Общая психология 15

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные и дополнительные методы психических исследований

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов (восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления и т.д.) и методы исследования личности. Несмотря на то что это деление условно, так как результаты, полученные при использовании какой-то одной методики, не позволяют судить о состоянии психической деятельности в целом, применение их в отдельности дает возможность получить информацию о состоянии нескольких функций или самой личности.

Экспериментальное исследование восприятия и ощущения в психиатрической клинике проводится в тех случаях, когда для дифференциальной диагностики поражений головного мозга, сопровождающихся психическими нарушениями, при отграничении их от эндогенных психозов и старческого слабоумия необходимы нейропсихологические пробы. Для этого используют различные тесты при исследовании зрительного гипноза (узнавание наложенных друг на друга контуров предметов, выделение принципа построения фигур — тест Равена и т.д.); слухового гнозиса, тактильных ощущений и пр.

2. Дайте определение психики и охарактеризуйте этапы становления психики (название этапа, в чем проявляется, пример, подтверждающий данные проявления)

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

20 стр., 9621 слов

2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. Фазы психического исследования

... ). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с ... ста­тистики. 3. Понятие о психике. Стадии развития психики. Отличие психики человека от психики животных Психика — функция мозга, заключающаяся в ... этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. ...

3. Дайте определение сознания и охарактеризуйте основные стадии развития сознания (название стадии, в чем проявляется, пример, подтверждающий данные проявления)

Сознание — целенаправленная отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

1. Спящее Сознание. Данная стадия соответствует младенчеству и детству человека. Характеризуется инфантилизмом и инертностью мысли.

2. Развитие Сознания. Этот период состоит из двух этапов:

· Развивающееся Сознание — период его становления. Он охватывает отрочество (с 12 до 18 лет).

· Развитое Сознание — период сформировавшегося Сознания. Ему соответствует период жизни человека с 18-20 лет до 30-35 лет. Весь этот период характеризуется наличием у человека активной, динамичной мысли, стремлением к ее творческой реализации.

3. Высшее Сознание. Эта пора характеризуется приобретением Истинной Мудрости, Истинных Знаний и их практическим воплощением. Человеку становятся полностью подвластными Мир Причин и Следствий, Жизнь для него — открытая книга. Он в совершенстве умеет управлять своей мыслью, событиями, собой. Это стадия Света, когда приобретенная мудрость передается младшим поколениям. Ей соответствует возраст от 35 лет и далее.

4. Дайте определения понятия деятельности, ее структуры

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура деятельности

5. Определите ощущение как психический процесс, дайте характеристику его свойств.

Ощущение (англ. sensation) — дифференцированное восприятие субъектом стимулов при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия стимула на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

Ощущения и восприятие. Виды нарушений. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую. Без такого разграничения практически невоз­можно разобраться как в отдельных звеньях психического процесса, так и в симптомах болезненного нарушения психики. Познавательная сфера — это ощущение, ...

Все ощущения имеют общие законы:

1. Чувствительность — способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия. Ощущения каждого человека имеют определенный диапазон, с двух сторон этот диапазон ограничивается абсолютным порогом ощущения. За пределами нижнего абсолютного порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб, за пределами верхнего порога ощущений уже нет, так как раздражитель слишком силен. В результате систематических упражнений, человек может повысить свою чувствительность (сенсибилизацию).

2. Адаптация (приспособление) — изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя, например: человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущения притупляются, так как человек к ним адаптировался.

3. Контрастность — изменение чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя, например одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном светлее.

6. Определите восприятие как психический процесс, Охарактеризуйте его свойства и виды

Восприятие — отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.

16 стр., 7725 слов

Память как психический процесс 4

... проявляться вновь и становиться предметом сознания. Современные психологические источники предлагают следующие трактовки понятия памяти: Память – процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения ... которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени ...

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

7.В чем сущность внимания, каковы его свойства и виды?

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н.Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания — послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Характеристики внимания

Устойчивость — длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут.

· Концентрация внимания — повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Распределение внимания — субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

· Переключаемость — это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность — плохая переключаемость).

· Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

14 стр., 6506 слов

Воображение и творческое мышление

... внутреннего плана действий, планировании и программировании деятельности. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение связано с восприятием, (обогащает новые образы, ... исследовании под функцией (назначением) вербального образа будем понимать передачу такой информации об объекте (явлении, состоянии), которая вызывает системный эффект - эмоционально ...

психический сознание восприятие внимание 8. Дайте определение памяти, раскройте виды памяти и основные механизмы запоминания

Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

1. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью — это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

2. Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде — она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 единиц

3. Промежуточная (буферная) память — промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

4. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

9. Определите мышление как психический процесс, охарактеризуйте виды мышления, основные мыслительные операции

Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

11 стр., 5247 слов

Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления

... повышение или понижение настроения в ее процессе. 2. Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические ... актуализируется каждая из них. Выполнение: Функции памяти: 1. Накопление информации об окружающем мире и самом себе. 2 ... этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, ...

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

10. Чем характеризуется процесс воображения? Охарактеризуйте виды воображения и приемы создания образов воображения

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, мышление, память, речь и их проявление в деятельности человека

Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты психических процессов как форма человеческой деятельности 5 1.1 Ощущения, восприятия, внимания как психически познавательный процесс проявления в человеческой деятельности. 5 1.2 Воображение, мышление, память, речь и их проявление в деятельности человека 10 1.3 Проявление воли 20 Заключение 21 Список использованных источников 22 Приложения 23 Введение ...

11. Перечислите функции и виды речи. Объясните, чем речь отличается от языка?

Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Список литературы 1. Головин С.Ю. Практическая психология М.: КУБ, 2004 — 400 с. 2. Немов Р.С. Психология (в 3 тт., т. 1).

М.: КУБ, 2003 — 688 с. 3. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. М.: КУБ, 1995 — 448 с. Размещено на