Лекция Мышление. Основные формы логического мышления

  1. Общая характеристика мышления. Мышление и речь
  2. Основные этапы мыслительных процессов
  3. Формы логического мышления
  4. Виды мышления
  5. Индивидуальные особенности мышления

Высокие требования к управлению производством, разработке стратегии, созданию профессиональной структуры организации и теории планирования распространяются также на профессиональное мышление менеджера. Поскольку экономическая практика опирается на четкое знание и единообразие применения экономических законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в экономическом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Мышление поэтому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Каждый человек мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие только для себя, а не для человечества).

Например, каждый студент, решая задачу, обязательно открывает для себя нечто новое. Знание логики позволяет менеджеру точно и аргументировано строить свою речь, видеть несогласованность в общении клиентов, коллег по работе, а также в письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать версии.

Очевидно, что изучение логики менеджером не может заменить специальных экономических знаний. Однако она способствует тому, чтобы каждый будущий менеджер стал хорошим специалистом в своей области. Логика, обладая прикладным характером, позволяет будущим специалистам освоить теоретически и научиться практически применять логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д. Вот почему, по мнению выдающегося педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для глубокого усвоения профилирующих экономических дисциплин.

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, в ходе обобщенного отражения действительности на основе ее анализа и синтеза. М.- это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.

3 стр., 1353 слов

Логика развития лагерной смены 2

Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной". Задачи орг.периода: 1.Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; 2.Адаптация в коллективе, обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; ...

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению.

Нельзя не сказать и то, что познавательный процесс мышления является предметом комплексного междисциплинарного исследования. Теория познания как философская дисциплина исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности. Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой истории таких категорий, как «бытие», «сознание», «качество», «количество», «материя». На основе философских, предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуется акт мышления. Кибернетика рассматривает мыслительную деятельность как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе ЭВМ и мышлении человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек, вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать предметы и явления окружающей действительности, которые непосредственно вовсе не даны в ощущениях и восприятиях и поэтому непосредственно не наблюдаемы. (Н., теория элементарных частиц – их нельзя видеть, о них можно только мыслить).

Для мыслительной деятельности существенна связь не только с чувственным познанием, но и с языком и речью. В этом и проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается наглядно-действенным, оно не может быть отвлеченным. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.

Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка ккой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта, то или иное его свойство и закрепить понятие о нем в специальном слове. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек, тем самым, формулирует их и для себя. Такое формулирование, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение.

Анализ – это выделение в объекте, тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Это расчленение объекта на различные компоненты. (Н., способ действия какой-либо реакции; способ действия установки или механизма).

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. Способы применения предмета Называется какой - либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его ... не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на ...

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. (Н., сопоставление друг с другом выделенные вещества в реакции).

Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки – значит судить или рассуждать. С помощью понятия не всегда удается передать все богатство человеческой мысли и самих предметов; оно всего лишь основа наших рассуждений о тех или иных свойствах, качествах предметов.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Логическая структура понятия.

Логическую структуру понятия составляют его объем и содержание. Содержание понятия это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, в содержание понятия «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Объемом понятия называется совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Так в объем понятия «человек» входят манера поведения, способности, развитие психических познавательных процессов, интеллект, внешний облик и др.

Виды понятий.

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды.

По объему понятия различают:

Единичные, общие, нулевые

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Например, «русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870)», «Организация Объединенных Наций» и др.

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие понятия – это понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддаются учеты, регистрации. Например, «народный депутат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в городе Иваново». Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов. Например, «человек», «менеджер», «товар» и др. Данные понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально несуществующих предметов и существование которых невозможно. Например, «преступник, не совершивший преступление», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямоугольный треугольник». От нулевых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция».

По содержанию понятия делят на:

конкретные, абстрактные, относительные, безотносительные, положительные, отрицательные, собирательные, несобирательные

Конкретные – понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «психолог», «норма права» и др.

Абстрактные – понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность», и др. В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители»-«дети», «ученик»-«учитель», «начальник»-«подчиненный» и др.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например, «инвестиция», «правило», и др.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный человек», и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «неграмотный человек», «не говорящий по-английски», и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «коллектив», «флора» и др. Собирательные понятия могут быть общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «мальчик Андрей»).

Несобирательные – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «человек», «звезда» и др.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждения.

Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения между объектами, являются суждения.

Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями.

Логическая структура суждения.

Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементарной структурой суждения является:

Субъект, предикат, связка, квантор

Субъект суждения – это понятие, отражающее предмет мысли, то, о чем мыслится в данном суждении.

Предикат – это понятие, отражающее признак предмета мысли, то, что мыслится о субъекте суждения. Рассмотрим пример: «Аристотель основоположник логики» термин «Аристотель» — это субъект, а термин «основоположник логики» — это предикат. В качестве предиката может выступать любой объект или свойство, например, «роза (является, есть) желтая», «птица это (есть) животное».

Связка выражает отношение, которое существует в суждении между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мысли какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обозначается знаком «тире», а также может подразумеваться или быть выражено словом или группой слов: «есть», «суть», «не являются», «имеется» и т.д.

Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли признак, выраженный в предикате суждения, ко всему или части объема понятия, выражающего субъект. Находится всегда перед субъектом и обозначается словами «все», «некоторые», «многие», «ни один» и т.д. Однако квантор может в суждении и отсутствовать.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными и ложными. Истинные суждения выражают такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Например, истинным является высказывание: «В.В. Путин – президент Российской Федерации». Ложное суждение наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: «Союз Правых Сил выиграл на выборах в Гос. Думу».

Например, высказывание «Медь электропроводна» истинно, поскольку свойство электропроводности присуще меди. Высказывание «Сера электропроводна» ложно, поскольку в действительности это свойство не присуще сере.

Виды простых суждений

Для выяснения сущности суждений, а также его роли в познавательно-практической деятельности профессионального менеджере большое значение имеет его классификация. Суждения делят на простые и сложные.

Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий или выражаемое одним понятием, когда второе подразумевается, лишь мыслится. Например: «Сидоров имеет высшее экономическое образование», «Ночь», «Моросит».

Суждение состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным.

суждение делится на суждение свойства (атрибутивное), суждение отношения (релятивное) и суждение существования (экзистенциальное).

Суждение свойства (атрибутивное суждение) отражает принадлежность или не принадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния. Например, «Профессиональный менеджер – это человек, имеющий специальное экономическое образование».

Суждение отношения (релятивное суждение) выражает различные связи между предметами мысли по месту, времени, причиной зависимости. Например: «Мое благополучие зависит от меня», «Утром деньги – днем стулья, днем деньги – вечером стулья, …….» (В. Ильф, А. Петров).

Суждение существования (экзистенциальное суждение) указывает на факт наличия или отсутствия того или иного предмета мысли. Например: «Нет преступления без указания о том в законе».

Любое суждение имеет количественную и качественную определенность. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству. В результате получаем четыре вида суждений:

  • Общеутвердительные;
  • Общеотрицательные;
  • Частноутвердительные;
  • Частноотрицательные.

Общеутвердительное суждение – пример: «Все адвокаты — юристы».

Общеотрицательное суждение – пример: «Ни один подложный документ не является доказательством».

Частноутвердительное суждение – например: «Некоторые писатели — фронтовики», «Некоторые студенты — экологи».

Частноотрицательное суждение – например: «Некоторые менеджеры не являются экономистами», «Некоторые страны не являются членами Евросоюза».

Умозаключения.

Познавая окружающую действительность, мы приобретаем новые знания. Некоторые из них – непосредственно, при помощи органов чувств; другие же – опосредованно, на основании логического мышления, путем выделения новых знаний из знаний, уже имеющихся. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.

Умозаключения – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.

В качестве примера умозаключения приведем рассуждение, которое, согласно легенде, провел калиф Омар для обоснования необходимости сожжения Александрийской библиотеки:

«Если все книги согласны с Кораном, то они излишни.

Если же ваши книги не согласны с Кораном, то они вредны.

Но вредные или излишние книги следует уничтожить.

Поэтому ваши книги следует уничтожить».

В приведенном умозаключении первые три высказывания являются посылками, а четвертое – умозаключением.

Виды умозаключений

Различают умозаключения двух видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров к общему положению. Например, после того как было установлено, что электропроводностью обладают и медь, и железо, и алюминий, и платина и т.д., становится возможным обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: «Все металлы электропроводны».

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру. Одна из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм.

Примером силлогизма может служить следующее умозаключение: «Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно». С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная форма мышления. Силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности.

Виды мышления

Элементарное мышление возникает у животных и обеспечивает динамическую адаптацию организма к требованиям окружающей среды, возникающим при решении животным конкретной задачи.

  1. Наглядно-действенное(для детей до 3-х лет) – характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробировании свойств объектов. Ребенок анализирует, разламывая по частям свою игрушку. Он мыслит действуя. Движение рук опережает мышление. У взрослых – перестановка мебели в комнате.
  2. Наглядно-образное(4-7 лет — дошкольники) – связано с представлением ситуации и изменением в ней. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее представляем, что из этого выйдет.
  3. Словесно-логическое, характеризующееся использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.
  4. Отвлеченное (теоретическое).

    Направлено на открытие законов, свойств объектов. Примером теоретического мышления может служить фундаментальные открытия в науке.

  5. Творческое, характеризующееся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по эго созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Индивидуальные особенности мышления

1. самостоятельность (проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами. Творческий характер мышления выражается именно в самостоятельности).

2. гибкость, заключается в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе решения, и которые не удалось учесть с самого начала.

3. быстрота мышления.

14