Концепции современного естествознания 8

25

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра общеэкономических дисциплин

Методические указания по выполнению контрольных работ

для студентов 1 — 3-го курсов всех специальностей

заочной формы обучения

Хабаровск 2007

ББК Б

X 12

Концепции современного естествознания: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 — 3-го курсов всех специальностей заочной формы обучения / сост. Л. И. Сверлова, Е. В. Арзуманян. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007. — 24 с.

Рецензент профессор,

д-р биолог. наук

зав кафедрой зоологии

ГОУ ВПО ДВГГУ

В.Т. Тагирова

Утверждено издательско-библиотечным советом ХГАЭП

в качестве методических указаний для студентов

Сверлова Любовь Ивановна

Арзуманян Елена Владимировна

Концепции современного естествознания

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 — 3-го курсов всех специальностей заочной формы обучения

10 стр., 4579 слов

Г. В. Пинигина Методические указания в помощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу Психология управления

... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра психологии и педагогики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ в помощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу «Психология управления» ... Мощевитина Под общей редакцией Галины Вениаминовны Пинигиной МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ впомощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу «Психология управления» Редактор ...

Редактор Г. С. Одинцова

_____________________________________________________________

Подписано в печать _______________ Формат 60×84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 350 экз. Заказ №

_____________________________________________________________

680 042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Учебно-тематический план курса «Концепции современного

естествознания" для заочной формы обучения 6

2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 7

3. Содержание контрольных работ 8

4. Основные законы естествознания 12

4.1. Законы существования материального мира 12

4.2. Законы системной целостности 13

4.3. Законы внутреннего развития систем 15

4.4. Законы термодинамики систем 15

4.5. Законы иерархии систем 16

4.6. Законы «система-среда» 17

5. Вопросы к зачету по курсу 18

6. Библиографический список 21

Введение

Естествознание — комплекс наук о природе, обществе и мышлении. На каждом этапе развития естествознания была своя концепция На подготовительном (VII — I в. до н. э) — познание причинно-следственных связей, развитие логического мышления и возникновения наук, на механическом этапе (6 н.в.) — развитие в основном механики, в новое время (XVIII — XIX вв.) — возрождение всех естественных наук, развитие опытного дела, освоение природной среды, в новейшее время (XX — XXI вв.) — покорение космического пространства и решение экологических и экономических проблем Планеты.

13 стр., 6001 слов

Основа и развитие философской системы. 7

... развитие философской системы В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога ... рассудка происходит сообразно определенным и твердым законам интеллекта. Высший род познания - интеллектуальная ... , введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами ...

Если в античное время (VII — I вв. до н.э.) только возникали науки математика, физика, химия, астрономия, биология и др., происходила их дифференциация, то в новейшее время (XX — XXI в. н.в.) они достигли расцвета на фоне интеграции наук, так как ни одна наука оказалась не в состоянии самостоятельно решить все проблемы рационального природопользования без негативных экологических последствий.

В XX столетии развитие естественных наук характеризовалось следующими особенностями:

1) изучались фундаментальные свойства и закономерности основных структурных уровней организации материи;

2) проводились исследования сложных высокоорганизованных систем живых организмов и изучалось взаимодействие между ними;

3) развивалась генная инженерия. Создавались новые виды животных и растений с наиболее благоприятными для человека свойствами. В технике производилось конструирование устройств с заранее заданными функциями и характеристиками. В химии осуществлялся синтез новых веществ с заданными свойствами. Исследования выполнялись при достаточно высокой степени материализации и базировались на новых мощных средствах экспериментальной и вычислительной техники.

Развитие естественных наук происходило под влиянием двух философских направлений — идеалистическою и материалистического. Изначально большое развитие имело идеалистическое направление, которое утверждало существование Бога и сверхъестественных сил. Все, что происходило в природе, обществе объяснялось: как «по воле Бога». По мере изучения причинно-следственных связей отсутствие Бога и сверхъестественных сил становилось очевидным. В IV в. до н.в. возникло философское направление атеизм — отрицание существования Бога и сверхъестественных сил. Однако правящему классу невыгодно было распространение атеизма, поэтому ими был принят постулат: «Атеизм — это привилегия аристократов, а рабы, подневольники должны быть верующими»: ими легче управлять. В странах, где отсутствует социальное равноправие, этот постулат и в настоящее время является политикой государства. Там, на государственном уровне, создаются условия для развития идеализма, религиозных убеждений. С реставрацией капитализма в России (с 1991 г.) оживилась религиозная деятельность. Это обусловило реставрацию старых мистических представлений. Проповедники религии стали усиленно переплетать достижения науки с религиозными откровениями домыслами.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

... проблем работы с людьми девиантного поведения. Объект исследования: особенности педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Практическая значимость работы: ... 3. «Методика на склонность к одиночеству». 4. Контрольная методика «Опросник «Самооценка коммуникативных навыков». Описание процедуры ... М.,2001 73. Стечкина И. Л. Развитие системы мер, направленных на воспитание и предупреждение ...

Поэтому целью данного курса является необходимость приостановить размывание грани между истиной и заблуждениями, сформировать у студентов целостное диалектическое представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, выработать понимание возможности использования современных физико-математических методов для познания природы и овладения ими на уровне, необходимом для решения профессиональных задач.

Задачи курса — знакомство студентов с основными этапами развития естествознания; изучение закономерностей организации биосферы Земли и её эволюции, закономерностей организации природных систем и влияние научно-технического прогресса на природную среду; освоение методов прогнозирования развития природных систем в новых условиях;

— изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин, а также ознакомление с принципами моделирования природных явлений;

12 стр., 5952 слов

Контрольная работа по БЖД

... Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет Кафедра современного естествознания и экологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1, 2 Вариант № 10 Выполнила: ... реагирования на них, в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ... мониторингу закрытого полигона и т.п. В США законы многих штатов требуют от компании, управляющей полигоном, создания ...

— формирование ясного представления о физической картине мира как основы целостности и многообразия природы;

— понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении естествознания от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу;

— формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

Изучение дисциплины основывается на принципе единства знаний естественнонаучных, социально-экономических и общих гуманитарных дисциплин с учетом профессиональной образовательной составляющей.

1. Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания» для заочной формы обучения

Раздел 1. Глобальные концептуальные понятия современного естествознания

1. Естествознание и история его развития. Особенности развития

естественных наук на современном этапе.

2. Философские концепции в развитии естественных наук.

3. Научный метод как основа познания мира.

Раздел 2. Законы развития материального мира

1. Структурные уровни организации материи.

2. Основные законы диалектики.

3. Системная парадигма в естествознании.

4. Законы внутреннего развития систем.

5. Взаимодействие «Система-среда». Законы иерархии.

Раздел 3. Естественнонаучная картина мира

1. Структурная модель Вселенной.

2. Происхождение и эволюция солнечной системы.

3. Геологическая история Земли.

4. Основные этапы развития атмосферы и гидросферы Земли.

5. Возникновение жизни на Земле. Биосферы. Ноосфера.

6. Генетика и эволюция жизни. Появление человека.

13 стр., 6391 слов

Психическое развитие человека в период раннего возраста

... работы было дать общий анализ по психологии развития человека в период раннего детства. При написании данной контрольной работы нами были решены следующие задачи ... , одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей. Вслед за Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив ...

Раздел 4. Человек — среда

1. Физиологические основы психики человека и ее эволюция. Варианты

психической деятельности.

2. Трудовая деятельность человека и его здоровье. Основные способы

профилактики заболеваний и сохранения здоровья.

3. Экология и социальная психология человека.

4. Экологические кризисы на планете и стратегия их ликвидации.

2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа выполняются студентами 1 — 2-х курсов заочной формы обучения в соответствии с учебным планом. Контрольная работа — форма самостоятельного изучения дисциплины студентами в межсессионный период. Выполнение контрольной работы помогает студентам получить навыки в анализе и обобщении литературных и статистических источников, в оформлении материалов.

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера шифра студента (например последняя цифра шифра 1 — вариант 1, или 11, или 21).

При подготовке контрольного задания необходимо подобрать литературу по вопросу задания, изучить учебный материал. Составить план изложения материала и в соответствии с ним подготовить ответ на каждый вопрос.

В контрольной работе предусматривается письменное изложение ответов по трем вопросам. В ответах на вопросы необходимо раскрыть содержание принципов и законов естествознания и увязать их с современностью. Привести примеры. По объему работа не должна превышать 15 — 20 стр. школьной тетради.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать факультет, название работы, группу, фамилию, имя и отчество автора контрольной работы, шифр, домашний адрес и дату выполнения контрольной работы.

На втором листе работы указывается план изложения материала по каждому контрольному вопросу с указанием страниц соответствующего раздела.

2 стр., 596 слов

Вопрос № 7 Теории психического развития: когнитивные теории Ж.Пиаже.

... теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса ... совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая ... психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась ...

Материал нужно излагать четко, грамотно и разборчиво. Обязательно наличие полей, нумерация страниц.

В контрольной работе должны быть ссылки на первоисточники. Работа выполняется самостоятельно, в строгом соответствии со сроками учебного плана, подписывается автором и сдается (высылается) в деканат. В деканате работа передается преподавателю на проверку, а после проверки возвращается студенту.

В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа возвращается на доработку. К зачету допускаются лица, выполнившие контрольные задания в соответствии с указанными сроками сдачи контрольных работ. Без выполнения контрольной работы студент к зачету не допускается. На зачете необходимо предъявлять проверенную преподавателем контрольную работу.

3. Содержание контрольных работ

Вариант 1

1. Естествознание — комплекс наук о природе, обществе и мышлении.

2. Методы исследований в естествознании.

3. Законы 1, 31.

Вариант 2

1. Философские концепции в естествознании. Принципиальные различия

материализма и идеализма в естествознании.

2. Диалектический материализм — основа познания материального мира.

3. Законы 2, 32.

Вариант 3

1. История развития естествознания (основные этапы).

2. Атомическая гипотеза Леквиппа и Демокрита.

4. Законы 3, 33.

Вариант 4

1. Характеристика развития естественных наук в античное время.

2. Гераклит — отец античной диалектики. Протогор — основоположник атеизма.

3. Законы 4, 34.

Вариант 5

1. Структурные уровни организации материи (микро-, макро — и мегамиры).

2. Динамические и статистические закономерности в природе

3. Законы 5, 35.

Вариант 6

1. Характеристика состояния естественных наук в Средневековье. Причины

сжигания на кострах инквизиции крупнейших ученых.

2. Труд Николая Коперника (1532) «Об обращении небесных сфер» — первая

научная революция в естествознании.

3. Законы 6, 36.

Вариант 7

1. Ульям Оккама (XIV в. н.э.) — противник слияния религии с наукой.

2. Здоровье человека. Причина заболеваний. Способы профилактики и сохранения здоровья.

3. Законы 7, 37.

Вариант 8

1. Открытие законов механики в XVII — XVIII вв.; вторая научная революция в естествознании.

2. Гипотеза Канта — Лапласа о происхождении Солнечной системы — третья

научная революция в естествознании.

3. Законы 8, 38.

Вариант 9

1. Развитие учения диалектического материализма К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2. Труд Ф. Энгельса «Диалектика природы».

3. Законы 9, 39.

Вариант 10

1. Законы диалектики.

2. Открытие клетки и разработка клеточной теории строения живых организмов П.Ф. Горяниновым (1833) и Я.Э. Пуркинье (1837).

3. Законы 10, 40.

Вариант 11

1. Создание эволюционной теории Ч. Дарвина (1859).

2. Хромосомная теория наследственности Г. Н. Менделя (1863).

3. Законы 11,41.

Вариант 12

1. Фагоцитарная теория иммунитета И.И. Мечникова (1905).

2. Теория фотосинтеза растений К.А. Тимирязева.

3. Законы 12,42.

Вариант 13

1. Состав и структура вещества, химические процессы.

2. Теория О.Ю. Шмидта об образовании Земли и других планет Солнечной системы.

3. Законы 13, 43.

Вариант 14

1. Электромагнитная теория о строении вещества и взаимосвязи вещества и энергии.

2. Системная парадигма в естествознании.

3. Законы 14, 44.

Вариант 15

1. Физическая или квантово-полевая теория строения вещества и

взаимосвязи вещества и энергии.

2. Основной закон существования системы.

3. Законы 15,45.

Вариант 16

1. Системная иерархия в природе, обществе и мышлении.

2. Форма существования материи — единство движения времени и пространства.

3. Законы 16, 46.

Вариант 17

1. Физическое состояние Вселенной.

2. Формы галактик и их характеристика.

3. Законы 17, 47.

Вариант 18

1. Современная теория эволюционного развития звезд из газово-пылевой материи в результате гравитационной неустойчивости и сил взаимодействия (теория Дж. Хопервуд, 1926).

2. Происхождение Земли и других планет солнечной системы.

3. Законы 18,48.

Вариант 19

1. Теория А.И. Опарина «О происхождении жизни на Земле».

2. Причины вымирания гигантских млекопитающих в палеогене (42 млн. лет назад).

3. Законы 19,49.

Вариант 20

1. Развитие генетики и генной инженерии. Законы Г. И. Менделя

2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Состав, структура и функции биосферы.

3. Законы 20, 50.

Вариант 21

1. Антропогенез.

2. Хромосомная теория наследственности Г. Моргана

3. Законы 21, 51.

Вариант 22

1. Эволюция мозга и развитие сознания.

2. Главные отличия психики животных от психики человека.

3. Законы 22, 52.

Вариант 23

1. Дать характеристику трем типам памяти (сенсорной, кратковременной и

долговременной).

2. Реакция организма на раздражители — эмоции. Дать характеристику

основным эмоциям.

3. Законы 23, 53.

Вариант 24

1. Характеристика речи.

2. Какие органы головного мозга контролируют речевую систему.

3. Законы 24, 54.

Вариант 25

1. Мышление — процесс познавательной деятельности человека. Три фазы развития мышления.

2. Сознание человека. Три формы сознания. Развитие интеллекта.

3. Законы 25,55.

Вариант 26

1. Основные критерии физического здоровья (двигательная активность,

сбалансированное и рациональное питание, психофизиологическая

саморегуляция).

2. Психика — функция головного мозга человека. Труды И.М. Сеченова.

3. Законы 26, 56.

Вариант 27

1. Основные экологические проблемы человечества, демографические,

истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

2. Стратегия ликвидации экологических проблем на планете.

3. Законы 27,57.

Вариант 28

1. Геологическое развитие и строение Земли.

2. Истощение природных энергетических ресурсов — экологическая проблема человечества.

3. Законы 28, 58.

Вариант 29

1. Биогеохимическая эволюция Земли.

2. Учение В.И. Вернадского «О биосфере». Миграция химических элементов в литосфере и ее роль в развитии биосферы.

3. Законы 29, 59.

Вариант 30

1. Системный подход к изучению материи.

2. Теория А.И. Опарина о биохимической эволюции живого вещества.

3. Законы 30, 60.

4. Основные законы естествознания

Законы (аксиомы, правила) выражают общие, существенные, относительно устойчивые и повторяющиеся связи реального мира, которые при наличии соответствующих условий определяют характер направленного развития.

4.1. Законы существования материального мира

1. Закон существования материи. Вещество объективного мира, не возникает из ничего и не исчезает бесследно, оно только переходит из одного состояния в другое.

2. Закон формы существования материи. Основной формой существования материи является единство движения, времени и пространства.

3. Первый закон диалектики — закон единства и борьбы противоположностей. В любой системной совокупности (природе, обществе, мышлении) постоянно существуют противоположности. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание развития.

4. Второй закон диалектики — закон отрицания отрицания. Всякое новое отрицает старое, ушедшее в прошлое, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, называется отрицанием

5. Третий закон диалектики — закон перехода количества в новое качество. Незначительные изменения до поры до времени остаются незамеченными. Постоянно накапливаясь, эти изменения могут привести к качественно новому содержанию.

6. Четвертый закон диалектики — закон развития по спирали. Прогрессивный характер развития материального мира характеризуется не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней на более высоком уровне.

7. Формула науки — раскрывать причинно-следственные связи, чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы действовать со знанием дела.

8. Аксиома научного знания. Для научного знания необходимы: объективность, системный подход, логическая доказательность причинно-следственных связей.

9. Аксиома атеизма. Некомпетентность в науках порождает непонимание происходящих процессов, суеверие, веру в богов и сверхъестественные силы.

10. Аксиома теологии. Во время рабовладельческого строя, феодализма и капитализма религия нужна правительствам для того, чтобы народ держать в повиновении, а народу, потерявшему всякую надежду на лучшее, — для снятия стрессовых ситуаций.

11. Аксиома борьбы за существование. Снижение уровня жизни усиливает борьбу за существование.

12. Закон жизни. Жизнь — это упорядоченный обмен веществ внутри организма и с окружающей средой. Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потока веществ, энергии и информации.

13. Закон начала эволюции жизни. Эволюция жизни началась в неживом веществе с возникновением форм преджизни, а затем проаргонизмов. Без этого возникновение жизни было бы невозможно

14. Роль электромагнитной энергии Солнца в возникновении жизни. Без электромагнитной энергии Солнца превращение неживого вещества в живое было бы невозможным.

15. Аксиома неразрывного единства белков и нуклеиновых кислот. Белки регулируют обмен веществ в клетке, образование ферментов, а нуклеиновые кислоты (молекулы ДНК, РНК) обеспечивают наследственную преемственность.

16. Закон эволюции человека. В процессе эволюции человек прошел все стадии развития, присущие животному. Его можно отнести по типу — к хордовым, по подтипу — к позвоночным, по классу — к млекопитающим, по отряду — к приматам, по роду — к гомо, виду — гомосаппненс (человек разумный).

17. Аксиома смысла человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не только в продолжении рода, но и в его совершенствовании.

18. Аксиома сознания и психики человека. Сознание — это высшая форма отражения головным мозгом человека объективной действительности, а психика — регулятор взаимоотношений человека с окружающей средой.

19. Правило новых теорий. Новые теории ограничивают сферу применимости старых (теорий), но не отвергают их полностью.

4.2. Законы системной целостности

20. Закон подобия части и целого. Все части одного уровня иерархии системы похожи друг на друга, но это не означает их абсолютную идентичность.

21. Аксиома эмерджентности. Целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие у его частей — подсистем.

22. Закон необходимого разнообразия. Никакая система не может быть сформирована из абсолютно идентичных элементов.

23. Закон полноты составляющих. Число функциональных составляющих системы и связей между ними должно быть оптимальным — без недостатка или избытка в зависимости от условий среды.

24. Закон «жестких» систем. «Жесткие» системы имеют более форсированный лимит составляющих. При потере 1 — 2 элементов система теряет свои функциональные свойства.

25. Закон «мягких» систем. «Мягкие» системы имеют более фиксированный лимит составляющих. Система не теряет своих свойств при довольно большом разнообразии числа составляющих.

26. Закон избыточности системных элементов при минимуме числа вариантов организации. Динамические системы стремятся к относительной избыточности основных своих составляющих при минимуме вариантов организации.

27. Принцип перехода избыточности в самоограничение. Избыточность элементов может быть заменена повышением качества ее составляющих.

28. Правило конструктивной эмерджентности. Надежная система может быть сложена из подсистем, неспособных к индивидуальному существованию.

29. Закон оптимальности. С наибольшей эффективностью система функционирует в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

30. Закон баланса консервативности и изменчивости. Любая развивающаяся система состоит из двух рядов структур (подсистем), одна из которых сохраняет и закрепляет ее строение и функциональные свойства, а другая способствует видоизменению и даже саморазрушению системы с образованием новой функционально-морфологической специфики, соответствующей обновляющейся среде существования системы.

31. Закон увеличения степени идеальности. Гармоничность отношений между частями системы историко-эволюционно возрастает.

32. Закон системного сепаратизма. Ослабление и разрыв связей между элементами приводят к разрушению данной системы.

4.3. Законы внутреннего развития систем

33. Закон необратимости эволюции. Организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков.

34. Биогенетический закон. Онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.

35. Геогенетический закон. Минералогические процессы в короткие интервалы времени как бы повторяют общую историю геологического развития Земли. Например, при извержении вулканов происходит превращение пород магматических в метаморфические, метаморфических — в осадочные.

36. Закон последовательности прохождения фазы развития. Фазы развития системы могут следовать лишь в эволюционно и функционально закрепленном порядке, без выпадения промежуточных этапов.

37. Системогенетический закон. Природные системы в индивидуальном развитии повторяют в сокращенной форме эволюционный путь развития своей системной структуры.

38. Закон анатомической структурной корреляции. В организме как в целостной системе все его части соответствуют друг другу как по строению, так и по функциям.

39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы. В системе индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой. Выпадение одного из звеньев меняет структуру и функцию всей системы.

40. Закон аллометрии. В системе одновременно присутствуют подсистемы, бурно прогрессирующие, стабильные и регрессирующие.

4.4. Законы термодинамики систем

41. Закон неуничтожаемости энергии. Энергия из ничего не возникает и не исчезает бесследно, она превращается из одной формы (например, света) в другую (например, потенциальную энергию пищи).

42. Принцип энергетической проводимости. Поток энергии в системе должен быть сквозным, охватывающим всю систему, иначе система не будет иметь свойства единства.

43. Закон сохранения массы. Сумма массы вещества системы и массы эквивалентной энергии, полученной или отданной той же системой, постоянна.

44. Первый принцип термодинамики. Закон сохранения энергии — любые изменения в изолированной системе оставляют ее общую энергию постоянной.

45. Второй принцип термодинамики включает три принципиально важных тезиса:

1) энергетические процессы могут идти самопроизвольно только при условии перехода энергии из концентрированной формы в рассеянную;

2) потери энергии в виде тепла всегда приводят к невозможности стопроцентного перехода одного вида энергии в другую;

3) энергетические процессы в изолированных (в тепловом и механическом отношении) равновесных системах остаются неизменные.

46. Принцип Ле-Шателье — Брауна. При внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, равновесие системы смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабевает.

47. Принцип экономии энергии. При вероятном развитии процесса в некотором множестве направлений реализуется то, которое обеспечивает минимум диссипации (рассеивания) энергии.

48. Принцип максимизации мощи. Системы с мощной энергетикой вытесняют системы с более низкой энергетической мощью.

49. Правило основного обмена. Любая динамическая система в своем эволюционном развитии использует приход энергии, вещества и генетическую информацию.

4.5. Законы иерархии систем

50. Принцип иерархической организации. Любая система является частью другой более высокоорганизованной системы и сохраняет свойство эмерджентности с переходом от одного уровня иерархии к другому.

51. Периодический закон химических элементов д.И. Менделеева.

Свойства химических элементов, проявляющихся в простых веществах и соединениях, находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов.

52. Закон гомологических рядов и наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Сходство гомологических генов и порядков генов в хромосомах систематических категорий (вид, род, семейство) тем полнее, чем эволюционно ближе сравниваемые родственные формы и их наследственная изменчивость.

53. Закон экологической устойчивости видов. Виды, длительное время развивающиеся в стабильных условиях, утрачивают экологическую пластичность к вариациям факторов внешней среды.

54. Периодический закон географической зональности А.А. Григорьева — М.И. Будыко. Со сменой климатических поясов Земли, меняются ландшафты. Периодичность смены климатических поясов влечет за собой и периодичность в смене ландшафтных зон.

4.6. Законы «система — среда»

55. Принцип (общей) дополнительности Н. Бора. Две взаимосвязанные материальные системы дополняют друг друга в своем единстве и противоположности.

56. Принцип торможения развития. В период наибольших потенциальных темпов развития системы эффекты торможения максимально возрастают.

57. Закон развития системы за счет окружающей среды. Любая система может развиваться только за счет использования материально-энергетических возможностей окружающей ее среды. Абсолютно изолированное развитие системы невозможно.

58. Принцип преломления действующего фактора в иерархии систем (и внутри системы).

Фактор, действующий на систему, преломляется через всю иерархию ее надсистем.

59. Закон функциональной системы неравномерности. В развитии системы темпы происхождения фаз развития системы закономерно неравномерны, они то усиливаются, то ослабляются в ответ на действие внешних факторов.

60. Правило затухания процессов. Насыщающиеся системы с увеличением степени равновесности с окружающих их средой характеризуются затуханием в них динамических процессов.

61. Закон растворения системы в чужой среде Г. Ф. Хильми. Малые системные образования в чужой среде растворяются.

62. Правило экологического «бумеранга». Стрела, выпущенная в природную среду, возвращается. Человек, загрязняя природную среду, погибает сам.

5. Вопросы к зачету по курсу

1. Предмет и задачи естествознания.

2. История развития естествознания (основные этапы).

3. Подготовительный этап в развитии естествознания.

4. Механический этап в развитии естествознания.

5. Капиталистический этап — новое время в развитии естествознания.

6. Социалистический этап — новейшее время в развитии естествознания.

7. Философские концепции в естествознании (идеалистическая и

материалистическая).

Атеизм.

8. Развитие стихийного материализма на подготовительном этапе развития

естествознания.

9. Античная диалектика. Гераклит.

10. Основная характеристика феодализма.

11. Гипотеза Левкиппа и Демокрита об атомическом строении материала.

12. Причины распада рабовладельческого общества.

13. Развитие религиозного культа и догматизма в средневековье.

14. Борьба церкви с развитием естественных наук.

15. Д. Бруно — продолжатель учения Н. Коперника.

16. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.

17. Рассвет теологии и схоластика в средневековье. Труд Фомы Аквинского

«Сумма теологии».

18. Начало разрушений в XIII веке схоластики в естествознании. Принцип

У. Оккама.

19. Леонардо-да-Винчи — выдающийся итальянский художник, инженер и

естествоиспытатель XV — XVI веков.

20. Открытие основных законов механики в XVII веке.

21. Причины распада феодального строя.

22. Основная характеристика капиталистического строя.

23. Новое направление в развитии философского направления в

естественных науках — «эмпиризм» (XVII — XVIII вв.).

24. Характеристика развития естественных наук в эпоху Возрождения.

25. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX в. теории диалектического

материализма.

26. Труд К. Маркса «Капитал».

27. Труд Ф. Энгельса «Диалектика природы».

28. Законы диалектики.

29. Закон превращение количества в новое качество.

30. Закон отрицание отрицания.

31. Закон единства и борьбы противоположностей.

32. Закон развития по спирали.

33. Великие открытия в естествознании во второй половине XIX века.

34. Развитие естественных наук в России (XVIII — XIX вв.).

35. Метафизика и диалектика. Их роль в развитии естественных наук.

36. Современная теория эволюции Вселенной.

37. Происхождение и эволюция солнечной системы (современная научная

теория).

38. Происхождение Земли и других планет солнечной системы (теория О.Ю.

Шмидта).

39. Характеристика социалистического этапа развития общества. Основные

направления в развитии естественных наук.

40. Возникновение и развитие жизни на Земле (теория А.И. Опарина).

41. Экологические проблемы человечества и стратегии их ликвидации.

42. Демографические проблемы в XIX — XX столетия и теоретические

основы их решения.

43. Загрязнение окружающей среды и решения данной экологической

проблемы.

44. Истощение природных ресурсов, стратегия решения данной

экологической проблемы.

45. Солнечная активность и ее влияние на геофизические процессы и

здоровье человека.

46. Системная парадигма в естествознании.

47. Кризисы в развитии систем и стратегия выхода из кризисов.

48. Примеры кризисов в развитии политических, социальных, экономических

систем и стратегия выхода из кризиса.

49. Варианты психологической деятельности человека (эволюции, память,

сознание, речь и мышление)

50. Влияние предпринимательской деятельности на здоровье человека.

51. Физиологические основы здоровья человека.

52. Физические основы психики человека. Психика. Критерии психического

здоровья.

53. Три стадии эволюции психики (сенсорная, перцептивная, интеллекта).

54. Биосфера Земли, эволюционное развитие и влияние антропогенного

фактора на ее устойчивость

55. Правило меры преобразования природных систем. Закон потери

устойчивости при взаимодействии «человек — биосфера».

56. Методы профилактики экологических заболеваний.

57. Экологический рынок и среда жизни людей.

58. Экологическая политика Дальневосточного региона России.

59. Виды загрязнения окружающей среды токсическими веществами и

основные пути поступления их в организм.

60. Глобальное моделирование развития общества и состояния

биосистем (эколого-социально-экономические эпохи).

6. Библиографический список

1. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. — М.: Круг, 1994.

2. Батюшкова И. В. История происхождения материков и океанов. — М.: Наука, 1975. — 134 с.

3. Белоусов В. В. Земля, ее строение и развитие. — М.: АН СССР, 1963.

4. Блауберг И. В. Материалистическая диалектика и системный подход / в кн. Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.: Наука, 1973. — С. 378 — 383.

5. Блинкин С. А. Очерки о естествознании (Уроки творчества).- М.: Знание, 1979.

6. Богданович В. И., Могиленко А. Р., Оганесян М. С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании / в кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.: Наука, 1973. — С. 378 — 383.

7. Большая советская энциклопедия. — 3-е. изд. Т.9. — М., 1979.

8. Венгеров А. Синергетика и политика // Общественная науки и современность. 1993. С. 55 — 67.

9. Взаимосвязь естественных и технических наук: методические и социальные проблемы техники и технических наук. — М., 1976.

10. Войткевич Г. В. Происхождение и химическая эволюция Земли. — М.: Наука, 1973.- 166 с.

11. Воронина Н. В. Человека, среда обитания и экология: курс лекций. -Хабаровск, 1998.

12. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекции. — М.: МГУ, 1988. — 315 с.

13. Гордеев Д. И. Основные этапы развития и гидросферы Земли / в кн. Проблема развития в современном естествознании. — М.: МГУ, 1968. — С. 68 — 71.

14. Горелов А. А. Концепция современного естествознания. — М.: Центр, 1997. — С. 81 — 90.

15. Дубнищева Т. Я. Концепция современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭА, 1997.- 657 с.

16. Жданов Ю. А. Развитие материи и органическая химия. Проблема развития в современном естествознании. — М.: МГУ, 1968. — С. 134 — 151.

17. Замечательные ученые / под ред. С. П. Капицы. — М.: Наука, 1980.

18. Зигель Ф. Ю. Путешествия по недрам планет. — М.: Недра, 1988. — 220с.

19. Иванов Б. И., Чехов В. В. Становление и развитие технических наук. — Л.: Наука, 1977.

20. Кандыба Д. В. Тайные возможности человека. — М.: КСП, 1995. — Кн. 2.

21. Карпинская Р. С., Мерзлов В. П. Об эволюции химических структур при возникновении жизни на Земле / Проблема развития в современном естествознании. — М.: МГУ, 1968. — С. 152 — 164.

22. Концепция современного естествознания: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — С. 262 — 365.

23. Концепция современного естествознания: методические указания по выполнению реферативных работ / сост. Л. И. Сверлова. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006. — 24с.

24. Кормилицин В. И., Цицкишвили М. С., Яламов Ю. И. Основы экологии. — М.: Интерстиль, 1997. — 365 с.

25. Круть И. В. Системная организация объектов природы и проблема оснований естественнонаучного знания / в кн. Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.: Наука, 1973. — С. 406 — 410.

26. Кузнецов В. И., Идлис, Гутина В. Н. Естествознание. — М., 1996. — Гл.

13 — 17.

27. Куликов К. А., Сидоренко Н. С. Планета Земля. — М: Наука, 1977.-190 с.

28. Ленин И. В. Материализм и эмпириокритизм. — М., 1965.

29. Мартынов Д. Я. Курс общей астрофизики. — М.: Наука, 1965. — 591 с.

30. Муратов М. В. Происхождение материков и океанических впадин. — М.: Наука, 1975.- 174 с.

31. Новиков Ю. В., Подольский В. М. Среда обитания и человек. — М.: Рарогъ. 1994. — 428 с.

32. Общая биология: учебник / под ред. Ю. И. Полянского. — М.: Просвещение, 1989.

33. Одум Ю. Экология: в 2 т. — М.: Мир, 1986.

34. Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений / под ред. Б. И. Ткаченко. Т. 1,2. — СПб.: Международный фонд истории культуры, 1994.

35. Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек. — 1997. — 556 с.

36. Пригожий И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

37. Проблема развития в современном естествознании / сб. статей. — М.: МГУ, 1968.

38. Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.: Наука, 1973.

39. Проблемы экологии России / под ред. В. И. Данилова-Данильяна и

В. М. Котлякова. — М.: ВИНИТИ, 1993. — 345 с.

40. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 528 с.

41. Реймерс Н. Ф. Экология. — М.: Россия молодая, 1994.

42. Роль естествознания в развитии общественных наук. — М.: МГУ, 1976.

43. Рузавин Г. И. Концепция современного естествознания. — М.: ЮНИТИ, 1997. — С. 122 — 135.

44. Рузавин Г. И. Системный подход и единство научного знания / в кн. Единство научного знания. — М., 1988. — С. 237 — 252.

45. Садохин А. П. Концепции современного естествознания: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

46. Самыгин С. И. Концепции современного естествознания: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

47. Сверлова Л. И. Динамические и статистические закономерности в природе. — М. :МЕГАЛИОН, 2004. — 168с.

48. Сверлова Л. И. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. — 256 с.

49. Сверлова Л. И. Концепции современного естествознания (заочная и дистанционная формы обучения).

— Хабаровск: РИЦ ДВГМУ, 2003. — 290 с.

50. Сверлова Л. И. Системный анализ ритмики природных процессов: учебное пособие. — М.: МЕГАЛИОН, 2004. — 248 с.

51. Сверлова Л. И., Воронина Н. В. Содержание основных законов естествознания. Концепция современного естествознания: программа курса и методические материалы для студентов 1 — 3-го курса. — Хабаровск, 1996. — С. 16 — 20.

52. Свинухов В. Г. Экология атмосферы городов Приморского края. -Владивосток: ДВГУ, 1997. — 137 с.

53. Свинухов Г. В., Свинухов В. Г., Кондратьев И. И. Исследование и краткосрочный загрязнения воздуха в городах Приморского края. — Владивосток: ДВГУ, 1997. — 95 с.

54. Современное естествознание и материалистическая диалектика / под ред. В. А. Амбарцумяна. — М.: Наука, 1977.

55. Судо М. М. Основные концепции строения и развития Земли. — М.: Знание, 1974. — 95 с.

56. Хронологический обзор. — М.: Прогресс, 1987.

57. Хаккер Г. Синергетика. — М., 1980.

58. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций для студентов вузов: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

59. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1976. — 366 с.

60. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 1996. — 317 с.

61. Школовский И. С. Звезды, их рождение и смерть. — М.: Наука, 1977. — 367 с.

62. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. — С.

4 — 81.

63. Электромагнитные поля в биосфере: в 2 т. — М.: Наука, 1984.

64. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Л., 1973.

65. Юдин Б. Г. Интеграция наук и системные исследования / в ежегоднике «Системные исследования: методологические проблемы». — М.: Наука, 1987. — С. 26 — 44.

66. Ядгаров Я. С. История экономических учений. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector