Содержание
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения дошкольников
с диагнозом ОНР……………………………………………………………………6
1.1 . Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников…6
1.2. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР…………11
1.3. Восприятие речи как основа обучения грамоте детей с ОНР………………18
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………………..23
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования…………………………………………23
2.2. Диагностика готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР……..24
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………..27
2.4. Выводы эмпирического исследования и
психолого-педагогические рекомендации…………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………………39
Приложения………………………………………………………………………….41
Введение
Исследователи в области педагогики и психологии всегда соглашались друг с другом в том, что хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность таких ребят к школьному обучению, в частности – умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме.
«Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда).
В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка» [3].
Развивающая игра как средство повышения познавательной активности ...
... процесс развития познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения. Предмет исследования: влияние игры на повышение познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения. Гипотеза ... - исследован образовательный процесс в дошкольных учреждениях с позиций развития личности ребенка (Л.М.Денякина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Р.Б.Стеркина) и возможности развивающей среды ( ...
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Мастюкова Е.М.).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР.
Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет – взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ОНР у старших дошкольников.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи курсовой работы:
• провести теоретический анализ литературы по проблеме;
• определить общую картину готовности ребят к обучению грамоте;
• выявить взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ОНР старших дошкольников;
• разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации процессов коррекции речевого недоразвития дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
• теоретические положения психологии, психолингвистики, педагогики о роли языка в процессе познания;
• концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Лурия А.Р. и др.);
• идея развития путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский);
• идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап – поисково-теоретический, в которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и реальном опыте педагогов-практиков, определялись исходные позиции исследовании (цели, задачи, методы), формулировался рабочий вариант гипотезы.
2 этап — эмпирический, связанный с проведением психолого-педагогического исследования.
3 этап — заключительно-обобщающий, на данном этапе были проведены систематизация материал и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены психолого-педагогические рекомендации прикладного характера.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между показателями уровня готовности к обучению грамоте и степенью ОНР дошкольников, а именно – чем тяжелее степень ОНР дошкольников, тем менее успешны такие ребята в обучении грамоте, и наоборот, легкие речевые нарушения не создают существенных препятствий к овладению дошкольниками грамотой.
Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе
... исследования: дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад. Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Методы исследования: ... . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . ... готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения, а также в процессе освоения грамоты. ...
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:
• теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);
• эмпирические (диагностика речевого развития, уровня развития мышления, мелкой моторики, основ грамоты, предложенная Гавриной С.Е.);
• методы обработки полученных данных.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности исследования на совершенствование и оптимизацию условий личностного и интеллектуального развития детей в образовательных учреждениях путем:
• формулирования и внедрения рекомендаций педагогам и родителям;
• углубления знаний будущих педагогов дошкольного воспитания и начальных классов об особенностях обучения грамоте детей с ОНР;
• использования полученных результатов в работе педагогов-психологов и методистов отделов образования по обеспечению комплексного подхода к исследуемой проблеме.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, схемы, графики, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.
В первой главе нами рассмотрены особенности формирования готовности к обучению грамоте в дошкольном возрасте, развития речи и познавательных процессах при ОНР различной степени и генеза, а также раскрыты закономерности восприятия речи дошкольниками с диагнозом ОНР с точки зрения его влияния на процесс обучения грамоте.
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментального исследования и методик по данной проблеме, анализ результатов исследования, и предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию и улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью эффективного обучения грамоте дошкольников с ОНР.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения дошкольников
с диагнозом ОНР
1.1. Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников
Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т.е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира (Л.И.Божович).
Нельзя не сказать и о том, что современное школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, поскольку усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях существуют логопедические группы. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелокой моторики, обучают грамоте.
Ведущие ученые (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.Е., Колпоковская И.К., Ястебова А.В.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями
... жестов первичный язык, с помощью которого первобытные люди имели возможность общаться. Развитие функции руки и речи шло параллельно. На этот процесс похож ход развития речи ребенка. Первыми развиваются ... дошкольников с речевыми нарушениями. Предмет исследования: несформированность базисных компонентов готовности к обучению письму у дошкольников с речевыми нарушениями. В соответствии с целью были ...
Особое место в системе обучения принадлежит процессам освоения родного языка. Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность [21, 1].
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Выготский Л.С., Карпова С.Н., Лурия А.Р., Пиаже Ж., Сохин Ф.А., Эльконин Д.Б. и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как средство общения. Л.С. Выготский писал: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств» [4]. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [21, 2].
Подготовка к обучению грамоте (правильной речи) на занятиях в ДОУ должна предусматривать:
• совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка: развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
• уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
Обучение детей с ФФН грамоте.Экспериментальное изучение фонематических ...
... ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи ... речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н.). Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ФФН является обучение ...
• развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
• формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему;
• воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы;
• формирование доброжелательных отношений со сверстниками.
Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при работе за столом, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период дошкольники должны знакомиться с детской художественной литературой [21, 10].
Подготовка к обучению грамоте (правильной речи) состоит из двух этапов.
На первом этапе формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание. Без таких умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
На втором этапе у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Рассматривая обучение детей правильному выражению своих мыслей в речи, следует также коснуться и проблемы подготовки к обучению технике письма.
Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение. О предварительной подготовке к обучению письму К.Д. Ушинский писал: «Основательное, ничем не пренебрегающее первоначальное обучение постепенно ускоряет свой ход: ученик, много пропустивший вначале, теряет гораздо больше времени на восполнение этих пропусков» .
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т.д.
Чт…
**************************************************************