Копылова Т. Р

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

«Понятие неориторики. Причины возрождения риторики в 20 веке. Риторика США и Японии»

Выполнил:

Студент группы 28-11 ИИЯЛ

Павлова А. С.

Проверил:

к. филол. н., доцент

Копылова Т. Р.

Ижевск, 2012

Введение………………………………………………………………………………………2

1. Причины возрождения риторики в 20веке ……………………….……………………….3

2. Понятие неориторики ………………………………………………………………………6

3. Риторика США………………………………………………………………………………10

4. Риторика Японии…………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………………15

Библиография…………………………………………………………………………………16

1 Введение

Слово — это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, «дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…» Риторика помогала и помогает человеку продвинуться по карьерной лестнице. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Именно риторика дает ответ на эти вопросы.

2 стр., 688 слов

Риторика_20 век

... исследователей, пре- подавателей и учителей риторики, ежегодно проводится международная конференция по проблемам риторики. Современная риторика — это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном ... прави- ла, если их соблюдать, делают наше общение более эффективным. Взрослый человек в процессе обучения и размышления над собствен- ной коммуникацией может повысить ...

Рито́рика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Риторика возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3-2 вв., в Риме с 1 в. до н. э. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, а в зависимости от использования этих средств — о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.

На протяжении многих веков общество менялось, с ним менялась и риторика. В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах).

Риторику (в широком смысле) называют неориторикой. В своей работе я подробнее рассмотрела это понятие, риторику США и Японии, а также причины возрождения риторики в 20 веке.

2

1. Причины возрождения риторики в 20 веке.

Приблизительно в середине 19 века начался кризис риторики, который завершился лишь в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Несмотря на это, в 1920-е гг. в России предпринимались попытки возрождения теории ораторского искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова с участием С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского и других, функционировала лаборатория публичной речи К. А. Сюннеберга. Однако риторическая инициатива не получила поддержки официальных кругов. Риторика как носитель дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как носителю хороших качеств.

На Западе эпохой упадка риторики стала эпоха Просвещения. В Средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного. Но уже в 18 веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине 19 века она фактически перестает существовать.

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы — как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до18 века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Ослабление позиций логики вело к тому, что логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей — важнее стала апелляция к чувству, а не к логике.

14 стр., 6563 слов

Кризис психологической науки на рубеже XIX-XX веков, его причины и следствия

... же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на ... В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация, ... во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во ...

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

Причины психологического характера: с конца 19 века меняется концепция

3

человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужен кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии — все это привело к смене концепции человека. Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим дифференцированного подхода — словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Людей стало нужно убеждать, причем всех. Убеждать необходимо в демократических государствах при выборах, в условиях политической жизни и борьбы — политикам надо учиться убеждать людей в своей правоте.

Есть и экономические причины, способствовавшие возрождению риторики: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Кроме того, 20 век принес и изменения в отношении к труду — люди начинают больше ценить интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать.

Ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию догматической, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Лишь в первой половине 20 века под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества были выдвинуты новые требования к речевой практике.

Риторика была востребована содержанием всех составляющих нового информационного взгляда на мир. Что касается массового общества, то главное его свойство – отсутствие иерархии общественных слоев. Ни художественная словесность, ни язык аристократии уже не служат образцом для общества. Возникает дефицит образцов, а с ним и дефицит общественной координации. Общество как никогда заинтересованно в окультуривании дискурса – поля общественной коммуникации. Взять эту роль на себя может только риторика. Сделать язык общим достоянием может только наука о том, как эффективно пользоваться языком.

4

Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику, в тех или иных вариантах она преподавалась в образовательных системах США, Великобритании, Германии, Франции, других странах Европы. Между тем 20 век стал веком рождения наук о речи, ее механизмы изучали лингвисты Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия. Сложилась система наук о речи, в какой-то степени компенсирующих утрату риторики и обогативших ее. Что касается психолингвистики, теории коммуникации, семиотики, герменевтики, социолингвистики и других новых теорий, то они дали основу возрождению древней науки в виде неориторики.

5 стр., 2339 слов

Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...

... “частей окружающего мира”, может быть материальным или идеальным. Образ автора и вид речи. Риторика предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой общепринятый ... большими различиями между языками и народами. При изучении риторики какого-либо языка следует учитывать следующее: 1. Вид речи (вид словесности) – черты образа автора, задаваемые этим видом ...

Таким образом, благодаря кризису, который претерпела риторика, в 20 веке возникла новая риторическая наука, обогащенная различными концепциями.

5

2. Понятие неориторики

Неориторика (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или новая риторика – это современная философская и филологическая теория.

Неориторика сформировалась главным образом под влиянием методологии структурализма в антропологии (К. Леви-Строс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), семиотике (Л. Ельмслев), в полемике с традициями культурно-исторической школы и эстетикой экзистенциализма. Важнейшей предпосылкой неориторики стала риторическая теория диалога М. М. Бахтина, в наиболее содержательной форме объяснившего понятие риторики литературного произведения.

Наиболее общие теоретические принципы неориторики («новой критики способности суждения») сформулированы Р. Бартом. Её внимание сосредоточено на проблемах структурно-риторического строения произведений (Р. Барт), риторики повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, Ж. Женетт, К. Бремон), риторических особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров).

В работах С. С. Аверинцева, посвященных речевым практикам византийской культуры, было сформировано понятие «риторики культуры».

Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин и разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика означает расширение области знаний, подключение многочисленных понятий и сфер деятельности. Ближайшее окружение

6

неориторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. На протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования. Как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление механизмов нюансированного воздействия. В отличие от лингвистики риторика имеет дело только с речью, а не с языком.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из ... качественно более низкого уровня сформированности всех речевых функций, речевой системы в целом. Под понятием «общее недоразвитие речи» понимается форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех ...

Неориторика оформляется в 50-х гг. В частности, в 1958 г. выходит труд Х. Перельмана и Л. Олбрехт-Титекы «Новая риторика: Трактат об аргументации». Эта работа знаменует собой начало нового этапа в развитии риторики. После нее интерес со стороны ученых к этой науке все более возрастает. Следует подчеркнуть, что неориторика не отрицает достижения классической риторики, а пытается их переосмыслить и исследовать механизмы влияния в различных типах сообщений.

Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух».

На сегодняшний день риторика представляет собой настолько пестрый направление исследований, что охватить все ее ответвления практически невозможно. Однако можно предложить определенную типологию современной риторики, которая

7

основывается на общих принципах понимания предмета этой дисциплины ее представителями. Данная типология выделяет два главных направления в неориторици с такими условными названиями:

1) аргументативная риторика (представлена ​​работами И. А. Герасимовой, Р. Гроотендорста, Ф. ван Еемерена, А. А. Ивина, А. И. Мигунова, Л. Олбрехт-Титекы, Х. Перельмана, С. Тулмина, Д. Уолтона, Ф. С. Хенкеманс и др.)

2) лингвистическая риторика, (представлена ​​работами Р. Барта, У. Эко, Ж. Дюбуа, Ф. Еделин, Ж.-М. Клинкенберг, Ф. Менг, Ф. Пир, А. Тринон, Ю. М. Лотмана, Цв. Тодорова и др.)

Аргументативная риторика — это направление неориторики, исследующее различные способы аргументации, обоснования в публичных выступлениях.

14 стр., 6558 слов

Теория речевых актов и ее место в современной лингвистике

... в теории языка и речи А. Гардинера и Э. Бенвениста, в теории высказывания М. Бахтина, в психологической теории деятельности Л. Выготского, в логико-философской теории речевых актов ... убеждения. В современных исследованиях по риторике комплимент включается в систему жанров эпидейктической речи.  Цель настоящего исследования – выявить специфику речевых актов похвалы/комплимента в русской и ...

Лингвистическая риторика — это направление неориторики, исследующее разнообразные средства выразительности и убедительности речевых сообщений и пытается экстраполировать их на другие типы знаковых систем.

В целом, в неориторике соединяются как бы две риторики:

1) риторика межличностного общения, опирающаяся на идеи сотрудничества и принципы вежливости;

2) риторика текста, оперирующая такими принципами, как уместность, ясность, точность и выразительность речи.

Особенности современной риторики, риторики конца 20 века:

1) риторика существует как наука о речевом бездействии;

2) она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на

8

новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

9

3. Риторика сша

На Западе эпохой упадка риторики стала эпоха Просвещения. Ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию догматической, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Лишь в первой половине XX в. под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества были выдвинуты новые требования к речевой практике.

Возрождение риторики в 20 веке началось в США. Его связывают прежде всего с деятельностью И. А. Ричардса и К. Берка. Труд И. А. Ричардса «Философия риторики» (1936 г.) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К. Берка (в частности, «Риторика мотивов») повысили значение литературной риторики.

Проблематика новой риторики выражалась в работах американских теоретиков пропаганды Г. Лэсуэлла, У. Липпмана, П. Лазарсфельда, К. Ховланда и основателей управленческой дисциплины «связи с общественностью» А. Ли, Э. Бернайза, С. Блэка и Ф. Джефкинса. Поскольку риторика рассматривалась как эффективный инструмент манипуляции общественным мнением (инструментом социальной власти), то с самого начала риторического возрождения в США акцент делался на риторику средств массовой коммуникации. Особое значение уделялось деловой риторике (ведение переговоров, убеждение партнера и т. д.).

3 стр., 1114 слов

Риторика 1.Подготовка публичного выступления

... модель поведения. Способы определения цели публичного выступления следующие: Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей. Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, ... сформулировать ожидания оратора. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею. Выдвинуть тезис; тезис ...

По уровню проникновения практической риторики в общественную жизнь США можно назвать риторической сверхдержавой.

Современная риторика занимает особое место среди гуманитарных наук в США. Ей принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания, и в системе учебных предметов (от школы до университета включительно).

Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением» (О. Брынская).

Она насущно необходима в культуре массовой информации и массовой коммуникации, в мире масс-медиа, и, естественно, занимает там самый верх «пирамиды знания». Риторика в США не просто наука, но как бы предмет государственной идеологии, а потому насаждается, направляется и охраняется.

10

Риторика в американской школе как общее учение о целесообразном построении речи включает знания о нормативности речи (орфографию и орфоэпию в том числе) и грамматику. Центральный предмет подготовки по родному языку в США — именно риторика. В американских учебных заведениях, как и в теоретической американской филологии, риторика понимается (как и в античности) как наука (science) и как искусство (art) — знание, превращающееся в действенное умение (skill).

Соответственно ведется и риторическая подготовка. Распространены специальные курсы практически-подготовительного содержания и определенные формы учебных занятий и досуга студентов колледжей и университетов. Так, например, в Калифорнийском университете (Беркли) предусматриваются постоянные (во время уик-эндов) встречи студентов с преподавателями и администрацией факультетов для обсуждения конкретных тем или свободной беседы; в университетском кампусе существуют две знаменитые специальные организации для проведения дискуссий — Дискуссионный круглый стол и Университетский круглый стол; к участию во второй из них допускаются все желающие, в первой — только наиболее компетентные; дискуссии проводятся по актуальным социальным и политическим проблемам. В США выходят сотни работ, касающихся как теории, так и практики риторики.

11

4. Риторика Японии

Весьма своеобразна и удивительно интересна риторическая культура современной Японии. В предисловии к книге «Как быть вежливым по-японски» (1987) ее авторы, профессора японских университетов Осаму и Нобуко Мицутани, выражают мнение, что главная особенность речевого этикета японцев—повышенное внимание и чуткость к собеседнику— послужит для создания основ общения будущего. Они пишут: «Внимание к другим будет важнейшим фактором коммуникации будущего, а речевая вежливость в Японии по сути является именно выражением такого внимания» (Мizutani O., N. 30 How to Be Polite in Japanese.—Tokyo, 1987.—P. 3).

Причиной возникновения этой черты японской речевой культуры была своеобразная жизнь японцев: поколение за поколением люди жили замкнутыми группами при весьма тесном контакте друг с другом. В 40-е годы нашего века в Японии вследствие целого ряда причин, связанных с изменением стиля жизни, ее демократизацией, развитием языковых контактов внутри страны и с представителями иных культур, научно-техническим прогрессом, возникает своя риторическая теория, получившая название «теория языкового существования». Она исследует, какие формы принимает речевое общение между людьми, каким правилам подчиняется речевое поведение человека.

2 стр., 712 слов

38. Интонация, паузы и их значение в ораторской речи

... эмоциональную ауру, вхождение в которую заменяет для слушателя мыслительные операции. Интонация ораторской речи обычно сопрягается с проблемами ритма, без которого целостное, продуманное в своей ... минимализации ее воздействия, а зачастую и к нулевому эффекту выступления. Интонационное оформление речи в эмоциональной ситуации обозначается термином эмфаза. Под эмфазой понимают ритмико-интонационное ...

Японская риторическая теория, названная ее авторами «Языковое существование» (Гэнго сейкацу), широко развита в настоящее время как в науке, так и в преподавании и, главным образом, в практическом применении.

