Деловое общение как особый вид общения

Самарский государственныйуниверситет

Филологический факультет

Контрольная работа

По теме:"Деловое общение как особый вид общения"

Выполнила:

Студентка 6 курса

Филологического факультета

Заочного отделения

Горбачик А.И.

Проверила:

Преподаватель

кафедры русского языка

Чернявская Н.А.

Самара 2007

Оглавление

Понятие делового общения 3

Признаки делового общения 3

Виды делового общения 5

Формы делового общения 8

Библиография 11

Понятие делового общения

Деловоеобщение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферукоммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых идипломатических отношений.

Новыеэкономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторскойдеятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первыйплан необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимостьповышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовыеотношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентностьстановится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональнойподготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всехуровней.

Умениеуспешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умениеработать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культурычеловека, принимающего решения.

Низкаяречевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их простонельзя исполнить.

Культураречи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитаяэкономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. Инаоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровеньразвития и эффективность экономики.

I. Признаки делового общения

Деловое общение сегодня проникает во все сферыобщественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всехформ собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общениянепосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, токоммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляетважнейшую часть профессионального облика.

7 стр., 3434 слов

Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей

... и реализующимися в процессе общения, социального взаимодействия в контексте межличностных и общественных отношений. Изучение психологии мужчины ... когнитивная схема - обусловленные культурой представления о том, какие личностные признаки свойственны людям того или иного пола. ... эффективности. Вербальное и невербальное поведение на переговорах (деловых и интимных) проявляется в дискурсах (суждениях) и ...

Специфика делового общения заключается в том, чтостолкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулированиеосуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатомвзаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерскиеотношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другойспецифической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются типом делового общения, егоформой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которыестоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурнымитрадициями и общественными нормами поведения.

Онификсируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетныхтребований, ограничений времен ной рамки общения.

Важная особенность делового общения — это строгоесоблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играемразличные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т. д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То жепроисходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку вразных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, ипартнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитыватьэто и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретнойобстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общенииупорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает егоэффективность.

Кособенностям делового общения относится и повышенная ответственность участниковза его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяетсявыбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулироватьцели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственнойпозиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привестик провалу самого дела.

6 стр., 2931 слов

Общение в педагогической деятельности как социально психологическое обеспечение воспитательного процесса

... воспитанников и педагогов. Основой всякого общения является содержание деятельности взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса ... людьми. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать ... в коллективе, и характера непосредственного общения. Высоко-моральные деловые отношения в коллективе создают такую ...

Поэтому вделовом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловыхлюдей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдениенравственно-этических норм и принципов.

Деловоеобщение требует и более строгого отношения к использованию его участникамиречевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурныевыражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченнойсферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

II. Виды делового общения

Владение общением, средствами вербальной иневербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этогоумения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, егопрофессиональный имидж.

Специалистами по общению подсчитано, что современныйделовой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов или более 3 тысячслов в час. Речевое сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.

Деловое общение представляет собой процессвзаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизациютого или иного вида предметной деятельности: производственной, научной и т. д.

Выделяют несколько основных видов делового общения:

познавательное общениеподразумевает освоение новой информации и применениеее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;

а)этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: передать информацию ирасширить информационный фонд друг друга;

9 стр., 4027 слов

Представления старшеклассников о партнере по общению

... старшеклассники оценивают как идеальные и антиидеальные у партнёра по общению противоположенного пола. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах: 1.Рассмотреть основные подходы к ... считают ( см. табл. 3), что девушки выделяют следующие ведущие качества у юноши, как идеального партнера по общению: - аккуратность, заботливость, искренность, нежность, обаяние, отзывчивость ...

б)при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров пообщению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

в)вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессоввоздействия:

отчето деятельности;

сообщениео результатах деятельности;

информацияо принципах понимания или путях решения проблемы;

общениепо результатам изученных первоисточников информации;

информационно-аналитическоевыступление;

г)при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностяхорганизации коммуникативного действия:

концентрациявнимания на предмете информирования;

рационализацияизложения материала;

логическибезупречная аргументация;

доказательностьвсех выдвигаемых положений;

подробнаяхарактеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Убеждающееобщениеиспользуется дляпривлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей;

а) этот вид общения стоит использовать, если выхотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформироватьопределенные ориентации и установки;

б) при этом вам необходимо задействовать: опору навосприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих формкоммуникативных процессов воздействия:

торжественная речь;

поздравление;

напутствие;

комплимент;

г) при этом вам необходимо помнить о следующихтехнологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на эмоциональный настрой партнера;

учет контраргументации и критической позиции одногопартнера по отношению к другому;

эмоциональное отношение к предмету общения.

Экспрессивноеобщениеставит своей цельюизменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия;

а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основепобудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всегомассового);

3 стр., 1106 слов

Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в)

... партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в) перцептивной. Модель коммуникативного ... – это методы: а) исследования; б) воздействия; в) изучения. 23. Физическое и вербальное ... партнером по общению, называется: а) рефлексией; б) эмпатией; в) идентификацией. 47. Приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию ...

б) при этом вам необходимо задействовать: опору наэмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности иреактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкоеиспользование средств художественно-эстетического воздействия и опора намеханизм социально-психологического выражения;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих формкоммуникативных процессов воздействия:

рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;

мотивированный призыв;

анализ возможных последствий;

г) при этом вам необходимо помнить о следующихтехнологических особенностях организации коммуникативного действия:

краткость изложения;

ситуативная обусловленность;

яркость жестикулирования;

демонстративный характер поз;

интонирование голосом;

аффектация и акцентуация;

фасциации при помощи художественного подкрепления.

Суггестивноеобщениенеобходимо при оказаниивнушающего воздействия для изменения мотиваций, ценностных ориентаций, поведения и отношения;

а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающеевоздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровеньконтрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную рольвоспринимающего;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих формкоммуникативных процессов воздействия:

внушение через мотивационную сферу сознания;

внушение через идентификацию;

внушение через ссылки на авторитет;

внушение через персонификацию;

внушение через предупреждение;

г) при этом вам необходимо помнить о следующихтехнологических особенностях организации коммуникативного действия:

10 стр., 4547 слов

Психологические особенности работы с партнером на переговорах по продажам

... вдруг клиент обидится и уйдёт? Если процесс переговоров выглядит иначе - Вам срочно необходимо переводить его в форму, где Вы оба ... Второй этап общения наступает тогда, когда доверие создано. Здесь важно помнить, что если продавец не выслушает клиента - партнера, его ... покупатель будет стремится создать долгосрочные контракты и отношения, а они невозможны без переговоров. То же можно сказать и про ...

опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

постоянное разъяснение внушаемых установок;

формирование аттракции как необходимого компонента всуггестивном общении;

интонационная стимуляция внушаемой информации;

дистанционное управление эмоциональным напряжением ит. д.

Манипулятивноеобщение — это формамежличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с цельюдостижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляцияпредполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добитьсяконтроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешеннойманипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такоготипа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и егопоследователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в областипропаганды.

Следует отметить, что владение и использование средствманипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правилозаканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферывзаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

При манипулятивном общении партнер воспринимается некак целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных"манипулятору свойств и качеств. Однако, человек, выбравший в * качествеосновного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становитсяжертвой собственных манипуляций.

Ритуальноеобщениеприводит к формированиючувства патриотизма и национальной гордости, сохранению традиций и закреплениеновых ритуалов.

а) используйте ее, если вы хотите: закрепить иподдерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики вбольших и малых группах;

б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию вниманияна алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и егоориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуалодновременно);

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.); отношение к другим ... "Путь к согласию, или Переговоры без поражения" Р. Фишер и Г. Юри приводят в качестве примера отношения хозяйки и квартиросъемщика. Хозяйка считает ...

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих формкоммуникативных процессов воздействия:

ритуальные акты;

церемонии;

обряды;

обрядовые комплексы;

г) при этом вам необходимо помнить о следующихтехнологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на национальные итерриториально-профессиональные традиции и нормы общения;

предварительное заключение конвенции о порядкеритуала;

концентрация внимания на самоценности ритуальныхдействий;

театрализация коммуникативного поведения.

III. Формыделового общения

Деловая беседа — система целесообразно подобранных мыслей и слов, посредством которых один или несколько собеседников хотят оказать определенноевлияние на другого собеседника или на группу собеседников в целях изменениясуществующей деловой ситуации, то есть с целью создания новой деловой ситуацииили нового делового отношения.

Беседаявляется благоприятной и часто единственной возможностью убедить собеседника вобоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился ней.

Основнымфазам деловой беседы соответствуют пять принципов ее проведения:

1.Привлечь внимание собеседника (начало беседы).

2.Пробудить в собеседнике заинтересованность (передача информации).

3.Детально обосновать свои доводы (аргументация).

4.Устранить сомнения собеседника.

5.Преобразовать интересы собеседника в решения (принятие решения).

Презентация (от лат. Praesentatio) — общественное представлениечего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации.

Поскольку существует много видов презентаций, их целимогут быть самыми разными. Основной целью является создание необходимого мненияу аудитории о фирме, марке товара, проекте и т. п.

От того, как подготовлена презентация, может зависетьуспех коммерческого проекта, возможные контракты и в конечном итоге, прибыль.

Шаги по подготовке презентации следующие:

1.

Анализ состава, цели, характера и состояния аудитории.

2.

Планирование иразвитие вступления, основной части и заключения для длинной формальнойпрезентации.

3.

Выбор, разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов.

Деловоесовещание — элементуправленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная формауправления, позволяющая:

— использоватьколлективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных проблем;

— организовать обменинформацией между отдельными работниками и структурными подразделениями;

— оперативно доводитьконкретные задачи до непосредственных исполнителей.

Деловые совещанияразличаются:

— по масштабампривлечения участников: федеральные, республиканские, отраслевые, региональные, городские, районные, внутренние;

— по месту проведения: местные, выездные;

— по периодичностипроведения: регулярные, постоянно действующие;

— по количествуучастников: в узком составе (до 5 человек), в расширенном составе (25−30человек);

— по стабильностисостава участников.

Переговоры- неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождаетлюбую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижениедоговоренности об участии сторон в деятельности, результаты которой будут использованыдля обоюдной выгоды. Деловые переговоры ведутся в рамках сферы ведения бизнесаучастников и имеют более узкую задачу — достичь договоренности о взаимовыгодномобмене ресурсов, совместном инвестировании ресурсов, распределении прибыли, полученной от совместной деятельности.

В деловых переговорахчасто стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждогоиз собеседников является завершение переговоров договоренностью, служащей егоинтересам. Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждаявторостепенные вопросы — пожалуй, основная задача переговоров. Уступить вмалозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе вобмен на уступку в другом: очень похоже на игру в шахматы, да ведь переговоры иесть игра, в которой побеждает наиболее подготовленный и искусный.

Искусство веденияделовых переговоров состоит в том, чтобы показать своему визави путь к решениюего задачи через совершение действий, выгодных Вам. Это требует глубоких знанийв области коммуникации, компетентности в применении техник делового общения, умения управлятьсвоимэмоциональным состоянием.

Библиография

1.

БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: М., 1988.

2.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руково­дителя-практика. М., 1991.

3.

КоневаЕ. В. Психологияобщения: Учеб. пособие. Ярославль, 1992.

4.

НиренбергД., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1988.

5.

ЛеонтьевА. А. Психология общения. — М., 1997.

6.

Психология и этика деловогообщения/Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.

7.

Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как де­латькарьеру. Как строить организацию.К., 1994.

8.

www.arsenal-hr.ru

9.

www.glossary.ru/

10.

www.hr-portal.ru

11.

social.psypublica.ru/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector