Сфера межличностных отношений

Книга: Изучение сферы межличностных отношений…

Семья — это малая со­ци­аль­ная груп­па, немно­го­чис­лен­ная по со­ста­ву, «члены ко­то­рой объ­еди­не­ны общей со­ци­аль­ной де­я­тель­но­стью и на­хо­дят­ся в непо­сред­ствен­ном лич­ном об­ще­нии, что яв­ля­ет­ся ос­но­вой для воз­ник­но­ве­ния эмо­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний, груп­по­вых норм и груп­по­вых про­цес­сов» (Ан­дре­ева, 1980).

При­вя­зан­ность к близ­ким взрос­лым, ко­то­рая со­став­ля­ет ос­но­ву бу­ду­щих от­но­ше­ний ре­бен­ка с лю­дь­ми, воз­ни­ка­ет на 2-м — 3-м году жизни. А. И. За­ха­ров (1993) опре­де­лил при­вя­зан­ность как эмо­ци­о­наль­ный вид об­ще­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся по­зи­тив­ной уста­нов­кой на объ­ект при­вя­зан­но­сти и за­ви­си­мо­стью от него. По­треб­ность в при­вя­зан­но­сти — одно из наи­бо­лее важ­ных усло­вий пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

В си­сте­ме фор­ми­ру­ю­щих­ся от­но­ше­ний ре­бен­ка пер­вой воз­ни­ка­ет при­вя­зан­ность к ма­те­ри, спо­соб­ству­ю­щая раз­ви­тию в даль­ней­шем таких со­ци­аль­ных чувств, как бла­го­дар­ность, от­зыв­чи­вость, теп­ло­та в от­но­ше­ни­ях и про­чее. Но для этого необ­хо­дим до­ста­точ­но про­дол­жи­тель­ный и устой­чи­вый эмо­ци­о­наль­ный кон­такт. Как от­ме­ча­ет А. И. За­ха­ров, боль­шин­ство детей, при­вя­зан­ных к ма­те­ри в пер­вые годы жизни, от­ли­ча­ют­ся в даль­ней­шем до­ста­точ­ной са­мо­сто­я­тель­но­стью и неза­ви­си­мо­стью в дей­стви­ях и по­ступ­ках.

Од­на­ко од­но­сто­рон­ная при­вя­зан­ность (толь­ко к ма­те­ри или толь­ко к отцу) у ре­бен­ка стар­ше трех лет ука­зы­ва­ет на про­бле­мы в от­но­ше­ни­ях с дру­гим ро­ди­те­лем: чем боль­ше ре­бе­нок из­бе­га­ет, бо­ит­ся од­но­го из ро­ди­те­лей, тем боль­ше он при­вя­зы­ва­ет­ся к дру­го­му и, со­от­вет­ствен­но, пе­ре­ни­ма­ет его стра­хи и неуве­рен­ность в себе. Тот, кому в ран­нем дет­стве не уда­лось уста­но­вить без­опас­ную связь со взрос­лы­ми, в более стар­шем воз­расте ис­пы­ты­ва­ет зна­чи­тель­ные труд­но­сти при об­ще­нии со сверст­ни­ка­ми, осо­бен­но того же пола, счи­та­ет А. И. За­ха­ров (1993).

Кроме того, от­но­ше­ние при­вя­зан­но­сти спо­соб­ству­ет сни­же­нию у ре­бен­ка чув­ства тре­во­ги, непре­мен­но воз­ни­ка­ю­ще­го в новых си­ту­а­ци­ях (Рат­тер, 1987).

По­это­му для успеш­но­го об­ще­ния необ­хо­ди­мо уме­ние со­зна­тель­но управ­лять своим по­ве­де­ни­ем в раз­лич­ных си­ту­а­ци­ях об­ще­ния, а также зна­ние не толь­ко о дру­гом че­ло­ве­ке, но и о себе самом (Бо­да­лев, 1983).

13 стр., 6229 слов

Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам

            Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших  негативный социальный  опыт,  отличающихся   ослабленным   физическим   и   психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным  ...

Вли­я­ние семьи на ре­бен­ка рас­пре­де­ле­но по сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ям: «мать — ре­бе­нок», «отец — ре­бе­нок», «мать — отец». Эти на­прав­ле­ния объ­еди­не­ны в си­сте­му «ре­бе­нок — ро­ди­те­ли». Пол­но­цен­ность каж­дой со­став­ля­ю­щей В от­дель­но­сти и всей си­сте­мы в целом вы­сту­па­ет за­ло­гом гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия лич­но­сти ре­бен­ка, сферы его меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний. При по­ступ­ле­нии ре­бен­ка в дет­ский сад, а в осо­бен­но­сти в школу, про­ис­хо­дит пе­ре­строй­ка всей си­сте­мы от­но­ше­ний ре­бен­ка с дей­стви­тель­но­стью.

Воз­ни­ка­ет диф­фе­рен­ци­а­ция си­сте­мы «ре­бе­нок — взрос­лый»: «ре­бе­нок — учи­тель» и «ре­бе­нок — ро­ди­те­ли», па­рал­лель­но со­су­ще­ству­ет и си­сте­ма «ре­бе­нок — дети» (Эль­ко­нин, 1989).

Для ис­сле­до­ва­ния сферы меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний ре­бен­ка с элек­тив­ным му­тиз­мом нами была вы­бра­на дет­ская про­ек­тив­ная ме­то­ди­ка Рене Жиля, адап­ти­ро­ван­ная И. Н. Ги­лья­ше­вой и Н. Д. Иг­на­тье­вой (1978).

Цель дан­ной ме­то­ди­ки со­сто­ит в изу­че­нии со­ци­аль­ной при­спо­соб­лен­но­сти ре­бен­ка, а также его вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щи­ми. Она на­прав­ле­на на вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей по­ве­де­ния в раз­но­об­раз­ных жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях, важ­ных для ре­бен­ка и за­тра­ги­ва­ю­щих его от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

Ме­то­ди­ка Рене Жиля — ви­зу­аль­но-вер­баль­ная, что де­ла­ет ее до­ступ­ной для детей с из­би­ра­тель­ной ре­че­вой ак­тив­но­стью. Она со­сто­ит из 42 кар­ти­нок с изоб­ра­же­ни­ем детей или детей и взрос­лых и ряда тек­сто­вых за­да­ний. Ре­бе­нок дол­жен вы­брать себе место среди изоб­ра­жен­ных людей, либо иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с пер­со­на­жем, за­ни­ма­ю­щим то или иное место в груп­пе. Он может вы­брать его ближе или даль­ше от опре­де­лен­но­го лица. В тек­сто­вых за­да­ни­ях ре­бен­ку пред­ла­га­ет­ся вы­брать ти­пич­ную форму по­ве­де­ния, при­чем неко­то­рые за­да­ния по­стро­е­ны по типу со­цио­мет­ри­че­ских. Таким об­ра­зом, ме­то­ди­ка поз­во­ля­ет по­лу­чить ин­фор­ма­цию об от­но­ше­нии ре­бен­ка к раз­ным окру­жа­ю­щим его людям и яв­ле­ни­ям.

Весь пси­хо­ло­ги­че­ский ма­те­ри­ал, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий си­сте­му лич­ност­ных от­но­ше­ний ре­бен­ка, можно услов­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы:

пе­ре­мен­ные, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие кон­крет­но-лич­ност­ные от­но­ше­ния ре­бен­ка (от­но­ше­ние к се­мей­но­му окру­же­нию, к дру­зьям, к ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му и проч.)

пе­ре­мен­ные, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие са­мо­го ре­бен­ка, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в раз­лич­ных от­но­ше­ни­ях (об­щи­тель­ность, от­го­ро­жен­ность, стрем­ле­ние к до­ми­ни­ро­ва­нию и проч.)

Всего вы­де­ля­ет­ся 12 при­зна­ков. От­но­ше­ние к опре­де­лен­но­му лицу вы­ра­жа­ет­ся ко­ли­че­ством вы­бо­ров дан­но­го лица, ис­хо­дя из мак­си­маль­но­го числа за­да­ний, на­прав­лен­ных на об­на­ру­же­ние со­от­вет­ству­ю­ще­го от­но­ше­ния.

Ключ к ме­то­ди­ке Рене Жиля

№ шкал На­зна­че­ние шкал № за­да­ний Общее кол-во за­да­ний

1 От­но­ше­ние к ма­те­ри 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20

2 От­но­ше­ние к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20

3 От­но­ше­ние к ма­те­ри и отцу как к ро­ди­тель­ской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10

4 От­но­ше­ние к бра­тьям и сест­рам 1, 2,4-6, 8-19, 30, 40, 42 20

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

5 От­но­ше­ние к де­душ­ке и ба­буш­ке 1,4,7-13, 17-19,30, 40, 41 15

6 От­но­ше­ние к другу (по­дру­ге) 1,4, 8-19, 25,30, 33-35, 40 20

7 От­но­ше­ние к учи­те­лю (ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15

8 Лю­бо­зна­тель­ность 5, 22-24, 26, 28-32 10

9 До­ми­нант­ность 20-22, 39 4

10 Об­щи­тель­ность 16, 22-24 4

11 За­кры­тость, от­го­ро­жен­ность 9, 10, 14-17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 15

12 Со­ци­аль­ная адек­ват­ность по­ве­де­ния 9, 25, 28, 32-38 10

Среди несо­мнен­ных до­сто­инств дан­ной ме­то­ди­ки (про­сто­та и схе­ма­тич­ность, воз­мож­ность пред­ста­вить как ка­че­ствен­ные, так и ко­ли­че­ствен­ные ре­зуль­та­ты), на наш взгляд, есть и недо­стат­ки. Это нечет­кие гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния (кар­тин­ки с мел­ки­ми фи­гур­ка­ми), что за­труд­ня­ет ра­бо­ту с детьми-до­школь­ни­ка­ми, в осо­бен­но­сти если у них ослаб­ле­но зре­ние или есть ин­тел­лек­ту­аль­ное недо­раз­ви­тие. Чер­но-бе­лое изоб­ра­же­ние ри­сун­ков также сни­жа­ет ин­те­рес к за­да­нию у детей с низ­кой мо­ти­ва­ци­ей.

В этой связи мы сочли воз­мож­ным адап­ти­ро­вать ме­то­ди­ку к нашим тре­бо­ва­ни­ям. Для изу­че­ния меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний у детей до­школь­но­го воз­рас­та, а в ряде слу­ча­ев и у млад­ших школь­ни­ков, мы ис­поль­зо­ва­ли вме­сто кар­ти­нок ку­коль­ный набор (ма­лень­кие ку­кол­ки, по­до­бран­ные с уче­том изоб­ра­жа­е­мых ими ролей; домик с двумя съем­ны­ми эта­жа­ми; сто­лик и стуль­чи­ки; школь­ные пред­ме­ты и проч. в со­от­вет­ствии с си­ту­а­ци­я­ми и изоб­ра­же­ни­я­ми ори­ги­на­ла ме­то­ди­ки).

Тек­сто­вые за­да­ния за­чи­ты­ва­лись вслух тем детям, ко­то­рые или от­ка­зы­ва­лись чи­тать, или плохо чи­та­ли, или вовсе не умели чи­тать. Пред­ла­га­е­мые от­ве­ты в виде ку­ко­лок вы­став­ля­лись на столе так, чтобы ре­бе­нок мог либо озву­чить свой выбор, либо ука­зать на него.

В боль­шин­стве слу­ча­ев, из-за быст­рой утом­ля­е­мо­сти детей, мы де­ли­ли за­да­ния на груп­пы по по­ряд­ку (с 1 по 42) и про­во­ди­ли те­сти­ро­ва­ние в несколь­ко эта­пов. При­чем за­да­ния пре­ры­ва­лись в самом ин­те­рес­ном месте, чтобы в сле­ду­ю­щий раз у ре­бен­ка воз­ник­ло же­ла­ние и ин­те­рес про­дол­жать ра­бо­тать даль­ше. Иг­ро­вое оформ­ле­ние те­сто­во­го ма­те­ри­а­ла по­мог­ло снять на­пря­же­ние, воз­ни­ка­ю­щее у детей с элек­тив­ным му­тиз­мом при встре­че с неиз­вест­ным; вы­звать у детей ин­те­рес к во­про­сам экс­пе­ри­мен­та­то­ра, не тре­буя при этом от них ре­че­вой ак­тив­но­сти, ко­то­рая если и воз­ни­ка­ла, то была есте­ствен­ным про­дол­же­ни­ем игры.

Для удоб­ства под­сче­та и ана­ли­за по­лу­чен­ные дан­ные пред­став­ле­ны в про­цент­ных со­от­но­ше­ни­ях. Мак­си­маль­ный выбор по тому или иному при­зна­ку пред­став­лен как 100%. Сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти каж­до­го при­зна­ка (от­но­ше­ние к ма­те­ри, от­но­ше­ние к отцу, стрем­ле­ние к до­ми­ни­ро­ва­нию и т. д.) услов­но были рас­пре­де­ле­ны на три уров­ня: низ­кая вы­ра­жен­ность (0—30%); уме­рен­ная вы­ра­жен­ность (31—60%); вы­со­кая вы­ра­жен­ность (61—100%).

Ниже пред­став­ле­на таб­ли­ца, срав­ни­ва­ю­щая сред­нее зна­че­ние на­бран­ных бал­лов (по­ка­за­те­лей внут­ри­се­мей­ных свя­зей) в про­цен­тах по каж­до­му изу­ча­е­мо­му при­зна­ку.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Сред­нее зна­че­ние по­ка­за­те­лей внут­ри­се­мей­ных свя­зей (в%)

Изу­ча­е­мые при­зна­ки Общее кол-во за­да­ний (100%) Сред­нее зна­че­ние (в%)

А* (10 чел.) Б (20 чел.)

От­но­ше­ние к ма­те­ри 20 70 53

От­но­ше­ние к отцу 20 22 32

От­но­ше­ние к ро­ди­те­лям как к ро­ди­тель­ской чете 10 21 30

От­но­ше­ние к бра­тьям и сест­рам** 20 42 41

От­но­ше­ние к де­душ­ке и ба­буш­ке 15 23 27

От­но­ше­ние к другу (по­дру­ге) 20 12 21

От­но­ше­ние к ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му 15 19 29

Лю­бо­зна­тель­ность 10 25 32

До­ми­нант­ность 4 33 34

Об­щи­тель­ность 4 20 39

За­кры­тость, от­го­ро­жен­ность 15 29 21

Со­ци­аль­ная адек­ват­ность по­ве­де­ния 10 38 48

При­ме­ча­ние:

* А — до­школь­ни­ки; Б — школь­ни­ки.

** 3 до­школь­ни­ка и 9 млад­ших школь­ни­ков имели си­б­лин­гов.

Как видно из таб­ли­цы, для всех об­сле­до­ван­ных был ха­рак­те­рен вы­со­кий общий уро­вень внут­ри­се­мей­ных свя­зей, кон­тра­сти­ру­ю­щий с низ­ким уров­нем свя­зей, вы­хо­дя­щих за пре­де­лы семьи.

У до­школь­ни­ков от­ме­ча­лась более силь­ная при­вя­зан­ность к ма­те­ри (70% из мак­си­маль­ных 100%), чем у детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та (53%).

Этот факт можно объ­яс­нить тем, что ма­те­ри мно­гих детей про­яв­ля­ли из­лиш­нюю опеку, огра­ни­чи­ва­ли об­ще­ние ре­бен­ка с дру­ги­ми чле­на­ми семьи и окру­жа­ю­щим миром или же, на­о­бо­рот, редко об­ща­лись с детьми, объ­яс­няя это соб­ствен­ной за­ня­то­стью и про­чи­ми при­чи­на­ми.

Это со­че­та­ет­ся с крайне низ­ким ко­ли­че­ством вы­бо­ров отца: до­школь­ни­ки — 22%, млад­шие школь­ни­ки — 32%. В ре­аль­ном по­ве­де­нии (при на­блю­де­нии семьи в до­маш­них усло­ви­ях либо в про­цес­се се­мей­но-груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии) в одних слу­ча­ях дети от­вер­га­ли отца, из­бе­га­ли кон­так­тов с ним и ста­ра­лись огра­ни­чить кон­так­ты ма­те­ри с отцом; в дру­гих слу­ча­ях — на­о­бо­рот, отцы ис­пы­ты­ва­ли труд­но­сти в при­ня­тии детей, не при­ни­ма­ли уча­стия в вос­пи­та­нии или во­об­ще в жизни семьи.

Для всех детей был ха­рак­те­рен крайне низ­кий уро­вень при­зна­ния ро­ди­те­лей как ро­ди­тель­ской четы (21% у до­школь­ни­ков и 30% у млад­ших школь­ни­ков).

Такой низ­кий по­ка­за­тель, на наш взгляд, свя­зан с внут­рен­ней раз­об­щен­но­стью семьи, дис­гар­мо­ни­ей от­но­ше­ний между мужем и женой, от­сут­стви­ем теп­ло­ты и до­ве­рия в от­но­ше­ни­ях, а также с сим­био­ти­че­ской свя­зью между ма­те­рью и ре­бен­ком с элек­тив­ным му­тиз­мом. Мно­гие ро­ди­те­ли и сами вы­ска­зы­ва­ли свое недо­воль­ство се­мьей, со­ци­аль­но-бы­то­вы­ми усло­ви­я­ми, ра­бо­той.

В пре­об­ла­да­ю­щем боль­шин­стве на­блю­де­ний ис­пы­ту­е­мые были един­ствен­ны­ми детьми в семье, толь­ко 12 детей имели бра­тьев или се­стер (3 до­школь­ни­ка и 9 млад­ших школь­ни­ков).

От­ме­ча­ет­ся уме­рен­ная сте­пень при­вя­зан­но­сти к бра­тьям и сест­рам как у до­школь­ни­ков (42%), так и у млад­ших школь­ни­ков (41%).

Мно­гие дети ис­пы­ты­ва­ли рев­ность к си­б­лин­гам, осо­бен­но к млад­шим, часто имела место ам­би­ва­лент­ность в от­но­ше­ни­ях с ними.

Все дети про­яв­ля­ли низ­кий уро­вень при­вя­зан­но­сти к ба­буш­ке и де­душ­ке (до­школь­ни­ки — 23%, млад­шие школь­ни­ки — 27%).

9 стр., 4056 слов

влияние подвижных игр на развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет.

... что направленные занятия подвижными играми содействует процессу правильного психофизического развития ребенка. Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие ... может быть ра?сширен при на?личии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, ква?лифика?ции воспита?телей [8; С.11]. Основными двига?тельными ка?чества?ми принято счита?ть ...

От­ча­сти это можно свя­зать с их от­дель­ным ме­сто­жи­тель­ством. Ха­рак­тер­но, что чаще всего дети вы­би­ра­ли их в тех слу­ча­ях, когда в сти­муль­ном ма­те­ри­а­ле не было ни ма­те­ри, ни отца. Сте­пень при­вя­зан­но­сти к другу (по­дру­ге) у всех детей яв­ля­лась также крайне низ­кой (до­школь­ни­ки — 12%, млад­шие школь­ни­ки — 21%).

В ряде слу­ча­ев это со­че­та­лось с ком­пен­са­тор­ным во­об­ра­же­ни­ем себя среди боль­шо­го ко­ли­че­ства дру­зей-сверст­ни­ков при их ре­аль­ном от­сут­ствии. Это от­ра­жа­ет тот факт, что мно­гие дети с элек­тив­ным му­тиз­мом имеют труд­но­сти в уста­нов­ле­нии кон­так­та с детьми, как в дет­ском саду, так и в школе, хотя по­треб­ность в об­ще­нии с дру­ги­ми детьми есть (в от­ли­чие от детей с аутиз­мом).

От­но­ше­ние к ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му было вы­ра­же­но слабо: до­школь­ни­ки — 19%, млад­шие школь­ни­ки — 29%, В ре­аль­ной жизни для детей до­школь­но­го воз­рас­та ав­то­ри­тет­ным взрос­лым чаще всего яв­ля­ет­ся кто-ли­бо из род­ствен­ни­ков (тетя, стар­ший брат, отец, дед и т. д.), для детей школь­но­го воз­рас­та в этой роли может быть учи­тель (учи­тель ри­со­ва­ния, учи­тель физ­куль­ту­ры, ин­ди­ви­ду­аль­но за­ни­ма­ю­щи­е­ся ло­го­пед, пре­по­да­ва­тель му­зы­ки и т. д.).

Огра­ни­чен­ность сферы меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний со­че­та­лась с низ­кой по­ве­ден­че­ской ак­тив­но­стью ис­пы­ту­е­мых. Все дети про­яв­ля­ли низ­кий уро­вень лю­бо­зна­тель­но­сти (до­школь­ни­ки — 25%, млад­шие школь­ни­ки — 32%).

Стрем­ле­ние за­ни­мать опре­де­лен­ное место в груп­пе (до­ми­нант­ность) в боль­шин­стве своем также на­хо­ди­лось на низ­ком уровне (до­школь­ни­ки — 33%, млад­шие школь­ни­ки — 34%).

Од­на­ко в от­дель­ных слу­ча­ях (при на­ли­чии у ре­бен­ка ис­те­ро­ид­ных ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских ра­ди­ка­лов) стрем­ле­ние до­ми­ни­ро­вать было очень вы­со­ким (до 100%)

По­ка­за­тель об­щи­тель­но­сти у детей до­школь­но­го воз­рас­та был ниже, чем у школь­ни­ков (20% про­тив 39%).

При этом у всех ис­пы­ту­е­мых от­ме­ча­лась низ­кая сте­пень от­го­ро­жен­но­сти и за­кры­то­сти (до­школь­ни­ки — 29%, млад­шие школь­ни­ки — 21%).

Со­ци­аль­ной адек­ват­но­стью от­ли­ча­лось по­ве­де­ние детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та (48%).

Дети до­школь­но­го воз­рас­та имели более низ­кий по­ка­за­тель (38%).

От­ме­ча­лись такие ре­ак­ции детей на раз­лич­ные про­блем­ные си­ту­а­ции, как агрес­сив­ность, плак­си­вость, неуме­ние и отказ найти выход про­дук­тив­ным путем.

Сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти того или иного при­зна­ка, как уже го­во­ри­лось, были раз­де­ле­ны на три уров­ня: низ­кий, уме­рен­ный и вы­со­кий. Ниже пред­став­ле­но рас­пре­де­ле­ние в про­цент­ном со­от­но­ше­нии детей до­школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та со­глас­но этим трем уров­ням изу­ча­е­мых при­зна­ков.

От­но­ше­ние к ма­те­ри. Низ­кий уро­вень от­ме­чал­ся у 20% млад­ших школь­ни­ков и ни у кого из до­школь­ни­ков. Уме­рен­ный — у 40% до­школь­ни­ков и у 45% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — у 60% до­школь­ни­ков и у 35%] млад­ших школь­ни­ков.

5 стр., 2257 слов

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском ...

... модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уро­вень интенсивности отношения к природе непрагматичес­кой модальности (рис. 18, д). Показательно, что на ... когнитивный, который был ведущим у млад­ших школьников, опускается на третью позицию. Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к ...

От­но­ше­ние к отцу. Низ­кий уро­вень имел место у 60% до­школь­ни­ков и у 60% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный — у 40% до­школь­ни­ков и у 30% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — толь­ко у 10% детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та.

От­но­ше­ние к отцу и ма­те­ри как к ро­ди­тель­ской чете. Низ­кий уро­вень на­блю­дал­ся у 80% до­школь­ни­ков и у 60% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный — у 20% до­школь­ни­ков и у 35% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — толь­ко у 5% млад­ших школь­ни­ков.

От­но­ше­ние к бра­тьям и сест­рам. Низ­кий уро­вень за­ре­ги­стри­ро­ван толь­ко у 33% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный — у 100% до­школь­ни­ков и у 67% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий уро­вень — 0 ис­пы­ту­е­мых.

От­но­ше­ние к ба­буш­ке и де­душ­ке. Низ­кий уро­вень — у 70% до­школь­ни­ков и у 60% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 30% до­школь­ни­ков и у 40% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — 0 ис­пы­ту­е­мых.

От­но­ше­ние к другу. Низ­кий уро­вень — у 100% до­школь­ни­ков и у 80% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 20% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — 0 ис­пы­ту­е­мых.

От­но­ше­ние к ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му. Низ­кий уро­вень — у 80% до­школь­ни­ков и у 50% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 20% до­школь­ни­ков и у 50% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — 0 ис­пы­ту­е­мых.

Лю­бо­зна­тель­ность. Низ­кий уро­вень от­ме­чал­ся у 90% до­школь­ни­ков и у 60% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ны уро­вень — у 10% до­школь­ни­ков и у 40% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий — 0 ис­пы­ту­е­мых.

До­ми­нант­ность. Низ­кий уро­вень — у 80% до­школь­ни­ков и у 55% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 10% до­школь­ни­ков и у 20% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий уро­вень — у 10% до­школь­ни­ков и у 25% млад­ших школь­ни­ков.

Об­щи­тель­ность. Низ­кий уро­вень — у 70% до­школь­ни­ков и у 60% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 20% до­школь­ни­ков и у 10% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий уро­вень — у 10% до­школь­ни­ков и у 30% млад­ших школь­ни­ков.

За­кры­тость, от­го­ро­жен­ность. Низ­кий уро­вень — у 40% до­школь­ни­ков и у 65% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 60% до­школь­ни­ков и у 25% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий уро­вень — толь­ко у10% млад­ших школь­ни­ков.

Со­ци­аль­ная адек­ват­ность по­ве­де­ния. Низ­кий уро­вень — у 70% до­школь­ни­ков и у 35% млад­ших школь­ни­ков. Уме­рен­ный уро­вень — у 10% до­школь­ни­ков и у 35% млад­ших школь­ни­ков. Вы­со­кий уро­вень — у 20% до­школь­ни­ков и у 30% млад­ших школь­ни­ков.

Эти дан­ные пред­став­ле­ны в сле­ду­ю­щей таб­ли­це:

Со­сто­я­ние сферы меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и осо­бен­но­стей по­ве­де­ния в раз­лич­ных си­ту­а­ци­ях детей с элек­тив­ным му­тиз­мом до­школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та (в%)

Изу­ча­е­мые при­зна­ки Общее кол-во за­да­ний (100%) Сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти

низ­кая (0-30%) уме­рен­ная (31-60%) вы­со­кая (61-100%)

А* Б А Б А Б

От­но­ше­ние к ма­те­ри 20 — 20 40 45 60 35

От­но­ше­ние к отцу 20 60 60 40 30 — 10

3 стр., 1176 слов

Непосредственная обратная связь является непременным условием ...

... непременным условием осуществления межличностной коммуникации. Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Зги отношения складываются в результате ... межличностном общении. Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации. Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уро­вень отношения(принцип симметрии – отношение ...

От­но­ше­ние к ро­ди­те­лям как к ро­ди­тель­ской чете 10 80 60 20 35 — 5

От­но­ше­ние к бра­тьям и сест­рам** 20 — 33 100 67 — —

От­но­ше­ние к де­душ­ке и ба­буш­ке 15 70 60 30 40 — —

От­но­ше­ние к другу (по­дру­ге) 20 100 80 — 20 — —

От­но­ше­ние к ав­то­ри­тет­но­му взрос­ло­му 15 80 50 20 50 — —

Лю­бо­зна­тель­ность 10 90 60 10 40 — —

До­ми­нант­ность 4 80 55 10 20 10 25

Об­щи­тель­ность 4 70 60 20 10 10 30

За­кры­тость, от­го­ро­жен­ность 15 40 65 60 25 — 10

Со­ци­аль­ная адек­ват­ность по­ве­де­ния 10 70 35 10 35 20 30

При­ме­ча­ние:

* А — до­школь­ни­ки; Б — школь­ни­ки.

** 3 до­школь­ни­ка и 9 млад­ших школь­ни­ков имели си­б­лин­гов.

Таким об­ра­зом, про­ве­ден­ное ис­сле­до­ва­ние сферы меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и осо­бен­но­стей по­ве­де­ния детей в раз­лич­ных си­ту­а­ци­ях поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что дети с элек­тив­ным му­тиз­мом до­школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та имеют дву­сто­ронне вы­ра­жен­ную силь­ную при­вя­зан­ность к ма­те­ри (ва­ри­ант «пси­хо­ло­ги­че­ско­го брака» по Мед­ве­де­вой и Ши­шо­вой, 1996), со­че­та­ю­щу­ю­ся с от­вер­га­ни­ем отца и дру­гих чле­нов семьи, а также с общим низ­ким уров­нем меж­лич­ност­ных свя­зей, вы­хо­дя­щих за пре­де­лы семьи. Часто имела место ам­би­ва­лент­ность в от­но­ше­ни­ях. Все вы­ше­ска­зан­но­сви­де­тель­ству­ет о вы­ра­жен­ной дис­гар­мо­нич­но­сти со­ци­аль­ных свя­зей ис­пы­ту­е­мых и их низ­кой со­ци­аль­ной адап­ти­ро­ван­но­сти.

По­лу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют пла­ни­ро­вать кли­ни­че­скую на­прав­лен­ность ин­ди­ви­ду­аль­ной, се­мей­ной, груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии и со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­че­ской кор­рек­ции, что и было ре­а­ли­зо­ва­но нами при со­став­ле­нии ле­чеб­но-ре­а­би­ли­та­ци­он­ной про­грам­мы ра­бо­ты с об­сле­до­ван­ны­ми детьми.

Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и

Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степени удовлетворенности своей проф. деят-тью, формальным и неформальным статусом. С др. соц. группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов др.с др, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов, но обладает рядом черт отсутствующих у других соц.групп: общественно значимой целью деятельностью и наличием органов управления и руководства. Различаются по: формам собственности, хар-ру деят-ти, формам связи (кон-тактные, неконтактные), значимости, времени действия и тд. В рабочей группе диалектически объединены два компонента материальный (это ее физические члены — конкретные инди-виды) и духовный (ее идеология и психологии).

Идеология раб.группы — это совок. идей и взглядов отражающих соци-ально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деят-ти. Психология раб.группы — это совокуп-ность определенных психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внут.связей в коллективе, а также морально психологический климат, способы общения. В рамках анализа содержания отношений между членами раб. группы можно выделить сферы отношений: I) профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных з-ч: — субординационные отношения между руководителями и подчиненными, отношения связанные с координацией совместной Дея-ти, отношение ч-к — компью-тер. 2) ценностно-мировоззренческая сфера вкл.: взаимоотно-шения между личными и корпоративными ценностями; нравственные установки преобладающие в конкретной соц.группе. Конформистская направленность харак-ся чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деят-ти, безразличие к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабо-чей группы: общественно — политическая деят-ть, семья, личные проблемы.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... сопереживании или отсутствии таковых и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между ...

