Способы разрешения конфликта

Северный государственный медицинский университет

Факультет клинической психологии и социальной работы

Заочное отделение

Отделение клинической психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социальная психология»

На тему «Способы разрешения конфликта»

Студентки Зеляниной Анастасии Валерьевны

Преподаватель: О.А.Харькова.

Архангельск, 2011

Содержание

Введение

. Природа конфликта

. Типы конфликтов

.1 Причины конфликтов

. Способы регулирования конфликтов

. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации

Выводы

Заключение

Список литературы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивался с конфликтами разного рода. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное и нежелательное [5]. Конфликты рассматривались как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто и удобно. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего не приносят, они портят отношения между людьми. Вызывают нервное напряжение и стрессы. Конфликты большинству людей представляются неизбежным злом. Идет постоянная «борьба» с конфликтами, а они все нарастают. Конфликты встречались во всех сферах деятельности людей и часто относились к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Но в наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны [8]. Надо только управлять конфликтом. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд[10] — необходимый и важный элемент жизни.

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой ... При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы. Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, ...

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Есть все основания говорить о самостоятельной науке — конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения. Вполне понятно, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно связана со смежными науками, многое черпает из них и, в свою очередь, их обогащает. Это, прежде всего, социология и социальная психология, с которыми конфликтология имеет много общего, так как исследует, подобно названным наукам, отношения между людьми.

Целью данной работы являлось изучение конфликтов и их разрешение. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

)Изучить природу и типы конфликтов;

)Рассмотреть причины возникновения конфликтов;

)Проанализировать поведения людей и способы разрешения конфликтов.

Объектом работы являлись люди в конфликтной ситуации. Предметом способы разрешения конфликтов.

конфликтный взаимодействие конструктивный регулирование

1. Природа конфликта

Слово конфликт латинского происхождения и в буквальном переводе означает столкновение. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

конфликтная ситуация — это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.

инцидент — это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.

конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций[7].

Разрешение конфликта — заключительный его этап.

Однако, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

10 стр., 4676 слов

Контрольная работа — Объективные и субъективные причины ...

... литературе наиболее полное определение социального конфликта дал, на наш взгляд, Е.М. Бабосов: «Конфликт социальный (от лат. conflictus - столкновение) есть ... атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). В отечественной научной ...

2. Типы конфликтов

Итак, конфликт — это ситуация, в которой цели и интересы одних людей противоречат целям и интересам других людей[7]. Конфликт возникает при столкновении несовместимых действий. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Участниками такого конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, чувства. Подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение).

Такой конфликт может принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования[7].

Конфликт между личностью и группой. Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы[7].

Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях, которые могут иметь различную основу [7].

.1 Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько причин. Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины легче предпринять какие-то конкретные меры для их устранения, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта).

Объектом конфликта, способствующею возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д.

Для того чтобы конфликт произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную ситуацию. Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания вследствие каких-либо объективных обстоятельств. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.

3 стр., 1324 слов

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

... государстве.   ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин этнос ... растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои - чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие - более негативно. Психологическую напряженность могут ...

Причины конфликтов группируются следующим образом:[1]

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер.

Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию. Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Также к числу причин конфликтов можно отнести следующее:

11 стр., 5005 слов

Епосредственно причинами истерического невроза являются внезапные ...

... всегда тесно связано с неприятными жизненными событиями, конфликтами, однако сами больные отрицают подобную связь. Невозможность ... истерического невроза, поможет разобраться больному с имеющимися проблемами в его социальном окружении. Симптомы Истерического невроза: ... вегетативными симптомами истерического невроза являются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, боль, отрыжка, ...

Различия в представлениях и ценностях.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях — весьма распространённая причина конфликта.

Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление. Которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно. Причина же отражает закономерную связь вещей. Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Но наличие потребности хотя и является необходимым, но еще недостаточным условием возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то конфликта не происходит. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит чего-либо[3]. Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Таким образом, конечная причина всякого конфликта — это противоречие интересов между субъектами: индивидами, социальными группами или обществами. Любой конфликт есть форма выражения противоречия интересов. При этом сами интересы могут быть самыми разнообразными.

3. Способы регулирования конфликтов

Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта. В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонентов, уровень нанесенного ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонентов, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта[1].

К. Томас[8] выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

— соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов. Заключается в навязывания другой стороне выгодного для себя решения. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике, более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов[8]. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Этот стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для участника и он обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое решение — наилучшее или чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять. Однако следует учитывать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества. Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Поведение человека, придерживающегося этого стиля, коротко можно описать словами: «Или все по-моему, или совсем ничего [10].»

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность; - наклон головы набок - пробуждение интереса; - быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться; - постоянное ...

— приспособление, означающее в противоположность соперничеству- принесение в жертву собственных интересов ради другого. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденная или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат или давление третьей стороны. Стратегия приспособления означает, что стороны действуют совместно, но при этом пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы. Специалисты считают, что иногда это — единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, или его переживания — более сильными. Но это также не означает, что необходимо полностью отказаться от своих интересов. Уступившая сторона просто как бы «забывает» о своих интересах на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, возвращается к их удовлетворению за счет уступок со стороны своего оппонента или каким-либо иным образом.

компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступки. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности, наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все. Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой. Позицию человека, придерживающегося этого стиля, коротко можно охарактеризовать словами: «Я уступаю немного, если Вы тоже готовы уступить [10].»

4 стр., 1694 слов

Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение на примере ...

... (семья, коллектив, фирма и т.д.), 5. технологии регулирования и разрешения конфликтов. Как видно, эти задачи носят не только теоретический, но в ... конфликта и суицидального поведения. Объектом настоящего исследования являются категории «внутриличностный конфликт» и «суицидальное поведение». Предметом исследования является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицидального поведения. ...

— избегание, обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, либо сторона просто не желает тратить время и силы на решение проблемы. Уход от решения проблемы или избегание является попыткой выйти из конфликта с минимальными потерями. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасания конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Это стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности иногда уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или можно будет вернуться к проблеме, когда уклоняющаяся сторона будет обладать достаточной информацией и желанием разрешить конфликт, или конфликт возник по поводу тех взаимоотношений, которые не стоит поддерживать.

сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Его преимущество в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, превращающее их из оппонентов в партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Как правило, такой подход способствует успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим», «Я пришел к Вам, чтобы решить нашу проблему [6].» Далее, проникая вглубь разногласий, следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем имеющиеся разногласия компенсируют друг друга. Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта. Однако такая стратегия требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

13 стр., 6047 слов

Конфликт как педагогическая проблема

... поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости" учеников. Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие: . профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ... как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое ...

Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных целей и т.п. Использование стратегии конкуренции, компромисса, улаживания и уклонения часто может вызвать к жизни ненужные трудности. Особенно тогда, когда пытаются доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить тон; делают вид, что все нормально или демонстративно уходят от конфликта, вместо того чтобы совместно найти решение проблемы, и т.п. В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения их использования. Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта. Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого участника [1]. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

4. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации

Итак, если разбираться в подлинных причинах конфликта, приходится тщательно анализировать всю цепочку взаимосвязей между событиями и людьми. Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, нетрудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем — вот лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся в судебной практике. Иной, но не менее разнообразной является мотивация групповых конфликтов: экономические трудности, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и многое другое. Столь же многообразны мотивы поведения государств на международной арене. Поистине мотивы конфликтов способны отразить всю сложность современной жизни.

Выводы

1.Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Возникает при столкновении несовместимых действий. Существуют четыре основных типа конфликтов: межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой.

2.У конфликтов существует несколько причин. Конечная причина всякого конфликта — это противоречие интересов между субъектами: индивидами, социальными группами или обществами. Любой конфликт есть форма выражения противоречия интересов. Важно определить причины конфликта. Зная причины легче предпринять какие-то конкретные меры для их устранения.

. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник.

6 стр., 2842 слов

Наркотическая зависимость как особый вид аддиктивного поведения. ...

... наркотическими средствами. Наркотическая зависимость как особый вид аддиктивного поведения. Причины развития Проблема зависимого поведения остается на сегодняшний день серьезным и неразрешенным ... «Я аддиктивным», сопровождается конфликт высокой тревожностью, беспокойствием на подсознательном уровне. Четвертый этап – «разрушение «Я» концепции». Аддиктивное поведение становится главенствующим, т.е. ...

Заключение

Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последнее время области психологии. Конфликт может иметь место между индивидуумами и между группами. Рассмотрев причины конфликта, его типы, можно прийти к способам разрешения. Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, испытывается напряжение, дискомфорт, соответственно наносится вред здоровью участников конфликта. Необходимо анализировать взаимосвязи между событиями и людьми. Учитывать причины поведения сторон в различных конфликтах, следует заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Итак, главное заключается в том, что каждому когда — либо приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся поведения людей в конфликтных ситуациях, средств их разрешения, а также управления ими.

Список литературы

.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина // СПб: Питер, -2008.

Полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой книги.

3.Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В.Дмитриев // Учебное пособие для студентов вузов Инфа-М., -2009.

Излагаются основные положения теории и практики конфликтологии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к решению острых общественных и личных проблем человека. Рассматриваются причины, психология и динамика конфликтов и основные приемы их разрешения.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов // СПб., -2005.

Содержание учебного материала представлено темами, которые включают в себя конспективное изложение общей теории конфликта, психологии и социологии конфликта, методические руководства по проведению практических и семинарских занятий на основе современных педагогических технологий. В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа по курсу конфликтологии.

5.Кибанов А.Я. <#»justify»>В книге излагаются основы конфликтологии, характеристика конфликтов, источники их возникновения и стадии развития, формы проявления, функции и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества. Трактуются вопросы предупреждения конфликтов, стратегии их разрешения. Рассматривается технология управления конфликтами, выбора оптимальных методов преодоления конфликтных ситуаций.

6. Корнелиус Х. Выиграть может каждый / Х.Корнелиус, Ш.Фэйр // Изд: Глобус <#»justify»>Авторы предлагают читателям простые и эффективные методы, применимые при разрешении конфликтов любого уровня. Основанные на последних достижениях психологии, психоанализа и социологии. Рекомендации по разрешению конфликтов.

7. Ратников <#»justify»>Пособие поможет обучению навыкам конструктивного разрешения конфликтов и эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Изучение конфликтологии реально помогает распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Оно дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, на работе, в бизнесе и личной жизни, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

9.Шеламова <#»justify»>10. Журнал / Курс дела / №14 июль 2008.