ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………..…4-6
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательных процессов у младшего школьника в игре
1.1Характеристика познавательных процессов……………………………7-13
1.2Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте …………………………………………….13-19
Глава 2 Влияние игры на развитие познавательных процессов младших школьников.
2.1 Важность игры в образовательном процессе………………………. 20-23
2.2 Функции игры, мотивы игровой деятельности, классификация игр.23-27
2.3 Познавательные и дидактические игры. Особенность дидактических игр. …………………………………………………………27-31
Заключение………………………………………………………………… 32-33
Литература………………………………………………………………..34-35
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Многочисленные наблюдения и исследования педагогов и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних, обычно, переходит в разряд неуспевающих. Одним из важнейших направлений в решении данной задачи выступает создание в начальной школе условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальной школе не в полной мере, так как многие действия преподавателя в начальной школе реализуются шаблонно, то есть по образцу.
В результате данного обучения у детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, мышления является одной из основных задач начального обучения. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который учитывал бы особенности мыслительной деятельности каждого ученика.
Условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи.
Теоретические основы познавательных процессов в деятельности военнослужащих
... способностей; · определить место и роль познавательных процессов в деятельности военнослужащих; · предоставить психологическую характеристику ... подлинным потребностям и мотивам, особенностям мышления и восприятия мира и ... деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, ...
Ребенок всегда играет, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам, включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная игра способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
На основе анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества и практических подходов к формированию познавательных процессов младших школьников.
Цель исследования — выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становятся более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Объект исследования — развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры.
Предмет исследования — игра как средство развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста если:
1. организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка;
2. соединить обучающую, воспитательную, развивающую, и состязательную деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику познавательных процессов;
2. определить содержание игр, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников;
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыта характеристика познавательных процессов младших школьников в игре.
2. Определены содержание и психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре, предполагающие свободный выбор деятельности, создание благоприятной среды, организацию взаимодействия детей и педагогов, организацию деятельности в соответствии с поставленными целями, реализацию установки на развитие познавательных процессов.
3. Условия, при которых игра является более эффективным средством в развитии познавательных процессов младших школьников:
1. учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе развития познавательных процессов;
2. педагог — носитель знаний;
Теоретическая значимость исследования состоит:
1. в раскрытии понятий «развитие познавательных процессов», «игра»;
2. в выделении особенностей развития познавательных процессов младших школьников в игре;
3. в определении содержания игр, способствующих развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Процесс обучения младших школьников на уроках ИЗО.
... исследования - процесс развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения. Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках ИЗО. Развитие познавательных процессов в ... изучает условия использования компьютера в процессе обучения изображающую игру, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др. ...
Практическая значимость исследования состоит:
в разработке программы диагностики познавательных процессов, технологий и программы развития познавательных процессов младших школьников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРЕ
1.1 Характеристика познавательных процессов
Игра является одной из форм обучения, которая помогает сделать интересным и увлекательным развитие младших школьников. Занимательность игры делает положительно эмоционально окрашенной однообразную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению нового материала, а эмоциональность игрового процесса активизирует все психические процессы и функции у ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через некую практику, вносит разнообразие и интерес в систему развития познавательных процессов ребенка.
Познавательный процесс — процесс, способствующий познанию, расширению знаний [18, c. 132].
В младшем школьном возрасте дети располагают значительным потенциалом для развития. Его выявление и эффективное использование — одна из главных задач педагогов и родителей.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах вполне способны усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. Поэтому необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес к учебе у школьников.
С поступлением ребенка в школу под влиянием процесса обучения начинается изменение всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [13, с. 11].
Одна из проблем состоит в том, что углубленная и эффективная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции своего поведения, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь. Необходимость их связана с поступлением в школу. Из «натуральных», согласно Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным [8, c. 74].
Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического ...
... двигательной деятельности. Подвижные игры, подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения, ... мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости. Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения ...
За первые три-четыре года обучения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления, выделение, обособление и независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Так же можно добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения пользоваться образами, и способности оперировать понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Развитие познавательных способностей — это готовность и прогрессивное изменение процессов индивида, ведущих к более высокому уровню усвоению знаний.
Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [14]
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Человек, например, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-нибудь увлекательным делом и не замечать ничего вокруг. Сосредоточенность внимания называют еще концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы [16].
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае перевод внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь даже малозначительном объекте.
Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя
... психофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов (аутогенная тренировка, меди ... и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач ... руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воздействия - одно из базовых направлений современной психологии управления, что ...
С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.
Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Человек способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека — 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, характеризует объем его внимания. Экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, поэтому оно отождествляется с объемом кратковременной памяти [6].
Виды внимания
1) природное;
2) социально обусловленное
3) непосредственное;
4) опосредованное;
5) произвольное;
6) непроизвольное;
7) чувственное;
8) интеллектуальное.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние стимулы. Основным механизмом, обеспечивающим работу и такого внимания, является ориентировочный рефлекс.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в процессе социализации и в результате обучения и воспитания. Оно связанно с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию. Оно связано с борьбой мотивов и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по ……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Баев П.М Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. — М.: Русский язык, 1989. — 138 с.
2. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. — 2004. — №4. — С. 42-47.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 272 с. — (После уроков).
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому ... -простых осязательных ощущениях, оно не обнаруживает значительного отличия от чувства нормальных людей». Развитие в тонкости осязательных ощущений у зрячих и слепых не устанавливается ...
4. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. — Т.1 (А — О).
— М.: Вече; АСТ, 2000. — 592 с.
5. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. — Т.2 (П — Я).
— М.: Вече; АСТ, 2000. — 560 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — 412 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. — М.: АСАДЕМА, 1999. — 317 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — 589 с.
9. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 169 с.
10. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2000. — 421 с.
11. Джинотт Дж. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой терапии. — М.: Апрель-пресс, 2005.- 22 с. — (Детская психология).
12. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Изд. центр “Академия”,1995. — 352 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. — №40, октябрь. — 2004. — 32 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997. — 423 с.
15. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с. — (Библиотека для родителей).
16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — М., 1995. — 361 с.
17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. — М., 1996. — 173 с.
18. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. — Кн.2: Процесс воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
19. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. Пособие /
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999. — 243 с.