Общее понятие межличностных отношений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Детская практическая психология»

Особенности межличностных отношений в группе 4-5лет

тема

 

Преподаватель ____________ М.Е.Варламова

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Студент II курса ДО-5,14019 ______________ А.А.Козлова

номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Чебоксары 2016г

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений у детей дошкольного возраста

1.1Общее понятие межличностных отношений……………………………………………………………………..4-13

1.2Психологические особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….13-14

1.3 Особенности отношений у детей дошкольного среднего возраста…14-18

Глава 2 Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

2.1 Цель, задачи, методы исследования………………..……………………18-27

2.2 Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль межличностных отношений в формировании личности ребенка. В этом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

11 стр., 5433 слов

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем

... работающих в ДОУ и ЛПУ. I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы ... деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют ...

Без межличностных отношений невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Объект исследования- отношения детей 4-5 лет

Предмет исследования — межличностные отношения детей в возрасте 4-5 лет.

Гипотеза предположила, какие межличностные отношения у детей.

Цель данной курсовой работы – изучить особенности межличностных отношений детей в среднего дошкольного возраста в группе.

Задачи исследования:

· изучить состояние проблемы межличностных отношений;

· выявить особенности межличностных отношений у детей 4-5 лет в группе.

Организация исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка», село Красноармейское, Красноармейского района Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.

Методологической основой исследования явились ключевые позиции диалектические материализма, наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и других было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.

Методы исследования представляют собой теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблеме исследования, психодиагностические методики для изучения межличностных отношений.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что получены экспериментальные данные о межличностных отношениях дошкольного возраста, позволяющие организовывать воспитателям дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками

Глава 1.Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Общее понятие межличностных отношений

Проблема отношений занимает в психологии большое место. Во многих работах отечественных психологов развиваются и уточняются основные понятия теории отношений.

По данным Прыгина Д.Б., межличностные отношения- это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы[28].

Межличностные отношения, вслед за Д.Б.Прыгиным, мы считаем субъективными связями, главным образом эмоциональной структуре группы, хотя в них присутствуют и когнитивный момент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со стороны сверстников или под влиянием общественного мнения.

Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные их параметры.

25 стр., 12387 слов

Правовое регулирование имущественных отношений родителей и детей

... имущественных отношений между родителями и детьми в Российской Федерации; проанализировать имущественные права детей, особенности их реализации; охарактеризовать имущественные права и обязанности родителей; выделить проблемы существующего законодательства в области имущественных отношений родителей и детей; провести экспериментальное исследование правового регулирования имущественных отношений ...

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения- это взаимная готовность субъектов к определённому типу взаимодействия[28].

Межличностные отношения формируются в процессе длительного общения и взаимодействия людей. Отношения – целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента: отношение человека к людям; к себе; отношения к предметам Г.М. Андреев [1] отмечает, что важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Как отмечает В.Г. Ромек [29], несмотря на то, что содержанием межличностных отношений являются чувства, для формирования межличностных отношений этого недостаточно. Межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнёров, когда помимо желания говорить о своих чувствах, есть ещё желание выслушать партнёра, интерес к его собственным мнениям и чувствам.

Таким образом, межличностные отношения — важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщённое определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей- это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Лисина М.И. выделяет различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения: социометрический (избирательные предпочтения детей); социокогнитивные (познания и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностные (отношения как результат общения и совместной деятельности детей)[9].

Наиболее распространённым подходом к пониманию межличностных отношений является социометрический подход. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения членов группы. Основным предметом таких исследований (Я.Л.Коломенский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, В.С.Мкхина, А.В.Кривчук и другие) является группа, а не личность отдельного её члена. Межличностные отношения рассматриваются и оцениваются в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности).

Субъективный образ человека качественные особенности других людей остаются за рамками исследований[5].

В исследованиях социокогнитивного направления межличностные отношения трактуются как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. Главным предметом исследований является восприятие, понимание и познание человеком других людей и отношения между ними (Р.М.Максимова, Г.А. Золотнякова, В.М.Сенченко и другие).Исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений. Анализировалось восприятие человеком изображений других людей и конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное отношение к ним.[30].

А.В.Петровским была разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, или так называемая «стратометрическая концепция». Это специальная социально психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение человека в общность. Именно совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются. Здесь изучение межличностных отношений, как правило, сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия[4].

5 стр., 2458 слов

По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин

... требование. d) рассказ, дискуссия, беседа. Межличностные отношения членов коллектива образуют A) неформализованную ... d) Бихевиористические теории. По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен ... исследований. B) системный, личностный и деятельностный подходы. c) прагматизм и позитивизм. d) наблюдение, эксперимент, беседа. Коммуникация, как один из структурных элементов межличностного ...

В концепции М.И.Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Общение- это всегда субъект – субъективные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом вступают взаимоотношения, избирательные привязанности, образ себя и партнёра по общению. Формирование и развитие межличностных отношений рассматриваются как одна из важнейших функций общения[9].

В отечественной психологии существенный вклад в разработку данной проблемы внёс В.Н.Мясищев. Он определял «отношения» как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которая включает три взаимосвязанных компонента: отношение к людям, к себе, к предметам внешнего мира. [28].

Именно В.Н.Мясищев[28] сформировал одно из важнейших принципиальных положений теории личности. Он подчеркнул, что система общественных отношений, в которую оказывается включённым каждый человек со временем своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности; система отношений является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем например, как характер, темперамент, способности.

В изучении отношений между членами группы в детском саду Т.А.Репина выдвинула три ведущих критерия:1)эмоциональный, 2)оценочный; 3)функциональный. По эмоциональному критерию все отношения ребенка к другим членам группы можно разделить на три основных типа: симпатии, безразличие и неприязни. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает, и детям, которых оценивает низко[15].

Что касается классификации по функциональному критерию, то, как известно, отношения делятся на официальные, связанные с выполнением определенных общественных функций, и неофициальные (деловые и личностные).

При этом Т.А.Репиной обнаружено три вида межличностных отношений: собственно личностные, оценочные, зачатки деловых отношений. Поскольку в группе детского сада еще нет официально значимой деятельности, то отношения невозможно разделить на официальные и неофициальные. Для формирования деловых отношений большое значение имеет сюжетно-ролевая игра.[15,21].

5 стр., 2485 слов

Непосредственная образовательная деятельность в группах раннего возраста

... учреждении и семье. – Изучить особенности непосредственно образовательной деятельности в группах раннего дошкольного возраста. – Проанализировать пять основных ... затем выполняет элементарные правила поведения. В отношениях с взрослыми он начинает проявлять выраженную ... Каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс формирования личности ребенка, поэтому все виды деятельности соединяются в ...

Г.М.Андреева, предлагает рассматривать межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют собой реализацию безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Важной особенностью межличностных отношений, по мнению автора, является их эмоциональная основа, которая включает все виды эмоциональных проявлений. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов и другие. Необходимым условием возникновения таких отношений является постижения друг друга. Взаимоотношения могут прекратится, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность[1].

Я.Л.Коломинский [7] рассматривает отношения через совокупность таких понятий как «взаимоотношения», «отношение к человеку», «личные отношения» в группе сверстников и определяет общение как «такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в прцессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения». Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1)восприятия и понимания людьми друг друга; 2)межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); 3)взаимовлияние и поведения.

Межличностные отношения представляют собой сложное образование, в связи, с чем различные авторы трактуют его значения по-разному. Несмотря на это, большинство исследователей (Шибутани Т., Андреева Г.М., Куницына В.Н.) важнейшей специфической чертой межличностных отношений считают их эмоциональную основу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающих у людей по отношению друг к другу.

Среди факторов, указывает Г.М.Андреева, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить вешнее по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренне, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия [1].

К внешним фактором можно отнести следующие:

1)степень выраженности у человека потребности в аффилиации (потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, чувствовать себя ценной и значимой личностью);

2)эмоциональное состояние партнеров по общению;

3)пространственная близость (при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность);

К внутреннем факторам можно отнести:

1)физическую привлекательность партнера по общению;

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... ООП ВПО Дисциплина Коммуникативная деятельность заикающихся детей» включена в профессиональный цикл дисциплин. Коммуникативная деятельность заикающихся детей» опирается на содержание таких дисциплин, ... и межличностное общение.Типология личности и межличностное общение. Психофизиологические особенности восприятия и переработкиинформации. 1.1. Общая характеристика коммуникативной сферы у детей с ...

2)демонстрируемый стиль общения;

3)фактор сходства между партнерами по общению;

4)выражение личного отношения к партнеру по общению.

