Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный университет»
Институт математики и компьютерных наук
Кафедра алгебры и математической логики
Процесс развития личности и факторы, влияющие на него. Взаимовлияние внутренних и внешних, стихийных и управляемых факторов
(Семестровая контрольная за 1 курс)
Работу выполнила
Кукарских Ксения Андреевна
1 курс, гр. 25 ПОМО 132
Научный руководитель
Болтунова Любовь Михайловна
Тюмень, 2013
Содержание
Введение 2
1.Процесс развития личности 3
1.1Понятие личности 4
1.2.Развитие личности как процесс 5
2.Факторы, влияющие на развитие личности 6
2.1.Внутренние факторы 6
2.2.Внешние факторы 7
2.3.Управляемые факторы 8
2.4.Стихийные факторы 9
3.Взаимовлияние факторов 10
3.1.Взаимовлияние внутренних и внешних факторов 10
3.2.Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен. Но при этом очень интересный и мало изученный. Рассматривается он приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация – разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности». Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков
... придающая особое значение социальной ситуации развития в становлении личности; а также системный подход в психологии, направленный на комплексное изучение различных факторов отклоняющегося поведения (Перре М., ... и конфликтов в подростковой среде. Целью данной работы является исследование психологических факторов развития агрессивности у подростков и способов его коррекции. Исходя из выше изложенного, ...
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей – это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
- Процесс развития личности
- Понятие личности
Прежде всего, чтобы раскрыть понятие процесса развития личности нужно сначала понять, что такое личность.
Итак, в психологии личностью называют человека – носителя сознания. Другое определение говорит о том, что личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но что же включают в себя эти определения понятия личности?
В понятие индивида входят общие качества человека, как биологического вида, а понятие личности тесно связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В ней существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. За это отвечают уровень развития творческих возможностей человека, его способности, знания и умения, его эмоционально-волевые и интеллектуальные качества.
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, ищет возможности актуализации своих способностей.
- Развитие личности как процесс
Теперь нужно раскрыть понятие процесса развития личности. Для этого определим, что такое процесс и дадим определение развития.
Процесс – это динамика, течение. Развитие – это реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Развитие личности как процесс – это описание происходящей динамики, его этапов и механизмов. Процесс развития личности многолик и сложен: развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, может быть следствием учебы или тренировки, может быть результатом разрешения внутренних противоречий, или результатом формирования. Но в нем есть свои закономерности.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само ...
Например, развитие происходит в единстве биологического и социального в человеке. Так же оно происходит посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.) и в ходе деятельности. Важно то, что развитие проходит не равномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейного движения от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход кругов количественных изменений в качественные, преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
- Факторы, влияющие на развитие личности
- Внутренние факторы
К внутренним факторам, влияющим на развитие личности, относятся: наследственность, собственная активность личности, реализуемая в деятельности.
Рождаясь, человек наследует от своих родителей, предыдущих поколений общие особенности человеческого рода и индивидуальные качества.
Наследственность – восстановление у потомков биологического сходства с родителями.
Человек как часть живой природы наследует, прежде всего, задатки типа нервной системы, на базе которых формируются тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический).
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.
Как свидетельствуют данные физиологии и психологии, врожденными у человека есть не готовые способности, а только потенциальные возможности для их развития, склонности к определенной деятельности, то есть задатки (Задатки — врожденные анатомо-физиологические качества индивида, естественная предпосылка его развития).
Чем сильнее обнаруживаются специальные задатки, тем лучших результатов может добиться человек в их развитии.
Для того чтобы развивать свои способности и специальные задатки нужно активно участвовать в какой-либо деятельности.
Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека
... быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его ... большого числа трудящихся. 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к ...
Активность – это важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.
Активность подразделяется по трем параметрам: 1) скоростной; 2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе); 3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).
В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую.
Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.
Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.
- Внешние факторы
Внешними факторами, влияющими на развитие личности, являются природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, а также общение.
Природная и социальная среда являются также стихийными факторами, поэтому о них позже, как и о воспитании, которое относится к управляемым факторам развития личности. Итак, остается коллективная деятельность и общение.
Коллективная деятельность – это процесс какой-либо деятельности, который осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей. В процессе коллективной деятельности происходит как самообучение, так и взаимообучение учащихся.
В коллективной деятельности происходит общение.Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения, и характер отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
- Управляемые факторы
Из всех факторов управляемыми являются воспитание и самовоспитание.
Воспитание представляет собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Но его часто отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация – процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
ДКР по пенитенциарной психологии 2 вариант 1.Принципы изучения ...
... личности и среды осужденных. 2.Понятие принципов ...................................................... 1. Принципы изучения личности и среды осужденных Личность осужденного ... психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, ... характер осужденного, особенности темперамента, уровень развития способностей, воли, логического мышления, эмоциональной сферы, ...
В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
- Стихийные факторы
Стихийными факторами развития личности считают влияние природной среды и общества.
Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К социальной среде относятся характеристики, такие как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и многие другие.
Для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались. Способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.
- Взаимовлияние факторов
- Взаимовлияние внутренних и внешних факторов
Внутренние факторы – это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности.
Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.
Заключение об уровне психического развития ребенка первого полугодия жизни
... предметов). Подпись Заключение об уровне психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка_______Возраст__________Дата обследования___________ Развитие общения Инициативность (высокая, средняя, слабая, ... Подпись Образец составления заключения по данным диагностики психического развития ребенка второго полугодия жизни Фамилия, имя ребенка: Женя С. Возраст: 9,01. ...
В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.
- Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов
Стихийные факторы развития личности – это общение, природная и социальная среда. Управляемые – это воспитание и самовоспитание.
Среда человека издавна является объектом научного исследования. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний. Путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И. С. Кон) является одним из направлений косвенных воспитательных влияний. При таком подходе становление ценностных ориентаций происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого ребенка в специально педагогически организованной среде.
Путь через влияния среды с позиции социального воспитания — это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка. Большое значение для понимания сути того, что называется опосредованным управлением, имеет структурно-функциональный подход, позволяющий представить опосредованное управление в виде «подбора» надлежащих параметров среды или «приготовления» нужной среды, в которой система ведет себя необходимым образом.
Зная это, мы можем сказать, что воспитание не может обходиться без общения, а значит и без социальной среды. Таким образом, взаимовлияние стихийных и управляемых факторов очевидно.
Заключение
В педагогике и психологии выделили три основных направления сущности личности: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Биологическое направление говорит нам о том, что человек это природное существо и все его действия обоснованы инстинктами и биологическими потребностями. Социальное направление не отрицает биологическую сторону человека, но считает, что в процессе своей жизни человек социализируется за счет социальных групп с которыми он общается. Биосоциальное направление предполагает, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Но разделение личности на такие направления ни как не может объяснить развитие личности и, тем более, поведение.
Поэтому в современной педагогике личность рассматривается как единое целое, и все направления связаны между собой. И, следовательно, возникает ряд противоречий, который обусловлен факторами развития личности.
Список литературы
- Н. М. Борытко Категория среды в воспитании: //borytko.nm.ru/papers/sreda.htm
- Педагогика – Зайченко И. В.://uchebnikionline.ru/pedagogika/ pedagogika_-_zaychenko_ib/pedagogika_-_zaychenko_ib.htm
- «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского.»Просвещение», Москва, 1983 г.
- ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.