Федеральное казенное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

Кафедра режима и охраны в уголовно-исполнительной системе курсовая работа

на тему:

Тюремный персонал в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран

Выполнил: курсант 1 взвода 4 курса юридического факультета очной формы обучения (направление подготовки «Правоохранительная деятельность», набор 2011 года)

Руководитель: преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, майор внутренней службы Михеева С.В.

Нормоконтролер кафедры ___________________

(требованиям к оформлению

___________________________________________________________

соответствует, не соответствует , дата ,подпись нормоконтролера)

К защите__________________________________

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:______________________________

Оценка___________________________________

Самара 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Особенности зарубежных пенитенциарных систем 6

1.1.Понятие тюремного персонала 6

1.2.Пенитенциарные системы зарубежных стран 8

Глава 2. Особенности функционирования тюремного персонала в зарубежных странах 17

2.1. Дисциплинарная ответственность персонала в тюрьмах Англии 17

2.2. Подготовки кадров в зарубежных странах 22

2.3. Психологический отбор тюремного персонала 25

Заключение 30

Библиографический список 31

Введение

Актуальность курсовой работы.Немаловажное значение для повышения эффективности службы в уголовно-исполнительной системе в Российской Федерации имеет изучение зарубежного опыта функционирования пенитенциарных учреждений.

За рубежом акцент в профессиональной подготовке кадров для исправительной системы делается на повышении общего образовательного и культурного уровня сотрудников. Зарубежные исследователи считают, что обучение не самоцель, а средство достижения высочайшего качества уголовно-исполнительной деятельности1.

Так, в системе МВД России накоплен богатый опыт использования зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников. Подтверждением тому могут послужить работы И.Ф. Колонтаевской, в которых указывается на то, что для наиболее эффективного использования зарубежного опыта необходимо:

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

— произвести всесторонний анализ социально-экономической и культурно-исторической среды функционирования системы образования, опыт которых предполагается применить, так как каж­дая образовательная модель есть продукт конкретных социальных и экономических условий;

— сопоставить эти социально-экономические и культурно-исторические условия с российскими и оценить те материально-технические и человеческие ресурсы, которыми обладает отечественная педагогическая система;

— проанализировать правовые и концептуальные основы функционирования правоохранительных органов и образовательных систем России и тех стран, опыт которых изучается в целях дальнейшего использования;

— при внедрении зарубежного опыта учитывать особенности российского национального менталитета и отечественные педагогические традиции2.

Актуальность данной проблемы как раз таки заключается в том, что на данном этапе международных отношений, в связи с текущей обстановкой в мире, вопрос о заимствовании зарубежного опыта, в частности в основном западноевропейского, весьма спорный.

Объектомисследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности персоналом пенитенциарных учреждений зарубежных стран.

Предмет курсовой работы: нормы законодательства иностранных государств, закрепляющие функции и состав пенитенциарного персонала.

Цель работы. Изучить особенности тюремного персонала зарубежных стран.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. определить понятие тюремного персонала;
  2. изучить особенности пенитенциарных учреждений в зарубежных странах;
  3. изучить состав и функции персонала в США, Великобритании, Германии, Франции

Методологическая основа.

Степень разработанности:

Теоретическая базаРабота написана на основе обширного круга источников, включающего учебную и специальную литературу, нормативно-правовые акты и интернет-ресурсы, содержащие необходимую информацию.

Структура работы. Работа состоит из введения, глав, включающих в себя параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Особенности зарубежных пенитенциарных систем

  1. Понятие тюремного персонала

В большинстве зарубежных стран работа в тюрьме является государственной службой. Для выполнения такой работы на профессиональном уровне требуется большое мастерство и личная порядочность. Прежде всего, это означает, что необходимо тщательно отбирать будущих сотрудников тюрьмы, убедившись в наличии у них подходящих личных качеств и образования. После этого они должны пройти необходимое обучение, с упором на человеческие и технические навыки.

Обычное соотношение численности персонала тюрем и заключенных примерно один к двум, причем около 80 % личного состава занято функцией осуществления надзора.

Отбор сотрудников на службу — важнейшая часть работы с кадрами, потому что, подобрав неквалифицированного и непригодного работника, государство понесет огромные убытки в будущем. Особенно тяжелые последствия для общества возникают по причине коррумпированности сотрудников УИС. Как российские, так и зарубежные эксперты правоохранительной деятельности сходятся во мнении, что к личности кандидата на службу предъявляются повышенные требования, объясняемые широкими полномочиями, которыми наделен сотрудник право­охранительных органов, от действий которого часто в немалой степени могут зависеть как свобода личности, так и авторитет государства3.

12 стр., 5634 слов

Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах

... следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. 2 Другие, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и ... условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. 1 Таким образом, говоря о решении социальных проблем государством, мы подразумеваем ...

В Европейских пенитенциарных правилах указано, что персонал должен иметь надлежащую подготовку и статус, пользующийся уважением в гражданском обществе. Сотрудника должны отличать честность, гуманность, владение профессиональными навыками и личная пригодность к выполнению работы4.

В разных странах начальное обучение вновь пришедших на работу в пенитенциарную систему сотрудников отличается как по продолжительности курса обучения, так и по способам его организации. Однако не вызывает сомнения тот факт, что практически во всех странах давно пришли к выводу о том, что весьма опасна такая практика, когда новый сотрудник получает связку ключей и приступает к своим обязанностям. получив лишь рудиментарный инструктаж. По мнению Э. Койла, это означает, что «в луч­шем случае новый персонал не будет понимать, в чем действительно заключается его работа, и будет обучаться навыкам у старого персонала, который не является примером наилучшей практики работ. В худшем случае новые сотрудники окажутся под давлением тюремных «авторитетов», которые смогут использовать их уязвимость и приобрести над ними определенную власть, что приведет к ослаблению режимной безопасности и нарушению порядка»5.

О неослабевающем интересе к первоначальному обучению сотрудников за рубежом свидетельствует и тот факт, что отводимое на него время систематически увеличивается6.

Международное сообщество видит роль тюремного персонала в следующем:

– обращаться с заключенными, порядочным, гуманным и справедливым образом;

– обеспечивать безопасность всех заключенных;

– обеспечивать невозможность совершения побега;

– обеспечивать хороший порядок и управление в тюрьме;

– обеспечивать заключенным возможность полезного использования проведенного ими в тюрьме времени, что позволит найти им свое место в обществе после освобождения.

Таким образом, тюремный персонал представляет собой совокупность лиц, как правило, занимающих государственные должности, прошедшие надлежащую подготовку и обучение, обладающие необходимыми физическими данными, а также такими качествами, как честность, гуманность и личная пригодность к выполнению работы. Деятельность этих лиц, в свою очередь, направлена на обеспечение безопасности спецконтингента, их социальную адаптацию, подержание порядка в исправительном учреждении, а также предупреждение правонарушений.

Пенитенциарные системы зарубежных стран

    Понятие тюремного персонала в Российской Федерации несколько иное. Данный термин скорее тождественен такому понятию, закрепленному в российском законодательстве, как персоналу УИС.

    6 стр., 2956 слов

    Презентация на тему: Освобождение от наказания

    ... свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и переведенному в колониюпоселение, в постановлении указал следующие мотивы:кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении ... и оставшаяся неотбытой часть наказания более двух лет; наличие судимости за тяжкое ...

    Это в первую очередь связано со структурой учреждений уголовно-исполнительной системы. Как известно, в Российской Федерации основной формой организации исправительных учреждений является отрядное содержание осужденных.

    К данным учреждениям относятся:

    1. исправительные колонии:

    а) общего режима;

    б) строгого режима;

    в) особого режима;

    г) колонии-поселения;

    1. воспитательные колонии;
    2. тюрьмы;
    3. лечебные исправительные учреждения 7.

    Так же, стоит отметить, что учреждения делятся на те, которые предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными к лишению свободы, и предназначенные для осужденных, ранее отбывавших данный вид наказания.

    Что же касается зарубежных пенитенциарных систем, то здесь речь идет в основном о камерном содержании, то есть основным исправительным учреждением является тюрьма. В этом заключается, по-моему мнению, наиболее значимое различие Российской и зарубежных пенитенциарных систем.

    Рассмотрим, к примеру, англоязычные страны, а именно — Англию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В научной литературе их относят к англосаксонской правовой семье. Законодательство этих стран устанавливает достаточно разнообразные виды наказаний.

    В США на построение уголовного и пенитенциарного законодательства оказали значительное влияние особенности действующей законодательной системы (федеральные законы в сочетании с различными вариантами законодательства каждого штата).

    В XX в. в США разрабатывались различные варианты исполнения лишения свободы, основанные на социологическом, психолого-психиатрическом и смешанных подходах. В разных штатах отдавали предпочтение той или иной модели. В результате при общем прогрессе пенитенциарных учреждений в США наблюдается довольно пестрая картина сочетания различных идей при организации исполнения лишения свободы в целом по стране и ее отдельных регионах. Основными видами наказания, общими как на уровне штатов, так и на федеральном уровне, являются: смертная казнь, лишение свободы во всех ее разновидностях, пробация, штраф, домашний арест. Пробация представляет собой наказание, суть которого заключается в исполнении осужденным, находящимся на свободе под контролем специального чиновника, требований, указанных в законе. Пробация позволяет строго дифференцировать условия отбывания наказания в зависимости от его срока, поведения заключенного и т.п. Кстати говоря, вопрос введения в Российской Федерации института пробации обсуждается давно, но по-прежнему открыт.

    Итак, суд может предписать, чтобы осужденный:

    1. материально поддерживал лиц, находящихся у него на иждивении;
    2. произвел уплату штрафа;
    3. осуществил реституцию в отношении потерпевшего;
    4. прошел курс обучения или профессиональной подготовки;

    5) не посещал указанные в приговоре места, не общался с определенными людьми;

    6) воздержался от употребления алкоголя и наркотиков;

    7) прошел курс лечения;

    8) находился под надзором бюро тюрем в ночное время;

    9) проживал в общественном исправительном заведении или участвовал в его программе;

    10) своевременно извещал должностное лицо службы пробации о смене работы и т.п. (§ 3563 Титул 18 Свода законов США) 8.

    В случае отклонения от неисполнения данных требований осужденный может быть подвергнут тюремному заключению. Пробация устанавливается на определенный срок (как правило, до 5 лет).

    10 стр., 4730 слов

    Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...

    ... зависит результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной ... планом, образовательной программой МДОУ; повышение квалификации (педагогов и своей); организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами; выявление, изучение, обобщение и ...

    Однако суд своим решением вправе досрочно прекратить или продлить этот срок. Существуют так называемые почтовая и телефонная пробации, когда осужденный посылает письмо или звонит наблюдающему за ним офицеру пробации, сообщая о своем поведении. Я же считаю, такой вид наказания является неэффективным, так как исключает воспитательное воздействие и должный надзор.

    С 1989 г. в практику введена пробация с интенсивным надзором (ПИН).

    Она включает в себя: выполнение предписанных судом общественных работ, периодическое тестирование на наркотики, обязанность учебы или работы на постоянной основе. Осужденный обязывается встречаться с чиновниками в любое время пробации (приходя в офис или принимая его у себя) чаще 20 раз в месяц и оплачивать стоимость осуществляемого за ним надзора. В 1984 г. впервые был применен домашний арест с электронным мониторингом, сущность которого заключается в том, что осужденный по приговору суда обязан постоянно находиться дома (разрешается ходить в магазин, на работу и в поликлинику, но необходимо возвращаться до определенного времени).

    Этот вид наказания применяется к лицам до 30 лет, совершившим ненасильственные преступления, к хроническим больным, детям от 7 до 10 лет, престарелым от 79 лет и старше, беременным женщинам. Срок наказания не превышает 3 месяцев.

    Данный вид наказания схож с российскими средствами электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).

    Однако и тут видны различия в практике их применения, в частности, круг лиц, в отношении которого устройства применяются, а также вид наказания или меры пресечения.

    Наряду с лишением свободы и пробацией чаще всего назначается штраф (как основное и как дополнительное наказание).

    Штраф бывает трех видов:

    1. для физических лиц;
    2. для корпораций;
    3. альтернативные штрафы, основанные на выгоде или убытке.

    Лишение свободы в общей структуре наказаний в США является весьма распространенным видом уголовного наказания (к нему приговариваются около 20% всех осужденных).

    Система тюрем США включает в себя следующие виды учреждений:

    — федеральные тюрьмы (около 90; контролирующий орган — Федеральное управление тюремной службы — «theFederalBureauofPrisons»);

    — тюрьмы штатов (около 750);

    — местные (окружные и муниципальные).

    В свою очередь Федеральные и тюрьмы штатов делятся на три группы:

    1) минимальной безопасности – «minimumsecurityprisons»;

    2) средней безопасности – «mediumsecurityprisons»;

    3) максимальной безопасности и чрезвычайной безопасности – «maximumsecurityprisons».

    В тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах содержатся более 2 млн. заключенных (данные 2014г.)9.

    В тюрьмах предусмотрено досрочное освобождение (parole).

    Решение о досрочном освобождении принимает специальная комиссия (paroleboard).

    Несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в молодежных реформаториях (youthreformatoriesorjuveniledetention centers), исправительных центрах (correctional centers), воспитательных школах (training schools).

    5 стр., 2459 слов

    Работа психологической службы в исправительных учреждениях.Основные ...

    ... являются организация воспитательной работы в исправительных учреждениях и создание соответствующих условий, способствующих исправлению осужденного. Одним из таких условий является создание эффективной психологической службы в исправительных учреждениях. Психологическая служба, как ...

    Женщины составляют примерно 5% всех заключенных США и содержатся в женских тюрьмах. Тюрьмы возглавляются начальником или суперинтендантом. Персонал также включает преподавателей, социальных работников, психологов, врачей и нянь.

    Пенитенциарные организации США:

    1) Американская исправительная ассоциация (The American Correctional Association) — профессиональная многофилиальная организация, консультирующая работников исправительных учреждений.

    2) Американская тюремная ассоциация (The American Jail Association) — национальная некоммерческая организация, оказывающая помощь служащим и управляющим тюрем США.

    3) Национальный институт исправительных учреждений (National Institute of Corrections) – подразделение Департамента юстиции США, оказывающее поддержку федеральным, государственным и местным исправительным учреждениям, работающим со взрослыми правонарушителями.

    4) Калифорнийская коалиция помощи женщинам-заключенным (California Coalition for Women Prisoners).

    5) Центр по работе с сексуальными правонарушителями (Center for Sex Offender Management) CMSO — американская многофилиальная правительственная организация, способствующая усилению общественной безопасности, созданная для предупреждения сексуальных преследований путем усовершенствования методов работы с взрослыми и несовершеннолетними сексуальными правонарушителями в обществе.

    6) Исправительный консорциум по борьбе с ВИЧ (Correctional HIV Consortium) — американская некоммерческая организация, оказывающая консультационные услуги в области ВИЧ, СПИД и ТБ в тюрьмах. Работает с заключенными и их семьями, а также с профессиональными медицинскими работниками.

    7) Корпорация исправительных услуг (Correctional Services Corporation).

    CSC является одной из наиболее крупных организаций, контролирующих частные исправительные и следственные учреждения Соединенных Штатов; в ее ведении находится свыше 20 учреждений.

    8) Тюремный омбудсман (The Prisons Ombudsman).

    В обязанности тюремного омбудсмана входит независимое рассмотрение жалоб заключенных, если они не удовлетворены результатами процедуры рассмотрения требований и жалоб.

    9) «Остановить насилие над заключенными» (Stop Prisoner Rape) — организация, находящаяся в Лос-Анджелесе, посвятившая себя борьбе против насилия над заключенными мужчинами и женщинами, а также оказанию помощи жертвам, пережившим насилие в тюрьме.

    10) Совет управляющих исправительных учреждений для несовершеннолетних (The Council of Juvenile Corrections Administrators), CJCA — это новая организация, занимающаяся усовершенствованием деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних, а также оценкой положительного опыта.

    11) «Семьи против обязательного минимума» (Families Against Mandatory Minimums) — американская организация, проводящая политику благоразумия при вынесении приговора.

    12) «Матери за восстановление справедливости в отношении наших детей» (Mothers Reclaiming Our Children) — организация, находящаяся в Лос-Анджелесе, созданная, чтобы оказывать поддержку семьям, которые подверглись несправедливому разбирательству в органах правосудия и др 10.

    17 стр., 8212 слов

    Пенитенциарные теории и модели тюремных учреждений, диагностика ...

    ... сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе ... педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного ...

    В Великобритании исполнение различных видов наказаний регламентируется сложным сочетанием прецедентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права. Основные виды наказаний: штраф, пробация, поручительство, а также предоставление бесплатных услуг обществу (от 40 до 240 часов в год) и тюремное заключение. В Великобритании существуют центральные и местные тюрьмы (тюрьмы графств, городских тюрем).

    Центральные тюрьмы делятся на три группы: 1) для отбывания краткосрочных наказаний (до 18 месяцев); 2) средних (от 1,5 и до 5 лет); 3) длительных (свыше 5 лет).

    Центральные тюрьмы бывают открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа не имеют вооруженной охраны, предусматривает работу за ее пределами. Тюрьмы закрытого типа предусматривают наличие вооруженной охраны, строгой изоляции, минимальных контактов с внешним миром.

    Основные пенитенциарные организации Великобритании:

    1) Инспекторат Ее Величества по тюрьмам Шотландии (Her Majesty’s Inspectorate Of Prisons For Scotland) несет ответственность за посещение тюрем и подготовку отчетов об условиях содержания в каждом учреждении и легально действующем полицейском изоляторе в Шотландии.

    2) Инспекторат Ее Величества по тюрьмам Англии и Уэльса (Her Majesty’s Prison Inspectorate For England And Wales).

    3) Тюремная служба Ее Величества (Her Majesty’s Prison Service).

    4) Советы посетителей (Boards Of Visitors) — это независимые наблюдательные организации в каждом тюремном учреждении Англии и Уэльса.

    5) Ассоциация тюремных управляющих (Prison Governors Association) — содружество тюремных управляющих Великобритании. Членами PGA могут стать лица, занимающие должности тюремных управляющих в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Шотландии, Джерси, Гернси и Айл-оф-Мэн в соответствии с решением королевы или Правительства зависимых территорий.

    6) «Справедливый суд за рубежом» (Fair Trials Abroad) защищает права граждан Европейского Союза за пределами их стран по всему миру. FTA — некоммерческая неправительственная организация, находящаяся в Лондоне11.

    Вывод по 1 главе.Таким образом, проанализировав данную главу, можно сделать определенные выводы. Итак, под тюремным персоналом зарубежных стран в широком смысле понимают совокупность лиц, как правило, занимающих государственные должности, прошедшие надлежащую подготовку, обладающие необходимыми качествами, чья деятельность лиц, в направлена на обеспечение безопасности спецконтингента, их социальную адаптацию, подержание порядка в исправительном учреждении и предупреждение правонарушений. При этом следует отличать понятие тюремного персонала в России и в зарубежных странах. Это связано по большому счету со структурой пенитенциарной системы данных государств. Так, например, в англоязычных странах имеет место тюремное содержание осужденных. То есть, весь персонал является тюремным. В России же институт тюремного персонала касается непосредственно лиц, работающих в конкретных исправительных учреждениях – тюрьмах.

    Глава 2. Особенности функционирования тюремного персонала в зарубежных странах

    2.1. Дисциплинарная ответственность персонала в тюрьмах Англии

    15 стр., 7500 слов

    Социально-психологическая адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы

    ... в определении проблемы адаптации к службе, разработке вопроса адаптации применительно к специфике деятельности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы; разработке модели деятельности молодого специалиста ... трудовые учреждения»; Фефелова В.А., Генералова B.C., Королева Г.И. «Модель специалиста ИТУ: Учебное пособие»; Денисова А.Л., Пищелко А.В. «Психолого-педагогические аспекты подготовки ...

    Вопросы правового положения и дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы затрагивают многие их личные интересы. Длительное время персонал УИС работает без нормальной законодательной базы, руководствуясь в решении вопросов прохождения службы Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, несмотря на то, что на протяжении 17 лет сотрудники УИС принадлежат к другому ведомству. Такие законодательные недоработки ска­зываются не только на правовом положении сотрудников, но и на качестве исполнения уголовных наказаний, достижении их целей.

    Более 10 лет длится реформа уголовно-исполнительной системы, и все эти годы одной из основных ее целей было приведение правового положения осужденных, условий их содержания в соответствие с международными стандартами. К сожалению, эта реформа мало затронула правовое положение персонала, хотя в европейских государствах можно заимствовать не только методики обращения с осужденными, но и то, как регламентируются порядок и условия прохождения службы тюремными работниками, вопросы их правового положения. Анализ законодательства некоторых зарубежных государств (Англия, Германия, Норвегия, Швейцария и др.) показывает, что многие положительные моменты следовало бы отразить в российском законодательстве.

    Особенность правовой системы Англии заключается в том, что серьезное внимание в любой сфере правового регулирования уделяется как материальным, так и процессуальным нормам, и применяется принцип, согласно которому, чем сильней та или иная норма затрагивает статус личности и ограничивает права, тем более детально должны быть отражены в законодательстве процедуры ее применения.

    Дисциплинарная ответственность персонала тюрем Англии характеризуется тем, что длительное время действует Дисциплинарный ко­декс тюремной службы (далее — Кодекс), предназначенный, прежде всего для начальников тюрем и руководителей подразделений (он также доступен и для других сотрудников учреждений).

    В преамбуле Кодекса отмечается, что «…основная цель этого документа в том, чтобы помочь всем сотрудникам тюремной службы поддерживать допустимые нормы поведения. Кодекс должен использоваться только в том случае, когда другие методы воздействия оказываются неуместными или из-за характера совершенного нарушения, или в связи с наличием альтернативных методов воздействия в данной ситуации, например, когда такие меры, как оценка деятельности сотрудника или обсуждение с сотрудником данной проблемы, совет или обучение, уже исчерпаны. Однако администрация учреждения не должна своим бездействием допускать, чтобы нормы поведения становились ниже приемлемых стандартов»12.

    Сотрудник тюремной службы привлекается к ответственности и в том случае, если его деяние не прописано в Кодексе, однако не соответствует нормам поведения сотрудника тюремной службы, изложенным в первой части данного нормативного акта. Предусматривается несколько групп требований.

    К первой группе относится индивидуальное поведение сотрудников тюремной службы, которое должно отвечать стандартам, предъявляемым к личности сотрудника. Представители персонала должны: а) выполнять воз­ложенные на них обязанности в соответствии с законом, добросовестно и честно; б) быть вежливыми, разумными и справедливыми в деловых отношениях со всеми заключенными, коллегами и другими лицами независимо от расы, вероисповедания, пола, физических дефектов, сексуальной ориентации или любых других, обстоятельств; в) быть особенно аккуратными в общении, для того чтобы при обращении с осужденными, их друзьями и родственниками, бывшими осужденными и их друзьями и род­ственниками не было допущено оскорблений, искажения фактов или использования своего положения.

    17 стр., 8458 слов

    Учреждение образования 15

    ... службы в системе образования, характеристика ее звеньев. Концепции и модели психологической службы. Модель психологической службы М. Р. Битяновой. Тема 1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога О введении должности «Педагог-психолог учреждений ... является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов. Качественная подготовка специалистов педагогов–психологов ...

    Вторая группа норм поведения указывает на особое положение сотрудников тюремной службы в государстве, в связи с чем, они обязаны в рабочее и нерабочее время соответствующим образом строить свое поведение и не допускать следующих негативных проявлений: а) ни при каких условиях недопустимо использование служебного положения в своих личных интересах; б) поведение на службе и в нерабочее время не должно дискредитировать сотрудников тюремной службы; в) они не должны подвергать сомнению исполнение должностных обязанностей или совершать действия, противоречащие их должностным обязанностям.

    Третья группа — это общие требования, установленные в Великобритании для государственных служащих, исходя из которых сотруд­ники тюремной службы обязаны: а) не распространять секретную и иную служебную информацию; б) вести себя осторожно при обсуждении где-либо общественных и политических вопросов; г) соблюдать правила, установлен­ные для государственной службы, касающиеся участия в мероприятиях политического характера, и др.

    Более детально правила поведения изложены в Руководстве для персонала Министерства внутренних дел (как известно, в силу отсутствия в Англии Министерства юстиции тюрьмы относятся к МВД).

    В Руководстве указывается, что сотрудникам особенно необходимо обратить внимание на § 256-258 (торговля запрещенными предметами), § 263 (побочные работы), § 297-300 (внешние действия), § 328-335 (поведение при финансовых операциях), § 338-343 (покушение на коррупцию) и § 186-190 (сексуальная и расовая дискриминация)13.

    Если сотрудник не выполняет изложенные требования, либо совершает конкретное деяние, предусмотренное Дисциплинарным кодексом, в отношении его руководством начинается процедура дисциплинарного производства.

    Таким образом, первый раздел Кодекса содержит характеристику поведения, которое может повлечь за собой применение дисциплинарных мер, а правонарушения в нем, как и нормы поведения, разделены на подгруппы, которые мы рассмотрим.

    1. Отношения с другими лицами на рабочих местах. Предусматривается, что сотрудники подлежат дисциплинарной ответственности за следующие проступки: драки или нападения на других лиц (при отсутствии состава преступления); применение физической силы к осужденным; преднамеренную провокацию осужденного на неправомерные действия; словесное или деятельное оскорбление осужденных, коллег или представителей общественности; расовое или сексуальное преследование или дискриминация по отношению к осужденным, коллегам или представителям общественности; использование служебных полномочий в отношениях с коллегами.

    Проступки, вытекающие из исполнения обязанностей:

    а) действие или преступная небрежность, создающие угрозу безопасности учреждения, включая побег осужденного из-за плохого выполнения обязанностей сотрудником;

    б) нарушения правил безопасности, установленных в учреждении;

    в) неосторожность или небрежность при исполнении обязанностей, ко­торая причиняет или способствует причинению убытков, ущерба имуществу тюремной службы или здоровью людей;

    г) неисполнение законного и обоснованного приказа или письменного распоряжения;

    д) невозможность исполнять обязанности в связи со злоупотреблением алкогольными напитками или наркотическими средствами;

    ж) употребление спиртных напитков или наркотических средств при исполнении служебных обязанностей или в служебное время.

    2. Обман и коррупция. Любые действия сотрудника, направленные на получение личной выгоды или наживы путем злоупотребления служебным положением.

    Дисциплинарный кодекс не только предусматривает перечень основных проступков, но и детально регламентирует процедуру применения к сотруднику дисциплинарных мер.

    Прежде всего, необходимо установить обстоятельства нарушения. Иногда они очевидны, например, в случае, если сотрудник осужден за совершение уголовного преступления. При других обстоятельствах наложению дисциплинарных взысканий предшествует расследование. Расследования серьезных и сложных обстоятельств должны быть санкционированы начальником учреждения или при необходимости начальником подразделения, и обычно проводятся сотрудником того же учреждения, в котором был совершен предполагаемый проступок. Но в исключительных случаях желательно участие сотрудника другого учреждения или подразделения.

    Ответственность за принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания и проведении дисциплинарного разбирательства лежит на руководстве учреждения, где работает сотрудник, совершивший проступок, или на вышестоящем руководителе. Недопустимо, чтобы лицо, принимающее решение о наложении дисциплинарных взысканий, являлось непосредственным начальником сотрудника, совершившего нарушение, либо проводило расследование предполагаемого нарушения или проступка, в совершении которого подозревается определенный сотрудник. Иными словами, начальник учреждения поручает конкретному лицу из руководства рассмотрение материалов о правонарушении и принятие решения о наложении взыскания.

    Если доказан факт совершения дисциплинарного проступка, то он влечет за собой принятие одной из следующих дисциплинарных мер:

    — финансовая реституция: возмещение ущерба собственности или убытка, нанесенного го­сударственному фонду, умышленно или по нео­сторожности (максимальная сумма — до 500 фунтов стерлингов);

    — лишение премий (полное или частичное) на срок, который будет определен;

    — лишение возможности продвижения по службе на определенный период, не превышаю­щий 3 лет;

    — понижение в звании;

    — увольнение со службы.

    Постановление о принятии официальных мер дисциплинарного характера должно быть сообщено сотруднику, совершившему проступок, лично.

    Кроме того, сотруднику должны быть представлены любые другие доказательства, полученные во время проверки, которые могут относиться к делу, и имена лиц, которых могут пригласить для участия в разбирательстве.

    Сотрудник, в отношении которого ведется расследование, должен представить в течение 2 недель квитанцию о получении сообщения о предполагаемом проступке, а также заявить о признании вины или желании обжаловать обвинение в проступке.

    Разбирательство по незначительному нарушению должно быть проведено в течение 2 недель по истечении двухнедельного срока, данного сотруднику на обжалование обвинения; для более серьезных нарушений — по истечении трехнедельного срока.

    2.2. Подготовки кадров в зарубежных странах

    Немаловажное значение для повышения эффективности службы в уголовно-исполнительной системе имеет изучение зарубежного опыта функционирования пенитенциарных учреждений. За рубежом акцент в профессиональной подготовке кадров для исправительной системы делается на повышении общего образовательного и культурного уровня сотрудников. Зарубежные исследователи считают, что обучение не самоцель, а средство достижения высочайшего качества уголовно-исполнительной деятель­ности1. Например, в Норвегии программа подготовки кадров для исправительной системы ориентирована на формирование навыков и уме­ний в решении задач, при этом коллективный инструктаж и умение работать в команде явля­ются важной составляющей частью в учебном процессе. В колледж при Академии подготовки персонала для исправительной системы зачис­ляются лица, пригодные и имеющие стремление к службе в этой системе, с опытом работы не менее одного года, старше 21 года14. Последнее, по нашему мнению, очень важно, поскольку в вузы ФСИН России поступают лица, толь­ко получившие аттестат о среднем образовании. Вряд ли у всех таких абитуриентов есть осознанное стремление в дальнейшем служить в УИС, о которой они ничего не знают.

    В Польше накоплен большой опыт подготов­ки сотрудников кадров для пенитенциарной системы, которая представляет собой трехуровне­вую систему (начальная специальная подготовка, профессиональное образование и повышение квалификации).

    На службу принимаются граждане, имеющие среднее или высшее профессиональное образование. За счет этого ведомство сокращает расходы на подготовку специалистов, возлагая эту задачу на гражданские учебные заведения15.

    В Финляндии также действует многоступенчатая система подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Так, на первоначальном этапе обу­чаемые не оформляют контракт с государством16. Я думаю, что в отечественной практике это могло бы способствовать снижению текучести кадров (особенно на первом году службы), а также увольнению по отрицательным мотивам, поскольку появится возможность заранее оценить сложности и особенности будущей работы.

    В Германии в системе повышения квалификации сотрудников пенитенциарной системы ведущую роль играет Академия юстиции Земли Северный Рейн-Вестфалия, где ежегодно проводится до ста краткосрочных курсов, семинаров и других мероприятий с общим числом участников до 2000 человек, представляющих практически все службы. Кроме того, повышение квалификации происходит на местах в рамках специально организованных мероприятий для различных категорий сотрудников17.

    Отбор сотрудников на службу — важнейшая часть работы с кадрами, потому что, подобрав неквалифицированного и непригодного работника, государство понесет огромные убытки в будущем. Особенно тяжелые последствия для общества возникают по причине коррумпированности сотрудников УИС. Как российские, так и зарубежные эксперты правоохранительной деятельности сходятся во мнении, что к личности кандидата на службу предъявляются повышенные требования, объясняемые широкими полномочиями, которыми наделен сотрудник право­охранительных органов, от действий которого часто в немалой степени могут зависеть как свобода личности, так и авторитет государства18.

    В большинстве стран новых сотрудников направляют на некоторое время в специальные школы или на курсы, где обучают основам предстоя­щей работы, после чего они приступают к выполнению своих обязанностей в учреждении. Есть страны, где тюремный персонал низшего звена проходит обучение в течение длительного периода, иногда в течение двух лет, после чего он готов приступить к своим новым обязанностям в качестве уже квалифицированного тюремного персонала. По правилам пенитенциарных систем некоторых стран новые сотрудники проходят курс смешанного обучения, то есть изучают теорию в учебных классах и применяют ее на практике, являющейся частью учебного процесса.

    Я считаю, что прямое заимствование опыта практически никогда не дает положительных результатов, необходима адаптация этого опыта.

    2.3. Психологический отбор тюремного персонала

    О том, что проблемы психологического обеспечения отбора и подготовки персонала пенитенциарных учреждений и в настоящее время актуальны как для России, так и для многих зарубежных стран свидетельствуют высказывания многих участников конференции «Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала», которая проходила на базе Рязанского института права и экономики МВД РФ в 1997 г. Так, австрийский криминолог К. Кун в своем выступлении отметил, что персонал исправительных учреждений является узловым звеном в достижении успеха тюремных реформ19.

    Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что в последние три десятилетия Министерство юстиции США приложило немало усилий, чтобы повысить качество отбора специалистов и надзирателей для работы в исправительных учреждениях. Подыскивать необходимые кадры предлагалось, с одной стороны, из числа выпускников университетов, медицинских учебных заведений и профессиональных юридических школ, а также специалистов-практиков, работающих в службах общественного попечения, а с другой — за счет использования бывших заключенных, которые успешно перевоспитались, хорошо знают условия тюрьмы, индивидуальные и групповые особенности различных категорий преступников.

    В европейских странах существуют достаточно строго регламентированные системы отбора (подготовки) пенитенциарного персонала. Так, согласно Положению о тюремной системе Швеции предусматривается, что директора учреждений должны иметь социальное или юридическое образование и опыт работы в системе; их помощники, занимающиеся программа.

    ми перевоспитания — соответствующее их профилю деятель-ности образование и одновременно социальную и криминоло-гическую подготовку; надзиратели же, имея базовое среднее образование, отбираются на основе психологических испыта-ний и успешности практического обучения в пенитенциарной школе.

    В последнее время за рубежом появляется все больше пси-хологических центров по расследованию возможностей лично-сти, которые помогают не только набирать рекрутов, но и при-нимать решения относительно продвижения по службе. Они предназначены для формирования оценок, которые подготав-ливаются группой высококвалифицированных специалистов (экспертов), использующих разнообразные методы и приемы. Формирование оценок предполагает проведение групповых об-суждений, выполнение упражнений для отбора, осуществление анализа ситуаций и т. д. Проведение практических упражнений часто сопровождается выполнением психометрических измерений, результаты которых указывают на уровень возможностей личности.

    Среди методов профессионального отбора, которые приме-няются во многих зарубежных странах для обследования кан-дидатов на службу в пенитенциарные учреждения, использу-ются: анализ документов кандидата и его рекомендательных писем, селекционерное интервью и психодиагностическое об-следование.

    Среди форм и методов психологической подготовки сотруд-ников, наибольшее распространение получили: видео-тренин- ги профессионального общения, групповой просмотр и обсуж-дение специально снятых учебных фильмов, самообразование на основе дидактических комплексов профессионального развития.

    На западе действует система непрерывного образования кадров пенитенциарных учреждений.

    В Нидерландах был принят проект Руководства гщя пени-тенциарных работников по соблюдению международных™-

    ремных правил в котором говорилось о том, что «подготовка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следу-ющие компоненты: знание конструкционного права, уголовно-го права, уголовно-исполнительного права и правил, действу-ющих в тюрьмах; умение распознавать потенциальных само-убийц; умение общаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу. На основании проведенных иссле-дований была разработана программа тренировок «Поведение при конфликте».

    В Швейцарии подготовлен новый план учебных занятий по подготовке дипломированного персонала для мест лишения свободы. Все темы, изучаемые на общем вводном курсе, об-суждаются с точки зрения психологии, криминологии, уголов-ного и пенитенциарного права. Второй этап обучения насыщен специальными программами, направленными на формирование умений сотрудников сохранять самообладание в условиях дей-ствий сильных стрессогенных факторов. Предлагаются модели поведения, которые необходимо использовать для самокон-троля.

    В Германии при подготовке кадров пенитенциарных работ-ников для исправительных учреждений сложилась практика двухгодичного обучения. Отличительной особенностью этой подготовки является постоянное применение специально раз-работанных тестов для оценки способностей к обучению и сквозная психодиагностика уровня профессионально-личност- ного развития обучающегося.

    В США существуют различные учебные заведения для под-готовки персонала исправительных учреждений, где использу-ются различные формы обучения, например, в виде ролевых тренингов в специально оборудованных классах, а во многих учреждениях организованы курсы по психогигиене.

    В Канаде позитивным явлением в сфере подготовки и пе-реподготовки кадров пенитенциарных учреждений стало об-ращение внимания на повышение компетентности всех ка-тегорий персонала мест лишения свободы в области «со-трудничающего управления» — особого типа обращения с зак-люченными.

    Подводя итог краткому анализу использования достижений психологии в пенитенциарной практике зарубежных стран в области психологического отбора и подготовки персонала пе-нитенциарных учреждений, хотелось особо обратить внимание на важность критического осмысления зарубежного опыта. Наиболее полный историко-сравнительный анализ использова-ния достижений психологии теоретического, прикладного и психотехнического уровней осуществлен в монографии В.М. Позднякова

    Вывод по 2 главе.

    Заключение

    В заключение отметим, что в настоящее время требуется разработать программу международного сотрудничества по вопросу деятельности учебных центров по первоначальной подго­товке сотрудников пенитенциарных учреждений; организовать исследование по проблеме орга­низационно-правового обеспечения деятельнос­ти зарубежных учебных центров пенитенциар­ной системы; разработать концепцию использо­вания зарубежного опыта первоначальной под­готовки сотрудников пенитенциарной системы и их профессионального отбора

    Библиографический список

    Нормативно-правовые акты и официальные документы

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. по состоянию на 30.12.2008г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2014).
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер закон от 13.06.96 N63-ФЗ по состоянию на 15.02.2014 [Электронный ресурс]//СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 1.10.2014).

    Научные, учебные, справочные издания

    1. Ветров, Н. И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Н.И. Ветров. — М.: Новый Юрист, 2011г. – 535с.
    2. Викторов, И.Д. Уголовное право. Общая часть. Учебник. / И.Д. Викторов. — М.: Проспект, 2009г. – 437с.
    3. Гаухман, Л. Д. Уголовное право. Особенная и общая части. Учебник. / Л.Д. Гаухман. — М.: Юриспруденция, 2010г. – 784с.
    4. Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть – М.: Инфра-М, 2013. – С. 278.
    5. Полосин Н.В. Уголовное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 272.
    6. Рарог А.И. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 704.
    7. Таганцев, Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. // Т1 / Н.С. Таганцев. — М., 2010г. С. 582

    Материалы периодической печати

    1. Ескатова Г.К. Исправительная система англоязычных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – №1. – С. 45-48.

    1 Нагорных Р.В. Проблемы использования зарубежного опыта профессиональной подготовки кадров в деятельности органов и учреждений ФСИН России // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы. Вологда, 2006. С.92.

    2 Фурсов Н. С. Организационно-правовые проблемы деятельности учебных центров по первоначальной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: дис…. канд. юрид. кг. • Рязань, 2005.

    3Бекаревич М.В. Профессиональный отбор сотрудников как составляющая профилактики коррупции в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: материалы межвед. науч.-практ. Конф. (Москва, 8 июня 2004 г.).

    М., 2004. С.87

    4Европейские пенитенциарные правила: приняты Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 г.: рекомендацияRec(2006)2 //URL:http://www.prison.org/law/eur_pr.shtml.

    5Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: пособие для тюремного персонала. Лондон, 2002. С. 22.

    6Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран: учеб. для слуш. Академн.- МВД СССР. М., 1980. С. 135.

    7

    8

    9http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?area=all&category=wb_poptotal

    10Ескатова Г.К. Исправительная система англоязычных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – №1. – С. 46.

    11

    12

    13

    14Сахейм Э. Базовая подготовка кадров для исправительных учреждений Норвегии: организованная структура и направления // Проффессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы. Вологда, 2006. С. 33-34.

    15. Моторова Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. №9. С. 7-8

    16Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. №12. С. 34-36.

    17Морозов А. М. Особенности организации учебного процесса в учебных заведениях пенитенциарной системы ФРГ // Современные педагогические технологии и их использование в подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел: материалы выступлений участников учеб.–метод. сборов проф.-препод. Состава. Владимир, 2000. С. 95.

    18Бекаревич М.В. профессиональный отбор сотрудников как составляющая профилактики коррупции в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: материалы межвед. науч.-практич. конф. М., 2004. С.87.

    19М.А. Конобеевский, И.В. Цемка. Анализ зарубежного опыта психологического отбора и подготовки персонала пенитенциарных учреждений // Россия на рубеже тысячелетий: социально-экономические и правовые проблемы: материалы вузовского семинара молодых ученых. Рязань, 2002. С.263-266.