СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
1.1. Сущность понятия «мышление», его виды и операции в психолого-педагогической литературе …………………………………………..…………6
1.2. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста …… 10
1.3. Компьютерные игры как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………………14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
2.1. Описание методик исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….19
2.2. Компьютерные игры, содействующие развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновлений является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи (С.Н. Новоселова, Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашелите, Г.П. Петку, и др.) сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей до-школьного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры. Они оптимально подходят для задач развития, обучения и воспитания детей посредством ком-пьютера. Компьютерные игры обладают большими возможностями в плане развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
В нашей курсовой работе мы рассмотрим возможности компьютерных игр для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...
... певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи ». Цель исследования - изучить особенности певческих навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Объект исследования - певческая деятельность детей дошкольного возраста с нарушением речи. Предмет ...
Мышление – это один из компонентов умственного развития ребенка, которому необходимо уделять серьёзное внимание в преддошкольном детстве, так как это является залогом дальнейшего успешного обучения.
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.
Для того чтобы ребенок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретенные ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Именно поэтому большое значение в развитии мышления дошкольника приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребенка мыслительную деятельность, ставили бы перед ним определенные познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата.
Специальные компьютерные игры позволяют развивать у дошкольников абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет не только повысить заинтересованность детей в занятиях, индивидуализировать процесс обучения, но и развивает зрительно-двигательную координацию, активизирует мыслительную деятельность дошкольников.
Все выше сказанное и определило актуальность разрабатываемой нами темы.
Объект исследования – процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности использования компьютерных игр для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка использования компьютерных игр как средства развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий «мышление», его виды и операции, а также «компьютерные игры» и виды компьютерных игр в психолого-педагогической и методической литературе;
2. определить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить возможности компьютерных игр для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. охарактеризовать методики исследования особенностей мышления у детей дошкольного возраста.
5. разработать банк компьютерных игр, содействующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, методической литературы по заявленной проблеме;
— обобщение теоретического материала по заявленной проблеме;
— тестирование;
— проектирование банка компьютерных игр, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
1.1. Сущность понятия «мышление», его виды и операции в психолого-педагогической литературе
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным процессом, который называется мышлением.
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений ...
... в дошкольных учреждениях. Цель работы: исследовать особенности формирования представлений о форме у детей раннего возраста в условиях игровой деятельности. Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста Предмет исследования: процесс развития представлений ...
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает отношения, выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях.
Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.
Рассмотрим, как определяется данное понятие в психолого-педагогической литературе.
Согласно Коджаспировой Г.М. под мышлением понимается познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности [9, 89].
Виноградова Н.А. определяет мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами [4, 57].
Обратившись к словарю Ожегова С.И., мы нашли следующее определение понятия: мышление – способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. [15, 95].
В.С. Мухина дает следующее определение: «мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний» [12,177].
Из проделанного нами анализа данного понятия, видим, что мышление – это сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мышление опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
— предметно-действенное (или наглядно-действенное) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними;
— наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Данный вид мышле6ния характерен для дошкольников и отчасти для младших школьников;
— словесно-логическое (абстрактное) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Характеризует старших школьников и взрослых людей [5, 65].
Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и практическая проверка использования компьютерных игр как средства развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были реализованы все поставленные задачи.
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой ...
... наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, а также особенностей наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Объект исследования – познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – наглядно-образное мышление у дошкольников ...
В первой части 1 главы нашей курсовой работе мы раскрыли сущность понятия «мышление», рассмотрели его виды.
Из проделанного нами анализа данного понятия, мы увидели, что мышление – это сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям:
1. в зависимости от того, в какой степени мышление опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
— предметно-действенное (или наглядно-действенное);
— наглядно-образное;
— словесно-логическое (абстрактное).
2. по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении и интуитивном мышлении;
3. если в основе лежит характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление и творческое мышление;
4. по действенности контроля мышление подразделяется на критическое и некритическое.
Также нами были охарактеризованы основные операции, составляющие процесс мышления. К ним относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.
Во второй части 1 главы нами были определены особенности мышления детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте мышление в своем развитии проходит стадии доминирования наглядно-действенных (младший дошкольный возраст) к преобладанию наглядно-образных (средний дошкольный возраст) и зарождению словесно-логических форм, но ведущим типом на протяжении большей части дошкольного детства остается наглядно-образное мышление. Мы рассмотрели ряд особенностей, характерных для интеллектуального развития в этом возрасте – анимизм, глобальность, феноменальность.
Перед нами стояла задача раскрыть сущность понятия «компьютерная игра» и охарактеризовать виды компьютерных игр. Компьютерная игра – компьютерная программа, являющаяся системой учебно-познавательного или развлекательного характера, предназначенная для развлечений и развивающая реакцию и способность к анализу. Компьютерные игры можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.
Во второй главе нами были охарактеризованы методики исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста. Также нами был спроектирован банк компьютерных игр, содействующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста. Игры имеют подробное описание с указанием возраста и целью использования.
В дальнейшем на практике мы планируем провести и проанализировать подобранные нами методики для выявления особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста. А также планируем разработать серию интегрированных занятий с использованием компьютерных игр, направленных на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Умственное развитие дошкольника//Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – С.34-37.
2. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994.
3. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?//Детский сад от А до Я. – 2003. — №1.- С.126-130.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития ...
4. Дошкольное образование. Словарь терминов/Составитель Виноградова Н.А. и др. – М.: «Айрис-пресс», 2005 г.
5. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М.. 2002 г.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: «Академия», 2007 г.
7. Информатика. Толковый словарь: для студентов высших и средних учебных заведений/Авт. Ваулина Е.Ю. – М.: ЭКСМО, 2003 г.
8. Информатика: информатика, кибернетика, вычислительная техника…/Авт. – сост. О.А. Житкова, Е.К. Кудрявцева. – М.: Современник, 1999.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – Издательский центр «Академия», 2000 г.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
11. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических заведений. – М.: Владос. 2001 г.
14. Новоселова С.Л. В чём проблема информатизации дошкольного образования?//Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.6-13.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1994г.
16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
17. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) /авт. – сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
20. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
21. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
22. Компьютерная игра — wiki/%CA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%E0%FF_%E8%E3%F0%E0