Основы философии 13

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Философия

Красноселькуп, 2015

Содержание

.Плюрализм философских учений

.Современная философия науки

.Многослойность бытия, его универсальные характеристики

.Эмпирический уровень познания

.Самосознание и личность

.Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе

.Многообразие подходов к изучению общества

.Пути преодоления экологического кризиса

.Субстанция

.Универсалии

Литература

1.Плюрализм философских учений

Существующее многообразие современных философских учений лишний раз подтверждает, что чем больше разнообразие человеческих характеров, типов и форм деятельности, тем более интересны и менее похожи друг на друга возникающие философские направления. Взгляды философа напрямую зависят от того, чем он занимается в мирской жизни. Плюрализм в философии — это одно из направлений, возникших из-за многообразия форм деятельности человека.

Самое древнее и наиболее фундаментальное деление философов — на материалистов и идеалистов. Материалисты рассматривают свои объекты наблюдения через «призму» природы. Главные объекты наблюдения идеалистов являют собой высшие формы человеческой духовной, социальной жизни. Идеализм бывает двух типов: объективный — за основу берется наблюдение за религиозной жизнью общества; и субъективный — основой является духовная жизнь отдельно взятого индивидуума. Материалисты идут от мира к человеческому разуму, а идеалисты — от человека к миру.

Если материалисты пытаются объяснить высшее через низшее, то идеалисты идут от обратного и объясняют низшее через высшее. Так как плюрализм в философии — это видение учеными мира, в котором разнообразие первоначал противоположны друг другу, важно уметь распознавать иные разновидности мировоззрений других групп философов. Это нужно для того, чтобы лучше понимать различия между ними. Существует еще одно деление философов — на иррационалистов, рационалистов и эмпириков.

17 стр., 8074 слов

По теме «Основные этапы развития философской мысли».

... философов разработал учение об атомах? 1) Парменид 2) Гераклит 3) Демокрит 4) Фалес 35. Какая из философских школ не основана на учении ... философская школа проповедовала наслаждение как главную цель человеческой жизни? 1) киренаики 2) стоики 3) киники 4) мегарики 40. Кто из философов создал учение ... представление о могуществе человека 64. Кто из философов создал учение об «идолах»? 1) Локк 2) Бэкон 3) ...

Термин «рационализм» переводится с французского как rationalisme, это слово происходит от латинского rationalis, которое, в свою очередь, — от латинского ratio, ratio означает разум. Из этого следует, что концепция рационализма проповедует идею важности разума в повседневной жизни человека. А иррационализм, наоборот, отвергает высокое значение разума в человеческой жизни. Рационалисты олицетворяют собой порядок. Все неизвестное и неопознанное они готовы истолковать сугубо с помощью знаний. Иррационалисты любят хаотичное представление о жизни, склонны допускать все, что угодно, вплоть до самого невероятного. Такие люди любят парадоксы, загадки и мистику. Сфера неизведанного и незнание является для них фундаментальным представлением о жизни. Эмпиризм — это преувеличение, абсолютизация человеческого опыта и ультимативного способа мышления. Это промежуточная концепция, мост между рационализмом и иррационализмом.

К сожалению, в философии не всегда можно найти ответы, ведь этой науке тоже свойственно сталкиваться с разного рода противоречиями. Один из наиболее сложных вопросов, на который философии сложно дать однозначный ответ, это: «Сколько же существует глубинных основ мира?» Одна или две, а может быть, больше? В процессе поиска ответа на этот вечный вопрос сформировались три типа философии: монизм, дуализм, плюрализм. Плюрализм в философии — это философия признания существования в мире большого количества взаимодействующих начал и факторов. Слово «плюрализм» (от лат. pluralis — множественный) используется для описания областей духовной жизни.

Дуализм — это философское мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных между собой начал, борьба между которыми создает то, что мы наблюдаем вокруг, и оно же создает действительность. Это конфликтующее начало имеет множество воплощений: Добро и Зло, Инь и Янь, Ночь и День, Альфа и Омега, Мужское и Женское начало, Господь и дьявол, Белое и Черное, Дух и Материя, Свет и Тьма, Материя и Антиматерия и т. д. Многие философы и философские школы взяли за основу мировоззрение дуализма. По мнению Декарта и Спинозы, дуализм занимает важное место в жизни. Даже у Платона и Гегеля, в марксизме («Труд», «Капитал») можно встретить такое мировоззрение двух противоположностей. Таким образом, понятие плюрализма незначительно отличается от дуализма ввиду очевидных различий.

Монизм. Основа этого мировоззрения — идея о существовании лишь одного начала. Монизм может быть материалистическим или идеалистическим. В узком смысле плюрализм в философии — это философская концепция, противоположная монизму, в которой существуют множество равнозначных самостоятельных сущностей, абсолютно не сводимых к определённому началу, можно сказать, прямо противоположных друг другу, кардинально отличающихся. В первой форме он рассматривает лишь материю, а во второй единой основе утверждает идею, чувство, дух. Монизм же — учение о всеединстве, что кардинально отдаляет его от такого понятия, как «философский плюрализм».

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... Внутренний мир человека Проблемы религиозной веры Гносеологическая проблематика Философское осмысление истории Верным относительно связи философии и ... Принцип всеобщего равенства Абсолютная свобода Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества ... человек» «Человек-общество» Личное спасение является смыслом жизни в Варианты ответов: религии экзегетике гедонизме антропологии Личность ...

Философы также делятся на догматиков и скептиков. Философы-догматики хороши тем, что могут как вырабатывать свои идеи, так и излагать чужие, не свои мысли. Отстаивают и рассуждают о них, как правило, в духе позитивного, утвердительного, конструктивного философствования. А вот философы-скептики являются прямой противоположностью философам-догматам. Философия у них критическая, деструктивная. Идеи они не вырабатывают, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики — это философы-изобретатели или излагатели. Философы-скептики — это мусорщики, чистильщики, другого определения им не дашь.

Отдельного внимания заслуживают субъективисты, объективисты и методологисты. Философы-объективисты в основном акцентируют внимание на проблемах и несовершенстве мира и общества. К разряду таких философов относятся материалисты, онтологисты, натурфилософы. Философы-субъективисты более узконаправленны и акцентируют внимание на проблемах социума, общества и человека в частности. К таким философам непосредственно имеют отношение большинство идеалистов, философов жизни, экзистенциалистов, постмодернистов. Философы-методологисты осмысляют преимущества формы результатов человеческой деятельности. Все то, что изобрел, оставляет после себя и будет оставлять человек, является полем деятельности и основой обсуждений философов-методологистов. К ним относятся неопозитивисты, прагматисты, позитивисты, а также представители лингвистической философии, философии науки. Классический плюрализм. Классическим плюралистом, который признает два независимых начала, считается Эмпедокл. В его учениях мир ярко обозначен и образован четырьмя элементами — водой, землей, воздухом и огнем. Они вечны и неизменны, и следовательно, не оказывают влияния друг на друга, и им несвойственны переходы друг в друга. Эта теория объясняет, что в мире все происходит посредством смешения четырех стихий. В основном философский плюрализм — это обычное неблагополучие теории, и к его использованию прибегают только в том случае, когда объяснить что-либо обычным логическим способом не получается.

Плюрализм и связанная с ним толерантность, так сильно мозолящая глаза поклонникам авторитарного мировоззрения и идейного фундаментализма, обретает просто колоссальную значимость в посттоталитарном мире в связи с потребностью в демократизации общества и его последующей германизации. В таком положении демократический плюрализм набирает больших оборотов и, можно сказать, несёт в себе идею дальнейшего построения как государства, так и общества. Это, кстати, прямой ответ, почему плюрализма так боялись многие диктаторы. Одна только мысль о том, что плюрализм государства, другая идея, которая противоречит их собственной, могут существовать, просто рушила весь тоталитарный, диктаторский порядок.

.Современная философия науки

философский бытие познание общество

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... изучение глобальной проблемы (современный поиск новых методов познания) Структура философского знания. Функции и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об основных формах бытия, наиболее общих законах, их ... людей в их стремлении к объективному миру. Наука в то же время не могла дать ответы. Особое развитие философия получила на Западе, Древней Греции, а позже ...

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? — Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины — философии науки, которая сформировалась на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои результаты.

Философия науки как направление представлена различными концепциями, которые создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в обществе, её значение, особенности развития, специфику научной деятельности. Философия науки как направление и как философская дисциплина. Философия науки сформировалась к середине XIX века. Формирование самостоятельного направления философии, изучающего науку, происходит в деятельности первых позитивистов. Вдохновлённые гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления связано с множеством концепций, сосредоточивших своё внимание на феномене «наука» и предлагавших ту или иную модель развития научного знания. Философия науки как дисциплина возникает, существует и развивается в русле целостного философского знания наряду с другими его областями, такими как философия истории, гносеология или эпистемология, философская антропология и т.д.

Формирование философии науки в любом её качестве вызвано необходимостью осмысления статуса науки в обществе, её роли в развитии человечества, границ и возможностей научного познания. Философия науки не могла появиться в более ранних обществах, скажем в X или XIV веках, потому что сама наука в то время была ещё неразвита. Именно усиление позиций науки в XIX-XX веках, её громадные успехи по объяснению и освоению мира привели к возникновению нового философского направления и новой области философского знания — философии науки.

Философия науки как дисциплина в ряду других философских дисциплин возникает как ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях современного общества, для которого характерны быстрые темпы научно-технического прогресса. Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектом является наука в целом. Объект философии науки — это наука как производство знаний. Но и с этой точки зрения она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, — приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание).

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...

... вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа». Н. А. Бердяев Б.«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, ... на вопросы. .Русский философ В. С. Соловьев (1853—1900) о зна­чении философии. Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Что же сделала ...

Это люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции.

Итак, наука — это определенная рациональная деятельность (сфера деятельности) человека, направленная на получение и систематизацию объективных и обоснованных знаний об окружающем мире. Философия науки испытывает на себе большое влияние тех концепций и теоретических положения, которые разрабатываются в рамках философского направления. Поэтому можно говорить не только об их тесном взаимодействии, но о переплетении, когда та или иная проблема, рассматриваемая в философии науки как дисциплине философского знания, изучается в соответствии с идеями того или иного представителя философского направления.

Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявила изменчивость и глубину методологических установок и расширила границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин.Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам. При этом она может обращаться к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. частных наук. Философия науки — это область общей философии, изучающая методы, которые используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить доказательство истинности своей теории. В то время как учёные всё больше замыкаются в кругу своих частных интересов, философы, не обращая внимания на подробности конкретных исследований, стремились нарисовать общую картину мира и сосредоточивали свои усилия на поиске единых принципов и начал научного знания.

5 стр., 2374 слов

Психофизическая проблема в науке и философии

... 1.4 Язык Одной из предпосылок возникновения сознания на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой ... в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией ... и материальное. Сознание, мышление, язык 1.1 Проблема соотношения материального и идеального в классической и современной философии Ещё ...

.Многослойность бытия, его универсальные характеристики

Проблема бытия не случайно считается исходной в построении философской картины мира. И в Библии, к примеру, книга I называется — «Бытие».

Простой жизненный опыт любого человека опирается на предпосылку, что мир — «есть», все существующее в нем наличествует «здесь» и «теперь». И при всех изменениях мир сохраняется как нечто целое. Но логично предположить, что если мир существует «здесь», значит он существует «там». И, если он существует «теперь», то, возможно, он существовал «раньше» и будет существовать «потом».

Но что значит «быть» или «существовать»? Как проверить или доказать это? Сомнения такого рода привели Р. Декарта к его знаменитой формуле «Cogito ergo sum» — «Мыслю — следовательно, существую». Видимо, бытие вещей, предметов, мира в целом отличается чем-то от бытия наших мыслей, образов, чувств. Как различить предмет, существующий реально, от миража, фантазии, мечты? Есть ли между ними граница и можно ли постичь бытие мира? Эти проблемы волновали многих философов.

При постижении бытия возникает много других вопросов: был ли мир сотворен, то есть имел ли он Начало, а значит, у него будет и Конец (Конец Света), как трактует Библия и некоторые философы-идеалисты или он существует вечно, не имея границ ни во времени, ни в пространстве? А, если мир бесконечен, то един он или существует множество миров? И как мир может быть вечным, если все из чего он состоит: планеты, тела, живые существа, народы и культуры — преходящи, конечны, смертны?.. Так возникает многоаспектная тема Бытия, которую на основе опыта отдельного человека трудно охватить и представить. Но первый шаг уже сделан: философский смысл проблемы Бытия состоит в противоречивом единстве непреходящего, вечного бытия мира как целого и конечного бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. На уровне всеобщего мир существует объективно, то есть независимо ни от воли, ни от сознания отдельного человека. В этом сходятся философы самых разных школ, эпох, течений.

Исходное понятие, на базе которого построена вообще вся философская картина мира (вне зависимости от философской системы) — это категория бытия. Понятие это очень непростое. Ключевым разделом философской науки, которая занимается изучением проблемы бытия является онтология (то есть «учение о сущем»).

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... Да 2. Нет 3. Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 1. Труд 2. Деятельность 3. Творчество ... за участие в работе !!! ТЕСТ « СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ». 1. Высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. 1. Воля 2. Сознание 3. Подсознание 2. Готовность сознания к познанию других психических явлений ...

Онтология построена на фундаментальных принципах возникновения и существования природы, человека и в целом общества. Именно с проблем бытия когда-то начиналось становление философии. Древнеиндийские, древнекитайские и античные философы в первую очередь разрабатывали проблемы онтологии, и только потом философия решила расширить предмет своего изучения и включила проблематику гносеологическую, аксиологическую, логическую, эстетическую и этическую. Но, так или иначе, все они в своем основании имеют именно онтологию.

Прежде чем рассмотреть основные формы бытия, выясним, что в философии подразумевается под этой категорией. Нетрудно заметить, что понятие это «отглагольное», образованное от слова «быть». А что это значит? Существовать. Поэтому синонимами бытия можно считать мир, реальность, действительность, сущность. Данная категория охватывает практически все, что существует реально — и в природе, и в обществе, и даже в мышлении. Таким образом, получается, что бытие — это понятие самое общее, всеобъемлющее, предельно обобщенная абстракция, объединяющая в себе самые разнообразные явления, предметы, процессы, состояния лишь по тому признаку, что они существуют.

В зависимости от разновидности реальности (бытности, существования) различают такие основные виды бытия, как субъективная и объективная реальность. К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания. Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний).

Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия. 1. Бытие вещей, процессов, тел. В нем, в свою очередь, выделяют: бытие природное — существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное — существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.

. Человеческое. Основные формы бытия человеческого это: бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах — он лишь существует среди них. Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек — это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

. Духовное. Основные формы бытия духовного это: Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер. Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

... факторы в системе "человек -среда обитания" и их воздействие на человека и окружающую среду. Неконтролируемый выход энергии ... Противоречия различных слоев населения, групп людей и человеческих личностей как факторы общественных и социальных ... оздоровительный отдых человека основа безопасности жизнедеятельности. Трансформация нравственных принципов человека в процессе социального развития. Нравственные ...

. Бытие социальное, в котором выделяют: реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений. Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

.Эмпирический уровень познания

При проведении научного исследования используются различные методы. Эмпирическое исследование — это отдельная группа методов, включающая в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо явления. К другим методам относятся организационные, интерпретационные и методы обработки данных. Также следует отметить, что научное эмпирическое исследование важно отличать от теоретического. Дословно «эмпирический» означает «получаемый опытным путем», то есть эмпирическое исследование — это сбор полученных в ходе изучения объекта конкретных данных. Таким образом, в эмпирическом исследовании происходит непосредственный контакт исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование происходит, грубо говоря, на мысленном уровне. В качестве основных методов исследования эмпирическое познание использует в основном эксперимент и наблюдение за реальными объектами (непосредственное воздействие или наблюдение изучаемых явлений).

Эмпирическое исследование — это, в первую очередь, максимальное исключение воздействия субъективных компонентов на результат познания. Теоретическое познание в этом плане характеризуется большей субъективностью, оперированием идеальными образами и объектами. В состав эмпирического научного исследования входят методы изучения (наблюдение и эксперименты); результаты, получаемые посредством данных методов (фактические данные); различные процедуры перевода полученных результатов («сырых данных») в закономерности, зависимости, факты. Таким образом, эмпирическое исследование — это не просто проведение эксперимента; это сложный познавательный процесс, в ходе которого подтверждаются или опровергаются научные гипотезы, выявляются новые закономерности и т. п. Эмпирическое исследование, как и любой другой метод научного познания, состоит из нескольких шагов, каждый из которых важен для получения объективных данных. Перечислим основные этапы эмпирического исследования. После того как была поставлена цель, сформулированы задачи исследования, выдвинута гипотеза, исследователь переходит непосредственно к процессу добывания фактов. Это первый этап эмпирического исследования, когда данные наблюдения или эксперимента фиксируются в процессе работы. На данном этапе полученные результаты строго оцениваются; экспериментатор старается сделать данные максимально объективными, очищая их от побочных эффектов. На втором этапе эмпирического исследования проводится обработка полученных в ходе первого этапа результатов. На данной стадии результаты проходят первичную обработку с целью нахождения различных закономерностей, связей. Здесь данные классифицируют, относят к различным типам, описывают полученные результаты при помощи специальной научной терминологии. Таким образом, эмпирическое исследование какого-либо явления или объекта чрезвычайно информативно. В ходе такого познания реальности можно вывести важные закономерности, составить определенную классификацию, выявить очевидные связи между объектами.

7 стр., 3280 слов

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

... взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях ... первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии; - что такое познание и каковы его возможности и границы? - что такое человек и в чем смысл его бытия? ...

Итак, теоретический и эмпирический уровни научного познания не имеют абсолютной границы. Не существует нейтрального, единого для всех теорий эмпирического базиса (по типу протокольных предложений).

Тем не менее внутри теории возможно провести различие между эмпирическими и теоретическими уровнями. Всякая теория является многоуровневой структурой. Нижележащие уровни более тесно связаны с прямым изучением объектов. Вышележащие уровни используют теоретизирующие процедуры — вводят абстрактные сущности, строят теоретические конструкции. Теоретические объекты высших уровней в общем случае не могут быть редуцированы к эмпирическому содержанию. Они могут иметь лишь частичную эмпирическую интерпретацию. Кроме того, они не могут быть изъяты из теории без ее существенного искажения. Эмпирические уровни тоже самостоятельны, не являются лишь производными от теории. Важное место в научном познании занимает установление эмпирико-теоретических связей, или правил соответствия.

.Самосознание и личность

Сознание — это… Существует множество подходов, которые совершенно по-разному описывают, что такое сознание. Соответственно, единое определение данного понятия в науке отсутствует, его до сих пор пытаются раскрыть философы, психологи, эзотерики. Ученые совершенно по-разному определяют сознание, каждый по-своему описывает его содержание. Так, например, Р. Карт говорил, что сознание — это неоспоримая, самоочевидная данность каждого человека, его психических переживаний. Согласно его мнению, сомневаться можно в любом предмете или явлении, кроме того, что «Я» есть «Я». М. Вебер в своих работах указывал, что сознание — это свет, который находит свое воплощение в разных степенях ясности некоторого осмысления. Оно может быть «соткано» из смысла и значений слов.

Таким образом, данное понятие определяется по-разному: можно его расширять или сужать, брать за основу реальные переживания или рассматривать сознание как источник психической активности. Вместе с тем стоит не забывать, что сознание — это качество психики, которое появилось на эволюционной лестнице исключительно у человека. Рассматривая данный термин в философии, мы можем говорить не о психической активности, а о способе, посредством которого человек соотносится с миром и с предметом. Таким образом, сознание есть всегда. Оно не имеет начала, не может прекратиться или исчезнуть. Эти философские понятия, мир и сознание — две стороны единого целого. Сознание — это наивысшая форма отражения действительности, свойственная только людям и связанная с динамичным развитием той функции мозга, которая отвечает за речь. Оно управляет практически всеми процессами. Базой сознания является знание. То есть это субъективный образ реального мира.

Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») — это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама — частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить — «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.

Изучение личности — это не только изучение ее психических свойств — темперамента, мотивов, способностей, характера. Также это — изучение самосознания личности.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Самосознание личности-это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции -«Я» и оценка личностью этих представлений -самооценка.

Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.

.Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе

Общение как вид человеческой деятельности очень сложный и многогранный процесс. Общение является объективной потребностью каждого человека. Более того, известный немецкий философ Людвиг Фейербах говорил этому поводу следующее: «Человек всегда включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физическом и духовном смысле».

Не только философы 19 века так высоко оценивали роль человеческого общения в обществе. Современные философы также считают мир общения одной из фундаментальных категорий социальной философии. Проблемы общения становятся все более актуальными в связи с возрастающим дефицитом общения в современном мире, с обилием информации и электронных средств массовой коммуникации. Феномен общения сейчас привлекает все больше внимания своей комплексной основной, своей природой.

Л. А. Ситниченко пишет: «Обращение современной философии к проблеме общения как к одной из самых важных и самых «больных», связано с тем реальным обстоятельством, что общение не только опосредует познание человека и его деятельность, но и является условием самосознания личности и ее развития». Таким образом, значимость проблемы заключается в том, что в общении человек развивается гармонично, а вне его, в одиночестве, отчужденности людей друг от друга он становится чужд миру, прежде всего миру человеческому. Разрушить одиночество, тоску, страх и преодолеть эгоцентризм человека в урбанизированном обществе научно-технического прогресса можно, прежде всего, теплотой межличностных отношений, возвратом к первооснове социума — к живому межличностному общению.

Общение — наука умения ладить.

.Многообразие подходов к изучению общества

Древнегреческий философ Аристотель считал общественную жизнь главным отличием людей и говорил, что человек — это общественное животное. История свидетельствует о том, что люди никогда не жили врозь, чтобы потом объединяться. Мы всегда были вместе. Слово «общество» происходит от латинского слова «социетас», что означает — соединять, объединять, затевать совместный труд. Первоначальное значение понятия «общество» и означало общность, союз, сотрудничество. Общество — это система исторически развивающихся отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Общество отлично от природы. Его часто определяют в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира. В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе, как мы знаем, действуют люди, обладающие сознанием, действующие обдуманно, сознательно, или же под влиянием своих прихотей и желаний, но всегда стремящиеся к определённым целям. В обществе ничто не происходит без сознательного намерения, без желаемой цели. Общество — это открытая, сложная, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самодостаточная система. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

1.Натуралистический. Представители этого подхода утверждают, что общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов (Ш. Монтескьё, Л.Гумилёв)

2.Цивилизационный. В его основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.

3.Идеалистический. История с точки зрения этого подхода рассматривается как процесс движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г.Гегель).

4.Материалистический (К.Маркс и Ф.Энгельс).

Этот подход основывается на утверждении, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. В рамках материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация как термин марксистской философии обозначает определённую ступень в развитии общества, основой которой является господствующий способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ можно описать как взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Производительные силы — это, прежде всего человек с его знаниями, умениями и навыками, который является главным фактором производства, без него производства бы не было. Производительные силы также включают в себя предмет труда и средства труда.

Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, в процессе движения продукта от производителя к потребителю. В основе смены общественно-экономических формаций лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это означает, что с течением времени отставание производственных отношений от роста производительных сил приводит к конфликту. Разрешение этого конфликта приводит к смене одного способа производства другим, следовательно, и одной формации — другой. Переход этот совершается через социальную революцию. С помощью понятия общественно-экономическая формация в марксизме была обоснована периодизация исторического процесса, в соответствии с которой выделялись 5 основных формаций в развитии общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. С точки зрения формационного подхода к истории человечества на первый план выдвигается то общее, что присуще разным странам и регионам. Это позволяет изучить общие закономерности их развития.

8.Пути преодоления экологического кризиса

Политика в области охраны окружающей среды. За всю долгую историю развития цивилизации только в XX в. созрело понимание важности охраны окружающей среды. Так, первые меры по снижению загрязнения атмосферы, обеспечивающие ликвидацию смогов, были приняты в Великобритании. Для Западной Европы уже в 1970 г., как наиболее важные, были названы проблемы защиты природы и снижения уровня загрязнения окружающей среды. Франция стала первой страной Европейского сообщества, где было создано Министерство по охране окружающей среды. В ФРГ в 1971 г. была принята федеральная программа защиты окружающей среды. Ее основные принципы: загрязняющий среду платит; превентивность (от лат. praeventus — предупреждающий, предохранительный) мер борьбы с загрязнениями; межведомственное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

К сожалению, в сознании людей различных слоев населения чаще всего проявляются невежество, потребительское и хищническое отношение к природе. Достижение цели экологического возрождения затруднено кризисными факторами во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис, по сути — кризис культуры.

В настоящее время назрела острая необходимость экологической ответственности каждого человека, проявляющейся в ответственности за состояние природного окружения. Экологическая ответственность также включает в себя заботу о своем здоровье и здоровье других людей как особой общечеловеческой ценности.

Стратегические цели государственной политики в области экологии — сохранить природные системы, поддержать их целостность и жизнеобеспечивающие функции; повысить качество жизни; улучшить здоровье населения и демографическую ситуацию, обеспечить экологическую безопасность страны.

Глобальные экологические проблемы, четко обозначившиеся на рубеже XX — XXI вв., поставили современную цивилизацию на грань самоуничтожения. Ответная реакция общества на деградацию природной среды проявилась в глобальной тенденции развития современного мира — экологизации, т. е. проникновении экологических идей в науку, технику, культуру, политику.

Научно-технологические разработки позволяют выделить следующие пути, методы, средства разрешения или по крайней мере смягчения экологического кризиса:

·создавать эффективные очистные сооружения, развивать безотходные (замкнутые) и малоотходные технологии;

·переходить на циклическое использование ресурсов, прежде всего водных;

·разрабатывать технологии комплексной переработки сырья;

·не допускать перепроизводства энергии, которое может дестабилизировать геофизические системы на Земле;

·резко ограничивать извлечение химических веществ из недр планеты, выброс и загрязнение среды обитания;

·снижать материалоемкость готовой продукции: количество природного вещества в усредненной единице общественного продукта необходимо уменьшать (миниатюризация изделий, разработка и применение ресурсосберегающих технологий и т.п.);

·увеличивать скорость оборота вовлекаемых природных ресурсов, особенно на фоне развития безотходных технологий;

·исключить из производства ядохимикаты, способные накапливаться в организмах животных и растений;

·проводить лесонасаждения, совершенствовать использование лесополос (они увеличивают снегозадержание, здесь птицы строят гнезда, что в свою очередь способствует уничтожению вредителей сельскохозяйственных культур и др.);

·расширять сеть заповедников, охраняемых природных территорий;

·создавать центры разведения исчезающих животных и растений с их последующим возвращением в естественные места обитания;

·развивать биологические методы защиты сельскохозяйственных культур и лесов, экологические биотехнологии;

·разрабатывать методы планирования роста народонаселения;

·совершенствовать правовое регулирование охраны природы;

·развивать международное экологическое сотрудничество, разрабатывать правовые основы международной глобальной экополитики;

·формировать экологическое сознание, системы экологического образования и воспитания.

Человеку, как существу социальному, изначально присущи биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные) потребности. Одни потребности удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей. Другие потребности человек привык удовлетворять бесплатно: вода, солнечная энергия, воздух и т. д. Эти, последние, относятся к экологическим потребностям, а первые — к социально-экономическим потребностям.

В настоящее время экологическая часть потребностей приобретает социально-экономические черты, что вынуждает сопоставлять приоритеты экологической и социально-экономической ценности, разрабатывать систему или шкалу предпочтений.

Человечество не может отказаться от использования природных богатств, которые являются и будут являться материальной основой производства, и заключается в преобразовании природных ресурсов в материальные блага.

В настоящее время цивилизация переживает ответственный период своего существования, так как ломаются привычные стереотипы, когда люди понимают, что удовлетворение растущих запросов ведет к конфликту с первоосновой потребностей каждого: сохранение здоровой среды обитания. Но современное человечество не всегда это понимает и пользуется средой обитания только ради сиюминутных выгод.

.Субстанция

Слово «субстанция» (лат. substantia) переводится как «сущность, существо, суть». Термин возник как перевод греческого слова «гипостасис» (фундамент, основа).

Субстанция — это подоснова, «общий знаменатель». Аристотелю определял субстанцию как нечто самостоятельно существующее: это такое бытие, которое существует само по себе, а не через другое. От этого последнего определения пойдет понимание сущности как субстанции, т. е. причины самое себя.

Средневековая схоластика, основываясь на аристотелевском понимании сущности, разрабатывает вопрос о соотношении сущности и существования, чтобы различить Бога и сотворенный мир в аспекте их бытия. Бог есть единственное самостоятельное бытие, в нем сущность (essentia) и существование (esse) совпадают. Бог сам и есть суть своего бытия, его источник. Но он так же, как самостоятельное бытие, есть сущность-субстанция мира и первоначало его бытия. Таким образом, у сотворенных вещей сущность находится вне их и предшествует их существованию.

Субстанция есть неизменное в изменении. Она не существует отрешенно от изменчивости, как особый «носитель», или «истинное бытие». Она есть момент устойчивости, вневременности в самой изменчивой реальности. Она — не мертво-неподвижная сущность того или иного рода, а начало, связующее во внутреннее единство саму изменчивость явлений. Сознание этой живой природы бытия и неудовлетворительности мертво-отвлеченного понятия субстанции заходит иногда так далеко, что это понятие совсем отрицается. Так, согласно Бергсону, основа бытия не есть что-либо неизменное, а есть само существо изменения, времени, действенности или творчество — само усилие делания, творческий порыв. Вполне справедливо, что субстанция есть не мертвый субстрат, а действенность, жизнь. Но так как изменение немыслимо вне неизменности, то она (субстанция) есть не изменение, а именно неизменная природа изменчивого. То же самое соотношение мы имеем в неизменности законов природы управляющих всеми изменениями и процессами мирового бытия; и то, что разумеется под субстанцией, обнаруживает свое реальное значение как действенная сила именно в закономерности явлений бытия.

Субстанция как категория сознания, сама «субстанция» есть лишь одно из отношений системы бытия, именно отношение между неизменным и изменяющимся в составе конкретной реальности. Юм, напр., вообще отрицал субстанцию, т. е. неизменное единство бытия.

Напротив, по Канту, «субстанция» есть необходимая категория нашего сознания, а тем самым — для объективной мысли — и необходимая категория самого бытия. «Неизменное в изменении» есть нечто как бы упорствующее вечное, пребывающее во времени в составе временного бытия. Кант: субстанция — это «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления».

.Универсалии

УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar salis — общий) — общее, общие понятия. Проблема универсалий, восходящая к учениям об общем и единичном Антисфена, Аристиппа, Платона и Аристотеля, в явном виде сформулирована Порфирием («Введение» к «Категориям» Аристотеля): являются ли роды и виды субстанциями или просто концептами, и если субстанциями, то телесными или бестелесными; существуют ли они отдельно от чувственных вещей, внутри них или связаны с ними. Перевод на латынь и комментарии к «Введению» Порфирия, сделанные Боэцием, положили начало дискуссии об универсалиях в средневековой философии. В передаче Боэция проблема универсалий представлена как вопрос о том, существует ли общее (в первую очередь роды и виды) как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления в решении проблемы универсалий: номинализм, концептуализм и реализм. Выделение этих направлений достаточно условно, они имеют различные промежуточные формы. Согласно реализму (лат. realis — вещественный, действительный), универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. Крайний реализм, восходящий к учению об идеях Платона, утверждал, что общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует «до них». При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в «идеальном мире» Платона «до» конкретных людей и целиком присутствует в каждом человеке. К представителям крайнего (платоновского) реализма относятся Эриугена (8107-877?), Гильом из Шампо ( 1068-1121), Ансельм Кентерберийский ( 1033-1109).

Особенности реализма Ансельма Кентерберийского связаны с признанием того, что универсалии существуют объективно — в божественном разуме, но не отдельно от человеческого или божественного ума и единичных вещей. С точки зрения умеренного реализма, корни которого уходят в аристотелевское учение о форме, общее существует реально, но в самих единичных вещах, а не «до» них. Также как форма Аристотеля, являясь одной и той же и вместе с тем общей для множества вещей, относится не к классу вещей как к целому, а отдельно к каждой вещи, общее в действительности не существует отдельно от единичного. К течению умеренного (аристотелевского) реализма примыкали Альберт Великий (11937-1280), Ф. Аквинский (1225/26/277-1274), Ф.Суарес (1548-1617).

Согласно Ф.Аквинскому, универсалии существуют трояко: до вещей — в божественном разуме, как их идеи, прообразы; в вещах как их сущности, и после вещей — как понятия человеческого ума. С позиции номинализма (лат. nomen — имя, наименование, nominalis — относящийся к именам), реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает «после вещей», является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесенное имя, общее реально существует только как «звук голоса». Номиналистическую позицию занимали Росцелин (1050- 1110), Иоанн Дуне Скотт (1266-1308), Уильям Оккам (1285-1349).

Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом концепты (от лат. conceptus — понятие), возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей. Концептуалистической позиции придерживался П. Абеляр (1079- 1142).

В Новое время реалистическая тенденция по вопросу об универсалиях развивалась Мальбраншем, номиналистическая — Гоббсом и Локком.

Литература

1) Введение в философию.- М., 1989. 4.2., гл.9,14,17.

2) Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М., 1998.

3) Канке В.А.. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.» Университетская книга, Логос,2008. — 288 с: ил. 2008

4) Гуревич Павел Семенович. Философская антропология. — М., 1997. С.300-319

) Терехова Г.Л., Дробжева Г.М.. Введение в философию. История философских учений: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2004. 44 с., 2004

6) Климович. А.В., Перевалова Л.В.. Обществоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Климович, Л.В. Перевалова — Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина,2011. — 119 с., 2011

) http://dic.academic.ru

) https://ru.wikipedia.org

) Философия. Справочник студента. — М.1999