Психология в рекламе 3

ГОУ ВПО «Донской государственный технический университет»


Заочная форма обучения

Студент: Ящик Ю.А.
Группа: ГВРМ-11 Шифр __102 030______

(номер зачетной книжки)

Контрольная работа № 1
По: «Психология в рекламе»

Тема: Рекламная деятельность как творческий процесс
Руководитель: Ежак Е.В.
за ___1___курс

Содержание
1. Введение

2. Понятие творчества и творческих способностей

3. Характеристика творческого процесса

4. Вдохновение как фактор творческой деятельности

5. Методы генерации идей в рекламном бизнесе

6. Заключение

7. Список литературы
Введение

О важности рекламных коммуникаций активно говорили уже в начале прошлого столетия, когда обсуждали возможные стратегии рекламы, создавали сообщения, призванные привлечь покупателя. Именно тогда, в

20-х годах ХХ века, создатели рекламы обратились к сравнениям, начали создавать стили рекламы, напоминавшие произведения оригинального искусства. В результате многолетних тестирований рекламы появились первые серьезные труды, описывающие характеристики рекламных сообщений. В 30--40-х годах появились первые результаты многолетнего тестирования рекламы, возникли обоснования принципов и законов рекламы, в частности невозможности сомнительного предоставления сведений, необходимости четкого описания характеристик и свойств товара или услуги. Позднее специалисты по рекламе уже конкурировали друг с другом в искусности и изящности слоганов. В 50-х годах заработало уникальное торговое предложение (УТП), а 60-е вошли в историю как эра творческого подхода, ознаменовавшаяся привнесением в рекламу максимального драматизма, участием в рекламных кампаниях выдуманных персонажей, влюбивших в себя публику и, таким образом, увеличивших торговый оборот компаний-производителей.

7 стр., 3067 слов

Анатомия цнс Факультет — психология; Курс — 1; Семестр- 2; Читает — Ходжайова г. К.; Год — 2006. Введение

НС человека представлена головным и спинным мозгом (ЦНС), спинномозговыми и черепными волокнами, узлами и периферическими нервами (периферическая НС) — см. схему. НС обеспечивает 1 - восприятие раздражений, падающих на организм (чувствительное звено); 2 - анализ и переработку поступающей информации (центральное звено); 3 - ответную реакцию в виде возбуждения органов или их систем вплоть до ...

Не менее значимыми для рекламы стали 80--90-е годы двадцатого столетия. Благодаря телевидению, радио, наружной рекламе, а позже и сети Интернет реклама достигла невиданных высот. Элементы конкуренции, точность и выразительность слоганов, характерность рекламных образов, уход от стандартов и эротизм, а главное многомиллионные рекламные бюджеты стали началом освоения сознания потребителя. Реклама превратилась в искусство. Как любое полотно художника, рекламное сообщение притягивало, и будет притягивать к себе внимание потенциального потребителя.

Творческая идея всегда являлась важной составляющей процесса создания рекламы, но с каждым годом с ростом конкуренции между производителями товаров и услуг ее значение росло, приобретая грандиозные масштабы. Хорошая идея в настоящее время может приносить огромные доходы компании, рекламу которой будут помнить, а ее составляющие — образы, персонажи, солганы — помнить наизусть. Но в то же самое время творческая идея, выбранная неудачно, ведет к краху, многомиллионным потерям, невосприятию, а порой к негативному отношению со стороны потребителей.
1 Понятие творчества и творческих способностей
Понятие творчества
«Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно — исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

10 стр., 4677 слов

Особенности творческого процесса

... особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, ... разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, ...

Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.[1][4]

3 стр., 1043 слов

развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

... процессе обучения биологии; 2. Охарактеризовать развитие творческого мышления в обучении биологии. ГЛАВА 1. Развитие творческого мышления в процессе школьного обучения. Творчество ... происходит только в деятельности, носящей творческий характер; - формирование творческой индивидуальности зависит от ... художественное и производственное творчество. Принципиальное значение для решения исследуемой проб­лемы ...

Структура творческой деятельности

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.[2][5]

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.

Это — процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

Этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов — то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... начало формированию культуры как особого мира человека. Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного ... имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Одним из таких приемов ...

Можно выделить также и основные звенья творческого процесса: столкновения с новым; творческой неопределенности; скрытой работы;

эврика; развития решения; критики; подтверждения и воплощения.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

Творчество не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. У разных людей состояние вдохновения имеет разную про­должительность, частоту наступления. Выяснено, что продук­тивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряжен­ной работы. Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко  — взгляд людей на мир.

Мышление и творчество

Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных).

Предпочтение отдается первому.

Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности: беглость, гибкость, оригинальность, степень детализации.

Мышление можно разделить на три вида:

— мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей — это логическое мышление;

-мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач.

... характера. 7. Виды, уровни развития способностей. 8. Способности и эффективность профессиональной деятельности Тема 5. «Эмоционально-волевая сфера личности ... Влияние меньшинства. 3.4. Влияние группы на деятельность и мышление индивида. 3.5. Влияние группы на восприятие ... активность. 2.5. Адаптация – сплоченность. 2.6. Принятие решения – интегративность. 2.7. Идентификация – референтность. 3.Групповые ...

-дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.

Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, то есть иначе творчество — это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.

Закономерности моделей интуитивных решений:

1. Интуитивное решение возможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.

3. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.

4. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.

5. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе его осознаваемая часть.

6. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.

8. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, — чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.

9. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.

Понятие творческого мышления

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... ДЕЙСТВИЙ ГАЛЬПЕРИНА 7 6. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ, СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА 8 7. ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 9 8. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 10 ... 9. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ ...

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т. д.

Некоторые мыслители считают, что творческий стиль мыслительной деятельности — это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи без исключения всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности. Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как предмет существующей системы воспитания и обучения.

Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности.

Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность.

Не лишено вероятности предположение, что сопротивляемость «шаблону» может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.) или личностными образованиями.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем че­тырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказывае­мых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новиз­не. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скры­тые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность про­дуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в част­ности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Более подробно можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

1. Зоркость в поисках.

В потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного» — это нечто большее, чем наблюдательность.

2. Способность к свертыванию мыслительных операций.

В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.

3. Способность к переносу.

Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т. е. умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий — это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

4. Боковое мышление.

Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить — надо думать скоро». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

5. Цельность восприятия.

Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями»). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

6. Готовность памяти.

Когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти — это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

7. Гибкость мышления.

Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

8. Гибкость интеллекта.

Существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

9. Способность к оценочным действиям.

Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

10. Беглость речи.

11. Способность к доведению дела до конца.

12. Профессиональные способности.

Существуют сочетания способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно заниматься каким-либо процессом, деятельностью. Термин «способность к данной профессии» относится не только к психогенетическим задаткам, но и к тому, как они реализованы.

2
Характеристика творческого процесса

Интеллект и творческие способности

Способности - это индивидуально психологические осо­бенности человека, проявляющиеся в деятельности и яв­ляющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От спо­собностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности при­жизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируютих.

Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества,, создавать эпоху''.

Рассмотрим различные типы умственных способностей, описан­ные учеными.

Три основные группы интеллектуальных спо­собностей:

1. Компонентный интеллект. Компонентный интеллект включает в себя общие способности к учению, понятливость, словарный запас, хорошее по­нимание прочитанного текста, способность оперировать такими объектами, как аналогии, силлогизмы и категории, способность к критическому мышле­нию. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помо­щью тестов.

2. Эмпирический интеллект. Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.

3. Контекстный интеллект. К контекстному интеллекту относятся способ­ности к адаптации в реальном мире, такие как умение, оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решать практические проблемы.

Говард Гарднер, преподаватель медицинского факуль­тета Бостонского университета, возражает против оценки только двух аспек­тов интеллекта, то есть лингвистических и логико-математических способ­ностей. В его концепции интеллекта присутствуют еще и следующие типы способностей:

1. Пространственный интеллект. Способность к формированию простран­ственных образов и к ориентации в окружающем мире.

2. Музыкальный интеллект. Способность к восприятию и созданию мело­дических и ритмических конструкций. Некоторые индивиды, которых по всем прочим показателям относят к умственно отсталым, могут сыграть на пиани­но песню, слышанную всего один раз; бывает, что талантливый джазовый тром­бонист не может прочитать газету.

3. Двигательный интеллект. Способности к тонким моторным движениям, которые необходимы, например, хирургу или танцору.

4. Межличностный интеллект. Способность понять других людей, их чув­ства, мотивы и способы взаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностями благодаря чуткости и способности сопереживать;

5. Внутриличностный интеллект. Способность индивида разобраться в са­мом себе и сформировать ощущение идентичности.

Концепция Гарднера уникальна, поскольку он утверждает, что в нервной системе человека независимо друг от друга существуют различные интеллек­ты. Он призывает прекратить оценивать людей по единой мерке, которую называют «интеллектом». Вместо этого он предпочитает мыслить в рамках концепции множественности интеллектов, имеющих различную силу.

Разделяют общие и специальные способности:

1) общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельнос­ти;

2) специальные способности — это система свойств личнос­ти, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являют­ся: особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами ма­тематических способностей являются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

1) репро­дуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).

2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).[3][19]

Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3. Умственные способности.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предприни­мались попытки измерить способности (зарубежные пси­хологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Биие и др.).

Для изме­рения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей это выявление динами­ки успехов в процессе деятельности. Успешность выпол­нения любой деятельности определяется не какими-то от­дельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого челове­ка. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей: конструк­тивные, организаторские, коммуннкативиые. Конструк­тивные способности проявляются в желании и умении раз­вивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские спо­собности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимо­отношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Совокупность познавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект.

«Интеллект это глобальная спо­собность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривают, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллек­та, которые он назвал первичными умственными потен­циями. Он выделил семь следующих потенций:

1) счетную спо­собность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (сло­весную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать ус­тную и письменную речь;

4) пространственную ориента­цию, или способность представлять себе различные пред­меты и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или раз­личий между предметами или изображениями.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных опера­ций они нужны, к каким результатам приводят эти опе­рации и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстра­гированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой сто­роны, формируется «кристаллический» интеллект, состоя­щий из различных навыков и знаний, которые мы приоб­ретаем по мере накопления жизненного опыта.

«Кристаллический» интеллект образуется именно при ре­шении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факто­ров: генетические факторы наследственности, хромосом­ные аномалии.
Типы интеллектуальной одаренности

В общем виде интеллектуальная одаренность — это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к клю­чевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым ин­новациям и т. д.

Что же касается психологических исследований интел­лектуальной одаренности, то, как всегда, вопрос упирается в многозначность этого термина и, соответственно, в суще­ствование разных критериев, на основе которых тот или иной человек идентифицируется как «интеллектуально ода­ренный». На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рам­ках разных исследовательских подходов соотносятся с про­явлением интеллектуальной одаренности:
1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллек­та» в виде показателей IQ > 135−140 единиц; выяв­ляются с помощью психометрических тестов интел­лекта («сообразительные»);

2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тес­тов («блестящие ученики»);

3) лица с высоким уровнем развития творческих интел­лектуальных способностей в виде показателей бегло­сти и оригинальности порождаемых идей; выявляют­ся на основе тестов креативности («креативы»);

4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие боль­шой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответ­ствующей области («компетентные»);

5) лица с экстраординарными интеллектуальными до­стижениями, которые нашли свое воплощение в объ­ективно значимых, в той или иной мере обще­признанных формах («талантливые»);

6) лица с экстраординарными интеллектуальными воз­можностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»).


3
Вдохновение как фактор творческой деятельности

Вдохновение, психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека.

Вдохновение является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче.

Первое, что всегда обращает на себя внимание при анализе процесса творчества, — это то состояние особого напряжения и подъёма всех сил и способностей, человека, которое обозначается словом вдохновение. Оно связано обычно с важнейшими, решающими моментами творческой деятельности — с возникновением замысла и идеи произведения, с нахождением, решения научной проблемы, принципа изобретения или идеи оперативного плана, с созданием центральных образов художественного произведения и самых проникновенных и волнующих моментов его.
Состояние вдохновения характеризуется прежде всего полным сосредоточением внимания на предмете творчества и отвлечением от всего остального.
Результатом исключительного сосредоточения внимания является максимальное обострение сознания, максимальная ясность его. «Вдохновение, — по выражению Пушкина, — есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению их». Это и является причиной необычайной продуктивности работы в состоянии вдохновения.
Но как раз потому, что сознание целиком сосредоточено на предмете творчества, самый процесс творчества очень мало осознаётся в состоянии вдохновения. Художник обычно не может ответить на вопрос, как родились в нём самые вдохновенные образы, учёный не может сказать, как пришла ему на ум в минуту «озарения» решающая идея его открытия. В состоянии вдохновения человек менее чем когда-либо способен следить за тем, как протекают у него процессы мышления и воображения. Поэтому в состоянии вдохновения творческие процессы являются мало осознанными. Но это не значит, что самое творчество в состоянии вдохновения является, как иногда думают, «бессознательным». Как раз наоборот. Неосознанность творческих процессов — следствие максимальной сознательности самого творчества.
Вдохновение характеризуется не только сосредоточением внимания на предмете творчества, но и эмоциональным погружением в него, глубокой захваченностью теми чувствами, которые возбуждаются предметом творчества.

