Теоретические аспекты эмоционального интеллекта

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

Теоретические аспекты эмоционального интеллекта

Содержание

1. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению

2. Структура эмоционального интеллекта

3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со статусом личности в группе

Литература

1. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению

Для того чтобы подойти к определению эмоционального интеллекта, стоит в первую очередь определиться с понятием «интеллект». Итак, интеллект — это «качество психики человека, которое выражается в способности этого человека адаптироваться к вновь возникающим ситуациям, высокая степень обучаемости, способности понимать абстрактные концепции, применять и использовать их» [8]. Кроме того, это еще и, в общем смысле, тяга к познанию и решению трудностей, которая соединяет в себе все способности человека познавательного характера: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение [13].

Все познавательные способности человека не имеют смысла без цели. Даже у животных есть задатки интеллекта, но основ целеполагания нет. Таким образом, интеллект, как способность может реализовываться только посредством других способностей человека, в первую очередь это способность обучаться.

Итак, определяющими качествами человеческого интеллекта можно назвать пытливость и глубину ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Рассмотрим указанные качества более подробно:

любопытство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Данное свойство ума лежит в основе оживленной когнитивной деятельности;

глубина ума — это качественная характеристика мышления, способствующего исчерпывающему познанию какого-либо предмета;

подвижность ума и егогибкость — это способностииндивида, избегаяшаблонности мышления, легкопускать в делоуже имеющийся опыт, быстро анализировать явления в новых связях;

логичность мышления характеризуется тем, что в процессе мышления, человек использует логические понятия и конструкции, со свойственной такому процессу доказательностью, рассудительностью, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок;

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... убедительно продемонстрировали отсутствие эффекта новизны в способности к различению. Кроме того, существует такое понятие, как психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами IQ. Относительный успех ... человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле— психологическое понятие «интеллект» ...

критичность мышления проявляется в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями окружающей реальности;

широта мышления — способность охватить вопрос вцеликом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов [12].

Существует прямая зависимость между содержанием деятельности индивида и его способностями, необходимыми для осуществления этой деятельности. И во всех формах деятельности важна чувствительность личности к актуальным проблемам, к чему-то новому, к возможным тенденциям развития ситуации. В этом случае о развитие интеллекта будет свидетельствовать свобода субъекта от внешних ограничителей, отсутствие у индивида неофобии — боязни всего нового и непривычного [14].

Итак, высокая чувствительность индивида, его интуиция позволяют анализировать и предвидеть варианты развития событий после каких-либо действий, предпринимаемых в процессе деятельности. Таким образом, можно говорить о способности предотвращать и исключать ненужные конфликтные ситуации, то есть, одно из ключевыхкачествхорошо развитого интеллекта этоумениена уровне интуиции находить решение непростых задач.

Кроме широты жизненного опыта на уровень интеллекта влияет еще и генотип личности. Но всё-таки знания, приобретаемые в процессе обучения и практической деятельности, скапливаясь в весомый запас, формируют в индивиде эрудицию — одно из наиважнейших свойств интеллекта. И даже с учетом всего вышесказанного весьма и весьма сложно пытаться оценить ум человека, пусть и владеющего внушительным багажом знаний, ибо это не есть мерило его интеллекта. То есть наличие знаний, высших образований и дипломов разных степеней не показывают уровень интеллекта человека, более того есть множество обратных примеров, когда индивид, не получив должного образования и знаний, обладает интеллектуальными способностями, проявляет себя в разных сферах жизни и добивается заметных успехов. То есть, у такого необразованного человека может быть высока способность к рассуждениям, применению собственного накопленного опыта, и применение имеющегося интеллектуального капитала в нужное время и в правильном месте.

Также стоит отдать должное таким качествам человека как внимание, воля, способность к восприятию, особенности эмоциональной сферы. Правда, все эти перечисленные свойства представляют собой предпосылки, обуславливающие развитие интеллекта человека. Отдельно стоит выделить роль мышления и точность понятий, которыми оно оперирует, а также тонкий и точный синтез мыслей, анализ и, что не маловажно, адекватность всего этого согласно той или иной ситуации, обстановке. Завершающим аккордом в формировании высокоразвитого интеллекта конечно же будет правильность или верность умозаключений, выводов индивида, которые он делает.

Итак, интеллектом можно назвать очень сложное явление психической природы, которое включает в свою основу ряд элементов. Стоит заметить очень важную деталь — интеллект нельзя рассматривать как нечто обособленное, это явление развивается в симбиозе с социальной средой, определяющей в какой-то степени глубину и широту интеллекта, хотя, справедливо будет заметить, что в истории очень много уникальных примеров (Микеланджело, Ломоносов), доказывающих, что человек интеллектуально может превосходить социальную среду своего обитания в разы, но всё же основы, предпосылки для новаторского мышления, исходят именно из социальной среды.

5 стр., 2048 слов

Тема: Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека

... что также свиде­тельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека. Касаясь современных представлений о мозговых про­цессах, лежащих в основе ... Г. Айзенку, следует различать три разновидности интеллекта - биологический (интеллект А), психометрический и со­циальный (интеллект Б). Биологический интеллект пред­ставляет собой генетически детерминированную биологи ...

Личностей, которые имеют уникальные умственные способности можно назвать интеллектуально одаренными. Интеллектуальная одаренность представляет собой комплексное свойство психики индивида, которое определяет высокий потенциал результатов его деятельности, в сопоставлении с остальными [16].

Индивидов, которых можно назвать интеллектуально одаренными, характеризуют исключительные, легко отличимые результаты в той или иной сфере, либо личностные предпосылки для таких достижений.

Стоит отметить высшую степень развития интеллекта- гениальность, то есть необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности.

Интеллект, и его высшая степень проявления — гениальность, не могут быть каким-то образом оценены (подразумевается оценочно-содержательная характеристика), то есть об интеллекте нельзя сказать, что он честный, добропорядочный, мстительный, яростный. Все эти определения связаны с личностной направленностью субъекта, характеризуя содержательную сторону его мировоззрения, ценностных ориентаций, этического поведения. К примеру, о темпераменте можно сказать, что это характеристика сфера эмоцийчеловекакоторая обусловливает уровень проявление активности и использование энергии, при этом интеллект это то что помогает распоряжаться ей. И всё-таки, всё чаще в последнее время эмоции и интеллект сводят воедино, объединяя разум и чувства.

Отсюда появляется новое понятие — понятие «эмоциональный интеллект». Впервые оно было введено в обиход в 1990 г. Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые определяли эмоциональный интеллект как «группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих» [18, c.232].

В 1995 г., после опубликования ДэниелемГоулманом книги «EmotionalIntelligence» («Эмоциональный интеллект»), началось активное исследование этого вопроса, делались попытки не только понять природу и закономерности формирования и развития этого явления, но и применить его на практике. В своей книге ДэниельГоулман определяет эмоциональный интеллект как «способ, метод, форму обращения человека с самими собой и с окружающими» [5, c.26].

Другой ученый Р. Бар-Он определил эмоциональный интеллект как «некогнитивную способность, знания и компетентность, которые дают возможность человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [15]. Р. Бар-Онв своих работах вывел пять сфер эмоционального интеллекта: внутриличностную, межличностных отношений, адаптивную, регуляции стрессов и сферу настроения [17].

Данную модель Д.В. Люсин считает «метафорической», так как само понятие «эмоциональный интеллект» должно включать когнитивный компонент, а если таковой нет, то не имеет смысла использовать термин «интеллект» [8].

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), — указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся ... поисковой деятельности. Неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к ...

Р. Бар-Он для измерения вышеуказанных сфер создал так называемую анкету EQ-i, чтобы определить эмоциональный коэффициент (аналог коэффициента интеллекта).

Принципиально новым явилось то, что в отличие от тех методик, которые в основном изучали эмоциональный интеллект у взрослых, у данной анкеты появилась реальная возможность изучать детскую популяцию (от 6-18 лет).

В отечественной науке теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.

Л.С. Выготский пришел к выводу, что эмоции опосредованы интеллектом и между ними есть тесная связь, уровень развития одного обуславливает развитие другого. Он считал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [6, с.14].

Подобного мнения придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Об этом говорила и Б.В. Зейгарник, которая указывала, что если у человека есть определенное знание о предметах и явлениях окружающей действительности, то отношение к последним будут иметь изменчивый характер. Данную точку зрения продолжил О.К. Тихомиров, считая, что степень активности эмоциональной регуляции влияет на продуктивность интеллектуальной деятельности [3, c.131].

С.Л. Рубинштейн изменил взгляд на взаимосвязь эмоций и интеллекта, сделав вывод, что эмоции «представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как и познавательные процессы». Определяя эмоциональность как одну сторону когнитивных процессов, он пришел к выводу, что эмоциональные и познавательные процессы не сопоставимы [8, c.132] .

Существует три подхода к объяснению природы эмоционального интеллекта. Первый базируется на теории способностей. Его сторонники оценивают эмоциональный интеллект (EQ) как совокупность навыков и умений, выделяя три основные составляющие EQ (рис. 1.)

Рис.1 Концептуализация эмоционального интеллекта

Навыки распознания эмоций и экспрессия представляют собой умение идентифицировать и дать правильную оценку проявлением собственных эмоциональных реакций и эмоциональных реакций других индивидов, для этого анализируя мимику, позу человека и его движения, а также ряду других другим поведенческих характеристик.

Навыки управления эмоциями — это способность контролировать собственные эмоции и воздействовать на эмоции других людей.

Умение использовать эмоции — это, прежде всего, возможность интуитивно чувствовать правильное направление при решении задач или поиске управленческих решений. Известно, что некоторым людям свойственно чаще других испытывать так называемый «инсайт», или озарение. Именно с этим качеством специалисты связывают креативное мышление и возможность гибкого и сценарного планирования, необходимые руководителям высшего звена.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения важна еще как минимум эмоциональная сфера как эффективное средство обобщенной и быстрой оценки поведения ( хотя и огрубленной): ... условиями среды и реакциями системы). Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение - отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмо­ции е ...

Второй подход основан на теории личности. Его сторонники в большей степени ориентируются на личностные особенности, мотивационные доминанты и ценностные ориентации, такие как потребность в достижениях и удовольствии, а также уровень самооценки, импульсивности и эмпатии (у людей с высоким эмоциональным интеллектом все эти характеристики выражены сильнее, чем у людей с низким).

Эта теория наименее популярна и почти не имеет последователей-практиков, поскольку согласно ей эмоциональный интеллект — врожденное качество, и его невозможно развить в процессе обучения.

Третий подход базируется на смешанных теориях, объединяющих обе модели и рассматривающих врожденные личностные особенности как предпосылки эмоционального интеллекта, а навыки, приобретаемые с опытом, — как компенсаторные механизмы, позволяющие развивать EQ путем тренировки.

Обращая внимания на различные работы российских и зарубежных авторов на тему эмоционального интеллекта, И. Н. Андреева делает вывод о том, что в сфере ЭИ присутствуют некоторые различия. При этом, согласно мнению автора, например, половым различиям свойственна качественная форма. Это объясняется тем, что социальные роли и нормы зависят от половой принадлежности [4].

Определяя эмоциональный интеллект как ментальное умение, которое помогает реализовать обработку эмоциональных данных, автор соглашается с большинством исследователей в сфере эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что значит быть умным [4].

Развитый эмоциональный интеллект подразумевает эффективное социальное поведение, позволяя людям с невысоким IQ, но достаточно развитым EQ преуспевать в жизни. Это правило носит и обратный характер: люди с высоким IQ, но не высоким EQ имеют гораздо меньше шансов достичь успеха в социальной сфере, из-за того, что думают, коммуницируют и взаимодействуют неэффективно.

И.Н. Андреева склонна считать, что повышение уровня эмоционального интеллекта вполне возможно, например, посредствам различных тренингов и программ. Однако, в тоже время автор указывается на отсутствие сегодня неоспоримой теоретической и методологической базы [4, с.28].

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект понимается авторами по-разному, и на данный момент единая согласованная теория эмоционального интеллекта еще не разработана.

2. Структура эмоционального интеллекта

И. Н. Андреева, анализируя иерархическую структуру эмоционального интеллекта вычленяет три основных составляющих:

интеллект индивида;

интеллект субъекта деятельности;

интеллект личности [4].

С одной стороны, такая иерархическая структура эмоционального интеллекта, включает в себя интеллект индивида (эмоциональный интеллект как способность), интеллект субъекта деятельности (эмоциональную компетентность) и интеллект личности (эмоциональную креативность).

Но, одновременно с этим, в системе эмоционального интеллекта стоит выделить такие компоненты как: внутриличностный и межличностный. Внутриличностный эмоциональный интеллект направлен внутрь личности, то есть на собственные эмоции, аналогично этому, межличностный эмоциональный интеллект — сконцентрирован на эмоциях окружающих людей.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству ... и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми. Аффект. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в ...

Таким образом, автор делает вывод, что интегральный эмоциональный интеллект можно определить как «совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой» [3, c.134].

В.Д. Шадтриков расширил структуру эмоционально интеллекта таким феноменом как «духовные способности». Разграничив понимание эмоционального интеллекта на интеллект и духовные способности, где под последними понимаются «…способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми», ученый особо отмечает, что эмоциональный интеллект развивается и имеет индивидуально своеобразное выражение [13].

Манойлова М.А. в структуру эмоционального интеллекта включает волю. Данное понятие она считает интегративным, которое включает три составляющих: интеллект, эмоции, волю. Она считает, что именно последняя подчиняет эмоции интеллекту [7, c.60].

Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность [6]. Перечисленные качества составляют так называемую «Большую пятерку» (диспозициональная модель личности).

Первые три качества составляют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, третья относится к межличностному, а последняя — к внутриличностному.

Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет следующие группы способностей:

— Самопонимание, как способность осознавать собственные эмоции и чувства, быть «в контакте» со своим эмоциональным состоянием, понимать свои потребности.

— Саморегуляция — управление эмоциями. Предполагает дружеское и экологичное отношение к своему состоянию, а не попытку не замечать собственные чувства.

— Эмпатия — способность понимать эмоциональное состояние и потребности партнера по общению.

— Социальные навыки, к которым относятся способность строить доверительные отношения и влияние на основе стратегии сотрудничества, убеждение и побуждение (мотивирование) [5].

Обобщая вышеизложенные мнения, в структуре эмоционального интеллекта (EQ) можно выделить пять основных компонентов: самосознание, самоконтроль, мотивацию, умение ставить себя на место другого и навыки взаимодействия с людьми.

Самосознание— основа эмоционального интеллекта. Люди с высокоразвитым самосознанием хорошо знают о своих слабостях и имеют достаточно смелости, чтобы не стесняться говорить о них. Именно поэтому, например, в ходе оценочного интервью у человека могут поинтересоваться, какими слабостями, негативными качествами он обладает, и главное, что он делает для того, чтобы свести к минимуму их влияние на эффективность труда.

Хорошим примером может послужить ситуация с биоритмами. Тот, кто осознает, что он более эффективен во второй половине дня, будет прилагать максимум усилий, чтобы спланировать свой рабочий день с учетом этой особенности (будет стараться назначать важные встречи на послеобеденное время, а утро посвящать менее активным действиям — работе с почтой, подготовке документов и т. д.).

7 стр., 3033 слов

Эмоциональная компетенция лидера

... с IQ в 1995 г. после публикации работы Даниэля Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Конечно, навыки здравого смысла, умение практически анализировать ситуацию, не делать поспешных выводов и мудро относиться ... получилось», «сделал, но отчасти», «очень хотел, но опоздал» не берется в расчет. Лидер, воспитанный американской культурой, ведом успехом, выгодой и интересами дела. Он может помочь ...

Таким образом, осознание своих слабых сторон приводит к более высокой личной эффективности [10, c.142].

Самоконтроль является следствием высокоразвитого самосознания. Тот, кто хорошо знает и понимает себя, может управлять своими эмоциями и импульсами. В идеале человек с высоким уровнем самоконтроля может не только контролировать свои эмоции, но и направить их энергию в позитивное русло. Эмоции сопровождают человека повсюду, и абсолютно избавиться от их проявлений невозможно, да и не нужно. Гораздо лучше научиться использовать силу эмоций в своих целях.

Так, развитый EQ позволяет человеку лучше справляться с негативными эмоциями — разобраться в причинах их возникновения и устранить эти причины, вместо того, чтобы переживать и страдать от них длительное время. К тому же умение справляться с негативными эмоциями позволяет в любой ситуации сохранить способность действовать на основе рациональных побуждений, а не разрушительных импульсов.

Мотивация или, скорее, самомотивация — это способности сохранять стремление достичь поставленной цели даже без влияния внешних стимулов. Высокая мотивация к деятельности, как реакция на поощрение ( например, со стороны работодателя) характеризует большинство людей. А вот способность упорно идти к поставленной цели, преодолевая препятствия и находя новые пути и способы действовать ради достижения этой цели, а не ради обещанной награды, встречается гораздо реже.

По статистическим данным, около 20% людей способны к самомотивации и требуют лишь небольшой поддержки извне для сохранения продуктивности деятельности. Однако, самомотивацию, как и другие компоненты эмоционального интеллекта, а значит и сам EQ, можно развивать [1, c.245].

Умение ставить себя на место другого — это умение необходимо, чтобы хорошо понимать, какие чувства и эмоции действия индивида могут вызвать у другого человека. И это умение кроме определенных способностей, несомненно, требует искреннего желания понять другого человека, поставить себя на его место.

Навыки взаимодействия с людьми проявляются в умении налаживать отношения и взаимопонимание с другими, в способности сделать так, чтобы команда слаженно двигалась в нужном направлении. При этом важно не просто быть общительным, но и обладать всеми вышеперечисленными компонентами EQ. Тогда люди, которыми человек руководит, не будут чувствовать принуждения, наоборот, они будут воспринимать цели, которые перед ними ставятся, как свои собственные. И, таким образом, будет формироваться их самомотивация.

3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со статусом личности в группе

Невозможно представить жизнь человека вне социума, индивид живет, действует в составе групп и сообщностей, таким образом, на протяжении всей своей жизни подвергается влиянию разнообразных как формальных так и неформальных лидеров. Они представлены такими людьми как, например, родители, дворовый забияка, учитель в школе, тренер в спортивной секции, командир в армии, бригадир в организации, менеджер филиала, преподаватель в вузе и т.п.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... с деятельностью организации.     Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей.   Формальным лидером называют руководителя, занимающего ... принципов, которыми руководствуется лидер. Руководитель должен знать о наличии в коллективе неформальных групп и лидеров и учитывать это при формировании формальных групп и кадровых назначениях. ...

Справедливо отметить, что личность лидера его поведенческие особенности задают принципы существования группы в целом, и каждого участника в отдельности. Таким образом, можно сделать предположение, что лидеры влияют на социализацию индивидов. Кроме лидера группы каждый участник в какой-то степени влияет на развитие и существование группы, возможно даже помимо своей воли, таким образом, можно допустить что все члены группы в той или иной мере являются лидерами. Следовательно, наличие лидера в группе как такового будет переменной количественной нежели качественной. То есть наиболее разумным будет говорить не о присутствии в группе лидера как такового, а о степени его харизмы, как лидера, то есть о способности его руководить, более того эти способности необходимо учитывать у каждого члена группы, не разграничивая их на лидеров и приверженце.

Факт лидерства, его проявление — есть акт какого-либо взаимодействия между индивидами: можно говорить и том что влияние проявляется не только со стороны лидеры, но также со стороны остальных членов группы на лидера. Поэтому действия лидера определяться во много эмоциональным настроем, ценностными ориентациями последователей. Согласно наблюдениям и исследованиям, группы с преобладанием тенденций к равноправию имеют лидера демократичных взглядов; и, наоборот, в коллективе, в котором центральное значение присваивается власти, лидер скорее всего станет авторитарным диктатором [16].

Большинство публикаций и исследований, касающихся эмоционального интеллекта, тесно связаны с вопросом лидерства. Их основная идея в том, что лидеру не обязательно иметь выдающиеся способности или высокий уровень IQ — для успешного лидерства вполне достаточно высокого эмоционального интеллекта. В исследование Сое Аонга, в котором приняли участие 203 студента, говорится о позитивной корреляции эмоционального интеллекта и лидерства [24].

Современный лидер — это, прежде всего, эффективный коммуникатор. Вести за собой людей, мотивируя их на достижение целей, поддерживая нужный эмоциональный настрой, создавая драйв в работе, может только человек, умеющий чутко настроить своё поведение на нужную «волну» в каждой конкретной ситуации. Поведенческая гибкость, социальная «ловкость» в общении помогают совместить достижение каждым членом коллектива своих личных целей и достижение целей, являющихся общекомандными. Поэтому, чтобы быть успешным в какой бы то ни было среде, необходимо обладать лидерскими качествами.

Для того, чтобы стать успешным организатором, иметь возможность повести за собой людей, важны организаторские способности, среди которых: лидерство, воля, контроль и проверка исполнения, инициатива, творческий подход к делу, личная дисциплинированность, предприимчивость, — все эти качества в большей или меньшей степени определяют уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, развитый EQ характеризует эмоционально устойчивую личность, обладающую высоким уровнем мотивации для достижения успеха и умеющую мотивировать других, что делает этого человека максимально эффективным. В связи с этим, можно предположить, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую связан с личной эффективностью, и чем выше EQ, тем более эффективен и успешен человек.

10 стр., 4743 слов

Роль личности руководителя в организации совместной деятельности

... установки личности, ее отношения, ценностные ориентации, коммуникативные свойства и т.д. В деятельности руководителя одновременно задействованы компоненты всех уровней структуры, поэтому к каждому из них ... взятых качеств может встречаться как в группах эффективных, так и не эффективных руководителей. Однако всякое качество или свойство личности руководителя специфически связаны с целым рядом других ...

Появление такого явления в группе как лидерство, со свойственными ему функциями определяется особенностями структуры, положением и задачами группы. Лидеры благодаря централизации общего внимания на себе и объединения группы, способен в большой степени влиять на определении целей группы и основных норм взаимодействия между членами группы. Стоит также отметить другую сторону взаимодействия «лидер — группа», — порой цели и задачи, структура и нормы группы определяют условия появления лидера. эмоциональный интеллект ум лидер

Естественно, что в различных группах, лидерство сосредотачивается по-разному, но, всё же в большинстве случаев, такое сосредоточение власти происходит в руках одного или нескольких лиц, встретить группу, где власть рассредоточена равномерно среди участников невозможно. Но, всё-таки, стоит наметить некоторые реперные точки и общие для всех, основные события роста и функционирования группы; выделим значимые и способствующие концентрации лидерства, обуславливающие отличительные черты протекания этого процесса, характеристики.

Любой группе свойственен количественный рост, в процессе которого происходит и увеличение числа функций и конкретизации целей группы; таким образом, развивается строгая иерархия различия членов группы по уровню влияния. Верхнюю ступень такой иерархии занимает первостепенный лидер, средняя ячейка приходится на лидеров второго и третьего уровней, нижние ступени занимают последователи лидеров. Чем меньше и сплочённые группа, тем больше промежуточные лидеры и последователи внутри своих уровней представляют черты лидера верхней ступеньки. Чего нельзя сказать о больших и сложных группах, ибо там существуют жесткие рамки и объективные условия для выдвижения многих лидеров[15].

Эффективность профессиональной деятельности заключается, в первую очередь, в стремлении и достижении трудящимся цели, и соответственно решение сопутствующих задачи противодействие условиям, которые мешают этой цели достичь[14].

Однако, ряд ученых, анализируя влияние личностных особенностей на эффективность профессиональной деятельности в системе «человек — человек», показывают в своих исследованиях, что существуют большое разнообразие требований, необходимых для эффективной деятельности. Так, поведение работника и особенность его психологических действий определяет ряд личностных особенностей, в который входят, например, установки, желания, система потернистей, модели поведения и т.п. [1, c.248].

Можно согласиться с вышеприведёнными утверждениями, потому что они взаимно дополняются, тем самым облегчая понимание эффективности профессиональной деятельности.

Следовательно, логичным будет вывод, что эффективность профессиональной деятельности обуславливается разнообразными аспектами. Кроме всего, обязательно нужно подчеркнуть, какие навыки способствуют профессиональной успешности современного руководителя, что способствует закреплению его статуса в группе, потому что это представляет особую значимость для данного исследования.

Можно условно выделить четыре составляющие профессиональной эффективности современного руководителя: управленческая компетенция, профессиональная компетентность, лидерская компетенция и индивидуально-психологические особенности.

Управленческая компетентность — личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную управленческую задачу и добиваться высоких результатов. Отсутствие той или иной управленческой компетенции у человека снижает его компетентность в управленческой сфере.

Профессиональная компетентность — это личная способность руководителя решать определенный класс профессиональных задач. Например:

— Освоение и использование новых знаний и навыков, т.е. не только постоянная учеба, но и использование в работе полученных в результате такой учебы, новых знаний, навыков, своего и чужого опыта;

— Эффективное взаимодействие и сотрудничество, т.е. умение успешно работать совместно с другими членами организации, добиваться скоординированных действий для реализации целей компании;

— Ориентированность на потребности клиентов предполагает стремление сотрудника максимально понимать и удовлетворять потребности клиентов, оценивать полезность осуществляемых действий с точки зрения дополнительного удовлетворения потребностей клиентов. Причем к коллегам по работе сотрудник должен относиться как к внутренним клиентам;

— Ориентированность на результат, т.е. понимание сотрудником стоящих перед ним и компанией задач и умение систематически добиваться их реализации.

Лидерские компетенции представляют собой знания и навыки, позволяющие управленцу предвидеть будущие ситуации, вырабатывать цели, видение и мотивировать персонал.

Таким образом, лидерством можно назвать важнейшим компонентом успешного руководства. В традиционном понимании, лидер это в первую очередь стратег, который может сгенерировать четкий план дальнейшей деятельности и работать над воплощением этого плана. Правда, важно отметить, что только этим роль лидера не ограничивается. Главной задачей лидера назовем своеобразное воплощение стимула — умение вдохновить группу собственной идеей и задать правильно направление действий.

Статус личности индивида, который правильно управляет и своим внутренним миром, и способен влиять на корпоративный дух компании, несомненно, будет высоким среди группы. Лидировать — значит быть эмоционально сильнее, устойчивее, эмоционально внимательнее и, в конечном счете, вести эмоциональное состояние других людей за собой.

Эмоциональные лидеры отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. Успех лидера больше обусловлен эмоциями, чем специальными знаниями.

Четвертая составляющая — элемент структуры успешности современного руководителя, который можно обозначить как фактор, обусловливающий лидерскую и управленческую компетенцию — индивидуально-психологические особенности. К последним относятся личностные способности, самооценка, тип мышления, ключевые ценности, темперамент, характер и установки.

В рамках эмоционального интеллекта можно выделить следующие составляющие:

— личная компетентность, определяющая то, как человек «управляет» собой: осознание самого себя, способность управлять собой, заинтересованность;

— социальная компетентность:сочувствие, социальные навыки [9, c.19].

В соответствии с этими фактами, можно представить выделенные компетенции в виде сравнения (Табл.1).

Таблица 1. Сравнительный изучение составляющих эмоционального интеллекта и эффективной профессиональной деятельности руководителя

Проанализировав все данные из таблицы 1, можно увидеть некоторую закономерность парного притяжения компетенции, что позволяет судить о высокой корреляции между эмоциональным интеллектом и критериями профессиональной эффективности менеджеров. Характеристики эффективного руководителя были выедены Джозефом Кенджеми и Казимиром Ковальски, которые опирались на результаты проведенного ими исследования, которое было направлено на выявление свойств поведения ста работающих топ менеджеров [5].

Для того чтобы раскрыть понятие «успешности руководителя» обратимся к ныне популярной в мировых консалтинговых компаниях теории Майкла Ломбардо и Роберта Айхингера. Изучая данные тестирования реальных людей из реальных компаний в 45 странах мира в течение более 30 лет и сопоставляя эти данные с темпом продвижения этих людей по карьерной лестнице, увеличением их дохода, эксперты подтвердили формулировки пяти нижеприведенных качеств потенциально успешного лидера:

Сообразительность: гибкость и быстрота мышления, системный подход, проницательность, критический взгляд, умение находить решения для сложных проблем.

Коммуникабельность: знание себя, понимание других, стремление к постоянному развитию, способность сохранять хладнокровие и работоспособность в условиях давления и стресса, управление конфликтами, умение восстанавливаться после неудач.

Открытость к переменам: готовность принять новые идеи и умение внедрять новые подходы, управлять изменениями.

Результативность: способность добиваться результата в любых обстоятельствах, уверенность в себе, гибкость, энергичность, умение воодушевлять других, превосходить ожидания и показывать лучший результат.

Самосознание: понимание своих сильных сторон и разумное их использование, внимание к обратной связи, умение извлекать из неё уроки, умение учиться у других.

Все вышеизложенное отражает объективную сложность оценки профессионализма и прогноза эффективной деятельности руководителя, отмечаемую многими экспертами. Тем не менее, на основании прямых и косвенных признаков можно выделять основные причинно-следственные отношения («факторы»), так или иначе определяющие успешность деятельности руководителя в конкретной управленческой структуре.

Проблема эффективности руководителя имеет две составляющие:

— личная, индивидуальная успешность руководителя как субъекта управленческой деятельности (его управленческий потенциал, личностно-профессиональный потенциал, профессионально важные качества);

— эффективность руководителя в конкретной управленческой структуре, на конкретном рабочем месте (т.е., в совокупности конкретных обстоятельств деятельности).

Американские психологи выявили, что личностные характеристики имеют большее значение для успешного руководства, чем когнитивные способности, установки или демографические характеристики. Чем лучше человек осознает скрытые причины своих поступков и эмоциональных реакций, тем более он свободен в выборе желаемых для него способов поведения. Именно такой человек успешно решает самые разнообразные проблемы, связанные как с областью личных отношений, так и с вопросами бизнеса [2, c.100].

Эмпирических исследований взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и эффективностью деятельности руководителя в отечественной литературе очень мало, однако есть зарубежные исследования, свидетельствующие о наличии тесной взаимосвязи между этими двумя феноменами.

Например, аналитики компании TalentSmart, проводящие исследования в области лидерства с применением варианта методики 360°, обнаружили интересную взаимосвязь. В своем исследовании они изучили данные обратной связи 716 руководителей из самых разных компаний и отраслей — от больниц и церковных общин до банков и казино. Около 70% лидеров (руководителей) получивших от коллег, непосредственных подчиненных и вышестоящих руководителей высокий балл EQ, также числились среди первых в области эффективного принятия решений. И наоборот: те, кто, по мнению окружающих, не умеет владеть собственными эмоциями, не умеют принимать решения [6, c.84].

В другом исследовании профессиональных компетенций в более чем 200 компаниях и организациях по всему миру показано, что примерно 1/3 разницы в производительности труда специалистов обусловлена техническими знаниями и «обычным» интеллектом (IQ), в то время как 2/3 связаны с эмоциональным интеллектом. В работе топ-менеджеров разница в эффективности более чем на 4/5 зависит от эмоциональной компетентности [2, c.101].

Чтобы изучить ту роль, которую играет эмоциональный интеллект в деятельности руководителя, обратимся к выполняемым менеджерами функциям.

Грамотные менеджеры управляют группу(командой) как единой системой, и разделяет рабочую жизнь группы на два часть — достижение цели (плюс решение попутных задач) и взаимоотношение. Таким образом за менеджером закреплена ответственность по этим двум уровня деятельности, и представляют собой направление команды на выполнение цели и поддержка приемлемой эмоциональной атмосферы.

В настоящее время распространенной является практика, когда руководитель недооценивает сферу коллективных отношений. В таком случае руководитель действует по принципу «цель оправдывает средства», акцентируя внимание сотрудников на лозунге «незаменимых у нас нет».

Для такого стиля управления характерно взаимодействие с сотрудниками исключительно на уровне анализа проблем и задач. При этом потребности, эмоции и чувства сотрудников игнорируются, либо целенаправленно, как помеха в работе, либо в силу неумения понимать эмоции, чувства, потребности и компетентно с ними работать.

В результате организация несет значительные потери: снижается уровень мотивации сотрудников, портятся взаимоотношения в коллективе, страдает отношение к самому руководителю, возрастает текучесть кадров.

Научные исследования 60-х годов ХХ века (Блейк, Моутон), а также более современные, датируемые 90-ми годами (Басс) показывают, что в во многих случаях самым эффективным стилем управления является стиль, именуемый как «командный менеджмент». При таком стиле поставленные текущие цели и задачи должны хорошо балансировать с оптимальной психологической атмосфере, основанной на взаимовыручке и общей установке группы на эффективную совместную деятельность и создание партнёрских взаимоотношений [12].

Как уже отмечалось, одна из зон ответственности лидера — отношения и климат в коллективе, понимание индивидуальных возможностей и особенностей мотивации сотрудников. Возможность услышать и понять мотивы, потребности и ценности сотрудников дает руководителю составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия.

Одна из тенденций последних лет, наблюдаемых в управлении, попытка отказаться от функции мотивации и полностью передать ее в отдел персонала. Такая позиция руководителя обычно аргументируется следующим образом: «…мотивируют деньги, а сотрудник получает зарплату». Вообще любая система вознаграждения — не более чем механизм возврата долгов сотруднику, который проделал определенную работу.

Таким образом, эффективная система вознаграждения воспринимается сотрудниками не более чем справедливая оплата уже затраченных ими усилий. Это хороший повод продолжать работать в данной конкретной компании, но это не повод стремиться к экстраординарным результатам. При этом менеджер должен также применять не материальные методы мотивации, для увеличения эффективности работы сотрудника.

При каждом случае получение данных об эффективности сотрудника, будь это аттестация, проведение центра оценки и др., важным аспектом является работа с результатами оценки. Менеджер должен быть в состоянии по полученным данным дать обратную связь своим сотрудникам, уметь отвечать и реагировать на неудовлетворённость результатами, не готовность их принять, обиду со сторону сотрудника.

Для того, чтобы эффективно работать с подобными эмоциями важно обладать навыками саморегуляции, иначе есть опасность вступить в ненужную конфронтацию. Если руководителю удается сохранить самообладание и доброжелательное отношение, следующий шаг — распознать, что именно чувствует, в связи с оценкой сотрудник, каковы его потребности в данный момент.

Помогая проговорить эмоции (например, «Вы рассержены, так как считаете оценку несправедливой, да?») руководитель, тем самым, может снизить интенсивность переживаемого состояния. И только после того, как сотрудник чувствует, что его понимают, есть смысл переходить к аргументации. В противном случае доводы останутся неуслышанными.

Если сотрудник согласен с результатами низкой оценки, он может нуждаться в некоторой поддержке. Понять эмоции подчиненного и поддержать его руководителю также поможет эмпатия. Обратная связь со стороны руководителя, который обладает высокой компетенцией по распознаванию и управлению эмоциями дает возможность сотруднику правильно принять данные порезультатом оценки, и позволяет создать атмосферу заинтересованности и мотивации для дальнейшего развития. Значимость такого эффекта трудно переоценить [11, c.128].

Очень значимым условием результативной работы по разрешения конфликта — отклонение от неконструктивного конфликта и стремление достичь сотрудничества, вместо удовлетворения интересов только одной из сторон, либо части интересов обоих. Ключевые задачи, которые имеют место при разрешении конфликта:

— Снизить степень негативных эмоций у субъектов конфликта.

— Оказать содействие в понимании субъектами предмета конфликта и интересов противоположных сторон, и только после формировании полной картины конфликта преступить к его разрешению.

Такая работа требует от участников конфликта и менеджера развитого чувства эмпатии, умения распознавать и управлять своими и чужими эмоциями, способности аргументированно вести спрос. По ходу работы важно сохранять нейтральную позицию и гармоничное внутреннее состояние (саморегуляция), которое зависит от уровня самопонимания.

Ресурс эмоционального интеллекта применим и при выполнении разнообразных других задач, таких, как прием на работу и адаптация нового сотрудника, проведение совещаний и групповых обсуждений, ведение переговоров, проведение дисциплинарного интервью. В любой ситуации, где есть необходимость эффективно взаимодействовать с другим человеком.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на достижения успеха (социального либо профессионального) влияет в большей степени не когнитивные способности, а умение распоряжаться своими эмоциями, понимать их, хорошо распознавать эмоции других людей, то есть иметь развитый ЭИ.

Эмоциональный интеллект — это восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающих, которая, также оказывает влияние на результативности деятельности. Иначе говоря, ЭИ преставляет собой способность понимать и управлять своими эмоциями так, чтобы добиться цели.

От эмоционального интеллекта зависит эффективность руководителя; навыки, благодаря которым деловое общение становится более результативным и приносит удовольствие; особое отношение к себе и к другим. Таким образом, эмоциональный интеллект — это мощный ресурс в руках руководителя, и, что более важно, это залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни.

Чаще всего слова «лидер» и «руководитель» употребляются как синонимы, и рассматриваются в общей связке. Таким образом, получается что само понятие лидерства изучается весьма обобщенно, умозрительно, без какой-либо исследовательской базы. Исследовав источники в рамках данной работы, можно сделать вывод, что достаточно часто лидерству приписываются слишком широкие функции и значение. Современная корпоративная культура даже поощряет развитие лидерских качеств у всех сотрудников. Опираясь на классические подходы, можно сказать, что процессы лидерства изучаются только с помощью социометрической методики, которая на деле позволяет определить общегруппового эмоционального и делового лидера, возможно даст представление о некоторых частных лидерах, выделяющихся в неформальных группировках.

Однако, в реальности всё обстоит иначе: в различных организациях встречаются гораздо более разнообразные варианты лидерства, каждый из которых оказывает влияние на других членов группы.

На практике встречается ряд лидеров, статус которых проявляется не только в совместной трудовой деятельности, но и в неформальном общении членов группы и связано с наличием у одного из них определенного познавательного интереса или склонности к какой-либо стороне или сфере жизни общества. Такой человек приносит в группу свой интерес и ту информацию, которой он владеет в данной сфере, и тем самым расширяет общий кругозор и сферу интересов своих товарищей.

Таким образом, руководителю организации необходимо учитывать присутствие в компании не только ярко выраженных лидеров, но и частных лидеров в том числе, это приведет к умелому осуществлению определенного взаимодействия с ними для достижения целей организации и группы.

Литература

1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 320 c.

2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 396 c.

3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 285 c.

4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 365 c.

5. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.

6. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. — М.: Вузовский учебник, 2010. — 186 c.

7. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. — 192 c.

8. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. — М.: Магистр, 2013. — 528 c.

9. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. — М.: Юрайт, 2013. — 375 c.

10. Комаров, Е.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. — 233 c.

11. Купцов, М.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / М.М. Купцов. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. — 184 c.

12. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 176 c.

13. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 236 c.

14. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. — М.: Юрайт, 2013. — 507 c.

15. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. — М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. — 488 c.

16. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. — М.: Проспект, 2011. — 224

Размещено на