Вклад буддизма в развитие наук о Человеке

 

Аннотация:

В статье описывается опыт взаимодействия буддизма и такими научными областями, как психотерапия, эволюционная психология, нейробиология, квантовая физика. Раскрываются некоторые принципы буддизма, важные для развития современной науки о Человеке: принцип открытости новому, принцип постоянного изменения, принцип активной личной позиции, принцип многомерного объемного взгляда на явления окружающего мира, принцип преодоления дуалистического взгляда на мир.

Summary:

In article describes the interaction of the Buddhism and such scientific areas as psychotherapy, evolutionary psychology, a neurobiology, quantum physics is described. Some principles of the Buddhism important for development of modern science concerning the Person are revealed: principle of openness, principle of continuous change, principle of an active personal position, principle of a multidimensional view of the phenomena of the environment, principle of overcoming of a dualistic view of the world.

 

Ключевые слова: буддизм, сознание, науки о человеке, эволюционная психология.

Key words: Buddhism, consciousness, sciences about the person, evolutionary psychology.

 

Несмотря на развитие наук, столь активно развивавшихся в ХХ веке, до сих пор остается открытым вопрос о том, что есть Человек, его потенциале и пока не раскрытых возможностях. Исторически, наука и религия подходили к этой проблеме с различных сторон (теоретической и практической; научно доказательной и интуитивной; эмпирической, рациональной или мистической и т.д.), нередко отрицая и умаляя заслуги друг друга.

Между тем, наука имеет большое количество наработок о природе человека в различных областях, а мировые религии представляют собой сокровищницу опыта, связанного с изучением его способностей и возможностей.

Буддизм– одна из самых открытых к диалогу с наукой религий. С 1987 года по инициативе Далай-лама XIV (и с его непосредственным участием) под эгидой образованного Института Ума и Жизни, стали проходить конференции, приглашающие к диалогу известных научных деятелей и монахов.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...

Создавая Институт, его основатели – А. Энгл, Ф. Варела и Далай Лама XIV – рассматривали науку и буддизм как разные методологии, имеющие одну цель: исследование природы и реальности, применение знания, нацеленного на улучшение качества жизни и планеты.

Они сошлись во мнении, что наука применяет технологии и научные методы, тогда как буддизм фокусирует внимание на нервной системе человека, совершенствует ее медитациями, серьёзными ментальными и эмоциональными тренировками[1]. Основные темы конференций были связаны с вопросами психологии, квантовой физики, нейробиологии.

Далай-лама XIV подчеркивал: «С моей точки зрения, науку и буддизм объединяют стремление к истине и постижению реальности. Позаимствовав у науки знания о тех аспектах действительности, где она, возможно, достигла большей глубины постижения, буддизм, на мой взгляд, обогатит свое мировоззрение»[2].

Кратко опишем научные области, заинтересовавшиеся идеями буддизма.

Для психологов буддизм оказался привлекательным как целостная философия жизни. В середине ХХ века произошла интеграция психологии и буддизма.

Так, философией буддизма интересовался З. Фрейд, Э. Фромм (написавший книгу «Дзен-буддизм и психоанализ», в которой делает попытку сопоставления наиболее интересных философских систем Востока и Запада), К. Г. Юнг (написавший комментарии к тибетской «Книге мертвых» и тантрическому тексту «Тибетская книга великого освобождения»), Ф. Александер и многие другие. Во многом это произошлоблагодаря Д. Т. Судзуки, оказавшему влияние на целую плеяду психологов-гуманистов.

Джо ди Фео в книге «Дзен-психоанализ» подчеркивает, что цели психоанализа и дзен-буддизма схожи: облегчить человеку страдания и вернуть ему, насколько это возможно, психическое здоровье, помогая обрести счастье в этой жизни. Как психоанализ, так и дзен-буддизм работают с умом, исследуя его до самых сокровенных глубин.

Таким образом, в начале ХХ века между психоанализом и дзен-буддизмом установились отношения постоянного диалога, послужившие их взаимному теоретическому и практическому обогащению. К середине прошлого столетия этот интерес выйдет за рамки классического психоанализа, и станет интересен различным направлениям психотерапии в целом.

Нельзя не сказать и о внимании к буддизму эволюционной психологии. В своем авторском курсе Роберт Райт соотносит эволюционные процессы с положениями буддизма[3].

Так, в буддизме говорится о природе страдания и неудовлетворенности: удовольствие скоротечно; оно очень быстро оставляет человека, заставляя все время искать источник удовлетворения своих желаний. В эволюционной психологии неудовлетворённость описывается как движущий фактор эволюции.

С точки зрения буддизма, воспринимаемый мир иллюзорен. Иллюзией является горе и радость, падение и успех. Естественному процессу развития человека также «все равно», счастлив он или нет. Ведь счастье недолговечно, делает человека удовлетворённым лишь на время. Истинным же критерием является выживание. Р. Райт подчеркивает, что именно несчастье заставляет трудиться и найти способ максимального внутреннего преображения и изменения среды вокруг.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... границе сна уже вторгаются тонкие впечатления… Можно отметить, какую яркую и убедительную реальность имеют сонные видения. Отблески Тонкого Мира явлены в них. По ним можно ...

Как уже было сказано, в рамках деятельности Института Ума и Жизни много лет буддийские монахи сотрудничают с нейробиологами[4] в области изучения тех изменений в деятельности мозга, которые может произвести медитация. Так, Р. Дэвидсон, нейробиолог Висконсинского университета, опубликовал результаты томографических исследований мозга медитирующих лам. Он обнаружил, что во время медитации повышается активность тех областей мозга, которые, по научным данным, связаны с ощущением счастья. Он также открыл, что чем дольше человек занимается медитативными практиками, тем ощутимее повышение активности этих областей[5].

Отметим, что практикамедитации (от латинского «размышление») – умственное действие, цель которой – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; нередко оно сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов[6].

Как это будет делаться (технология) зависит от того, какое направление выбрал практикующий; методы медитации многообразны. Но цель всегда состоит в способности человека жестко отстроить свою логику и процессы мышления.

Необходимо, однако, подчеркнуть принципиальное различие западной версии медитации от восточного подхода: чаще всего смысл западного варианта состоит в расслаблении тела, а буддийского – в «гимнастике для ума и кузнице духа».

На дискуссии в Институте философии РАН по теме «Сознание в буддизме и в квантовой физике» 13 ноября 2010 г. говорилось о том, что наиболее глубокой общей идеей современной физики и буддизма является понимание ложности обыденных представлений о внутренней самодостаточности явлений и их независимости друг от друга, понимание того, что всё можно рассматривать только с точки зрения взаимообусловленности – не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане[7].

В буддизме говорится о двух уровнях реальности: профанически-обыденная «реальность» явлений, иллюзорная в том смысле, что все явления и события представляются нам действительно существующими именно так, как мы их воспринимаем в силу кармической обусловленности нашего сознания, вроде как «объективно независимыми» как друг от друга, так и от нашего сознания; и парамартха – действительная, «высшая» реальность», в которой явления и события не существуют по-отдельности, «пусты» от независимого самобытия и существуют только в тотальной взаимообусловленности.

Проблема состоит в том, что восприятие реальности на низшем или высшем уровне определяется уровнем нашего сознания: именно для перехода на более высокие уровни постижения и осуществляется тренировка сознания в буддизме.

Эксперименты квантовой физикипоказывают, что реальность – есть проекция ума. В отсутствии сознания реальность существует лишь как бесконечный набор вероятностей; картина единственной классической реальности – это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя. Таким образом, физики столкнулись с тем, о чем буддисты говорят уже более 2 тысяч лет. Реальность не существует без ума, определяющего его.

Именно поэтому в последнее время особое место занимают исследования квантовой концепции сознания, которая указывает на то, что в сознательном состоянии мы видим только одну классическую картинку мира и не способны видеть одновременно две. А на самом деле существует не только две, а огромное количество картинок, и они лишь в совокупности описывают квантовый мир полностью. Понятно, что из такой «базы данных», которая состоит из огромного количества классических картин, информации можно получить гораздо больше. А когда мы видим только одну картину, то есть, остаемся в сознательном состоянии, этой информации просто нет[8].

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная ... с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен объект спец.педагогики Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого ...

Итак, буддизм активно сотрудничает с различными науками о Человеке. Раскроем далее некоторые принципы буддизма, которые, с нашей точки зрения, столь важны для современной науки:

Принцип преодоления дуалистического взгляда на мир.

На протяжении тысячелетий буддизм изучал сознание. В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, восприятие, познание и мышление являются синонимами. Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т.е. ясного присутствия своего непосредственного объекта. В тантрическом буддизме сознание описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчёркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчёркивается аспект осознавания[13].

В школах буддизма выделяют шесть классов сознания, которые соответствуют шести категориям чувственных объектов восприятия (взгляда, звука, запаха, вкуса, соприкосновения, ума), а также производные сознания, количество которых насчитывает 50, 100 и более состояний.

Почему разработка сознания, в том числе, столь важна?

Работа по совершенствованию сознания помогает преодолеть дуалистический, оценочный взгляд на мир, понять, что нет «ни плохого, ни хорошего»; «ни правильного, ни не правильного». Это способность найти в пространстве своего внутреннего мира иерархически более высокую позицию, которая может синтезировать, объединить различные точки зрения, которые на иерархически более низкой позиции могли представляться конфликтными и взаимоисключающими, но при увеличении масштаба оказалось, что им всем есть место.

С другой стороны – несмотря на то, что развитие сознания (самосознания) помогает преодолеть дуалистический и привычно оценочный взгляд на мир, обладая качеством ясности, оно позволяет различить то, что есть правильно и не правильно для каждого конкретного человека, с учетом его индивидуального опыта, особенностей и накоплений.

Будда наставлял своих учеников: «Общайтесь с правильными людьми»; «Читайте правильные книги» и т.д. Очевидно, что критерия «правильности» для всех не существует. Однако каждому человеку необходимо правильно различить: какие конкретно люди и книги будут способствовать совершенствованию, а какие – тормозить его в развитии. Он должен сделать правильный, то есть сознательный выбор.

Очевидно, что каждый обладает таким сознанием, к которому он готов на данный момент времени. Развитие сознания помогает преодолеть антиномический, фрагментарный взгляд на мир, расширить взгляд на реальность и многопланово увидеть мир.

9 стр., 4199 слов

Проблемы манипулирования сознанием в современном обществе

... с методами защиты от манипуляции; * изучить манипулирование сознанием в медицине. Глава I. Сознание § 1. Понятие «сознание» Если открыть словарь С. И. Ожегова, то можно ... выше концепции неявно предполагается, что главная деятельность человека, наделенного сознанием, познавательная. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно по отношению к познавательной активности человека, ...

Примечательно, что один из способов его формирования – это коаны, как поиск не стандартного, парадоксального, не линейного решения проблемы или ответа на вопрос[14].

Максимально высокое сознание – сознание Будды – состояние предельной глубины и максимального масштаба.

Принцип шуньяты

Шуньята (от санкскр. пустота; также обозначает математич. понятие «ноль») – центральное понятие буддизма. В Тибете Шуньята означает «пустоту» в смысле «ясной» или «абсолютной открытости». Ее нельзя описать словами или понять разумом. В ней не на что опереться ни внутри, ни снаружи: она полностью лишена дуальности, не занимая никакой позиции. Поэтому все прошлое, настоящее и будущее становится единым. Пространство, время, материя становятся неразделимы[15].

Квантовая физика могла бы сказать, что это есть ни что иное, как точка перехода на следующий иерархически уровень существования системы, в котором предыдущий системный уровень компактифицируется, количество переходит в качество, – и происходит квантовый скачок, в котором шуньята становится точкой перехода в другую мерность, и, соответственно, в иную реальность. Можно предположить, что это тот принцип, который науке еще предстоит разработать.

 

Современный мир находится на этапе переосмысления знаний о потенциале Человека. Принципы и подходы буддизма, формировавшиеся веками, могут помочь науке выйти на новый уровень его осознания.

В заключение хотелось бы привести слова Далай Ламы: «Я не ставлю себе целью пропаганду буддизма. Но мы и в самом деле в ответе за поиск нового подхода, более целостного взгляда на происходящее, который дал бы поколению ХХI века шанс построить более мирное, более счастливое общество»[16].

 

[1] Официальный сайт Mind & Life Institute: https://www.mindandlife.org/

[2] «Наша вера в науку»: статья Е.С. Далай-ламы XIV в New-York Times. Сайт: http://www.ningma.org.ua/index.php/stati-i-intervyu/51-17/617-l-r-xiv-new-york-times Дата обращения: 17.05.2016

[3] Видеолекции можно посмотреть на сайте: «Буддизм и современная психология»

https://www.youtube.com/channel/UCcuyGqbwFxwm2covOaVdA6w. Дата обращения: 17.05.2016

[4] Нейробиология – наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии.

[5] «Наука на перепутье»: доклад Его Святейшества Далай-ламы на ежегодной конференции Общества нейробиологов 12 ноября 2005 в Вашингтоне, США. Сайт: http://savetibet.ru/2005/12/13/science_crossroads.html. Дата обращения 17.05.2016

[6] Толковый словарь

[7] http://savetibet.ru/2010/11/13/buddhism_and_physics.html. Дата обращения 17.05.2016

[8] Квантовая физика и сознание человека. Интервью с М.Б. Менским,д. ф-м наук, профессором, главным научным сотрудником Физического института им. Лебедева РАН.

http://www.globosfera.info/2012/09/03/kvantovaya-fizika-i-soznanie-cheloveka/ Дата обращения: 17.05.2016

[9] «Деструктивные эмоции: как с ними справиться? Научный диалог с Далай Ламой. В пересказе Дэниела Гоулма», 2000

12 стр., 5831 слов

Буддизм и его культурное влияние

... буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма. Возникновение буддизма и его истины Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды ... в том, чтобы покинуть мир интеллектуальных разграничений и противопоставлений. Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую ...

[10] Судзуки Д. Т.. Дзэн-буддизм в японской культуре, 2004

[11]Далай-лама о природе потока сознания

[12] Тралег Кьябгон Сущность буддизма

[13] Козлов В. В. Психология буддизма

[14] Пример коана. «Встреча с прозревшим»: Наставник Уцзу говорил: «Когда вы встречаете на дороге человека, прозревшего истину, вы не можете обратиться к нему со словами, и вы не можете ответить ему молчанием. Что вам делать?»

[15] Тартанг Тулку Ринпоче Донести учение живым

[16] http://khurul.ru/?p=25195