Этапы творческого мышления

Хрестоматияпо общей психологии. Психология мышления подред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова . МГУ, 1984.ЭТАПЫТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯВудвортсР. из кн. Экспериментальная психология . М 1950 c.255 Используя данные самонаблюдения известных ученых таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре , Грахам Уоллес 1926 разграни чил 4 стадии творческого мышления подготовка, созревание, вдохновение и проверкаистинности.Он полагает, однако, что в повседневном потоке мышления эти 4стадии мышления по стоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различныепроблемы Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг можетбессознательно вынашивать какой-либо один ее аспект, бу дучи в то же времясознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой же проблемы .Слово созревание incubation предполагает скореевсего тео рию бессознательной работы над проблемой в течение периоданаправленности внимания на другие вопросы, но мы можем оста вить в сторонетакое предположение и пользоваться этим словом просто для обозначения тогофакта, что после периода подготовки и перед периодом вдохновения вклиниваетсяпериод отсутствия внимания к проблеме.

Имеется некоторое сходство между созре ваниеми плато в кривой обучения.

И то и другое представляет периоды отсутствияочевидного .прогресса, имеющие место между стадиями быстрого прогресса.Исследования, проведенные Россманом 1931 средиизобрета телей, а Платтом и Бекером 1931 среди химиков, показали, чтоназванные стадии знакомы многим из тех, кто разрешал ори гинальные проблемы.Сначала они вооружаются всей доступной информацией и напрягают усилия, чтобыдостигнуть быстрого ре шения иногда в этом первом пылу они имеют успех.

Ночасто им приходится временно отступать, и могут пройти дни и недели, прежде чемпридет вдруг спасительное решение, в то время как внимание отдалено отпроблемы, а иногда также во время раз говора о проблеме, дискуссии за столомили попыток объяснить проблему кому-нибудь другому.

Почти самым ранним научнымоткрытием, о котором мы имеем психологический отчет, было от крытие Архимеда,сделанное во время купания в ванне, своеоб разное переживание эврика .Другие описывали озарение во время езды в поезде или в автомобиле, .во времягулянья на ули цах города, во время одевания, бритья, работы в саду и т. п.Большая часть изобретателей склоняется как будто кпростой гипотезе о бессознательной работе как факторе, объясняющем оза рение.Один химик, рассматривавший психологию этого вопроса, сообщая некоторыеинтересные факторы, предлагает другую гипотезу с. 256 Здесь,по-видимому, имеют место два фактора это, во-первых, основательное изучение проблемы и данных с тем, чтобы вашмозг был полон знаниями о предмете затем, во-вторых, период перерыва илиотдыха, причем очевидное решение или правильный метод подхода к проблемеприходит вам в голову тогда, когда вы формально не работаете над проблемой и неимеете перед собой бумаг.

22 стр., 10728 слов

Проблема мышления в различных теоретических подходах

... синтез научной литературы по проблеме мышления. 1 Механистический подход к изучению мышления мышление теория школа Для механистического подхода принципиальна теоретическая возможность (а иногда и необходимость) сведения всех ... преодолеть трудности, с которыми она столкнулась, но и усугубили их. Решение вопросов мышления в этот период ясно обнаруживает те внутренние противоречия, которые оказываются ...

Я вспоминаю одно утро, когда я принял ванну, побрилсяпринял другую ванну и, протянув руку за сухим полотенцем, только тогда вдругсообразил, что это была вторая ванна и что мой ум уже целых полчаса былосновательно сконцентрирован на проблеме.

Этот пример дает ясную картинупроисходящего. Мозг не утомлен он так полон проблемой, что нет необходимостиссылать ся на что-нибудь он глубоко сосредоточен.Это работа над проб лемой.Если он работает вплоть до прихода решения, мы склонны легко забывать, что онработал все время.Эти наблюдения говорят о необходимости интенсивнойработы над проблемой, которая продолжается при откладывании ее, и поднимаютважный вопрос относительно часто описываемой вне запности озарения.

Если вспышка является кульминационным пунктом или коротким периодом оченьинтенсивно протекающего процесса мышления, то нет .необходимости в понятии обессозна тельной работе, якобы имеющей место в период вынашивания.В исследовании, проведенном среди 55 из нынездравствующих поэтов, Патрик 1935 нашла, что четырехстадийный процесс былтипичен для них то же самое она нашла в подобном исследова нии у 50 живописцев 1937 . Хотя некоторые имели обыкновение писать стихи экспромтом или рисоватьто, что им случалось видеть перед этим, 72 процента поэтов и 76 процентовхудожников сооб щали о стадии созревания.

Например Я видел луну, поднимающуюся над тучей, котораянапомнила мне белую сову. Я носился с этой идеей несколько дней, пока, наконец,не написал поэму о ней . У меня идея сохраняется долгое время где-то вподсознании, иногда неделю или две. Я не думаю о ней постоянно, но она про должаетвозвращаться .Хотя Патрик принимает 4 стадии как действительнуюсхему творческого процесса, она прибавляет важный пункт, что идеи несовершенно отсутствуют в сознательном мышлении в течение стадии созревания.

Вынашиваемаяидея время от времени возвращается, так что имеется возможность некоторойработы над ней . Некоторые из изобретателей давали такие же показания. с. 257 Эта жеисследовательница решила выяснить, не будут ли найдены указанные 4 стадии вэкспериментальной ситуации.

Она достигла неожиданного успеха в получении отпоэтов и художников, а также от контрольной группы непоэтов и нехудожниковлирических стихов и картин, выполняемых под наблюдением экспериментатора.Мысли, возникшие во время процесса творчества, они излагали устно, и это устноеизложение было застенографировано.В качестве объекта, побуждающего к написанию лирических стихотворений, былииспользованы горные ландшафты художникам же в качестве объекта давалисьпоэтические произведения. испытуемого просили воспринимать от объекта любыевпечатления и предоставляли сколько угодно времени для композиции. В среднемвсеми классами испытуемых расходовалось со значительными вариациями около 20мин.Три явные стадии подготовку, вдохновение и проверку можно было легко определить по протоколам.

6 стр., 2715 слов

СТАДИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

... молекулами главного комплекса гистосовместимости класса II. СТАДИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА При острой ревматической лихорадке выделяют четыре стадии патологического процесса в соединительной ткани. • Стадия мукоидного набухания. • Стадия фибриноидного некроза (необратимая фаза дезорганизации ...

Вначале воспринималисьразнообразные впечатления и приходили воспоминания, но обычно ничего из этогоне заносилось на бумагу.

Через некоторое время возникло решение и быстрорисовались образы или начерно набрасывался ряд строк. Проверка производиласьразными способами. Короткое извлечение из протокола эксперимента с одним изпоэтов иллюстрирует первую и третью стадии стадию же созревания можно найтимежду строками Первое, о чем я подумал, был натиск воды у основаниякартины и спокойные голубые вершины. Я ознакомился со значением картины сверхуи снизу.Когда я детально исследовал ее, дымка водопада оказалась более интересной, а маленькиевечнозеленые деревья напомнили рождественскую елку. Маленькие облака, которыепроносились над вершиной, казались похожими на ускользающий предмет желаний.Вода напомнила вечное и неизменное движение в поисках чего-нибудь большего, чемона сама. Я мог бы сказать, что художник был бы вне себя он потерял бы свою личность в необъятностиприроды.5 мин. фигура человека кажется гармонирующей сподавляющим величием природы.

Он так мал, что нужно искать его, чтобы найти.Картина сочетает землю и волнение.

Кажется, она убеждает в вечном достоинствегор и в изменчивости воды, которая отражает настроения неба. Я назову ее поэмойв красках. Прекрасно, посмотрим. Пауза .1. К безбрежномуморю стремится река.2. И вечностью дышатгранитные скалы Я был бы рад, если бы выключили радио! .3. Я чувствую, чторастворяюсь в веках.4. Следя, какспокойно плывут облака. Пауза .5. Над елью, что этускалу увенчала.И так далее .Хотя три отчетливо выступающие стадии перекрывают другдруга во времени, они в целом сохраняют этот порядок следования.Процесс творческого мышления в контрольной группе,по-видимому, протекал в общих чертах так же, хотя здесь произведения былиобычно ниже по качеству.