Для студентов 3 курса факультета эстетического образования

Вопросы

Для проведения комплексной контрольной работы

по дисциплине «Психология»

для студентов 3 курса факультета эстетического образования

 

Предметом исследования возрастной психологии является:

а) исследование познавательных процессов и личности человека;

б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;

в) изучение особенностей социализации личности в обществе;

г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.

 

Исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов является предметом изучения:

а) педагогической психологии;

б) общей психологии;

в) социальной психологии;

г) возрастной психологии.

 

К общим закономерностям психического развития относят:

а) неравномерность;

б) цикличность;

в) сензитивность;

г) все ответы верны.

 

Неравномерность, цикличность, сензитивность развития относят к:

а) закономерностям психического развития;

б) факторам психического развития;

в) фактам психического развития;

г) особенностям психического развития.

 

К факторам психического развития относятся:

а) среда;

б) наследственность;

в) активность;

г) все ответы верны.

 

Среда, наследственность, активность — это:

а) факторы психического развития;

б) закономерности психического развития;

в) механизмы психического развития;

г) особенности психического развития.

 

Социальная ситуация развития – это:

а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;

б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;

в) закономерное изменение психических процессов во времени;

г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

 

Специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой называется:

4 стр., 1768 слов

Развитие психических процессов

... из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Развитие психических процессов сознание личность готовность ребенок школа Восприятие продолжает развиваться. Однако ... готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе. ...

а) психическое новообразование;

б) кризис в развитии;

в) ведущая деятельность;

г) социальная ситуация развития.

 

Содержание сензитивного периода развития:

а) периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям;

б) присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов;

в) все ответы верны;

г) все ответы не верны.

 

Сензитивный период – это:

а) период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психических свойств и качеств;

б) процесс присвоения ребенком социального опыта;

в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма;

г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей.

 

Содержание понятия «зона ближайшего развития»:

а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;

б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;

в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;

г) собственная активность личности.

 

Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, называется:

а) зона актуального развития;

б) зона ближайшего развития;

в) сензитивный период развития;

г) ведущий вид деятельности.

 

Содержание понятия «зона актуального развития»:

а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;

б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;

в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;

г) собственная активность личности.

 

Уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день, называется:

а) зона актуального развития;

б) зона ближайшего развития;

в) кризис развития;

г) ведущий вид деятельности.

 

Особые переломные периоды в развитии, в процессе которых происходит смена всей социальной ситуации развития ребенка, смена ведущих видов деятельности называются:

а) сензитивными;

б) ведущими;

в) литическими;

г) кризисными.

 

Кризис психического развития – это:

а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;

б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;

в) уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день;

г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

 

Назовите стадию в периодизации З.Фрейда, соответствующую возрастному периоду от рождения до года:

а) фаллическая;

б) оральная;

в) анальная;

г) генитальная.

 

Расположите стадии развития в периодизации З. Фрейда в правильной последовательности:

а) фаллическая;

б) оральная;

в) анальная;

г) латентная.

 

Установите соответствие между авторами и теориями:

18 стр., 8724 слов

Психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного ...

... школьный период это отставание становится еще более заметным. У глухих и слабослышащих детей наблюдается замедленный переход с одной стадии развития мышления на другую. Если обратиться к познавательной деятельности ...

1) Ж. Пиаже;

2) Л.С. Выготский;

3) З. Фрейд.

а) психоаналитическая теория психического развития человека;

б) теория интеллектуального развития ребенка;

в) теория развития высших психических функций.

 

Установите соответствие между авторами и теориями:

1) Л. Кольберг;

2) Л.С. Выготский;

3) З. Фрейд.

а) психоаналитическая теория психического развития человека;

б) теория морального развития человека;

в) теория развития высших психических функций.

 

Ведущий вид деятельности в младенчестве:

а) непосредственно-эмоциональное общение;

б) учебно-профессиональная деятельность;

в) учебная деятельность;

г) интимно-личностное общение.

 

Психология младенчества охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 3 до 6 лет.

 

Психология раннего детства охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 3 до 6 лет.

 

Ведущий вид деятельности в раннем детстве – это:

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) учебно-профессиональная деятельность.

 

Основной формой мышления ребенка в раннем детстве является:

а) наглядно-образное мышление;

б) словесно-логическое мышление;

в) наглядно-действенное мышление;

г) все ответы не верны.

 

Ведущим познавательным процессом в раннем детстве является:

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) внимание.

 

Для кризиса трех лет характерны:

а) негативизм;

б) упрямство;

в) своеволие;

г) все ответы верны.

 

Психология дошкольного детства охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 3 года до 6 лет;

в) от 7 до 10 лет;

г) от 3 до10 лет.

 

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это:

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) игра;

г) учебно-профессиональная деятельность.

 

Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:

а) мышление;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

 

В дошкольный период происходит переход от:

а) от наглядно-действенного к словесно-логическому;

б) от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;

в) от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению;

г) от словесно-логическому к наглядно-действенному.

 

Укажите критерии сформированности наглядно-действенного мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.

 

Укажите критерии сформированности наглядно-образного мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует абстрактными понятиями.

7 стр., 3360 слов

Дети со сложными дефектами развития

... семерых детей для обучения. Эта школа продолжила свою деятельность ... Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; Дети глухие слабовидящие; Слепоглухонемые дети; Дети с задержкой психического развития, ... детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные ...

 

Когда мы говорим о психологической готовности ребенка к началу школьного обучения, то имеем в виду:

а) личностную готовность;

б) когнитивную готовность;

в) готовность произвольно управлять своим поведением и деятельностью;

г) все перечисленные компоненты.

 

Границы младшего школьного возраста:

а) от 3 до 6 лет;

б) от 6 (7) до 10 (11) лет;

в) от 10 до 13 лет;

г) от 10 до 15 лет.

 

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) учебная деятельность;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) интимно-личностное общение.

 

Преобразование отношений «ребенок — взрослый» в отношения «ребенок — родитель» и «ребенок — учитель» характерно для:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) юношеского возраста.

 

Укажите критерии сформированности словесно-логического мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.

 

Границы подросткового возраста:

а) от 10 (11) до 15 лет;

б) от 7 до 13 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 15 до 17 лет.

 

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) учебно-профессиональная деятельность.

 

Центральным новообразованием в подростковом возрасте является:

а) чувство взрослости;

б) профессиональное самоопределение;

в) чувство компетентности;

г) произвольность познавательных процессов.

 

«Чувство взрослости» является новообразованием периода:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) ранней юности.

 

Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

а) познавательная мотивация;

б) притязание на признание среди сверстников;

в) похвала родителей;

в) желание получить хорошую оценку.

 

Психология ранней юности охватывает период:

а) от 11 до 15 лет;

б) от 15 до 17 лет;

в) от 20до 23 лет;

г) от 23 до 25 лет.

 

Ведущий вид деятельности в ранней юности:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) учебно-профессиональная деятельность.

 

Центральным новообразованием в раннем юношеском возрасте является:

а) профессиональное и личностное самоопределение;

б) самооценка, уровень притязаний;

в) произвольность познавательных процессов;

г) чувство взрослости.

 

Укажите, в какой возрастной период профессиональное и личностное самоопределение является психологическим новообразованием:

7 стр., 3456 слов

1. Диагностика операциональных характеристик деятельности ребенка

... слова. Целесообразно отмечать последовательность воспроизведения слов. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. Инструкция Б: «Сейчас я снова прочту те ... произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, ...

а) дошкольный возраст;

б) младший школьный возраст;

в) подростковый возраст;

г) ранняя юность.

 

Расположите личностные новообразования в порядке их появления (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

а) профессиональное самоопределение;

б) чувство взрослости;

в) произвольность.

 

Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (младенчество, дошкольный возраст, ранняя юность):

а) учебно-профессиональная деятельность;

б) эмоционально-непосредственное общение;

в) сюжетно-ролевая игра.

 

Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (раннее детство, младший школьный возраст, подростковый возраст):

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность.

 

Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:

1) наглядно-действенное.

2) наглядно-образное.

3) словесно-логическое.

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;

в) мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами.

 

Предметом исследования педагогической психологии является:

а) изучение познавательных процессов и личности человека;

б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;

в) изучение особенностей социализации личности в обществе;

г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.

 

Исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка

является предметом изучения:

а) педагогической психологии;

б) общей психологии;

в) социальной психологии;

г) возрастной психологии.

 

К компонентам учебной деятельности относят:

а) мотивация, учебная задача, учебные действия;

б) учебная задача, учебные операции;

в) контроль, самоконтроль, оценка;

г) мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

 

Что не входит в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача;

б) социализация;

в) учебные действия;

г) контроль.

 

Под обучением понимают:

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс и результат усвоения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

 

Процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта:

а) обучение;

б) учебная деятельность;

в) учение;

г) научение.

 

Оперантное научение — это:

а) возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул;

б) приобретение знаний, умений и навыков методом проб и ошибок;

в) приобретение человеком нового опыта через язык и другие символы;

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий добиваться высоких результатов?» Каждый из нас готовится к своей будущей профессиональной деятельности: овладевает системой специальных знаний, умений ...

г) приобретение нового опыта через прямое наблюдение за поведением других людей.

 

Л.С. Выготский рассматривал проблему соотношения обучения и развития:

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно идти вслед за развитием ребенка;

г) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

 

Суть программированного обучения состоит в том, что:

а) ведущая роль в обучении принадлежит теоретическим знаниям;

б) основой являются утвержденные учебные программы;

в) материал разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим;

г) оно направлено на развитие творческого мышления.

 

Недостатком программированного обучения является:

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

 

Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

а) умением решать сложные задачи;

б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

в) возникновением познавательной потребности;

г) быстрым темпом усвоения учебного материала.

 

Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

 

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

 

Что не является принципом развивающего обучения по Л.В. Занкову:

а) обучение на высоком уровне трудности;

б) принцип ведущей роли теоретических знаний;

в) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности;

г) быстрый темп прохождения учебного материала.

 

Под учением понимают:

а) специфическую форму деятельности ученика, направленную на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;

б) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;

в) взаимодействие учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков;

г) передачу знаний от старшего поколения к младшему.

 

Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками является:

а) научение;

б) учение;

в) обучение;

г) обученность.

 

Учение — это процесс:

а) передачи знаний от старшего поколения к младшему;

б) групповой деятельности по усвоению знаний;

в) передача знаний от младшего поколения к старшему;

г) индивидуальной познавательной деятельности человека.

 

Установите соответствие между возрастом и преобладающим мотивом учения:

10 стр., 4746 слов

Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя

... педагогических измерителей. Умения результативно-оценочной деятельности выступают важным фактором профессиональной компетентности учителя. К настоящему времени в педагогике, психологии, философии накоплена определенная совокупность знаний, ... на профильное образование. Учитель должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений. ...

1) младший школьник;

2) подросток;

3) старший школьник.

а) практический мотив (связь с профессией);

б) чтобы быть не хуже других;

в) мотив получения хорошей оценки.

 

К методам самовоспитания можно отнести:

а) самоободрение, самоосуждение;

б) самовнушение, самоубеждение;

в) самоприказ, самонаказание;

г) все ответы верны.

 

Самовоспитание – это:

а) сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств;

б) это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;

в) все ответы верны;

г) все ответы не верны.

 

Педагогическая деятельность – это:

а) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие;

б) специфическая форма деятельности ученика, направленная на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;

в) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;

г) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие ученика на учителя.

 

Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:

1. Способность к соответствующей области наук.

2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи.

3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность.

4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей.

а) дидактические способности;

б) академические способности;

в) перцептивные способности;

г) организаторские способности.

 

Какое из описаний характеризует демократический стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность;

в) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований;

г) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений.

 

Какое из описаний характеризует авторитарный стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность, колебания;

в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;

г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

 

Какое из описаний характеризует либеральный стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

2 стр., 904 слов

изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность ...

... мастерство В.А. Сухомлинского в решении педагогических задач. Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1. Педагогические способности учителя Педагогическая деятельность является одним из видов деятельности человека. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных ...

б) учитель считает, что он всегда прав;

в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;

г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

 

Какой стиль педагогической деятельности учителя характеризует следующее описание: учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный;

г) попустительский.

 

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, составляет суть:

а) дидактических способностей;

б) перцептивных способностей;

в) организаторских способностей;

г) коммуникативных способностей.

 

Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, составляют суть:

а) дидактических способностей;

б) перцептивных способностей;

в) организаторских способностей;

г) коммуникативных способностей.

 

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) процессуальные;

2) моральные;

3) результативные.

а) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали;

б) относятся к процессу, а не к конечному результату;

в) относятся к конечному результату деятельности.

 

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) персональные;

2) материальные;

3) качественные.

а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;

б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;

в) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека.

 

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) процессуальные;

2) результативные;

3) качественные.

а) относятся к конечному результату деятельности;

б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;

в) относятся к процессу, а не к конечному результату.

 

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) персональные;

2) материальные;

3) моральные.

а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;

б) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека;

в) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали.