Детский дом-интернат

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Кафедра социально-педагогической работы

Факультет социальной педагогики и психологии

Специальность: специалист по социальной работе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу:

Современные социальные службы

на тему

Детский дом-интернат

Студентка 30 группы ЗФО

Сергеенко Наталья Владимировна

Витебск 2011

ПЛАН:

Введение

1. Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

2. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

3. Детские дома-интернаты Министерства труда и социальной защиты

4. Проблемы и перспективы работы интернатных учреждений для детей-сирот в Республике Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Можно было бы думать, что ребенок, живущий без родителей, предоставленный самому себе, получающий при этом нормальное медицинское обслуживание, обеспеченный игрушками и посещающий учебные занятия, располагает всеми возможностями для развития самостоятельности и активности. Однако первое, что отмечают педагоги и психологи при исследовании поведения этих детей, — низкий уровень инициативности и самостоятельности, их безразличное, пассивное отношение ко всему окружающему.

Неумение выделить себя и неразвитость самосознания у этих детей проявляются в эмоциональной глухоте, в отсутствии ярких переживаний и ограниченности внутренней жизни. Все эти особенности являются результатом отсутствия любви к ребенку и дефицита личностного общения.

Таким образом, дети, растущие в дефиците внимания со стороны взрослого, отличаются неразвитым самосознанием и неумением проявить себя в окружающем мире.

В Беларуси функционирует 187 интернатных учреждений министерства образования, здравоохранения и социальной защиты. Из 165 интернатных учреждений Министерства образования 69 (39%) имеют статус учреждения для детей-сирот.

Граждане нашей страны имеют возможность направлять своих детей на содержание и воспитание бесплатно или с частичной оплатой расходов в школы-интернаты и интернаты, при школах в сельской местности.

5 стр., 2401 слов

Специфика эмоционального взаимодействия детей в учреждениях интернатного типа

... дома и школы - интернаты. На сегодняшний день в области функционирует 20 образовательных учреждений интернатного типа, в которых воспитывается 1500 детей указанной категории. Семья - важный социальный институт, способствующий становлению ...

Основанием возникновения этих правоотношений служит юридический состав, включающий такие факты, как наличие у детей дефектов физического и психического развития, волеизъявление родителей и решение органов, в ведении которых эти учреждения находятся.

Юридический состав включает решение администрации предприятия, профсоюзного комитета. Дети с дефектами физического и психического развития по желанию родителей могут содержаться за государственный счет в домах ребенка, детских домах и других специализированных детских учреждениях.

1 Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

Дети-инвалиды входят в более широкую группу лиц с ограниченными возможностями, обозначаемую целой серией формулировок, несущих в себе определенный смысл, но не всегда полно отражающих проблемы данной категории детей: «дети с отклонениями в развитии», «особые дети», «инвалиды», «лица с низкими функциональными возможностями». В практической деятельности используется классификация нарушений развития принятая в дефектологии. Согласно ей выделяют следующие группы дети, имеющих проблемы в развитии:

· дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

· дети с интеллектуальными нарушениями (легкая степень нарушения — дебильность, средней тяжести — имбецилы и глубокая умственная отсталость — идиотия).

Все формы умственной отсталости детей делятся на две группы — олигофрения и деменция (слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности);

· дети с нарушениями речи;

· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

· дети с комплексными дефектами развития;

· дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

По данным ЮНЕСКО: в мире около 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. В Республике Беларусь насчитывается около 30,0 тыс. детей-инвалидов. Функционирует 9 специализированных домов-интернатов для таких детей в системе Министерства труда и социальной защиты населения; 46 специальных дошкольных учреждений; 9 специальных домов и 74 школы-интернаты для детей с особенностями психофизического развития; 19 спецшкол; более 4000 классов интегрированного обучения.

В структуре причин первичной инвалидности детей на первом месте стоят: врожденные аномалия, болезни нервной системы; психические расстройства; новообразования; болезни костно-мышечной системы; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Большинство детей-инвалидов имеют тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сфер.

Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития является государственным учреждением социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предназначенным для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания детей, нуждающихся в специальном обучении, особой заботе, бытовом и медицинском обслуживании.

При доме-интернате с целью осуществления трудовой подготовки детей могут создаваться лечебно-трудовые мастерские, а при возможности — подсобное хозяйство.

9 стр., 4116 слов

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

... которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 --7 и более лет). Деменция может являться ... период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее ...

Дома-интернаты могут быть двух типов:

ь для детей-инвалидов, имеющих психические нарушения;

ь для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения. [2, с. 180]

Основными задачами дома-интерната являются:

— создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей;

— обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями;

— создание коррекционно-развивающей образовательной среды;

— обеспечение единства психологической, коррекционно-педагогической помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества;

— организация и оказание медицинской помощи и обслуживания;

— формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность;

— поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Основными направлениями деятельности дома-интерната являются:

— прием детей и обеспечение адаптации их к новой обстановке и жизни в коллективе;

— оказание психологической, коррекционно-педагогической помощи с целью ослабления имеющихся нарушений развития;

— обучение детей с особенностями психофизического развития с учетом их познавательных возможностей по программам и учебным планам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

— диспансеризация, лечение, реабилитация, организация консультативной помощи специалистов, госпитализация детей в лечебно-профилактических учреждениях по месту нахождения дома-интерната;

— материально-бытовое обеспечение детей, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и наблюдения;

— содействие в обеспечении нуждающихся детей техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. N 190 «Об утверждении Государственного реестра (перечня) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 8, ст. 212);

— организация рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья;

— оказание детям медицинской помощи;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

— организация повышения квалификации работников дома-интерната с целью совершенствования организации труда;

— взаимодействие с аналогичными учреждениями за рубежом с целью повышения уровня обслуживания, ухода и содержания детей;

— организация мероприятий по привлечению средств предприятий, учреждений, организаций, благотворительных фондов для укрепления материально-технической базы дома-интерната и улучшения культурно-воспитательной работы с детьми;

— оказание платных услуг в установленном законодательством порядке.

Организация учебно-воспитательного процесса

В доме-интернате организуется учебно-воспитательная работа, которая обеспечивает образовательную подготовку, общее развитие, коррекционную помощь и поддержку, бытовую адаптацию и социализацию детей в зависимости от характера нарушений и уровня их обучаемости.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием ... людям и т. д. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна ...

Весь процесс обучения, воспитания и развития детей способствует освоению окружающей действительности, формированию практических умений и навыков в целях их подготовки к максимально возможной самостоятельной независимой жизни.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основании:

— учебных планов и программ для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и специального образования, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь;

— индивидуальных учебных планов и программ, разработанных специалистами домов-интернатов и согласованных в государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, для детей, образование которых в соответствии с образовательными стандартами (в том числе и специальными) является недоступным.

Учебно-воспитательный процесс организуется с использованием средств и методов обучения с учетом физических и (или) психических нарушений.

Группы (классы) обучения, по возможности, комплектуются из детей в соответствии с их интеллектуальным развитием, состоянием здоровья и возможностью овладения трудовыми навыками.

Наполняемость групп (классов) в доме-интернате устанавливается для детей, находящихся на постоянном постельном режиме, детей с ограниченными двигательными возможностями, младшей диагностической группы (класса) — 6 человек; подготовительной группы (класса), учебной группы (класса), группы (класса) трудового обучения — 7 человек.

Для осуществления первичного приема детей и определения в соответствующую группу (класс) обучения на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается консультативная комиссия, в состав которой входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, врач, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Комплексное воспитание и обучение детей осуществляется различными специалистами: воспитателями, помощниками воспитателей, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, педагогами социальными, учителями, инструкторами по труду, музыкальными руководителями, учителями физической культуры и другими.

Приём в дома-интернаты для детей-инвалидов

Порядок, особенности и основания предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов определены Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.09.2008 г. №1408.

Специальные жилые помещения в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляются гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии с перечнем показаний, медицинских показаний и противопоказаний для помещения в дом-интернат.

11 стр., 5415 слов

Безнадзорность детей как социальная проблема

... по профилактике безнадзорности несовершеннолетних Глава 1 БЕЗНАДЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Безнадзорность: понятие, причины Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой ... по реабилитации уличных детей. В ряду этих проблем можно выделить педагогическую запущенность, отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению, задержка психического развития ...

В дома-интернаты для детей-инвалидов принимаются дети-инвалиды с особенностями психофизического развития в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании.

Родители, у которых дети отобраны на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних; на основании решения суда без лишения родительских прав; в случае лишения родительских прав; нахождения родителей в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста обязаны возмещать расходы на содержание детей в порядке, установленном законодательством.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утвержденному Министерством здравоохранения, в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

Проживание в домах-интернатах для детей-инвалидов может быть постоянным, временным (от 1 до 6 месяцев в году).

Право на первоочередной прием в дома-интернаты для детей-инвалидов имеют:

— дети-сироты;

— дети, оставшиеся без попечения родителей;

— дети из семей, в которых единственный или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

— дети из многодетных и неполных семей;

— дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

— дети из семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.

Документы, необходимые для приёма в дома-интернаты для детей-инвалидов.

Для предоставления специального жилого помещения в доме-интернате для детей-инвалидов родители (или один из них, если семья неполная) или законный представитель представляет в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, управление социальной защиты администрации района г.Гомеля следующие документы:

— заявление по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защите;

— 2 фотографии 30 х 40;

— паспорт или свидетельство о рождении ребенка;

— документ, подтверждающий полномочия законного представителя;

— выписка из истории развития ребенка;

— удостоверение инвалида;

— заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о типе дома-интерната и программе обучения.

— документы, подтверждающие статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей;

— заключение ВКК о наличии у родителей (родителя) заболевания, препятствующего выполнению родительских обязанностей (в случае отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании решения суда без лишения родительских прав, лишения их родительских прав).

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... Ж. В. Рзаева, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Е. Ф. Нестер, преподаватель кафедры психологии ... методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей; ПК-3. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, ...

Органы по труду, занятости и социальной защите в дополнение к вышеназванным документам запрашивают (приобщают):

— о размере получаемой пенсии;

— копии заключения МРЭК;

— акт обследования материально-бытовых условий проживания по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты;

— решения местного исполнительного и распорядительного органа о сохранении за ребенком жилого помещения, из которого он выбыл. [5]

2. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей в соответствии с положением о нем является учебно-воспитательным и медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

Пребывание детей в детском доме-интернате предусматривает всестороннюю подготовку их к возможности интеграции в общество на основе обучения и коррекционно-воспитательной работы.

В детском доме-интернате могут быть организованы отделения, классы, группы с различным режимом содержания детей: постоянным, временным, дневным, пяти-шестидневным пребыванием.

В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство. Лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные хозяйства создаются при детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам.

Мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о них, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. В целях укрепления материальной базы мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цеха и участки в качестве структурных подразделений предприятий.

Основными задачами детского дома-интерната являются:

* материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи;

* осуществление мероприятий, направленных на коррекционно-воспитательскую и социально-трудовую адаптацию воспитанников.

В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:

* прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

* бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им, согласно утвержденным нормам, благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;

* организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;

* диспансеризацию, лечение, организацию консультационной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений;

* обучение элементарной грамоте, привитие культурно-бытовых навыков, формирование социального опыта, трудовое обучение, формирование элементарных профессионально-трудовых навыков.

В детский дом-интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 16 лет с аномалиями умственного развития и могут там находиться до 18 лет.

Основанием для помещения ребенка в детский дом-интернат для умственно отсталых детей до 16 лет является заявление родителей или решение органов опеки и попечительства, принятое на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Заключения должны содержать сведения о наличии у ребенка психического расстройства, лишающего его возможности находиться в учреждении общего типа.

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

3. Коррекционно-развивающий проект по предупреждению и профилактике противоправного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения «Путешествие в мир фантазии» 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 ВВЕДЕНИЕ ...

Подростки после 16 лет принимаются непосредственно в психоневрологический интернат.

Дети инвалидов, дети из семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, дети одиноких и многодетных матерей, дети из семей лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке (при наличии соответствующего медицинского заключения).

Подростки старше 16 лет, завершившие школьное обучение по специальной программе, освоившие элементарные трудовые навыки, в исключительных случаях могут приниматься на работы, не связанные с обслуживанием больных, если работа им не противопоказана по состоянию здоровья, с неполным рабочим днем и оплатой пропорционально отработанному времени.

Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению МРЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей выписываются к ним. Районным, городским отделом социальной защиты им оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются областными отделами, управлениями социальной защиты.

Воспитанники детского дома-интерната распределяются по группам, классам с наполняемостью 6-10 человек:

* дошкольная группа от 4 до 8 лет — 6 человек;

* подготовительная группа, класс к трудовому обучению от 8 до 12 лет — 8 человек;

* группы трудового обучения от 13 до 16 лет (в том числе подростковая) и от 16 до 18 лет — 10 человек;

* диагностическая группа от 4 до 18 лет — 10 человек.

Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.

Большинство учреждений данной системы характеризуются многообразием направлений и форм работы, что позволяет качественно оказывать помощь детям, подросткам, семьям риска. [1, с. 27]

сирота психофизический воспитательный интернат

3. Детские дома-интернаты Министерства труда и социальной защиты

Ивенецкий д/дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития

Адрес: 222370, Минская область, Воложинский р-н, г.п. Ивенец

Городищенский д/дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (ОПФР)

Адрес: 225328, Брестская область, Барановичский р-н, г.п. Городище

Журавичский д/дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР

Адрес: 247265, Гомельская область, Рогачевский р-н, п. Красный пахарь

Василишковский д/дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР

Адрес: 231524, Гродненская область, Щучинский р-н, д. Голович поле

Червенский д/дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с ОПФР

Адрес: 223210,Минская область, г. Червень, ул. Ленинская, 37

Весновский д/дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР

Адрес: 222370, Могилевская область, Глусский р-н, д. Весново

Богушевский д/дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР

Адрес: 211510, Витебская область, Сенненский р-н, д. Рябцево

19 стр., 9248 слов

Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов ...

... интернатов для детей сирот в учреждениях образования. Объект исследования - социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования. Предмет исследования - особенности и специфика социально-педагогического сопровождения выпускников школ-интернатов для детей сирот ... оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем ...

Речицкая школа-интернат для детей-инвалидов с физическими нарушениями

Адрес: 247500, Гомельская область, г. Речица, ул. Красикова, 40

Минский д/дом-интернат для детей-инвалидов с ОПФР

Адрес: 223059, г. Минск, пос. Новинки, ул. Юбилейная, 6

4. Проблемы и перспективы работы интернатных учреждений для детей-сирот в Республике Беларусь

Государственная политика по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе права на жизнь и воспитание в семье, определена Законом Республики Беларусь «О правах ребёнка», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг., Президентской программой «Дети Беларуси на 2006-2010 гг.», Национальной программой демографической безопасности на 2007-2010 гг.

В настоящее время из 26 048 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), 6 097 детей воспитываются в интернатных учреждениях, 2 267 — в 34 детских домах и 3 830 — в 58 общеобразовательных, специальных, вспомогательных школах-интернатах для детей-сирот системы образования. В 2004 г. органами опеки и попечительства выявлено 5 312 детей, оставшихся без попечения, за 2005 г. осиротело по разным причинам 4 915 детей, в 2006 г. — 4 472 ребёнка, а в 2007 г. — 4 451 ребёнок, в 2008 г. — 3 937 детей, которые осиротели или по разным причинам остались без попечения родителей.

За последние годы число устройства вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания значительно возросло. Так, если в 2002 г. на воспитание в замещающую семью передавали 52,53% детей, то в 2007 г. — 72,13% вновь выявленных детей. Лишь 1 108 из детей-сирот (24,63%) устроены в интернатные учреждения.

744 ребёнка воспитываются в 10 домах ребёнка системы здравоохранения, 632 — в 9 домах-интернатах для детей-инвалидов системы труда и социальной защиты.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа детей-сирот, направляемых на воспитание в детские интернатные учреждения. В 2009 г. 22% вновь выявленных детей-сирот определены на воспитание в интернатные учреждения (в 2000 г. — 42%).

Число детей-сирот в интернатных учреждениях сокращается за счёт уменьшения притока новых детей, устройства воспитанников интернатных учреждений в семьи, а также в результате восстановления родителей в родительских правах. Однако наиболее востребованными для приёма на воспитание в семью остаются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

В 2008 г. белорусские семьи взяли на воспитание из детских домов и школ-интернатов системы образования 512 детей-сирот (в 2000 г. — 255 детей-сирот, на 50% меньше).

Только за последние три года из интернатных учреждений системы Министерства образования на воспитание в замещающие семьи передано 1 414 детей-сирот, что составляет контингент 19 детских домов. Родителям, восстановленным в родительских правах, за указанный период возвращено 368 воспитанников интернатных учреждений.

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также гарантируется полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сиротских учреждениях, ... воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений ... воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - ...

В 2009 г. число детей-сирот, являющихся воспитанниками интернатных учреждений, по сравнению с 2000 г. сократилось на 49%, а по сравнению с 2006 г. — на 36%.

Требования к реорганизации сети интернатных учреждений продиктованы самой жизнью. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на нижеприведённые цифры. За 2004-2009 гг. количество детских домов и школ-интернатов для детей-сирот сократилось с 75 в 2004 г. до 61 в 2009 г. (на 19%).

Средняя наполняемость интернатных учреждений уменьшилась с 119,3% в 2004 г. до 86% в 2009 г.

Такое положение можно объяснить двумя причинами: первая — снижение общего количества детей, вторая — реализация государственной политики по развитию приоритетных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо заметить, что количество детей-сирот в интернатных учреждениях сокращается не только за счёт меньшего поступления вновь выявленных детей-сирот, но и благодаря тому, что проводится активная работа по устройству воспитанников интернатных учреждений на семейные формы воспитания.

Сеть интернатных учреждений системы образования нашей республики терпит коренные изменения. Как показывает практика, закрытие или реорганизация интернатных учреждений — непростой вопрос. Перед коллективами интернатных учреждений стоит важная задача — сберечь лучшее и прогрессивное, что было наработано за последние годы их деятельности, и соотнести этот опыт с современными насущными потребностями.

Сокращению сети интернатных учреждений для детей-сирот способствует строительство детских домов семейного типа, детских деревень. В отношении активного роста числа семей, принимающих на воспитание детей-сирот, всё более актуальным является вопрос о дальнейшей судьбе интернатных учреждений. Состояние зданий, в которых размещены интернатные учреждения для детей-сирот, требуют значительных материальных вложений на их ремонт и содержание, так как срок эксплуатации у 62% из них превышает 30 лет.

Главный критерий эффективности социально-воспитательной работы в таких учреждениях — успешная подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Этому способствовал индивидуально-личностный подход в воспитании детей-сирот, который нашёл своё отражение в новых положениях, регламентирующих работу детских домов и школ-интернатов. В 2007 г. в положения о детских домах и школах-интернатах внесены некоторые изменения:

вдвое уменьшить наполняемость групп в школах-интернатах для детей-сирот;

дети-сироты до 18 лет могут проживать в учреждении и оставаться воспитанниками, входить в состав групп, обучаясь при этом в профтехучреждениях, ссузах, вузах.

Образовательный процесс в детских домах и школах-интернатах направлен на успешную социализацию детей-сирот после их выпуска из интернатных учреждений, чему способствует повышение качества преподавания и уровня знаний воспитанников.

В подготовке к самостоятельной жизни большое внимание уделяется процессу трудового воспитания детей-сирот. Более 90% интернатных учреждений для детей-сирот имеют участки земли.

Труд по выращиванию сельхозпродукции и работа в школьных мастерских, оказание услуг приносят немалый доход на внебюджетные счета (Сенненская школа-интернат и Черницкий детский дом Витебской области, Светлогорская школа-интернат Гомельской области, Понемунский детский дом и Ошмянская школа-интернат Гродненской области, Грозовская школа-интернат и Станьковский детский дом Минской области и детский дом №5 г. Минска).

В процессе трудовой деятельности дети ознакамливаются с профессиями и основами производственных отношений. Овощи, выращенные коллективами детей и педагогов, используются для улучшения качества питания детей, а также для продажи. На внебюджетные счета поступают деньги от реализации не только сельхозпродукции, но и мебели, швейных изделий, сделанных руками воспитанников.

Процесс обучения и воспитания в интернатных учреждениях представляет собой системную работу по выбору профессии с учётом индивидуальности каждого ребёнка и потребностей рынка труда, а также по месту закрепления за ним жилья либо постановки его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Успешность социализации выпускников интернатных учреждений зависит от уровня межведомственного взаимодействия управлений (отделов) образования с управлениями (отделами) по труду и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, внутренних дел по своевременному решению проблем каждого ребёнка, направленного на воспитание в интернатные учреждения.

Таким образом, в ближайшей перспективе целесообразно сохранить те интернатные учреждения, в которых создана хорошая материально-техническая база и модель подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, обеспечивающая успешное жизнеустройство выпускников. [3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому ребенку, чтобы расти и развиваться, нужно много внимания и любви. Не совсем здоровому ребенку необходимо очень много внимания и любви. Родительской любви — отцовской и материнской. И очень многие «диагнозы» у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях или в государственных учреждениях, именно от недостатка любви и внимания.

Благодаря же семейной заботе, а также, использованию достижений современной коррекционной педагогики и психологии в настоящее время удается добиться впечатляющих успехов в развитии и социальной адаптации каждого ребенка с особенностями в состоянии здоровья.

Сколько таких осиротевших малышей, с тем или иным пугающим потенциальных родителей диагнозом, так и не встретят семью, способную стать родной, смягчить последствия недостаточно успешного старта, помочь изменить жизнь к лучшему. Почему? Потому, что мало кто об этих детях знает, потому что не видели их лиц и глаз, не брали на руки, не обнимали, не слышали как бьются их сердечки, не представляли себе их будущее, просто никогда о них не думали…

Но они есть, они живут, пусть за заборами государственных учреждений, но в наших городах, районах, в нашей стране. И если не отворачиваться от таких детей со скорбью на лице, а посмотреть на них с любовью и заинтересованностью, то окажется, что каждый из них — личность, со своим характером, достоинствами, способностями и талантами. Любой ребенок, который пришел в этот мир — важен, уникален, неповторим, его жизнь ценна сама по себе, вне зависимости от формы ее воплощения.

В «Законе о правах ребенка» Республики Беларусь статья №4 начинается словами: «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь». На ЖИЗНЬ, не на выживание. Каждый ребенок должен расти в семье, в теплой, уютной атмосфере заботы и принятия. Просто потому, что он ребенок. ЧЕЛОВЕК.

Во всех современных правовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право на жизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, т.е. на семейное воспитание. В последние годы государственная политика нашей страны направлена на реализацию этого права детей.

Список использованной литературы

1. Венгер, Ю.И. Современные социальные службы: Учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер — Витебск, 2008.

2. Качан, Г.А. Теория социальной работы: Курс лекций / Г.А. Качан. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. — С. 260.

3. Простак, Г.Д. Проблемы социального сиротства в цифрах: информационный бюллетень // Сацыяльна-педагагічная работа. — Минск, 2009. — №11 (117).

4.

5.

Размещено на