Формирование навыка осознанного чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи третьего уровня

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня

1.1. Обзор литературы по данной проблеме………………………………………..6

1.2. Психофизиологическая структура процесса чтения…………………….10

1.3. Психологические основы методики обучению чтению……………….14

1.4. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями…………………………………………………………………………….16

1.5. Особенности чтения учащихся 2 классов с отклонениями в речевом развитии…………………………………………………………………………………………………..19

Выводы по первой главе………………………………………………………………….22

Глава 2. Организация экспериментальной работы по исследованию и формированию навыка осознанного чтения у младших школьников

2.1. Методика исследования уровня состояния навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………………………………………………………………………………23

2.2. Содержание работы по формированию навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи третьего уровня……………31

Выводы по второй главе………………………………………………………………….38

11 стр., 5055 слов

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов

... проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся младших классов. Задачами работы являются: - анализ значения оценки учебных достижений учащихся младших классов; - рассмотрение дидактических целей проверки ... применения. Данная задача может широко применяться для проверки общего уровня интеллекта учащихся, для образования внутренних и межпредметных связей. Она особенно эффективна ...

Заключение……………………………………………………………………………………..39

Список использованной литературы…………………………………………………40

ВВЕДЕНИЕ

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

Полноценный навык чтения — это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения — один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Навык чтения — явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл. Это правильность чтения — умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.

Проблема развития навыка чтения рассматривалась на протяжении многих лет, не только у детей с речевыми нарушениями, но и у детей с нормальным речевым развитием. При этом данную тему исследовали такие известные ученые как Р. Якобсон, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Егоров, А.К. Аксенова, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие ученые.

Цель нашего исследования: изучить особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с речевыми нарушениями и разработать содержание логопедической работы по его формированию на уроках литературы.

Объектом является навык осознанного чтения и пути его формирования.

Предметом исследования является процесс формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

10 стр., 4646 слов

Проблема соотношения обучения и развития.

... педагогической психологии состоит в раскрытии связей развития психики ребенка с его обучением и воспитанием. По словам Л.С.Выготского, отношение обучения и развития школьников - «самый центральный и основной ... приступить к обучению ребенка знаниям и навыкам.   Рис. 9. Соотношение возрастной и педагогической психологии   Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Уже благодаря ...

1. путем анализа литературных источников выявить психолого-педагогические особенности развития навыка осознанного чтения у младших школьников с отклонениями в речевом развитии и нормально развивающих сверстников; к

2. проанализировать диагностические методики и подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня развития навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи третьего уровня;

3. разработать содержание работы по формированию навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи третьего уровня, используя метод научной компиляции.

Методы исследования: библиографический, аналитико-синтетический, эксперимент, наблюдение, беседа, тесты.

Методологическая основа исследования:

• Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми проблемами (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

• Теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (А.Н. Леонтьев, Т.А. Власова и др.).

• основой исследования являются работы по психологии навыка чтения (А.Я. Трошин, Н.Д. Левитов, Е.Н. Медынский, Н.А. Рыбников, JI.M. Шварц, Т.Г. Егоров, З.И. Клычникова, А.Н. Соколов, Н.Г. Морозова, Д.Б Эльконин и другие), по методике обучения чтению (К.Д. Ушинский, JI.K, Назарова, В.Г.Горецкий), по вопросам развития навыка чтения (Н.Н.Щепетова, Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Д.Б.Коршунова и другие).

Практическая значимость нашей работы в том, что исследования могут быть использованы учителями-логопедами, учителями начальных классов, родителями при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию навыка чтения у школьников как с речевой недостаточностью, так и с другими нарушениями.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введение, двух глав, заключения, списка использованной литературы и .

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом // М.: Просвящение, 1989. — 270 с.

3. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.

4. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед 2005, №3

5. Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.

6 стр., 2762 слов

Нарушение чтения у детей с нарушением интеллектуального развития

... исследования - выявление особенностей нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью. Исследования помогут педагогу организовать эффективное обучение детей и адресную коррекционную работу по развитию речи учащихся. Для реализации цели ...

6. Венедиктова, Л.В., Лалаева, Р.И., Е.А. Мартынова и др. Базисный учебный план по русскому языку для школы V вида. – Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.

7. Визель, Т.Г. Нарушение чтение и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ,М.: Астрель; М.: Транзиткнига, 2005. – 126 с.

8. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.

9. Воронова, А.П. Состояние высших психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Г.А. Волковой. СПб., 1994.

10. Гетманский, М.И. Исправление недостатков речи у школьников / Под ред. Р.Е. Левиной. – Минск: «Высшая школа», 1970. – 192 с.

11. Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. — №6 – с. 5-14.

12. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. — Мн.: НМЦентр, 1994. — 20 с

13. Иванова, Н.В Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и ее формирование на логопедических занятиях // Логопед 2007, №3

14. Иншакова, О.В. Альбом для логопеда. Для логопедов, воспитателей, студентов дефектологических факультетов.- М.: ВЛАДОС ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003 г. – 280с.

15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с

16. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 1997. – 172 с.

17. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведения / Под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: .: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

18. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

19. Лурия, А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследований: учеб пособие для студ. Психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство центр «Академия», 2002. – 352 с.

20. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004. – 464 с.

21. Методика обучения динамическому чтению / Сост. И.З. Постоловский и др. Одесса: Изд-во ОблИУУ, 1994.

22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997. – с.168.

23. Методы обследования речи у детей / Под общей редакцией Власенко И.Т., Чиркиной Г.В. – М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования института коррекционной педагогики, 1992. – 170 с.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного ...

... с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям. У младших школьников интерес к математике уже более устойчив. К тому ... же в настоящее время разработано много новых программ по обучению детей математике. И задача ...

24. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — СПб: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.

25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АРКТИ, 2001.

26. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей