Федеральное казенное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

Кафедра режима и охраны в уголовно-исполнительной системе курсовая работа

на тему:

Тюремный персонал в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран

Выполнил: курсант 1 взвода 4 курса юридического факультета очной формы обучения (направление подготовки «Правоохранительная деятельность», набор 2011 года)

Руководитель: преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, майор внутренней службы Михеева С.В.

Нормоконтролер кафедры ___________________

(требованиям к оформлению

___________________________________________________________

соответствует, не соответствует , дата ,подпись нормоконтролера)

К защите__________________________________

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:______________________________

Оценка___________________________________

Самара 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Особенности зарубежных пенитенциарных систем 6

1.1.Понятие тюремного персонала 6

1.2.Пенитенциарные системы зарубежных стран 8

Глава 2. Особенности функционирования тюремного персонала в зарубежных странах 17

2.1. Дисциплинарная ответственность персонала в тюрьмах Англии 17

2.2. Подготовки кадров в зарубежных странах 22

2.3. Психологический отбор тюремного персонала 25

Заключение 30

Библиографический список 31

Введение

Актуальность курсовой работы.Немаловажное значение для повышения эффективности службы в уголовно-исполнительной системе в Российской Федерации имеет изучение зарубежного опыта функционирования пенитенциарных учреждений.

За рубежом акцент в профессиональной подготовке кадров для исправительной системы делается на повышении общего образовательного и культурного уровня сотрудников. Зарубежные исследователи считают, что обучение не самоцель, а средство достижения высочайшего качества уголовно-исполнительной деятельности1.

Так, в системе МВД России накоплен богатый опыт использования зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников. Подтверждением тому могут послужить работы И.Ф. Колонтаевской, в которых указывается на то, что для наиболее эффективного использования зарубежного опыта необходимо:

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

— произвести всесторонний анализ социально-экономической и культурно-исторической среды функционирования системы образования, опыт которых предполагается применить, так как каж­дая образовательная модель есть продукт конкретных социальных и экономических условий;

— сопоставить эти социально-экономические и культурно-исторические условия с российскими и оценить те материально-технические и человеческие ресурсы, которыми обладает отечественная педагогическая система;

— проанализировать правовые и концептуальные основы функционирования правоохранительных органов и образовательных систем России и тех стран, опыт которых изучается в целях дальнейшего использования;

— при внедрении зарубежного опыта учитывать особенности российского национального менталитета и отечественные педагогические традиции2.

Актуальность данной проблемы как раз таки заключается в том, что на данном этапе международных отношений, в связи с текущей обстановкой в мире, вопрос о заимствовании зарубежного опыта, в частности в основном западноевропейского, весьма спорный.

Объектомисследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности персоналом пенитенциарных учреждений зарубежных стран.

Предмет курсовой работы: нормы законодательства иностранных государств, закрепляющие функции и состав пенитенциарного персонала.

Цель работы. Изучить особенности тюремного персонала зарубежных стран.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. определить понятие тюремного персонала;
  2. изучить особенности пенитенциарных учреждений в зарубежных странах;
  3. изучить состав и функции персонала в США, Великобритании, Германии, Франции

Методологическая основа.

Степень разработанности:

Теоретическая базаРабота написана на основе обширного круга источников, включающего учебную и специальную литературу, нормативно-правовые акты и интернет-ресурсы, содержащие необходимую информацию.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый возраст в работах зарубежных и отечественных психологов. Ведущая деятельность подрост

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый возраст в работах зарубежных и отечественных психологов. Ведущая деятельность подростка. Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в ...

Структура работы. Работа состоит из введения, глав, включающих в себя параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Особенности зарубежных пенитенциарных систем

  1. Понятие тюремного персонала

В большинстве зарубежных стран работа в тюрьме является государственной службой. Для выполнения такой работы на профессиональном уровне требуется большое мастерство и личная порядочность. Прежде всего, это означает, что необходимо тщательно отбирать будущих сотрудников тюрьмы, убедившись в наличии у них подходящих личных качеств и образования. После этого они должны пройти необходимое обучение, с упором на человеческие и технические навыки.

Обычное соотношение численности персонала тюрем и заключенных примерно один к двум, причем около 80 % личного состава занято функцией осуществления надзора.

Отбор сотрудников на службу — важнейшая часть работы с кадрами, потому что, подобрав неквалифицированного и непригодного работника, государство понесет огромные убытки в будущем. Особенно тяжелые последствия для общества возникают по причине коррумпированности сотрудников УИС. Как российские, так и зарубежные эксперты правоохранительной деятельности сходятся во мнении, что к личности кандидата на службу предъявляются повышенные требования, объясняемые широкими полномочиями, которыми наделен сотрудник право­охранительных органов, от действий которого часто в немалой степени могут зависеть как свобода личности, так и авторитет государства3.

В Европейских пенитенциарных правилах указано, что персонал должен иметь надлежащую подготовку и статус, пользующийся уважением в гражданском обществе. Сотрудника должны отличать честность, гуманность, владение профессиональными навыками и личная пригодность к выполнению работы4.

В разных странах начальное обучение вновь пришедших на работу в пенитенциарную систему сотрудников отличается как по продолжительности курса обучения, так и по способам его организации. Однако не вызывает сомнения тот факт, что практически во всех странах давно пришли к выводу о том, что весьма опасна такая практика, когда новый сотрудник получает связку ключей и приступает к своим обязанностям. получив лишь рудиментарный инструктаж. По мнению Э. Койла, это означает, что «в луч­шем случае новый персонал не будет понимать, в чем действительно заключается его работа, и будет обучаться навыкам у старого персонала, который не является примером наилучшей практики работ. В худшем случае новые сотрудники окажутся под давлением тюремных «авторитетов», которые смогут использовать их уязвимость и приобрести над ними определенную власть, что приведет к ослаблению режимной безопасности и нарушению порядка»5.

10 стр., 4870 слов

Проблема успешности брака в работах зарубежных и отечественных исследователей

В. Сатир (1992) утверждает, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой ...

О неослабевающем интересе к первоначальному обучению сотрудников за рубежом свидетельствует и тот факт, что отводимое на него время систематически увеличивается6.

Международное сообщество видит роль тюремного персонала в следующем:

– обращаться с заключенными, порядочным, гуманным и справедливым образом;

– обеспечивать безопасность всех заключенных;

– обеспечивать невозможность совершения побега;

– обеспечивать хороший порядок и управление в тюрьме;

– обеспечивать заключенным возможность полезного использования проведенного ими в тюрьме времени, что позволит найти им свое место в обществе после освобождения.

Таким образом, тюремный персонал представляет собой совокупность лиц, как правило, занимающих государственные должности, прошедшие надлежащую подготовку и обучение, обладающие необходимыми физическими данными, а также такими качествами, как честность, гуманность и личная пригодность к выполнению работы. Деятельность этих лиц, в свою очередь, направлена на обеспечение безопасности спецконтингента, их социальную адаптацию, подержание порядка в исправительном учреждении, а также предупреждение правонарушений.

Пенитенциарные системы зарубежных стран

    Понятие тюремного персонала в Российской Федерации несколько иное. Данный термин скорее тождественен такому понятию, закрепленному в российском законодательстве, как персоналу УИС.

    Это в первую очередь связано со структурой учреждений уголовно-исполнительной системы. Как известно, в Российской Федерации основной формой организации исправительных учреждений является отрядное содержание осужденных.

    12 стр., 5842 слов

    Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах

    ... исправительных учреждений…. 3. Общая характеристика исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах….… 4. Условия отбывания лишения свободы в ... случаях (например, в целях обеспечения личной безопасности) осужденные могут по мотивированному постановлению начальника тюрьмы, ... правоограничения, а также ряд особенностей при организации трудового использования, и обучения осужденных, содержащихся ...

    К данным учреждениям относятся:

    1. исправительные колонии:

    а) общего режима;

    б) строгого режима;

    в) особого режима;

    г) колонии-поселения;

    1. воспитательные колонии;
    2. тюрьмы;
    3. лечебные исправительные учреждения 7.

    Так же, стоит отметить, что учреждения делятся на те, которые предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными к лишению свободы, и предназначенные для осужденных, ранее отбывавших данный вид наказания.

    Что же касается зарубежных пенитенциарных систем, то здесь речь идет в основном о камерном содержании, то есть основным исправительным учреждением является тюрьма. В этом заключается, по-моему мнению, наиболее значимое различие Российской и зарубежных пенитенциарных систем.

    Рассмотрим, к примеру, англоязычные страны, а именно — Англию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В научной литературе их относят к англосаксонской правовой семье. Законодательство этих стран устанавливает достаточно разнообразные виды наказаний.

    В США на построение уголовного и пенитенциарного законодательства оказали значительное влияние особенности действующей законодательной системы (федеральные законы в сочетании с различными вариантами законодательства каждого штата).

    В XX в. в США разрабатывались различные варианты исполнения лишения свободы, основанные на социологическом, психолого-психиатрическом и смешанных подходах. В разных штатах отдавали предпочтение той или иной модели. В результате при общем прогрессе пенитенциарных учреждений в США наблюдается довольно пестрая картина сочетания различных идей при организации исполнения лишения свободы в целом по стране и ее отдельных регионах. Основными видами наказания, общими как на уровне штатов, так и на федеральном уровне, являются: смертная казнь, лишение свободы во всех ее разновидностях, пробация, штраф, домашний арест. Пробация представляет собой наказание, суть которого заключается в исполнении осужденным, находящимся на свободе под контролем специального чиновника, требований, указанных в законе. Пробация позволяет строго дифференцировать условия отбывания наказания в зависимости от его срока, поведения заключенного и т.п. Кстати говоря, вопрос введения в Российской Федерации института пробации обсуждается давно, но по-прежнему открыт.

    6 стр., 2956 слов

    Презентация на тему: Освобождение от наказания

    Освобождение от наказания Понятие, виды, основание •Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 "О судебной практике условнодосрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Определение •Освобождение от наказания – решение о неприменении к лицу, совершившему преступление, наказания либо о частичном или полном ...

    Итак, суд может предписать, чтобы осужденный:

    1. материально поддерживал лиц, находящихся у него на иждивении;
    2. произвел уплату штрафа;
    3. осуществил реституцию в отношении потерпевшего;
    4. прошел курс обучения или профессиональной подготовки;

    5) не посещал указанные в приговоре места, не общался с определенными людьми;

    6) воздержался от употребления алкоголя и наркотиков;

    7) прошел курс лечения;

    8) находился под надзором бюро тюрем в ночное время;

    9) проживал в общественном исправительном заведении или участвовал в его программе;

    10) своевременно извещал должностное лицо службы пробации о смене работы и т.п. (§ 3563 Титул 18 Свода законов США) 8.

    В случае отклонения от неисполнения данных требований осужденный может быть подвергнут тюремному заключению. Пробация устанавливается на определенный срок (как правило, до 5 лет).

    Однако суд своим решением вправе досрочно прекратить или продлить этот срок. Существуют так называемые почтовая и телефонная пробации, когда осужденный посылает письмо или звонит наблюдающему за ним офицеру пробации, сообщая о своем поведении. Я же считаю, такой вид наказания является неэффективным, так как исключает воспитательное воздействие и должный надзор.

    С 1989 г. в практику введена пробация с интенсивным надзором (ПИН).

    Она включает в себя: выполнение предписанных судом общественных работ, периодическое тестирование на наркотики, обязанность учебы или работы на постоянной основе. Осужденный обязывается встречаться с чиновниками в любое время пробации (приходя в офис или принимая его у себя) чаще 20 раз в месяц и оплачивать стоимость осуществляемого за ним надзора. В 1984 г. впервые был применен домашний арест с электронным мониторингом, сущность которого заключается в том, что осужденный по приговору суда обязан постоянно находиться дома (разрешается ходить в магазин, на работу и в поликлинику, но необходимо возвращаться до определенного времени).

    Этот вид наказания применяется к лицам до 30 лет, совершившим ненасильственные преступления, к хроническим больным, детям от 7 до 10 лет, престарелым от 79 лет и старше, беременным женщинам. Срок наказания не превышает 3 месяцев.

    12 стр., 5895 слов

    Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

    Санкт-Петербургский Университет МВД РФ Курсовая работа На тему: психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных Выполнил: курсант 5 факультета 4 курса 541уч. взвода Рядовой милиции Шукшина Е.Д. Санкт-Петербург 2007 Содержание Введение Глава 1.психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных Глава 2. Особенности деятельности ...

    Данный вид наказания схож с российскими средствами электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).

    Однако и тут видны различия в практике их применения, в частности, круг лиц, в отношении которого устройства применяются, а также вид наказания или меры пресечения.

    Наряду с лишением свободы и пробацией чаще всего назначается штраф (как основное и как дополнительное наказание).

    Штраф бывает трех видов:

    1. для физических лиц;
    2. для корпораций;
    3. альтернативные штрафы, основанные на выгоде или убытке.

    Лишение свободы в общей структуре наказаний в США является весьма распространенным видом уголовного наказания (к нему приговариваются около 20% всех осужденных).

    Система тюрем США включает в себя следующие виды учреждений:

    — федеральные тюрьмы (около 90; контролирующий орган — Федеральное управление тюремной службы — «theFederalBureauofPrisons»);

    — тюрьмы штатов (около 750);

    — местные (окружные и муниципальные).

    В свою очередь Федеральные и тюрьмы штатов делятся на три группы:

    1) минимальной безопасности – «minimumsecurityprisons»;

    2) средней безопасности – «mediumsecurityprisons»;

    3) максимальной безопасности и чрезвычайной безопасности – «maximumsecurityprisons».

    В тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах содержатся более 2 млн. заключенных (данные 2014г.)9.

    В тюрьмах предусмотрено досрочное освобождение (parole).

    Решение о досрочном освобождении принимает специальная комиссия (paroleboard).

    Несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в молодежных реформаториях (youthreformatoriesorjuveniledetention centers), исправительных центрах (correctional centers), воспитательных школах (training schools).

    Женщины составляют примерно 5% всех заключенных США и содержатся в женских тюрьмах. Тюрьмы возглавляются начальником или суперинтендантом. Персонал также включает преподавателей, социальных работников, психологов, врачей и нянь.

    Пенитенциарные организации США:

    1) Американская исправительная ассоциация (The American Correctional Association) — профессиональная многофилиальная организация, консультирующая работников исправительных учреждений.

    2) Американская тюремная ассоциация (The American Jail Association) — национальная некоммерческая организация, оказывающая помощь служащим и управляющим тюрем США.

    3) Национальный институт исправительных учреждений (National Institute of Corrections) – подразделение Департамента юстиции США, оказывающее поддержку федеральным, государственным и местным исправительным учреждениям, работающим со взрослыми правонарушителями.

    4) Калифорнийская коалиция помощи женщинам-заключенным (California Coalition for Women Prisoners).

    5) Центр по работе с сексуальными правонарушителями (Center for Sex Offender Management) CMSO — американская многофилиальная правительственная организация, способствующая усилению общественной безопасности, созданная для предупреждения сексуальных преследований путем усовершенствования методов работы с взрослыми и несовершеннолетними сексуальными правонарушителями в обществе.

    6) Исправительный консорциум по борьбе с ВИЧ (Correctional HIV Consortium) — американская некоммерческая организация, оказывающая консультационные услуги в области ВИЧ, СПИД и ТБ в тюрьмах. Работает с заключенными и их семьями, а также с профессиональными медицинскими работниками.

    7) Корпорация исправительных услуг (Correctional Services Corporation).

    CSC является одной из наиболее крупных организаций, контролирующих частные исправительные и следственные учреждения Соединенных Штатов; в ее ведении находится свыше 20 учреждений.

    8) Тюремный омбудсман (The Prisons Ombudsman).

    В обязанности тюремного омбудсмана входит независимое рассмотрение жалоб заключенных, если они не удовлетворены результатами процедуры рассмотрения требований и жалоб.

    9) «Остановить насилие над заключенными» (Stop Prisoner Rape) — организация, находящаяся в Лос-Анджелесе, посвятившая себя борьбе против насилия над заключенными мужчинами и женщинами, а также оказанию помощи жертвам, пережившим насилие в тюрьме.

    10) Совет управляющих исправительных учреждений для несовершеннолетних (The Council of Juvenile Corrections Administrators), CJCA — это новая организация, занимающаяся усовершенствованием деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних, а также оценкой положительного опыта.

    11) «Семьи против обязательного минимума» (Families Against Mandatory Minimums) — американская организация, проводящая политику благоразумия при вынесении приговора.

    12) «Матери за восстановление справедливости в отношении наших детей» (Mothers Reclaiming Our Children) — организация, находящаяся в Лос-Анджелесе, созданная, чтобы оказывать поддержку семьям, которые подверглись несправедливому разбирательству в органах правосудия и др 10.

    В Великобритании исполнение различных видов наказаний регламентируется сложным сочетанием прецедентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права. Основные виды наказаний: штраф, пробация, поручительство, а также предоставление бесплатных услуг обществу (от 40 до 240 часов в год) и тюремное заключение. В Великобритании существуют центральные и местные тюрьмы (тюрьмы графств, городских тюрем).

    Центральные тюрьмы делятся на три группы: 1) для отбывания краткосрочных наказаний (до 18 месяцев); 2) средних (от 1,5 и до 5 лет); 3) длительных (свыше 5 лет).

    Центральные тюрьмы бывают открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа не имеют вооруженной охраны, предусматривает работу за ее пределами. Тюрьмы закрытого типа предусматривают наличие вооруженной охраны, строгой изоляции, минимальных контактов с внешним миром.

    Основные пенитенциарные организации Великобритании:

    1) Инспекторат Ее Величества по тюрьмам Шотландии (Her Majesty’s Inspectorate Of Prisons For Scotland) несет ответственность за посещение тюрем и подготовку отчетов об условиях содержания в каждом учреждении и легально действующем полицейском изоляторе в Шотландии.

    2) Инспекторат Ее Величества по тюрьмам Англии и Уэльса (Her Majesty’s Prison Inspectorate For England And Wales).

    3) Тюремная служба Ее Величества (Her Majesty’s Prison Service).

    4) Советы посетителей (Boards Of Visitors) — это независимые наблюдательные организации в каждом тюремном учреждении Англии и Уэльса.

    5) Ассоциация тюремных управляющих (Prison Governors Association) — содружество тюремных управляющих Великобритании. Членами PGA могут стать лица, занимающие должности тюремных управляющих в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Шотландии, Джерси, Гернси и Айл-оф-Мэн в соответствии с решением королевы или Правительства зависимых территорий.

    6) «Справедливый суд за рубежом» (Fair Trials Abroad) защищает права граждан Европейского Союза за пределами их стран по всему миру. FTA — некоммерческая неправительственная организация, находящаяся в Лондоне11.

    Вывод по 1 главе.Таким образом, проанализировав данную главу, можно сделать определенные выводы. Итак, под тюремным персоналом зарубежных стран в широком смысле понимают совокупность лиц, как правило, занимающих государственные должности, прошедшие надлежащую подготовку, обладающие необходимыми качествами, чья деятельность лиц, в направлена на обеспечение безопасности спецконтингента, их социальную адаптацию, подержание порядка в исправительном учреждении и предупреждение правонарушений. При этом следует отличать понятие тюремного персонала в России и в зарубежных странах. Это связано по большому счету со структурой пенитенциарной системы данных государств. Так, например, в англоязычных странах имеет место тюремное содержание осужденных. То есть, весь персонал является тюремным. В России же институт тюремного персонала касается непосредственно лиц, работающих в конкретных исправительных учреждениях – тюрьмах.

    Глава 2. Особенности функционирования тюремного персонала в зарубежных странах

    2.1. Дисциплинарная ответственность персонала в тюрьмах Англии

    Вопросы правового положения и дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы затрагивают многие их личные интересы. Длительное время персонал УИС работает без нормальной законодательной базы, руководствуясь в решении вопросов прохождения службы Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, несмотря на то, что на протяжении 17 лет сотрудники УИС принадлежат к другому ведомству. Такие законодательные недоработки ска­зываются не только на правовом положении сотрудников, но и на качестве исполнения уголовных наказаний, достижении их целей.

    Более 10 лет длится реформа уголовно-исполнительной системы, и все эти годы одной из основных ее целей было приведение правового положения осужденных, условий их содержания в соответствие с международными стандартами. К сожалению, эта реформа мало затронула правовое положение персонала, хотя в европейских государствах можно заимствовать не только методики обращения с осужденными, но и то, как регламентируются порядок и условия прохождения службы тюремными работниками, вопросы их правового положения. Анализ законодательства некоторых зарубежных государств (Англия, Германия, Норвегия, Швейцария и др.) показывает, что многие положительные моменты следовало бы отразить в российском законодательстве.

    Особенность правовой системы Англии заключается в том, что серьезное внимание в любой сфере правового регулирования уделяется как материальным, так и процессуальным нормам, и применяется принцип, согласно которому, чем сильней та или иная норма затрагивает статус личности и ограничивает права, тем более детально должны быть отражены в законодательстве процедуры ее применения.

    Дисциплинарная ответственность персонала тюрем Англии характеризуется тем, что длительное время действует Дисциплинарный ко­декс тюремной службы (далее — Кодекс), предназначенный, прежде всего для начальников тюрем и руководителей подразделений (он также доступен и для других сотрудников учреждений).

    В преамбуле Кодекса отмечается, что «…основная цель этого документа в том, чтобы помочь всем сотрудникам тюремной службы поддерживать допустимые нормы поведения. Кодекс должен использоваться только в том случае, когда другие методы воздействия оказываются неуместными или из-за характера совершенного нарушения, или в связи с наличием альтернативных методов воздействия в данной ситуации, например, когда такие меры, как оценка деятельности сотрудника или обсуждение с сотрудником данной проблемы, совет или обучение, уже исчерпаны. Однако администрация учреждения не должна своим бездействием допускать, чтобы нормы поведения становились ниже приемлемых стандартов»12.

    Сотрудник тюремной службы привлекается к ответственности и в том случае, если его деяние не прописано в Кодексе, однако не соответствует нормам поведения сотрудника тюремной службы, изложенным в первой части данного нормативного акта. Предусматривается несколько групп требований.

    К первой группе относится индивидуальное поведение сотрудников тюремной службы, которое должно отвечать стандартам, предъявляемым к личности сотрудника. Представители персонала должны: а) выполнять воз­ложенные на них обязанности в соответствии с законом, добросовестно и честно; б) быть вежливыми, разумными и справедливыми в деловых отношениях со всеми заключенными, коллегами и другими лицами независимо от расы, вероисповедания, пола, физических дефектов, сексуальной ориентации или любых других, обстоятельств; в) быть особенно аккуратными в общении, для того чтобы при обращении с осужденными, их друзьями и родственниками, бывшими осужденными и их друзьями и род­ственниками не было допущено оскорблений, искажения фактов или использования своего положения.

    Вторая группа норм поведения указывает на особое положение сотрудников тюремной службы в государстве, в связи с чем, они обязаны в рабочее и нерабочее время соответствующим образом строить свое поведение и не допускать следующих негативных проявлений: а) ни при каких условиях недопустимо использование служебного положения в своих личных интересах; б) поведение на службе и в нерабочее время не должно дискредитировать сотрудников тюремной службы; в) они не должны подвергать сомнению исполнение должностных обязанностей или совершать действия, противоречащие их должностным обязанностям.

    Третья группа — это общие требования, установленные в Великобритании для государственных служащих, исходя из которых сотруд­ники тюремной службы обязаны: а) не распространять секретную и иную служебную информацию; б) вести себя осторожно при обсуждении где-либо общественных и политических вопросов; г) соблюдать правила, установлен­ные для государственной службы, касающиеся участия в мероприятиях политического характера, и др.

    Более детально правила поведения изложены в Руководстве для персонала Министерства внутренних дел (как известно, в силу отсутствия в Англии Министерства юстиции тюрьмы относятся к МВД).

    В Руководстве указывается, что сотрудникам особенно необходимо обратить внимание на § 256-258 (торговля запрещенными предметами), § 263 (побочные работы), § 297-300 (внешние действия), § 328-335 (поведение при финансовых операциях), § 338-343 (покушение на коррупцию) и § 186-190 (сексуальная и расовая дискриминация)13.

    Если сотрудник не выполняет изложенные требования, либо совершает конкретное деяние, предусмотренное Дисциплинарным кодексом, в отношении его руководством начинается процедура дисциплинарного производства.

    Таким образом, первый раздел Кодекса содержит характеристику поведения, которое может повлечь за собой применение дисциплинарных мер, а правонарушения в нем, как и нормы поведения, разделены на подгруппы, которые мы рассмотрим.

    1. Отношения с другими лицами на рабочих местах. Предусматривается, что сотрудники подлежат дисциплинарной ответственности за следующие проступки: драки или нападения на других лиц (при отсутствии состава преступления); применение физической силы к осужденным; преднамеренную провокацию осужденного на неправомерные действия; словесное или деятельное оскорбление осужденных, коллег или представителей общественности; расовое или сексуальное преследование или дискриминация по отношению к осужденным, коллегам или представителям общественности; использование служебных полномочий в отношениях с коллегами.

