при необходимости подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных явлений, процессов. Диафильмы промышленного производства можно широко использовать как в младших классах (на уроках развития речи, природоведения), так и в старших (на уроках литературы, истории, биологии, физики и др.).
В учебном процессе школы глухих используются также учебные кинофильмы и телепередачи, более информативные, чем статические пособия.
При использовании ТСО от сурдопедагога требуется тщательная подготовка, которая предполагает знание содержания материала, который будет демонстрироваться, четкую формулировку учебных задач, решению которых служит экранное пособие; определение цели использования пособия (для формирования установки, мотива учебной деятельности или в познавательных целях); четкое планирование урока — определение, в какой части урока и как будет использовано пособие, как оно будет сочетаться с другими методами (со словом, действием); адаптирование титров, подготовку вопросов и заданий для учащихся.[5]
сурдотехнический звукоусиливающий слабослышащий дети
2.3 Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)
Одним из условий эффективной работы по РСВ является использование ЗУА. Поэтому в школах и других общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
[1]
В настоящее время все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.
При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов:
использование ЗУА различного назначения;
условия смены одного типа аппарата на другой;
время использования;
соблюдение правил использования ЗУА. [12]
Вопросу развития слухового восприятия с помощью ЗУА всегда придавалось серьезное значение. Практический опыт и специальные исследования свидетельствуют о положительной роли использования различного рода ЗУА в учебном процессе.
Приступая к занятиям по развитию слухового восприятия, учитель должен определить для себя, какого типа ЗУА следует использовать с группой детей, в индивидуальной работе, в классе.
Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Именно этот вид аппаратуры используется в классе начиная с первого года обучения. Исследованиями Кузьмичевой Е.И. (1976, 1981) доказано, что наряду с аппаратурой коллективного пользования целесообразно вводить ЗУА группового назначения. Такая аппаратура чаще всего успешно применяется на индивидуальных занятиях, где осуществляется и развитие слухового восприятия, и коррекция произношения. Исследованиями установлено, что введение индивидуальной ЗУА требует постепенного перехода от аппаратуры коллективного и группового назначения. Смена видов аппаратуры требует строго индивидуализированного подхода. Подготовка учащихся к смене вида ЗУА требует тренировки на другом виде ЗУА, постепенного перехода к параллельному использованию другого аппарата с увеличением времени и доли работы с индивидуальной аппаратурой. Конечной целью использования ЗУА различного назначения является переход к постоянному использованию индивидуальных аппаратов.
На фронтальных занятиях рекомендуется использовать ЗУА коллективного пользования. На групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы.
Правила пользования ЗУА:
правильно надевать телефоны;
научить учащихся снимать и надевать телефоны при выключенном регуляторе громкости;
бережно обращаться с микрофоном, как с самой быстро выходящей из строя частью ЗУА;
познакомить учащихся с правилами береженого отношения к кнопкам на панели управления, к проводам и другим частям ЗУА;
научить учащихся контролировать громкость своей речи, говорить ровным, спокойным тоном, регулировать силу голоса.
В работе с ЗУА учитель тоже должен придерживаться определенных правил:
проверить перед началом урока качество работы аппаратуры, устранить неисправность или сделать вызов технику для устранения дефектов;
включать аппаратуру в сеть только при выключении тумблеров питания усилителя; замену предохранителя в усилителе производить при обязательном отключении вилки из розетки электросети;
за 2-3 минуты до начала занятия включить вилку в розетку электросети, установить тумблер питания на усилителе в положение ВКЛ, проверить работу микрофона учителя, установить регулятором громкости необходимый уровень звукового сигнала в телефонах учащихся, проверить работу микрофонов учащихся; после окончания работы выключить тумблер питания и вынуть вилку из розетки электросети;
располагать микрофон перед ртом говорящего нужно так, чтобы выдыхаемая струя воздуха не попадала в микрофон, т.к. это создает дополнительный шум, который будет затруднять восприятие речи;
учителю нужно знать, что восприятие речи оказывает влияние на расстояние, на которое он удаляется от микрофона;
при использовании ЗУА учитель должен говорить спокойным, ровным, интонационно выдержанным и эмоционально окрашенным, разговорной силы голосом;
при работе со ЗУА следует исключить стук, хлопки, крики, т.к. это может вызвать предубеждение к работе с ЗУА со стороны учащихся;
в работе со ЗУА учитель должен знать, что не следует ею пользоваться при обострении любых хронических заболеваний уха, при появлении признаков утомления, болевых ощущений;
при работе со ЗУА следует помнить о соблюдении правил гигиены, особенно в слуховом кабинете и на индивидуальных занятиях в работе с аппаратурой коллективного или группового назначения, т.е. там, где одним и тем же аппаратом пользуется несколько человек в течение дня;
применение ЗУА расширяет возможности восприятия речи на слух. Звуки речи, ранее не допустимые слуху детей, при использовании ЗУА становятся различимыми. Важным является правильный выбор вида ЗУА на конкретный тип урока или занятия в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. [1]
2.4 Использование компьютеров в обучении детей с нарушениями слуха
Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к глухим детям. С помощью компьютера может быть создана особая (для каждого ученика) личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру глухие дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах изучения. Компьютеризация обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы, утверждении глухого школьника как личности.
В настоящее время специальные школы оснащаются компьютерными классами, в НИИ коррекционной педагогики, на дефектологических факультетах педагогических вузов и университетов успешно работают компьютерные центры.
Компьютер в учебном процессе специальной школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения. В соответствии с первым аспектом предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач, для овладения компьютерной грамотностью.
Основные типы таких знаний и умений сводятся к следующему:
умение включать компьютер в работу; выбирать рабочую программу из библиотеки программ; запускать программу и общаться с компьютерной системой во время работы программы. Этот уровень вполне доступен даже глухим учащимся младших классов;
умение решать учебные задачи с помощью компьютеров; писать и редактировать тексты, создавать чертежи, уметь хранить информацию и осуществлять ее поиск, составлять простые программы с опорой на готовые алгоритмы, сочленять рабочую программу с программным обеспечением; составлять алгоритм решения учебных задач;
знание возможных областей применения ЭВМ, а также общих возможностей различных типов компьютеров.
Второе направление компьютеризации — применение ЭВМ как средства обучения — связано с выполнением как чисто учебных функций, так и функций управления учением. Последнее является более существенной характеристикой использования компьютеров. В специальном обучении ставится задача использовать компьютерные программы для коррекции нарушений и общего развития детей с недостатками слуха.
Создавая программы, необходимо учитывать как специфические, так и возрастные особенности детей. Часть программ, особенно в младших классах, разрабатывается в игровой форме. Эти программы требуют выполнения различных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка. При этом правила игры лучше оформлять сюжетно, чтобы обеспечить положительные эмоции от игровой ситуации. Необходимо также, чтобы в игровой ситуации сохранились элементы условности, свобода выбора решающих факторов, широкие возможности применения метода проб и ошибок.
При этом необходимо обеспечить эффективную работу младших школьников с изображениями на дисплее. Сама же программа должна позволить ребенку провести управляемое обследование, в частности осматривание и рассматривание представленных на экране объектов. Желательно, чтобы с помощью ЭВМ (работающей в диалоговом режиме) давалась оценка качеству действие обследования (количество выделенных признаков, последовательность их выделения).
[5]
В программах, созданных на русском языке, условно можно выделить четыре группы модулей:
группа — для работы над дыханием и голосом (модули: «Наличие звука», «Сила звука», «Громкость звука»)
группа — для работы над звуками речи («Звонкость звука», «Произношение звуков речи», «Построение спектров»)
группа — для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи («Звонкость звука», «Ударение», «Интонация»)
группа — для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля над собственной речью («Речевой ввод-вывод»)
Эти программы созданы для овладения русским языком в соответствии с физическими характеристиками русской речи и учитывающими психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста (красочность, игровой характер, речевой материал, соответствующий возрасту, оценка действий ребенка и др.).
Они позволяют широко использовать различные анализаторы (кинестезический, зрительный, слуховой) и их сочетания.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих и слабослышащих детей, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.
Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную речь в момент произношения. Также компьютерные программы обращены к зрительному анализатору. Каждый модуль программы имеет свое цветовое оформление, на экране движутся фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т.д. Например, в программе «Речевой калейдоскоп» в модуле «Замок» представлена красочная сценка: средневековый замок на берегу моря, у замка солдаты и пушка, охраняющие его. Если ребенок правильно произносит звук, то корабль разрушает замок.
Компьютерные программы способствуют когнитивному развитию детей. Каждый модуль программы имеет свое содержание: факир заставляет змею подниматься до определенного уровня, марсианин отражает нападение космических кораблей, Знайка собирает слово из букв в соответствии с картинкой и схемой слова. По ходу выполнения основной задачи — достижения чистоты произношения ребенок решает мыслительные задачи.
Таким образом, компьютерные программы содействуют не только формированию произносительных навыков РСВ, но и развитию мыслительной деятельности.
В ходе обучении детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:
сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т.д.);
закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);
самостоятельная работа над звуками реич, произношением и восприятием речи.
Формы оценки деятельности ребенка:
вербальная — в виде надписи «Молодец!», «Ух, наелся!», «Мало поел!» и др.
слуховая — в виде музыкального подарка, сочетающегося с каким-либо рисунком.
Программа помогает формировать произвольное, управляемое внимание и в тех случаях, когда ребенок получает инструкцию для работы с заданием не только перед его выполнением, но и в процессе выполнения. При этом целесообразно давать указания по мере выполнения тех или иных его частей. Важно также постепенно сокращать ситуации, а также время на объяснение заданий. Это позволяет учителю концентрировать внимание учеников.
Однако использование компьютера в обучении младших школьников может дать и отрицательные эффекты. Наиболее существенны среди них: адинамия, нарушение общения и обеднение (формализация) заданий.
Адинамия возникает из-за самого характера работы на ЭВМ. Она может отрицательно сказаться на физическом развитии и координации движений, которые происходят в этом возрасте. Нарушение общения может произойти из-за того, что разрушается социальная ситуация развития и компьютер становится основным партнером для общения. Обеднение знаний является следствием несопоставимости объектов, которыми ребенок оперирует в реальной жизни и на экране дисплея. Материальные предметы, с которыми имеет дело ребенок, осязаемы и наглядны, их элементы вполне конкретны и доступны пониманию, и главное — предметы включены в реальную деятельность. Процессы, лежащие за гранью движения экранных объектов, остаются за пределами понимания детей. Это может представлять серьезную опасность. Однако отрицательные эффекты могут быть сняты за счет специальной организации педагогического процесса. Станет ли компьютер средством интенсификации обучения и интеллектуального развития младших школьников или затормозит и исказит это развитие — зависит целиком от системы обучения.
В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств коррекции и общего развития детей с недостатками слуха. Это специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКПРАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская).
Например, «Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых.
При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаправленной познавательной деятельности и предметом анализа являются:
личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях («Четыре времени года»);
эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);
использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач; выделение существенных параметров житейских ситуаций как ориентировочной основы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);
понимание текста и влияние контекста на понимание текста как целого («Рассказы о временах года»).
«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упражнений, показывающую возможные методические подходы к решению этих задач. Практика использования этого комплекса программ показывает его преимущества перед другими программами аналогичного содержания и традиционными методами изучения ряда тем.
Компьютерная программа «Решение задач на движение» содержит новую педагогическую технологию решения традиционных задач (обучение решению задач на движение).
Методическое руководство к ней определяет роль и место данных компьютерных упражнений в общей системе работы учителя математики, т. е. дополняет и развивает существующую методику.
Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызывают изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса. Методическое руководство определяет принципы включения новой технологии в общую систему педагогической коррекции произносительной стороны устной речи.
Занятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь» можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий постепенно увеличивается — от 10 мин для трехлетних детей до 20-25 мин для детей 4-5-летнего возраста.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к формированию и коррекции речи, реализация которого достигается «закладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала ребенком. Запись речи каждого ребенка и прослушивание собственной речи способствуют выработке слухового самоконтроля и стимулируют к работе над произношением.
При работе с детьми дошкольного возраста последовательность применения модулей программы частично варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей, но в целом она может выглядеть следующим образом: «Звук» — «Включение голоса» — «Громкость» — «Гласные» — «Интенсивность и голос» -«Различия гласных». Работая с модулями программы, необходимо учитывать индивидуальные возможности детей и строить занятия с коррекционной направленностью, индивидуальной для каждого ребенка.
В первоначальный период работы над программой необходимо предъявление образца выполнения задания педагогом, в дальнейшем его помощь нужна лишь в случае возникающих затруднений, а также при включении элементов соревнования в процессе выполнения задания.
Работая с компьютером, следует соблюдать полисенсорный путь обучения произношению, используя все сохранные анализаторы ребенка.
Необходимо применять специальные коррекционные приемы работы над произношением: привлечение слухового самоконтроля, подражание артикуляции педагога, использование тактильно-вибрационной чувствительности, элементов фонетической ритмики. При работе с модулями «Громкость», «Интенсивность и голос» следует использовать дополнительный набор наглядного материала — картинок и табличек с речевым материалом в зависимости от темы занятия. Работая над ритмической структурой слова, необходимо подбирать и использовать двух- и трехсложные разноударные слова. В первоначальный период работы целесообразно применение табличек со словами в сочетании с предъявлением картинок. Подбор речевого материала осуществляется с учетом возрастных особенностей и произносительных возможностей неслышащих детей.
Как показывает опыт работы (Н.И. Белова), использование программы «Видимая речь» на индивидуальных занятиях при работе над произношением создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы.
Разработана специализированная оригинальная методика обучения детей с нарушениями слуха текстовому редактору на уроках языкового цикла. Показано, как можно формировать навыки работы с текстом на компьютере в рамках содержательной учебной деятельности, отвечающей возрастным интересам и задачам определенного этапа обучения ребенка. На примере текстовых редакторов обосновывается необходимость создания специализированных методических подходов к обучению детей с нарушениями слуха использованию общепринятых программных продуктов.
На уроках учащиеся меняют слова местами, вставляют пропущенные буквы и слова, предложения и абзацы, составляют тексты.
Таким образом, в ходе выполнения заданий на языковом материале решаются простейшие аналитические и синтетические задачи, развивается абстрактное мышление.
Новой задачей современного специального обучения является выявление той части неслышащих детей, которая наиболее способна к программированию как особому виду деятельности. ПМК «Играя, учимся «Logo»» реализует методический подход к выявлению этих детей в процессе длительного, целенаправленного обучения языку «Logo», организованного в игровой форме. В ходе выполнения заданий программ «Logo» происходит овладение пространственными понятиями. Наглядное представление пространственных отношений при манипулировании объектами на дисплее позволяет детям прочнее закреплять необходимые навыки. Практика показывает, что овладение пространственными понятиями происходит у детей с нарушениями слуха эффективнее, чем при использовании традиционных методик.
Рациональное применение компьютерных технологий способствует компенсации дефекта слухового анализатора, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики. [5]
Заключение
Использование технических средств обучения (ТСО), в том числе компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих детей и обеспечивает решение ряда задач:
Повышение качества знаний учащихся. Использование ТСО позволяет познакомить глухих учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии, показать отдельные фазы этого развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. В результате создаются условия для обучения глухих учащихся умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать; расширяются возможности для формирования научных понятий.
Увеличение плотности уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся.
Обеспечение наглядности обучения. В результате применения ТСО создаются условия для более полного учета психофизиологических особенностей глухих учащихся, возможностей их познавательной деятельности. Характерными дидактическими особенностями ТСО, применяемых в школе, являются выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность. Это способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения глухих школьников. При просмотре экранных пособий сурдопедагог может ставить перед учащимися проблемные вопросы и задания (например, на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию), активизируя тем самым познавательную деятельность и интерес к приобретению знаний.
Литература:
1. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». М: 2001.
. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.:2001 10
. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. — М.: Знание, 1984
. Потапова О.М. Лекции по истории сурдопедагогики.
. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004
. Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973;