Эвтаназия в зарубежных странах

Содержание

Использованные сокращения

1. Введение

2. Понятие, способы, история эвтаназии

.1 Понятие эвтаназии

.2 Способы

.3 Историческое развитие идей об эвтаназии

. «За» и «против». Этическая оценка эвтаназии

. Страны, которые первыми решились узаконить эвтаназию

. Эвтаназия в США, Австралии, Израиле

6. Легитимация и легализация института эвтаназии в других странах

Заключение

Список использованной литературы

Использованные сокращения

Д-р — доктор

FirstThings — журнал, издаваемый с 1990 года в Нью-Йорке. Главной его задачей является просвещение аудитории читателей в вопросах религии и общества.

Dignitas — это клиника, основанная в 1998 году адвокатом Людвигом Минелли в Швейцарии. В этой клинике помогают расстаться с жизнью тяжелобольным людям.

Telegraph — газета, выпускаемая в Швейцарии

.

1.Введение

Сама проблема эвтаназии появилась не вчера, и не сегодня. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным.

В Древней Греции младенцев с родовыми травмами и дефектами оставляли на холмах умирать, и такая практика была принята, чтобы обойти нравственный закон, запрещающий прямое убийство.

В начале нашего столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия «эвтаназия» получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Согласно этой программе, запланированной еще до войны, но введенной в действие декретом от 1 сентября 1939 г., почти 275 тыс. людей были отправлены в газовые камеры, подобные тем, в которых позже истреблялись евреи. Каждый мог быть отправлен в газовую камеру, если было сочтено, что он «непригоден» к полезному труду. Как сообщил д-р Лео Александер, основываясь на свидетельствах невропатологов, получивших мозг 500 жертв из одного из лагерей уничтожения, в Германии уничтожению подлежали умственно отсталые, психически больные (в том числе шизофреники), эпилептики, пациенты, страдающие от старческой немощи и различных органических неврологических расстройств, таких, как паралич, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и опухоли мозга. По сути дела, все, кто не мог работать и считался непригодным, были уничтожены.

6 стр., 2932 слов

Формирование семейных ценностей в Германии и изучение проблем молодой семьи

... анализ семейных ценностей и про-блем молодой семьи в Германии, странах Европы и России. Методы исследования. 1. Анализ научной ... проблем молодой семьи в Германии и России 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования ... будут усвоены будущими поколе-ниями в процессе социализации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет ...

В феврале этого года была опубликована статья (правда, была вынесена на свет благодаря предвыборной гонке), в которой говорилось, что голландские старики боятся ложиться в больницу, так как им без их согласия делают эвтаназию. Старики даже носят браслетики на запястьях, на которых написано «Nederlandse ouderen durven niet naar ziekenhuis"(«Не подвергайте меня эвтаназии»).

Анализируя создавшееся положение, следует признать, что правы те, кто считает, что сейчас актуальным является вопрос не о том, разрешать или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, когда и при каких условиях ее допускать и как при этом организовать контроль за правомерностью ее осуществления.

Основная задача курсовой работы — глубже понять что такое эвтаназия, её значение в мировой практике, рассмотреть эту проблему с разных позиций: юридической, нравственной, этической, выработать свою точку зрения по поводу разрешения данной проблемы.

. Понятие, способы, история эвтаназии

.1 Понятие эвтаназии

Никто не усомниться в том, что важное значение для анализа любого правового явления имеет его точное определение. Научные споры по поводу эвтаназии актуализируют обращение к этимологии данного термина и его различным толкованиям.

7 стр., 3292 слов

Реферат Эвтаназия

... смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным. В наше время, ... на судебную защиту. При этом пользуемся такими эпитетами в определении наших прав: неотъемлемые, гарантированные, всеобщие, равные, полные, ... дыха­ния, ибо в противном случае действие врачей может рассматриваться как эвтаназия (1983). В нашей стране « ...

Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» — т. е. благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». Этот термин введен в научный оборот в ХVI веке английским философом Ф. Бэконом в сочинении «О достоинстве и приумножении наук».

В 60-е годы нашего столетия проблема эвтаназии вновь была поднята перед обществом уже в совершенно ином аспекте. «Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом» (определение голландского законодательства).

В медицинской, философской и правовой литературе эвтаназия толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий».

Термин «легкая смерть» использован Конгрегацией Вероучения в «Декларации об эвтаназии» от 5 мая 1980 года. Текст Декларации предупреждает всякое субъективное определение и окончательно разъясняет смысл эвтаназии: «Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания». То есть в ее прямом значении, эвтаназия — это преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное «из жалости» для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается «нечеловеческой», «не достойной самого человека».

11 стр., 5209 слов

Эвтаназия — меньшее из 2-х зол?

... себя руки. Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо ... доказать применение лекарства намеренно, с целью ускорения наступления смерти, невозможно. Тем не менее, не только причина смерти, но и вопрос о влиянии на ...

Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии).

Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющим эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра).

Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть.

Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлён о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.

.2 Способы

Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий — позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий — позиция пациента).

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

... , восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. ... — чувство беспомощности»; П5 — С — суммарная 9 по четырем шкалам оценка состояния: И5 = И1 + И2 + И3 + И4, где И1, И2 ... из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите ...

Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. Также пассивную эвтаназию можно рассматривать как право больного на отказ от лечения, операции, принятия лекарственных препаратов. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

  1. «Убийство из милосердия» — происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.
  2. «Самоубийство, ассистируемое врачом» — происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.
  3. Собственно активная эвтаназия — может происходить и без помощи врача Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

Вопрос активной эвтаназии являет собой сосредоточение наиболее горячих споров по поводу эвтаназийной смерти.

12 стр., 5924 слов

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

... существует мнение, что запрещение эвтаназии ущемляет права человека на смерть, ведь речь идет о его собственной жизни, следовательно, решение он ... - 1983г.) Таким образом, суть эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого ... опиума. Затем подушку быстро вытягивали так, что голова больного резко падала . назад, что и приводило, очевидно, ...

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространенной практикой в США, других странах Запада).

Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют ввидувторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.

.3 Историческое развитие идей об эвтаназии

Эвтаназия, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни. Однако только к концу ХIХ века эвтаназию выделили в качестве объекта научного исследования оформив тем самым учение об эвтаназии в самостоятельное научное направление. В развитии идей эвтаназии в истории учений о праве и государстве можно выделить три этапа, каждому из которого характерны свои традиции в вопросе об отношении к такому способу ухода из жизни.

Первый этап включает политико-правовые учения Древнего мира (Платон, Аристотель, Сократ и др.), в которых эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях. В научной мысли доминировало воззрение о том, что жизнь человека принадлежит обществу. А поскольку человек — не самоценность, то он не может свободно распоряжаться собой. Личной свободы в ее экзистенциальном смысле античность не знала. Обезличивание индивида, отношение к человеку как бесправной части целого обусловливало и отношение к эвтаназии как к акту, не приносящему вреда обществу. Господствовала эра «предписываемого» самоубийства.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан ... не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, ... что лицо может обладать теми или иными гражданскими правами, например правом собственности, допустим, на автомобиль, но это не ...

Второй этап связан с развитием политико-правовой мысли в средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению к идеям эвтаназии большинства мыслителей (Святой Августин, Фома Аквинский и др.).

С укоренением христианства отношение к добровольной смерти начало претерпевать кардинальные изменения — от нетерпимого и осуждаемого церковью до отражения ее противоправности в общегражданских установлениях.

Третий начинается в Новое время и связан с нарастанием плюрализма мнений в отношении эвтаназии, появлением новой аргументации в пользу ее легализации, и продолжается до сих пор. В Новое время начинает набирать силу и утверждаться идея о том, что жизнь человека — это личный выбор каждого. Происходит не только освобождение мышления от давления религиозных догм, но и формируется новое представление о самой природе человека. Великие мыслители этого времени, такие как М. Монтень, Д. Юм, Д. Бэкон, Т. Гоббс, А. Шопенгауэр, отстаивали идею о том, что право на добровольную смерть является таким же естественным, как и право на жизнь, на собственность и т. д. В Новейшее время большое влияние на развитие западной философской мысли стали оказывать такие философы, как К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю и др. Положено начало правовому осмыслению проблем эвтаназии, направленному на совершенствование правового регулирования. Основные составляющие идей этого этапа сводятся к тому, что эвтаназия, с одной стороны, не приносит вреда обществу, более того, ее криминализация, порождаемая латентным характером, нарушает конституционное право граждан на распоряжение собственной жизнью. С другой стороны — убийство, какими бы побуждениями оно ни было продиктовано остается убийством, и лицо, его совершившее, должно нести уголовную ответственность за содеянное. Любые действия, направленные на прекращение другой жизни, должны расцениваться как противоправные и уголовно-наказуемые. Таким образом, можно выделить три этапа развития политико-правовой мысли в отношении эвтаназии. Для Древнего Мира эвтаназия — благо, ибо человек не самоценность; Средневековье характеризуется непринятием эвтаназии вследствие господства религиозных взглядов; в Новое время эвтаназия — это, скорее, личный выбор каждого.

. «За» и «против». Этическая оценка эвтаназии

Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии, можно свести к следующим трём.

. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.

Высказанный аргумент является наиболее веским из всех трёх, тем более, когда мучения человека невыносимы и нежелание человека находиться в мучительном для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей. Противники эвтаназии приводят два возражения. Первое. При анализе допустимости эвтаназии было бы некорректно сравнивать страдание с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. Жизнь есть благо и она остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу сплошным страданием.

Второе. Аргументируя допустимость эвтаназии тем, что такова сознательная воля самого больного, мы тем самым признаём, что если бы больной был в состоянии распорядиться своей жизнью, когда та по принятым меркам оказывается невыносимой, то он бы сам прекратил её, т. е. мы фактически признаём право на самоубийство. Однако не все, кто признаёт право на эвтаназию, признаёт право на самоубийство.

. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Деградировав до сугубо витального, дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о её прекращении — не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву.

Этот аргумент поражает, прежде всего, своей эмоциональной пустотой, ибо помимо внешней стороны человеческой жизни существует её внутренняя сторона. И до какого бы зоологического, растительного уровня она не деградировала в фактическом плане, это вовсе не значит, что человек готов относиться к себе или к своим родным в таком состоянии так же, как он относится к высохшему дереву или чертополоху.

. Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению.

Этот аргумент является сугубо практическим и имеет, разумеется, своё значение в пределах практических решений, связанных с распределением финансов, организацией системы здравоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании эвтаназии.

Ясно видно, что этической критики эвтаназия не выдерживает, так и должно быть, ведь если бы не было и этической сдерживающей, то увеличилась бы опасность злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попытки легализовать эвтаназию в Соединённых Штатах Америки привлекли к себе внимание недавно как непосредственная реакция на книгу Дерека Хамфри «Последний выход», которая, как сообщают, разошлась тиражом более 300 000 экземпляров. Эта книга превозносит «добродетель» эвтаназии и ассистируемого суицида, живо описывая методы осуществления таких летальных исходов.

В журнале FirstThings за декабрь 1991 года была опубликована передовая статья в ответ на признание книги «Последний выход». Она выразила опасение общества следующим образом: «Кампания эвтаназии принимает вид ещё одной правовой акции прогресса, вопроса, чьё время пришло. Эта кампания руководствуется идеями, которые цивилизованные люди оставили в варварском прошлом. Последний выход — последнее оправдание нежеланию проявлять заботу об обременительных больных… Все цивилизации и все религии представляют собой человечество, размахивающее флагами неповиновения перед лицом смерти. Книга „Последний выход“ опустила эти флаги».

. Страны, которые первыми решились узаконить эвтаназию

эвтаназия смерть больной добровольный

Подавляющее большинство врачей и юристов считают эвтаназию совершенно недопустимой, более того, уголовно наказуемой, даже если она предпринимается исключительно «из сострадания», по настойчивому требованию больного, которому в любом случае предстоит в скором времени умереть. И, тем не менее, есть страны, в которые эвтаназия получила даже юридические права. Чем и как это было обусловлено?

Проблема эвтаназии и добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека широко обсуждается на Западе с конца 50-х годов.

Считается, что одной из причин этого стала огласка практики американского врача-патологоанатома Джека Кеворкяна. В 1958 году доктор Кеворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы для пересадочных операций.

Позднее, став свидетелем бессмысленно-жестоких самоубийств, он пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь. От словесных и газетных выступлений Кеворкян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами «машиной смерти». С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение. В дальнейшем он усовершенствовал «суицидальную» (убийственную) машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Уже многие безнадежно больные люди воспользовались этим аппаратом в присутствии его автора и при его консультации. В США это вызвало негодование общественности. Беспокойство это связано, прежде всего, с тем, что бывший патологоанатом единолично, без консилиума врачей-специалистов определяет фатальность болезни и ассистирует в подобных делах.

За четверть века Джек Кеворкян остановил жизнь 130 больных. Многолетняя тяжба его с судами штата Мичиган, несколько раз его оправдывавшим, закончилась его осуждением. Еще раньше профессиональная ассоциация американских медиков лишила его звания врача. Сам он получил прозвание «доктор-смерть».

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Если при эвтаназии врач следовал пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог не бояться уголовной ответственности. К 1998 году, согласно исследованиям роттердамского Университета Эразма, добровольную эвтаназию поддерживало 92 процента населения Голландии. И, несмотря на часто выдвигаемые аргументы религиозного характера, в пользу возможности прекращения жизни пациента по собственному желанию высказывалось значительное большинство верующих, в том числе 96 процентов католиков.

Видимо, поэтому, несмотря на сопротивление оппозиции, осенью 2000 года закон о легализации некоторых форм активной эвтаназии прошел в нижней палате парламента с легкостью. Теперь, по решению суда в каждом конкретном случае, врач, умертвивший или способствовавший самоубийству своего пациента при определенных обстоятельствах, не признается виновным. В соответствии с законом, «Критерии применения эвтаназии и оказания помощи при добровольном уходе из жизни», были установлены такие условия, при которых может быть проведена эвтаназия:

 врач также должен быть убежден, что это тот случай, когда болезнь пациента неизлечима, а физические страдания от нее стали невыносимыми, и уже исчерпаны все средства избавить пациента от таких страданий;

 пациент должен быть проинформирован о своем состоянии на данный момент и о прогнозе, касающимся продолжительности его жизни;

 врач и пациент должны вместе прийти к заключению, что проблемам, вызвавшим желание эвтаназии, нет никакого другого решения;

 с этим заключением должен согласиться еще один врач, работающий независимо от лечащего врача и тоже знающий данного пациента;

 эвтаназия может быть произведена только врачом и только медицинскими средствами.

Бельгийский парламент в мае 2002 года принял, (за него проголосовали 86 депутатов, 51 высказался против и 10 воздержались), закон разрешающий медицинское содействие смерти неизлечимых тяжелобольных, несмотря на резкую оппозицию влиятельной в стране католической церкви. Депутат-социалист бельгийского парламента Филипп Мау, который лоббировал этот закон, в своём интервью пояснил, что, в соответствии с законом, требующий эвтаназии пациент должен быть неизлечимо больным, совершеннолетним, а также обязан добровольно изложить просьбу в письменном виде. И тогда врач, совершающий «убийство из милосердия», не будет обвинен в совершении преступления. В стране учрежден постоянный комитет по контролю над эвтаназией.

Люксембург стал третьей после Бельгии и Нидерландов страной Европейского Союза, легализовавшей эвтаназию. Согласно этому закону, (за него проголосовали 26 депутатов из 30), вступившему в силу после его официальной публикации, против врачей, помогающих своим пациентам уйти из жизни, отныне нельзя будет применять меры уголовного наказания, а также возбуждать гражданские дела в суде. Согласно новому люксембургскому закону заявление смертельно больного человека дает право на проведение эвтаназии после одобрения двумя врачами и комиссией экспертов.

Годом ранее, до принятия, спор вокруг легализации эвтаназии стал причиной противостояния между главой государства Великого Герцога Люксембургского Анри и парламентом страны. Этот закон был с трудом принят, так как парламенту Люксембурга пришлось пойти на изменение конституции страны с целью уменьшения полномочий монарха. Поводом для этого стал категорический отказ Великого герцога Анри подписывать закон. Глава государства мотивировал свою позицию глубокими католическими убеждениями — как известно, католическая церковь является противником эвтаназии.

. Эвтаназия в США, Австралии, Израиле

Примеру парламента Голландии последовали некоторые другие законодательные органы различных стран: Соединенных Штатов Америки (в частности, штатов Оригон и Вашингтон), Северной провинции Австралии (1995 г.).

В Калифорнии после долгих лет обсуждений на референдумах в 1977 году был принят закон «О праве человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру.

Однако до сих пор этим законом официально никому не удалось воспользоваться, так как одним из условий осуществления эвтаназии должно быть заключение психиатра о вменяемости пациента (но Американская ассоциация психиатров запрещает своим членам участие в подобных процедурах), а другое обязательное условие состоит в том, что проводить эвтаназию должен врач, что также невозможно, поскольку Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участие в эвтаназии, выдвинув лозунг: «Врачи не должны быть палачами». Позиция Ватикана по этому вопросу заметно смягчилась в 2002 году, когда Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть «бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту».

В настоящее время, эвтаназия разрешена в штатах Орегон и Вашингтон. В американском штате Вашингтон 5 марта 2009 года вступил в силу закон, разрешающий врачам прописывать неизлечимо больным пациентам, желающим прекратить страдания, летальную дозу препаратов. Голосование, на основании которого был принят акт под названием «Смерть с достоинством», состоялось в ноябре 2008 года, тогда за него проголосовало около 60 процентов избирателей.

Согласно новому закону, летальная доза препаратов может быть прописана только пациенту, которому по расчетам осталось жить не более полугода, причем достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему в штате. Желающий уйти из жизни должен сделать два устных запроса с интервалом 15 дней, а затем составить письменный запрос, подтвержденный двумя свидетелями, не связанными с заявителем. На основании заявления врач выписывает рецепт на смертельную дозу какого-либо препарата; приобрести и принять его человек должен сам.

Опыт соседнего Орегона, где подобный закон был принят в 1997 году, показывает, что около 30 процентов пациентов, получивших «смертельный рецепт», не пользуются им. Это свидетельствует о том, что людям, умирающим в страданиях, важно лишь иметь возможность уйти из жизни, если страдания станут невыносимыми.

В других штатах помогать другому человеку умереть — это по-прежнему уголовное преступление.

В середине 90-х в северной части Австралии практиковалась эвтаназия, однако после вмешательства федеральных властей эта практика была запрещена. В 1998 году эвтаназия была узаконена на Северных территориях (административная единица Австралии) — там врач мог помочь пациенту уйти из жизни, прописав ему соответствующие лекарства или сделав инъекцию. Однако полгода спустя и этот закон отменили.

