Оглавление.
Введение. 2
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями переживания кризиса 6
1.1. Характеристика профессионального самоопределения личности и кризиса профессионализации. 6
1.2. Кризис среднего возраста и его воздействие на дальнейшее развитие жизни 23
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей протекания кризиса среднего возраста и его влияния на профессиональную деятельность 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 45
2.3 Выводы 59
Заключение. 62
Литература. 64
Приложения. 68
Введение.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Этот возрастной период называют «десятилетием роковой черты» и «кризисом середины жизни». Его главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью.
Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности.
Убывание физических сил и привлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил – важно для людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать.
Кризис раннего среднего возраста
... исследования многих психологов доказывают, что женщины кризис среднего возраста переживают гораздо раньше, чем мужчины. Женщины после 25 лет начинают осваивать новую ступень личностного роста, происходит ... использованной литературы 1)Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст] : учебное пособие / М.В. Гамезо, ...
Второй главный вопрос среднего возраста — это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Гибкость включает способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к застою. Другой вид гибкости, который тоже необходим — это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем.
Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное «Я» всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.
Таким образом, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: в среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Изменяется и самоотношение, самооценка, самосознание личности.
Цель дипломной работы: рассмотреть кризис среднего возраста и его влияние на профессиональную деятельность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу по теме кризиса среднего возраста, дать его характеристику;
3) провести эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния особенностей протекания кризиса среднего возраста на профессиональную деятельность;
4) сформулировать выводы.
Предмет исследования: профессиональная деятельность человека и ее связь с протеканием кризиса среднего возраста.
Объект исследования: две группы испытуемых мужского и женского пола: 40-45 лет и 45-50 лет.
Кризис среднего возраста 2
... другому. Убывание физических сил и привлекательности одно из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагался на свои физические ... во всем новом". Большое значение кризису среднего возраста придавал Э. Эриксон [4, C.111]. Возраст 30-40 лет он называл "десятилетием роковой черты", главными проблемами которого является убывание физических ...
Гипотеза исследования: протекание кризиса среднего возраста у мужчин и женщин 40-45 лет значимо связано с изменением самоотношения и снижением самооценки, а также с ухудшением способности выполнять профессиональную деятельность, в отличие от испытуемых в возрасте 45-50 лет, для которых характерна слабая выраженность переживаний кризиса среднего возраста.
Для подтверждения гипотезы были применены следующие методы исследования:
1. Изучение научной литературы, анализ.
2. Наблюдение.
3. Психодиагностические методы.
Цель и задачи дипломной работы определяют ее логику и внутреннюю структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, приводится цель работы, ее задачи, предмет, объект и проблема. В первой главе приводится теоретический анализ проблемы. Во второй главе приводятся результаты практического исследования. В заключении обобщается проделанная работа.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании проблемы взаимосвязи профессиональной деятельности человека и особенностей переживания кризиса среднего возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для работы с мужчинами и женщинами среднего возраста и их семьями, а также в возможности применения в аналогичных курсовых и дипломных работах.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература……..
Литература.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996
2. Анцыферова Л.И. «Некоторые теоретические проблемы психологии личности» / Вопросы психологии, М., № 1, 1978
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. – Воронеж, 1995
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. –М., 1983
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва, Издательство Московского университета, 1984, 200с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
8. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33
9. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999, С. 199
10. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976
11. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
12. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980
13. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000.
14. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века– М.: Тест, 1986
Социологические проблемы исследования производственных организаций
... формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров ...
15. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, 300с.
16. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.
17. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999
18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2004, 940с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
22. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинце, 1983.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
24. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004, 895с.
25. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
26. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
27. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964
28. Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993
29. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996
30. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987
31. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987
32. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
33. Петренко В.Ф Психосемантика сознания, — М., 1988
34. Петровский А.В. Быть личностью, — М., 1990
35. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, Академия, 2000, 180с.
37. Психология: Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
38. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: Педагогика, 1989.
39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999
41. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989
42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
43. Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987
44. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990, 360с.
46. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000
47. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста. Москва, Инфра-М, 2002, С. 115.
48. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности», СПб,2000
49. Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987
50. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969.
51. Ядрышникова Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1987.
52. Сознание личности в кризисном обществе /Под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др. -М., 1995 (с. 10-57).
53. Психология профессионала / Под ред. Е. А. Климова. М., 1996
Презентация на тему: Экологическая психология 3
... среды •экопсихологии развития личности •экологической психодиагностики •психологии природоохранной деятельности и экологического просвещения •психологических последствий катастроф •психологии устойчивого развития Экопсихологические ... общественной практики, обусловленных пониманием необходимости использования достижений психологии. Начинается системное изучение взаимодействия человека и окружающей ...
54. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.
55. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 51—59.
56. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных концепций профессионального развития // Вопр. психол.- 1989. — № 5.
57. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
58. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
59. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
60. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
61. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
62. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психология труда в России. М.: Изд-во МГУ, 1992. 221 с.
63. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, с. 107-124.
64. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126 с.
65. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с
66. Борисова Е.М. Индивидуально – психологическое своеобразие формирования профессиональной пригодности. — М., 1981.
67.