Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся СПО

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 7

1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Интерес как важнейший фактор активизации познавательной деятельности 12

1.3. Методы и средства формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся 17

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 25

2.1. Изучение уровня сформированности интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 25

2.2. Рекомендации по формированию интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 30

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 39

Введение

Актуальность исследования определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности учащихся, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Интерес к познанию, учению, потребность в освоении необходимых знаний возникают в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что в старшем школьном и юношеском возрасте учебная и познавательная деятельность играет значительную роль.

23 стр., 11208 слов

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов ...

... Шмакова, М.В. Кларина, А.С. Прутченкова и других. Проблеме познавательных интересов, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, ... психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы и малым количеством разработок по игровым технологиям ...

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).

В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности. В работах В.Б. Бондаревского, А.А. Люблинской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности.

Существующая система организации учебного процесса учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного образования.

Анализ педагогического опыта показывает, что при формировании у учащихся интереса к познанию, развитии творческих способностей, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов учащихся зачастую не используются в современной практике работы педагогов и учителей или их применение носит ситуативный характер. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития интересов к учению.

Интерес к учению является фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Многочисленные педагогические и психологические исследования доказывают: учебный процесс протекает эффективно только тогда, когда он вызывает и организует познавательную деятельность обучаемых. Деятельностной подход к обучению активно разрабатывается в трудах известных отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова и др.

Над исследованием путей, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, К.Г. Маквардт, A.M. Матюшкин, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин и др. Большая часть этих исследований относится к периоду советской педагогики и не учитывает тех социально-политических изменений в обществе, которые произошли за последнее десятилетие. Требуется использовать все лучшее, что накоплено педагогической наукой для адаптации к новым условиям рыночной экономики.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО)».

Цель исследования – выявить и обосновать оптимальные пути развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО).

5 стр., 2197 слов

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...

... активности и самостоятельности детей определяет, как поисково-познавательную деятельность [37]. Целый ряд исследований (О.В. Афанасьева [2], Н.Е. Веракса ... -redaktsiya. 2. Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет. ... Н.М. Формирование и развитие информационно- коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии : автореф. канд. ...

Объектом исследования является процесс развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.

Предметом исследования – методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.

На основе изучения теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза: процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения.

Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.

2. Изучить особенности интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности.

3. Определить методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.

4. Выявить уровень развития интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования.

5. Разработать рекомендации по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.

Теоретико-методологическая база исследования:

 основные идеи деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования (Э.Ф.Зеер, A.M.Новиков, В.А.Поляков, Г.М.Романцев, А.Н.Сергеев, Е.В.Ткаченко),

 основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н.Лейбович),

 основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф.Зеер, К.М.Левитан, А.К.Маркова, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков),

 исследования интереса к учению, познавательного интереса учащихся (А.Г.Здравомыслов, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сахаров, А.Д.Сазонов, С.Н.Чистякова, Г.И.Щукина и др.)

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения педагогического опыта; констатирующий эксперимент.

База проведения исследования: УСПО Педагогический колледж №2 г. Челябинска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний и умений в какой-либо предметной области, интериоризация, т.е. перевод из внешней во внутреннюю, психическую.

Во-вторых, были изучены интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности. Было выявлено, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Мы понимаем под интересом к учению избирательную деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

16 стр., 7892 слов

Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста

... деятельности; ü   провести исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков и проанализировать полученные результаты; ü   дать методические рекомендации по формированию мотивации учения у учащихся ... у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, ...

В-третьих, были определены методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Во второй главе представлены результаты диагностики интереса к учению студентов педагогического колледжа и описание деловых игр, которые проводились с целью развития познавательного интереса. Методика проведения деловых игр включает следующие этапы: составление плана игры, написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков, подбор информации; средств обучения, разработка способов оценки результатов игры.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования о том, что процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения, нашла свое подтверждение.

Список литературы

1. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. [Текст] / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999 – 568 с.

2. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.П.Белозерцев; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

3. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации [Текст] / Ю.Б.Гатанов // Психологическая наука и образование. — 1998. — №1. — С.93-100.

4. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.Г.Казакова – М.: Издательский центр «Академия», 202. – 368 с.

5. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. Каратаева // Директор школы. – 2000. — №9. — С.75-80.

6. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учеб. Пособие [Текст] / Под ред. В.С.Кукушина. – Ростов-на-Дону, 2002.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 410 с.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...

... подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема Интернальность - интегральное качество личности ... же выявлена общая тенденция, позволяющая утверждать, что интерналы более успешны в учебе и обладают более сбалансированной системой саморегуляции (В.Дейвис и др.). Последнее объяснялось ...

8. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования [Текст] / Н.И.Макиенко. — М., 1986.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

10. Норенкова, Н.А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие [Текст] / Н.А.Норенкова. — ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2001. — 50 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.

12. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С.Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

13. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С.217-233.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 705 с.

15. Рыжов, В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев [Текст] / В.Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.

16. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» [Текст] / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с.

17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 512 с.

18. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Шалунова М.Г.. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. – 138 с.

19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988.

20. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / Н.Е. Эрганова. — Екатеринбург, 2004. – 150 с.

Приложение

Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории ... с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания ...

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.