Понятия кризис, кризисное состояние связывают с:
-травматическим или катастрофическим событием
-кризис как состояние, характерное для критических периодов в естесственном течении человеческой жизни (из психологии развития)
В психологии:
Кризис-это острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной деятельности человека, как дискретный (т. е. прерывистый, дробный) момент развития личности.
Характерно, то, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему с прошлого опыта
В клинической теории:
Кризис-это реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние
Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливается напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Используются все психологические и физические ресурсы, в этот период даже простая поддержка и выслушивание могут помочь человеку. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений. Это — «нормальная реакция человека на ненормальные события».
к. имеет и положительные стороны в процессе преодоления к. человек может:
-в процессе преодоления к. человек может приобрести новый опыт
-расширить диапозон адаптивных реакции (вспомните китайский иероглиф «вэйцзи»-опасность и начало, гибкость, находчивость)
Но иногда кризис может привести к негативным изменениям мыслей, чувств, поведения и физического состояния(депрессивное расстройство,тревожное расстройство, бессоница, ночные кошмары и т. д.) — т.е.осложненный кризис. Осложненный к. приводит к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам, суицидальному поведению.
Типы к.:
-травматические к.
-кризис целостности
-кризис «пересадки корней»
-кризис лишения
-ситуационный кризис
-кризисы становления
-кризисы развития и кризисы жизни
В кризисе человек испытывает сильные негативные чувства. Главное из них — это тревога (она призвана мобилизовать силы против угрозы), также чел. испытывает беспомощность, стыд, печаль, гнев, переживание противоречивости.
Кризисные состояния человека
... и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Определяя задачи можно выделить следующее: 1. Изучить понятие кризиса, стадии развития кризисного состояния. 2. ...
2. Принципы кризисной интирвенции.
Кризисная интервенция — это эктренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.
Главными методами к.и. являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия (нужна при осложненных кризисах).
Они показаны, если чел. не в силах самостоятельно справиться с к., если к. длиться долго).
Принципы к.и.:
1 эмпатический контакт-он очень важен. Сопереживание и понимание психологического состояния др. чел. С этого начинается к.и.
2 Безотлагательность-т е. предельная срочность
3высокая активность консультанта-высокая активность в установлении контакта и сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий
4 ограничение целей-ближайшая цель к.и. Предотвращение серьезных последствий, основная цель-обучить адаптивным способам преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.
5 поддержка
6фокусированность на основной проблеме-нужно сосредоточиться на основной проблеме приведшей к к.
7 уважение-клиента нужно воспринимать как незавивисмого, компетентного, знающего, стремящегося обрести уверенностьв себе, способного сделать самостоятельный выбор.
Программа кризисной помощи как модель решения проблем:
1выявление проблемы
задача консультанта помочь выявить центральную проблему кризиса. Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ней, т. к. они могут помочь или являться причиной к. при травматическом кризисе — тоже важно прояснить ситуацию. Здесь рекомендуется применить психологический дебрифинг.
2 выяснение действий клиента
важно узнать что уже делалось для разрешения проблемы («Что вам удалось сделать для улучшения ситуации?» и т. д.).
Это дает ощущение, что клиент может найти выход, а также помогает переосмыслить произошедшее. Цель этого этапа-уменьшение эмоциональнонго напряжения и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.
3 помощь в поиске путей выхода из кризиса
иногда нужно начать с маленьких целей-главное, чтобы она была реально достижимой. На первых порах важно просто изменить эмоциональное состояние клиеента-успокоить, или наоборот, повысить активность. Обсуждаются варианты поведения клиента в ближайшие дни. («Что вы будете делать через час?», «Сегодня вечером?» и т. д.).
полезно составить «антикризисный план» (конкретный план действий на период до следующей встречи).
Но если клиент не может-не следует принуждать его. Любые чрезмерные интервенции могут усилить чувство беспомощности и тупика. Задача психолога также-восстановить самооценку клиента. Поэтому не нужно предлагать готовые 2правильные2 вприанты решения, а нужно совместно с клинтом обсудить + и — различных вариантов. В итоге к.и. клиент должен осознать, что он самостоятельно решил свои проблемы, только тогда повысятся адаптационные возможности личности.
Проблемы женского спорта
... Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...
Позиция психолога при к.и. Должна быть партнерская, а не директивная, методы воздействия-косвенные и мягкие.
Схема вмешательства при к. (подробнее в книге Ромек)
1 установите контак на уровне чувств
2 исследуйте проблему
3 суммируйте все сказанное о проблеме вместе с клиентом
4 сосредоточьте внимание на той облатси проблемы, которую вы будуте рассматривать.
Важно помнить что(!): человек в кризисе находится во власти чувств (растерянность, страх и т. д.).
Его поведение может быть необычным и непредсказуемым. И задача психолога-прежде всего помочь ему понять и принять свои чувства, а не воздействоаать на его поведение.
3. Методы кризисной психотерапии
Рациональная психотерапия— основана на логическом анализе состояния, разьяснения его природы, причин, симптоматики, течения и прогноза. Она устраняет неопределенность, снижает психическое напряжение и тревогу.
Когнитивная психотерапия — ее цель исправление неадаптивных когниций-т.е. Мыслей вызывающих неадекватные и болезненные эмоции и затрудняющих решение проблемы. Мыслей, которые привели к кризису. Клиента обучают идентифицировать свои неадаптивные когниции и рассматривать их объективно.Нужно максимально использовать опыт клиента в позитивном решении жизненных задач, применить правила их решения на проблему. Следующая цель-сделать поведение более гибким, менее персонифицированным, более учитывающими реальность.
Гештальт-терапия — «гештальт» это специфическая организация частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения. Мы выбираем из фона, то, что важно и значимо для нас — это становится гештальтом. Как только потребность удовлетворена гештальт завершается, т. е. Теряет свою значимость. Формируется новый гештальт, этот ритм является естественным ритмом жизнедеятельности организма. В кризисной ситуации гештальт остается незавершенным. Гештальт терапия помогает выразить невыраженные чувства. Т.о. Травмирующий индивидума гештальт завершается и можно работать над неосознаваемыми проблемами, приведшими к кризису. Люди в кризисе переживают только травматичные воспоминания прошлого, они не живут настоящим и не осознают, что происходит в данный момент в мире и внутри себя (не «здесь и сейчас»).
Гипноз и трансовые техники — гипносуггестивный метод применяется при кризисе связанного с утратой близкого человека, при дезактуализации кризисных состояний, сопровождаемых аффектами генва и обиды, для снятия психического напряжения при реакциях острого горя, при астенической и фобической симптоматике, нормализации вегетативных функции
Экзистенциальная терапия — ее цель помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, свои возможностии ограничения этих возможностей. Э.т. Не изменяет личность, а направлена на понимание жизни, во всех ее повседневных противоречиях и парадоксах. Если человек воспринимает реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, объективнее видит свое призвание, цели, смысл жизни. Чувствует свою свободу и ответственность. Э.т. стремится к пониманию человека через призму его универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека:
-чувсво бытия
-свобода
-смерть
Грамматика речи человека в экстремальной ситуации
... эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной ... субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза). Перлокутивный критерий (реакция адресата) положен в основу выделения следующих видов речевого воздействия (Почепцов, ...
-экзистенциальная тревога
-экзистенциальная вина
-жизнь во времени
-смысл и бессмысленность
в процессе э.т. Рассматриваются установки клиента к этим универсальным факторам жизни, в кот. скрыты корни трудностей и проблем.
Дж. Бьюженталь — «подлинный способ существования» и «неподлинный способ существования». (подробнее в книге)
В э.т. у клиента появляется новое понимание своей жизни и ее проблем (которые должны проявлятся в реальных решения и действиях клиента).
Метод прогрессивной мышечной релаксации , метод аутогенной тренировки — кризис вызывает мышечное напряжение 9которое часто не осознается).
Из-за этого возникают: беспокойство, усталость, бессоница, боли в спине, нарушение координации. В аутогенную тренировку входят приемы создания позитивного эмоционального фона, отреагирование агрессивных тенденций.
Групповая поведенческая терапия — основана на обучении знаниям и отдельным навыкам, также в группе создаются благоприятные условия для отреагирования чувств. Изменяются когнитивные стереотипы восприятия клиента себя, ситуации и окружающего мира.
4.Стресс: понятия, виды, история
Стресс от англ. stress-нажим, давление. Основатель учения о стрессе — Ганс Селье (в 1936 году) — биологическая концепция стресса. Стресс-это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. «Неспецефический» значит: каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле специфично (дрожь на морозе, пот на жаре и т. д.).
Кроме специфического эффекта все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецефическую потребность осуществить приспособительные функции и т.о. Восстановить нормальное состояние. Эти приспособительные функции независимы от специфического воздействия. Предъявляемые воздействием как таковым требования, вызывающие неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, это и есть сущность стресса.
С т.зр. стрессовой реакции не имеет значение приятна или неприятна ситуация с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в адаптации.
Р. Лазарус ввел представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за с.Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т. е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю. с.Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации». По Г. Стокфельду, стрессогенными явл. Ситуации, связанные с выполнением опасной работы (участие в боевых действиях и др.) и ситуации, когда деятельность затруднена ( дефицит времени и др.)
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель
... же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности человека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к ... причиной, например, холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма, которая, по его ...
По типу воздействия на человека стресс можно подразделить на виды:
-системные стрессы — напряжение преимущественно биологических систем (отравление, физ.травмы и др.)
-психические стрессы — возникают при воздействиях, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
Реакции стресса имеют адаптивный характер (эти реакции филогенетически запрограммированы).
Стресс — одно из нормальных состояний организма, он неотъемлемое проявление жизни. Дело не в самом стрессе, а его количестве 9выраженности0.
Г. Селье выделил з стадии развития стресса:
1 стадия тревоги (аларм-стадия)
мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряжения и настороженности.
2 стадия резистентности (сопротивления)
если стрессогенный фактор сильный или продолжается. Тревога почти полностью исчезает, уровень сопротивляемости организма очень высокий.
3 стадия истощения
если с. очень сильный и длительный. Энергия исчерпана, вновь возникают признаки тревоги. Физиологические и психологические защиты сломлены.
Селье выделил: эустресс (стенические, полож. эмоции, психические процессы активизируются) и дистресс (неприятен, вредоносный стресс)
Один и тот же с.имеет неодназначные последствия у разных людей. Селье связвает это с «факторами обуславливания», оно может быть внутренним (генетическая предраположенность, пол, возраст и др.) и внешним (диета, лекарста и.др.)
О.Микшик выделил различные пределы «прочности» человека в критических ситуациях:
- этот тип личности «распадается2 уже на физиологическом уровне (сон, ступор)
- «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли и т. д.)
- на социальном (изменяет своим жизненным принципам и др.)
- Стрессоры м.б. физиологические (голод, физическое напряжение) и психологическими (опасность, обида) которые в свою очередь делят на эмоциональные и информационные
5. Понятие травматического стресса
Травматический стресс — это особая форма общей стрессовой реакции. Это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта 9угрозу жизни, смерть или ранение другого человека, катастрофы и др.).
Стресс становится травматическим когда результатом воздействия стрессора явл. нарушения в психической сфере. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.У некоторых людей т.с. Приводит затем к ПТСР.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Характеристики травмы, способной вызвать т.с.:
1 произошедшее событие осознается, т. е. Человек знает, что с ним произошло. Из-за чего ухудшилось психологическое состояние.
2 это состояние обусловлено внешними причинами
3 пережитое разрушает привычный образ жизни
4 происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия.
Психологическая реакция на травму вкл. 3 фазы:
1 фаза психологического шока-эта фаза в норме кратковременна. Здесь происходит угнетение активности, дезорганизация деятельности, нарушение ориентировки в окружающей среде; отрицание произошедшего.
2 воздействие — выраженные эмоциональные реакции на событие и его последствия, страх, ужас, гнев, плач и др. Они затем сменяются реакцией критики и сомнения в себе («что было бы если…», самообвинения).
3 затем либо выздоровление (фаза нормального реагирования), либо фиксация на травме и последующая хронификация постстрессового состояния.
6. Птср: понятие критерии, механизмы возникновения
Нарушения после травмы приводят к физиологическим, личностным и др. нарушениям. Последствия травмы могут проявиться сразу или время внезапно. история
К 1980 г. были исследованы комплексы симптомов у переживших травматический стресс. Который получил название ПТСР (постравматическое стрессовое расстройство).
Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный психиатрический стандарт. С 1994 г. эти критерии включены в европейский МКБ-10. Согласно МКБ-10: вслед за травматическим событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта, может развиться ПТСР. «Обычный» человеческий опыт-утрата близкого в силу естесственных причин, потеря работы, болезнь. «Выходящие за рамки обычного чел. опыта»—события которые способны травмировать психику практически любого здорового человека:стихийные бедствия, техногенные катастрофы, терроризм и т. п.
3 подвида ПТСР:
-острое (развивается в сроки до 3 мес.)
-хроническое (имеет продолжительность более 3 мес.)
-отсроченное (возникает спустя 6 и более мес. После травмы).
Также выделяют постравматические личностные расстройства т. к. присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Она приводит к патологической трансформации все личности.
Травматический стресс
(во время критического инцидента и сразу после него —
до 2 суток)
Диагностические критерии ПТСР:
Симптом повторного преживания
К первой группе симптомов относятся повторяющиеся вновь и вновь переживания травматического события. Этот комплекс реакций включает несколько форм:
1) повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления (человек всеми силами стремиться забыть о нем, но они всегда найдут способ, чтобы напомнить);
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
2) повторяющиеся кошмарные сны о событии;
3) действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (сюда относятся иллюзии,
галлюцинации и так называемые ≪вспышки воспо-минаний≫, когда в памяти всплывают эпизоды травматического события, часто еще более яркие и отчетливые, чем это было в действительности; причем неважно, возникают они наяву, или во время сна, или же при интоксикации);
4) интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие;
5) физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и другое.
Симптом избегания
Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, стремится не попадать в те ситуации, которые могли бы напомнить, вы-звать эти воспоминания, пытается делать все так, чтобы
не вызвать их снова. Он упорно избегает всего, что может ыть связано с травмой: мыслей или разговоров, действий, мест или людей, напоминающих о травме. Он становится неспособен вспомнить важные эпизоды травмы, то, что с ним происходило. Выражено снижение интереса к тому,
что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает. Проявляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества. Один из признаков посттравматического состояния — очень тяжело переживаемая утрата способности (полностью или частично) устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими людьми.
Симптом физиологической гипрактивации
проявляется в трудностях засыпания (бессоннице), повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, вспышках гнева и взрывных реакциях,
немотивированной сверхбдительности и повышенной готовности к ≪реакции бегства≫.
Механизмы возникновения: (см. книгу В.Г.Ромек. Стр. 62)
7. Принципы коррекции и терапии
Принципы коррекции и терапии ПТСР:
1 принцип нормализации. Основной акцент делается на том, что нормальный индивид, столкнувшись с ненормальными обстоятельствами, переживает экстраординарные чувства. Началом терапии, таким образом, становится обсуждение переживаемых чувств и объяснение их нормальности. Это может помочь пострадавшему понять причины своих симптомов, их динамику и более активно участвовать в процессе терапии.
2 принцип партнерства и повышения достоинства личности. Люди, страдающие ПТСР, ранимы, сензитивны, склонны к самообвинению, чувству бессилия или повышенной агрессивности. Подобный стиль реагирования вызывает отторжение окружающих, усиливая ощущение собственной неадекватности и вины, приводит к снижению самооценки. Поэтому необходимо установление отношений сотрудничества.
3 принцип индивидуальности. Каждый человек проходит свой собственный путь восстановления
после стресса. Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи из-за того, что посттравматический стресс все теснее связывается с другими психологическими проблемами.
Потери. Смерть. Горе
... люди переживают чувство предпотери, предварительного горя. После того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату или горем. Реакция утраты ... мимике, жестам и по языку тела. Не следует притворно бодриться, врать, избегать прямого и ... его ждет в будущем. психологическая помощь умирающий горе Общение с пациентом должно строиться на двух ...
Психотерапия пациента, страдающего ПТСР, в зависимости от выраженности его психологической дезадаптации, может продолжаться от одного месяца до нескольких лет. Положительный реабилитационный прогноз, скорее всего, будет у тех, кто способен сохранять хорошие отношения на работе и дома, кто имеет позитивную установку на терапию. Другой аспект психотерапии можно назвать дидактическим, или образовательным. Клинту сообщают, каие изменения будут с ним происходить.
Терапевтический процесс может быть условно разделен на три стадии:
1) установление доверительного, безопасного контакта с клиентом, дающего право на ≪получение доступа≫ к тщательно охраняемому травматическому материалу;
2) терапия, центрированная на травме; с исследованием травматического материала, с работой с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;
3) помощь пациенту в ≪отделении≫ от травмы и воссоединении с семьей, друзьями и обществом.
Программы психотерапевтической помощи в основном должны быть направлены на:
•коррекцию образа ≪Я≫;
•достижение объективности собственной оценки;
•реабилитацию ≪Я≫ в собственных глазах и достижение уверенности в себе;
• коррекцию системы ценностей, потребностей, их иерархии;
• приведение притязаний в соответствие со своими психофизическими возможностями
• коррекцию отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых
другими состояний и их интересов;
• приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению
межличностных конфликтов;
• коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности
Методы коррекции и терапии ПТСР можно разделить на 4 категории:
1. Образовательныети- обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Это помогает людям осознать то, что их переживания и трудности не уникальны, ≪нормальны≫.
2. холистическое (целостного) отношения к здоровью. Здоровый образ жизни с достаточной физической активностью, правильным питанием, отказом от злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков создает основу для быстрого и эффективного восстановления после травмирующих событий.
3. Усиление социальной поддержки и социальная интеграция. Семейная и групповая терапия, развитие сети самопомощи,формирование и поддержка общественных организаций необходимы для социальной реабилитации.
4. Собственно терапия. Она включает в себя работу с горем, страхами, психосоматикой, травмирующими воспоминаниями и т. д. и направлена на ≪переработку≫ проблемы и совладание с симптомами.
Чаще всего специалисты при работе с ПТСР предпочитают следующие методы терапии:
• десенсибилизация и проработка движений глаз (ДПДГ);
Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми ...
... задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни. ... направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной ... статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников ...
• визуально-кинестетическая диссоциация;
• ослабление (или редукция) травматического инцидента;
• терапия мысленного поля (ТМП).
Человек с ПТСР чувствует беспомощность и ужас. Возбуждается правое полушарие мозга,
зрительная часть коры активизируется. При этом тормозится левое полушарие, отвечающее за анализ, логику, тормозится речевой центр коры, то есть человек переживает сильное эмоциональное потрясение без последующей вербализаци состояния. Иными словами, он находится в определенно м
эмоциональном состоянии, но не способен понять и вербализовать свои переживания. По сути дела, большинство людей, перенесших психологическую травму, как раз чаще всего и заболевают
от того, что они стремятся забыть травму. Однако на ≪забытом≫, бессознательном уровне память продолжает свое существование в форме психосоматической патологии, кошмаров, трудностей в установлении длительных партнерских отношений и т. д. Как ни парадоксально, этим людям необходимо совершенно обратное: надо, чтобы они все вспомнили и даже более, чем
просто вспомнили, — самым интенсивным образом оживили в себе эмоционально, визуально и кинестетически весь объем своего травматического опыта. Перечисленные виды терапии дают че-ловеку возможность повторного переживания и, что особенно важно, — возможность вербализовать и понять, что же с ним произошло. Основа этих методов терапии — повторное переживание с оследующей проработкой.
8. М-д десенсибилизации
Шапиро 1987. Применяется длчя лечения постравматического стрессового расстройства у участ боевых дейст, жертв насилия, стихийного бедствия и.т.дтяжелые психические травмы и стрессы могут блокировать деятельность системы. Негативная информация *замораживается* и длительное время сохраняеться в соевм первоначальном, непереработанном виде за счет изоляции нейронных сетей мозга, обеспечивающих доступ к этим воспоминания, от др ассоциативных сетей памяти.
Движение глаз запускают процессы,активизирующие ускоренную переработку травматического опыта по анологии той, что в норме происходит на стадии сна с быстрыми движениями глазных яблок БДГ-сна. Является тем периодом когда бессознательный материал всплывает для адаптивной переработки.
Кол-во сеагсов от 1-2до6-26. Время от30до90мин. 1-2раза в нед
Стадии стандартной процедуры.
1
9. Ослабление травматиченского инцидента.
10. Визуально-кинестетическая диссоциация.
11. Психологический дебрифинг.
12. Горе: понятия норма, патология.
Горе — это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти.
Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий:
1. шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7—9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального
влечения, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему.
Предполагается, что комплекс шоковых реакций связан с работой механизмов психологической защиты: отрицание факта или значения смерти предохраняет понесшего утрату от резкого столкновения с ужасом произошедшего. Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности
остаться в прошлом вместе с умершим. Злость также свидетельствует о глубине полученной психологической травмы
2. стадия поиска — характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности
утраты. Человеку, понесшему утрату, частокажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит
его шаги в соседней комнате и т. п. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом
вернуть умершего, и скорбящий ≪встречает≫ его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.
3. стадия острого горя — длится до 6—7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут
усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание,мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощамость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам,снижение или необычное усиление аппетита, сексуальныедисфункции, нарушения сна. В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяния, чувства оставленности, одиночества, злости, вины,
страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживающийутрату, поглощен образом умершего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться.
Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Человек постепенно ≪уходит≫ от умершего и с болью переживает действительное отдаление
его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним — основное содержание ≪работы горя≫ в этот период. Через 3—4 месяца начинается цикл ≪хороших и плохих≫ дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических
проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленности иммунной системы.
С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия
4. стадия восстановления —длится примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты.Он по-прежнему переживает горе, но эти переживанияуже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких.
5.завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого,
понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит ≪эмоциональное прощание≫ с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова ≪тяжелая утрата≫ и ≪горе≫. Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить
тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.
Необходимо уметь различать ≪нормальное≫ и патологическое горе, поскольку горе — это естественный процесс и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной
помощи. Но процесс переживания горя может трансформироваться в развитие болезни: человек как бы ≪застревает≫на определенной стадии горя. Чаще всего такие остановки происходят на стадии острого горя. Возможные причины такой остановки:
• внезапная смерть или насильственная, трагическая гибель близкого;
• самоубийство;
• конфликты с человеком непосредственно перед его смертью, непрощенные обиды;
• причиненные ему огорчения;
• трагические ситуации неопределенности (когда близкий исчез, без вести пропал, не похоронен);
• умерший играл исключительную роль в жизни скорбящего, был для него целью и смыслом жизни,при этом отношения с другими людьми отличались конфликтностью либо отсутствовали;
• страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся неконтролируемыми и бесконечными;
неверие в свою способность преодолеть их.
Симптомы, часто встречающиеся при естественном переживании горя:
1. Нарушения сна.
2. Потеря или увеличение веса.
3. Другие соматические симптомы; возможно кратковременное проявление тех симптомов, от которых умер близкий человек.
4. Чувство усталости.
5. Ухудшение концентрации внимания.
6. Раздражительность.
7. Подавленность.
8. Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, религии и т. д.
9. Отдаление от близких людей, самоизоляция.
10. Агрессивные чувства по отношению к окружающим.
11. Чувство вины.
12. Суицидальные мысли.
13. Иллюзии, ощущение присутствия умершего.
Нетипичные (патологические) симптомы горя:
1. Задержка реакции на смерть любимого человека
(≪анестезия чувств≫: неспособность эмоционально реагировать
на происшедшее в течение длительного периода времени — более двух недель с момента известия
о смерти).
2. Затянувшееся интенсивное переживание горя (несколько лет).
3. Глубокая депрессия, сопровождаемая бессонницей, чувством никчемности, напряжением, самобичеванием.
4. Появление болезней психосоматического характера, таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма.
5. Развитие телесных симптомов, от которых страдал умерший.
6. Сверхактивность: резкий уход в работу или другую деятельность.
7. Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, зачастую сопровождаемая угрозами.
8. Резкое и радикальное изменение стиля жизни.
9. Устойчивая нехватка инициативы или побуждений;
неподвижность.
10. Изменение отношения к друзьям и родственникам,прогрессирующая самоизоляция.
11. Суицидальные намерения, план, разговоры о самоубийстве, воссоединении с умершим.
И другие симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства.
13. Психологическая помощь при переживании горя
Помощь человеку, понесшему утрату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства.
Достаточно информировать близких, что следует с горюющим говорить об умершем, он должен «высказаться».
Если же в окружении человека отсутствуют люди,с которыми он может разделить свое горе необходима помощь психолога.
В результате предотвращается опасность развития посттравматического стрессового расстройства и других заболеваний.
Комплексы симптомов горя:
• эмоциональный комплекс — печаль, гнев, тревога,беспомощность, безразличие;
• когнитивный комплекс — навязчивые мысли, неверие,ощущение присутствия;
• поведенческий комплекс — нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест,
связанных с умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;
• возможны комплексы физических ощущений и алкоголизация как поиск комфорта.
Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. По мнению Фрейда, скорбь становится патологической, когда ≪работа скорби≫ неудачна или не завершена.
Типы патологической скорби:
А. Отсрочка реакции или ≪блокирование≫ эмоций во избежание интенсификации процесса скорби (иногда эта отсрочка может длиться годы)
Б. Искаженные реакции:
1) повышенная активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни;предпринимаемая клиентом деятельность носит экспансивный и авантюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое время посвящал себя умерший;
2) появление у клиента симптомов последнего заболевания умершего
3) психосоматические нарушения, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астму;
4) изменения в отношениях к друзьям и родственникам; клиент раздражен, не желает, чтобы его беспокоили, избегает прежнего общения, развивается социальная
изоляция.
5) особенно яростная враждебность против определенных лиц.
6) многие клиенты, сознавая, что развившееся у них после утраты близкого чувство враждебности совершенно бессмысленно, усиленно борются против этого чувства и скрывают его — чувства становятся как бы ≪одеревеневшими≫,а поведение — формальным, что напоминает картину шизофрении;
7) с этой картиной тесно связана дальнейшая утрата форм социальной активности. Клиент не может решиться на какую-нибудь деятельность, страстно стремясь к активности, он так и не начнет ничего делать, если кто-нибудь не подстегнет его. Утрачена решительность и инициатива, доступна
только совместная деятельность, один он действовать не может.
8) чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя.
9) бывает также, что клиент активен, однако большинство его действий наносит ущерб его собственному экономическому и социальному положению. Он с неуместной щедростью
раздаривает свое имущество, легко пускается в необдуманные финансовые авантюры, совершает серию глупостей и оказывается в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег.
10)ажитированная депрессия с напряжением,возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Такие клиенты могут совершать попытки самоубийства.
11) трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем;
12) растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти.
Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько
необходимо.
Что следует и чего не следует делать при оказании помощи клиенту, находящемуся в состоянии горя:
1. Следует побуждать клиента к обсуждению его переживаний.
2. Не следует останавливать клиента, когда он начинает плакать.
3. В случае, если клиент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного (покойную), и попросить их говорить о нем (о ней) в присутствии клиента. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.
4. Следует предпочесть частые и короткие встречи с клиентом редким и длительным посещениям. Роль слушателя может выполнять психолог, психотерапевт. Находиться со
скорбящим человеком и надлежащим образом внимать
ему — главное, что можно сделать.Клиенту надо предоставить возможность выражать любые
чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения.Другая очень важная задача психотерапевта — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать
на его скорбь.
5. Следует учесть возможное наличие у клиента замедленной реакции горя, которая проявляется через некоторое время после смерти любимого человека и может характеризоваться изменениями в поведении, ажитацией, лабильностью настроения и злоупотреблением психоактивными веществами.
Эти реакции могут проявляться также в годовщину смерти (так называемая реакция годовщины).
6. Следует учитывать, что реакция на ожидаемое горе (см. предвосхищающие реакции горя в кн. Ромека)проявляется до наступления утраты и может снизить остроту переживаний. Такая реакция может сыграть положительную роль.
7. Следует учитывать, что клиент, близкий родственник которого покончил жизнь самоубийством, может отказаться говорить о своих чувствах, опасаясь, что это каким-то образом его скомпрометирует.
8. В процессе скорби нередко наступает озлобленность.Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся. Психолог должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу.
9. Типичное проявление скорби — тоска по умершему. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Психологу следует разобраться
в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен — он явно направлен на воссоздание
утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего.
ение
10. изменения идентичности, например, резко меняется самооценка осуществления супружеской роли. Поэтому важная составляющая ≪работы скорби≫ заключается в обучении новому взгляду на себя, поиску новой идентичности, психолог должен уделить этому моменту особое
внимание.
11. Понесший утрату постоянно задает себе вопросы: ≪Все ли
я сделал для умершего?≫, ≪Достаточно ли уделял ему внимания?≫ Вспоминаются случаи несправедливого отношения к умершему, и страдающий человек говорит себе, что повел бы себя совершенно иначе, будь возможность все вернуть. Психолог должен с пониманием воспринимать
эти сложные переживания как неизбежное изживание скорби.
12. В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбящему как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби.Если по какой-либо причине не были совершены некие ритуалы, психолог может порекомендовать их совершить.
Этапы психологической помощи:
Помощь на стадии шока
Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения. Именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как
и другое участие, но предлагать помощь необходимо.
Помощь на стадии острого горя
Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: ≪На кого он / онабыл похож?≫, ≪Можно ли увидеть его / ее фотографии?≫,≪Что он / она любил делать?≫, ≪Что вы сейчас вспоминаете о нем / ней?≫
Главное — создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.
В случае внезапной или насильственной смерти необходимо неоднократно обсуждать все мельчайшие детали до тех пор, пока они не утратят своего устрашающего, травматического характера. Постепенно (ближе к концу этого периода) следует приобщать скорбящего к повседневной деятельности.
Помощь на стадии восстановления
Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать
ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет горюющему ≪встряхнуться≫
В большинстве случаев консультирование продолжается до тех пор, пока пациент
нуждается в сопровождающей помощи. Большинство пациентов, консультирующихся
в связи с утратой, проходят от четырех до десяти сессий в течение одного или двух лет после события. Довольно распространены и однократные обращения, в основном
за разъяснениями и информацией.
Ранние сессии консультирования обычно фокусируются на переживаниях острой боли от
потери, утраты контроля над своей жизнью, отсутствии ее смысла. Консультант обеспечивает необходимую эмоциональную поддержку, способствует выражению чувств, прежде всего — высвобождению боли. В качестве основного метода используется безоценочное слушание.
Где-то в середине пути консультант сталкивается с феноменом ≪всплывания≫ у пациента интенсивных переживаний, возвращения острой боли и других тяжелых чувств.
Однако темы консультирования изменяются. Ключевыми становятся проблемы идентичности, изменения ролей, необходимость воссоздания после утраты своего ≪Я≫. Пациент
может присоединиться к поддерживающей группе, где встретит таких же людей, потерявших близкого человека.
Для переживающего горе в этот период важна и физическая активность. Одним из основных психологических методов помощи может быть когнитивная терапия.
Задачей завершающих сессий является помощь в возвращении и воссоздании жизненных смыслов. Консультант помогает намечать цели, строить новые планы; они вместе обсуждают
достижения пациента.
14. Суицид. Понятие факторы виды
15. Суицид. Определение степени суицидального риска.
16. Помощь при потенциальном суициде.
17. Семейная кризисная психотерапия
Семейная кризисная психотерапия (СКП) проводится в случаях, когда причиной психологического кризиса служит семейный конфликт. Целями семейной терапии являются: повышение сплоченности семьи, улучшение адаптации ее членов к кризисным ситуациям, выработка конструктивного
стиля общения между членами семьи.
Наиболее распространенной причиной психологического кризиса являются семейно-личные конфликты:
-супружеский конфликт (или шире — конфликт между сексуальными партнерами).
Особенно
трудной является ситуация развода.
-конфликт между родственниками (в том числе — детско-родительский).
Возможны следующие установки партнеров, обратившихся за терапевтической помощью:
А. Улучшение докризисных отношений. В этом случае оценивается, какие способы адаптации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что мешает реализовать
потребность в примирении. Если выявленная угроза отношениям носит внешний характер (вмешательство или недостаточная помощь родителей, нарушение баланса в результате изменения состава семьи и т. д.), помощь должна быть нацелена на формирование более эмпатийного отношения близких к клиенту и его партнеру. В случае внутренней угрозы отношениям (непосредственное
ухудшение взаимоотношений партнеров) применяется тактика, направленная не только на разрешение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отношению друг к другу.
Б. Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивого равновесия обращение за помощью происходит обычно в период временного разделения. Партнеры в ходе терапии вовлекаются во взаимные контакты — очные или заочные, используя телефон, переписку, родственников и друзей в качестве посредников. Содержанием контактов является выяснение нерешенных проблем
во взаимоотношениях, при этом не обсуждается, какой ущерб партнеры нанесли друг другу.
Терапевт не дает рекомендаций относительно сохранения или прекращения отношений, напротив, подчеркивается, что ответственность за решение этого вопроса лежит на клиенте и его партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственниками.
В этих случаях у супругов достигается осознание роли указанного фактора и им предлагается перестроить отношения с родственниками с учетом собственных интересов.
В. Четкое и окончательное разделение. Данный вариант встречается в ситуации кризиса чаще всего (особенно у женщин).
Данная группа клиенток испытывает, вопервых, неудовлетворенность имеющимися интимно-личными отношениями, во-вторых — страх расставания с объектом эмоциональной привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримониального статуса, а также опасения по поводу возможности воспитать детей без отца; наконец, в-третьих — неверие в свою способность вновь сформировать взаимозависимые отношения с другим партнером.
В подобных случаях в качестве неадаптивных установок выступает неприятие статуса одинокой женщины, а также представление об отсутствии у себя возможностей создания и сохранения пары.
В случае принятия окончательного решения о разрыве отношений при сохранении эмоционально-сексуальной привязанности к партнеру СКП заключается в следующем-аналогично приемам кризисной психотерапии в ситуации смерти любимого человека психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает клиенту сочувственное разделение эмоций горя и тревоги, а при
отвержении клиента партнером — и чувств обиды и унижения. Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможности устроить свою будущую личную жизнь, связанные со страхом одиночества и сомнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной самооценки,
а на этапе кризисного вмешательства — на создание мотивации к выработке эффективных форм поло-
ролевого поведения, которые помогут в будущем установить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестройке сознания индивида, а именно представления о себе как о существе, немыслимом вне пары.
СКП при конфликте с родственниками:
В фазе установления терапевтического контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Активность психотерапевта должна быть направлена на улучшение
семейной атмосферы в интересах всех членов семьи. В процессе индивидуальных и групповых сессий проводится оценка точек зрения членов семьи на суть и причины конфликта, отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг к другу. Затем проводятся семейные диспуты с целью формирования общей позиции семьи в подходе к актуальным проблемам.
В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществления немедленных совместных позитивныхдействий по разрешению проблемы заключается семейный договор. При необходимости проводится психологическая коррекция тревоги членов семьи, связанной с перестройкой ролей и позиций в семье с целью установления более эмпатийных отношений.
Важной методикой при проведении психотерапии является проигрывание ситуаций. Сюжет может быть взят из жизни клиентов или носить более обобщенный характер (≪Трудный выбор≫, ≪Решительный разговор≫, ≪Обида≫ и т. д.).Любой из членов психотерапевтической группы (которая часто состоит не из одной семьи, а из нескольких с похожими проблемами) может исполнять роль, значимую для него, или быть режиссером ситуации. Затем участники меняются
ролями или одну и ту же роль играют разные лица. Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов (так называемый метод пантомимы).
5 Этапов работы с семейной группой:
1. Выявление центральной проблемы семьи, распределения ролей и способов взаимодействия ее членов.
2. Конфронтация семьи с основной проблемой.
3. Отклонение семьей основной проблемы и акцентуация на частных вопросах семейной жизни.
4. Признание основной проблемы, кризис и диссоциация семейной группы.
5. Консолидация семьи и выработка взаимоприемлемых решений по основным проблемам семейной жизни.
Семейный диагноз может ставиться только с учетом истории семьи, природы отношений в ней, установок и форм поведения ее членов. Решающее значение для формы взаимодействия психолога и консультируемого имеет структура семьи.
Организуя сессии с семьей, терапевт проводит своеобразный диагностико-терапевтический эксперимент и получает информацию о семье из разных источников: наблюдая спонтанное поведение семьи на приеме и их невербальные реакции; принимая семейный миф о проблеме без критики как важную метафору, отражающую реальные проблемы семьи; исследуя семейную систему
с помощью специальных техник интервьюирования и отслеживая реакции членов семьи на собственные действия и задания.
Когда терапевт начинает работать с семьей, формируется новая система с его участием. Создать условия для необходимых изменений в семейной системе терапевт сможет, только войдя в систему и действуя изнутри нее. Входя в систему, терапевт становится частью ≪семейной игры≫. Семья переносит свои модели функционирования в терапевтическую ситуацию. По тому, как семья взаимодействует с терапевтом, какой тип терапевтической системы она ему пытается
навязать, терапевт может многое сказать о семейной структуре и правилах ее функционирования.
Процесс семейной психотерапии можно считать успешным, если проблема, с которой обратилась семья, переосмысливается и теряет свою травматическую значимость, члены семьи начинают смеяться, семья вне занятий собирается вместе для обсуждения проблем, члены семьи начинают признавать и принимать независимость каждого друг от друга, члены семьи говорят, что все наладилось в их взаимоотношениях.
Методы сбора информации о семье:
Методика ≪Генограммы≫(Муррэй Боуэн). Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. Она позволяет быстро охватить сложные семейные проблемы, является богатым источником
информации (поскольку многие проблемы в семье часто имеют глубокие исторические корни).
Генограмма позволит:
• проследить повторяющиеся паттерны взаимоотношений, переходящие из поколения в поколение;
• увидеть типичные кризисные события в семье предков и то, как они преломляются или могут проявиться в вашей собственной семье;
• привести в порядок семейную историю, пересмотреть неписаные семейные законы;
• использовать полученные знания в решении текущих проблем;
• предотвратить многие стереотипные проблемы в будущем;
• выработать новые подходы к жизни, к решению текущих задач.
Генограммы показывают семейную информацию графически, что дает возможность быстро описать сложные семейные паттерны, они являются богатым источником гипотез о связях проблем с семейным контекстом и развитием во времени. Для терапевтических записей использование
генограммы обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту, не знакомому со случаем, получить большое количество информации о семье и составить мнение о ее потенциальных проблемах. Генограмма, в отличие от других форм исследовательской записи, позволяет постоянно вносить добавления и коррективы при каждой встрече с семьей. Она дает терапевту возможность держать в голове большое число членов семьи, их взаимоотношения и ключевые события
семейной истории. Генограмма не является тестом,скорее, она представляет собой инструмент генерирования клинических гипотез для дальнейшей системной оценки.
Методика ≪Линия времени≫, в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта. Проводятся вертикальные линии, и над ними надписываются события
жизненного цикла. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? В чем состоит пусковой момент кризиса?
Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий; от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу; от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и далее, к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.
18. Позитивная семейная психотерапия
19. Особенности поведенческой психотерапии.
Поведенческая психотерапия (ПП) применяется практически для всех форм психических нарушений. В отношении некоторых проблем (страхи, навязчивости, наркомания и другие формы зависимости) поведенческая терапия признана наиболее эффективным методом психологической
помощи. ПП заимствовала многие приемы когнитивной терапии,и фактически объединилась с нею, став когнитивно-поведенческой. в настоящее время эти два направления почти всегда взаимно дополняют друг друга и изолированного применения одного из подходов практически не встречается.
С самого начала своего развития поведенческая психотерапия опиралась на классические поведенческие теории (бихевиоризм) и в этом качестве заимствовала у психологии поведения пристальное внимание к экспериментально полученному знанию и пренебрежение психическими
явлениями, которые не поддаются непосредственному наблюдению и объективной фиксации.
Поведенческой психотерапией может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания болезненных форм поведения.
Цель терапии в ПП состоит в изменении четко описанных и хорошо операционализированных образцов поведения, когниций и эмоций, которое экспериментально контролируется на всех этапах работы.
В ходе терапевтического общения и в результате использования специальных технологий
психотерапевт, чтобы улучшить самочувствие пациента, влияет на его установки, ход мыслей и регуляцию поведения. Результатом такого рода вмешательств должно стать изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств в пользу позитивных.
В ПП помощь, которую оказывает психотерапевт пациенту, состоит в том, что они вместе анализируют причины и характер поведенческих проблем, приводящих к страданиям; терапевт планирует и осуществляет мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых вызывало проблемы и болезненное состояние.
Принципиальные отличия ПП от других видов психотерапии состоят в следующем:
1. Поведенческая психотерапия концентрируется в первую очередь на изменении поведения. Ключевое отличие поведенческой психотерапии от других подходов заключается в том, что под терапией понимается любая форма обучения новым способам поведения, отсутствие которых так
или иначе ответственно за психологические проблемы клиента. Часто такое обучение предполагает устранение ошибочных форм поведения или же их видоизменение.
При этом способ и вид обучения (или переучивания) принципиального значения не имеют.
При этом в современной поведенческой психотерапии под «поведением» понимают не только внешние, явные его формы, но и всю гамму мыслительных (когнитивных) и эмоциональных процессов, участвующих в его регуляции.
2. Контроль над процессом и результатами. Психотерапевт старается иметь дело только с четко фиксируемыми когнитивными, эмоциональными и поведенческими проявлениями и стремится получить очевидный и воспроизводимый результат. Еще до начала активных психотерапевтических вмешательств определяется список целей, по степени достижения которых судят об эффекте
психотерапии. Суть методов доступно излагается пациентам, психолог контролирует успех терапии и учит этому клиента.
3. Опора на экспериментальные данные и психологические теории.
ПП использует методы, прошедшие тщательную экспериментальную оценку и опирающиеся на ясные теоретические концепты.
4. Множественность отдельных техник и многообразие терапевтических подходов, объединенных одной целью и ориентированных на изменение или модификацию болезненного поведения. Психотерапевт исходя из картины поведенческих нарушений, каждый выбирает из многообразия
методов наиболее подходящие. То есть речь идет скорее о разных технологиях, объединенных общей терапевтической ориентацией и рассчитанных на мультимодальное воздействие, нежели о едином стандартизированном методе.
Психолог, использующий поведенческую психотерапию, ориентируется на психологическую модель проблемного поведения.
Психологическая модель отклоняющегося поведения в ПП:
1. Многие особенности поведения, которые раньше считались болезнями, рассматриваются в поведенческой психотерапии как ≪психологические трудности≫ или ≪жизненные проблемы≫.
2. Признается, что болезненное, или девиантное, поведение в основном приобретается по тем же законам, что и нормальное. Принципы изменения здорового и болезненного поведения одинаковы, и поэтому на болезненное поведение можно воздействовать обычными методами научения.
3. Поведение человека в большой степени зависит от ситуативных переменных и поэтому должно рассматриваться во взаимосвязи с актуальной ситуацией и исходя из ее особенностей. Анализу событий в далеком прошлом, приведших к возникновению болезненного поведения,
уделяется совсем немного внимания(в отличии, например, от психоанализа).
4. Для того чтобы изменить поведение, не обязательно понимать причины его возникновения и происхождение проблемы. Во-первых, эти данные зачастую либо недоступны, либо требуется слишком много времени и усилий, чтобы их получить, во-вторых, еще очень мало известно о причинно-следственных связях между психическими явлениями.
5. Для терапии необходимо предварительно проанализировать проблему с учетом многих модальностей и затем выбрать методы, подходящие для применения в условиях выявленных особенностей.
6. Способы и приемы терапии подбираются строго индивидуально, применительно к разным людям и Именно по соответствию этой психологической модели проблемного поведения судят о том, может ли отдельный метод психотерапии быть отнесен к разделу ≪поведенческих≫.
20.Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний
Этапы ПП кризисных состояний
1. Поведенческая диагностика.
определяют цель терапии-какие образцы поведения требуется изменить с точки зрения
их интенсивности, длительности, частоты или условий их проявления. Далее анализируют причины возникновения ошибочного или целевого поведения или те очевидные факторы, которые тормозят целевое поведение. Только на основании знания целевого поведения и причин его осуществления терапевт планирует и обсуждает с клиентом конкретные мероприятия по достижению желаемого
состояния.
2. Терапевтические вмешательства. На основе согласованного с клиентом плана терапии по совместно составленному расписанию происходят терапевтические встречи в групповой и (или) индивидуальной форме.В терапии кризисных состояний чаще используется индивидуальная терапия. Эта форма уменьшает возможность подражать болезненному поведению других членов группы, а также такие негативные эффекты, как усиление негативной самооценки и рост чувства
беспомощности, которые часто возникают в результате сравнения себя с более эффективно справляющимися с кризисной ситуацией пациентами.
3. Контроль эффективности. На каждом этапе поведенческой психотерапии проводится контроль ее эффективности по схеме ≪модель А-В-А≫ т. е. изучение испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В).
Действия испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.
Вместо того чтобы сравнивать поведение пациента с эталонным, его сравнивают с ним самим, но таким, каким он был раньше. Это имеет сови плюсы, ведь сравнение с самим собой всегда означает либо положительное подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшей
работе над своей проблемой.
Если выборка поведения испытуемого (пациента) после терапии приблизится к заранее определенным целям, то результат достигнут. Если ожидаемых изменений не будет обнаружено, то потребуется либо уточнение и конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических
мероприятий.
Очень часто диагностика, вмешательства и контроль проходят одновременно. Анализ целей терапии уже означает своеобразное вмешательство, а контроль по модели А- В-А дает повод для дополнительного обсуждения целей или коррекции терапевтического плана.
При работе в чрезвычайных ситуациях часто используются экспрессные формы психологической помощи, но и эта экспрессная форма поведенческой психотерапии подразумевает прохождение всех трех названных этапов поведенческой психотерапии.
Кризисная ситуация как внутренний и внешний стимул:
В кризисной помощи пострадавшим в результате травматических событий психолог чаще имеет дело не с внешними стимулами (хотя такой кризис связан именно с внешними событиями), а с внутренними — с отражением внешних бед и катастроф.
И здесь следует четко различать индуцированные событием изменения в поведении (например, нервный тик или заикание), для сохранения которых сам внешний стимул уже не имеет особого значения, и изменения в поведении и настроении под постоянным влиянием трансформированного
внешнего стимула в форме навязчивых образов или мыслей.В первом случае не стоит возвращаться к анализу кризисного события, и цель психолога состоит в устранении болезненного поведения. В случае же с внутренним стимулом психолог может попытаться либо устранить этот внутренний стимул, либо научить пациента контролировать его, тем самым повлияв на снижение вероятности
проявления болезненных реактивных форм поведения.