особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 5

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5

1.2 Значение речедвигательного анализатора. Формирование произносительной стороны речи 9

1.3 Особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у детей развития речи детей младшего возраста">младшего школьного возраста в онтогенезе 11

Выводы по главе первой 16

Глава II. Клиника психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17

2.1 Клиническая характеристика детей 17

2.2 Психолого-педагогическая характеристика 20

2.3 Особенности произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 22

Выводы по главе второй 28

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер. У детей с нарушениями интеллекта не сформированы все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

У детей с нарушением интеллекта нарушена звукопроизносительная сторона речи. Говоря об особенностях просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, отмечается, что их речь монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей — ускоренная, у других — замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения.

13 стр., 6161 слов

Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

... детей с интеллектуальными нарушениями. Объектом исследования являются математические представления у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности развития математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования: математические представления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ...

Наиболее распространенным речевым дефектом младших школьников с нарушением интеллекта, является нарушение звукопроизношения. По данным Г.А. Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых — 45%, в третьих — 30%. В исследованиях Д.И. Орловой отмечается, что нарушения звукопроизношения наблюдаются в первом классе у 45% учеников, во втором — у 41,4%, в третьем — у 30,4%. В младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения наблюдаются лишь у 4% школьников.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении Ф.A. Pay, М.Е. Хватцевым.

Таким образом, широкая распространенность дефектов звукопроизношения у младших школьников с нарушением интеллекта и необходимость логопедической работы по их коррекции и устранению является актуальной проблемой для коррекционной педагогики.

Цель работы – изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования – процесс формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

Предмет исследования – особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

2. Раскрыть этапы развития звукопроизносительной стороны у детей младшего школьного возраста.

3. Выделить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Экспериментальная база исследования — МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида №83 г. Челябинска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе

Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение) [20]. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... виды речевых нарушений .1 Нарушение звукопроизношения .2 Алалия .3 Дислалия .4 Нарушение речи при снижении слуха .5 Заикание .6 Ринолалия .7 Нарушение голоса Заключение ... -фонематической стороны речи в онтогенезе Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение ...

Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения [7].

По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

 верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

 среднего подъема ([э], [о]);

 нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

 переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть языка;

 среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

 заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]).

При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Согласные звуки классифицируются по способу образования и по мес……

Список литературы

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. — М.: Педагогика, 1977. — 175с.

2. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. – 207 с.

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородовой. – Л., 1969. – 184 с.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 — 471с.

6. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия. — М.: Владос, 2001. — 240 с.

7. Гончарова, В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ / В.А. Гончарова // Школьный логопед. — 2006. — №3. — С.39-43.

8. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239с.

9. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

9 стр., 4057 слов

Теоретические основы развития связной речи младших школьников ...

... учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. 1.2 Сущность понятия «речевые умения» Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи ... исследования. Цель нашей исследовательской работы является обоснование развития связной речи младших школьников при работе над сочинением. Для реализации данной ...

10. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. — М., 1995. – 246 с.

11. Каше, Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР: НИИ дефектологии, 1956. — 12с.

12. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380с.

13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 224с.

14. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.3-17.

15. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1975. — 174с.

16. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — СПб, 1994.

17. Парамонова. JI.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000. — 240с.

18. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.

19. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. — М., 2003. – 272 с.

20. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

21. Туманова, Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Изд-во МСГИ, 2004. — С. 263- 269.

22. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. — М.: В. Секачев, 2005. – 200 с.