Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников умения сравнивать
1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте 6
1.2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 14
Глава 2. Эмпирическое изучение формиования у младших
школьников умения сравнивать
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2.Анализ результатов исследования 24
Заключение 31
Литература 33
Приложение 36
Введение
Начало обучения ребенка в школе – это важный этап в его развитии. Новое окружение, новые требования, новые группы сверстников и окружение из взрослых влияют на ребенка в этот период. В зависимости от того, как ребенок начал учиться, насколько успешно он осваивает новый материал, где начинает проявлять особенные способности, какие оценки получает ребенок – зависит его дальнейшее успешное обучение.
В педагогике проблема обучения ребенка в начальной школе – рассматривается как одна из важнейших задач, реализация которой стимулирует дальнейшее развитие ребенка. Школьная успеваемость, в этом смысле, является критерием успешности ребенка. Данный аспект обусловливает социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Изучение развития познавательной сферы и мышления в младшем школьном возрасте являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.).
В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам влияния познавательной сферы на процесс и успешность обучения ребенка в начальных классах. Исследованиями в этой области занимались и занимаются С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. Однако как показывает анализ литературы специальные вопросы изучения формирования у младших школьников умения сравнивать и влияние этого умения на процесс школьной успеваемости в исследованиях разбирается лишь косвенно, в контексте общих исследований мышления и познавательной сферы. Это предопределяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость работы объясняется возможностью использовать данные теоретического и эмпирического исследования практическими психологами, социальными работниками и педагогами системы обязательного и дополнительного образования.
Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития
... мышления у детей с задержкой психического развития; -определить педагогические средства развития логического мышления у детей с задержкой психического развития. Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей с задержкой психического развития .1 Логическое мышление Мышление ... сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, ...
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что проблема формирования у младших школьников умения сравнивать исследуется в психологической литературе только в контексте общего изучения мыслительных операций ребенка в этот возрастной период. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос изучения особенностей умения сравнивать у младших школьников, а также влияния этих особенностей на фактор школьной успеваемости успеваемости ребенка.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей формирования у младших школьников умения сравнивать.
Объект исследования – умение сравнивать как характеристика мыслительной деятельности ребенка в возрасте 7-9 лет.
Предмет исследования – взаимосвязь сформированности умения сравнивать и успеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования – умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.
Задачи:
1. Изучить основные характеристики младшего школьного возраста и особенности его учебной деятельности.
2. Подобрать пакет диагностических методик для выявления взаимосвязи умения сравнивать и успеваемости младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование проблемы формирования умения сравнивать у младших школьников и влияние этого умения на школьную успеваемость.
Экспериментальной базой исследования явилась средне образовательная школа № 4122 г. Москвы. Выборочную совокупность исследования составили дети в возрасте 7-9 лет в количестве 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков) учащихся 2-3 классов.
Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы………
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и все еще в настоящее время мало разработанной теме исследования формирования у младших школьников умения сравнивать.
Теоретический и эмпирический анализ проблемы позволяет сделать нам ряд следующих выводов.
Младший школьный возраст в научной литературе рассматривается как период развития ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Этот период относится большинством исследователей к наиболее важному периоду, в течение которого начинают бурно развиваться психофизиологические, характерологические и психоэмоциональные процессы. Основная деятельность младших школьников – это учебная деятельность, в основе которой лежит не просто получение ребенком определенной суммы знаний, но и закладывания фундамента для дальнейшего обучения, как в школе, так и в других учебных заведениях. Именно поэтому важным аспектом для анализа является в этом возрасте проблема успеваемости.
Познавательная и интеллектуальная сферы развития в младшем школьном возрасте являются основой успешного обучения ребенка в школе. Согласно теории Пиаже дети в этот период в своем развитии переходят на стадию операционального мышления, характеризующуюся более высоким уровнем мыслительных операций (способность к логическим операциям и т.д.).
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... мают общие критерии оценки и способы ее использования с такой легкостью, как младшие школьники. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие ... лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на предварительную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, по ...
Также существенное развитие имеют процессы памяти, воображения, восприятия, внимания. Наиболее изученными в научно-психологической и педагогической литературе являются проблемы развития у младших школьников мышления, но такой узкий вопрос как формирование умения сравнивать в литературе широко не рассматривается.
В эмпирической части исследования нами были исследованы дети в возрасте 7-9 лет, в количестве 20 человек.
В ходе исследования по 4 методикам изучения уровня сформированности умения сравнивать мы выявили, что данное умение по отельным методикам имеет высокую степень выраженности у 6 младших школьников (30%), средние оценки по большей части шкал получили 9 детей (45%), а низкий уровень данного умения оказался выявлен у 5 учащихся начальной школы (25%).
В целом мы можем отметить, что развитие сформированности умений сравнивать у младших школьников имеет в основном среднюю степень выраженности.
Второй этап исследования показал наличие у определенной части младших школьников низкой успеваемости (8 детей – 40%).
Однако в целом средние (9 учеников – 45%) и высокие (3 школьников – 15%) показатели в данной группе детей имеют большую выраженность.
Для того чтобы определить, существует ли взаимосвязь между уровнем сформированности у младших школьников умения сравнивать и успеваемостью, нами был проведен корреляционный анализ по методике Пирсона.
Анализ показал наличие устойчивой взаимосвязи не только между отдельными парами факторов вербального и невербального интеллекта и успеваемостью по письменным и устным предметам, но и прямопропорциональную зависимость общих показателей интеллекта с общими показателями успеваемости. Наиболее выраженная связь была выявлена между факторами развития умения сравнивать предметы в группе и успеваемости по устным предметам (0,701 и 0,71 балла).
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что умение ребенка младшего школьного возраста сравнивать понятия и предметы влияет на их успеваемость при обучении в школе.
Эти данные позволяют говорить нам о том, что для повышения успеваемости младших школьников необходимо развивать их мышление, выраженное в умении сравнивать.
Литература
1. Аксенова Т.В. Развитие интеллекта младших школьников. – Томск, 2005.
2. Алексеева М.И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. – Материалы 3 Всесоюзного съезда психологов. — М., 2003, Т.2.
3. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности/ Вопросы психологии, 1995, № 4.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1999.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д, 2003.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2004.
7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М., 2001.
8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. — Киев, 1995.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2002.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, ...
10. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. — М., 1995.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 45 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1991.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 2004.
18. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А.Менчинской.- М.: Педагогика, 2001.- С. 206-252.
19. Каткова Л.В. Развитие познавательных потребностей младших школьников на уроках.- В кн.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. — Волгоград, 1999.
20. Клименко А.И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуктивность умственной деятельности учеников 4-х классов // Типологические исследования психологии личности.- Пермь,1997.
21. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.
22. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.
23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2001.
24. Мухина B.C. Детская психология. — М., 2006.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1996.
26. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
27. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.
29. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
30. Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе//Начальная школа. — № 12, 1997.
31. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М.: Рольф, 2000. — 142 с.
32. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2001.- 112 с.
33. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 2006.
34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб.и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).
– СПб.: Питер Пресс, 1997.
36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,1994.