1-14_Юридическая психология

15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра права

Контрольная работа

по дисциплине «Юридическая психология»

(Учебное пособие «Юридическая психология»

автор М.В. Матусова, 2005 г.)

Выполнил:

студент ТМЦДО

гр.: з-895-а

специальности 030501

Ковалева Лилия Олеговна

10 декабря 2010 г.

г. Норильск

2010 г

Вариант 14.

  1. Какое влияние оказывают эмоции на познавательные процессы человека?

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия1.

2 стр., 878 слов

Психология юридического труда 2

Основные особенности профессиональной деятельности юристов: 1. Правовая регламентация профессионального поведения – потребность соблюдения нравственных и правовых норм, ответственность юристов перед обществом, нормативность поведения, высокий уровень развития правосознания 2. Экстремальный характер деятельности и носит напряженных характер- имеет дело с дефицитом информации, времени, высокой ...

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упроченности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, чаще всего, взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет — более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная — худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями.

  1. Каковы общие особенности профессии юриста?

Деятельность юриста характеризуется множественностью социальных связей, повседневным непосредственным разрешением жизненных ситуаций, возникающих во всех сферах жизнедеятельности людей: в быту, семье, труде, экономике, сфере культуры, социального обеспечения и т.д. И нет ничего более непрофессионального для юриста, чем проявление безразличия, равнодушия к судьбе человека. Юридическая профессия требует от личности объективности, обладания чувством справедливости и сострадания, личной безупречности.

10 стр., 4601 слов

Психология спортивной деятельности

Психология спортивной деятельности Содержание Введение . Теоретические аспекты спортивной психологии .1 Возникновение спортивной психологии как науки .2 Развитие современной психологии спорта, проблемы . Психологическая мотивация в достижении спортивных результатов .1 Психологическая особенность спорта высших достижений 2.2 Структура. Этапы формирования мотивации на достижения в спорте Заключение ...

Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретный жизненный случай под конкретную норму, то есть под общее правило, предписывающее вид и меру возможного или должного поведения. Для чего от юриста требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция2.

Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом.

Государственный характер юридической профессии.

Служебная деятельность юриста носит государственный характер. Она связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном аппарате, состоят на государственной службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относится к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательства.

6 стр., 2995 слов

Психология характера 4

Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра практической психологии Дисциплина: психология Реферат Психология характера Выполнил: Студентка группы 12-с-1 Серова Л.В. Руководитель: Кандидат психологических наук, доцент Осипова Л.В. Санкт-Петербург Оглавление Введение Определение термина «Характер» Черты ...

Психолого-педагогическая направленность профессии юриста.

Работа юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. Ему приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться в духовных мир человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей — юридической психологии. Юридическая работа не может успешно вестись без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, т.е. без профессиональной психологической подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают довольно часто, требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.

От юриста-сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений. Он должен обладать способностью противостоять негативному влиянию среды правонарушителей, с которыми в связи с выполнением служебных обязанностей сталкивается сотрудник, убежденностью к необходимости вести борьбу с преступностью и иными правонарушениями, а также нарушениями общечеловеческих норм морали3.

Творческий, исследовательский характер профессии юриста.

Он выражается в творческом применении правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно оценивать факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Для этого от юриста требуется широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Расследование и раскрытие преступлений, разрешение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, анализ информации, производство выводов и заключений, воссоздание событий, имевших место в прошлом, и т.п. носят характер исследовательской работы. В связи с этим, чем меньше шаблонности в работе юриста, тем более вероятно принятие объективных решений, успех в правоохранительной и иной юридической работе.

2 стр., 796 слов

Контрольная работа по психологии для студентов заочного отделения

Вариант 2 «Развитие воображения у детей дошкольного возраста» 1. Раскройте основные понятия по теме «Воображение»» - дайте определение воображение, - раскройте значение воображение; - раскройте виды воображения; - раскройте пути создания творческого воображения. 2. Развитие воображения у дошкольников. а/ развитие видов воображения у детей дошкольного возраста; б/ особенности воображения у детей ...

Разумеется, творческий подход к разрешению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права. Творческое действие не должно выходить за пределы закона.

Вместе с тем, закон не только представляет юристу право, но и обязывает его в установленных законом пределах принимать наиболее целесообразные решения по своему усмотрению. От практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависит эффективность реализации норм права, законность и справедливость применяемого решения. Целесообразность означает, что юрист обязан максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия своеобразия создавшегося положения и т.п. Усмотрение в работе юриста может, в частности, выражаться в предоставлении ему права принимать решение на основе свободного выбора одного из нескольких, равнозначных с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных правовой нормой. Например, одинаково будет соответствовать требованию законности любая из мер воздействия, примененная судьей к виновному лицу (за мелкое хулиганство) — штраф, административный арест. Это право предоставлено судье, который выбирает с учетом обстоятельств дела, личности правонарушения один из нескольких возможных вариантов. Поэтому творческий, исследовательский характер юридической работы, использование в ней достижений науки и техники при строгом соблюдении требований закона составляют одну из основных черт юридической профессии.

Самостоятельность и независимость в принятии решений.

Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал юрист, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своей совестью и правосознанием. На защите независимости юриста стоит закон. Так, следователь обладает процессуальной независимостью, судьи независимы и подчиняются только закону.

12 стр., 5513 слов

Эрих Фромм о потребностях человека 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (ФГБОУ ВПО СПб ГУГА) Курсовая работа По дисциплине: Человек и его потребности Тема: «Эрих Фромм о потребностях человека» Выполнила: студентка 3 курса ГФ СНТ 702 Захарова Инесса Преподаватель: кандидат философских наук, доцент ...

Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида работы и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается прежде всего в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Эта черта профессии нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Юрист не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Юрист всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые им решения4.

Организаторский характер работы юриста.

Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего на поведение людей в целях соблюдения и исполнения ими законов. Юридическая работа — это работа, связанная с людьми. Она требует установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в силу своего правового статуса относятся к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы.

К юристу-руководителю в полной мере относится требования, предъявляемые к руководителю — умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, распорядительность, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знания основ науки управления и научной организации управленческого труда.

Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой.

9 стр., 4384 слов

Психология рекламы, её виды и функции

Реферат: Психология рекламы, её виды и функции Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 §1 Понятие рекламы………………………………………………………………4 §2. Основные функции рекламы…………………………………………………8 §3. Виды рекламы………………………………………………………………..13 Заключение……………………………………………………………………….20 Список литературы………………………………………………………………21 Введение В современном мире реклама играет множество ролей. Она в ...

Формализованность.

Работе юриста присуща черта формализованности. Кроме познавательной деятельности работе юриста присуща и удостоверительная деятельность. Юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует право в порядке, установленном процессуальным законодательством. В этом смысле профессии юриста, в известной степени присущ формализованный характер. В своей работе он опирается на точные зафиксированные данные. Предметом его труда служит информация, собранная и закрепленная в установленном порядке в документах. Точность, нередко требует от юриста собственноручной фиксации и удостоверения имевших место фактов, совершенных действий и принятых решений. Этим объясняется то обстоятельство, что в профессии юриста значительно место занимает удостоверительная (канцелярская) работа, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.

Рассмотренные выше общие черты отличают юридическую профессию от других профессий интеллектуального труда, они сопряжены с квалификационными требованиями к профессии юриста.

  1. Как влияют потребности и мотивы на поведение человека? Можно ли напрямую связать мотивацию и преступное поведение?

То, что заставляет человека вести себя определенным образом, психологи называют потребностью или мотивом. Если нет мотива — то нет и поступка.

Так как реклама непосредственно влияет (во всяком случае, пытается целенаправленно влиять) на поведение человека-потребителя, то с психологической точки зрения можно рассматривать искусство рекламы как искусство управления мотивацией человека. 

В основе мотивов поведения лежат потребности, или то, что человек “хочет” в данный момент. Несмотря на то, что каждый человек знает, как ему кажется, чего он хочет, значительная часть потребностей и соответственно мотивов поведения находятся вне сознательного контроля.

И именно в этой малоосознаваемой сфере находятся те “струны”, которые задевает удачная реклама. Человек “обнаруживает” что он уже готов совершить действие в полном соответствии с желанием, которого ранее даже не подозревал в себе5.

Менее всего осознаются эмоциональные механизмы, привычные социальные сценарии действия, физиологические процессы… Это хорошо известно и именно эти области подлежат творческой разработке в серьезных проектах.

Пирамида Маслоу

Мотивацией можно управлять, если “угадать” скрытые потребности потенциального потребителя и предложить что-то, что заденет эти потребности, активизирует их и спровоцирует нужные действия.

Потребности достаточно индивидуальны, и на каждую для данного человека есть свой собственный “психологический ключ”.

Потребности “усредненные”, для больших групп людей, также могут быть определены, но ключи к ним будут менее точные, более грубого действия.

Для конкретного предложения товара или услуги в рекламе можно определить наиболее вероятную потребность и соответствующую ей аргументацию.

Можно показать некоторые практические технологии подбора методов воздействия на мотивацию потребителя на основе хорошо известной схемы.

“Пятиуровневая пирамида потребностей” американского психолога Абрахама Маслоу приводится во всех учебниках по маркетингу

Все возможные мотивы и потребности людей в этой схеме разделены на пять групп. Особенность этих групп такова, что потребности разных уровней удовлетворяются совершенно разными способами, они как будто бы изолированы и могут на первый взгляд противоречить друг другу. Например, потребность в социальном признании и готовность человека жертвовать всем ради карьеры может вступить в конфликт с потребностью быть любимым близкими людьми…

При глубинном анализе выявляются сложные иерархические связи между уровнями, но для практических целей наиболее важно следующее — чтобы избежать противоречивости в воздействии на потребителя, следует адресоваться к какому-то одному уровню и использовать аргументацию: интеллектуальную, эмоциональную и физиологическую — специфическую только для данного уровня. 

Для некоторых видов товаров можно заранее прогнозировать, к какому уровню надежнее всего обращаться при составлении рекламы. Правда, из всякого правила есть исключения, и часто хорошая реклама создается именно вне правил.

Когда определен уровень потребностей, можно выбрать подходящие темы для аргументации и способ предъявления этой аргументации, этих тем клиенту.

Первый уровень — физиологические, или  органические потребности

Это чувство голода, жажда, потребность в воздухе для дыхания, потребность в температурном комфорте, материнское чувство к младенцу, сексуальное влечение и так далее. 

Этот уровень потребностей связан с физическим выживанием человека, с его существованием как биологического существа. Это обыденные и глубокие уровни человеческого существования, настолько обыденные, что они редко становятся предметом рационального обсуждения. Здесь больше чувств, эмоций, физических ощущений, чем разума. 

Традиционно к этому уровню обращается массовая реклама пищевых продуктов. В такой рекламе употребляются образы и темы, примитивные по интеллектуальному уровню, но с акцентом на физические ощущения, непосредственный чувственный опыт, непосредственно вызывающие ассоциации с телесными переживаниями6.

Второй уровень — потребность в безопасности

Здесь более задействованы эмоциональные мотивы, воспоминания о неудачном опыте, страх перед будущими неприятными событиями, надежда на избавление от будущих неприятностей, предотвращение опасности, поиск надежности и уверенности — на личном и на социальном уровне. Соответственно выбираются темы и сюжеты, в которых задеты негативные эмоции. 

Адресуясь к этому уровню потребителей, часто строится реклама средств защиты, инвестиционных фондов (“защита денег от инфляции”), реклама лекарственных средств и жевательной резинки (“восстановление кислотно-щелочного баланса сбережет Ваши зубы”), несгораемых шкафов и сейфов… На этом уровне непосредственные телесные ощущения играют малую роль — на первом плане оказываются негативные эмоции и размышления о грозящих неприятностях и способах их преодоления.

Более того, интенсивное переживание телесного опыта может даже снизить страх за будущее и “перевести” адресата рекламы на предыдущий уровень пирамиды потребностей — тогда цель вообще не будет достигнута.

Третий уровень — потребность в контактах

В том числе — ценности семейной жизни и дружбы. На этом уровне впервые появляются “другие люди”

Первые два уровня потребностей, в основном, касались индивидуального опыта, другие люди были только источником ресурсов или опасности, на худой конец — источником информации (только я сам могу проверить и оценить вкус соуса “анкл бенс” — другой человек может рассказать о нем, вкусно ему или нет, но не в состоянии передать ощущение).

Потребности третьего уровня более высокие, относятся к группе социальных. Непосредственный телесный опыт уже не так важен, импульсивные порывы эмоций могут отступить перед заботой о социальных ценностях или чувством долга.

Ключевые темы — забота о ближнем, интерес к жизни другого человека, стремление заинтересовать собой, привлечь внимание другого человека к себе… Это традиционные темы для рекламы косметики и зачастую — домашнего оборудования и товаров для детей.

Четвертый уровень — потребность в общественном признании

Или потребность найти свою референтную группу, подтвердить свой социальный статус. Это группа социальных потребностей высокого класса, К ней обращается реклама дорогой косметики, модной одежды, автомобилей.

Практически это не реклама товаров, а реклама стиля и образа жизни. Покупая радиотехнику или компьютер определенного класса, “Я буду совсем как…” Реклама, адресующаяся к этому уровню потребностей, в значительной степени апеллирует к культурным ценностям, гораздо реже — к практической пользе или прочности (если только представления о прочности и пользе не входят, например, в стереотипный набор ценностей референтной группы)

Непосредственный чувственный опыт, эмоции и даже забота и чувство долга — отступают на второй план, и на первом плане оказываются “опознавательные знаки” и намеки на референтную группу. Например, модная одежда может быть неудобной, непрактичной и даже некрасивой…

Пятый уровень — потребность в самореализации “Это то, что я могу себе позволить…”- например, морское кругосветное путешествие или коллекцию живых шиншилл в собственной квартире, вечерний костюм от Кардена. Реклама таких товаров и услуг не может быть массовой, это принципиально редкие товары, она не появляется, как правило, на телевидении.

Средства продвижения информации, относящиеся к этому уровню — часто косвенные, и относятся скорее к сфере искусства и игры. Потребительские качества и полезность, или практичность, мало ценны на этом уровне. Например, кому захочется покупать практичные бриллианты…

В этом обзоре была возможность только очень кратко упомянуть об особенностях использования пирамиды потребностей при разработке рекламы. Но даже по этой схеме можно легко проверить свою собственную рекламу и рекламу конкурентов — как она воздействует на мотивацию клиента….

И к каким потребностям адресуется. Иногда при таком анализе можно неприятно удивиться … Или обнаружить новые возможности.

Список литературы

  1. Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-416 с.
  2. Баранов П.П. Юридическая психология: уч. пос. для вузов/ П.П. Баранов, В.И. Курбатов.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб. для вузов/ М.Н. Еникеев.-М.: КОРМА-ИНФРА-М., 2002.-517 с.
  4. Корепанова Ю.Н. Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. МВД.РФ., Сар. юр. инт.-Сар.: Сар. юр. инст. МВД РФ, 2005.-416 с.
  5. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию.-Киев.: Высш. школа, 2000.-259 с.
  6. Мариновская И.Д. Юридическая психология: уч. пос. для вузов.- М.: Дело, 2005.-384 с.
  7. Романов В.В. Юридическая психология: уч. для студ., обуч. по юр. сцец. и юрид. напр.-М.: Юристъ, 2001.-488 с.
  8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.-М.: Юристъ, 2004.-256 с.

1Корепанова Ю.Н. Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. МВД.РФ., Сар. юр. инт.-Сар.: Сар. юр. инст. МВД РФ, 2005

2Романов В.В. Юридическая психология: уч. для студ., обуч. по юр. сцец. и юрид. напр.-М.: Юристъ, 2001

3Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

4Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5Корепанова Ю.Н. Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. МВД.РФ., Сар. юр. инт.-Сар.: Сар. юр. инст. МВД РФ, 2005

6Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию.-Киев.: Высш. школа, 2000