Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Предлагаемая программа курса разработана с ориентацией на государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело». Реализация программы направлена на психологическое обеспечение выпускников факультета следующими целевыми задачами:

— осуществление профилактики и улучшения здоровья населения;

— организация проведения учебного процесса по подготовке кадров здравоохранения в лечебно-профилактических и профессионально-образовательных учреждениях любой формы собственности.

Прохождение курса психологии предполагает, что студенты усвоят систему психологических знаний, основные понятия (что позволит им читать и понимать научную психологическую литературу), приобретут опыт ориентации в своей психологической реальности и лучшего понимания, окружающих их людей, освоят психотехнологии применительно к медицинским составляющим их профессиональной деятельности.

Перед курсом стоят следующие задачи:

Сформировать знания

1.1. структуры психики и механизмов ее функционирования, взаимосвязи с организмом;

1.2. условий формирования личности на болезнь, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, здоровья;

1.3. типичных реакций личности на болезнь, на работу лечебных учреждений;

1.4. особенностей реакций семьи на болезнь одного из ее членов;

1.5. основных направлений психологического ухода за больным и культивирование у него направленности на здоровье;

Сформировать умения

2.1. работать с научной психологической литературой, делать научный обзор, выступать с научным сообщением, отвечать на вопросы;

2.2. дать психологическую характеристику личности, собрать психобиографический анамнез, построить генограмму семьи, оценить состояние личности в данный момент по вербальным и невербальным характеристикам;

2.3. выявлять риск развития психосоматической патологии на основании результатов доступных психодиагностических методов;

2.4. оценивать свое состояние в момент взаимодействия с пациентом, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

2.5. психологически грамотно строить свое профессиональное общение, управлять ходом взаимодействия с пациентом, его вниманием, мышлением;

6 стр., 2621 слов

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

... образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его ... социальной значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и ...

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.

 

Наименование тем   Кол-во часов
1. Предмет и задачи мед. психологии. Классификация психической деятельности. Сознание. Познавательные процессы (ощущения, восприятие и представление, мышление и речь, память, внимание, воля, эмоции).
Психические состояния. Психические свойства личности.
Психосоматика. Болезнь как психотравмирующий фактор. Психогигиена и психопрофилактика.
Этика и деонтология. Ятрогения. Личность медицинского работника. Взаимодействие и общение с больным. Психологические составляющие ухода за больным. Психотерапия. Психологический климат лечебного учреждения
  ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТИПИЧНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЙ:

 

Разъяснение непонятных вопросов 10 минут
Контроль усвоения знаний в процессе опроса 35 минут
Перерыв 10 минут
Микрокурация – группами по 2 – 4 студента. Работа с тестами. 30 минут
Подведение итогов занятия 10 минут
Задания на следующий день 5 минут
учебное время 90 минут
перерыв 5 мин.
Всего (1ч 35 мин.)

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Предмет и задачи мед. психологии. Классификация психической деятельности. Сознание.

Содержание: Психология (определение, историческое развитие, структура).

Медицинская психология и клиническая психология (структура, предмет, задача, методы).

Классификация психических явлений. Сознание (философское, клиническое и социальное определение, функции, критерии помрачения).

Формы выключения и помрачения сознания.

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Познавательные процессы: определения, основные характеристики, патологические проявления.

Содержание: Ощущение (определение, физиологическая основа, свойства, классификация).

Нарушение ощущение. Понятие парестезии и сенестопатии. Восприятие (определение, физиологическая основа, свойства, виды, классификация).

Понятие о представлении. Нарушение восприятия. Мышление (определение, физиологическая основа, формы, операции, типы, виды).

Речь и язык. Нарушение мышление (расстройство по темпу и содержанию).

Память (определение, физиологическая основа, процессы, классификация, виды, свойства).

Нарушение памяти. Внимание (определение, физиологическая основа, виды, свойства).

Нарушение внимание. Воля (виды деятельности человека, структура волевого акта).

Нарушение мотивации и реализации. Эмоции и чувства (определение, физиологическая основа, функции, классификация, эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные свойства).