Появление этой широкой дисциплины обосновывалось в 50-е годы тем, что единственным ресурсом экономического развития являются культура и интеллект. Для развития интеллекта нужна реформа в области речевой деятельности и языка, вокруг этой программы необходимо сосредоточить духовные усилия народа и возродить патриотизм. Для этих целей были предприняты следующие действия.

Реформа форм вежливости. Эта реформа состояла в том, что на место сословных форм вежливости вводились общенациональные внесословные формы вежливости, выдержанные, однако, в японской традиции, хотя и предполагавшие некоторое упрощение феодальных форм вежливости. Реформаторы стремились этим создать ситуацию душевного комфорта для каждого японца и для японского народа в целом.

12

Японцы считают, что правильное этикетное обхождение, способствуя душевному комфорту, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда.

Реформа языка массовой информации предполагала устранение редких иероглифов. Свобода выражения мнений должна быть вмещена в определенные лексические рамки, позволяющие объединить японскую нацию в языковом и моральном смысле слова.

Было усилено внимание к исследованиям истории японского языка. Составлялись и продолжают активно составляться исторические словари японского языка.

Исследуется общий процесс речевой коммуникации.

Особым предметом является изучение речи отдельных людей.

Выделенные отдельно траты времени на речь анализируются с точки зрения активных (говорение и письмо) и пассивных (чтение, слушание) речевых действий и далее анализируются траты времени на СМИ, документы, художественную литературу, беседы и т.п. Так становится возможным составление балансов между разными видами речи.

Принимаются меры к активизации речевой деятельности.

Разрабатываются различные формы поддержания отношений.

Особое внимание теория языкового существования уделяет документам и документным формам с целью усовершенствовать способы подачи необходимой информации. Информация в документах должна быть исчерпывающей и легко читаемой.

Большое место теория языкового существования уделяет книгоизданию, библиотекам, каталогам библиотек, автоматизации библиотечного обслуживания и доступности библиотечного обслуживания.

Поощряется различным образом через школу, через профсоюзы самодеятельное литературно-художественное творчество.

Особое внимание уделяется СМИ. Создан широчайший выбор программ телевидения и радио, поощряется выпуск газет и журналов.

32 стр., 15792 слов

Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...

... Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже ... учениками экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, изложенную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). В этой ... культуры, опосредованного общением. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода такими орудиями, оперируя которыми, ...

Особое внимание теория языкового существования уделяет школе. Весьма значительный

13

процент молодежи, вероятно, самый большой в мире, получает высшее образование.

Высшее образование получило большой престиж и во многом стало внесословным и не зависящим от уровня благосостояния семей.

Дошкольное воспитание имеет сильную поддержку телевидения в виде мультфильмов. Эти мультфильмы по содержанию не агрессивны, развивают сентиментальные качества личности, создаются, как правило, средствами компьютерной анимации. Развита сеть дошкольных детских учреждений разного характера.

Значительное внимание японское общество уделяет компьютеризации. Элементная база японских компьютеров является, по-видимому, лучшей в мире. Периферия компьютеров постоянно пополняется новыми изобретениями и новыми модификациями, с лучшими свойствами.

Японская теория языкового существования связана с пропагандой японского патриотизма. Патриотизм мыслится не как военное преимущество, а как превосходство японского интеллекта, нравственных качеств народа, внутреннего порядка и трудолюбия. Благодаря такому типу состязательности Япония распространила свое влияние на страны Юго-Восточной Азии и стала второй мировой державой по уровню производства и торговли.

14 Заключение

Риторика испытала кризис, но возродилась. Появились не только школьные учебники по риторике, но и научные труды. В тоже время ее преподают не только в общеобразовательной средней, но и в высшей школе, особенно на гуманитарных факультетах; открываются кафедры, издаются труды, учебные пособия, и все это, разумеется, требует более или менее четких и однозначных теоретических обоснований. Современные теории речи, несомненно, второй источник теоретического укрепления риторики, что подтверждено появлением неориторики и ее изучением. Во многих странах действуют жесткие тесты по культуре языка, по которым аттестуются государственные служащие, в сфере обслуживания. Разные страны пошли по своим путям развития риторики, приспособив ее под новые потребности современного общества. Менталитет, безусловно, оказывает большое влияние на риторику той или иной страны. Также нужно отметить, что неориторика не отвергла результатов, полученных в русле античного направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи.

15 Библиография

1. Большая советская энциклопедия. -М., 1974

2. Волков А.А. Основы русской риторики. -М., 1996

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2003

4. dic.academic.ru

5. ru.wikipedia.org

6. genhis.philol.msu.ru

16