Межличностные отношения Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы. Определение межличностных отношений Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии. Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений. Формирование межличностных отношений Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти. Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования. Виды межличностных отношений Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому. По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками. С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей. Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме. С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности. Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... определенного человека. Иначе говоря, своеобразие его психофизиологической структуры - жизненный опыт, интеллект, тип темперамента, мировоззрение, психические и физические особенности. Личность является существом социальным, включенным в общественные отношения, исполняющим ...

Сфера межличностных отношений — Стр 2

Межличностные отношения являются одним из главных факторов в коммуникации. На их почве часто возникают различные недоразумения. Например, один человек воспринимает отношения как дружбу, а второй только как знакомство. Такое отличие в восприятии к партнеру часто оборачивается ссорами и недопонимаем. Именно поэтому так важно знать суть межличностных отношений, как готовность обоих партнеров к определенным чувствам и ожиданием друг от друга. Прежде чем определить какие типы межличностных отношений бывают, разберемся, что влияет на их продуктивность. При взаимодействии партнеров наиболее значимой основой для межличностных отношений является эмоциональная реакция на партнера, степень официальности общения, и личная значимость контакта для собеседника. Условно межличностные отношения можно разделить на несколько типов: это отношения знакомства, дружбы, товарищества, а также любовные, супружеские, семейные и деструктивные. Чем глубже межличностные отношения между людьми, тем чаще становятся контакты между ними. Чтобы понять какие типы межличностных отношений чаще всего встречаются в жизни, прежде всего, стоит запомнить, какие типы людей существуют в природе отношений.

От принадлежности к какому либо социальному типу напрямую будет зависеть тип ваших межличностных отношений. Рассмотрим классификацию, которую дают психологи. В ней описывается восемь типов:

Альтруистический. Тип людей, которые приносят в жертву себя и свои интересы во благо других людей. Склонен к состраданию и часто навязывает свою помощь.

Дружелюбный. Старается для всех быть «хорошим». Рассчитывает на одобрение своих поступков, часто идет на компромиссы. В общении проявляет теплоту и внимание, и не идет на конфликтные ситуации.

Подчиняемый. Человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки. Ищет опору в более сильных личностях. Такого человека легко смутить, он редко когда высказывает свое мнение, а обязанности выполняет честно и послушно.

Зависимый. Послушный и беспомощный тип людей. Восхищается окружающими, и зависим от них. Не умеет проявлять сопротивление, не уверен в себе и часто полагается на чужое мнение.

Эгоистичный. К этому типу относятся люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей.

Подозрительный. Тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе. Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира.

Агрессивный. Отличительная черта – откровенность и прямолинейность высказываний окружающим. Часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всём их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый.

Авторитарный. Обычно в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности.

Виды и уровни межличностных отношений

Зная, какой тип личности представляет собой наш собеседник, мы можем выстроить с ним оптимальное общение, которое принесет выгоду и пользу обеим сторонам. Неплохую роль здесь сыграет и наше знание видов межличностных отношений. Всего в отношениях существует три вида отношений:

По направленности. Сюда относится вертикальное и горизонтальное взаимодействие. В первом случае наши отношения будут выстраиваться согласно иерархии, т.е. общение с руководством, или нижестоящими по должности. Второй вид отношений подразумевает взаимодействие коллег или тех людей, которые находятся на одном социальном уровне с нами.

По целям. Здесь межличностные отношения делятся на деловые и личные.

По модальности. Сюда относится эмоциональная окраска межличностных отношений. Они могут быть позитивными, негативными или нейтральными.

Особую роль в общении играют уровни межличностных отношений. Именно разница в понимании этих уровней партнерами часто приводит к ссорам и разногласиям. При встрече с человеком не стоит забывать, на каком уровне проходила ваша предыдущая встреча. Всего этих уровней 4.

первичное знакомство (когда о каких-либо отношениях пока нет речи);

приятельские отношения (являются перспективой для развития дальнейших отношений)

Виды и уровни межличностных отношений

товарищеские отношения (у партнеров есть общие интересы, а межличностный контакт более тесен, чем у приятелей)

дружеские отношения (устоявшиеся отношения, когда определены общие интересы и цели);

супружеские отношения (близкие доверительные отношения, закрепленные чувствами партнеров).

Определяя для себя тот или иной тип межличностного общения с людьми, помните, что влияющими факторами во взаимоотношениях также являются пол, возраст, темперамент, национальность, профессия и социальное положение. Учитывая все эти нюансы мы сможете выстроить благоприятные взаимоотношения со всем окружающим миром.