Курсовая работа
Дидактическая игра как средство развития воображения у старших дошкольников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1 Развитие воображения в дошкольном возрасте
1.2 Специфика дидактических игр
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно — экспериментальное изучение проблемы
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Педагогические рекомендации по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [10].
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Как показали исследования Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
В ФГТ (2009) выделяется образовательная область «Социализация», в которой ставится задача развития игровой деятельности.
Объект: процесс развития воображения у старших дошкольников.
Предмет: процесс использования дидактической игры, как средства развития воображения у старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать возможности использования дидактической игры как развития воображения у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Определить уровень развития воображения у старших дошкольников;
Пальчиковая игра как средство психического развития детей старшего ...
... как средство психического развития старшего дошкольника 2.1 Понятие "игра" 2.2 Особенности игровой деятельности старших дошкольников 2.3 Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте ... пальчиковая игра будет являться эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит ...
3. Разработать педагогические рекомендации.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Педаг8огический эксперимент (констатирующий этап)
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1 Развитие воображения в дошкольном возрасте
Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредованно отражается действительность. В качестве опосредующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта [13].
В настоящее время существует множество определений воображения. Можно выделить следующие трактовки этого понятия.
Столяренко Л. Д. под воображением понимает психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [29].
Рудик П. А. дает следующее определение воображения: воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их [27].
Мухина В. С. определяет воображение как создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [3].
Кондратьева Л. Л. считает, что воображение — это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения [13].
Автор следующего определения Немов Р. С. под воображением понимает особую форму человеческой психики стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [26].
Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия.
Создавая в своем воображении какой-либо образ, человек не может вообразить нечто абсолютно новое, что не было бы в той или другой степени ранее воспринято им из окружающего мира.
Процесс воображения всегда протекает на основе сохранившихся в памяти человека представлений; он есть не что иное, как деятельность сознания, состоящая в изменении и преобразовании этих представлений отличаются лабильностью, способностью изменяться [27].
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать[14]
Социальная работа с пожилыми людьми: модель активной старости
... отметить, что социальная работа с пожилыми людьми представляет собой многокомпонентную структуру, в которую ... защиты пожилых людей, в которой пожилой человек выступает исключительно объектом социальной помощи, к модели социальной поддержки, в которой сам пожилой человек принимает активное участие. Следует ...
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).
Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом, воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
Функции и роли вожатого
... неясная политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, ...
В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей [29].
Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели (как это имеет место в случае творческой деятельности) либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практические действия отражение, что характерно и для мышления. Но между опережающим отражением в мышлении и в воображении имеется существенное различие. В процессе мышления опережающее отражение осуществляется при оперировании понятиями, и результат имеет форму суждения, а в процессе воображения опережающее отражение происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами [13].
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать, порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [27].
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий, оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой [26].
Влияние детско-родительских отношений на становление образа Я ребенка
... типа семейного воспитания на успешное становление «образа Я» ребенка. Объект исследования: становление «образа Я» ребенка. Гипотеза исследования: воспитание ребенка и становление его «образа Я» будет проходить успешнее в условиях гармоничных ... 2011. - 20 с. 11. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров. – М.: Изд-во ...
Старший дошкольный возраст — возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения — создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.
Когда воображение не воссоздает заданное описание или изображение, а направляется на построение собственного замысла, оно приближается к творческому воображению взрослого. В отличие от него воображение ребенка не участвует, однако, в создании общественно ценных продуктов труда. Это — творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Вместе с тем оно имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [30].
При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка, с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает фантастический мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания взрослых, так как иногда свидетельствуют об искажениях в развитии личности ребенка. Большей частью, однако, — это временное явление, которое в последствии исчезает [3].
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский) [5].
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
... вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю ... ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, ...
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего, мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано» [5].
Таким образом, воображение — это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Коршунова Л.С. выделяет несколько видов воображения:
1. Активное воображение;
2. Воссоздающее воображение;
3. Антициптирующее воображение;
4. Творческое воображение;
5. Пассивное воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Совершенствование работы по интеллектуально–познавательному развитию ...
... особенностей проявления интеллектуально-познавательного развития детей и дидактической игры как средства его совершенствования. 2.Выявить уровни ... мышление развивается в процессе овладения орудийным действием, когда необходимо установить отношения между предметами. ... совершенствования интеллектуально-познавательного развития детей на основе развивающих игровых технологий 1.1 Интеллектуально-познавательное ...
1.2 Специфика дидактических игр в дошкольном возрасте
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных» [17].
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.
Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях [20].
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте).
Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям старшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.).
Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три… десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь).
Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание.
Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.
Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна — никакой дидактической задачи ней нет, а есть только игра ради игры.
Разберем это же игровое действие в сочетании с правилами: игры. Правило указывает: соединяться в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи — закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх [15[.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Таким образом, дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
Выводы по первой главе
Анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы: что воображение — психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
1. бенности развития воображения в дошкольном возрасте:
— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
2. Дидактические игры — это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Глава 2. Опытно — экспериментальное изучение проблемы
2.1 Констатирующий этап эксперимента
Цель: Изучить особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Эксперимент проводился на базе МДОУ 118 в марте 2012 года.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Диагностика развития воображения «Придумай игру» (Немов Р.С.);
2. Диагностика развития воображения «Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
3. Диагностика развития воображения «Заданные фигуры» (Немов Р.С.).
Диагностическая методика «Придумай игру«
Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора;
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов.
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Диагностическая методика «Придумай рассказ« Немова Р.С.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Диагностическая методика «Заданные фигуры« Немова Р.С.
Данная методика позволяет изучить особенности творческого воображения у детей, она активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных свойств — видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Детям предлагаются листы, на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, трапеция, прямоугольник, треугольник. Задача детей дорисовать фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета.
Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость
Каждую из фигур можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
Оценка результатов проводится по ряду параметров:
1. Изображены ли все заданные объекты.
2. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект).
3. Уникальность изображения.
4. Использование в изображении всех предложенных фигур.
Для оценки пользуются следующими правилами: за каждое изображение, которое соответствует требованиям инструкции, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое оценивается «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, — 4 балла, наконец за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной комбинации ставится 5 баллов.
Набравший за все 6 объектов от 30 до 21 балла — высокий уровень воображения, набравший от 20 до 11 — средний уровень. От 10 до 0 — низкий уровень развития воображения.
Результаты констатирующего эксперимента
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5 мальчиков, 5 девочек).
В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты.
количество набранных детьми баллов Таблица 1
Ф. И. ребенка |
Оригинальность |
Продуманность |
Наличие ролей |
Наличие правил |
Точность критериев |
Всего |
|
1. Ольга Д. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6сред. |
|
2. Маша К. |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
6сред. |
|
3. Игорь С. |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4низк. |
|
4. Олеся В. |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
5низк. |
|
5. Женя Г |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8выс. |
|
6. Илья Т. |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
6сред. |
|
7. Дима А. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
8выс. |
|
8. Нина Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4низк. |
|
9. Ксюша У. |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
3оч.низк. |
|
10. Тамара З. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4низк. |
|
Из результатов таблицы можно увидеть, что у двух детей выявлен высокий уровень воображения, у трех детей — средний уровень, у четырех — низкий уровень и у одного ребенка — очень низкий.
Диагностическая методика «Придумай рассказ» Немова Р.С.
Количество набранных детьми баллов Таблица 2
Ф. И. ребенка |
Скорость |
Необычность |
Разнообразие образов |
Детализация |
Эмоциональность |
Всего |
|
1. Ольга Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5сред. |
|
2. Маша К. |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4сред. |
|
3. Игорь С. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2низк. |
|
4. Олеся В. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4сред. |
|
5. Женя Г. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
9выс. |
|
6. Илья Т. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4сред. |
|
7. Дима А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7сред. |
|
8. Нина Д. |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3низк. |
|
9. Ксюша У. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1оч.низк. |
|
10. Тамара З. |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
4сред. |
|
Представленные результаты показали, что высокий уровень развития имеется только у одного ребенка, у шести детей — средний уровень, низкий уровень имеют двое детей и один ребенок — очень низкий.
Результаты проведенной диагностики «Заданные фигуры» отображены в таблице 3
Таблица 3 Количество баллов, набранных детьми при изображении объектов
Ф.И.О. ребенка |
Фигуры |
Баллы |
Уровень |
||||||
Лицо |
Клоун |
Домик |
Кошка |
Дождь |
Радость |
||||
1. Ольга Д. |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
10 |
Сред. |
|
2. Маша К. |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
8 |
Низк. |
|
3. Игорь С. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Сред. |
|
4. Олеся В. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
0 |
13 |
Сред. |
|
5. Женя Г. |
2 |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Сред. |
|
6. Илья Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
12 |
Сред. |
|
7. Дима А. |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Сред. |
|
8. Нина Д. |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
14 |
Сред. |
|
9. Ксюша У. |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
9 |
Низк. |
|
10. Тамара З. |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Сред. |
|
Результаты проведенной диагностики:
— низкий уровень развития (0-10 баллов) — два ребенка (20%);
— средний уровень (11-20 баллов) — восемь детей (80%);
— высокий уровень (21-30 баллов) — отсутствует.
Итоги проведенных диагностик отражены в таблице 4.
Обобщенные результаты диагностик
Таблица 4
Ф.И.О. ребенка |
«Придумай игру» |
«Придумай рассказ» |
Заданные фигуры |
Итог |
|
Ольга Д. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
|
Маша К. |
Сред. |
Сред.. |
Низк. |
Сред. |
|
Игорь С. |
Низк. |
Низк. |
Сред. |
Низк. |
|
Олеся В. |
Низк. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
|
Женя Г. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
|
Илья Т. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
|
Дима А. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
|
Нина Д. |
Низк. |
Низк. |
Сред. |
Низк. |
|
Ксюша У. |
Оч. низк. |
Оч. низк. |
Низк. |
Оч.низк.. |
|
Тамара З. |
Низк. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
|
По данным, полученным в ходе исследования развития воображения в старшем дошкольном возрасте были получены следующие показатели: 60% детей в данной группе преобладают со средним уровнем развития воображения, 20% с низким уровнем, 10% с очень низким показателем развития воображения и 10% с высоким.
2.2 Педагогические рекомендации по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Игра «Почемучки»
Задача: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением каких либо интересных ситуаций.
Описание. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.
Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т.д.
Игра «Загадочные письма»
Задача: развить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.
Оборудование: Карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке — одна фраза, где символы идут друг за другом, как слова в предложении.
Описание. Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.
Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки предъявляются по одной, остальные — прикрыты.
Сначала идет картинка — существительное, затем схема — глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.
Игра «Фото на память»
Задача: развить воображение, подражательность, мимику детей.
Описание. Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они — артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего нужно замереть — фотограф должен сделать фото на память.
Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т.д.
Игра «Увидим слово»
Задача: развить воображение и представления у детей.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что слова можно увидеть в своем воображении, представить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуванчик, зеленую елку и т.д. Взрослый должен предупредить ребенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.
Игра «Придумай продолжение»
Задача: развить фантазию, воображение, связную речь детей.
Оборудование: начало рассказа или сказки, придуманное взрослым.
Описание. Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.
Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».
Выводы по второй главе
1. Исследование (констатирующий этап) проводилось на базе МДОУ №118 г. Магнитогорска.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5 мальчиков, 5 девочек).
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Диагностика развития воображения «Придумай игру» (Немов Р.С.);
2. Диагностика развития воображения «Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
3. Диагностика развития воображения «Заданные фигуры» (Немов Р.С.).
По данным, полученным в ходе исследования развития воображения в старшем дошкольном возрасте были получены следующие показатели: 60% детей в данной группе преобладают со средним уровнем развития воображения, 20% с низким уровнем, 10% с очень низким показателем развития воображения и 10% с высоким.
2. Нами были обобщены и систематизированы рекомендации по развитию воображения у старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Материалы заимствовали у следующего автора Немова Р.С.
Заключение
1. Таким образом, воображение — это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
в) словесные.
2. Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ № 118 г. Магнитогорска.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5 мальчиков, 5 девочек).
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Диагностика развития воображения «Придумай игру» (Немов Р.С.);
2. Диагностика развития воображения «Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
3. Диагностика развития воображения «Заданные фигуры» (Немов Р.С.).
По данным, полученным в ходе исследования развития воображения в старшем дошкольном возрасте были получены следующие показатели: 60% детей в данной группе преобладают со средним уровнем развития воображения, 20% с низким уровнем, 10% с очень низким показателем развития воображения и 10% с высоким уровнем развития воображения.
3. Нами были разработаны рекомендации по развитию воображения.
дошкольный дидактический игра педагогический
Список использованной литературы
1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик.- М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2010. — 112с.
2. Волков Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков.- М.: Пед. О-во России, 2000.- 141с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1998. — 336.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский.- М.: Смысл: Эксмо, 2009.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.- Т.2 / Л. С. Выготский. — М., 1982.- С.436-455.
6. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. — М.: «Просвещение», 1973.- С.89-96.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко.- М.: Знание, 1986.- 96с.
8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей// Вопросы психологии.- 1988.- №6.-С. 52-59.
9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.- М.: Знание, 1994.- 160с.
10. Дьяченко О.М. Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1987.-№1.-С. 44-51.
11. Ермолаева М.В. Развитее познавательного и аффективного воображения ребенка средствами детской театрализованной деятельности / М. В. Ермолаева.- М., 2011.- С. 142-165.
12. Игнатьев Е.И. о некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев.- М., 1956.
13. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для индустр.-пед. техникумов / В. Г. Казаков. — М.: Высш. шк., 1989. — 383.
14. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей// Дошкольное воспитание.- 1971.- №2.-С. 41-46.
15. Колесниченко Т.В. Развитие творческого воображения// Школьные технологии.- 2012.- №2.- С. 108-111.
16. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова.- М., 1979.- С.8-30.
17. Коршунова Л.С.. Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л. С. Коршунова.- М., 1989.- С.83-97.
18. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая)// Психологический журнал.- 2001.-Т22, №5.- С.57-68.
19. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая)/ В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №6.- С.64-76.
20. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное// Журнал практического психолога.- 2005.- №6.- С. 77-87.
21. Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию// Воспитание дошкольников.- 2009.- №9.- С. 54-56.
22. Меерович М., Шрагина Л. Управляемое воображение// Народное образование.- 2001.- №1.- С.188-191.
23. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 272с.
24. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.- Тбилиси, 1972.Розетт И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности/ Р. Г. Натадзе.- Минск, 1977.- С.13-78.
25. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов.- М.: Владос, 2011.- С.83-87.
26. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры / П.А. Рудик. — М.: «Физкультура и спорт», 1976.
27. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003.- 368с.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс — 2003. — 448 с.
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб пособие / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 1998.- 335с.
30. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для высш и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 1998.- 295с.
31. Шевелев К. Развитие пространственного воображения у дошкольников// Дошкольное образование: Прил. к газ. «Первое сент.».- 2009.- Март(№6).- С.11-14.
Размещено на