НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО- СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Факультет «Специальное (дефектологическое) образование»
Контрольная работа по дисциплине «Психолого — педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Психолого — педагогическое консультирование. Методы и принципы »
Выполнила: студентка 2 курса Чемель М.С.
Проверил преподаватель: к. педагогических н., доцент кафедры коррекционной педагогики Д. В. Упоров
г. Канск
2014 г.
Содержание
Введение 3
- Психолого — педагогическое консультирование 5
- Методы психолого — педагогического консультирования 8
- Принципы психолого — педагогического консультирования 11
Заключение 13
Литература 14
Введение
Психолого педагогическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика.Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
Психолого-педагогическое консультирование — вид консультирования, который предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей.
Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря
... библиотека Соревнованской школы. Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект 1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря Библиотекарь имеет ... обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает ...
Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.
Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и дефектологов (профессионалов в сфере специальной психологии).
Без психолого- педагогического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.
Значительное количество психологов с высшим психологическим образованием, подготовленных за последние годы в различных вузах России, испытывает острую потребность в пополнении своих знаний в области психологического консультирования, но эта потребность до сих пор еще не полностью удовлетворена.
Одна из наиболее веских причин такого состояния дел заключается в том, что до сих пор в Российской Федерации не был опубликован ни один вузовский учебник по психологическому консультированию.
Психолого-педагогическое консультирование
К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся:
- к взаимоотношениям между родителями и детьми в возрасте от двух до трех лет. (В молодой семье)
- к взаимоотношениям между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).
- к взаимоотношениям между родителями и детьми подросткового возраста.
- к межличностным проблемам при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей.
Консультативная деятельность– это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Консультирование родителей .Особенности психологического консультирования ...
... патологическим поведением родителей. Задачи психологического консультирования родителей: 1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам. 2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным ...
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Консультация психолога- процесс обоюдного создания особых отношений взаимного сотрудничества психолога- консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.
Психолого- педагогическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше.
Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно- образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико- биологической нормы, но встретившимся с какими- либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско- родительских отношений).
К методам психолого- педагогического консультирования можно относить:
а)дискуссионные методы;
б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия.
Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов. Такая работа осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе. Другими вариантами работы с родителями является разработки своеобразных «учебников» для родителей, в которых очень коротко предлагалась необходимая родителям психологическая информация. Работа с родителями осуществляется психологом и таким методом, как психологический тренинг. Тренинг взаимодействия родителей и детей строятся на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.).
Беседа как основной метод консультирования
... Этапы беседы в психологическом консультировании беседа психологический консультирование вопрос Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, развязка, кульминация и эпилог. Иначе говоря, беседа консультанта с клиентом ...
Такие тренинги позволяют расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия в семье.
Работа с педагогами ведется с помощью социально- психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.
Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.
Методы психолого- педагогического консультирования
К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.
Беседа. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.
Разновидности интервью:
- стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;
- частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;
- свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков .
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей ... разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития у детей с ЗПР ...
Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:
- заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;
- уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;
- получение ответа на свой вопрос;
- повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;
- переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»
- поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;
- обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».
Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.
Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора. Эмпатическое слушание предполагает: избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного высказывания, содержащего упрек и оценку: «Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер»можно произнести: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?…»); точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:
- эмпатия — сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;
- рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),
- идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).
Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:
Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации ...
... сложный период жизни семьи. Объект исследования: Сказкотерапия Предмет: Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей Цель исследования: разработка сказкотерапевтических занятий Задачи ... настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии. Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с ...
- метод личностно-центрированного консультирования,
- метод экзистенциального консультирования,
- метод психоаналитического консультирования,
- метод поведенческого консультирования,
- метод когнитивного консультирования,
- метод консультирования, фокусированного на решении,
- мультимодальное консультирование и т.д.
3. Принципы психолого — педагогического консультирования
Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи психолого — педагогического консультирования, включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развиваюшие цели.
К принципам психолого — педагогического консультирования относятся:
- этические;
- стратегические;
- тактические.
Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта.
Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.
Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.
Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое ...
... авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они ... посттравматического синдрома. В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою ...
Заключение
Психологические консультирование — это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование похоже на психотерапию, но отличается от нее тем, что:
• имеет относительно короткий период;
• может нести эпизодический характер;
• в основном клиент сам решает свою проблему, консультант лишь направляет его;
• при консультирование решаются мелкие проблемы в отличии от психотерапии;
• не проводятся дополнительный сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);
• консультант не несет ответственности за результат работы с клиентом.
Психологическое консультирование членов педагогического коллектива — это работа, заключающаяся в налаживании отношений между педагогом и ребенком. Показывается, объясняется педагогу, в чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими и организационными мероприятиями).
Литература
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.
- Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.
- Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 2004г.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2006г.
- Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М. 2005г.
- Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование СПб. «Питер» 2003г. С. 464
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002г.
- Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2002г.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС. 2005г.
- Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб., 2006г.
- Осухова Н.Г. Теоретическая позиция и практика: Сопоставительный анализ двух подходов к консультированию. М. 2004г.
- Пиз Алан Язык телодвижений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универсум, 2000г.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.
- Серова И.В. Консультативная работа со страхами у детей дошкольного возраста. М. 2003г.
РазмПсихолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах. а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома. В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личностных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение. б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педагог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологическую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур» ный уровень, количество детей в семье, их возраст — так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности. в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдениемправ каждого индивида на личные тайны. Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оценку его возможностям. Он консультирует родителей и других родственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родственники ребенка. Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям. С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и принятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи. Эффективным методом консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется использовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специальной школе).
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... для оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми; 5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения семейных традиций, ...
Семья как фактор развития ребенка
... семьи: Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), ... побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. ...
Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психологом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную воспитательную позицию в семье. Рекомендуется также использовать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители усваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи. Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них возникает потребность в новых советах. Важно также проанализировать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адекватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необходимости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.
16