Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей подростков с нарушением зрения 4
1.1. Психо-физические особенности подростков с нарушениями зрения
1.2. Способности и их классификация 9
1.3. Творческие способности как особый вид способностей 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа работа: «выявление взаимосвязи уровня мотивации к достижения успеха и уровня творческого мышления у подростков с нарушениями зрения» 14
2.1. 1Методика(Тест на креативность) 14
2.2. Методика(Тест на выявление ур. мотивации к достижению успеха) 20
2.3. Опросник креативности Джонсона 23
2.4Выводы практической работы 24
Заключение 25
Литература 26
Приложение 28
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся действительности, где человек рассматривается как главный создатель исторического прогресса. В этой связи фундаментальное значение имеет художественно- эстетическое воспитание и творческое становление подрастающего поколения, поскольку оно в силу своих социально психологических характеристик является одной из движущих сил поступательного развития гуманистической культуры, её сохранения и преумножения.
Усложнение жизненного и социокультурного пространства обусловливает необходимость поиска резервных возможностей человека в условиях новых аспектов его деятельности и с учётом его сегодняшних особенностей. Такими неиссякаемыми резервами личности являются творческая деятельность и созидательная активность. Поэтому развитие креативности личности — задача остроактуальная и социально значимая.
Важно научить подрастающее поколение умению сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить новые связи, зависимости и закономерности, продуцировать нестандартные идеи и подходы, проявлять инициативу и активность, что в совокупности и составляет способность к творчеству.
Главнейшей позицией в системе учреждений социокультурной сферы и образования сегодня должны стать установка на развитие креативности личности как универсальной способности к творчеству и формирование творческой индивидуальности всех субъектов образовательного и воспитательного процесса, что неизбежно повлечёт позитивные изменения как в личностной сфере каждого человека, так и в обществе в целом. Поскольку не только общество оказывает формирующее воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют основу благополучия общества, поэтому, создавая условия для наиболее полной творческой реализации каждого человека сегодня, мы обеспечим процветание общества в будущем.
Развитие личности подростка
... и действий; опосредованность памяти логическими операциями; формирование самооценки; способность к самоанализу и саморегуляции; самостоятельность. Развитие личности подростка Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей ...
Согласно положениям Всеобщей декларации о культурном разнообразии, принятой ЮНЕСКО в 2001 году, каждый человек должен иметь возможность самовыражения и творчества, а культурное разнообразие рассматривается как источник обновления и так же необходимо человечеству, как и биологическое многообразие в живой природе.
Социальная значимость и практическая актуальность диктуют необходимость научной разработки проблемы формирования и развития
креативности у лиц с нарушениями зрения в условиях современного информационного общества. Эта проблема может быть успешно решена только в тесном контакте с такими отраслями науки как тифлопсихология и тифлопедагогика.
Современная трактовка проблемы креативности признает тот факт, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, т. е. креативность рассматривается как универсальная, интегративная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности. Причём развитие креативности в каком-либо одном виде деятельности влечёт за собой перенос творческих качеств на любую другую сферу человека (социальную, производственную, коммуникативную, бытовую и пр.).
это принципиально важное научное положение весьма актуально для нашего исследования, так как основная практическая задача сводится к поиску сферы наибольшей личностной продуктивности, т. е. необходимо включить незрячего человека во всё многообразие видов деятельности с тем, чтобы выяснить предрасположенность его к какому-либо определённому виду и развивать творческие качества именно в данной деятельности, поскольку креативность может успешно переноситься на любые другие виды деятельности человека.
Предмет: развитие творческих способностей подростков с нарушениями зрения
Объект: художественная творческая деятельность полростков с нарушениями зрения
Методы, которые были использованы в данной курсовой работе:
· анализ теоретической литературы по теме;
· тест «на креативность»;
· тест «мотивация к достижению успеха».
Задачи:
1) проанализировать психо-физические особенности подростков с нарушением зрения;
2) выявление уровня креативности у подростков с нарушениями зрения;
3) изучение мотивации к достижению успеха у подростков с нарушением зрения;
4) выявление зависимости коэффициента креативности от уровня мотивации к достижению успеха у выбранной группы.
1.1. Психо-физические особенности людей с нарушениями зрения.
До недавнего времени вопросы развития детей с нарушениями зрения решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики ставится задача управления развитием личности слепого ребёнка в целях предупреждения возникновения вторичных дефектов.
Ещё в начале ХХ века известный русский дефектолог Г. И. Трошин утверждал, что между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям, разница заключается в способе развития.
1.Нарушение ощущения и восприятие
... человека, сознательно поставленной целью. Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте Нарушение внимания Временные нарушения ... 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти ...
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» [ 19. 227], что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.
Психическая деятельность — это деятельность по сути своей отражательная, при чём в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестетическая системы. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.
Человеческий глаз обладает способностью ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещённости. В то же время зрительный анализатор обладает необыкновенно высокой чувствительностью.
Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека примерно 100 тысяч, хотя далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия.
И. М. Сеченов писал о том, что глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.
Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветного зрения, способствующего лучшему восприятию предметов. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий.
Совершенно очевидно, что частичная (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения), а тем более полная потеря зрения влечёт за собой наиболее серьёзные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов нередко влекут за собой отклонения в психическом развитии.
Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих детей значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения.
Что касается качественных особенностей психики лиц с нарушениями зрения, то они проявляются, хотя и в различной степени. Почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определённые специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.
Периоды развития теории управления
... развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека, ... и количественными значениями. Организация и ее элементы Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели, совокупность взаимоотношений прав ...
Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено ограничением в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, нарушается осанка, походка, наблюдаются изменения в моторике.
Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что незрячие дифференцируются по нему на две группы: слепорождённые и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трёх лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй — ослепших в послед……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М. — 1984.
2. Богоявленская Д.Б. Путик творчеству. М. — 1981.
3. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика //Психология творческого обучения. — Мн. — 1995.
4. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психолгия развития творческой личности взрослого человека.Мн. — 1998.
5. Выгоский Л. С. Психология искусства. — 3-е изд — М. — 1987.
6. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 2007. — 92 с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.с.54
8. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. /Э. А. Голубева. — М., Прометей, 1993.
9. Грецов А. Г. Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — СПБ.: Питер, 2007.
10. Григорьева Л. П. Кондратьева С. И. Сташевский С. В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия у детей с глубоким нарушением зрения. Дефектология. № 6. — 1988.
10.Громов Е. С. Природа художественного творчества: Кн.для учителя. -М. — 1986.
11. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956 — с. 18
12. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М. — 1985 . — с. 350.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. — 1975.
14. Литвак А. Г. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1985.
15. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. — СПБ-: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, — 1998.
16. Малахова И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одарённость, талант// Пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешкольных учреждений в 2ч. Ч.1 / И. А. Малахова — Мн. — Бел. Навука — 2002.
17. Павлова Н. П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Дефектология. — №2 — С.26-33.
18. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин — М. — 1991.
19. Рубинштейн.Л.С. Основы общей психологии: — М. -1989. — с. 227
20. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов ц слепых детей дошкольного возраста. -М.// Педагогика, 1980.
21. Способности и склонности: комплексные исследования /Под. Ред. Э. А. Голубевой. / — М. — 1989.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО
... Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО Ни для кого не ... он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно-практического института. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые ...
22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. -5-е изд.// перераб. и доп «Учебники, учебные пособия»).
— Ростов н/Д — Феникс -2002
23. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека// Советы воспитателям. — Мн. -1978 . — с. 149