Формирование нравственных представлений у младших школьников во внеклассной работе

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Педагогика» Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1. Выдающиеся педагоги о нравственном воспитании школьников 7 1.2. Сущность, цели и задачи нравственного воспитания 3. Формы и методы нравственного воспитания 16 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников 2. Диагностика уровня сформированности нравственной культуры младших школьников 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31 ПРИЛОЖЕНИЯ 32 ВВЕДЕНИЕ Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

В законе Республики Беларусь «Об образовании» указано, что «общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения…». Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности.

13 стр., 6309 слов

Условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо

... формирование нравственно-волевых качеств. Цель исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо. Объект исследования: воспитание волевых качеств младших школьников ... , что в этом возрасте происходит становление личности, формирование характера. В этом возрасте происходят значительные изменения ...

Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Большую роль в нравственном становлении личности школьников играет учитель.

Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, никогда не обойдет следующих постулатов: он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Человек по своей природе не любит однообразия, и поэтому монотонная, неэмоциональная, однообразная речь педагога зачастую гасит интерес к беседе, к общению, к сотрудничеству, что делает невозможным или малоэффективным нравственное воспитание.

Результативность работы педагога зависит и от способности учителя научить ребенка интонационно-образному восприятию мира. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Наделив школьника знаниями, но не воспитав в нем нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь. Но школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

... воспитания: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание. Тема 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования 2 ч. Общее понятие о социализации личности младшего школьника ... воспитания. Приёмы педагогического воздействия. Средства воспитания. Взаимосвязь методов, приёмов и средств воспитания. Внеклассная ...

Данная работа посвящена формированию нравственных качеств личности младших школьников во внеклассной работе. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Актуальность работы обусловлена тем, что именно в этом возрасте закладываются культурологические основы нравственного воспитания. Данная тематика достаточно широко рассматривается в работах Харчева А. Г Мальковской П. Н Немировского В. Г Никитина Л.Е. и других. Объектом исследования является нравственное воспитание младших школьников. Предметом исследования является процесс формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной работе. Целью исследования является оценка эффективности внеклассной работы в формировании нравственных представлений младших школьников.

Задачи: 1. Определить цели, методы и содержание нравственного воспитания младших школьников. 2. Определить место внеклассной работы в школьной жизни. 4. Определить уровень сформированности нравственной культуры младших школьников. Методы исследования: — анализ литературы, — наблюдение, — эксперимент. Гипотеза: Если во внеклассной работе с младшими школьниками учитель будет активно использовать формы и методы нравственного воспитания, то это будет способствовать развитию личности школьников и формированию у них нравственной культуры.

ГЛАВА 1 НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1

Выдающиеся педагоги о нравственном воспитании школьников

Нравственное воспитание младших школьников является одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка — та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

12 стр., 5840 слов

Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей

... . Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработкой у школьника нравственных ценностей. Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества ...

Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно — деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [5, c. 134] Другой выдающийся философ античности — Демокрит писал следующее: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». [7, c. 134] Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». [13, c. 134]. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности всегда осознавались и ставились в педагогике.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... осуществляют нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. Проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника ... , убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; 5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; ...

Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог — демократ Генрих Песталоцци.

Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения.

По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский в статье «о нравственном элементе в воспитании «он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой… Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. 1.2 Сущность, цель и задачи нравственного воспитания школьников Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание № 5, 1989

... .: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро ... партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся ...

Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений." [ 14, c.155] Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества.

Нет морали, единой для всех времен и народов.

По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [16, c.104] И.С. Марьенко обозначил «нравственность — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д." [11. c.7] «Нравственные нормы — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек — общество — природа»

... экологического воспитания входит также воспитание экологической ответственности. Нравственное, значит ответственное отношение к природе, как правило, пронизывает все сферы деятельности и поведения людей: ... данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческой природы. ...

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них" [ 9, c.104] Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская — «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает.

А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник — уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно" [ 12, c.25] Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак — нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности."[ 16, c. 29] «Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали."[ 13, c. 163] Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: — «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». — Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. — Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. — Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. — Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. — Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» [11, c.29] Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности — сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения [6, c. 163] «Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления" Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [13, c.265] Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком.

Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности.

Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. «Источник моральных привычек — в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств.

Моральные привычки — это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек — это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами — словом красотой". Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно — чувственное переживание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок.

В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты". Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.

При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. 1.3 Формы и методы нравственного воспитания Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя.

Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт [17, c. 83] Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования.

Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному.

Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива.

Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.

Конечная цель работы с коллективом — воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный.

В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика.

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять — мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. [12, c. 84−85] И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).» [ 18, c.113] В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание.

Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся.

К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях.

Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания. ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [1]. Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств. Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью.

Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений.

Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.

Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей.

Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения.

Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом.

Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О.С. Газман).

Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы. Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения.

Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах.

В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др. Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи — это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.

Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни — рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т. п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье. 2.2

Диагностика уровня сформированности нравственной культуры младших школьников Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.

Базой нашего исследования была гимназия № 4 г. Барановичи. 3 «а» — экспериментальный класс, 3 «б» — контрольный. Нами было использовано 4 методики (см.

ПРИЛОЖЕНИЯ

А, Б, В, Г) Анализ результатов исследования позволил выделить группу школьников с низким уровнем нравственного опыта.

В экспериментальном классе они составляют 43%, в контрольном — 40%. Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта.

Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. Далее мы выделили группу испытуемых со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта — 7% - во 2 экспериментальных классах и столько же во 2 контрольных. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3−4 существенных признака. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость.

Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм. На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта. На втором этапе исследования мы формировали у учеников 3-го экспериментального класса ответственность и доброжелательность в процессе обучения.

При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания. Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям: — организация взаимной деятельности учащихся на уроках; - анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения; - организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы. Доброжелательность формировалась следующим образом: — организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий; - систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся. На втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу: Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал? Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге.

Таня сидела одна, очень грустная… Если бы ты строил что — то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?» Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу.

Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто — то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы — дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша… «Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?» Рассмотрим полученные результаты: Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта.

Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов разделились на три группы — с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта. В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальном классе количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем — 57%, и с высоким — 27%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй.

Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых экспериментального класса отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. В контрольном классе каких — либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента).

Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых в экспериментальном классе произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои.

Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги — ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка — та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Этика как наука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и об осуществлении его в поведении человека только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно — деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения. Опытная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру — …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В. Архангельский — М.: Просвещение, 1979. 3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К. Бабанский — М.: Просвещение, 1988. 4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии М.: Просвещение, 1975. 5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев — М.: Просвещение, 1979. 6. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности/ З.Н. Васильева — М.: Просвещение, 1978. 7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А. Григорович — М 2001 г. 8. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий — М.: Просвещение, 1977. 9. Ковалев, Н. Е Райский, Б. Ф Сорокин, Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов/ под ред.: Н.Е. Ковалева — М.: Просвещение, 1987. 10. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С. 98. 11. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко — М.: Просвещение, 1985. 12. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ — Мн.: 2001. 13. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6. 14. Словарь-справочник по педагогике / авт сост. В.А. Мижеринов; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. -М 2004. 15. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А. Сухомлинский — М: 1980, т.2. 16. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. 17. Уледов, А.К. Нравственное воспитание/ А.К. Уледов — М.: Мысль, 1979. 18. Урунбасарова, Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки/ Э.А. Урунбасарова — Алматы: Казгосиздат, 1999. 19. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов — М.: Просвещение, 1990. 20. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003 № 4 — с.24−29.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector