Контрольная работа
по теме: «Содержание, принципы и пути полового воспитания детей дошкольного возраста»
Содержание
Введение
1. Понятие полового воспитания
2. Содержание, принципы, пути полового воспитания
3. Половое воспитание дошкольников
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс воспитания подрастающего поколения связан с желанием получить результат. Ради конечного результата и разрабатываются теории, системы, технологии педагогики, которые затем проверяются на практике и утверждаются. Таким образом, цель воспитания — ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
С давних пор человек стремился преуспеть в деятельности, которой занимался. Но стоит внимательнее вчитаться в произведения русского фольклора — возникает образ разностороннего человека- доброго, веселого, трудолюбивого, сильного, смелого. Древние философы представляли человека средоточием добродетелей, а К.Марксом в «Коммунистическом манифесте» была развита идея всесторонне развитой личности. Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность-тот идеал воспитания, к которому нужно стремиться. Но в реальной жизни в одном человеке не могут быть в полной мере развиты все стороны его личности, это обуславливают множество факторов. Значит, эта цель является идеальной, нереальной. Но такая цель нужна, она является ориентиром на возможности человека, помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.
Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое, половое. Несмотря на то, что каждый аспект воспитания имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга.
От успешности решения задач полового воспитания сегодня зависит здоровье людей, их семейное счастье, подход к воспитанию будущих поколений, гражданская и трудовая активность людей и т.д.
1. Понятие полового воспитания
В широком смысле термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида. Но среда, окружающая человека, — явление чрезвычайно многогранное и динамичное, далеко не всегда ее влияния предсказуемы, планируемы или желательны. В более узком смысле (не в социальном, а в педагогическом) половое воспитание-процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. В этом случае половое воспитание предполагает наличие осознаваемых целей, программ, методов, конкретных ответственных исполнителей.
Человек как личность в системе социогенеза
... каждого, во всем его своеобразии и притом общезначимости. Люди по всему миру должны разбиться на отдельных людей – на личности – чтобы объединиться в человечество; культура – это выявленное в ... социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, ...
Часто в большей степени воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ. Прямо или косвенно на формирование личности влияют не только определенные лица, семейный и школьный уклад, но и улица, общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй.
Исходя из определения социализации Г.М.Андреевой, половая социализация — это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, связанного с полом по мере вхождения в социальную среду, а также систему социальных связей лиц мужского и женского пола; активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности. В отличие от узко понимаемого полового воспитания цели и программы половой социализации никем специально не формулируются, а сама она не предполагает конкретных ответственных исполнителей. Воспитание-это выработка той или иной активной позиции, которая должна стать ориентиром в социализации, в то время как социализация-процесс освоения существующего социального опыта. Воспитание и социализация — векторы единого процесса формирования личности.
Половое просвещение, как распространение знаний о физиологии и психологии пола может быть структурно связано и с социализацией, и с воспитанием. Так, получение знаний из случайных наблюдений, общения со сверстниками, знакомства с литературой ит.д. следует рассматривать как половое просвещение в структуре социализации. Любой другой способ информирования, имеющий целью ознакомление подрастающего поколения со связанными с полом сторонами жизни, является половым просвещением в структуре воспитания.
По мнению многих специалистов, дети должны знать о половых различиях к 2,5-3 годам, т.к. именно в этом возрасте подобная информация воспринимается без значительных переживаний, спокойно и естественно. К тому же, чем позже происходит знакомство ребенка с полом, тем оно для него труднее и тем более выражены в восприятии ребенка негативные стороны, эмоциональные искажения даже верной, но запоздалой и фрагментарной информации.