Т.А.Репина рассматривает межличностные отношения как многообразную и относительно устойчивую систему эмоциональных отношений, которые находят свое выражение в общении и совместной деятельности; во взаимооценках членов группы; в их переживаниях, носящих избирательный характер. Она выделяет три основных вида межличностных отношений: собственно-личностные отношения, оценочные и «деловые». К собственно-личностным были отнесены отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и «деловые». Оценочные отношения- это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества партнера оцениваются одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у самого человека, от особенностей его целостных ориентаций, оценочных эталонов. Под «деловыми» отношениями имеются в виду те отношения, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей. Соответственно, деловые отношения обнаруживаются при взаимодействия в совместной деятельности и общении людей. Собственно-личностные отношения, частично проявляясь в общении, в своем развернутом виде могут быть выявлены в социометрических выборах. Оценочные отношения могут проявляться как в общении, так и при обосновании социометрических выборов [15].

Применительно к детскому возрасту, Т.А.Репина акцентирует внимание на слитности всех слоев межличностных отношений, их единстве. Поэтому, изучая отношения в детских коллективах, следует учитывать, что истинное положение ребенка в группе сверстников есть совокупность его места как в системе собственно-личностных отношений, так и в системах оценочных и деловых отношениях [15].

В.В.Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:

· функционально-ролевые — зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

· эмоционально-оценочные — проявляющие в предпочтениях, симпатиях, антипатиях и различного рода избирательных привязанностях;

· личностно-смысловые — при которых мотивов одного субъекта приобретает личностный смысл для другого.

Б.Ф.Ломов отмечает, что общение выступает как реализация личностью общественных отношений и способ построения личных. Более того, отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия.

Учитывая выше сказанное, отношение можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общение и отношение целесообразно изучать в сопряжение.

Межличностные отношения оказались включенными в проблематику общения. В тоже время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъектно-оценочных отношений к действительности.

Таким образом, в рамках различных подходов под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми проявляющие в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому; система установок, ориентаций, ожиданий и серотипов.

3 стр., 1424 слов

Психологические методы поддержки детей группы-риска

... и причины возникновения категорий детей «группы риска»; - описать психолого-педагогическую деятельность с детьми «группы риска»; - определить психологические методы поддержки детей «группы риска». Методологической основой исследования ... сознании ребенка и изменение жизненной стратегии в контексте их решения. В-четвертых, можно сделать вывод что, регулярные патронажи необходимы в отношении ...

Следовательно, межличностные отношения- это система установок, ориентация и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается их общение; это многообразная и относительно устойчивая система избирательных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Отношения формируются, реализуются и проявляются в общении, взаимодействии и социальной перцепции [2].

Таким образом, проблема межличностных отношений в психологии занимает большое место. В связи с тем, что межличностные отношения представляют собой сложное образование, различные авторы трактуют его значение по-разному: как частный случай психологических отношений, и как действительную реальность общественных отношений.

Отсюда можно сделать вывод о том, что отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину, является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. С отношениями связано главное содержание психической, внутренней жизни человека, именно отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Поэтому психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии.

Психологические особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отно­шение к другому человеку, к людям составляет основ­ную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

4 стр., 1830 слов

36 межличностные отношения в группе

... взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности ... выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней ...

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников.

Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности.

Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

1. Поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. Эмоциональная (межличностные отношения).

К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.

3. Когнитивная (гностическая).

К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.)

Автор замечает, что межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.

В исследованиях Т.А. Репиной выявлено, что в группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Автор указывает, что прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т.А. Репиной, к подготовительным группам сохраняется неблагоприятное положение у 1/3 детей).

Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников (дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих в день эксперимента).

Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру.

В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.

М.И.Лисина отмечает, что успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен ни сколько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

Существует и другое направление работ В.С.Мухиной, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру.

А исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. По результатам её исследований, дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общительностью [21].

Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников, способности к самовыражению и т.д. Очевидно, что столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности и понять её психологическую природу.

По этой причине следует отметить исследования Е.О.Смирновой, Е.В.Калягиной, которые пытались осуществить сравнительный анализ эмоционального (способности к сопереживанию, помощи поддержке), когнитивного (социальный интеллект) и поведенческого (общительность, стремление к совместной деятельности и сотрудничеству) компонентов коммуникативной компетентности у популярных не популярных дошкольников. Анализ ля показал, что в основе популярности дошкольников лежат на развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональные отношение к прежде всего, проявлялось в заинтересованности, не безразличии к действиям сверстника. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску(одобрение, поддержка, сочувствие)[23,24].

Таким образом, бескорыстное желание помочь сверстнику, без оценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самооценкой целостной личностью. Сравнение себя со сверстниками и противопоставлением ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения.

 

Цель, задачи, методы исследования

Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Звёздочка» село Красноармейское, Красноармейского района Чувашской Республики.

В эксперименте участвовало 20 детей 4-5лет.

Целью данного этапа исследования явилось изучение межличностных отношений в группе 4-5 лет.

В соответствие с поставленной целью были определены следующие задачи:

1.Подобрать методики для изучения межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

2.Изучить особенности межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы такие экспериментальные методики, как «Игра в секрет» (Репиной Т.А.) и «Я и мои друзья» (Рене Жиля).

Целью методики игра «Секрет» было выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Стимульным материалом служили три картинки каждому ребенку. Детям предлагалось поиграть в игру «Секрет». Игра состояла в том, что ребенок должен был выбрать трех детей из группы и «по секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (художественные открытки).

В заключение испытуемого просили обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.

Перед началом проведения эксперимента ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки тем детям, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось скороговоркой, чтобы дети не восприняли это положение обязательное. Далее ребенку давались три картинки и спрашивали, какая из трех ему больше нравится, затем – какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просили ребенка «на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставили условное обозначение: А (первый выбор) Б (второй), В (третий).

Затем ребенку говорили: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и потом положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе.

После того как эксперимент заканчивался, экспериментатор просматривала все шкафчики, вынимала из них картинки, фиксировала в протоколе все свои обозначения, имеющиеся на обратной стороне, подсчитывала общее количество выборов полученных ребенком. После этого подарки возвращались на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.

При анализе полученных в исследовании результатов использовались традиционные социометрические методы обработки данных. Применялось матрица типа шахматной таблицы. А также свободный график эксперимента изучения межличностных отношений у детей данной группы. (См. приложение №1)

При отсутствии взаимности выбор первой степени, обозначенный в таблице буквой А, оценивался в 5 баллов, второй (выбор Б) – в 4, а третий (В) – в 3. При взаимности цена выборов удваивалась.

Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ребенка в группе – маргинальное значение полученного количеств баллов.

Маргинальное значение высчитывалось по формуле:

где m – суммарная оценка полученных выборов,

N – число детей в группе.

По величине индекса социометрического статуса – маргинальному значению — все дети делились на 4 подгруппы. Дети, индекс которых был выше 0,22, были отнесены к первой группе – особенно авторитетных детей – «звезд».

Дети, у которых индекс социометрического статуса находился в пределах 0,22 – 0,10, составляли вторую группу предпочитаемых детей.

Дети, индекс которых был ниже 0,10, образовали третью группу – малоавторитетных детей.

Дети, не получившие выборов, зачислялись в четвертую группу – непопулярных (непринятых детей).

Социометрические данные позволяют получить еще один важный показатель, характеризующий «индивидуальность» группы – коэффициент взаимности отношений (К.В.)

Для того чтобы вычислить коэффициент взаимности, для этого надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:

где R – общее число выборов,

Ri – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, мы провели беседы с детьми, воспитателем о лидерах группы и об отверженных детях.

По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяли статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» — 5 и более выборов; I уровень

-«принятые» — 2-4 выборов; II уровень

-«непринятые» — 1 выборов; III уровень

-«изолированные» -0 выборов. IV уровень

Цель методики «Я и мои друзья» состояла в определении круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявлений симпатий к членам. Стимульным материалом служил лист белой бумаги, цветные карандаши. Детям предлагалось нарисовать своего лучшего друга или друзей. При выполнении задания фиксировалось:

1. Последовательность рисование деталей.

2. Пауза более 15 секунд.

3. Стирание деталей.

4. Спонтанные комментарии ребенка.

5. Эмоциональные реакции ребенка и их связь с изображением.

Беседа с детьми по рисунку проводилась по следующим вопросам:

1. Скажи кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что делают? Кто это придумал?

4. Им весело или грустно? Почему?

5. Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый грустный? Почему?

После беседы ребенку предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам (Приложение …).

Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (приложение №2)

Подробный анализ результатов методики «Рисунок: Я и мои друзья» на каждого ребенка изложен в протоколах (приложение №3)

Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.

В результате исследования методики «Игры в секрет», были получены данные отражённые в диаграмме представленной ниже (рис 1)

 

Рисунок 1-распределение испытуемых по итогам проведения методики «Секрет»

Экспериментальная игра «Секрет» показала, что в изучаемой подготовительной группе встречаются дети 4 статусных категорий.

Большинство детей имеет в группе статус предпочитаемых — 45%, 30 % — испытуемых являются малоавторитетные.20% дошкольников относятся к статусной категории «звезды». 5% это одни ребенок «отверженный».

Дети со статусной категорией «звезды» с желанием приняли задание, были общительными, стремились самостоятельно выполнять задания. Эти уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе. Дети со статусной категорией «предпочитаемые» могут принять в игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность, опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. У детей со статусной категорией «малоавторитетными» узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений. «Отверженный» не получивший ни одного выбора был 1 ребенок. Артём не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр. Он редко посещают детский сад, у него не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.

Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовал интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе – и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.

В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.

Значительное меньшинство 30% группы представляют дети, которые либо испытывают трудности в общении, и в установлении контактов или такие как Чистякова Катя, Дима Б., часто болеют и редко посещают детский сад.

С помощью данного эксперимента удалось выявить коэффициент сплоченности группы.

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (65 %) находятся в благоприятных статусных категориях.Важным показателем является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории в этой статусной категории 1 ребенка, т.е. индекс изолированности в данной группе составляет 5 %.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

Индивидуальные данные о ходе эксперимента предложены в таблице, (в свободном графике), а также отзывы детей и воспитателя (приложение №1).

Анализ полученных данных показал, что в рисунках «Я и мои друзья» дети отражали в основном свое отношение к своим друзьям и к себе. Обобщая экспериментальные данные по проективной методике, можно отметить следующее: дети среднего дошкольного возраста уже могут дать нравственную оценку сверстнику, имеющие значение не только для него, но и для всей группы. К рисованию дети отнеслись по-разному. Однирисовали быстро, другие долго думали кого нарисовать. В основном дети с удовольствием рассказывали о том, что изобразили на рисунке. Ответы их мы сразу же фиксировали. Выборы, сделанные в экспериментальной игре «Секрет» чаще совпадали с «рисунком: Я и мои друзья». Это говорит о стабильности детских взаимоотношений.

Итак, общая экспериментальные данные можно отметить следующее:

— у большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.

— также присутствуют устойчивые игровые объединения, чему способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным играм или отношения симпатии.

— у 30% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками — это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.

— хотя группа в целом сплоченная, испытуемые, главным образом, играют в маленьких группах с детьми своего пола.

Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.

 

Заключение

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе анализа литературы была выявлена значимость межличностного общения для людей. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Характеризуя общение как особый вид деятельности, все авторы отмечают, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности и субъекта деятельности, как индивидуальности.

Исследования особенностей межличностного общения средних дошкольников проводились на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие воспитанники среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

В результате экспериментального исследования было установлено, что большинство детей удовлетворительно оценивают уровень психологического комфорта в детском коллективе, отражают менее высокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе.

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Для оптимизации межличностных отношений в группе 4-5 лет рекомендуется проведение психокоррекционных занятий, направленных на формирование социального доверия, развитие социальной активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки у детей, обучение умению самостоятельно решать проблемы.

В целом поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза доказана.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1999.

2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками дошкольников. – М., 2003.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология – М., 2001.

4. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю.М.Жукова, А.А.Петровского, О.В.Соловьёвой. – М.,1996.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997

6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.

8. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

9. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.

10. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет/под ред. Е.О.Смирновой. — Москва-Воронеж,2001.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,2000.

12. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В.Кузнецовой. — М.,2000

13. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ под ред. Т.А.Репной. — М.,1978

14. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4

15. Радугина А.А.Психология. – М.,2001

16. Рузская А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.2004

17. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971

18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С — Пб .,2000.

19. Репина Т.А. Социально- психологическая характеристика группы детского сада. — М.,1988

20. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.

21. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте/ Вопросы психлолгии.,1996.

22. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений / Вопросы психологии — №6, 1994.

23. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.,1960.

24. Прыгин Г.С., Ахмеров Р.А. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности/Психологический журнал . — 2005. — Т.26. 25-34 с .

25. В.Н.Мисящев Психология отношений. Избранные психологические труды под ред. А.А.Бодалева Москва — Воронеж 1995

26. Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., 28 с.

27. Ромек В.Г.Развитие уверенности в межличностных отношениях/Журнал практического психолога, №12, 2000, 74-113 с .

28. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, — М.: Владос, 2003. -160с.

 

ПРИЛОЖНИЯ

 

Приложение 1

Фамилия, Имя Общее количество выборов сум-марное кол-во баллов Статус ребенка
Антонова Алина 11Б       0,17
Гордеева Лиля   0,24
Глазкова Кристина   0,22
Зорина Александра       0,20
Зубова Вероника 10Б 11А       0,13
Кузьмина Лиза 11В     0,12
Кривенко Маша         0,07
Максимова Вероника         0,12
Попова Даша       0,12
Полтавская Марина 15А           0,07
Чистякова Катя           0,04
Арбузов Артём            
Белов Дмитрий 12А 18Б         0,06
Булочников Аскар 13А 19А 17А 19Б     0,21
Григорьев Данил 10А 13В         0,09
Григорьев Иван 12Б 14А 17Б 18А 19А 20А 0,31
Дыба Олег 12В 13В 14В 20Б     0,16
Пылев Влад 15В           0,02
Сидоров Александр 10Б 15Б 16Б 18В 20В   0,18
Денисов Александр 14Б 16В 17В 19В     0,16

К.В.=

К.В.=

К.В.=50%

б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его

1. Кристина Г. о Лиле Г. – сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.

2. Саша З. о Лиле Г. – «Нам вместе весело играть. Миля очень умная девочка. Всегда правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».

3. Лиза К. о Лиле Г. – «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».

4. Маша К. о Лиле Г. – «Лиля моя соседка. Мы живем в одном дворе и часто, приходя домой с детского сада, вместе гуляем. Наши мамы тоже дружат».

5. Даша П. – «Лиля не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»

1. Лиля Г. о Кристине Г. – сказала, что она хорошая подруга. На занятиях мы сидим за одним столом и быстрее всех выполняем задания. Вместе помогаем воспитательнице.

2. Саша З. о Кристине Г. – она всегда воображает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.

3. Лиза К. о Кристине Г. – «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», — девочка ответила: «Кристина, Саша, Лиля и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Кристя больше дружит с Лилей».

4. Маша К. о Кристине Г. – «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».

5. Даша П. О Кристине Г. – «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».

Артём о Ване: — «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».

Олег о Ване – «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».

Влад о Ване – «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».

Саша С. о Ване – «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».

Артём о Ване – «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».

Приложение 2

Протокол беседы

Антонова Алина – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Вероника Зубова и Катя Чистякова. 2. В саду. 3. Играют. Я. 4. Весело. Потому что они веселые. 5. Я. Потому что со мной мои подружки. 1. Катю Ч. 2. Артём, он плохой. 3. Веронику З., Катю И., Лилю Г., Кристину Г., Сашу З. 4. Машу, мы с ней не играем, она ябеда. 5. Катю И. 6. Машу, не знаю.
Гордеева Лиля – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Кристина Г. и Я. 2. В группе. 3. Играют вместе в кубики, строят дом. Я. 4. Весело. Интересно вместе с Кристиной. 5. Мы вместе счастливые. 6. Никому. 1. Кристину. 2. Артём, он часть дерется и очень жадный. 3. Всех девочек и еще Олега и Аскара. 4. Артём. 5. Кристину Г., Сашу З. 6. Марину, она медленно бегает
Глазкова Кристина – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Лиля Г., Саша З. 2. На улице. 3. Я играла с Лилей, потом позвали Сашу. Я. 4. Нам весело. Играем в интересную игру. 5. Я. У меня платье новое. 6. Таких нет. 1. Лилю. 2.Артём. Он любит командовать 3. Лилю и Сашу. 4. Не знаю. 5. Лиля. 6. Не знаю.  
Дыба Олег – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я, Дима Б., Аскар Б., Саша Д., Артём А. 2. На спортивной площадке в детском саду. 3. Идут играть в футбол. Артём придумал. 4. Весело. Не знаю. 5. Я. Я люблю играть в футбол. 6. Аскар. Он не любит на воротах стоять. 1. Аскара. 2. Машу, она такая плакса и ябеда. 3. Аскара, Дима и Артёма. 4. Алишера, потому что он меня не пригласил на свой день рождения. 5. Ваня, он хорошо умеет строить. 6. Дима, он медленно бегает.
Зубова Вероника – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Это Я. 2. На даче. 3. Играю. 4. Грустно. Скучно одной. 5. 6. 1. Не знаю. 2. Машу, она всегда щипается. 3. Наверное Лилю и Кристину. 4. Мальчишек, они дерутся. 5. Не знаю. 6. Не знаю.
Арбузов Артём – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто. 1. Это я, Алишер и Аскар. 2. В группе. 3. Не знаю. 4. Весело. 5. Я, я веселый. 6. Никто.
Кузьмина Лиза – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я и Лиля 2. На улице. 3. Мы поем. Лиля. 4. Весело. Любим петь с Лилей. 5. Я. У меня хорошее настроение и платье красивое. 6. Грустных нет. 1. Лилю или Сашу. 2. Артём – он всем мешает на занятиях. 3. Если бы разрешили, я бы всех пригласила. 4. Артёма, с ним никто не играет. 5. Сашу. 6. Веронику, она маленькая.
Булочников Аскар – 4,5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Олег и я. 2. На елке. 3. Танцуют. Олег. 4. Весело. Олег и я смешно танцуем. 5. Мы вместе. 6. Нет. 1. Олега и Сашу. 2. Машу, она всегда ябедничает. 3. Олега. 4. Не знаю. 5. Саша. 6. Диму, он хуже всех занимается на физкультуре.
Максимова В. – 5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Лиля, Даша, Ваня и я. 2. а площадке. 3. Играют в мяч. Я. 4. Весело, интересно играть. 5. Я, у меня новый мяч. 6. Ваня, он тоже хочет такой же мяч. 1. Дашу. 2. Артёма, он всех обижает. 3. Лилю, Дашу, Машу, Алину, Ваню и Олега. 4. Артёма. 5. Лиля. 6. Артёма, он все испортит.
Полтавская Марина – 4,5 лет
Беседа: Ситуации:
1. Я и Вероника. 2. В группе. 3. Играем. Я. 4. Весело. Играть интересно. 5. Вероника, я ей дала свою куклу поиграть. 6. Грустных нет. 1. Веронику. 2. Машу, она со мной не играет. 3. Веронику 4. Машу. 5. Ваня, он хорошо строит, и девочек защищает всегда. 6. Не знаю.
Белов Дмитрий – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Все дети. 2. На участке. 3. Бегают на перегонки. 4. Весело. 5. Я, меня никто не догнал. 6. Маша. Она всегда грустная. 1. Данила. 2. Не знаю. Мне всех жаль. 3. Всех. 4. Никого. 5. Данил. 6. Олега, не знаю.
Григорьев Данил – 4,5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Дима, Данил, Владик и я. 2. На участке. 3. Гуляют. 4. Весело. У них шарики. 5. Влад у него два шарика. 6. Дима и Данил, у них шарики улетели. 1. Дима. 2. Артёма, он всегда командует. 3. Данила, Дима, Веронику. 4. Артём. 5. Ваня. 6. Не знаю.  
Попова Даша – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Лиля и я 2. На улице, во дворе 3. Просто стоим, только вышли на улицу 4. Весело, придумываем, во что будем играть 5. Я, мне корону купили 1. Лилю. 2. Артёма, потому, что он всегда дерется. 3. Всех девочек. 4. Машу, она меня не приглашала. 5. Алишер. 6. Не знаю.
Зорина Саша – 4,5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Кристина и я. 2. Во дворе. 3. Собирали цветы для мамы Кристины. 4. Весело, потому что день рождения у мамы. 5. Обе, потому, что хорошее настроение. 6. Грустных нет. 1. Кристину. 2. Марину, она играет только с мальчиками. 3. Кристину, Лилю, Лизу. 4. Машу, я с ней не дружу. 5. Диас. 6. Данила, он плохо бегает.  
Григорьев Ваня – 5 лет
Беседа: Ситуация:
1. Аскара, Олега, Саша и себя. 2. На спортивной площадке. 3. Играют в футбол, Олег. 4. Весело вместе играть. 5. Я, потому, что забил гол. 6. Олег, он упал, а мы его подняли. 1. Аскара. 2. Влада, я не дружу. 3. Всех детей. 4. Никого. 5. Ваня. 6. Не знаю.

Приложение 3

Статус ребенка Имя Фамилия
«Звёзды»   1.Кристина Г 2.Лилия Г 3.Ваня Г 4.Арина А
«Предпочитаемые» 6 девочек и 3мальчика
«Малоавторитетные» 3 девочки и 3 мальчика
«Отверженный»

Приложение 4

1. Ситуация.

1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?

2. Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?

3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?

4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?

5. Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?

6. В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?