Количественные и качественные нарушения эмоциональной сферы.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Психические состояния и психические свойства личности.

Содержание: Психические состояние (определение, виды, эмоциональные состояния, настроение, факторы управления психическими состояниями).

Понятие стресса и дисстресса, фрустрации, аффекта. Психоэмоциональное напряжение, напряженность. Состояние тревоги, депрессии. Аффективные феномены тревожного ряда. Личность, понятие о гармоничной личности. Индивид и его составляющие (возраст, пол, конституция, нейродинамические свойства, классификация чисто человеческих типов ВНД, темперамент и его свойства).

Характер (формирование, семейное воспитание, акцентуации).

Способности (интеллект (предпосылки, исследование, нарушения), обучаемость, креативность).

Направленность (потребности, мотивы, формы направленности).

Роль семьи в формировании здоровья детей. Семейное воспитание и обучение. Расстройство личности (классификация, этапы формирования, динамика психопатий).

Основные варианты психопатий. Особенности взаимодействия и общения с пациентами страдающими расстройством личности. Понятие отклоняющего поведения (девиантное, агрессивное, аддвентивное поведение, сексуальные девиации).

Пьянство и алкоголизм (факты приводящие к возникновению, стадии алкоголизма).

Наркомания и токсикомания, понятие лекарственной зависимости.

 

ЧЕРВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Психосоматика, болезнь как психотравма, психогигиена и психопрофилактика.

Содержание: Психосоматическая медицина (определение, степень выраженности, признаки позволяющие заподозрить психосоматику).

Понятие психогигиены и психопрофилактики. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска здоровья. Болезнь как способ решения семейных проблем. Болезнь как самостоятельная психотравма (понятие замкнутого круга, влияние соматического состояния на психику, фазы перешивания болезни).

Психологическая составляющая здоровья. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Нарушение внутренней психоэмоциональной гармонии человека как фактор ухудшения его здоровья. Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный).

“Психологический диагноз” как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации. Психологическое воздействие госпитализации. Синдром госпитализма. Психология родственников и посетителей больных. Психология повседневной работы по уходу за больным. Особенности психологического ухода за терапевтическим больным. Особенности психологического ухода в психиатрической клинике. Особенности психологического ухода за больными в хирургической клинике. Особенности психологического ухода за больными детьми. Ребенок, болезнь и больница. Психология работы с престарелыми. Внутренняя картина болезни (формирование, механизмы психологической защиты и совладающего поведения).

Психологические (поведенческие) реакции на заболевание. Патологические форма реагирования на болезнь. Типологическая дифференциация нозогнозий. Трансформация его внутренней картины болезни. Формирование установки на здоровье. Культивирование у больного позитивного мышления, ответственности за свое состояние. Хронический больной в семье. Семья как источник социальной поддержки. Основные задачи врача при работе с семьей, где имеется больной. Тяжелая утрата в семье.

 

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Этика и деонтология. Особенности личность медицинского работника. Взаимодействие. Психотерапия.

Содержание: Этика (определение, модели Гиппократа, Парацельса).

Понятие деонтологии, биоэтики. Ятрогении (определение, причины возникновения).

Особенности личности медицинского работника (коммуникативная компетентность (психологические характеристики ее формирующие и снижающие) и толерантность).

Мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация. Профессиональная психологическая деформация. Общение (определение, уровни общения, модели взаимодействия, типы поведения).

Приемы установления психологического контакта с больным. (контактная фаза, фаза ориентации, аргументации, корректировки).

Невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, поза, жесты, мимика, взгляд, паралингвистические компоненты общения).

Понятие катарсиса и коррективного эмоционального опыта, проекции и контрпроекции. Индивидуальный стиль профессионального общения. Ролевое поведение мед. сестры. Оказание психологической поддержки. Понятие барьеров в общении и их виды. Конфликт, уровни конфликта. Психотерапия (определение, классификация).

Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности. Задачи и стратегия (показания, противопоказания) рациональной психотерапии, гипнотерапии, аутогенной тренировки. Медицинская среда как лечебный фактор. Влияние на эффективность лечебно-диагностического процесса психологического климата в медицинском учреждении. Факторы, влияющие на психологический климат. Медицинские бригады. Медицинские команды. Психология лидерства в команде.

 

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ

ИТОГОВОЕ.

1. Защитить истории болезни.

2. Сдать терминологический словарь.

3. Сдать реферат.

4. Зачет проводится в письменной форме, где необходимо ответить на 4 теоретических вопроса.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Психология (определение, историческое развитие, структура)

2. Медицинская психология и клиническая психология (структура, предмет, задача, методы).

3. Классификация психических явлений.

4. Сознание (философское, клиническое и социальное определение, функции, критерии помрачения).

5. Формы выключения и помрачения сознания.

6. Ощущение (определение, физиологическая основа, свойства, классификация).

7. Нарушение ощущение. Понятие парестезии и сенестопатии.

8. Восприятие (определение, физиологическая основа, свойства, виды, классификация).

Понятие о представлении.

9. Нарушение восприятия.

10. Мышление (определение, физиологическая основа, формы, операции, типы, виды).

Речь и язык.

11. Нарушение мышление (расстройство по темпу и содержанию).

12. Память (определение, физиологическая основа, процессы, классификация, виды, свойства).

13. Нарушение памяти.

14. Внимание (определение, физиологическая основа, виды, свойства).

Нарушение внимание.

15. Воля (виды деятельности человека, структура волевого акта).

Нарушение мотивации и реализации.

16. Эмоции и чувства (определение, физиологическая основа, функции, классификация, эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные свойства).

17. Количественные и качественные нарушения эмоциональной сферы.

18. Психические состояние (определение, виды, эмоциональные состояния, настроение, факторы управления психическими состояниями).

19. Понятие стресса и дисстресса, фрустрации, аффекта. Психоэмоциональное напряжение, напряженность.

20. Состояние тревоги, депрессии. Аффективные феномены тревожного ряда.

21. Личность, понятие о гармоничной личности.

22. Индивид и его составляющие (возраст, пол, конституция, нейродинамические свойства, классификация чисто человеческих типов ВНД, темперамент и его свойства).

23. Характер (формирование, семейное воспитание, акцентуации).

24. Способности (интеллект (предпосылки, исследование, нарушения), обучаемость, креативность).

25. Направленность (потребности, мотивы, формы направленност и).

26. Роль семьи в формировании здоровья детей. Семейное воспитание и обучение.

27. Расстройство личности (классификация, этапы формирования, динамика психопатий).

28. Основные варианты психопатий.

29. Особенности взаимодействия и общения с пациентами страдающими расстройством личности.

30. Понятие отклоняющего поведения (девиантное, агрессивное, аддвентивное поведение, сексуальные девиации).

31. Пьянство и алкоголизм (факты приводящие к возникновению, стадии алкоголизма).

32. Наркомания и токсикомания, понятие лекарственной зависимости.

33. Психосоматическая медицина (определение, степень выраженности, признаки позволяющие заподозрить психосоматику).

34. Понятие психогигиены и психопрофилактики.

35. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска здоровья. Болезнь как способ решения семейных проблем.

36. Болезнь как самостоятельная психотравма (понятие замкнутого круга, влияние соматического состояния на психику, фазы перешивания болезни).

37. Психологическая составляющая здоровья. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Нарушение внутренней психоэмоциональной гармонии человека как фактор ухудшения его здоровья.

Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный).

39. “Психологический диагноз” как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации.

40. Психологическое воздействие госпитализации. Синдром госпитализма. Психология родственников и посетителей больных.

Психология повседневной работы по уходу за больным

42. Особенности психологического ухода за терапевтическим больным.

43. Особенности психологического ухода в психиатрической клинике.

44. Особенности психологического ухода за больными в хирургической клинике.

45. Особенности психологического ухода за больными детьми. Ребенок, болезнь и больница.

46. Психология работы с престарелыми.

47. Внутренняя картина болезни (формирование, механизмы психологической защиты и совладающего поведения).

48. Психологические (поведенческие) реакции на заболевание.

49. Патологические форма реагирования на болезнь. Типологическая дифференциация нозогнозий.

50. Трансформация его внутренней картины болезни. Формирование установки на здоровье.

Культивирование у больного позитивного мышления, ответственности за свое состояние.

52. Хронический больной в семье. Семья как источник социальной поддержки. Основные задачи врача при работе с семьей, где имеется больной. Тяжелая утрата в семье.

53. Этика (определение, модели Гиппократа, Парацельса).

54. Понятие деонтологии, биоэтики.

55. Ятрогении (определение, причины возникновения).

56. Особенности личности медицинского работника(коммуникативная компетентность (психологические характеристики ее формирующие и снижающие), толерантность).. Мотивация профессиональной деятельности.

57. Профессиональная адаптация. Профессиональная психологическая деформация.

58. Общение (определение, уровни общения, модели взаимодействия, типы поведения).

Приемы установления психологического контакта с больным (контактная фаза, фаза ориентации, аргументации, корректировки).

60. Невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, поза, жесты, мимика, взгляд, паралингвистические компоненты общения).

61. Понятие катарсиса и коррективного эмоционального опыта, проекции и контрпроекции.

Индивидуальный стиль профессионального общения. Ролевое поведение мед. сестры. Оказание психологической поддержки.

63. Понятие барьеров в общении и их виды. Конфликт, уровни конфликта.

64. Психотерапия (определение, классификация).

Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности.

65. Задачи и стратегия (показания, противопоказания) рациональной психотерапии, гипнотерапии, аутогенной тренировки.

66. Медицинская среда как лечебный фактор. Влияние на эффективность лечебно-диагностического процесса психологического климата в медицинском учреждении. Факторы, влияющие на психологический климат.

67. Медицинские бригады. Медицинские команды. Психология лидерства в команде.

 

Терминологический словарь

Выполняется в отдельной тетради на 48 листов в рукописном варианте. Первый лист оформляется как титульный.

Выполнение работы преследует несколько целей:

Ø выработку навыков самостоятельной работы с источниками, развитию способности к критичному анализу изучаемых источников, к логическому выражению и последовательному изложению материала;

Ø развитие умения свободно и профессионально точно употреблять специфическую терминологию.

 

1. Абстракция

2. Аддвиктивное поведение

3. Амбивалентность

4. Амнезия

5. Амнезия антероградная

6. Амнезия ретроградная

7. Амнезия фиксационная

8. Анорексия

9. Апатия

10. Аутизм

11. Аффект

12. Бессвязность мышления

13. Булимия

14. Восприятие

15. Вязкость мышления

16. Галлюцинация

17. Гипербулия

18. Гиперестезия

19. Гиперсексуальность

20. Гипертимия

21. Гипобулия

22. Гипомнезия

23. Гипостезия

24. Гипотимия

25. Девиантное поведение

26. Дезориентировка

27. Деменция

28. Деперсонализация

29. Депрессия

30. Дереализация

31. Дисфория

32. Дромомания

33. Замедленность мышления

34. Идеи бредовые

35. Идеи навязчивые

36. Идеи сверхценные

37. Извращение влечений

38. Иллюзия

39. Истощаемость внимания

40. Клептомания

41. Кома

42. Конфабуляция

43. Криптомнезия

44. Критичность

45. Макропсии

46. Мания

47. Метаморфопсия

48. Микропсии

49. Обрывы мышления

50. Обсессии

51. Обстоятельность мышления

52. Оглушенность

53. Олигофрения

54. Отвлекаемость внимания

55. Ощущение

56. Память

57. Парабулия

58. Парамнезия

59. Парестезии

60. Пиромания

61. Прикованность внимания

62. Псевдореминисценция

63. Расстройства мышления

64. Расстройство влечения

65. Расстройство внимания

66. Расстройство воли

67. Расстройство схемы тел

68. Резонерство

69. Сексуальные девиации

70. Сексуальные перверзии

71. Сенестопатии

72. Словесная окрошка

73. Сомноленция

74. Сопор

75. Страх

76. Ступор

77. Суждения

78. Суицид

79. Суицидальные мысли

80. Тревога

81. Умозаключение

82. Ускорение мышления

83. Фобии

84. Эйфория

85. Эмоции

86. Эмоциональная лабильность

87. Эмоциональная неадекватность

88. Эмоциональная тупость

89. Эмоциональные реакции

90. Эмоциональные состояние

Темы зачетных работ — рефератов

Выполнение работ преследует несколько целей:

Ø закрепление, систематизацию и расширение у студентов и слушателей, теоретических и практических знаний по данному курсу;

Ø выработку навыков самостоятельной работы с источниками, развитию способности к критичному анализу изучаемых источников, к логическому выражению и последовательному изложению материала;

Ø развитие умения свободно и профессионально точно употреблять специфическую терминологию.

Структура работы:

Ø Титульный лист.

Ø Содержание.

Ø Введение.

Ø Основная часть.

Ø Заключение.

Ø Список используемой литературы.

  1. Основные методы медико-психологического исследования.
  2. Сознание.
  3. Классификация психических явлений.
  4. Расстройства сенсорно-перцептивной сферы.
  5. Расстройства памяти.
  6. Нарушения мышления и интеллекта.
  7. Нарушения внимания.
  8. Эмоциональные расстройства.
  9. Клинико-психологические характеристики соматических расстройств
  10. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.
  11. Стресс и дистресс.
  12. Личность, понятие о гармоничной личности.
  13. Влияние семейного воспитания на формирования акцентуаций характера.
  14. Расстройство личности.
  15. Девиантное, аддвентивное поведение.
  16. Пьянство и алкоголизм.
  17. Наркомания и токсикомания.
  18. Психосоматические расстройства.
  19. Болезнь как самостоятельная психотравма.
  20. Внутренняя картина болезни.
  21. Психологическая защита и поведенческие реакции на психотравмирующую ситуацию.
  22. Ятрогении как результат нарушения этики и деонтологии.
  23. Особенности личности медицинского работника.
  24. Профессиональная психологическая деформация.
  25. Индивидуальный стиль профессионального общения.
  26. Особенности психологического ухода за терапевтическим больным.
  27. Особенности психологического ухода в психиатрической клинике.
  28. Особенности психологического ухода за больными в хирургической клинике.
  29. Особенности психологического ухода за больными детьми. Ребенок, болезнь и больница.
  30. Психология работы с престарелыми.
  31. Психологический климат лечебного учреждения
  32. Семья и больной.
  33. Оказание психологической поддержки.

Литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.

3. Альтшуллер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. — М., 1994.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.

5. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 1998.

6. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.

7. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.

8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.

9. Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2 т. – М., 1983.

10. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

11. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. — М., 1998.

12. Гройсман А.Л. Медицинская психология. М., ИМПРИНТ, 1995.

13. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.

14. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999.

15. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.

16. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

17. Кабанов М. М., Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998

18. Карвасарский Б. Д., Медицинская психология. Л., 1982.

19. Карвасарский Б. Д., Клиническая психология. – М., 2004.

20. Карвасарский Б. Д., Психотерапия. – М., 1985.

21. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине, Прага, 1983.

22. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., Политиздат, 1985.

23. Леонтьев А. Н., Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

24. Личко А. Е., Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

25. Лурия А.Р., Ощущения и восприятия. МГУ, 1975.

26. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб, 2000.

27. Менделевич В. Д., Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.

28. Немов Р.С., Психология. Книги 1, 2, 3. М., Просвещение, 1994.

29. Николаева В. В., Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

30. Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, МГУ, 1987.

31. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.

32. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой. — М., 1992.

33. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб, 2000.

34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

36. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПБ, 1998.

37. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. — СПб, 1986.

38. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.

39. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.

40. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995.

41. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., SVR-Аргус, 1995.

42. Соловьева С. Л., Психологическая коррекция агрессивных тенденций больных гипертонической болезнью. Пособие для врачей. — СПб, 2001.

43. Соложенкин В. В., Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.

44. Столин В.В., Самосознание личности. МГУ, 1983.

45. Харди И., Врач, сестра, больной. Будапешт, 1988.

46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2000.

47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.

48. Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.