Одно из наиболее укоренившихся заблуждений состоит в том, что благодаря специфичности тематики, половое воспитание часто воспринимают едва ли не как противоположность нравственному воспитанию. Но даже если этого не происходит, часто приходится сталкиваться с тем, что на проведении полового воспитания сказывается зауженное, одностороннее понимание воспитание в целом как следствия накапливающихся в поколениях характерологических особенностей родителей. Необходимо понимать, что воспитание развивается не как действие на ребенка, а как взаимодействие с ним. Выработка установок маскулинности — феминности может быть успешной не тогда, когда взрослый просто вызывает ответную реакцию ребенка, а тогда, когда маскулинность — феминность взрослого и ребенка взаимодействуют и обуславливают друг друга. Таким образом, медицинские цели и задачи полового воспитания состоят в помощи подрастающему поколению по формированию сексуального здоровья как необходимого аспекта здоровья в целом.
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает ... основные функции обучения, тесно взаимосвязаны. В процессе различных форм физического воспитания дети получают знания, у них формируются двигательные умения и навыки, развиваются ...
На сегодняшний день в европейских странах принято различать три модели полового воспитания, воплощающие соответствующие типы моральных установок в отношении сексуальности: пермиссивная, рестриктивная, «золотая середина».
Пермиссивная (либеральная) модель предполагает сексуальность как важную жизненную ценность. Отсюда воспитание должно препятствовать «обрастанию» сексуальности чувством вины и помогать освобождаться от тревоги, которая, благодаря старым традициям, часто окрашивает связанные с полом переживания. Молодежь имеет право самостоятельно формировать приемлемые нравственные нормы, но единственной обязательной и культивируемой нормой является чувство ответственности за характер и последствия сексуальных отношений. Снабжение подрастающего поколения информацией о поле и сексуальности в свете этических и социальных ценностей берет на себя организованное воспитание, формирование нравственных установок как дело прежде всего семьи.
Рестриктивное (репрессивное) половое воспитание направлено на осознание представлений о маскулинности и феминности, семейных ролях. Различаются не только направленность (воспитание мужчины — воспитание личности, воспитание женщины — воспитание семьи), но и методы воспитания мальчиков и девочек. Знакомство детей с физическими признаками и проявлениями пола считается нежелательным, сведения о репродуктивных процессах преподносятся постепенно и осторожно на примере растений. Прежде чем у молодых людей не сформируется глубокое понимание сущности и важности семьи и брака, обсуждение со взрослыми процесса полового созревания, его трудностей, венерических заболеваний и т.д. не принято. Считается, что знания стимулируют интерес к сексуальности, а предостережения в этом случае имеют обратный эффект, поэтому никакое воспитание не гарантирует человека от совершения педофильных, гомосексуальных или насильственных действий. Гарантии такого рода может дать только обеспечиваемое родителями усвоение моральных норм.
Стратегия и тактика «золотой середины» призваны помочь избежать разочарований и причинения ущерба другим в сексуальных отношениях вообще и в семье, облегчить личностное и психосексуальное развитие, смягчить переход ко взрослой жизни. Общество, для которого любовь, брак, семья — предмет глубокого интереса, имеет право и обязано регулировать и ограничивать сексуальное поведение людей. Чем больше свободы предоставляется членам общества, тем более зрелы и ответственны они должны быть. Основной нравственный принцип сексуального поведения в браке или вне брака — любые типы сексуальных отношений морально приемлемы, если они соответствуют желаниям и установкам зрелых и морально ответственных людей, действующих без внешнего или внутреннего давления.
Принятие этих моделей регулируется индивидуальным отношением к сексуальности и половому воспитанию; между установками той или иной модели и реальным воспитанием всегда существует некоторый зазор.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий ... по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений ... сосредоточенно играть, пе- рёнося в свою деятельность полученное из игры-инсценировки дидактическое содержание и не ...
В нашей стране разработка проблем психогигиены пола и реализация этой разработки в форме полового воспитания осуществлялось в разные годы весьма неравномерно. Труды И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева уже содержали многие, не теряющие сегодня своего значения предпосылки объективно-научного изучения любви, пола и связанных с ним проблем. В 1920-30е гг. активно разрабатывались проблемы сексологии, детской сексуальности и полового воспитания. Так, Е.А.Аркин пытался квалифицировать многообразные формы проявления сексуальности у детей, П.П.Блонский также занимался вопросами детской сексуальности. Хотя фрейдизм как система у нас в стране не нашел распространения, отдельные его положения сказывались на позициях исследователей и педагогов. Так, А.С.Макаренко в своих теориях предостерегал против сотворения из полового воспитания «непоправимого фокуса», а также призывал не сводить половое воспитание только к раннему половому просвещению. В.А.Сухомлинский рассматривает половое воспитание как часть нравственного и призывает взрослых быть тактичными и осторожными при вмешательство в такую деликатную сферу личности. В 60-70-е гг. усиливается внимание к проблемам семьи, мере выполнения ею социальных функций, становится очевидной необходимость серьезной научной разработки проблем семьи, пола. И.С.Кон подчеркивал существование ряда условий изменения моральных норм, а также необходимость системной разработки проблем пола для педагогики.
Сегодня на помощь в осуществлении семейного полового воспитания направлена деятельность различных служб семьи, психологов и воспитателей в ДОУ. Внедрение полового воспитания осуществляется в соответствие с культурными и региональными особенностями, подготовкой кадров педагогов и воспитателей, обстоятельствами создания адекватной системы полового воспитания.
2. Содержание, принципы, пути полового воспитания
Основные усилия воспитателей направлены на выработку у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола, а главным его результатом является умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношениями полов. Поэтому врачи, психологи и другой персонал, участвующий в половом воспитании дошкольников должны уметь дать четкие и конкретные советы по общим и конкретным вопросам, возникающим у родителей и воспитателей. Для этого нужно обладать панорамным видением полового воспитания, которое, в свою очередь, предполагает знакомство с объемом и качеством содержания существующих программ, основными принципами полового воспитания и путями его проведения и дает возможность творчески, избегая догматизации и стереотипизации, осуществлять работу по половому воспитанию.
Содержание полового воспитания — это все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола.
Оно включает в себя ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и др.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...
Принципы полового воспитания определяют основы, на которых строятся половое воспитание в целом и позиции воспитателей. Так, существует ряд принципов:
— принцип реалистичности имеет ввиду построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, а не на основе «положительных» или «отрицательных» стереотипов обыденного здравого смысла;
— принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а поэтому должно учитывать актуальные для воспитываемого поколения футурологические перспективы;
— принцип активности определяет ответственность воспитателей за иммунизацию против негативных влияний и побуждает не ждать вопросов детей или проблемного поведения, а пользоваться подходящими ситуациями, создавать их, чтобы снабдить детей необходимыми сведениями и установками;
— принцип оптимизации задач диктует необходимость достаточно гибко и оперативно соотносить перспективные цели полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей;
— принцип выработки индивидуальных и социальных значений имеет ввиду, что дети должны не только узнавать об отношениях полов, но и вырабатывать индивидуальное эмоциональное отношение к ним, соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола;
— принцип адресности подразумевает, что половое воспитание — это не преподнесение всем одних и тех же догматизированных истин в застывшей форме. Проведение полового воспитания должно соответствовать уровню физического и психического развития, учитывать культурный уровень аудитории и проч.;
— принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения;
— принцип непрерывности характеризует динамику полового воспитания как непрерывного, последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего детства, и каждый его этап является базой для последующих этапов;
— принцип правдивости исключает ложные ответы , говорить нужно только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания;
— принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям и интересам ребенка, желание и готовность понять их и исключает подозрения;
— принцип чистоты предполагает отнюдь не сведение полового к его исключительно нравственной стороне, но нравственное наполнение данных о поле и отношениях;
— принцип понятности и ясности не сводит работу по половому воспитанию к упрощенчеству, а требует соответствия сведений этапу формирования личности ребенка.
Все эти принципы «работают» в той мере, в какой они определяют убеждения воспитателей и в какой половое воспитание реализуется на практике как неотъемлемая часть системы воспитания в целом.
Все пути полового воспитания связаны с передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации, научно-популярная литература. Пути полового воспитания опосредованы и персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается индивид и которые являются «проводниками» полового воспитания. Это не только родители, но и воспитатели, педагоги, сверстники, руководители детских клубов и организаций, деятели литературы и искусства, работники сферы массовой информации, т.е. люди, чьи взгляды могут оказаться в сфере внимания ребенка.
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного ...
... приемов формирования нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста на принципах веротерпимости. Объект исследования – веротерпимость как средство нравственного воспитания личности. Предмет исследования – ... полученные результаты. Разработаны рекомендации по организации работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Список литературы 1. Абакумова И. О ...
Первым по времени и наиболее близким к ребенку воспитателем является семья. Вклад матери и отца существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений членов семьи друг к другу и ребенку. Поэтому важны не только согласованность и единодушие родителей в отношении к ребенку и проявлениям пола у него, но и объективная соотнесенность половых ролей родителей, их характеров. Самые общие черты родительских установок связаны со стереотипами обыденного сознания, т.к. в поведении ребенка родители видят признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик и девочка.
Менее осознаваемой является зависимость поведения родителей от пола самого ребенка. Считается, что родители больше идентифицируют себя с ребенком своего пола и больше хотят быть моделью для него. Имеет значение, особенно в воспитании мальчиков, степень их маскулинности-феминности в глазах родителей: недооценка приводит к стремлению стимулировать маскулинность через сверхтребования, непосильные для ребенка и снижающие его самооценку, что чаще приводит к феминизации, чем к искомому усилению маскулинности. Важна также оценка родителями собственных маскулинности-феминности и динамики их развития.
В полной семье даже самые сдержанные родители не могут не демонстрировать ребенку стиль отношений между собой. Этот стиль информирует не только о моральной, но и о психосексуальной сторонах отношений между родителями и между людьми. Забота друг о друге, прикосновения, объятия и т.д. постепенно вводят ребенка в стиль отношений между мужчиной и женщиной.
Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Характерной чертой детской субкультуры является ее демонстративное противостояние «правильному» миру взрослых, иногда и пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить собственные нормы и ценности. Но сама по себе устойчивость традиций детской субкультуры, несмотря на борьбу с ними взрослых, заставляет предположить их существенность для детского развития. Дети подкрепляют друг у друга соответствующее полу поведение, а вызывающее отрицательное отношение сверстников поведение, не соответствующее полу, прекращается быстрее, чем подкрепляемое.
Роль и значение детской субкультуры в половом воспитании сколько-нибудь серьезно пока не изучены, но уже само допущение ее для развития личности могут избавить взрослых от многих неадекватных шагов в половом воспитании.
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
... выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения ...
В дошкольном организованном воспитании половое воспитание не представлено вообще, лишь некоторые воспитатели реализуют его интуитивно через дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентируя внимание на обязанностях мальчиков помогать девочкам, не обижать их и т.п. Т.А.Репина полагает, что способствовать дружбе между мальчиками и девочками помогают сюжетно-ролевые игры, но организация таких игр педагогом предполагает его участие, а при существующем положении в дошкольном образовании будет не хватать только одного участника — мужчины.
Литература и искусство являются специфическими средствами познания мира, содержательной осью которых является поиск смысла жизни и места человека в ней, они никогда не обходили стороной вопросов пола, сексуальности. Так, очень ярко полоролевые стереотипы отражались в русско-народном фольклоре. Воспитательное значение воспеваемой литературой и искусством возвышенной и романтической любви несомненно, т.к. создаются неограниченные возможности выработки позитивного отношения к полу. Средства массовой информации в современном мире образуют один из важнейших путей воспитания. Массовость аудитории, живость, разноплановость, вариации форм подачи и интерпретации делают их чрезвычайно привлекательными для детей и молодежи. Не только специальные передачи, посвященные вопросам пола, любви, брака, семьи, но и развлекательные программы могут служить целям полового воспитания. Однако массовость аудитории может обернуться и недостатком, когда искаженные смыслы распространяются «массовым тиражом». Т.о., система полового воспитания сегодня стремится к единству социализации, воспитания и просвещения. В процессе создания этой системы необходимо четкое и содержательное определение всех путей и проводников полового воспитания, выявления их воспитательной потенции. Половое воспитание не должно отставать от развития культуры, а должно соответствовать основным позитивным потенциям развивающейся культуры, систематически следовать им. Решая эти задачи, медицина и медицинская психология не должны лишаться основного своего предмета — охраны физического, психического, сексуального здоровья подрастающих поколений. Это требует соотнесения общих задач, путей и методов полового воспитания с закономерностями психосексуального развития, его возрастными особенностями.
3. Половое воспитание дошкольников
половой воспитание маскулинность феминность
Все исследователи единодушны во мнении, что первые 5-6 лет жизни — это тот период, когда формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Ребенок проходит путь от способности к общению до потребности в общении, выделяет себя из среды, осознает свое «Я» и к 6-7 годам начинает осмысливать свои переживания. Это возраст, когда адаптация преобладает над индивидуальностью, но и предполагает ее как необходимое условие. Даже в младенчестве могут быть выявлены различия в поведении мальчиков и девочек. От предпосылок психосексуальной дифференциации к сформированным половым ролям — таков путь дошкольника.
Связанные с полом различия обнаруживаются уже с первых дней жизни. Различия игрового поведения прослеживаются в 13 месяцев: игры девочек более пассивны. Различия в содержании и стиле игры существуют уже на 2-ом году жизни, а к 4 годам мальчики более маскулинны, чем девочки феминны. Кризис 3х лет протекает у мальчиков резче и конфликтнее.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ... значением. Задолго до научного осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общ. мысли. ...
Как уже говорилось, в дошкольном возрасте происходит становление половых ролей (идентичностей).
И.И.Лунин считает, что отправным моментом формирования первичной половой идентичности до начала речевого развития ребенка являются коммуникативные средства, используемые при общении с ним. В ходе половой идентификации ребенок и подыскивает названия для проявления пола, и наполняет обозначения пола конкретным содержанием.
Что касается сексуального поведения детей, то сюда войдут различные способы раздражения гениталий; поглаживание, царапание тела; сосательные движения; кусание губ и ногтей; ковыряние в носу; сквернословие; задержка дефекации и мочеиспускания; стремление причинить физическую или душевную боль и т.п., но в целом эти и другие проявления следует считать условно сексуальными. Сексуальность у ребенка представлена не целостным качеством, а его разрозненными элементами, а внешнее сходство поведения ребенка с поведением взрослых не означает идентичности мотивов и переживаний ребенка и взрослого.
В ходе формирования физической идентичности ребенок, начиная с раннего возраста, открывает различные части тела и знакомится с доставляемыми ими ощущениями. Телесное удовольствие от манипуляций с гениталиями младенец начинает получать не раньше 6-месячного возраста. Младенческая мастурбация встречается чаще у девочек и чаще всего проходит без каких-либо последствий. Стереотипность ее появления и преходящий характер заставляют думать о неравномерности созревания глубоких структур мозга, которую не следует непременно связывать с отклонениями, однако уместна консультация врача, если мастурбация к 2м годам сохраняется.
В младенчестве родители составляют основную среду обитания ребенка, от которого зависит развитие его психики. Если же ребенок вынужден находиться в условиях депривации, то его эмоциональный мир не получает необходимых стимулов к развитию, и ребенок рискует вырасти недостаточно способным к контакту, с какими-либо нарушениями психики (ощущение беззащитности, страха, тревоги и т.п.) Предпочтение матери младенцем начинается с 5-6 месячного возраста до 5-7 лет, когда происходит подготовка к более самостоятельной жизни. Наибольший же интерес вызывает не отдельное понимание миссии отцовства и материнства, а роль семьи, где обе эти миссии обретают конкретное выражение. Поэтому половое воспитание в семье — не просто сумма влияний взрослых на ребенка, а сложная система влияний взрослых и ребенка друг на друга. Такие влияния побуждают ребенка на этапе интенсивного полоролевого формирования к собственной активности, поисковому поведению.
Отношение к половому воспитанию дошкольников очень неоднозначно. Так, некоторые зарубежные исследователи считают, что современное половое воспитание, пытающееся привить ребенку взгляд на сексуальность как нечто нормальное и прекрасное, попросту не считается с тем, что ребенок может воспринимать сексуальность как нечто отталкивающее, и это может иметь для детской психики важную защитную функцию. В отечественных публикациях основное внимание сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков, избегании сексуальной стимуляции, важности этических норм, корректности демонстрируемых взрослыми отношений.
Говоря о половом воспитании, врач не может не дать режимно-гигиенических рекомендаций, причем значение их усиливается тем, что воспитывая детей в более благоприятных условиях, чем росли они сами, родители не всегда могут соблюсти необходимую меру в уходе за ребенком. Сведения о темпах полового развития должны даваться так, чтобы представления родителей о развитии не вели к самостоятельной гипердиагностике и домашним мерам. Оптимальный возраст для обучения навыкам опрятности — 1-2 года. Примерно в 1 год нужно знакомить ребенка с горшком. На 2-3 году жизни ребенок изучает свое тело при любом обнажении; здесь необходимо спокойное, дружелюбное, без гнева отвлечение, разъяснения при вопросах ребенка предупреждают избыточную фиксацию на этом. Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они никоим образом не исчерпывают полового воспитания. Очень важно естественное и спокойное отношение взрослых к телу и телесным отправлениям.
Половое воспитание российских школьников
... отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего ... способности быть полноценными родителями. Половое воспитание — система медико-пси хологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного ...
Необходимые сведения о поле ребенок должен получать по мере проявления к ним интереса. Детскую любознательность подавлять не нужно, а в семье всегда должны быть готовы ответить на вопросы ребенка. Желательно с раннего возраста приучать детей к медицинским терминам, точным и свободным от эмоциональных окрасок. Лишь разговаривая с ребенком искренне и правдиво, родители могут создать у него иммунитет против влияния уличных «воспитателей». Держать ребенка «под колпаком» нельзя, да и не нужно, но в то же время навязывание ребенку нелестного мнения о сверстниках могут влиять на его отношение к группе и положение в ней.
Особо остро вопрос о маскулинности и феминности в воспитании стоит в случаях, когда ребенок выделяется в среде сверстников своими достоинствами или недостатками. Каждый ребенок должен чувствовать, что он — равный среди равных.
Заключение
Таким образом, половое воспитание должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно превращается в перевоспитание, которое не может компенсировать упущенное.Половое воспитание дошкольников разворачивается в возрасте максимальной восприимчивости детей, в период становления половой идентичности и полоролевого поведения. Оно прямо связано с формированием личности, подготавливает ребенка к преодолению трудностей, гармонизируя взаимоотношения общечеловеческого и полового в структуре развивающейся личности.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т4[Текст] /Л.С.Выготский. — М.:Просвещение, 1984.
2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. [Текст] /Д.Н.Исаев, В.Е.Каган. — Л.: Медицина, 1988.
3.Кон И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С.Кон. — М., 1981
4. Лунин И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка [Текст] / И.И.Лунин.-Л., 1985
5.Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] / — А.В.Петровский //Вопросы психологии. — 2008.-№4.-с.15
6. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Текст] /Т.А.Репина //Вопросы психологии.-2008.-№4.-с.62.
Размещено на