особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 5

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5

1.2 Значение речедвигательного анализатора. Формирование произносительной стороны речи 9

1.3 Особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у детей развития речи детей младшего возраста">младшего школьного возраста в онтогенезе 11

Выводы по главе первой 16

Глава II. Клиника психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17

2.1 Клиническая характеристика детей 17

2.2 Психолого-педагогическая характеристика 20

2.3 Особенности произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 22

Выводы по главе второй 28

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер. У детей с нарушениями интеллекта не сформированы все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ­щее восприятие, то к концу младшего школьного возрас­та, при соответствующем обучении, появляется синтези­рующее восприятие. Развивающийся интеллект создает воз­можность устанавливать связи ... становление зависит и от развития тео­ретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности ...

У детей с нарушением интеллекта нарушена звукопроизносительная сторона речи. Говоря об особенностях просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, отмечается, что их речь монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей — ускоренная, у других — замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения.

Наиболее распространенным речевым дефектом младших школьников с нарушением интеллекта, является нарушение звукопроизношения. По данным Г. А. Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых — 45%, в третьих — 30%. В исследованиях Д.И. Орловой отмечается, что нарушения звукопроизношения наблюдаются в первом классе у 45% учеников, во втором — у 41,4%, в третьем — у 30,4%. В младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения наблюдаются лишь у 4% школьников.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г. А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении Ф.A. Pay, М.Е. Хватцевым.

Таким образом, широкая распространенность дефектов звукопроизношения у младших школьников с нарушением интеллекта и необходимость логопедической работы по их коррекции и устранению является актуальной проблемой для коррекционной педагогики.

Цель работы — изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования — процесс формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

Предмет исследования — особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

... ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ   Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений. Всестороннее обследование детей логопед ... учреждениях). 40. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов ... (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ...

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.

2. Раскрыть этапы развития звукопроизносительной стороны у детей младшего школьного возраста.

3. Выделить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Экспериментальная база исследования — МС (К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида № 83 г. Челябинска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе

Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение) [20]. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т. е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения [7].

По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает умственное развитие ребенка ... раннее представление о тождестве переводится на новый язык — язык действий, образов и символов». Итак, ... показано, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью. Интеллектуальные операции более высокого уровня ...

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

 верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

 среднего подъема ([э], [о]);

 нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

 переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть языка;

 среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

 заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]).

При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Согласные звуки классифицируются по способу образования и по мес…

Список литературы

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. — М.: Педагогика, 1977. — 175с.

2. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. — 207 с.

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородовой. — Л., 1969. — 184 с.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994. — 416 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 — 471с.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

... аналитико-синтетического метода обучения письму младших школьников, имеющих тяжёлые нарушения речи. Глава 3. Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе ... тесной связи с обучением чтению и письму. Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из ...

6. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия. — М.: Владос, 2001. — 240 с.

7. Гончарова, В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ / В.А. Гончарова // Школьный логопед. — 2006. — № 3. — С.39−43.

8. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239с.

9. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.

10. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. — М., 1995. — 246 с.

11. Каше, Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Каше. — М.: АПН РСФСР: НИИ дефектологии, 1956. — 12с.

12. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380с.

13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 224с.

14. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.3−17.

15. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1975. — 174с.

16. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

5 стр., 2319 слов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

... коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи посредством развития лексико-грамматического строя речи 3.3. Анализ ... 2005.- 224 с. (Библиотека логопеда-практика). 37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и ... . 43. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. ...

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — СПб, 1994.

17. Парамонова. JI.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000. — 240с.

18. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — С.129−217.

19. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. — М., 2003. — 272 с.

20. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

21. Туманова, Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Изд-во МСГИ, 2004. — С. 263- 269.

22. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. — М.: В. Секачев, 2005. — 200 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector