Министерство культуры Российской Федерации
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Кафедра теории и истории культуры
для специальности 080111.65 маркетинг
Краснодар 2008
Программа утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры 14 апреля 2008 года
Составитель: Дробязко Наталья Евгеньевна,
кандидат культурологии., доцент
Рецензенты: В.И. Лях, доктор философских наук,
профессор.
Н.Н.Павелко, доктор культурологи, профессор
© Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2008 г.
-
Цели и задачи дисциплины.
Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.
Цель курса – сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры. А также выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.
Задача курса – познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы на очном отделении.
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестры |
|||
Общая трудоемкость дисциплины |
116 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Аудиторные занятия |
52 |
— |
— |
52 |
— |
Лекции |
36 |
— |
— |
36 |
— |
Практические занятия |
16 |
— |
— |
16 |
— |
Курсовой проект |
— |
— |
— |
— |
— |
Самостоятельная работа |
64 |
— |
— |
64 |
— |
Вид итогового контроля |
Экз. 7 |
— |
— |
Экз.7 |
— |
-
Объем дисциплины и виды учебной работы на заочном отделении.
Вид учебной работы
|
Всего часов |
семестры |
|||
Общая трудоемкость дисциплины |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
Аудиторные занятия |
52 |
— |
— |
52 |
— |
Лекции |
36 |
|
|
36 |
— |
Практические занятия |
16 |
— |
|
16 |
— |
Курсовой проект |
|
— |
— |
— |
— |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
64 |
— |
— |
64 |
— |
Вид итогового контроля |
Экз.7 |
— |
— |
Экз.7 |
— |
-
Содержание дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий на очном отделении
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практ. занятия |
Самост. работа |
Всего часов |
Введение. Понятие культуры. |
4 |
2 |
8 |
14 |
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований |
6 |
2 |
8 |
16 |
Раздел 2. Основные понятия культурологии |
4 |
2 |
8 |
14 |
Раздел 3. Типология культуры |
6 |
2 |
8 |
16 |
Раздел 4. Культура и природа |
4 |
2 |
8 |
14 |
Раздел 5. Культура и общество |
4 |
2 |
8 |
14 |
Раздел 6. Личность и культура |
4 |
2 |
8 |
14 |
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии |
4 |
2 |
8 |
14 |
Итого по дисциплине |
36 |
16 |
64 |
116 |
- Разделы дисциплины и виды занятий на заочном отделении
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практ. занятия |
Самост. работа |
Всего часов |
Введение. Понятие культуры. Проблемы, цели и предмет культурологии |
2 |
|
|
|
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований |
2 |
2 |
|
|
Раздел 2. Основные понятия культурологии |
2 |
2 |
|
|
Раздел 3. Типология культуры |
2 |
|
|
|
Раздел 4. Культура и природа |
2 |
|
|
|
Раздел 5. Культура и общество |
2 |
|
|
|
Раздел 6. Личность и культура |
2 |
|
|
|
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии |
2 |
2 |
|
|
Итого по дисциплине |
16 |
6 |
4 |
26 |
- Содержание разделов дисциплины
Введение. Полисемантичность понятия культуры.
Феномены и понятие культуры. Смысловая оппозиция понятий «природа» и «культура». Культура как усовершенствование и облагораживание природы человеком. Феномены культуры: индивидуальная культурность; социально принятая система норм, ценностей и механизмов общественной регуляции; культура как сущность, «вторая природа» человека.
Понятие «культура» в системе философских и социологических категорий. Причины полисемантичности понятия «культура». Истоки зарождения понятия «культура» (пайдэя, калокагатия).
«Тускуланские беседы» Цицерона. Смысловое содержание понятия «культура» в различные исторические эпохи. Обыденное и научное определение культуры. Определение культуры через рефлексию, деятельность, творчество, коммуникацию, информацию, ценности, традиции, символы. Культура как жизнедеятельность человека и ее результат. Культура как система внебиологически обретенных и наследуемых форм человеческой деятельности. Культура как социальная память человечества. Культура как система духовного производства. Многозначность термина «культура» (по В. Добрыниной).
Типы определений культуры (по А. Креберу и К. Клакхону).