Сейчас в Австралии нет легализации эвтаназии. Зато, похоже, там огромное количество активистов, желающих, чтобы подобный закон был принят. Чем еще можно объяснить такие спланированные акции как распространение специальных «наборов для самоубийства» в 2006 году. Таким образом, сторонники эвтаназии хотят предоставить в распоряжение тех, кто хочет покончить с собой, все необходимое. В набор входят контейнер с моноокисью углерода и пластмассовый трубопровод для вдыхания смертельного газа. Сторонники эвтаназии надеются помочь пожилым людям, страдающим серьезными заболеваниями, уйти из жизни. Правда, чтобы избежать проблем с властями, наборы будут распространяться без инструкции по применению. Самый неожиданный и, возможно, самый циничный способ добровольного ухода из жизни изобрел австралийский доктор Филип Ницшке. Измученному безнадежной борьбой за жизнь пациенту предлагается сыграть с компьютером. В случае проигрыша на экране появляется вежливый вопрос: «Завершить игру?» Получив утвердительный ответ, электронный партнер дает сигнал механизму, который производит смертельную инъекцию в вену.

За период с сентября 1996 по март 1997-го, пока на Северной территории Австралии действовал закон, разрешающий эвтаназию, доктор Ницшке помог свести счеты с жизнью столь современным способом четырем несчастным. После того как федеральный парламент отменил этот закон, «машина смерти» перекочевала в Лондон, стала экспонатом Музея наук. В самой Австралии демонстрировать ее запрещено.

Относительно Израиля, важно отметить следующее. В конце 2005 года Кнессет (израильский парламент) утвердил во втором и третьем — окончательном — чтениях закон о предоставлении неизлечимым пациентам права на отказ от искусственного продления жизни. Об этом сообщают израильские источники, отмечая, что речь фактически идет об эвтаназии. В поддержку законопроекта проголосовали 22 депутата, против — трое, воздержался — один.

Против закона высказались парламентарии от ультрарелигиозных партий, которые считают неверным принятое определение понятия «неизлечимый больной». Новый закон постановляет, что таковым является человек, болезнь которого не подлежит излечению современными медицинскими средствами и которому, по мнению врачей, осталось жить не более полугода. Представители религиозных партий настаивали на том, чтобы под закон об эвтаназии попадали лишь неизлечимые больные, которым, по медицинским показаниям, жить осталось не более одного месяца.

Работа над этим законопроектом началась в 2002 году. В ноябре 2003 г. Кнессет утвердил в предварительном чтении этот законопроект, после чего для его доработки была создана специальная парламентская комиссия. Окончательный вариант закона был утвержден парламентской комиссией по здравоохранению и законодательству, а затем его приняли и депутаты.

Теперь, в соответствии с законом, в Израиле каждый взрослый человек имеет право подписать медицинский формуляр об эвтаназии на случай, если он окажется неизлечимо и смертельно болен и будет не в состоянии самостоятельно дать указание врачам не продолжать поддержку жизнедеятельности организма искусственным путем. В законе особо оговаривается, что речь идет не о прекращении оказания медицинской помощи, целью которой является облегчение состояния больного, но об отказе от продления работы аппаратов искусственной жизнедеятельности. Распоряжение об эвтаназии, согласно закону, должно быть отдано в присутствии двух свидетелей, лишенных в дальнейшем права наследования по завещанию больного, а также адвоката, судьи или директора больницы. Больной имеет право в любое время отменить или изменить свое медицинское распоряжение.

Таким образом, рассматривая проблему эвтаназии в США, Австралии и Израиле можно сделать следующие выводы. Из всех этих стран только в США активная эвтаназия легализована (штат Орегон).

Несмотря на отсутствие закона об эвтаназии в Австралии, там довольное большое количество его сторонников, распространяющих, например, «наборы для самоубийств». Законом «Об отказе продления работы аппарата искусственной жизнедеятельности» Израиль в 2005 году признал пассивную эвтаназию законной.

. Легитимация и легализация института эвтаназии в других странах

В ноябре 2004 года закон об эвтаназии одобрил Сенат Франции. Этот акт был разработан французской ассоциацией врачей. Закон предусматривает, что в тех случаях, когда принимаемые меры лечения становятся «бесполезными, непропорциональными либо не имеющими другого эффекта, кроме искусственного продления жизни», они «могут быть сокращены либо прекращены». Таким образом, была легализована пассивная эвтаназия. В документе особо оговаривается то, что решение об эвтаназии больного пациента, находящегося без сознания, могут принять его близкие родственники или доверенное лицо. А если пациент несовершеннолетний, то такое решение должно приниматься коллегиально, медицинским консилиумом. Принятию подобного решения во многом способствовала дискуссия, развернувшаяся во Франции вскоре после смерти в 2003 году 22-летнего Винсена Юмбера. Он был парализован после автомобильной аварии и с помощью матери написал книгу «Я требую права на смерть». В ней он рассказал, насколько невыносима его жизнь и что он хочет умереть. В итоге мать Юмбера ввела сыну смертельную дозу наркотика. А перед этим прошение об эвтаназии семьи молодого человека президенту Франции Жаку Шираку осталось без ответа. В итоге мать Винсена Юмбера Лилию арестовали за убийство, но вскоре отпустили. Французским борцам за легализацию эвтаназии противостоит мощный противник: католическая церковь. Несмотря на недавнее относительное смягчение позиции в отношении пассивной эвтаназии, Ватикан по-прежнему приравнивает активную эвтаназию к убийству наравне с геноцидом, абортом и самоубийством.

Закон, принятый во Франции в 2005 году (закон «О правах больных» от 22 апреля 2005 года), разрешает вводить умирающих людей в состояние медикаментозной комы, чтобы облегчить их страдания. При этом врачам запрещается предпринимать любые действия, которые могли бы ускорить смерть пациента.

Летом 2009 года пассивная эвтаназия была официально разрешена в Германии. Правительство Германии приняло закон, дающий людям право подписывать заблаговременное распоряжение о прекращении жизнеобеспечения в случае серьезной болезни.

Такое «завещание о жизни» содержит информацию о том, какую помощь или ее отсутствие человек желает получить, если болезнь или травма не позволят им самостоятельно высказать свою волю.

Закон, получивший поддержку Социал-демократической и Свободной демократической партий, а также Партии зеленых, был принят 317 голосами «за» при 233 «против». Согласно ему, лечение должно быть прекращено, даже если состояние пациента не претерпело необратимых изменений. При этом активная эвтаназия (уход из жизни с помощью врача) остается запрещенной.

Швейцария — одно из немногих государств, где неизлечимо больным людям помогают умереть с 1998 года. В этой стране действуют различные организации, помогающие людям уйти из жизни, и оказание подобной помощи в соответствии со швейцарским законодательством ненаказуемо, если для этого нет «корыстных мотивов». .

В Швейцарии смертельно больным пациентам, страдающим от сильной боли, врач может выписать «последний рецепт», который по поручению больного получает Общество эвтаназии, под опекой которого на основании личного обращения находится неизлечимо больной пациент. Такое либеральное законодательство стало причиной нового направления туризма: жители других стран Европы отвозят своих тяжелобольных родственников в швейцарские клиники, чтобы те смогли «легко умереть». Швейцария 5 февраля 2007 года разрешила эвтаназию страдающим психическими заболеваниями. Решение суда в Швейцарии ставит психические расстройства на одну ступень с тяжелыми физическими недугами: высшая судебная инстанция страны — Федеральный трибунал разрешила людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, добиваться права на эвтаназию.

В 2009 году Швейцарское правительство выразило намерение ужесточить законы об эвтаназии, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны проводящих ее организаций, таких как небезызвестная клиника Dignitas, и сократить поток «суицидального туризма» в страну, пишет Telegraph. Швейцарские власти склоняются к тому, чтобы позволить соответствующим организациям содействовать в самоубийстве только тем лицам, которые приняли решение умереть, изучив все другие возможности. Кроме того, для проведения эвтаназии будет необходимо заключение двух независимых от организации врачей, подтверждающее, что желающий уйти из жизни человек не только в состоянии принять трезвое решение, но страдает при этом неизлечимым заболеванием, которое закончится смертью в ближайшее время.

По мнению властей, организации также не должны получать выгоду от своей деятельности и обязаны всесторонне документировать каждый случай в интересах возможного расследования. Предполагается, что указанные меры помогут предотвратить злоупотребления со стороны проводящих эвтаназию клиник и сократить поток «суицидальных туристов».

В 1998 году эвтаназия была узаконена на Северных территориях (административная единица Австралии) — там врач мог помочь пациенту уйти из жизни, прописав ему соответствующие лекарства или сделав инъекцию. Однако полгода спустя этот закон отменили.

Вместе с тем, под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере свободно применяется эвтаназия даже вопреки существующим нормам закона. .

В Швеции принят закон, который допускает эвтаназию. Он всего лишь разрешает подачу смертельной дозы препарата через специальный респиратор, в то время как уколы запрещены в любой форме.

В Финляндии, после длительных дискуссий, в законодательство официально внесено разрешение пассивной эвтаназии, конечно, с определенными оговорками, предусматривающими исключение каких — либо злоупотреблений. Врач прекращает бесполезное поддержание жизни, однако основой для принятия решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента; аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.

Заключение

Английский писатель-фантаст, сэр Терри Пратчетт, которому в 2007 году диагностировали болезнь Альцгеймера, сообщил, что начал процесс оформления документов для швейцарской клиники Dignitas, где, согласно желанию писателя, ему «помогут умереть».

«Единственное, что останавливает меня — фильм, который я сделал, и проклятая книга, которую мне надо закончить», — сказал писатель во время встречи с журналистами на фестивале документальных фильмов.

Я не могла не посмотреть этот фильм, где он рассказывает о британском миллионере Питере Смедли, который добровольно ушел из жизни, узнав о своём неизлечимом заболевании двигательных нейронов головного мозга.

В этом фильме от начала и до конца была передана атмосфера, в которой пребывал пациент, и была показана сама процедура. Конечная сцена мне с трудом далась, так как, слава Богу, мне не приходилось видеть смерть до этого момента. Но, не смотря на все мои переживания, сочувствие, в какой-то степени и отвращение, я ещё больше убедилась в том, что эвтаназия нужна. Для больного человека это спасение, а для его близких и родственников — истинное облегчение и умиротворение.

Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и незакреплённости в государственно-правовых актах страны.

Эта проблема с каждым днём усугубляется, так как всесторонне не изучена. Да и общество (не смотря на его заслуги в различных областях) не готово к пониманию и принятию эвтаназии.

Жизнь священна и неприкосновенна утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие. Основным аргументом в этой борьбе выступают правовые запреты и дозволения.

Более четверти века назад доктор Питер Адмирал прозорливо писал: «Уже следующее поколение будет глубоко озадачено тем долгим сроком, который понадобится нашему поколению, чтобы прийти к безусловному признанию эвтаназии в качестве естественного права человека».

Список использованной литературы:

I. Монографии, учебники, статьи:

1.Ф. Фут «Эвтаназия» (Философские науки. № 6, 1990, с. 63−80.)

.«Эвтаназия», доктор медицины, монсеньер Жак Судо.

.Богомягкова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема: стратегии проблематизации и депроблематизации / Е.С. Богомягкова // Журнал исследовательской социальной политики. — 2010. — Т.8, № 1. — С. 32−34.

.Зильбер А.П. Трактат об эйтаназии. — М.: Петрозаводск, Петр. ГУ, 1992 г.

5.См. Дмитриев Ю. А. Шленева Е. В. «Право человека в РФ на осуществление эвтаназии». Государство и право, 2000, № 11, С. 53

6.Alexander Leo. Medical Science under Dictatorschip // New England Journal of Medicine. Juli 14. 1949. P. 40.

.См. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2.

.См. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998, С. 427

II. Источники всемирной сети Интернет:

9.Медицинский портал: www.medportal.ru .

.Международная информационная Группа «Интерфакс»: www.interfax.ru .

.Сайт радиостанции «Эхо Москвы»: www.echo.msk.ru .

.Электронное периодическое издание «РИА Новости»: www.rian.ru .

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector