Контрольная по логике 2 вариант

Контрольная по логике, вариант 2, заочное ИИТ, ИСиТ, 2013 г., преподаватель: Усов

ТЕМА 2 . Логические формы мысли

План

1. Понятие логической формы мысли .

2. Основные формы абстрактного мышления.

Упражнения

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

13 — нечетное число, 7 не делится на 3 без остатка, сознательный ,

искусственный интеллект, Париж — моя мечта, контроллер , без билетный, поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес, автобус № 81.

2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите

их.

  1. Понятие логической формы мысли

Предметом изучения логики является система мышления. Продукт мышления – мысль, а она идеальна, то есть в чистом виде существовать в отрыве от мозга не может.

Прежде чем перейти к раскрытию данного вопроса, необходимо дать определение понятию «форма мысли».

Форма мысли – это способ связи частей мыслимого содержания.

Логическая форма мысли есть общее, объединяющее понятия, суждения или умозаключения, несмотря на то, что в них говорится о разных предметах.  В естественном языке мысли выражаются с помощью слов и словосочетаний и имеют конкретное содержание (то, о чем в них говорится).

Отвлекаясь от конкретных предметов, человек обобщает их в классы. Предметы обобщаются в классы, так как они имеют общие свойства. Например, общее свойство космонавтов – «быть человеком, который летал в космос», свойство стола – «быть предметом домашней мебели, представляющим собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или нескольких ножках и служащий для того, чтобы ставить или класть что-нибудь» и т.д. Если отвлечься от специфики этих свойств, объединить их и обозначить, например, символом А. Тогда связь между классами предметов и классом общих свойств этих предметов можно представить следующей формулой: X A (X) (класс таких предметов X, которые обладают признаками А).

10 стр., 4900 слов

Исследование структуры нарушений мышления при шизофрении с позиций ...

... таким образом, указывает пункты возможных повреждений в структуре самого мышления. Это могут быть нарушения: структурных элементов двуязычной мысли - образов (1) и слов (2); структурных связей ... две противоположные и несовместимые вещи, как то: противоположно направленные действия, желания, контрастные свойства, оценки, несовместимые эмоции или ощущения и др. При этом антагонизмы объединяются в ...

Логиче-ская форма понятий – это способ связи между классом предметов и совокупностью признаков предметов этого класса.  Логическая форма суждений – это способ связи понятий о предмете, о свойствах предметов или отношений между предметами, выраженный в форме утверждения или отрицания. Например, возьмем три суждения: «Все школьники – учащиеся», «Все люди смертны» и «Все русские любят быструю езду». Отвлекаясь от свойств, приписываемых субъекту, заменим их символом Р (предикат).

Тогда все эти суждения будут иметь одинаковую форму: Все S суть Р, которая и является логической формой суждений. Логическая форма умозаключений – это способ связи суждений, так что из истинных суждений необходимо следуют другие истинные суждения .  При выявлении логической формы сохраняется информация о том, к какой семантической категории (классу выражения языка) относится термин, заменяемый переменной. Поэтому в логике предикатов для выражения разных категорий вводятся различные символы. При выявлении логической формы различные вхождения одного и того де термина в контекст заменяются одной и той же буквой, а различные термины – разными буквами. 

  1. Основные формы абстрактного мышления

На первом этапе развития логики, Аристотель (344-322 гг. до н.э.) ввел основные формы абстрактного мышления: понятия, суждения и умозаключения, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении.

Мышление представляет собой разнообразные сочетания мыслей. Из простых, элементарных, мысленных форм образуются более сложные.

Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения как психологии, так и формальной логики. Следует отметить, что логика исследует мышление только со стороны его результатов, продуктов мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Психология, в отличие от логики, изучает сам процесс мышления, т.е. она исследует, как и почему у человека возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон и в разных качествах: логика ее изучает преимущественно со стороны результатов, продуктов мышления (понятия, суждения и умозаключения), а психология — со стороны процесса их получения. Процесс мышления и его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга, поэтому психология и логика также связаны и дополняют одна другую.

5 стр., 2264 слов

Лекция Мышление. Основные формы логического мышления

... представлены отношения между объектами, являются суждения. Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическая структура суждения. Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако ...

Понятие — самая простая форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. Структура понятия: признак + признак. В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие сформировалось в процессе исторического развития человечества, и его сущность приобрела характер всеобщности. Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышление, образуя более сложные мысли — суждения и умозаключения. Умение мыслить — всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи. Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций, их определение формируется через родовидовые отличия. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием (логическая формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей).

Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным, когда в нем мыслится свойство предмета или отношения между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путем добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объема — «ревматический порок сердца».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Диагностические ошибки врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например о конкретной болезни — чрезмерно широкого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов.

Суждение — более сложная форма мысли, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Структура суждения: понятие + понятие (например: «Небо голубое»), т.е. суждение состоит из субъекта (того, относительно чего в суждении что-нибудь утверждается или отрицается), и предиката (т.е. словесного выражения утверждения или отрицания).

Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы (например: «Все рыбы дышат жабрами»).

7 стр., 3401 слов

Основные понятия логики

... группировка на основе тех или иных общих признаков. 8)Укажите основные функции.которые выполняют понятия Понятия выполняют две основные функции:1-это позновательная функция.Вторая тесно связана с предыдущей- ... либо,это такие суждения ,в которых раскрываются наличие или отсутствие самого предмета мысли. Что та кое дедуктивные умозаключения Это те умозаключения у которых между посылками и заключением ...

В частных суждениях это относится к некоторым представителям класса или группы (например: «Некоторые студенты отличники»).

Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете (например: «Это здание — памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Сложные суждения включают в качестве составных частей другие суждения, связанные между собой особыми логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией.

Соединительное (конъюнктивное) суждение включает другие суждения — конъюнкты, объединяемые связкой «и». Например: «Натуральная оспа и чума относятся к особо опасным инфекциям». Истинность соединительного суждения зависит от истинности составляющих всех его конъюнктов.

Разделительные (дизъюнктивные) суждения включают в себя суждения-дизъюнкты, объединяемые связкой «или». Например: «Снижение интеллекта может быть врожденным или приобретенным». Как при конъюнкции, так и при дизъюнкции перестановка членов смысла суждения не меняет. Субъект в разделительных суждениях может соединяться с несколькими предикатами. Следует помнить, что при формулировке разделительного суждения необходимо предусмотреть все случаи, имеющие место в действительности, при этом возможность одного случая должна исключать возможность другого.

Умозаключение — самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Благодаря ей мы получаем знание о новых признаках на основании тех, которые уже известны («Все цитрусовые – теплолюбивы, а мандарин – цитрусовый. Значит, мандарин – теплолюбивое растение»).

В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.

В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Как уже отмечалось, отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведёт к истинному заключению.

В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает поэтому достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция даёт только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

Упражнения

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

13 — нечетное число — суждение

7 не делится на 3 без остатка — суждение

сознательный — понятие

искусственный интеллект — понятие

Париж — моя мечта — суждение

15 стр., 7275 слов

Формирование понятий у младших школьников

... Учащиеся с трудом различают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию ... показателей развивающего обучения родному (русскому) языку. Формирование у школьников научных понятий , системы этих понятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его ...

контроллер — понятие

без билетный- понятие

поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес – умозаключение — умозаключение

автобус № 81 — понятие

2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите

их.

Понятие: медведь, одеяло, зеркало, студент БГУИРа, участник соревнования.

Суждение: «Некоторые книги полезны», «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов», «Почти все мальчики любят играть в футбол», «Девочки любят наряжаться», «Все дети любят каникулы».

Умозаключение: «Эта женщина имеет детей, значит она мать», «Если ты выйдешь на улицу в дождь, значит ты промокнешь»