Подходы к определению культуры (по Л. Кертиану).
Классификация определений культуры (по А. Кармину).
Пять основных определений культуры, раскрывающих ее стороны в социальной культурологии (по Б. Ерасову).
Четыре смысла слова «культура» в современных европейских языках (по Л. Ионину).
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований
Тема 1.1. Философия, антропология культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Формирование культурологии: причины и потребности. Факторы, определившие возникновение культурологии. Источники культурологии. Начальные периоды становления культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Предмет культурологии и составляющие его элементы. Объект культурологии. Философия культуры, история культуры, социология культуры и теория культуры как структура современного культурологического знания. Интегративность культурологии. Системные образования культуры как предмет культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства и пр.
Тема 1.2. Эмпирические и прикладные методы исследования в культурологии.
Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем современности. Методология и методика исследования культур. Исторический, диалектический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменивтический и другие методы в культурологии.
Раздел 2. Проблема происхождения культуры
Тема 2.1.
Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Трудности понимания первобытной культуры. Зачатки предрелигиозного сознания. Древние исторические формы общности людей. Мораль как ядро первобытной культуры. Этапы развития культуры первобытного общества. Л. Морган о ступенях развития семьи. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф. Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.
Проблема перехода человечества от естественного состояния к культурному (анимизм, фетишизм, тотемизм, мифологизм).
Основные вехи исторического развития культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные проявления архаичной культуры.
Раздел 3. Основные понятия культурологии.
Тема 3.1. Культура и цивилизация.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные интерпритации понятия «цивилизация». Подходы к изучению цивилизации. Классификация цивилизаций. Признаки и черты цивилизации. Отождествление культуры и цивилизации З.Фрейда. Позиции противопоставления Шпенглера, Бердяева, Маркузе. Критерии определения цивилизации и культуры. Цивилизация – социальная форма организации и упорядоченности мира. Цивилизация как составляющая часть культуры и форма ее проявления. Прагматическая направленность цивилизационных процессов. Концепция цикличных цивилизаций
Тема 3.2. Культура и природа.
Соотношение понятий «природа» и «культура». Роль природно-географических условий в развитии культур и цивилизаций. Основные аспекты взаимодействия культуры и природы в истории. Аккультурация растений и животных. Принципы селекции. Промышленно-техническое освоение природы. Культура природопользования (экологическая культура).
Экологическое равновесие, виды и причины его нарушений. Экологический кризис и глобальные проблемы человечества. Вмешательство человека в природу самого себя («оборотная» сторона медицины, эвтаназия, генная инженерия, трансплантация органов, искусственные органы и т.д.).
Принципы саморегуляции.
Семинарское занятие по теме «Культура и природа»
Каковы сходства и различия между системой природы и системой культуры, законами культуры и законами природы, фактами природы и фактами культуры (механизмы адаптации, механизмы передачи социального опыта следующему поколению, свойства психики).
Объясните тезис: природа это то, что еще не культура, а культура это то, что уже не природа?
Каковы причины и проявления экологического кризиса?
Почему в одном и том же природном окружении могут существовать совершенно разные культуры?
Является ли разум человека природным или культурным феноменом?
Должен ли человек стремиться к власти над природой или же, наоборот, быть готовым подчиниться природной необходимости?
Может ли культура быть очередным витком эволюции природы?
Рекомендуемая литература:
Бубер М. Я и Ты. М., 1996.
Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. М., 1998.
Культурология. (под ред. Г.В. Драча).
М., 1998.
Культурология: курс лекций (под редакцией А.А. Радугина).
М., 1997.
Культурология (под редакцией Н.Г. Багдасарян).
М., 2001.
Культурология (составитель В.И. Гоняев).
М., 2001.
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб., 1998.
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.
Тема 3.3. Культура и религия.
Соотношение понятий «культура» и «религия». Истоки зарождения понятия «религия» (Цицерон).
Основные этапы зарождения религии. Этапы развития и основные формы проявления религиозного мировоззрения (пантеизм, политеизм, монотеизм, атеизм, агностицизм).
Эволюционная схема развития религии. Влияние религии на развитие культуры в различные исторические периоды. Основные элементы религии. Структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные организации. Социальные функции религии. Секты как субкультура и контркультура религии. Религиозные корни науки, искусства, философии, морали, политического сознания. Идея Бога в мировых религиях. Пророки и основатели религий. Культ, вера и догматы в религии. Церковь и государство. Религия в быту и религиозное воспитание. Социокультурные функции религии: освобождение человека от власти природных и социальных сил; универсализация человеческих взаимоотношений безотносительно к социальному статусу и национальности; выработка осознанного и мужественного отношения к смерти; осознание общей стратегической цели жизни как спасения души; создание установки на «самообладание», рациональное планирование жизни; освящение институтов власти, собственности, семьи, экономических отношений; поддержание социальной стабильности.
Тема 3.4. Культура и общество.
Социокультурная система как единство общества и культуры. Проблема разграничения общества и культуры и их взаимодействия. Демографические, инстинктивно-психологические и экономико-политические структуры социума. Нормативно-ценностные, информационные, смысловые, знаковые структуры культуры. Относительность границ между обществом и культурой. Структурно-функциональные системы институтов (семья, государство, экономика, политическая система, церковь, научные и художественные организации).
Ценностно-значимые системы культуры (наука, идеология, религия, этика, право, философия, миф, обыденное сознание, литература и искусство).
Структурирование общества: социальные группы, институты, этнические, возрастные, идеологические и игровые группы. Типы социальных отношений: разделение труда, кооперация, эксплуатация, обмен, сотрудничество, психологическая и идейная общность. Иерархия, система статусов и гражданское равенство в обществе. Роль культуры в поддержании целостности общества и его иерархичности. Социальные институты как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества, основанные на всеобщем признании и бессознательном принятии некоторых фундаментальных правил и установок поведения. Культурная политика.
Семинарское занятие по теме «Социокультурная система»
Системный подход в современной науке: каковы его особенности, принципы, причины его актуальности?
В чем отличие «социальной системы» (общества) от «культурной системы» (культуры)?
Каковы системообразующие связи в обществе и культуре?
Каковы функции различных институтов (семьи, собственности, государства, церкви, образования) в поддержании целостности социокультурной системы?
Каковы основные функции культуры в обществе?
Культурная политика – политика направленная в узком плане на искусство и творчество, или же на развитие общества в целом?
Рекомендуемая литература:
Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2000.
Полищук В.И. Культурология. М., 1998.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.
Розин В.Н. Культурология. М., 1999.
Тема 3.5. Социальные институты и культура.
Институты как продукт материальной жизни, общения, духовной культуры и требований личности. Роль социальных институтов в сохранении и поддержании социальной стабильности, интеграции общества, создании и распространении культуры. Специфика институтов собственности, государства, власти, семьи, наследования, отцовства, материнства в древнем, средневековом и современном обществах. Важнейшие институты культуры: библиотеки, музеи, клубы, театры, спортивные учреждения. Институционализация кино, радио, телевидения в современной культуре. Институт церкви и его роль в культуре.
Семинарское занятие на тему «Социальные институты и культура».
Почему общество всегда стратифицировано, т.е. разделено на высшие и низшие слои и группы?
Какие функции выполняют различные общественные институты (семья, собственность, государство, церковь, образование) в поддержании целостности социокультурной системы?
Рекомендуемая литература:
Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001.
Малюга Ю.А. Культурология. М., 2001.
Мамантов С.Н. Основы культурологии. М., 1999.
Нестерова О.А. Культурология. М., 2000.
Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
Тема 3.6. Политическая и правовая культура.
Понятие права. Правосознание, традиционное право и правовая система в цивилизованном обществе. Право как форма поддержания социального порядка, существующей системы родственных, экономических и гражданских отношений. Правовые основания труда, распределения материальных благ, богатства, поддержания семьи, получения образования и доступа к культуре. Правовые основы гражданского общества, демократии, рыночной экономики и социальной защищенности граждан. Право и государство. Право и мораль. Правовая культура в быту, управлении, экономике, политической жизни.
Политика, политическая система и политическая культура. Типология политической культуры. Структура политической культуры. Структура функций политической культуры. Формирование политической культуры. Политическая культура личности. Политика как сфера властных отношений, распределения и организации власти, поиска политического компромисса между общественными группами, движениями и институтами. Политическая культура общества и ее элементы: демократия, соблюдение законности, твердые гарантии против злоупотреблений властью, активное участие населения в политической жизни, готовность основных политических сил к поискам и достижению гражданского согласия; разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Современная политика Российского государства в областях экономики, национальных отношений, религии, науки, образования. Проблема воспитания политической культуры у молодежи.
Тема 3.7. Личность и культура
Место человека в современной культуре. Принципы, объясняющие особенности понимания человека в культуре. Культура как способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности. Культура как основа социализации и индивидуальности личности. Освоение личностью культуры в процессе исторического и индивидуального развития. Личность – субъект культуры и движущая сила социокультурного развития. Личность как объект культуры и ее носитель. Личность как единство сознания, самосознания и деятельности. Самореализация личности в культуре. Происхождение слова «личность» (персона).
Связь понятия личности с понятиями «лицо», «социальная роль». Понятие личности в психологии, социологии, философии. Социальная автономия, вменяемость, ответственность, социальное участие, внутренняя целостность, самосознание, социальный статус и роль, индивидуальная неповторимость и сознание личной судьбы как признаки и конституирующие элементы личности.
Типология личности в культуре и цивилизации. Структура личности. Механизмы ее формирования, функционирования. Сознательное и бессознательное. Родовое, коллективное и личное бессознательное. 3. Фрейд, К.Г. Юнг и другие психоаналитики о механизмах «защиты» и «бессознательной мотивации». Я, оно и сверх-Я личности. Ценностные ориентации и поведенческие установки личности как связующие элементы между индивидом и культурой. «Базовые потребности» и способы их удовлетворения с помощью ценностей культуры. Личность и ее социальные роли.
Пол, возраст, индивидуальность человека. Психофизиологические, социальные и культурные факторы, влияющие на характер и судьбу человека. Мужское и женское начала в культуре. Пол и культура.
Труд, богатство, социальный статус. Труд — родовой способ бытия человека, главная форма общественной деятельности, инструмент достижения богатства, высокого социального статуса и развития способностей.
Семинарское занятие на тему «Культура и личность».
Какими способами отдельный человек может воздействовать на ход, темпы и направление развития культуры?
Какими способностями (биологическими или социальными) должна обладать личность для внесения инноваций в развитие культуры?
В чем состоит различие понятий «гений», «гениальность», «талант», «дар»?
В какие эпохи истории роль личности максимальна, а в какие минимальна?
Раскройте понятие «социализация личности»?
Можно ли считать личностью людей имеющих психические заболевания и не имеющих возможности развития своих способностей «даунизм, аутизм»?
Рекомендуемая литература:
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1992.
Гуревич Н.С. Философия культуры. М., 1995.
Культура, человек и картина мира. М, 1987.
Соколов Э. Культура и личность. М., 1972.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
Золкин А.Л. Культурология. М., 2001.
Тема 3.8. Быт и культура.
Быт как сфера непроизводственной деятельности, домашней работы, потребления, семейного, соседского и дружеского общения, просвещения, творчества и развлечения. Материально-экономические, социальные, психологические, моральные, интеллектуальные, художественные элементы быта. Быт как среда жизни, оптимальная форма личностно-семейного бытия, практическое основание культуры. Жилище, интерьер, традиции в быту; кухня, гостеприимство, распределение обязанностей в быту. Бытовые традиции, праздники. Семейный очаг. Психологический климат семьи и соседства.
Тема 3.9. Досуг и культура
Свободное время и досуг. Свободное время как пространство досуга. Досуг как деятельность в свободное время, ориентированная на удовлетворение личных склонностей, развитие личности, отдых, развлечение, творчество, общение, просвещение, участие в политической жизни. Бытовые и праздничные, повседневные и возвышенные виды досуга. Досуг как праздник, созерцание красоты, философская беседа.
Тема 3.10. Культура и искусство. Художественная культура.
Соотношение понятий «культура» и «искусство». Полисемия понятия «искусство». Два начала в культуре – аполлоническое и дионисийское. Синтез искусств. Культура – жизнедеятельность человека, искусство – профессиональная деятельность человека. Виды искусства. Функции искусства. Отличие предметов культуры от предметов искусства.
Художественность как ориентация творчества, поведения человека, материальной среды и духовной жизни на «законы красоты», эстетическое облагораживание и совершенство. Состав художественной культуры: народное искусство, профессиональное искусство, художественная критика, эстетика быта, художественное воспитание. Художественный образ и способы его воплощения в вещах, идеях, сценической игре и особенностях поведения. Художественное творчество. Его формы, цели и побудительные стимулы. Художественное творчество как профессия, элемент досуга и форма театрализации жизни.
Раздел 4. Типология культуры
Тема 4.1. Принципы типологизации и типология культуры.
Основные принципы типологизации культуры: формационный, географический, территориальный, культурно-исторический, конфессиональный, национально-этнический, демографический. Понятие типа культуры как качественно-содержательной характеристики. Культурный код эпохи. Исторические типы культуры. Типологии Шпенглера, Ницше, Данилевского, Бердяева. Мировая культура; национальная, локальная, элитарная и массовая культура. Культурные комплексы и социально обусловленные формы культуры. Народная культура: язык, ремесла, миф, фольклор, обычаи, бытовой уклад, народная мудрость. Элитарная культура: интеллектуализм, наука, досуг, созерцательность, государственно-политическая идеология, рациональная этика и право. Профессиональная культура. Массовая культура. Культура возрастных и социальных групп. Субкультура и контркультура.
Семинарское занятие на тему «Этнос, нация и культура».
Как определить понятия «этнос», «этничность», «этноцентризм», «народ», «нация», «национальность»?
Что такое национальный характер?
Что такое этногенез?
В чем причины межнациональных конфликтов?
Как проявляется национальный характер в истории и жизни народа?
Что такое национальный менталитет? В чем он выражается?
Каковы основные признаки нации?
Рекомендуемая литература:
Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999.
Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.
Культурология: курс лекций (под редакцией А.А. Радугина).
М., 1997.
Культурология (под редакцией Н.Г. Багдасарян).
М., 2001.
Культурология (составитель В.И. Гоняев).
М., 2001.
Культурология (под редакцией А.Н. Марковой).
М., 2001.
Тема 4.2. Восточные, западные, специфические и «серединные» типы культуры. Общие свойства культуры
Парадигмы культуры Запада и Востока. Типология культуры по коммуникационным основаниям. Ю. Лотман о «письменном», «книжном», «экранном» типах культуры и культуре «новейших информационных технологий». Россия как серединная культура.
Общие свойства культуры: стабильность и нестабильность, толерантность и интолерантность, открытость и замкнутость, демократизм и элитарность, прогрессивность, регрессивность и консервативность.
Раздел 5. Динамика культуры.
Тема 5.1. Культурные традиции и культурогенез.
Культура органическая и организованная. Замещение природной зависимости технологической. Нарастание прагматической тенденции в культуре. Цикличность и неравномерность развития культуры. Непредсказуемость развития культуры, рождение новых форм и типов. Прогресс в культуре. Понятие традиции. Традиция как социальный механизм передачи культурного опыта от поколения к поколению. Традиция и историческая память. Социально-адаптационные функции традиции: информационно- трансляционная, социализации, нормативно-регулятивная и другие. Соотношение понятий «традиция» и «наследие». Дилемма традиции и инновации. Иерархия понятий: традиция, обычай, обряд, ритуал, привычка.
Семинарское занятие на тему «Прогресс и будущее культуры».
В чем состоят прогресс и регресс культуры? Каковы критерии кризиса и расцвета культур?
Какую роль в прогрессивном развитии культуры играют традиции, инновации, творчество, массовые движения, реформы?
Что определяет развитие культуры: техника, наука, экономика, религия, мораль, политика?
Опровергните тезис: «все новое – хорошо забытое старое»
Рекомендуемая литература:
Бобаха В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия,словарь терминов. М., 2000.
Введение в культурологию: Учебное пособие (под редакцией Е.В. Попова).
– М., 1996.
Горелов А.А. Культурология М., 2001.
Гуревич П.С. Культурология М., 2001.
Ерасов Б.С. Социальная культурология М., 2000.
Золкин А.Л. Культурология М., 2001.
Тема 5.2. Наука как явление культуры.
Подходы к рассмотрению современной науки. Процесс становления науки. Становление науки: изменение культурных контекстов. Функции науки в системе культуры. Отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры. Значимые характеристики научно-технической революции (по А. Шнейку).
Основные подходы к оценке научного прогресса.
Тема 5.3. Техника и технология как феномены культуры.
Понятие «техника». Техника, техническая культура. Подходы к проблеме возникновения техники: натуралистический, волевой, рациональный. Классификация развития техники: ручной, машинный, автоматический. Техника как степень развития человека (личности).
Аспекты техники как социокультурной ценности: объект, знание, процесс. Основные признаки технологии. Специфика культурологического изучения техники.
Тема 5.4. Проблемы развития культуры.
Формы саморазвития культуры. Концепция надстроечного развития культуры. Культурные изменения и их типы. Культурные конфликты в процессе развития культуры. Взаимодействие культур. Жизненный цикл каждой культуры. Периодизация развития культуры. Этапы развития культуры. Исторические фазы мировой культуры (по А. Богданову).
Раздел 6. Социально-адаптационные функции культуры.
Тема 6.1. Основные функции культуры.
Понятия функции, функционирования, функциональности и дисфункциональности. Множественность функций каждого культурного явления. Явные и скрытые функции. Обусловленность функций культуры потребностями общества, личности и социальных институтов, а также устойчивыми ориентациями социокультурной деятельности, ценностными установками личности. Функциональность культурного явления как его способность поддерживать жизнедеятельность, здоровье, развитие личности и общества, личности и коллектива, личности и группы">общества и личности.
Функции культуры. Они могут быть двух видов: ориентированные на внешнюю среду (адаптивные, преобразовательные, познавательные) и ориентированные на саму социокультурную систему (коммуникативные, нормативные, ценностно-ориентационные).
Адаптация человека и общества к внешнему воздействию, природной среде и инокультурному окружению. Приспособление к воздействию внешней среды (природа) посредством ее изменения и создания искусственного мира (помещение, одежда, система отопления).
Технические, медицинские, психологические средства защиты. Функция социализации как процесс вхождения и принятия основных норм и догм культуры средствами воспитания, образования. Нормативно-регулятивная функция. Нормирование и регулирование как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Два типа норм. «Писанные» и «неписанные» законы. Конституция, гражданский кодекс, уголовный кодекс, правила дорожного движения, правила пользования лифтом и т.д. Нормы морали. Первый норматив культуры «Табу». Информационно-коммуникативная функция культуры. Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности. Коммуникация как обмен информацией. Массовая, групповая и межличностная коммуникация. Коммуникация во времени и в пространстве (книги, музеи, библиотеки, памятники культуры).
Развитие средств коммуникации в истории культуры. Глобализация коммуникативных процессов в современном мире. Типология коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, внешние, внутренние, вербальные, невербальные).
Трансляционная функция культуры. Традиция – передача социального опыта от одного поколения к другому. Дилемма традиции и инновации. Актуальность и необходимость передаваемого опыта. Функция релаксации. Биологическая релаксация – сон, эмоции и т.п. Социальная релаксация – посещение театра, клуба, ресторана, просмотр телепрограмм, прослушивание музыки.
Семинарское занятие на тему «Социально-адаптационные функции культуры»
Почему все функции культуры можно объединить одним понятием «социально-адаптационные»?
Посредством чего происходит процесс адаптации к природному и социальному миру?
Почему существует множественность функций каждого культурного явления?
Рекомендуемая литература:
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.
Розин В.Н. Культурология. М., 1999.
Сапронов П.А. Культурология. СПб., 2001.
Силичев Д.А. Культурология. М., 2001.
Скворцова Е.М. теория и история культуры. М., 1999.
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия на пороге III тысячелетия.
Тема 7.1. Мировое сообщество, цивилизация и глобальные проблемы современности.
Состояние культуры и цивилизации в конце ХХ века и прогнозы развития на ХХI век. Причина кризиса цивилизации, резервы роста и императивы выживания. Перспективы формирования мировой цивилизации: глобального информационного, экономического, правового, финансового пространства. Основные проблемы современной культуры: экологический кризис, перенаселенность, новые болезни, международный терроризм, национальные конфликты, углубление экономического неравенства.
Тема 7.2. Россия и русская культура в мировой цивилизации.
Исторические судьбы России, основные периоды ее культурного развития, особенности ее географического положения (серединная культура, зарождение и развитие меж двух очагов более ранних и сильных культур Европа – Россия – Азия, а также развитие в эпицентре функционирования мировых религий).
Проблема самобытности русской культуры. Особенности национального характера и народного менталитета в России и их влияние на ход развития культуры.
Программа самостоятельного изучения курса.
- Культура античности и средних веков в мифах, философии и религии.
- Теории культуры европейских просветителей и классиков европейской философии.
- Проблемы культуры в русской и европейской философии конца XIX – первой половины XX в.
- Современная культурология в Европе и США (вторая половина XX в.)
- Культура в истории.
- Человек и культура в историческом процессе.
- Традиции и культурная преемственность.
- Творчество и инновации.
- Великие личности в истории культуры.
- Город и культура.
- Динамика культуры в истории.
- Исторические и этнорегиональные типы культур.
- Проблема культуры в философии истории.
- Культура и социальные реформы.
- Сознание. Язык. Текст.
- Миф и культура.
- Религия и культура.
- Нравственная культура.
- Интеллектуальная культура: философия, наука и житейская мудрость.
- Просвещение и образование.
- Политическая и правовая культура.
- Художественная культура.
- Психология и культура общения.
- Культура и душевное здоровье.
- Народная культура.
Рекомендуемая литература к программе самостоятельного изучения курса:
Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.
Введение в культурологию: Учебное пособие (под редакцией Е.В. Попова).
– М., 1996.
Горелов А.А. Культурология. М., 2001.
Гуревич П.С. Культурология. М., 2001.
Ерасов Б.С. Социальная культурология М., 2000.
Золкин А.Л., Культурология М., 2001.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
История культурологии (под редакцией Н.В. Шишовой).
М., 1999.
История мировой культуры (под редакцией Г.В. Драча).
Ростов-на-Дону. 2000.
Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.
Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М,1999.
Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.
Культурология: курс лекций (под редакцией а.А. Радугина).
М., 1997
Культурология (под редакцией Н.Г. Багдасарян).
М., 2001.
Культурология (составитель В.И. Гоняев).
М., 2001.
Культурология (под редакцией А.Н. Марковой).
М., 2001.
Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб., 1998.
Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001.
Малюга Ю.А. Культурология. М., 2001.
Мамантов С.П. Основы культурологии. М., 1999.
Нестерова О. А. Культурология. М., 2000.
Органов А.А., Хангекльдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.
Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2000.
Полищук В. И. Культурология. М., 1998.
Рожденственский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.
Розин В.Н. Культурология. М., 1999.
Сапронов П.А. Культурология. СПб., 2001.
Силичев Д.А. Культурология. М., 2001.
Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
Контрольные вопросы по дисциплине.
- Многообразие понятия культуры.
- Проблемы культурологии.
- Цели и предмет культурологии.
- Структура современного культурологического знания.
- Методы культурологических исследований.
- Теоретическая культурология.
- Прикладная культурология.
- Истоки становления культуры.
- Основные понятия культурологии.
- Культура и цивилизация.
- Динамика культуры.
- Нравственные нормы культуры.
- Культурные традиции и культурогенез.
- Традиции и инновации.
- Типология культуры.
- Общие свойства культуры
- Культура и природа.
- Культура и общество.
- Структура общества и культура социальных групп.
- Социальные институты и культура.
- Коммуникация и культура.
- Основные функции культуры.
- Личность и культура.
- Пол, возраст, индивидуальность человека,
- Труд, богатство, социальный статус.
- Быт и культура.
- Досуг и культура.
- Мировое сообщество, цивилизация и глобальные проблемы современности.
- Россия и русская культура в мировой цивилизации.
- Экологическая культура.
- Культура и наука.
- Табу как первый норматив культуры.
- Основные характеристики контркультуры.
- Основные характеристики субкультуры.
- Массовая культура.
- Элитарная культура.
- Особенности культурной политики.
- Особенности серединных культур.
- Культура и религия.
- Буддизм.
- Ислам.
- Христианство.
- Коран и Библия: общее и различия.
- Тотемизм и магия как первоисточники религии.
- Фетишизм и анимизм, табу как первые формы проявления культуры.
- Синкретизм культуры.
- Искусство как форма проявления культуры
- Функции искусства.
- Язык как основная форма культуры.
Список литературы.
Антология культурологической мысли.-М., 1996.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М., 1993.
Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.
Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов.-М., 1998.
Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта.- М., 1991.
Ахизер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования // Политические исследования.-1991.-№3.
Байдерин А.К. Ритуал в традиционной культуре.-СПб., 1993.
Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество.-М., 1990.
Белый А. Символизм как миропонимание.- М., 1994.
Бенедикт Р. Модели культуры.-М., 1995.
Бергсон А. Материя и память.-М., 1992.
Бердяев Н.А. Смысл истории.-М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1991.
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век.-М., 1991.
Бодрийяр Ж. Родословная вещей. М., 1995.
Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством.-М., 1984.
Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
Булгаков С.Н. Человек. Общество. Культура.-М., 1991.
Введение в культурологию. Учебное пособие в 3 ч. Ред.-М., 1995.
Введение в культурологию. Учебное пособие. Ред.-М., 1995.
Введение в теоретическую социологию / Беспалов А.Н., Носивичев И.И., Колтанов К.Т.-Бийск, 1997.
Введение в философия: Тексты лекций.-Новосибирск, 1993.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М., 1997.
Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Соц.исслед.-1996.-№6.
Горлова И.И. Культурная политика в современной России: Региональный аспект. Учебное пособие.-Краснодар, 1998.
Громов Н.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIII веков: Учеб.пособие.-М., 1990.
Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1999.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
Денисов Н.Г. Культура региона: наследие и современные проблемы // Изв.вузов Сев.-Кав. региона. Обществ.науки.-1996.-№2.-С.
Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология: Пер. с англ.-М., 1994.
Ерасов Б.С. Социальная культурология.-В 2 ч.-М., 1996.
Заславский Т.И. Социальная структура России, главные направления перемен // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии.-М., 1997.
Иконников С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.
Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии.-СПб., 1998.
Ильенков Э.В. Философия и культура.-М., 1991.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
История теоретической социологии: от Платона до Канта. Т. 1/Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1995.
Каган М.С. Мир общения. М., 1993
Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания.-Л., 1991.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
Краткая философская энциклопедия.-М., 1994.
Круглова Л.К. Введение в культурологию. Л., 1995.
Кудрина Т.А. Политика и культура.-М., 1993.
Культура: Теории и проблемы.-М., 1995.
Культурология / Под науч.ред. Г.В.Драча.-Ростов.-н/Д., 1999.
Культурология ХХ век. Словарь.-СПб., 1997.
Лихачев Д.С. Сочинения. В 3 т.-М., 1990.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»).-М., 1994.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М., 1991.
Лотман К.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
Манхейм К. Диагноз нашего времени.- М., 1994.
Манхейм К. Человек и общество в век преобразований.-М., 1991.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983.
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества.- М., 1994.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.,- 1996.
Мень А. Культура и духовное возрождение.- М., 1992.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки.- М., 1995.
Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры.-М., 1992.
Модернизация в России и конфликт ценностей.-М., 1993.
Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.
Налимов В.В. В поисках новых смыслов. М., 1993.
О России и русской философской культуре. М., 1990.
Общество и современность: Вопросы мировоззрения, экономики и культуры.-Казань, 1993.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура.-М., 1991.
Основы законодательства РФ о культуре.-М., 1992.
Палеева Н.Н. Проблемы личности в русской классической драматургии: Философские аспекты.-М., 1992.
Петров М.К. Язык, знак, культура.- М., 1991.
Петров Н.К. Язык, знак, культура.-М., 1991.
Постмодернизм и культура: Сб. статей.- М., 1991.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии.- №6. 1991.
2