    Проступки, вытекающие из исполнения обязанностей:

    а) действие или преступная небрежность, создающие угрозу безопасности учреждения, включая побег осужденного из-за плохого выполнения обязанностей сотрудником;

    б) нарушения правил безопасности, установленных в учреждении;

    в) неосторожность или небрежность при исполнении обязанностей, ко­торая причиняет или способствует причинению убытков, ущерба имуществу тюремной службы или здоровью людей;

    г) неисполнение законного и обоснованного приказа или письменного распоряжения;

    д) невозможность исполнять обязанности в связи со злоупотреблением алкогольными напитками или наркотическими средствами;

    ж) употребление спиртных напитков или наркотических средств при исполнении служебных обязанностей или в служебное время.

    2. Обман и коррупция. Любые действия сотрудника, направленные на получение личной выгоды или наживы путем злоупотребления служебным положением.

    Дисциплинарный кодекс не только предусматривает перечень основных проступков, но и детально регламентирует процедуру применения к сотруднику дисциплинарных мер.

    Прежде всего, необходимо установить обстоятельства нарушения. Иногда они очевидны, например, в случае, если сотрудник осужден за совершение уголовного преступления. При других обстоятельствах наложению дисциплинарных взысканий предшествует расследование. Расследования серьезных и сложных обстоятельств должны быть санкционированы начальником учреждения или при необходимости начальником подразделения, и обычно проводятся сотрудником того же учреждения, в котором был совершен предполагаемый проступок. Но в исключительных случаях желательно участие сотрудника другого учреждения или подразделения.

    Ответственность за принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания и проведении дисциплинарного разбирательства лежит на руководстве учреждения, где работает сотрудник, совершивший проступок, или на вышестоящем руководителе. Недопустимо, чтобы лицо, принимающее решение о наложении дисциплинарных взысканий, являлось непосредственным начальником сотрудника, совершившего нарушение, либо проводило расследование предполагаемого нарушения или проступка, в совершении которого подозревается определенный сотрудник. Иными словами, начальник учреждения поручает конкретному лицу из руководства рассмотрение материалов о правонарушении и принятие решения о наложении взыскания.

    Если доказан факт совершения дисциплинарного проступка, то он влечет за собой принятие одной из следующих дисциплинарных мер:

    — финансовая реституция: возмещение ущерба собственности или убытка, нанесенного го­сударственному фонду, умышленно или по нео­сторожности (максимальная сумма — до 500 фунтов стерлингов);

    — лишение премий (полное или частичное) на срок, который будет определен;

    — лишение возможности продвижения по службе на определенный период, не превышаю­щий 3 лет;

    — понижение в звании;

    — увольнение со службы.

    Постановление о принятии официальных мер дисциплинарного характера должно быть сообщено сотруднику, совершившему проступок, лично.

    Кроме того, сотруднику должны быть представлены любые другие доказательства, полученные во время проверки, которые могут относиться к делу, и имена лиц, которых могут пригласить для участия в разбирательстве.

    Сотрудник, в отношении которого ведется расследование, должен представить в течение 2 недель квитанцию о получении сообщения о предполагаемом проступке, а также заявить о признании вины или желании обжаловать обвинение в проступке.

    Разбирательство по незначительному нарушению должно быть проведено в течение 2 недель по истечении двухнедельного срока, данного сотруднику на обжалование обвинения; для более серьезных нарушений — по истечении трехнедельного срока.

    2.2. Подготовки кадров в зарубежных странах

    Немаловажное значение для повышения эффективности службы в уголовно-исполнительной системе имеет изучение зарубежного опыта функционирования пенитенциарных учреждений. За рубежом акцент в профессиональной подготовке кадров для исправительной системы делается на повышении общего образовательного и культурного уровня сотрудников. Зарубежные исследователи считают, что обучение не самоцель, а средство достижения высочайшего качества уголовно-исполнительной деятель­ности1. Например, в Норвегии программа подготовки кадров для исправительной системы ориентирована на формирование навыков и уме­ний в решении задач, при этом коллективный инструктаж и умение работать в команде явля­ются важной составляющей частью в учебном процессе. В колледж при Академии подготовки персонала для исправительной системы зачис­ляются лица, пригодные и имеющие стремление к службе в этой системе, с опытом работы не менее одного года, старше 21 года14. Последнее, по нашему мнению, очень важно, поскольку в вузы ФСИН России поступают лица, толь­ко получившие аттестат о среднем образовании. Вряд ли у всех таких абитуриентов есть осознанное стремление в дальнейшем служить в УИС, о которой они ничего не знают.

    В Польше накоплен большой опыт подготов­ки сотрудников кадров для пенитенциарной системы, которая представляет собой трехуровне­вую систему (начальная специальная подготовка, профессиональное образование и повышение квалификации).

    На службу принимаются граждане, имеющие среднее или высшее профессиональное образование. За счет этого ведомство сокращает расходы на подготовку специалистов, возлагая эту задачу на гражданские учебные заведения15.

    В Финляндии также действует многоступенчатая система подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Так, на первоначальном этапе обу­чаемые не оформляют контракт с государством16. Я думаю, что в отечественной практике это могло бы способствовать снижению текучести кадров (особенно на первом году службы), а также увольнению по отрицательным мотивам, поскольку появится возможность заранее оценить сложности и особенности будущей работы.

    В Германии в системе повышения квалификации сотрудников пенитенциарной системы ведущую роль играет Академия юстиции Земли Северный Рейн-Вестфалия, где ежегодно проводится до ста краткосрочных курсов, семинаров и других мероприятий с общим числом участников до 2000 человек, представляющих практически все службы. Кроме того, повышение квалификации происходит на местах в рамках специально организованных мероприятий для различных категорий сотрудников17.

    Отбор сотрудников на службу — важнейшая часть работы с кадрами, потому что, подобрав неквалифицированного и непригодного работника, государство понесет огромные убытки в будущем. Особенно тяжелые последствия для общества возникают по причине коррумпированности сотрудников УИС. Как российские, так и зарубежные эксперты правоохранительной деятельности сходятся во мнении, что к личности кандидата на службу предъявляются повышенные требования, объясняемые широкими полномочиями, которыми наделен сотрудник право­охранительных органов, от действий которого часто в немалой степени могут зависеть как свобода личности, так и авторитет государства18.

    В большинстве стран новых сотрудников направляют на некоторое время в специальные школы или на курсы, где обучают основам предстоя­щей работы, после чего они приступают к выполнению своих обязанностей в учреждении. Есть страны, где тюремный персонал низшего звена проходит обучение в течение длительного периода, иногда в течение двух лет, после чего он готов приступить к своим новым обязанностям в качестве уже квалифицированного тюремного персонала. По правилам пенитенциарных систем некоторых стран новые сотрудники проходят курс смешанного обучения, то есть изучают теорию в учебных классах и применяют ее на практике, являющейся частью учебного процесса.

    Я считаю, что прямое заимствование опыта практически никогда не дает положительных результатов, необходима адаптация этого опыта.

    2.3. Психологический отбор тюремного персонала

    О том, что проблемы психологического обеспечения отбора и подготовки персонала пенитенциарных учреждений и в настоящее время актуальны как для России, так и для многих зарубежных стран свидетельствуют высказывания многих участников конференции «Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала», которая проходила на базе Рязанского института права и экономики МВД РФ в 1997 г. Так, австрийский криминолог К. Кун в своем выступлении отметил, что персонал исправительных учреждений является узловым звеном в достижении успеха тюремных реформ19.

    Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что в последние три десятилетия Министерство юстиции США приложило немало усилий, чтобы повысить качество отбора специалистов и надзирателей для работы в исправительных учреждениях. Подыскивать необходимые кадры предлагалось, с одной стороны, из числа выпускников университетов, медицинских учебных заведений и профессиональных юридических школ, а также специалистов-практиков, работающих в службах общественного попечения, а с другой — за счет использования бывших заключенных, которые успешно перевоспитались, хорошо знают условия тюрьмы, индивидуальные и групповые особенности различных категорий преступников.

    В европейских странах существуют достаточно строго регламентированные системы отбора (подготовки) пенитенциарного персонала. Так, согласно Положению о тюремной системе Швеции предусматривается, что директора учреждений должны иметь социальное или юридическое образование и опыт работы в системе; их помощники, занимающиеся программа.

    ми перевоспитания — соответствующее их профилю деятель-ности образование и одновременно социальную и криминоло-гическую подготовку; надзиратели же, имея базовое среднее образование, отбираются на основе психологических испыта-ний и успешности практического обучения в пенитенциарной школе.

    В последнее время за рубежом появляется все больше пси-хологических центров по расследованию возможностей лично-сти, которые помогают не только набирать рекрутов, но и при-нимать решения относительно продвижения по службе. Они предназначены для формирования оценок, которые подготав-ливаются группой высококвалифицированных специалистов (экспертов), использующих разнообразные методы и приемы. Формирование оценок предполагает проведение групповых об-суждений, выполнение упражнений для отбора, осуществление анализа ситуаций и т. д. Проведение практических упражнений часто сопровождается выполнением психометрических измерений, результаты которых указывают на уровень возможностей личности.

    Среди методов профессионального отбора, которые приме-няются во многих зарубежных странах для обследования кан-дидатов на службу в пенитенциарные учреждения, использу-ются: анализ документов кандидата и его рекомендательных писем, селекционерное интервью и психодиагностическое об-следование.

    Среди форм и методов психологической подготовки сотруд-ников, наибольшее распространение получили: видео-тренин- ги профессионального общения, групповой просмотр и обсуж-дение специально снятых учебных фильмов, самообразование на основе дидактических комплексов профессионального развития.

    На западе действует система непрерывного образования кадров пенитенциарных учреждений.

    В Нидерландах был принят проект Руководства гщя пени-тенциарных работников по соблюдению международных™-

    ремных правил в котором говорилось о том, что «подготовка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следу-ющие компоненты: знание конструкционного права, уголовно-го права, уголовно-исполнительного права и правил, действу-ющих в тюрьмах; умение распознавать потенциальных само-убийц; умение общаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу. На основании проведенных иссле-дований была разработана программа тренировок «Поведение при конфликте».

    В Швейцарии подготовлен новый план учебных занятий по подготовке дипломированного персонала для мест лишения свободы. Все темы, изучаемые на общем вводном курсе, об-суждаются с точки зрения психологии, криминологии, уголов-ного и пенитенциарного права. Второй этап обучения насыщен специальными программами, направленными на формирование умений сотрудников сохранять самообладание в условиях дей-ствий сильных стрессогенных факторов. Предлагаются модели поведения, которые необходимо использовать для самокон-троля.

    В Германии при подготовке кадров пенитенциарных работ-ников для исправительных учреждений сложилась практика двухгодичного обучения. Отличительной особенностью этой подготовки является постоянное применение специально раз-работанных тестов для оценки способностей к обучению и сквозная психодиагностика уровня профессионально-личност- ного развития обучающегося.

    В США существуют различные учебные заведения для под-готовки персонала исправительных учреждений, где использу-ются различные формы обучения, например, в виде ролевых тренингов в специально оборудованных классах, а во многих учреждениях организованы курсы по психогигиене.

    В Канаде позитивным явлением в сфере подготовки и пе-реподготовки кадров пенитенциарных учреждений стало об-ращение внимания на повышение компетентности всех ка-тегорий персонала мест лишения свободы в области «со-трудничающего управления» — особого типа обращения с зак-люченными.

    Подводя итог краткому анализу использования достижений психологии в пенитенциарной практике зарубежных стран в области психологического отбора и подготовки персонала пе-нитенциарных учреждений, хотелось особо обратить внимание на важность критического осмысления зарубежного опыта. Наиболее полный историко-сравнительный анализ использова-ния достижений психологии теоретического, прикладного и психотехнического уровней осуществлен в монографии В.М. Позднякова

    Вывод по 2 главе.

    Заключение

    В заключение отметим, что в настоящее время требуется разработать программу международного сотрудничества по вопросу деятельности учебных центров по первоначальной подго­товке сотрудников пенитенциарных учреждений; организовать исследование по проблеме орга­низационно-правового обеспечения деятельнос­ти зарубежных учебных центров пенитенциар­ной системы; разработать концепцию использо­вания зарубежного опыта первоначальной под­готовки сотрудников пенитенциарной системы и их профессионального отбора

    Библиографический список

    Нормативно-правовые акты и официальные документы

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. по состоянию на 30.12.2008г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2014).
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер закон от 13.06.96 N63-ФЗ по состоянию на 15.02.2014 [Электронный ресурс]//СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 1.10.2014).

    Научные, учебные, справочные издания

    1. Ветров, Н. И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Н.И. Ветров. — М.: Новый Юрист, 2011г. – 535с.
    2. Викторов, И.Д. Уголовное право. Общая часть. Учебник. / И.Д. Викторов. — М.: Проспект, 2009г. – 437с.
    3. Гаухман, Л. Д. Уголовное право. Особенная и общая части. Учебник. / Л.Д. Гаухман. — М.: Юриспруденция, 2010г. – 784с.
    4. Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть – М.: Инфра-М, 2013. – С. 278.
    5. Полосин Н.В. Уголовное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 272.
    6. Рарог А.И. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 704.
    7. Таганцев, Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. // Т1 / Н.С. Таганцев. — М., 2010г. С. 582

    Материалы периодической печати

    1. Ескатова Г.К. Исправительная система англоязычных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – №1. – С. 45-48.

    1 Нагорных Р.В. Проблемы использования зарубежного опыта профессиональной подготовки кадров в деятельности органов и учреждений ФСИН России // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы. Вологда, 2006. С.92.

    2 Фурсов Н. С. Организационно-правовые проблемы деятельности учебных центров по первоначальной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: дис…. канд. юрид. кг. • Рязань, 2005.

    3Бекаревич М.В. Профессиональный отбор сотрудников как составляющая профилактики коррупции в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: материалы межвед. науч.-практ. Конф. (Москва, 8 июня 2004 г.).

    М., 2004. С.87

    4Европейские пенитенциарные правила: приняты Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 г.: рекомендацияRec(2006)2 //URL:http://www.prison.org/law/eur_pr.shtml.

    5Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: пособие для тюремного персонала. Лондон, 2002. С. 22.

    6Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран: учеб. для слуш. Академн.- МВД СССР. М., 1980. С. 135.

    7

    8

    9http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?area=all&category=wb_poptotal

    10Ескатова Г.К. Исправительная система англоязычных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – №1. – С. 46.

    11

    12

    13

    14Сахейм Э. Базовая подготовка кадров для исправительных учреждений Норвегии: организованная структура и направления // Проффессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы. Вологда, 2006. С. 33-34.

    15. Моторова Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. №9. С. 7-8

    16Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. №12. С. 34-36.

    17Морозов А. М. Особенности организации учебного процесса в учебных заведениях пенитенциарной системы ФРГ // Современные педагогические технологии и их использование в подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел: материалы выступлений участников учеб.–метод. сборов проф.-препод. Состава. Владимир, 2000. С. 95.

    18Бекаревич М.В. профессиональный отбор сотрудников как составляющая профилактики коррупции в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: материалы межвед. науч.-практич. конф. М., 2004. С.87.

    19М.А. Конобеевский, И.В. Цемка. Анализ зарубежного опыта психологического отбора и подготовки персонала пенитенциарных учреждений // Россия на рубеже тысячелетий: социально-экономические и правовые проблемы: материалы вузовского семинара молодых ученых. Рязань, 2002. С.263-266.