Размещено на http://www.
Размещено на http://www.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПЦК педагогика и психология
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания
студентки Алейник Ольги Вячеславовны
Специальность : 050144 « Дошкольное образование»
Группа 2 «Г»
Руководитель: Назарова Г.Н.
Ногинск, 2015
Введение
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные игры. Исследователи (Л.С Выготский, Д.В. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Вегнер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (Т.С. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребёнка. Поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
По мнению Д.В. Менджерицкой в основе игровой деятельности лежат следующие положения:
— игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;
— игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;
— особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, быт, учёба).
Актуальность работы в том, что именно в процессе дидактических игр формируются умственное и сенсорное воспитание у детей дошкольного возраста.
Цель работы: изучение особенностей сенсорного воспитания у детей в дидактической игре.
Предметом исследования является система игр.
Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей ...
... развития эстетических представлений, знаний и умений ребёнка в дошкольном возрасте. Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста, разработать систему театрализованных игр. Объект: эстетическое воспитание детей ...
Объект сенсорное развитие дошкольников.
Исходя из выбранной темы и поставленной цели, были определены следующие задачи:
— анализ литературных данных по проблеме: игра как средство сенсорного воспитания детей, изучение дидактических принципов;
— изучение роли дидактической игры в сенсорном воспитании детей.
При исследовании данной темы использовались следующие методы: анализ литературных источников, обобщение, наблюдение, беседы, изучение педагогического опыта.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника.
Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что:
— она удовлетворяет его основные потребности;
— в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;
— ига в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника. Прежде всего, ребёнку свойственно:
— стремление к самостоятельности,
— активному участию в жизни взрослых.
Ведущая деятельность — такая форма поведения ребёнка, в связи, с развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
Ребёнок существо растущее и развивающееся. Движения — одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Глава I. Проблема сенсорного воспитания в работах отечественных и зарубежных педагогов
1.1 Разработка основ сенсорного воспитания в работах отечественных и зарубежных педагогов
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Понятие сенсорная культура вошло в дошкольную педагогику благодаря работам всемирно известного автора Марии Монтессор. Она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём социального наследования, которое, в отличи от наследования биологического, предлагает не упражнение врождённого способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка
... качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская ... личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его ''возрастания до идеального ... игра, совместный труд. Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности: знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, ...
Мария Монтессори разработала дидактические средства. Исходя из идеи о том, что дидактический материал является побудителем к саморазвитию, она экспериментально проверила педагогическую эффективность созданного е. дидактического материала. Для развития чувств осязания, зрения, веса, размера, слуха, ритма, и т.д. по её методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, пластинки, цилиндры) из различного материала. Ребёнок должен был, например, вставлять бруски и цилиндрики разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (завязанными глазами) определить свойства материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет. «Ребёнок всё время сам видит и исправляет свои ошибки, и это заставляет его, сравнивая цилиндры между собой, сосредоточивать внимание на разнице размеров. В этом сравнении и заключается психосенсорное упражнение». Мария Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства энергии, звука и других. Упражняясь, дети добивались остроты органов чувств. Тонкости различия сенсорных признаков предмета.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, признана уроком. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и пр.) расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, написанные Фребелем и его учениками с целью обучающего воздействия игр. Издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Фридриха Фребеля, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.
1.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Предположим, ставится конкретная задача — познакомить детей с некоторыми вещами или игрушками, которые находятся в групповой комнате. В процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними.
Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии, т.к. одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие (в данном случае побуждение сделать что-то или назвать предмет), другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника
... следующие задачи: . Изучение и анализ источников. . Изучение особенностей сенсорного развития детей. . Определение дидактических игр для развития сенсорики. Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы ... изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело не только в том, ...
Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.
Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путём повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли всё, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети ещё в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут ещё заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям.
Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта; смотрят, берут в руки, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко.
Содержание и методика дидактических занятий направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Ребенок, видя заинтересовавшую его вещь, стремится взять ее в руки, пытается что-то с нею делать — подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребенка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром.
Итак, на дидактических занятиях воспитатель пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем.
С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи.
Организация игр-занятий с сухим песком
... с содержанием игр-занятий с песком. - разогревающие игры - дидактические игры-упражнения -игры и упражнения с погружением рук в песок -игры на поверхности мокрого песка -адаптационные игры и занятия в песке ... опыту с целью повторного переживания и освобождения. Является естественным языком для детей. Служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы. Технологии ...
Развитие у детей способности слушать без нарушения одного из основных дидактических принципов — сочетания наглядности и слова — обеспечивается определенным соотношением между наглядными приемами и словом. Важно так организовать зрительные впечатления, чтобы они, выполняя свою воздействующую роль, не отвлекали от слушания. При этом необходимо соблюдение постепенности и последовательности в достижении поставленной цели.
Все занятия и дидактические игры характеризуются общей для них чертой — наличием детской активности.
На занятиях в зависимости от их содержания деятельность детей различна: они слушают, что им говорит воспитатель (поясняет что-либо, читает стихи, потешки), смотрят на предметы, игрушки, картинки, которые демонстрируются, выполняют те или иные действия по показу или по заданию взрослого. Целенаправленное слушание, рассматривание требуют от детей известных усилий, активного внимания, умения сидеть тихо, сосредоточиться.
У детей раннего возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться.
Таким образом, встаёт вопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятий они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчиками и принести воспитательнице требуемый предмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8-10 минут.
Занятия и дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения занятий, игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна, когда дети поедят. Малыши, которые спят днем два раза, занимаются во второй отрезок бодрствования. Изучение детей раннего возраста показало, что в указанное время дня они бодры, спокойны, деятельны, так как сон и еда положительно действуют на их самочувствие. В этот период занятия, требующие от детей некоторого напряжения, умения сосредоточиться, будут для них посильны, принесут пользу.
Большое значение имеет также правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В детский сад приходят дети, которые не привыкли к жизни в коллективе или медленно приспосабливаются к новой обстановке; у малышей в возрасте от 1 г. до I г. 6 мес. ещё слабо развиты навыки совместной деятельности. Поэтому в начале года проводятся преимущественно индивидуальные занятия. Воспитатель подходит к каждому ребенку, предлагает показать цветные шарики или показывает куклу и побуждает его поговорить или поиграть с нею. Таким путем воспитатель приучает детей к новой обстановке, а также узнает каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и вместе с тем устанавливает с ним близкие, дружеские взаимоотношения, старается вызвать доверие, желание общаться.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...
Чтобы занятия давали положительные результаты, воспитателю нужно владеть необходимыми знаниями и практическими умениями.
Глава II. Особенности дидактических игр в дошкольном возрасте
2.1 Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения детей дошкольного возраста
дидактический игра сенсорный воспитание
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали, предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, — все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И.Тихеева).
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, которые, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько эти игры созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка.
Обучающие задачи предусматривают:
— формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение),
— совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок),
— развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.
Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
В советской дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании основных качеств ребёнка.
Умственное воспитание.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности:
— детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.),
— затем — с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба),
-после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, используя полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребёнка.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» и «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном для его использования.
2.2 Приёмы и методы руководства дидактическими играми
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определенны дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведению и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение количества играющих детей;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)
— объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
— подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику в самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания, имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.
Покажем для примера организацию воспитателем игры «От зёрнышка до булочки».
Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого воспитатель рассказывает о труде хлеборобов, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, беседует о пословицах и поговорках, о хлебе. Например, почему так говорят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня». Вместе с детьми подбирает иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью, о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовят три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивают изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др.; хлебопекарные печи, специальные машины: «Мука», «Хлеб» и др. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.
После того как наглядные пособия для игры подготовлены, воспитатель предлагает детям начать игру. Но до её начала напоминает участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение В. Степанова: «Почему у пирога зарумянились бока»
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода — Побежит за трактористом Ранним утром борозда Выйдут сеялки потом И черны, как из печи, Провожают их грачи. Чтобы всходы были крепче, Не напала злая тля, И удобрит, и подлечит, Летчик с воздуха поля. Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики. Время жаркое — страда — Праздник мирного труда |
Убран хлеб — и тихо стало. Мелят мельницы зерно. Поле-полюшко устало И под снегом спит оно. Над селом дымки плывут: Пироги в домах пекут! Почему у пирога Зарумянились бока? Потому что поле летом Было солнышком согрето. Потому что Днём весенним, Летним днём, Осенним днём Согреваем землю все мы И любовью, и трудом! |
|
Воспитатель вместе с детьми вспоминает рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».
— А теперь, дети, поиграем в новую игру — говорит воспитатель и объясняет правила. — Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалочкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то, как будет называться бригада?
— «Булочка», — догадываются ребята.
Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.
Воспитатель уточняет, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивает, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка).
После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале берет на себя воспитатель. Он подает сигнал начинать игру. Дети отбирают нужные карточки и закрывают ими пустые клетки. В ходе игры воспитатель выступает и в роли арбитра.
— Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,— говорит воспитатель.
Затем происходит замена бригадиров и бригад, и игра повторяется.
В порядке усложнения в игру можно ввести новые картинки с изображением механизмов, орудий труда, машин. Воспитатель называет новые правила: при решении задач укладываться в определенное время, т. е. дается сигнал не только для начала игры, но и для ее окончания.
В процессе игры уточняются названия машин, активизируется словарь, развивается речь детей. Но особое внимание педагог уделяет воспитанию нравственных качеств: уважение к хлеборобам, ко всем, кто производит хлеб, бережное к нему отношение.
Анализируя игру, воспитатель обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечает тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.
В итоге воспитатель спрашивает:
— Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?
Воспитатель напоминает детям о том, что все активно принимали участие в изготовлении атрибутов для игры, поэтому она была еще интереснее; все надо сохранить для других игр — сложить в пакет маленькие картинки вместе с большими картами, положить в коробку и хранить в определенном месте.
Заключение
На протяжении первых семи лет жизни ребёнок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно. Ребёнок освоил мир предметов.
У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения. В последний год перед школой у детей проявляются возрастные кризисные признаки негативной реакции, что, по мнению Л.С. Выготского, связано с потерей детской непосредственности и стремлением ребёнка утвердить себя в роли более взрослого человека. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых. Он готов контактировать с этим новым для него миром, согласен принимать его правила.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения.
Игра как психологическая проблема даёт всё ещё очень много фактов для научной мысли, ещё многое предстоит открыть учёным в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий педагогов, требует творчества фантазии и от нас, взрослых. Игра станет нашим истинным другом и помощником. Но каждому ребёнку важен наполненный любовью взгляд взрослого, тепло и нежность.
Пусть для всех нас станут близкими слова Януша Корчака:
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
Список используемой литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М. Просвещение, 1991. — 160с.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. — М. Просвещение, 1983. — 192с.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 2007 — 207с.
4. Венгер А.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М. Просвещение, 1973. — 97с.
5. Венгер А.А., Мухина В.С. Психология. — М. Просвещение, 1988. — 336с.
6. Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». — М. Мозаика-Синтез, 2006. — 400с.
7. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. — М. Просвещение, 1997. — 109с.
8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М. Мозаика-Синтез, 2006. — 128с.
9. Логинова В.И., Саморокова П.Г. Дошкольная педагогика. — М. Просвещение, 1983. — 304с.
10. Менджеристкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М. Просвещение, 1982. — 128с.
11. Мухина В.С. Детская психология. — М. Просвещение, 1985. — 272с.
12. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М. Просвещение, 1985. — 144с.
13. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М. Просвещение, 1983. — 107с.
14. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. — М. Просвещение, 2003. — 120с.
15. _аккулина Н.П., Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. — М. Просвещение, 1969. — 180с.
16. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. — М. Просвещение, 1970. — 192с.
17. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. — М. Учпедгиз, 1962. — 156с.
18. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М. Просвещение, 1983. — 115с.
19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М. Учпедгиз, 1955. — 147с.
20. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. — М. Просвещение, 1958. — 150с.
Приложение
Игра: Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.
Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Материал: Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого.
Ход игры: Воспитатель показывает детям 5 палочек одного(синего) и 5 палочек другого(красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него ещё есть палочки такого цвета. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета другой к такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета и кладёт их вместе.
Таким же образом детям показывается приём группировки объектов синего цвета. После объяснения педагог подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть её, а так же две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Потом можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание ещё раз.
Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребёнок. При затруднении выполнения задания может быть использован приём прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия.
Комплексные дидактические игры
1.Комплексная игра. «Лото «Цвет и формы»
Дидактическая задача:
— закрепить представления младших дошкольников о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);
— учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).
Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур — квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур — каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый — 5 см.)
Ход игры:
1. Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.
2. В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку).
Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах.
3. Дети складывают приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.
Конструирование
Игра: «Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.
Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.
Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла, резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.
Предварительная работа:
Рассматривание во время прогулки проезжей части.
Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу.
Объяснение функций дороги во время занятия по ОБЖ.
Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.
Ход занятия:
1. Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.
Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти — кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.
2. Основная часть: У каждого у вас есть набор кубиков. Они все одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.
Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух — широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какую именно; узкую или широкую.
3. Итог. Дети помогают кукле Кате дойти до дома. Заносят её в дом и машут ей ручками. Помогаю детям обыгрывать ситуацию и развивать сюжет. К кукле Кате пришла подруга, котенок потерял дорогу домой, собирать грибы вдоль дорожки. Предлагаю им атрибуты и учу младших дошкольников развивать самостоятельно игровой сюжет. После игры дети помогают сложить кубики в ящик и сажают игрушки на место.
Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.
Материал: 14 кирпичиков, 2 кубика, пластина, кукла, резиновая кошка.
Ход занятия:
1. Введение. Ребята к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала издалека и хочет немного пожить у нас в группе. Чтоб ей было удобно, надо построить ей комнату и тогда кукла, подольше поживет у нас.
2. Основная часть. Сажаю младших дошкольников на ковер полукругом. «Для того чтобы построить кукле комнату, надо сначала построить Оле стул. Для этого мы возьмем большой куб и поставим его на стол. Это сидение стула. Теперь нам нужна спинка. Мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной на ковер. У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше строить. Допустим кукла Оля захочет кушать, куда она поставит тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкую пластину — это поверхность стола. А четыре маленьких куба будут ножками для стола. Теперь мы можем угостить Олю с дороги чаем. Алина, принеси, пожалуйста, с кухни для Оли чашку и блюдце. Мы же продолжаем строить кукле Оле комнату: она попьёт чай и захочет посмотреть телевизор. Сейчас мы построим ей диванчик: у дивана есть спинка, длинное, широкое сидение, подлокотники и маленькие ножки. Мы возьмем два широких бруска и поставим их на четыре кубика. Помните, постройка должна быть устойчивой, иначе Оля упадет и сломает ножку. Третий брусок — спинка дивана, а два маленьких бруска — подлокотники.
Теперь самое основное — кровать. Для неё нам понадобится четыре детали: два длинных бруска — само ложе, на него ляжет кукла Оля, а в изголовье и в ногах поставим два кирпичика. Нам осталось застелить кровать: Ира принеси, нам, пожалуйста, матрас, подушечку, одеяльце и застели кровать для куклы Оли. Молодец. Вот теперь комната для куклы Оли готова.
Вывод: Дети обыгрывают различные ситуации. После того, как дети наигрались, они помогают убрать кубики и другой строительный материал обратно в шкаф.
Игра: «Сложи лицо»
Цель: научить младших дошкольников составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения младших дошкольников, воспитать интерес к мимике человеческого лица.
Оборудование: Лица вместе с париками 4х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные).
Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие разные лица на наших картинках. Вот эта девочка грустная, а вот мальчик смеется. Уголки губ подняты вверх. У каждого соё настроение, выражение лица. А все ли лица одинаковые? Даже у вас. У Алины лицо круглое, а у Саши — узкое, вытянутое. Мы все разные по цвету глаз, бровей, волос. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить или свое лицо или лицо своего друга. Посмотрите повнимательней друг на друга и отметьте для себя, какого цвета волосы, глаза, какие брови и губы.
2. Посмотрите повнимательней на свои трафареты, наша задача подставить такие глаза, губы, носы и брови, чтобы лицо стало как живым и похожим на нас с вами. Выбирайте, какие глаза подойдут вашему человечку: если лицо круглой формы, то ищите и глаза круглые. Если лицо узкое, овальное; то и глаза маленькие, вытянутые. Подобрали глаза? Молодцы. Теперь ищите на подносах нос. Надо чтобы он соответствовал форме лица. А вот рот вы выберете сами и скажете мне, какой у вас получился человечек: веселый или грустный.
3. Молодцы, ребята, какие разные у вас получились человечки. А какие интересные истории вы о них рассказали. А теперь человечки устали и пойдут спать обратно в конвертики, а ребята пойдут собираться на улицу, так как там весна, светит солнышко, и поют птички.
Размещено на