Краткий обзор систем телесно-ориентированной психотерапии

Краткий обзор систем телесно-ориентрованной психотерапии и педагогики.

Введение

Поскольку в настоящее время существует масса психотерапевтических методов и подходов, основанных на работе с телом и нет никакой возможности осветить их в рамках данной короткой работы (для этого потребовалось бы специальное исследование), то в рамках данного обзора будет сделан упор на методы, применяемые в рамках исследования предмета данной работы. Хотя при этом мы все-же дадим краткий обзор основных подходов.

Система В. Райха

В западной психотерапевтической традиции пионером телесно-ориентированной психотерапии по праву считается Вильгельм Райх. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов.

По Райху Формы поведения, его как , формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не может лгать. [24] Это положение Райха является очень важным, так является основой множества диагностических процедур в системе Мягкой Школы, на основе которой проводилась данная дипломная работа. Причем это положение наиболее актуально именно для маленьких детей, так у них слова не лгут, но они просто не в состоянии еще выразить адекватно свое отношение к тестовой ситуации. Поэтому классические вербально-ориентированные подходы утрачивают свою актуальность, в то время как работа с телом практически безгранична по свои возможностям.

Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как губка, или твердым, как железо. В любом случае его функция — защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию.

Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности.

Райх обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха более перемещалась в освобождение эмоций посредством работы с телом. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от своего хронического напряжения и зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все, без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научились подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота).

100 стр., 49585 слов

Социальная работа с одинокими пожилыми людьми (на базе СПб ГБУ ...

... дипломной работы представлены социальные аспекты проблемы одиночества пожилых людей. Во второй главе представлено практическое исследование потребностей, интересов одиноких пожилых людей; обоснована социальная работа с одинокими пожилыми людьми в работе Комплексного центра социального обслуживания населения. Глава 1. Социальные аспекты проблемы одиночества пожилых людей 1 Пожилые люди ...

Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления.

В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбуждения: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.

Три типа средств используются в распускании панциря:

Накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания.

Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, защипывания и т.п.

Поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивления и эмоциональных ограничения, которые при этом выявляются.

Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела, однако понимание важности психических привычек и мышечных зажимов как ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Фр. Перлза, который анализировался у Райха и которого тот оказал большое влияние.

По Райху Формы поведения, его как , формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могут лгать. Способ выражения… Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как губка, или… Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального…

Биоэнергетика

Другим важным представителем телесно-ориентированной психотерапии и учеником Райха был Александр Лоуэл, разработавший систему под названием биоэнергетика. В США больше людей практикуют биоэнергетику, чем райхианство.

Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райхианских техник эмоционального раскрепощения. Лоуэл использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы [24].

Рольфинг

Структурная интеграция — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии, посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интеграция часто называется рольфинг по имени его основательницы, Иды Рольф. Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 году и 12 лет работала ассистентом по биохимии в Рокфеллероском институте. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела — головы, груди, таза и ног- к более грациозным и эффективным движениям [24].

12 стр., 5592 слов

Познание человека человеком как научная проблема

... складывается из сигналов, получаемых человеком непосредственно о других участниках в ходе совместной деятельности; из информации, поступающей через посредство экстеро-, пропро- и интерорецепторов, ... субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала. Необходимое условие взаимодействия людей – непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом ...

Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при…

Техника Александера

— метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся свои телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под использованием Александер имеет в виду наши привычки в движении и движения тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство во владении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движения тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действовали и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнении к так называемой работе за столом , когда ученик ложиться и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни [24].

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство во владении более эффективным и удовлетворительным использованием тела.…

Метод Фельденкрайза

предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которое вошли в привычку в течении многих лет.

Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо, сформировав собственную систему. Фельденкрайз работал с Ф.М.Александером, изучал Йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После Второй Мировой войны он посвятил себя работе с телом.

Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинают с небольших движений, постепенно, соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела [24].

Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзюдо и… Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они…

Чувственное сознавание

Систему под названием чувственное сознавание преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количество учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер и Хайнриха Якоби — европейских учителей м-с Селвер. Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем , частью которого мы являемся — нашей личной экологии; как мы совершаем наше действие, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; Что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с стальным миром, а что стала второй природой , как Шарлотта это часто называет, которая изолирует нас

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... данной темы. Цель данной работы - показать место антропологии в системе науки и знаний о человеке. Для этого мы раскроем сущность антропологической науки и предмет ее ... Европы достаточно рано укрепляется двойственное понимание предмета антропологической науки: науки о человеческом теле и науки о душе. Термин «антропология» здесь имеет очень широкое значение, поскольку ...

Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили во время формального обучения. Родители реагирую на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия хороши для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. Хороший ребенок научается приходить когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.

Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дожидаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются стремлению вместо естественной игры. Они научаются стараться . Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может мирным и простым, что нужно нечто насильственное, нечто сверх , и это отношение проводится во многих других областях [24].

Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали,… Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много родителей,…

Релаксация ощущений

Одна из наиболее популярных книг, возникших в движении человеческой потенциальности — Релаксация ощущений Бернарда Гунтера. Эта книга основана на работе, которую Гунтер в течении многих лет проводил в Исалене. Она содержит множество прекрасных упражнений, помогающих людям почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать соприкосновения, нести других и быть несомыми. На работу Гунтера большее влияние оказала Шарлотта Селвер [24].

Радость

Книга У. Шютца Радость также содержит много прекрасных упражнений, а также комментарии и реакции участников его работы. Она также была бестселлером среди участников движения человеческой потенциальности.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... Нарушение письменной речи – дисграфия: этиология, механизм   У всех детей, обучающихся в школе для детей с ТНР, независимо от диагноза имеются сложности в овладении письменной ... выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения аналитико-синтетического метода. Объект - ...

Эти упражнения используются многими терапевтами и руководителями групп по всей стране; это прекрасные инструменты, которые помогают людям глубже осознавать себя и мир вокруг.

Прикосновение — один из основных языков мышц, нервов, любви… Когда тебя несут — это поддержка; когда к тебе прикасаются — это контакт; чувствующее прикосновение — это забота.

Упражнения включают похлопывания и мягкие похлопывания собственного тела, других, растяжки и разные виды массажа и др. Они не составляют систему роста как таковые, но кажутся очень эффективными для разогрева , пробуждения чувства интимности и доверия в группе. Они могут также быть полезны при интеллектуальных или эмоциональных тупиках; работа с телом и чувствами часто может преодолеть тупик [24].

 

Эти упражнения используются многими терапевтами и руководителями групп по всей стране; это прекрасные инструменты, которые помогают людям глубже… Прикосновение — один из основных языков мышц, нервов, любви… Когда тебя… Упражнения включают похлопывания и мягкие похлопывания собственного тела, других, растяжки и разные виды массажа и др.…

Резюме по Западным системам.

 

Различные системы, ориентированные на тело, развившееся независимо в разных местах земного шара имеют много общего. Они отстаивают так называемое недеяние , т.е. давание телу действовать естественно и легко. Все они предпочитают релоксированные действия напряженным, все стараются научить человека уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как одно целое, текущий психофизиологический процесс, в котором изменения на любом уровне действуют на остальные части.

Есть и интересные различия между этими системами. Каждая, по — видимому, специализируется на несколько особой области физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа имеет дело с эмоционально-нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру линий тела, которые могли быть нарушены физической травмой или по иным причинам. Работа Александера центрируемая более на использовании тела, чем на его структуре, метод Фельденкрайза также. Однако, его упражнения содержат значительно более сложные паттерны поведения, чтобы восстановить физическую эффективность и рацию. Чувственное осознавание и релаксация чувств концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем сознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научит человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они озабочены устранением ненужных напряжений, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в недеянии , в котором мы учимся давать телу действовать естественно и эффективно, а не напрягать, не тянуть , не стараться. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышци. Наиболее важно — отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.

Все телесно-ориентированные методы развития, обучения или психотерапии базируются на одном эмпирически подмеченном факте:

14 стр., 6746 слов

Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения

... 33 Список используемой литературы 34 Введение: Данная курсовая работа посвящена различным системам упражнений в диалогической речи на разных этапах обучения иностранному языку. Как известно, ... ситуация, объединяющая обоих участников. Занятые совместной производственной деятельностью или домашними делами, люди обмениваются 1–2 краткими репликами с целью прокорректировать выполняемое действие, получить ...

Существует глубокая взаимосвязь между устойчивыми структурами психики, блоками, стереотипами, зажимами с одной стороны и с соматическими мышечными зажимами с другой стороны. Иначе говоря, человек, закрепощенный психически как правило закрепощен и физически. Верно и наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы возможно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот. Глубина этих воздействий зависит от множества факторов. Важно помнить, что методы Телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Само тело может являться объектом манипуляций в специальных случаях. Хотя при этом речь не идет о разделении тела и психики (психосоматическая проблема).

Они представляют суть одно. Тело не есть дом пребывания личности. Тело это часть личности [24, 2, 17, 18, 19,].

 

Различные системы, ориентированные на тело, развившееся независимо в разных местах земного шара имеют много общего. Они отстаивают так называемое… Есть и интересные различия между этими системами. Каждая, по — видимому,… Все эти системы стремятся научит человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в…

Система Мягкой Школы

Предыстория возникновения системы [17, 18].

Система Мягкой Школы является текущей фазой адаптации методов и принципов подготовки людей для деятельности в особых условиях. Первая задача, которая вставала перед А.В. Сидоровым еще в начале 80-годов — подготовка воинов для использования приемов рукопашного боя. При этой работе были использованы основные принципы подготовки воинов, разработанные в старинных Восточных и Западных традициях. [17, 18]

Среди всего многообразия воинских традиций исторически А.В. Сидоровым было отдано предпочтение так называемым мягким стилям воинского искусства, которые отличались некоторой спецификой как техники, так и подготовки. Одним из наиболее важных элементов этой традиции является использование так называемого проблемного, ситуационного обучения — когда студента погружают в проблему, вместо заучивания определенных жестких схем. Погружение студента в стрессовую ситуацию ставит его перед выбором — либо искать в себе внутренние ресурсы для решения проблемы, либо погибать. Вся подводящая система упражнений предназначена для обучения доступу к необходимым психическим и физическим ресурсам. Считается, что человек обладает всей полнотой психофизических свойств для решения любых экстремальных проблем, но в каждой конкретной ситуации человек должен быть таким чтобы использовать свои ресурсы. [17, 18]

Только когда через специальные упражнения и подходы человек немного научился действовать, полагаясь на собственную способность к творчеству и адекватному реагированию, научился доверять своему бессознательному — тогда начинают постепенно усложнять ситуации и, одновременно, показывать и разучивать какие-либо рациональные приемы и ходы. В этом случае показываемые приемы не закрепощают человека в своих рамках, а дают толчок в новых направлениях, воспринимаются осознанно.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

... логопедического обследования– речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная ... отве­ты на вопросы или комментируя действия ребенка, сообщая все, что они думают по этому поводу. Логопед должен мягко, но решительно пресекать эти вмешательства, уверяя ...

Все эти принципы были применены в 1985-1987 гг. для подготовки операторов, выполняющих компенсаторное или преследующее слежение и впервые была сделана попытка проанализировать воинское искусство не с прикладной точки зрения, а с точки зрения базовых психологических и педагогических принципах, на основе которых возможно решать задачи в области изменения человека. [17, 18]

С этого времени начата работа по обобщению системы воинского искусства (Русского Стиля борьбы, Винь-чун, Тай-цзи Цюань, Айкидо и т.п.) как одной из наиболее мощных систем трансформации человека. В 1989-1990 гг. Были впервые сформулированы принципы Системы Мягкой Школы, Мягкой Школы Развития и сделаны попытки применения ее как педагогической системы в преподавании информатики, в преподавании живописи, в преподавании воинского искусства, в преподавании пантомимы, массажа и еще в ряде областей. [17, 18]

С 1990 по 1993 год шла интенсивная практическая работа по исследованию психолого-педагогических основ воинского искусства и доадаптация Системы Мягкой Школы для решения гуманистических задач.

Новый этап в развитии Системы Мягкой Школы начался в первых месяцах 1994 г., когда Системы была применена в области психической и физической реабилитации инвалидов. Сама идея применения упражнений и подходов, используемых в воинском искусстве для реабилитации инвалидов не нова. Более того, она успешно применяется на Западе и в Восточных странах, хотя у нас это совершенно новая сфера. Причина для этой идеи тоже понятна. Дело в том, что есть множество упражнений в воинских искусствах, которые студенты должны выполнять в условиях какой-либо частичной или полной искусственной деривации. Это всевозможные упражнения с завязанными глазами, ушами, со скованными конечностями или группами конечностей, упражнения выполняемые только сидя или лежа и т.п. Такие упражнения позволяют добиться большего развития тех частей тела или функций восприятия, которые должны выполнять компенсаторные функции. С инвалидами возможен аналогичный подход с той только разницей, что депривация инвалидов носит так сказать естественный характер. [17, 18]

Однако с начала 1994 года появилась возможность реально поработать с инвалидами. Это было сделано в нескольких реабилитационных лагерях, сначала в г. Дубне (пансионат Ратмино, июнь-июль, лагерь Диалог ), а затем в г. Евпатория (август, лагерь Таврида ).

В первом лагере была проведена работа с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, различные виды параличей), со слабовидящими и слепыми детьми, а также с детьми, страдающими умственной отсталостью. Результаты по отзывам специалистов, самих детей и их родителей были очень хорошими и это побудило расширять это направление.

В Евпаторийском лагере велась работа с глухими детьми, с сиротами из интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи (г. Подольск), а также со слабовидящими и слепыми детьми из Школы-интерата #1 для слепых и слабовидящих (г. Москва).

Разумеется, что в данном случае речь идет о социальной и личностной реабилитации.

В сентябре 1994 года была начата работа в сотрудничестве с преподавателем МПГУ Рау Е.Ю. в логпедическом детском саду 1743. Цели работы — ознакомление студентов-практикантов с основами Мягкой Школы, попытка выяснить корреляции между занятиями Мягкой Школой и работой над речью у детей логопедического детского сада, а также выявление личностных изменений детей, так или иначе влияющих на их развитие в результате введения занятий Мягкой Школы в педагогическую практику детских учреждений такого типа.

25 стр., 12113 слов

Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи ...

... учреждений для детей с проблемами развития. Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь ... учителя-дефектолога доброжелательности, терпимости, сопереживания. Тон учителя -- мягкий и доверительный -- ободряет ученика. Недопустим ... методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи. В соответствии с поставленной ...

В результате этой работы было выявлено улучшение качества логопедических занятий за счет положительных изменений в детях в результате психотерапевтического воздействия занятий. Было выявлено два (по крайней мере на тот период) аспекта применения Системы Мягкой Школы в практике детских дошкольных учреждений — косвенный, когда тот или иной специалист проходил курс Мягкой Школы и опосредованно использовал ее в своей профессиональной деятельности, и прямой — при непосредственной психотерапевтической и коррекционной работе с детьми, имеющими различную невротическую и психопатическую симптоматику (Тревожность, повышенная фрустрабельность, скованность, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и т.п.) [19].

Эта линия была продолжена в детском саду завода Рубин , где Мягкая Школа использовалась уже чисто как психотерапевтическая техника при работе с детьми элитных состоятельных родителей.

Следующей областью, в которой сделана попытка исследовать психотерапевтические аспекты Система Мягкой Школы — занятия с заикающимися, проводимые в лаборатории патологии речи на базе Института общей и судебной психиатрии им. Сербского. На этих занятиях была сделана попытка исследовать — насколько Система Мягкой Школы вписывается в тонкий комплекс исправления заикания и в каком качестве ее использование более эффективно. В настоящее время проведено уже два потока занимающихся и получены хорошие отзывы как самих пациентов, так и от персонала, проводящего другие процедуры комплекса.

Последней апробационой акцией было проведение семинара для работников детских дошкольных учреждений (преподаватели музыки и физкультуры, логопеды и воспитатели, студентки педагогического колледжа).

Отзывы участников семинара приложены [19].

Краткое введение в Систему Мягкой школы [17,18, 19]

Среди бесконечного разнообразия научных, прикладных, общечеловеческих проблем, которые вставали перед человеком на протяжении всего времени, в течении которого он ощущал себя таковым, нет более драматической проблемы и области человеческого интереса и поиска, чем проблема Человеческого развития, Человеческой трансформации, Реализации всего внутреннего Человеческого потенциала. Людей манит непреходящая мечта о совершенстве, о развитии тотальном и бесконечном, не сходит с арены истории, религии, искусства. Именно это есть квинтэссенция основных духовных устремлений. Как будто мерещится совершенно иррациональный образ чего-то сверкающего и великого, непостижимого в своих возможностях и проявлениях. Говорить об этом описательно — пустой звук. Едва ли не большая часть глобального культурного наследия всего человечества посвящена проблеме Человеческого развития.

7 стр., 3065 слов

Раздел 3 Инженерно-психологические основы проектирования систем «Человек-машина»

... показать связь между многими параметрами. С помощью рассмотренных элементов создаются разнообразные системы отображения информации. Они могут быть выполнены в виде табло, мнемосхем, ... прежде всего должны учитываться характеристики зрительного и других анализаторов. При построении системы отображения информации очень важно соблюдать последовательность организации внимания: расположение элементов ...

Если Развитие есть процесс целенаправленных изменений человека в определенном направлении, то любая Система Развития Человека(СРЧ) является интегральной технологией, которая должна обеспечивать эти целенаправленные изменения.

Причем, поскольку многие СРЧ в своих средствах и способах используют глубокое понимание функционирования человеческого организма, механизмов психических явлений и закономерностей физического мира, то они становятся иногда исключительно эффективными инструментами для решения некоторых прикладных задач в областях образования, медицины, психотерапии и т.п.

Таким образом, Система Мягкой Школы это Система Развития Человека которая является совокупностью способов, приемов, правил и предписаний, следуя которым совершенным образом, практикующий развивает себя во всей гармонии и целостности своего существа в соответствии о своими целями и возможностями системы. Соответственно Система Мягкой Школы, как и любая СРЧ опирается на некоторые теоретические предпосылки, инсайты и эмпирические закономерности, взаимосвязь которых собственно и составляет существо этой системы. Надо также заметить, что любая технология, в том числе и Система Мягкой Школы имеет свои ограничения. Если не подходить к этому делу творчески, то можно угодить в просак.

Система реализуется в определенных базовых упражнениях в областях творческого движения, изобразительного и прикладного искусства, психотехники , общения, и т.п.

Эти упражнения преподаются инструктором индивидуально или в группе, и составляют Ядро системы. Все остальные упражненния являются лишь развитием и дополнением к основному Ядру системы. Это упрощает процесс изучения основных понятий и принципов системы Система Мягкой Школы.Уровень раскрепощенности определяется наличием совокупности стереотипов.

Таким образом производя изменения на поверхностном психическом уровне, который связан с конкретной деятельностью мы можем добиться результатов лишь для какой-либо частной области человеческой деятельности.

Если же мы производим изменения на глубоком психическом уровне , то мы получаем результаты во всех проявлениях человека. Доступ к ядру психики — это доступ к центру управления развитием и трансформацией человека, доступ к причинам тех или иных внешних изменений.

Высокий уровень освобождения сознания проявляет себя в таких качествах:

талантливость, высокая деловая активность, страстность, профессионализм, высокая приспособляемость и резистентность в стрессовых ситуациях, решительность, бесстрашие, искусство, выносливость, обаяние, понятливость, сила, склонность искать новые пути, брать ответственность. Можно привести еще множество позитивных качеств, способность быстро учится непосредственно в деле.

Низкий уровень освобождения сознания проявляет себя в следующих качествах: бездарность, уныние, лень, фригидность, скованность, неприспособленность, утомляемость, слабость, боязнь людей, страх, непонятливость, боязнь самостоятельно принимать решения, боязнь брать ответственность, склонность искать готовые решения и т.п.

Среди всего многообразия воинских традиций исторически А.В. Сидоровым было отдано предпочтение так называемым мягким стилям воинского искусства,… Только когда через специальные упражнения и подходы человек немного научился… Все эти принципы были применены в 1985-1987 гг. для подготовки операторов, выполняющих компенсаторное или преследующее…