МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..……………………………3 1. Творческий потенциал личности…………………………………………………………….4 1.1 Роль творчества в менеджменте………………………………………………………4 1.2 Стиль и методы творческого управления………………………………………..8 1.3 Стимулирование творчества подчиненных……………………………………15 2. Анализ методик по оценке творческого потенциала руководителя на примере группы БУП-311……………………………………………………………………..17 2.1 Определение методик по оценке творческого потенциала личности…………………………………………………………………………………………..17 2.2 Проведение практического исследования по оценке креативности студентов и его анализ…………………………………………………………………….20 3. Предложение по совершенствованию оценки личностных качеств руководителя………………………………………………………………………………………..28 3.1 Предложения по выбору критериев определения творческого потенциала…………………………….……………………………………………………….28 3.2 Предложения по выбор методик определения творчества у руководителей……………..………………….…………………………………………….30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………………………….34 Приложение………………………………………………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений, в значительной степени оказывает влияние на все жизненно необходимые процессы, происходящие в социуме. Объект исследования: творческий потенциал личности. Предмет исследования: личностный потенциал руководителя. Цель: выбор методик направленных на выявление творческого потенциала руководителя и проведение исследования по этим методикам. Совокупность задач: 1. Рассмотреть в чем заключается творчество в управлении. 2. Провести выбор основных методик оценки творческого потенциала. 3. Провести диагностику творчества руководителя. Организационная база, на основании которой выполнена курсовая работа — Студенты факультета «Управление персоналом» СГУПС г.Новосибирск. Методики сбора и обработки информации: 1. «Опросник креативности» (Васищев А.А.); 2. «Тест трех проекций» (Баррет Дж.); 3. «Шкала творческого потенциала» (Пережогин Г.Г.); Теоретическая часть исследования- знакомство с основными понятиями, изучение литературы по теме.

23 стр., 11273 слов

Исследование особенностей Я-концепции руководителей

... самом себе. Объект исследования: Я - концепция. Предмет исследования: особенности Я - концепции руководителей Гипотеза исследования: для Я - концепции руководителей характерны такие ... по теме исследования; В качестве методик исследования использовались: · Тест-опросник самоотношения Столина; · Методика Будасси исследования Я-концепции. Экспериментальная база исследования: в исследование приняли ...

Практическая часть — проведение исследования по выбранным методикам. 1.1 Роль творчества в менеджменте Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества. Что такое творчество? Психология говорит о том, что творчество не является привилегией только избранных, это обязательная часть мыслительного процесса. Л.С. Выготский пишет, что творчество — это комбинирование, переработка и создание из элементов пережитого опыта новых положений и нового поведения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»[1].

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса: 1. Подготовка. 2. Фрустрация 3. Инкубация. 4. Просветление. 5. Проверка. На этапе « подготовки » человек обдумывает все возможности решения задачи, обращаясь к своему старому опыту, отметает по каким-то причинам многие из решений как неподходящие. После усиленной работы над задачей наступает переломный момент — ничего не придумывается, наступает «ступор», называемый психологами стадией фрустрации , после чего человек уходит в инкубацию — это может быть сон, отдых, просто какое-то время он не думает над задачей. Одна из гипотез, объясняющих значение инкубации в творческом процессе, говорит о том, что в этот период человек на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Следующий этап — просветление (или инсайт) — обычно возникает внезапно, когда человек даже и не думает специально над задачей и, казалось бы, решение приходит само собой. Наиболее яркие примеры просветления дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др. А затем человек проверяет и реализует решение[2]. Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным.

В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют[3]. Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый — творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй — развитие руководителем творчества подчиненных. Творчество руководителя зависит от «внешних» условий- тех задач, которые он решает, и от внутренних условий — от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления. В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений[4]. Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий — ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками.

11 стр., 5124 слов

Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом

... функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного ... воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной ... уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная ... Знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2.      Четким представлением социальных ...

Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно[5]. В отношении стратегического управления творчество руководителя реализуется при разработке «программы дальнейшей жизни компании»: миссии и стратегии компании, определении ее целей на ближайший год, три, пять. Создание стратегии маркетинга, управления персоналом, стратегии развития производства, создания новых продуктов — все это «стратегическое творчество». Фактически, руководитель в эти моменты «творит судьбу» своего предприятия. Разработка программ инноваций и преобразований на предприятии также требует от руководителя творческого подхода[4]. Но наиболее ярко творческий момент в работе руководителя проявляется в предпринимательской деятельности. Здесь простор для творчества поистине безграничен. Определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем, звучит так: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Результатом предпринимательства может стать разработка новых технологий, выход на новые рынки и др. Так разработку стратегии развития компании[6]. Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда — управлять творческим процессом в организации[7]. 1.2 Стиль и методы творческого управления Развитие творчества подчиненны……..

13 стр., 6033 слов

Управление конфликтами в организации 5

... в компании. 2. Дать рекомендации по уменьшению уровня конфликтности в компании. Объектом курсовой работы является управление конфликтами. ... В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство ... и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать ...