МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..……………………………3 1. Творческий потенциал личности…………………………………………………………….4 1.1 Роль творчества в менеджменте………………………………………………………4 1.2 Стиль и методы творческого управления………………………………………..8 1.3 Стимулирование творчества подчиненных……………………………………15 2. Анализ методик по оценке творческого потенциала руководителя на примере группы БУП-311……………………………………………………………………..17 2.1 Определение методик по оценке творческого потенциала личности…………………………………………………………………………………………..17 2.2 Проведение практического исследования по оценке креативности студентов и его анализ…………………………………………………………………….20 3. Предложение по совершенствованию оценки личностных качеств руководителя………………………………………………………………………………………..28 3.1 Предложения по выбору критериев определения творческого потенциала…………………………….……………………………………………………….28 3.2 Предложения по выбор методик определения творчества у руководителей……………..………………….…………………………………………….30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………………………….34 Приложение………………………………………………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений, в значительной степени оказывает влияние на все жизненно необходимые процессы, происходящие в социуме. Объект исследования: творческий потенциал личности. Предмет исследования: личностный потенциал руководителя. Цель: выбор методик направленных на выявление творческого потенциала руководителя и проведение исследования по этим методикам. Совокупность задач: 1. Рассмотреть в чем заключается творчество в управлении. 2. Провести выбор основных методик оценки творческого потенциала. 3. Провести диагностику творчества руководителя. Организационная база, на основании которой выполнена курсовая работа — Студенты факультета «Управление персоналом» СГУПС г.Новосибирск. Методики сбора и обработки информации: 1. «Опросник креативности» (Васищев А.А.); 2. «Тест трех проекций» (Баррет Дж.); 3. «Шкала творческого потенциала» (Пережогин Г.Г.); Теоретическая часть исследования- знакомство с основными понятиями, изучение литературы по теме.

23 стр., 11273 слов

Исследование особенностей Я-концепции руководителей

... ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я - КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 2.1 Используемые методики, этапы проведения исследования Выборка: в исследование ... обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают ... своего внутреннего потенциала. ЛИТЕРАТУРА 1. ... руководителям в своих коллективах - это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации. В ряде исследований ...

Практическая часть — проведение исследования по выбранным методикам. 1.1 Роль творчества в менеджменте Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества. Что такое творчество? Психология говорит о том, что творчество не является привилегией только избранных, это обязательная часть мыслительного процесса. Л.С. Выготский пишет, что творчество — это комбинирование, переработка и создание из элементов пережитого опыта новых положений и нового поведения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»[1].

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса: 1. Подготовка. 2. Фрустрация 3. Инкубация. 4. Просветление. 5. Проверка. На этапе « подготовки » человек обдумывает все возможности решения задачи, обращаясь к своему старому опыту, отметает по каким-то причинам многие из решений как неподходящие. После усиленной работы над задачей наступает переломный момент — ничего не придумывается, наступает «ступор», называемый психологами стадией фрустрации , после чего человек уходит в инкубацию — это может быть сон, отдых, просто какое-то время он не думает над задачей. Одна из гипотез, объясняющих значение инкубации в творческом процессе, говорит о том, что в этот период человек на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Следующий этап — просветление (или инсайт) — обычно возникает внезапно, когда человек даже и не думает специально над задачей и, казалось бы, решение приходит само собой. Наиболее яркие примеры просветления дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др. А затем человек проверяет и реализует решение[2]. Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным.

5 стр., 2036 слов

Место творчества в процессах человеческой деятельности

Введение Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Без творчества, на земле не было бы продвижения в науке. Творчество охватывает все культурные аспекты человеческой деятельности, это и искусство изображения, и музыка, и литература, и скульптура, а так же дизайн и архитектура… ...

В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют[3]. Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый — творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй — развитие руководителем творчества подчиненных. Творчество руководителя зависит от «внешних» условий- тех задач, которые он решает, и от внутренних условий — от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления. В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений[4]. Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий — ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками.

Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно[5]. В отношении стратегического управления творчество руководителя реализуется при разработке «программы дальнейшей жизни компании»: миссии и стратегии компании, определении ее целей на ближайший год, три, пять. Создание стратегии маркетинга, управления персоналом, стратегии развития производства, создания новых продуктов — все это «стратегическое творчество». Фактически, руководитель в эти моменты «творит судьбу» своего предприятия. Разработка программ инноваций и преобразований на предприятии также требует от руководителя творческого подхода[4]. Но наиболее ярко творческий момент в работе руководителя проявляется в предпринимательской деятельности. Здесь простор для творчества поистине безграничен. Определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем, звучит так: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

4 стр., 1853 слов

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ, ОСНОВАННЫЙ НА ВЫДЕЛЕНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ.СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ, ОСНОВАННЫЙ НА ВЫДЕЛЕНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ 5 1.1. Школа научного управления 5 1.2. Классическая школа в управлении 7 1.3. Школа психологии и человеческих отношений 9 1.4. Количественная школа 10 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ 13 2.1. Система управления - цели, понятия 13 2.2. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений 14 2.3. ...

Результатом предпринимательства может стать разработка новых технологий, выход на новые рынки и др. Так разработку стратегии развития компании[6]. Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда — управлять творческим процессом в организации[7]. 1.2 Стиль и методы творческого управления Развитие творчества подчиненны……..

13 стр., 6230 слов

Руководитель организации. Функции и роль организации труда

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А. СТОЛЫПИНА» Филиал в г. Ульяновске КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория организации» на тему: «Руководитель организации. Функции и роль организации труда» Выполнила: Титова Н.В. ...