особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 5

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5

1.2 Значение речедвигательного анализатора. Формирование произносительной стороны речи 9

1.3 Особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у детей развития речи детей младшего возраста">младшего школьного возраста в онтогенезе 11

Выводы по главе первой 16

Глава II. Клиника психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17

2.1 Клиническая характеристика детей 17

2.2 Психолого-педагогическая характеристика 20

2.3 Особенности произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 22

Выводы по главе второй 28

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер. У детей с нарушениями интеллекта не сформированы все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

У детей с нарушением интеллекта нарушена звукопроизносительная сторона речи. Говоря об особенностях просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, отмечается, что их речь монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей — ускоренная, у других — замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения.

13 стр., 6161 слов

Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ставропольский государственный педагогический институт" Факультет специальной педагогики Кафедра специальной и клинической психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями студентки ...

Наиболее распространенным речевым дефектом младших школьников с нарушением интеллекта, является нарушение звукопроизношения. По данным Г.А. Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых — 45%, в третьих — 30%. В исследованиях Д.И. Орловой отмечается, что нарушения звукопроизношения наблюдаются в первом классе у 45% учеников, во втором — у 41,4%, в третьем — у 30,4%. В младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения наблюдаются лишь у 4% школьников.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении Ф.A. Pay, М.Е. Хватцевым.

Таким образом, широкая распространенность дефектов звукопроизношения у младших школьников с нарушением интеллекта и необходимость логопедической работы по их коррекции и устранению является актуальной проблемой для коррекционной педагогики.

Цель работы – изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования – процесс формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

Предмет исследования – особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности

... проблеме исследования. 2. Уточнение основных понятий исследования «профилактика», «звукопроизношение». 3. Проведение анализа особенностей становления звукопроизношения детей 5 года жизни. 4. Изучение способов профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у ...

2. Раскрыть этапы развития звукопроизносительной стороны у детей младшего школьного возраста.

3. Выделить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Экспериментальная база исследования — МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида №83 г. Челябинска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе

Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение) [20]. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения [7].

По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

 верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

 среднего подъема ([э], [о]);

 нижнего подъема ([а]).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... речи нужно давать детям задания творческого характера. Ог­ромное значение для развития фантазии детей ... 10. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из ... за счет протяжного произношения ударных гласных. - Учить свободно, без «зажимов» ... Дети в мире творчества – М., 1995. 14. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980. 15. Кулаковский Л. Песня, ее язык, ...

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

 переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть языка;

 среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

 заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]).

При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Согласные звуки классифицируются по способу образования и по мес……

Список литературы

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. — М.: Педагогика, 1977. — 175с.

2. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. – 207 с.

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородовой. – Л., 1969. – 184 с.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 — 471с.

6. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия. — М.: Владос, 2001. — 240 с.

7. Гончарова, В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ / В.А. Гончарова // Школьный логопед. — 2006. — №3. — С.39-43.

8. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239с.

17 стр., 8103 слов

Развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе с использованием компьютерных программ

... развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи младших школьников ... приобретают умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры. ... значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, ...

9. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

10. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. — М., 1995. – 246 с.

11. Каше, Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР: НИИ дефектологии, 1956. — 12с.

12. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380с.

13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 224с.

14. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.3-17.

15. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1975. — 174с.

16. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — СПб, 1994.

17. Парамонова. JI.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000. — 240с.

18. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.

19. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. — М., 2003. – 272 с.

20. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

21. Туманова, Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Изд-во МСГИ, 2004. — С. 263- 269.

24 стр., 11661 слов

Выявление нарушений письма у учащихся начальных классов массовой школы

... констатирующего этапа эксперимента Целью настоящего исследования является выявление нарушений развития письма у учащихся младших классов и определение направлений логопедической работы по ... которые способствуют развитию речи и преодолению ошибок письма. Заключение Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию технологии выявления нарушений письма у учащихся начальных классов ...

22. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. — М.: В. Секачев, 2005. – 200 с.