Аксиологические основы гуманизации образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

кафедра педагогики

ВОРОБЬЕВА Светлана Владимировна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа по педагогике

Студентки 322 группы

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Юсупова А.Ю.

«_________________»

Подпись___________

Куйбышев

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Гуманистическое образование как тенденция развития

современного образования…………………………………………………..5

1.1.Возникновение идеи гуманизма …………………………………………………..5

1.2.Сущность понятия «гуманизм» …………………………………………9

1.3. Понятие « гуманизация образования»…………………………………11

Глава 2. Аксиологический подход как основа гуманизации

образования………………………………………………………………….14

2.1. Понятия о ценностях ……………………………………………………………..14

2.2.Классификация ценностей образования………………………………………17

2.3. Сущность аксиологического подхода в образовании……………….24

Заключение…………………………………………………………………..28

Список литератур…………………………………………………………………..30

Введение

Судьба нашего государства и в отдельности каждой личности зависит от образовательной системы, так как она определяет социальный облик будущей страны. В настоящее время наше общество переходит в статус информационного, где ведущую роль в получении информации играют СМИ и интернет. Они дают образцы для подражания, модели поведения и общения, которые порой оказывают негативное влияние на развитие личности. Они формируют агрессивный, извращенный образ действительности, прежде всего у молодежи. И в этой абсолютно новой сложившейся ситуации, образование должно гибко реагировать на данные изменения. Оно должно обратить большее внимание на его гуманистический компонент. Основным направлением образования должно быть духовно-нравственное воспитание, которое формирует эмоционально-мотивационную сферу личности. В наши дни актуальность проблемы аксиологических оснований интерпретируется тем, что гуманистическое образование является системой духовного и практического познания человеком окружающей действительности. Человек не просто познает предметы и явления окружающего мира, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельность личности. Складывается, таким образом, ценностное сознание — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности.

7 стр., 3398 слов

Сущность стресса. Понятие стресса

... работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят. Сущность стресса. Понятие стресса. Стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает ... стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. Тема данной ...

Таким образом актуальность данной проблемы определила тему нашей курсовой работы: «Аксиологические ценности гуманизации образования».

Объектом нашего исследования является гуманистическое образование как основной фактор формирования личности.

Предметом исследования является ценностная основа образования.

Методологической основой нашего исследования послужили работы таких ученых как В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и д.р.

Цель настоящего исследования состоит в определении ценностно-гуманистического содержания образования.

Для достижения цели мы поставим перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по исследуемой теме;

2. Проследить историческое развитие идей гуманизации

3. Раскрыть содержание гуманизации образования

4. Выявить ценностные ориентиры образования

5. Рассмотреть классификацию ценностей образования

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, периодических изданий; обобщение.

Цель и основные задачи нашего исследования определили структуру нашего исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе мы рассмотрели историю становления гуманистических идей, а также определили основное содержание принципов гуманизации.

Во второй главе мы рассмотрели аксиологический подход, ценности гуманистического образования, их классификацию.

В заключении даны общие выводы и подведены итоги проделанной работы. Завершает работу список литературы, включающий 30 наименований.

Глава 1. Гуманистическое образование как тенденция развития современного образования

1.1. Возникновение идеи гуманизма

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенные особенности проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях. Идеи гуманизма имеют длительную историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности.

3 стр., 1234 слов

Педагогические системы специального образования слабослышащих людей

... ми, религиозными и другими негосударственным и организациями. Педагогические системы специального образования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - ранняя диагностика и ... ограниченными возможностями жизнедеятельности Неразвитость ранней диагностики, недостаток финансирования Профессиональное образование людей с нарушениями слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно- ...

Впервые о гуманизме серьезно уже можно говорить на материале эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения поставила в центр внимания философии образ самостоятельно мыслящего, всесторонне развитого человека. В человеке видели универсальную ценность, его мыслили титаном, неограниченный потенциал которого раскрывался в деятельности, познании, созидании. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой.

Вместо традиционных для Средневековья наук о божественном, были возвеличены гуманитарные науки, в которые входили грамматика, поэзия, этика, история, риторика. Преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Эти гуманитарные науки рассматривались как средство формирования человеческого в человеке. Под человеческими гуманисты понимали такие качества как разумность образованность, причастность к искусствам. Личность человека представлялась как некое произведение искусства.[26;с.6]

Дальнейшее развитие идей гуманизма связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 — начало 19 вв.).

Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 века: П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др.

Ряд принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма, — человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание.[5;с.340] Марксизм отказался от абстрактного подхода к проблемам гуманизма и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию гуманизма — социалистический гуманизм, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. Классики марксизма вооружили педагогику материалистическим подходом к воспитанию как объективному общественному явлению.
С победой социализма сначала в СССР, идеи марксистского гуманизма получили реальное практическое подкрепление в гуманистических

завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

Начало советского этапа в истории отечественной педагогической науки характеризовалось дальнейшим развитием гуманистических идей в вопросах воспитания и образования. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, занимавшиеся изучением природы ребенка и разработавшие основы педологии – все они олицетворяли своим творчеством продолжение традиций русской педагогики, направленное на улучшение жизни детей. Однако, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х, в нашей стране идеи гуманизма и задачи народного образования резко разошлись. В просвещении утвердилась авторитарная педагогика. Советская система образования, исходила из понимания человека не как основной ценности нашего общества, а как его главной производительной силы.[26;с.9]

2 стр., 605 слов

Семинар Образование как развитие личности

... в развитии личности. Может ли наследственность сыграть решающую роль в развитии личности? Роль среды в развитии личности. Благополучная среда- это гарантия развития хорошего человека. Может ... газетную статью, посвящённую проблеме развития, социализации и воспитания личности. Источники: Журналы: «Педагогика»,« Воспитание школьников», «Народное образование», « «Классный руководитель». Газеты: « ...

В 60-е годы, уже после XX-го съезда КПСС, когда был разоблачен культ Сталина, в советской школе было сделаны попытки вернуться к идеям гуманизма в педагогике. И здесь, прежде всего надо вспомнить имя доктора педагогических наук, участника Великой Отечественной войны

В.А. Сухомлинского – директора сельской школы в Павлышеве на Украине, который по-новому стал трактовать многие педагогические принципы. Одним из первых Сухомлинский провозгласил обязательность в образовательном процессе любви к ребенку. Сухомлинский совершенно по другому понимал сущность воспитания по сравнению с официальной наукой. Это не формирование определенных качеств, не идеологическое воздействие на ребенка, не лепка его характера, а понимание. Идеи Сухомлинского не были поддержаны наукой. Зато они очень медленно, но просачивались в педагогическую практику. В начале 80-х гг. в СССР стали появляться отдельные учителя, позволившие себе новый подход к обучению, исходя

именно из гуманистических идей опального педагога.

Движение новаторства распространилось по стране, во многом благодаря усилиям заместителя главного редактора «Учительской газеты» В.Ф. Матвеева, который стоял у истоков создания в 1988 г. Творческого Союза учителей страны. Возглавил тогда эту плеяду прекрасных учителей-новаторов доктор психологических наук, академик АПН СССР, генеральный директор Научно-Педагогического Объединения Минобразования Грузии, учитель младших классов школы №1 города Тбилиси Ш.Амонашвили. Его педагогика – это педагогика 21-ого века.[28;с.47]

1.2. Сущность понятия гуманизм

Существует множество подходов к определению термина «гуманизм». В одном из них понятие гуманизм рассматривается как характеристика морали. Такой подход реализован при определении понятия гуманизм в «Большой советской энциклопедии», в которой она раскрывается как «взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества» [5;с.340]. Также существуют подходы, где гуманизм является чертой марксистской идеологии и практики рабочего класса. Так, в «Философской энциклопедии» дано определение гуманизма как черты последовательного научного мировоззрения и практики рабочего класса, цель которого — освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и национального гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистического общества».

Гуманизм в «Философском словаре» под редакцией М. М. Розенталя определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, из всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни».

Таковы определения понятия «гуманизм», которые содержатся в различных словарях. Однако еще более многообразны они в научной литературе, анализ которой позволил установить, что понятие «гуманизм» употреблялся еще по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и др. [25;c.25]

Гуманизм – основополагающий компонент мировоззрения, имеющий функции оценки целостности принятия, освоения и проявления исторически сложившейся культуры общества, «человечности в человеке», качественно характеризующий бытие, сознание, интеллектуальную, духовно-нравственную сферу, деятельность как общества в целом, так и его отдельных социальных субъектов в частности (личности, этнических групп, политических объединений).

Гуманизм — это система определенных взглядов на мир и человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения.[15;76] При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

1.3. Понятие гуманизации образования.

Гуманизация образования — это гуманное отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его переделать. Возлюбить ближнего своего. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». Ребенка нужно принимать таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет. Толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному. Гуманизация образования ставит в центр педагогических усилий личность ребенка.[2;с.8] Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта.

Суть идеи гуманизации заключается в повороте школы к человеку, в том числе к человеку, формирующемуся в условиях школьной жизни. С человека как наивысшей ценности должны начинаться все педагогические решения. [13;с.6]Гуманизированная школа — это школа, в которой счастливо живется каждому человеку: ребенку и учителю, директору и техническому работнику. Было бы опасным рассматривать всех взрослых как средство развития и воспитания ребенка, а ребенка единственного как цель этого развития и воспитания. Поэтому в расширенном толковании гуманизация подразумевает всё, что способствует расцвету человечного, человеческого в человеке и в окружающем мире.

Таким образом, гуманизация в образовании как процесс, результатом которого должна стать сформированность гуманистического мировоззрения и воспитанность гуманистических качеств развития личностей — субъектов взаимодействия — педагогов и воспитанников.

Гуманизация образования с может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Сущность данного феномена выявляется на пересечении нескольких смысловых координат. [27;с.36]

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация — аксиологический компонент педагогического мышления. Основным смыслом данного процесса является развитие личности как единства непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального становления.

Высшими элементами любого мировоззрения являются ценности и идеалы. Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным. [22;с.51]

Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности. Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.[4;с.6]

Можно сделать выводы о том, что гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры.

Глава 2. Аксиологический подход как основа гуманизации образования

2.1. Понятие о ценностях

Ценность – это человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.[25;с.119]

Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.; [8;с.44]

3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным.

Социальная среда, в которой человек родился и живет, которая его окружает, деятельность, которой он занимается, во многом определяет его мировосприятие, мировоззрение и, следовательно его систему ценностей.

Взаимодействуя с социумом каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации, т.е. избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, свои установки, убеждения, предпочтения, которые выражаются в его поведении.[24;с.18]

Ценность – это, то через что люди ощущают себя людьми, то, что является по их собственному отношению к ней, мерилом человеческого в человеке. Но то что, люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обязательно чем-то высоким, благородным; оно может быть направленно против других людей против общества, такие ценности называются суррогатные: нажива, жажда власти, удовлетворение низменных инстинктов. В этом случае жизненные силы человека тратятся непродуктивно, он не может в полной мере раскрыть и реализовать себя. [1; 142]

То что, выбирают люди зависит от субъективного человеческого уровня, от того, какой человек. Выбор часто происходит неосознанно, на уровне смутного предпочтения чего-то, склонности к чему-то, хотя ясное осознание того, чего хочет человек тоже не исключается.

Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены «предельные» ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей.

2.2. Классификация ценностей образования

Можно выделить следующие ценности образования:

1.Социальные ценности.

а) Жизнь как человеческая ценность.

Во все времена высшей ценностью является человеческая жизнь. Психологический смысл отношения к жизни как к ценности известный зарубежный психолог Э. Фромм выводит в следующем. Быть живым – это динамическое, а не статическое понятие. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда, по Э. Фромму, цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы. Первейшая цель – педагога – воспитать бережное отношение к жизни и здоровью каждого человека, повлиять на утверждение такого отношения в обществе. [11; с.24]

б) Природа как ценность.

Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и сохраняет свои жизненные силы. Потребительское и бездумное отношение к среде обитания, давление человека на нее чревато экологическим катастрофам, грозящими самому существованию человека. Человек должен научиться жить в гармонии с природой, осознавать себя, как часть природы, принимать на себя ответственность за сохранение природной среды. Поэтому экологическое воспитание – важнейшая часть и направление гуманизации образования, часть воспитательной миссии человека. [25; с.122]

в) Общество как ценность.

В обществе происходит утверждение жизни каждой отдельной личности, реализация и раскрытие ее жизненных сил и возможностей. В настоящее время очень актуальна идея формирования общества устойчивого развития. Только устойчивое развитие общества позволяет наиболее полно реализовать свой потенциал. Эта идея воплощается через гуманизацию образования.

Сложные проблемы социально-культурного взаимодействия в современную эпоху стали принимать критический характер. Различные формы нетерпимости нередко используются экстримисткими движениями, разжигающие ненависть, национальную рознь в обществе. Поэтому важно сформировать у личности особые способности: культуру переговоров, искусство поиска компромиссов, продуктивная конкуренция и т.д., другими словами необходимо воспитать у учащихся умение и способность жить в обществе, научить проявлять терпимость к иному, сохранить свою самость.

г) Семья как ценность.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Семья предоставляет человеку возможность ощутить истинные ценности бытия. Семья – одна из главных сфер создания, сохранения, культивирования и передачи человеческих ценностей, она сосредоточение важнейших гуманистических традиций: любви и заботы, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности. Ребенок здесь впервые учится выполнять многие важнейшие индивидуальные и общественные функции, учится выделять себя в семье как в первичной ячейке общества. В семье, в любви и заботе, в единение и взаимной поддержке фокусируются для ребенка практически все человеческие добродетели. [25;с.123]

Серьезной психологической проблемой становится отчуждение личности от семьи, семейных ценностей. Ослабление сплоченности семьи ведет к уменьшению силы ее нормативного воздействия, так как ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида, открывает двери для разного рода негативных влияний.

Поэтому цель гуманизации образования заключается в ясном осознании всеми членами общества жизненно важных ценностей. Важно научить человека с детских лет соотносить возможности, потребности и обязанности, чтобы в результате положительные человеческие качества смогли раскрыться и реализоваться наиболее плодотворно. [24;с.13]

2. Нравственные ценности.

Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно затрагивает все сферы внутреннего мира человека и все области его в внешних социальных отношений. Нравственные ценности находят свое отражение в поступках, которые мы оцениваем как добрые, благие, хорошие, злые, вредные. К категории «добра» относят то, что соответствует принятым нормам, является для человека благом.

Нравственность всегда направлена на развитие человека и общества, но общественные интересы и интересы каждой отдельной личности не всегда совпадают. Поэтому имеет место нравственный выбор. Проблема нравственного выбора заключается в согласовании субъективного интереса и обстоятельств, в которых человек оказался.

Формирование нравственных ценностей требует свободы личности, так как нравственные нормы человек приобретает только через свой опыт. У. Я. Корчака есть высказывание: «Пусть дитя грешит». Если человек не получит в детстве опят ответственности за свое поведение, он не вырастит нравственным человеком. Гуманистическая педагогика основывается на том, что человек склонен к добру, поэтому нет смысла держать его в жестких ограничениях.

Нравственное воспитание направленно на развитие у личности способности и умения формировать систему жизнеутверждающих ценностных отношений к жизни, разбираться в таких категориях, как добро или зло, истина или ложь и т.т., что является неотъемленной частью гуманизации образования. Педагогический процесс должен опираться на позитивные, жизнеутверждающие ценности и помогать развиваться духовному миру личности.[24; с.19]

3. Эстетические ценности.

Эстетические ценности заключены в ценности восприятия , понимания, переживания, созидания прекрасного.

Высшие проявления эстетической деятельности проявляются в духовных творениях. Духовные творения – это творения в сфере искусства, религии и науки.

В основе эстетических ценностей лежит чувство прекрасного.

Прекрасное – самое красивое, выражается в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно.

Безобразное – нарушение единства формы и содержания, нечто уродливое, хаотичное, неопределенное.

Эстетическое воспитание начинается с умения видеть прекрасное в окружающем мире. В.А.Сухомлинский считал, что созерцание прекрасного – окошко в мир красоты, это умение видеть неразрывную связь со способностью личности испытывать переживания, удовольствие от созерцания прекрасного.

Следующим звеном в общем механизме эстетического воспитания является развитие способности понимать прекрасное. На основе восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни личность формирует свои эстетические идеалы. Эстетические идеалы связаны со стремлением сделать себя и окружающую действительность более гармоничной, целесообразной, совершенной.

Человек не должен быть сторонним созерцателем жизни. Личность должна научиться созидать, творить прекрасное. В творчестве проявляется духовная деятельность. Творчество помогает человеку выйти за пределы обыденного, встать на путь познания истины, добра и красоты, осознать высший смысл жизни.[30 с.85]

В целостном педагогическом процессе эстетическое воспитание опирается на предметы эстетического цикла: литературу, музыку, мировую художественную культуру, русский язык. Эти предметы содержат в себе единство чувство и мысли, помогает личности найти гармонию в окружающем жизненном пространстве.

Образовательные учреждения должны стремится к эстетическому обогащению среды, что, в свою очередь, является иважным условием воспитания нравственной личности.

4. Труд как ценность.

Труд — это целесообразная деятельность человека, в результате которой преобразуется окружающая действительность.

Труд является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность выявляет и развивает свою индивидуальность, утверждает ценность своей жизни. Труд требует от человека волевых усилий, которые он должен научится преодолевать. Человек должен испытывать удовлетворенность, как от процесса, так и от результата труда.

Труд – это не игра и не забава, он требует серьезного усилия, поэтому человек должен иметь цель, осознавать необходимость труда. Образование должно не только внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду. Необходимо чтобы для воспитанника сделалось возможным лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты «портится голова, сердце и нравственность». [25;с.140]

5.Ценности гражданственности.

Гражданственность — это сознательное и заинтересованное участие граждан в управлении обществом. В основе гражданских ценностей лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осозовать свою принадлежность к государству, должен знать свои права и обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои права и четко выполнять обязанности.

Закон РФ «Об образовании» 1992г. Одним из основных требований к содержанию образования называет « формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (статья 14).

В основе формирования гражданственности лежит:

-знакомство с традициями, исторически прошлым государства и Отечества;

— знакомство с законами государства, прежде всего с Конституцией – основным законом государства, формирование компетентности в овладении основами гражданских знаний;

-развитие гражданской активности, формирование гражданской жизненной позиции как ценностного способа жизни личности;

— освоение норм культурно-правого взаимодействия в отношениях межличностных, профессионально-деловых, межнациональных, административно-государственных должно стать для личности образом жизни;

— развитие волевой регуляции гражданского поведения, умение и способности соотносить свои интересы с существующими в обществе законами и социальными нормами и традициями.

Нужно помочь молодому поколению осознать себя гражданами мира, людьми, ответственными за все происходящее в мире. [20; с.40]

2.3. Сущность аксилогического подхода в образовании

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира.

Аксиологический подход — это системно-ценностный подход, позволяющий через современные приоритеты, основанный на традиционных и новых ценностях образования, подчеркнуть центральное положение человека в педагогической системе. Он направлен на формирование общечеловеческих и национальных ценностей у учащихся. [23; с.5]

Аксиологический подход, рассматривающий проблемы образования с позиции гуманизации педагогического процесса, основан на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Образование при этом выступает как социальный институт, обеспечивающий процесс.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
— равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
— равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
— экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Для образования в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это – сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием образования; образно говоря, образование учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Также ценности имеют и личностные проявления – ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения).

Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самому себе.

Образование в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Оно включает несколько этапов:

— предъявление ценности в реальных условиях;

— ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;

— выявление смысла ценности и ее значение;

— принятие осознанной ценности;

— включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

— закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников;[8;с.44]

Одной из главных проблем в рамках аксиологического подхода является проблема определения ценностного результата образования. Существует несколько позиций:

1.Освоение ценностей напрямую зависит от их осознания воспитанниками. Такая позиция тяготеет к «познавательным» формам деятельности: разъяснениям, беседам, дискуссиям.

2. Степень освоения ценностей проявляется только на уровне мотивов социального поведения. Воспитатели, стоящие на этой позиции, активно организуют собственную деятельность воспитанников, создают ситуацию выбора, побуждения их к инициативным проявлениям и ответственности.

3. Результат образования на аксиологическом уровне связан с ценностным отношением воспитанников. Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:

когнитивный компонент – понятия и представления о той или иной стороне жизни;

эмоционально-оценочный компонент – переживание данного события, явления, его оценка;

поведенческий компонент – опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям.

Согласно ценностному подходу, одной из первостепенных задач образования в целом – выявление гуманистической сущности науки, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.[20;с.40]
В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Таким образом гуманистическая ценностная ориентация — это «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить, что в настоящее время ведущая тенденция развития образования заключается в «возвращение» к человеку, то есть происходит гуманизация образования. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.

Можно сделать выводы о том, что гуманизация отношений в школе заключается в следующем:

— установление в школе в качестве традиционных норм доброжелательного, приветливого отношения к каждому человеку;
— соблюдение принципа уважения к человеку вне зависимости от его возраста, положения, способностей, должности, обеспеченности;
— признание достоинств каждого человека и особенностей его, достойных уважения;
— развитие доброты и заботливости по отношению к малышам, дружелюбия и расположенности по отношению к старшеклассникам, почтительности и деликатности по отношению к взрослым и старикам;
— формирование коллективизма, развитие дружбы, воспитание взаимных отношений ответственной зависимости;
— развитие сознательной дисциплины как воплощение высокого уважения к людям, позволяющим им быть свободными в достижении высоких качественных результатов предметной деятельности.

Гуманизированная направленность означает безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.

Список литературы

1. Абишева А. К. О Понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии . – 2002 . — №3. – С. 139 – 146.

2. Балицкий А. Гуманизация и гуманитаризация образования / А. Балицкий // Высшее образование в России. — 2007. — N 2. — С. 108-112.

3. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации / М. К. Берулова // Педагогика . – 2008 . — №7. – С. 3 – 7.

4. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманизация образования. 2001. — № 1. — С. 15-34.

5. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. Т.4 : Брасос-Веш / под ред. А. М. Прохорова. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — 600 с.

6. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.

7. Буланкина Н.Е. Гуманизация отечественного образования / Н.Е. Буланкина // Педагогические технологии . – 2008 . — №3. – С.14 – 24 .

8. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голована // Педагогика . – 2007. — №10. – С. 38 – 47 .

9. Горовая В. И. Конструктивная педагогическая технология / В. И. Горовая // Педагогика . – 2007 . — №4. – С. 15 – 21 .

10. Гринкруг Л. Аксиологически ориентированное образование : основополагающие принципы / Л. Гринкруг , Б. Фишман // Высшее образование в России . – 2006 . — №1. – С. 27 – 33 .

11. Гриценко л. И. Теория и методика воспитания : личностно–социальный подход / Л. И. Гриценко . М . : Академия , 2008 . – 240 с.

12. Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников / А. Я. Данилюк , А. М. Кондюков // Педагогика . – 2009 . — №5 . – С. 7 – 27 .

13. Донина О. И. Гуманизация образования и воспитания как социально-педагогический феномен / О. И. Донина // Педагогика . – 2006 . – № 3. – С. 7 — 9.

14. Иванцева Т. Гуманитаризация образования в информационном обществе / Т. Иванцева // Высшее образование в России . — 2005. — № 4. — С. 104 — 107.

15. Ефимов В. Гуманистическая направленность образования / В. Ефимов // Учитель . – 2005 . — №4 . – С. 76 – 77 .

16. Загвязинский В. Н. Общая педагогика / В. Н. Загвязинский . М . : Академия , 2008 . – 391 с.

17. Климов С.Н. Методологическая культура воспитательной деятельности / С. Н. Климов // Педагогическое образование и наука . – 2009 . — №5 . – С. 11 – 15 .

18. Колесникова В. И. Гуманистическая направленность в управлении процессом воспитания / В. И. Колесникова // Наука и школа . – 2005 . — №3 . – С. 14 – 17 .

19. Михальцова Л. Ф. Современные тенденции формирования ценностных ориентаций обучающихся : теория и практика / Л. Ф. Михальцова // Вестник педагогических инноваций . – 2009 . — №1 . – С. 18 – 35 .

20. Никандров Н. Д. Ценности в жизни и образовании / Н. Д. Никандров // Высшее образование сегодня . – 2004 . — №11. – С. 34 – 40 .

21. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : уч. Пособие / Т. И. Бабаева , А. Г. Гогоберидзе , Н. Ф. Голованова . – М . : Академия , 1999 . – 544 с .

22. Подласый И. П. Педагогика : новый курс : уч. пособие : в 2 кн . – М. : ВЛАДОС , 2003 . Кн. 2 : Процесс воспитания . – 256 с.

23. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; допущено УМО вузов РФ / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М. : Академия, 2003. — 192 с.

24. Сластенин В. А. Общая педагогика / В. А. Сластенин , Т. И. Исаев, Е. Н. Шиянов : в 2 ч . – М . : ВЛАДОС , 2003 . – ч 2 . – 256 с.

25. Сластенин В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии : уч. пособие / В. А. Сластенин , Т. И. Инжакова . – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК , 2005 . – 480 с.

26. Сокольская Н. Гуманизм. История и современность / Н. Сокольская // Гуманист . – 2006 . — №1. – С. 6 — 10 .

27. Шиянов Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е. Н. Шиянов // Педагогика . – 2007 . — №10. – С. 33 – 37 .

28. Якупова А. Р. Гуманистические идеи в истории становления профессионального образования / А. Р. Якупова // Высшее образование сегодня . – 2009 . — №1. – С.

29. Ярулов А. А. Управление образовательными системами : методологические подходы / А. А. Ярулов // Школьные технологии . – 2009 . — №4. – С. 12 – 13 .

30. Энштейн А. О глобальных ценностях / Энштейн А. О. // Вопросы философии . — 1991. — №1. — С. 84 – 86 .