«Калужский государственный университет имени к.Э. Циолковского» институт педагогики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине

«Социальная психология»

тема: «Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания»

Студент: Алентьева Мария

Номер группы: НОЗ-41

Преподаватель: ст. преп. Руднева Ю.А.

Калуга, 2014

Содержание

  1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка
  2. Предмет социальной психологии. Место социальной психологи в системе научного знания
  3. Становление социальной психологии
  4. Методы социальной психологии
  5. Использованная литература

  1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка

Понятие социальной психологии многозначно. В самом общем виде следует различать по крайней мере два основных его смысловых значения.

Во-первых, под социальной психологией прежде всего принято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми.

Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д.

Наряду с термином «социальная психология» для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляется и другое словосочетание — «общественная психология». Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 60−70-х годов.

В дальнейшем термин «общественная психология» сохранился, как правило, для обозначения специфики социально-психологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей).

8 стр., 3961 слов

Социальная психология 7

... компромиссом толерантностью К стратегиям поведения в межличностном конфликте НЕ относится … 1. подавление приспособление соперничество компромисс Первым в социальной психологии ввёл понятие «Я-концепция» как ... .. сплоченность восприятие и понимание людьми друг друга лидерство либидо Социальная психология изучает и массовые психические процессы и положение личности в группе по мнению ...

В отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно не стихийно, как социальная психика, а вырабатываемого идеологами и теоретиками, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества.

Во-вторых, термин «социальная психология» применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми.

Эффект социальности психической деятельности. Из сказанного очевидна условность различия предмета общей и социальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека.

Но степень или эффект социальности психической деятельности не равнозначен в том случае, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или в том случае, когда он вступает во взаимодействие с другими людьми.

Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон различал поведение индивида наедине с собой и в толпе. В первом случае человек, по Платону, способен на рациональное поведение, во втором — он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее лишь среди зверей, не способно стать человеком.

Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффектом социальности психики и психической деятельности, который как раз более всего и представляет интерес для социальной психологии как науки. Это — эффект влияния социальной общности и общения на человека. Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе влияющей на человека общности. Здесь человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реакторе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протекания психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, ... в данной области, обнаружило два типа деятельности приписывания. Они были определены Хьюстоном, ... шестнадцать параграфов. Это позволило воспринимающему человеку приписать причину к каждому из ... что респонденты протестантской категории имели значимо выше баллы по групповой идентификации, чем ...

В качестве иллюстрации можно привести примеры студенческой аудитории, концертного зала и футбольного стадиона.

Феномен психического заражения имеет место во всех трех случаях, рассмотренных выше. Он же выступает одновременно и в качестве механизма психической стимуляции совместной деятельности людей.

Эффект социальной психики, в данном случае податливости человека воздействию на него других людей, может быть прослежен и экспериментально. Американский психолог Соломон Аш, в частности, провел в 1951 г. эксперименты, которые позволили констатировать или установить факт конформнос­ти или, что-то же самое, податливости человека групповому давлению.

2. Предмет социальной психологии

Подход к проблеме. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

14 стр., 6591 слов

Предмет психологии личности. Подходы к изучению личности

... особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения ... с различными энергетическими центрами . Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики. В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на ...

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновре­менно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Мы исходим при этом из признания того факта, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии).

Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Современные представления о предмете социальной психологии

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распростра­нение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные ис­следователи выделяли разные явления, подходящие под это опре­деление; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, таких, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлением, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода все почти единодушно говорили о необходимости изучения коллек­тивов. Большинство социологов определенно трактовали предмет со­циальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психоло­гия» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

1 стр., 327 слов

Одно из направлений социального подхода

... Одно из направлений социального подхода Роберт Н. Рапопорт ( родившийся в Броктоне, . ... , структурированное так, что оно приобретает психотерапевтическое значение; социальный климат сообщества проникнут целительными качествами. Оцениваемая как третья ... совместно с ним опубликовал несколько статей, среди них «Социальная и административная психиатрия», «Психиатрическая реабилитация», «Включение молодых ...

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психические черты, особенности личности, ее положение в коллективе, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в коллективе, межличност­ные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психо­логии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований).

Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологи­ческого знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два преды­дущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психо­логии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психоло­гии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971).

2 стр., 592 слов

Психология — тема1

... , цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудника органов внутренних дел. Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психика ...

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторо­ну процессов общества (Мясищев, 1949).

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной, психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то во всяком случае наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода и, пожалуй, ближе всего стоит к пониманию В.Н. Мясшцева.

Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3−4) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология оттор­гает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни, к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

3. Становление социальной психологии

Когда возникла социальная психология? Осветить станов­ление социальной психологии — значит сказать, где, когда и при каких обстоятельствах возникла эта новая отрасль знания. Принято считать, что социальная психология складывается во второй половине XIX века в Германии, Англия, Франции, Рос­сии, несколько позже в США и других странах.

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой работе с 'трудными' подростками

... и в социологии, и в психологии изучается проблема девиантного поведения подростков, охарактеризуем основные методы исследований, объектом изучения которых являются социально - спихологические технологии в группой ... .: ФГНУ «ЦПВиСППДМ», 2010. - 260 с Статьи .Зайцевская Т. Уличная социальная работа // Социальная работа с детьми и подростками «группы риска» / Под ред. Раена ...

Попытки уточнить обстоятельства возникновения данной дисциплины выявляют существенно различный подход исследователей к проблеме.

Одни точно называют дату рождения социальной психологии — 1859 год, когда основоположник психологического направления в языкознании немецкий философ и филолог Г. Штейнталь совместно с философом М. Лацарусом начал издавать журнал «Психология народов и языкознание».

Другие, связывая или даже отождествляя возникновение социальной психологии с образованием психологического направления в социологии, относят время ее рождения к концу 90-х годов XIX века.

В таком случае в качестве основоположника этой науки называют имя французского психосоциолога Гюстава Лебона, опубликовавшего в 1895 г. труд под названием «Психоло­гия народов и масс».

Однако оформление социальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины принято связывать с 1908 годом, когда одновременно вышли две книги: Уильяма Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Лондоне и американского социолога Эдварда Росса «Социальная психология» в Нью-Йорке.

Линия на омоложение социальной психологии нередко доводится и до 20-х годов XX века на том основании, что только с началом первых экспериментальных исследований в этой об­ласти и можно говорить о формировании подлинно научного знания.

По критерию же оформления социальной психологии в качестве целостной системы научного знания с развитой структурой прикладных функций этот процесс может быть отнесен даже к 70-м годам XX века.

Но названной тенденции противостоит и другая, связанная с поиском более удаленного от наших дней времени становления социально-психологического знания.

Американский психолог Гордон Оллпорт, например, не без основания к числу пионеров этой науки относит античного мыслителя Платона, творившего в IV веке до нашей эры.

В видении еще более древних истоков данной науки дальше всех ушли немецкие психологи Ганс Гибш и Манфред Форверг, которые считают, что социально-психологическое мышление существует со времени появления на земле человека.

«С тех пор как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, когда они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует без сомнения, „социально-психологическое мышление“ как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли — с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным социальным структурам».

А это значит, что с данной точки зрения начало рассматриваемой науки переносится в такую темную глубину прошлого, которое измеряется уже не столетиями, а десятками тысячелетий.

4. Методы социальной психологии

История развития методов. Успех развития и практического применения любой науки, в том числе и социальной психологии, во многом зависит как от богатства ее идей, теоретического багажа, так и от степени отработанности и полноты всей системы методов и приемов исследования и реа­лизации выводов науки в практической деятельности.

История социально-психологической мысли свидетельствует о том, как вместе с развитием социально-психологической теории совершенствуются, обогащаются новыми средствами, приемами и техническими возможностями и методы исследования.

Ведущими методами социальной психологии во второй половине XIX века были методы наблюдения и самонаблюде­ния, методы анализа различных источников (художественная литература, публицистика, письма, биографии, политические документы, описание исторических событий и т. д.), методы изучения этнографического материала. В конце XIX века впервые применяется метод опроса (беседа, анкета) и проводятся социально-психологические эксперименты. Однако наибольшее развитие и применение метод экспериментального исследова­ния в социальной психологии получает в первой половине XX века в работах немецкого психолога В. Мёдэ, американс­кого социального психолога Ф. Оллпорта и русских ученых В. М. Бехтерева и М. В. Ланге.

Система методов социальной психологии продолжает обогащаться и сейчас. Идет интенсивная разработка методов наблюдения и опроса, эксперимента, методов не только получения, но и обработки первичной информации.

Вместе с тем этим не ограничивается история разработки методов социальной психологии, поскольку они не исчерпываются задачами исследования, но предполагают нацеленность и на эффективное социальное влияние, а также социально-психологический контроль различных форм человеческой жизнедеятельности.

Первоначально методы социальной психологии не осознаются человеком как таковые и применяются как эмпирически найденные приемы эффективного воздействия друг на друга. Затем они осознаются и разрабатываются уже преимущественно как методы эмпирического исследования. Однако со временем получают все большее развитие методы осознанного социально-психологического контроля и воздействия. В какой-то мере они содержатся уже в самих методах эмпирического исследования, таких, например, как эксперимент.