Вдохновение — это состояние большого эмоционального подъёма, при котором, однако, сохраняется исключительная ясность сознания.
Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения, — совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли. По образному выражению Л. Н. Толстого, «в писателе должен действовать одновременно мыслитель, художник и критик».

Вдохновение не является прерогативой творческих личностей, в том числе гениев, — ведь оно знакомо любому человеку, в том числе людям физического труда. Полностью соглашаюсь с Чайковским: «Вдохновение не приходит к ленивым». Кто больше работает, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением, и в этом смысле великие творческие личности находятся в лучшем положении, как все истинные труженики. И сказать, что оно гениев посещает чаще других, можно лишь в том смысле, что они больше трудятся и неоднократно переживают это состояние.

Вдохновение характеризуется тем состоянием, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга.

Вдохновение — это радость, безумная радость художника, лежащего последние мазки на картину; эйфория поэта, мучительно подбирающего подходящие слова для нужной рифмы; безудержная радость конструктора, детально вырисовывающего неясные пока еще конфигурации еще не существующей машины; открытие (в этом слове все — и радость, и эпитеты, и даже указание на конечный результат) ученого, совместившего несовместимое в своих строгих выкладках запутанных формул и получившего ни с того, ни с сего неожиданный, даже себя пугающий результат…
4
Методы генерации идей в рекламном бизнесе

Некоторые люди утверждают, что бизнес начинается с достаточно больших денег. Но практика показала, что не всегда даже акулы бизнеса сохраняют свое дело за счет денег. Бывает, что и большие деньги не спасают от банкротства. Любой бизнес начинается с генерации идей для бизнеса.

Мир, который вокруг, уже предложил каждому из нас все возможное, но с помощью всевозможных методик бизнес не исчерпал силы и существует доныне. Причиной этому служит генерирование идей. Любое действие имеет под собой смысл, следовательно, чтобы начать свое дело, нужно сосредоточиться на предмете, который в скором будущем поможет продвинуться по карьерной лестнице либо же улучшит материальное положение.

Порой человек, не имеющий опыта и знаний в бизнесе, решается на открытие своего дела, а вскоре, предприняв основные способы продвижения собственного дела, разочаровывается вследствие неэффективности и непопулярности данного бизнеса.

Это происходит вовсе не из-за того, что создать свой работающий бизнес сложно, дело в генерации идей для бизнеса. Чтобы создать свой бизнес, нужно иметь опыт и знать методы генерации идей для бизнеса. Кроме того, можно отметить внутреннее чутье, самодисциплина и так далее.

Бывает даже когда самые устоявшиеся владельцы бизнеса подстраиваются под меняющиеся тенденции и стремятся не только сохранить клиента, но и найти новых. Нередко владелец бизнеса организовывает всевозможные акции, улучшает свои услуги, меняет направление или вносит какие то новшества в работу бизнеса. И только тогда начальная идея будет иметь настоящий успех.

Существует 10 методов генерации идей для бизнеса:

«Мозговой штурм». Коллективная генерация идей, когда группа людей предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, выявляя недостатки и преимущества.

«Шесть шляп». По очереди надеваются шесть шляп разного цвета. В белой проверяются цифры и факты, в черной — отрицательные черты, в желтой — анализируются положительные моменты, в зеленой — происходит генерация идей, в красной — позволяются активные эмоциональные реакции, в синей — подводятся итоги генерации идей для бизнеса.

«Ментальные карты». В центр листа заносится ключевое понятие идеи для бизнеса, а все ассоциации, которые следует запомнить, записываются на ветвях, идущих от него. Идеи для бизнеса можно рисовать. Создание подобной карты способно помочь придумать новые ассоциации.

«Синектика». Выбирается объект и составляется таблица для его аналогий. В первом столбце — прямые аналогии, во втором — косвенные (к примеру, признаки первого столбца).

В конце сопоставляются цель, объект и косвенные аналогии.

«Метод фокальных объектов». Здесь объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год — праздник, искры бенгальских огней. К свече это также относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

«Морфологический анализ». Исследуемый объект раскладывается на компоненты, из которых отбираются самые значимые характеристики. Затем их следует изменить и попытаться снова собрать вместе. В результате получаем новый объект.

«Непрямые стратегии». Для этого метода генерации идей для бизнеса требуются карточки с командами («дай волю злости», «укради решение» и др.).

Участвующие вытаскивают карты и выполняют их указания.

«Автобус, кровать, ванна». Суть метода генерирования идей в том, что новые идеи не только таятся в глубинах подсознания, но и пытаются вырваться наружу. Требуется время на их появление и новая идея может прийти в голову в самом необычном месте.

«Расшифровка». Берется любая надпись на иностранном языке, например иероглифы. У разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые различные ассоциации.

«Ловушка для идей». Фиксируются абсолютно все идеи для бизнеса, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.

«Всё, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»
Жюль Верн

Согласно этой технике все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости, высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. При этом сами «генераторы» не обязательно должны обладать разным багажом знаний и на их роль вполне подойдут сотрудники одной компании.

Очень важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощённую обстановку. Вместе с тем, в отличие от мозгового штурма, это обсуждение — вполне управляемо. Более того, часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).
В этом случае клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.
Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего: какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чём возникли помехи и на какие вопросы хотелось бы найти ответы.

Так, на основе полученной информации, группа, наконец, формирует список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества. По сути, задача синектики это: а) превратить незнакомое в знакомое и определить решение.

Как вариант: б) превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.

Эта цель достигается четырьмя способами:

  • Прямая аналогия
  • Личная аналогия
  • Символическая аналогия
  • Фантастическая аналогия.

С прямой аналогией проще всего. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж. Деместреля когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже ни что иное как прямая аналогия).

Личная аналогия требует большей фантазии. Задача не просто представить проблему, но почувствовать себя частью ее. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
И тем не менее этот метод действует. Хотя бы потому что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.

Со следующим способом (символическая аналогия) все намного сложнее. Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «оптимистическая трагедия» или «человек в футляре».

И наконец, самый легкий и приятный способ — фантастическая аналогия. Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь — тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.
Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось — это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить.

Итак, суммируя все вышесказанное приведем алгоритм использования техники синектики:

1. Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

2. Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

3. Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему

4. На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика

5. На основе первого уровня руководитель просит сформировать второе поколение идей, сделав их максимально практичными, но при этом без потери оригинальности

6. Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.

7. Которая совместным обсуждением и доводится до стадии практического воплощения.
Заключение
Какую рекламу мы бы ни взяли— в печати, на телевидении, на радио, в местах продажи или так называемую наружную — это одна из ключевых областей приложения творческих усилий. Если вы работаете в рекламном бизнесе или обращаетесь к рекламе и рекламным агентствам в своей маркетинговой деятельности, ваш успех зависит от творчества. Почему? Потому что ни один покупатель не обратит внимания на объявление, у которого только одна цель — заставить его (покупателя) запомнить некий объем информации. Слишком много других рекламных объявлений борются за то, чтобы быть замеченными, и только самым изобретательным удается выделиться на общем фоне, привлечь внимание и изменить взгляды покупателя.

Творчество в рекламе во многом определяет способ построения взаимоотношений между торговой маркой и потенциальными покупателями. Такое определение роли творчества представляется мне особенно плодотворным и выражает то единственное, что может дать творчество вашим рекламным объявлениям. Оно придает им уникальность и неповторимость, подчеркивает особенности торговой марки, заставляя ее «разговаривать» с покупателем.

Творческие идеи в рекламе могут влиять на самые разнообразные аспекты связанные с самой рекламой, способом ее подачи, рекламной концепцией, антирекламой, интегрированными маркетинговыми коммуникациями, временем и местом размещения рекламы и многим другим.

Таким образом, следует, что существуют определенные теоретические разработки в сфере деятельности рекламы. Все они направлены на установление эффективной системы рекламного бизнеса. Рекламные агентства должны придерживаться основных постулатов теоретических разработок, если хотят иметь прибыль и удержаться на рынке, так как в них заложены ошибки и удачи прошлых лет, которые необходимо учитывать.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Грэйс Крайг Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

5. Левин В.А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

6. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.

7. Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 1985. 50стр.

8. Л.Е. Бесовский. Прогнозирование и планирование в условиях рынка -М.: учебное пособие, 2007

9. Л. Слуцкий. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе — М.-2006

10. Г. А. Парсаданов, В.В. Егоров, Прогнозирование национальной экономики — М.: Высшая школа, 2002

11. Курс экономической теории / Под ред. А.С. Сидоровича. — М.: Учебники МГУ, 1997.

12.

13. http://www.neuch.ru/referat/674.html



Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector