Кср № 7 социально-психологический анализ конфликта

Цель: Расширение знаний по проблеме межличностного конфликта и формирование умений анализа конфликта.

  1. Основные этапы конфликта и анализ конфликтной ситуации

Отличительные признаки конфликта

1. Наличие противоречия (целей, интересов, намерений) и противодействия двух субъектов.

2. Наличие негативных переживаний субъектов взаимодействия, затрудняющих общение.

3. Субъективное восприятие и определение участниками ситуации как конфликтной

4. Последовательность конкретных действий, поведенческих проявлений участников ситуации («хотят добиться своего», «жалуются», «спорят и отстаивают свою правоту»).

Динамические характеристики (стадии) конфликта

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной).

2. Определение (осознание) ситуации как конфликтной субъектами взаимодействия. На данном этапе у участников взаимодействия возникает напряжение, связанное с осознанием препятствия на пути достижения цели. Происходит познание человека, который является оппонентом. Вследствие ложной идентификации, конфликтные действия не начинаются. При верной идентификации формируются представления о ситуации, об оппонентах, о собственных действиях и разворачиваются конфликтные действия.

3. Этап конфликтных действий начинается тогда, когда определен оппонент. Например. Один сотрудник совершает ряд действий, затрудняющих другому достижение цели (оговор, открытые негативные высказывания своему сопернику).

4. Разрешение конфликта. К исходам конфликта относятся: поражение одной стороны и выигрыш другой, разрушение отношений вследствие невозможности договориться, уход от решения конфликтной ситуации, достижение компромисса.

Основные структурные характеристики конфликта

1. Субъекты конфликта (люди, группы), имеющие внешнюю и внутреннюю позицию в данной ситуации. Внутренняя позиция – истинные цели и намерения вступления в конфликт. Внешняя позиция – цели и мотивы, которые демонстрируются.

7 стр., 3357 слов

Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного ...

... учителей авторитарного стиля взаимодействия при решении педагогических ситуаций прежде всего ... «автократов» находит выход из конфликтных ситуаций в запрещающих педагогических требованиях, пресечении ... неконфликтный», поэтому к наличию конфликта относились как к «браку» ... цель которых «…поставить ученика на место», «заставить серьезно относиться к учебе». Учителя – «автократы» свертывают взаимодействие, ...

2. Объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Объект обладает следующими свойствами: он неделим, т. е. каждый из участников стремится обладать им полностью, он обладает разной степенью доступности. Например, объектом конфликта может являться должность, которую стремятся занять два человека. Вакантную должность невозможно разделить. Разная степень доступности проявляется в том, что один из претендентов имеет больше шансов занять данную должность, так как обладает, например. Большим опытом работы.

3. Действия участников конфликта.

4. Исход конфликта – представляет собой результат, завершающий действия.

Задание 1.

В Приложении Б предлагаются ситуации, ознакомившись с которыми, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Какие ситуации представляют собой социально-психологический конфликт? На основании каких признаков вы сделали эти выводы.

2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного, а какие – межгруппового конфликта?

3. На примере одной из представленных ситуаций определите основные этапы развития и протекания конфликта.

Задание 2.

На основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой.

Схема анализа конфликтных ситуаций

1. Определите субъектов конфликтной ситуации.

2. Объект конфликта (то, из-за чего возникает конфликт).

3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации.

4. Исход конфликта – как был разрешен конфликт.

Задание 3.

Заполните и обработайте тест К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации» (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

— Какие действия характеризуют тот или иной стиль поведения?

— Какие стили поведения являются самыми эффективными для достижения положительных исходов?

— С какой целью может использоваться методика К. Томаса в практике социально-психологического консультирования?

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение социально-психологического конфликта.
  2. Какие искажения восприятия ситуации возникают на стадии формирования субъективного образа конфликта?
  3. Назовите возможные исходы конфликта.
  4. Назовите и дайте характеристику основным стилям поведения в конфликтных ситуациях.
  5. Какими свойствами обладает объект конфликта?
  6. Что является причиной частых конфликтов в ситуациях взаимодействия: «родитель — ребенок», «подросток — группа», «муж — жена».

Список литературы

  1. Битянова, М. Р. Социальная психология: Учебное пособие / М. Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. – 591 с.
  3. Гришина, И. В. Психология конфликта / И. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Словарь

Конфликт – вид отношений людей (межличностных или межгрупповых), в основе которого лежит столкновение сторон, мнений, сил, целей и интересов.

Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), социальные условия, которые приводят к конфликту.

Исход конфликта – результат конфликтного взаимодействия людей, который может быть представлен как разрешение с учетом выигрыша обеих сторон, одной стороны, ложное разрешение, исчезновение объекта конфликта.

Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся участники взаимодействия.

Стороны конфликта – это участники конфликта, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и группами.

Стили поведения в конфликте – устойчивое поведение, свойственное человеку в конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликтной ситуации – субъективное представление каждой из сторон о конфликте, другом участнике, собственных действиях, которое формируется вследствие существующих искажений восприятия.

Схематизация – упрощение реального конфликта, концентрация на какой-то одной линии отношений.

Уменьшение воспринимаемой перспективы развития взаимодействия – в процессе развертывания конфликтных действий участники не видят возможности дальнейшего взаимодействия.

Поляризация оценок и суждений – по отношению к собственному поведению и намерениям оппонента начинают действовать категоричные суждения.

Коммуникативные искажения – возникновение барьеров, которые искажают информацию, придают ей определенный мнимый смысл.

Атрибутивные искажения – собственным действиям и намерениям приписываются такие характеристики, как «единственно правильные, вынужденные», а действия оппонента оцениваются как «злонамеренные».

Этапы развития и протекания конфликта

Название этапа

Содержание этапа

Результат

Этап 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации

Конфликт еще не представлен, но стороны обнаруживают наличие препятствий в достижении целей.

Возникновение предпосылок конфликтной ситуации

Этап 2. Осознание и определение ситуации как конфликтной

Возникновение напряжения, недомолвок. Нахождение лиц, препятствующих достижению цели. Формирование представлений об оппоненте, его поведении, о собственном поведении и конфликтной ситуации.

Ложная идентификация:

Неверное определение оппонента – конфликт не развивается.

Истинная идентификация – верное определение оппонента – развитие конфликтной ситуации.

Этап 3. Конфликтные действия

Борьба за объект конфликта, развитие конфликтных отношений.

Изменение позиций в отношении объекта и его досягаемости.

Этап 4. Исход конфликта

Завершение конфликтной ситуации.

Обеспечение выигрыша одной из сторон; изменение целевых установок; исчезновение самого объекта конфликта; физическое или функциональное разведение участников; внутреннее переструктурирование образа ситуации; разрешение через конфронтацию к сотрудничеству.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ситуация 1.

Идет урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников все время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать, мы проходим очень сложную тему!», — делает замечание учительница. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно? Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса». «Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом, — отвечает ученик. «Я бы на твоем месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», — отвечает Лариса Петровна. Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает вести записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своем месте. Проходит 10 минут, звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остается после уроков на дополнительное занятие.

Ситуация 2.

Один человек опоздал в театр на несколько минут. Он вошел в зал, когда свет начал постепенно гаснуть. Его место оказалось занято.

— Извините, но это мое место, — сказал он молодому человеку.

— Не надо было опаздывать. Я не собираюсь, в темноте искать свое место.

— Молодой человек, свет еще не совсем погас, вы вполне можете пересесть. И не надо хамить, мы находимся в театре, — попытался не вспылить человек. Сама ситуация была ему не приятна. Он понимал, что опоздал, но и сидеть где попало ему не хотелось.

— Да что вы ко мне пристали. Вон на следующем ряду все места свободные. Я никуда не уйду! — ответил молодой человек.

— Тогда я приведу администратора! — не выдержал человек.

— Пока вы скандалите, спектакль уже начался. Никто не будет разбираться.

Человеку ничего не оставалось делать, как занять имеющееся свободное место.

Ситуация 3.

Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала:

— Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!

В классе снова поднялся ужасный шум.

— В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина).

— А еще слово давали, что исправятся. (Мишка Яковлев)

— Трутни несчастные!

— Только наш класс позорят!

— Да выгнать их из нашей школы и все!

Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у нас.

— Рыжий, — закричал я на Веньку, — а что ты орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку!

— Эх ты, Баранкин, — заорал на меня Венька, — я же не против тебя, я за тебя ору. Я что хочу сказать, ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя.

— Смирно! — крикнула на Веньку Зинка Фокина.

— И вообще, — продолжал кричать Венька, — предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов.

Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова.

— Ой тише, ребята, — сказала Фокина, — замолчите! Пусть говорит Баранкин!

— А что говорить? — сказал я. — Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михайлович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми.

— Ты бы лучше не острил, а брал пример с Миши Яковлева, — сказала Фокина.

Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:

— Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки.

— Малинин! — сказал я Косте. — Разъясни…

— Вот пристали! — сказал Малинин. — Да исправим мы ваши двойки… То есть наши.

— Когда?

— Юра, когда мы исправим? — спросил меня Костя.

— Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдем в поход?

— Баранкин! — сказала Зина Фокина. — Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра.

— Извините, пожалуйста! — сказал я. — Завтра воскресенье.

— Ничего, позанимаетесь!

— Привязать их веревками к партам! — сказала Эрка Кузякина.

— А если мы не понимаем с Костей решение?

— А я вам объясню! (Миша Яковлев)

Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.

— Молчание — знак согласия! — сказала Зинка. Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад, будем сажать деревья!

— Что? — заорали мы с Костей. — Еще и деревья сажать? Да мы же устанем!

— Алик! — сказала староста нашего класса. — Смотри, чтобы они не сбежали!

— Не сбегут!

Ситуация 4.

На собрании рабочей группы обсуждается вопрос о заключении договора сотрудничества с фирмой Х, оказывающей полиграфические услуги.

— Я предлагаю встретиться с представителями еще нескольких полиграфических фирм и обсудить более гибкую систему скидок, — предложил участник 1.

— Не согласен, фирма Х была рекомендована нашими партнерами как одна из лучших. Нам важнее короткие сроки, за которые может быть выполнен наш заказ, — возразил участник 2.

— При выполнении проекта мы не можем выходить за рамки установленной суммы. Я думаю, что вы преследуете свои личные интересы, сотрудничая с фирмой Х, — ответил участник 1.

Руководитель рабочей группы предложил высказать все «за» и «против» в отношении сотрудничества с фирмой Х.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ТЕСТ «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»

Методика к. Томаса

Инструкция. Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк ответов опросника

А

В

А

В

А

В

1

11

21

2

12

22

3

13

23

4

14

24

5

15

25

6

16

26

7

17

27

8

18

28

9

19

29

10

20

30

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

13