Трудности классификации методов. Названные выше об­стоятельства, как правило, до сих пор ставят исследователей перед трудностями при попытках построения классификации методов. Под «шапкой» общей характеристики методов соци­ально-психологического исследования могут оказаться как методы исследования, так и методы воздействия. При этом первые исчерпываются преимущественно методами эм­пирического исследования, т. е. методами сбора и первичной обработки информации. Во многом остается не ясным, есть ли различие между методами, применяемыми в данной науке и других смежных дисциплинах, несмотря на универсальный, междисциплинарный характер большей части этих методов.

Логические основания для классификации методов социальной психологии. На наш взгляд, все методы и их модификации, применяемые в социальной психологии, следует различать по двум различным основаниям: во-первых, по степени их принадлежности к социальной психологии и, во-вторых, по специфике выполняемых ими функций вообще и в данной науке в частности.

В таком случае можно было бы говорить о трех случаях, характеризующих степень принадлежности тех или иных ме­тодов к социальной психологии:

— методы универсальные, применяемые почти во всех на­уках о человеке, в том числе и в социальной психологии;

— универсальные методы, но имеющие существенные осо­бенности их применения в данной науке;

— собственно специфические социально-психологические методы, применяемые преимущественно здесь и надежно обес­печенные только средствами данной науки.

Функциональное различие методов. Применительно же к специфике выполняемых теми или иными методами функций правомерно, на наш взгляд, различать:

— методы воздействия;

— методы исследования;

— методы контроля.

Начнем с характеристики специфики функций, выполня­емых теми или иными методами в социальной психологии. Ме­тоды воздействия первоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются в то же время и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеж­дение и др.).

Методы исследования. Методы исследования в социаль­ной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации. Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоя­нием других людей. Разновидностью последнего является «вклю­ченное» наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрыт­но ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые «значимые» или «стандартные» ситуации.

Многообразны и формы опроса. Последний может осуще­ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирова­ния и т. д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массо­вой информации.

Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широ­ком смысле слова документ — это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вооб­ще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа последнего включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам иссле­дования результатов.

После предварительной теоретической подготовки осуществляется сбор первичной информации с применением тех методов, о которых уже говорилось выше.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, напри­мер опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого коли­чества полученной информации. Однако проблема точности ис­следования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических дан­ных. Не менее важным условием точности исследования явля­ются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между раз­личными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо­чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта­пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо­вательность методологического аппарата науки. В соответ­ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки ин­формации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависи­мостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам ка­чественного анализа, а к методам анализа качества изучаемо­го явления.)

Основными методами на этой стадии исследования явля­ются важнейшие установки социальной психологии, вытекаю­щие из социально-психологической теории, логические методы обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, аналогия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделирования. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяс­нения эмпирических данных. Определение места и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствую­щей модели (на этапе, предшествующем началу сбора инфор­мации) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация под объяснение с позиций сло­жившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наи­более эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологическо­го эксперимента.

Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с ме­тодами воздействия и исследования занимают методы соци­ально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюде­ния; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак­тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим про­цессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его раз­личных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Еще более высоким уровнем контроля является примене­ние целого комплекса методов, начиная от диагностики и за­канчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном случае с целью обследования) и регуляции социально-психологического климата коллектива (СПК).

Последняя включает в себя диагнос­тику всей совокупности компонентов, составляющих социально-психологические условия жизнедеятельности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, типологию лидерства, иерархию основных социально-психологических рассогласований в струк­туре как межличностных, так и деловых отношений между чле­нами коллектива).

А также систему мер коррекции горизонтальных и вертикальных структур внутриколлективных отношений и тем самым регуляцию СПК.

Отвечая на поставленный нами выше вопрос о различии методов социальной психологии по критерию степени принад­лежности к данной науке, необходимо отметить следующее.

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как на­блюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем оп­рос или документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психо­логически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной пси­хологии можно отнести такие методы, какими являются сред­ства диагностики и регуляции групповой деятельности — диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологи­ческого контроля в целом, предполагающие комплексное при­менение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой пси­хологии как специфической феноменологии данной науки.

5.Использованная литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: изд-во МГУ, 1997.
  2. Майерс Д. Социальная психология: методология, теория, модели./ Под ред. Крылова В.Ю. — М. Наука, 1984.
  3. Социальная психология Под ред. Петровского А.М. — М.: Просвещение, 1987.
  4. http://forpsy.ru
  5. http://bookap.info
  6. http://readtiger.com

16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector