Институт педагогики и психологии 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Учебно-методическое пособие

Специальность: 030301

Психология

ЧЕРЕПОВЕЦ

2006

Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № 10 от 18.04.06 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 8 от 18.05.06 г.

С о с т а в и т е л ь: О.В. Нифонтова, канд. психол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

Р е ц е н з е н т ы: Н.В. Макарова, канд. психол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Т.В. Першина, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

Н а у ч н ы й р е д а к т о р: В.В. Хромов, канд. психол. наук, доцент

© ГОУ ВПО Череповецкий государст-

венный университет, 2006

Введение

Данное учебно–методическое пособие предназначено для студентов выпускного курса специальности 030301 – психология.

«Методологические основы психологии» как междисциплинарный, интегративный курс в системе подготовки студентов позволяет систематизировать знания, полученные ими в результате изучения философии, общей, социальной и возрастной и педагогической психологии и других дисциплин, нормативных и специальных курсов, содержащих в себе методологические сведения.

Результатом изучения учебного курса должны стать, с одной стороны, базовые знания студентов об основных философско-методологических проблемах и объяснительных принципах психологической науки, с другой стороны, умения и навыки в области организации и проведения конкретного научного исследования в психологии: обосновывать актуальность исследования, его цели и задачи; формулировать гипотезу; обрабатывать и интерпретировать полученные данные.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представ­ления ... всё непонятное в жизни человека. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). II. Психология наука о сознании Начиная с ХVII века в ...

Программа курса «Методологические основы психологии» реализуется посредством организации лекций и семинарских занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и содержит тематику семинарских (практических) занятий по курсу «Методологические основы психологии». По каждой теме дается список вопросов для обсуждения, литература. Помимо традиционных форм работы с литературой (конспектирование, реферирование и т.д.) в семинарских занятиях широко используются различные варианты практических заданий:

  • сравнительный анализ различных научных понятий;
  • анализ основных положений различных психологических теорий;
  • формулировка проблемы научного исследования;
  • составление программы научного исследования;
  • формулировка методологических характеристик исследования, методологическое обоснование темы научной работы.

При планировании курса семинарских занятий учитывались достаточная степень осведомленности студентов в предметах психологического цикла, уровень их подготовки к обсуждению той или иной проблемы. Участие в работе семинара предполагает высокий уровень собственной активности, умение вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично излагать свои мысли.

Занятие 1

Общие основы методологии

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие методологии как науки.
  2. Структура методологического знания.
  3. Функции методологии в научном познании. Дискриптивная и нормативная методология в научном исследовании.
  4. Задачи методологии.

Задания

  1. Проанализируйте соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура».
  2. Сопоставьте понятия «метод» и «предмет исследования», «предмет науки» и «предмет исследования».
  3. Выявите специфику методологических проблем в сравнении с теоретическими и методическими.
  4. Раскройте вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
  5. Раскройте роль методологического знания в современных условиях.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002. – С. 50 – 60.
  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.
  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.
  4. Маланов С.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.; Воронеж, 2005.
  5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004.
  6. Степенко А.П. О роли и статусе методологического знания в современных условиях // Вестн. Моск. ун –та. Серия 14. Психология. – 1990. – № 2.

Занятие 2

7 стр., 3273 слов

8. Психолого-педагогические и методологические основы теоретического обучения

... Методологическую основу теоретического обучения составляют: современные принципы изучения процессов интеграции в системе профессионально-педагогического образования (В. И. Загвязинский, Н. К. Чапаев); исследования ... теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответов на поставленные вопросы, подтверждений или опровержений выдвигавшихся гипотез) Анализ - выделение частей мыслимого ...

Психология и методология науки

Вопросы для обсуждения

  1. Методологические предпосылки становления психологии как самостоятельной науки. Развитие методологии психологии.
  2. Эксперимент и формирование научной психологии. Физиологическая психология В. Вундта: предмет исследования, научная программа, способы построения психологического исследования.
  3. Эволюция представлений о предмете психологии. Представления о предмете психологии в разных психологических школах.
  4. Отрасли психологии, их предмет и объект.
  5. Подходы к классификации наук (Б.М. Кедров, Ж. Пиаже и др.) Междисциплинарные связи в изучении человека. Место психологии среди других наук.
  6. Специфика современного этапа развития психологии. Перспективы развития психологической науки в XXI веке.

Задания

  1. Первой программой психологии как самостоятельной науки стала физиологическая психология В. Вундта, предметом экспериментального изучения которой были простейшие психические процессы. В то же время он утверждал, что существует и «психология народов», изучающая неэкспериментальным путем язык, традиции, обычаи, мифы разных народов. Выделите причины подобной «непоследовательности» В. Вундта.
  2. Обоснуйте современную трактовку понимания предмета психологии.
  3. Сопоставьте понятия «научная школа в психологии» и «отрасль психологии».
  4. Закономерно ли сосуществование многих направлений и школ в психологии?

5. Психология — это естественная или гуманитарная наука?

Список литературы

Основная

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.
  2. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. – М., 1997.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003.
  4. Нуркова В.В., Березовская Н.Б. Психология. Учебник. – М., 2004.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995.
  6. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Дополнительная

  1. Асмолов А.Г. XXI век: психология и век психологии // Вопросы психологии. – 1999. – № 1.
  2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. – М., 2004.
  3. Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. – 2004. – № 5.
  4. Психология XXI века: пророчества и прогнозы («круглый стол») // Вопросы психологии. – 2000. – № 1 – 2.
  5. Юревич А.В. Интеграция психологии: Утопия или реальность? // Вопросы психологии. – 2005. – № 3.
  6. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. – 1999. – № 2.
  7. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. – 1997. – № 3.

Занятие 3

Организация психологического исследования

Вопросы для обсуждения

18 стр., 8513 слов

Кун, Логика открытия или психология исследования

... котором возникает научное знание, нежели логическая структура результатов научного исследования. Занимаясь этим, мы оба подчеркиваем значимость фактов как ... моей книгой, готовы дискутировать только по двум сравнительно второстепенным вопросам, по которым мое расхождение с сэром Карлом наиболее ... того и другого. Из этой общей для нас основы мы выводим множество одинаковых заключений. Мы оба отвергаем ...

  1. Специфика психологического исследования.
  2. Классификация научных исследований. Подходы к классификации исследований в психологии.
  3. Идиографический и номотетический (объяснительный и описательный, каузальный и понимающий) подходы к исследованию в психологии.
  4. Требования к организации и проведению исследования в рамках естественнонаучного и гуманитарного подхода в психологии.

Задания

  1. Выделите отличительные особенности психологического исследования от других видов научного исследования (педагогического, социологического, валеологического и т.д.).

    Приведите примеры комплексных исследований.

  2. Выделите отличительные особенности прикладных исследований. Раскройте современные требования к прикладному исследованию. Проанализируйте прикладные возможности (основные сферы и конкретные направления) психологических исследований.
  3. Выделите специфические особенности междисциплинарных исследований в психологии.
  4. Перечислите основные методологические характеристики научного исследования в психологии.
  5. Проанализируйте следующие антиномии (греч. аntinomia – противоречие).

    Как связаны противоречивые положения в каждой паре?

1) «Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла. — Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла».

2) «Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас. — Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину».

(Кац Л. В. Азбука лингвистического исследования. – М., 1994)

Список литературы

  1. Дильтей В. Описательная психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1980.
  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2005.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.
  4. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. – 2002. – № 6.
  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования. – М., 2001.
  6. Немов Р.С. Психология: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – Кн. 3.
  7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969.

Занятие 4

Классификация методов психологического исследования

Вопросы для обсуждения

  1. Общенаучные эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, измерение); возможности их применения для достижения различных исследовательских задач, достоинства и недостатки.
  2. Методы теоретического исследования.
  3. Метод моделирования в науке, возможности его применения в психологии.
  4. Различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.

Задания

5 стр., 2398 слов

Вопрос № 11. Основные методологические принципы научной психологии

... методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний. Этот уровень может также проявляться в способе познания, который используется по отношению к узкой научной сфере (например, когнитивная психология: ... результатов обеспечивается проверяемостью и воспроизводимостью данных научного исследования. Еще одна важная черта естественно – научного подхода – выявление общих законов и ...

  1. Проанализируйте соотношение понятий «метод» и «методика».
  2. Раскройте место эмпирических методов в системе психологических методов.
  3. Приведите известные вам классификации методов психологического исследования. Обоснуйте критерии их выделения.
  4. Проанализируйте требования, которые необходимо учитывать при выборе методов исследования.
  5. Подготовьте реферат на тему «Общая характеристика использования метода моделирования в психологии».

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах развития современного человекознания. – М., 1977. – С. 275-331.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования. – М., 2001.
  5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.
  6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004.
  7. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. – М., 1998.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

Список литературы к реферированию

1. Братко А.А. и др. Моделирование психической деятельности. – М., 1969.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.

3. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. – СПб., 2003.

Занятие 5

Научное познание

Вопросы для обсуждения

  1. Наука как особая форма знания. Соотношение теоретического и эмпирического знания.
  2. Функции теории в научном познании. Структура и виды теоретического знания.
  3. Способы построения и подтверждения научных теорий.
  4. Требования к современным научно–психологическим теориям и критерии их оценки.

Задания

  1. Рассмотрите соотношение житейского, обыденного и научного знаний. Выделите характерные признаки научного знания.
  2. Проанализируйте отличительные особенности науки в сравнении с различными сферами вненаучного знания (искусством, религией, идеологией, техникой, мифологией и др.).
  3. Проанализируйте следующие высказывания.

«Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет» (Леонардо да Винчи).

«Опыт никогда не скажет теории «да», но говорит в лучшем случае «может быть», большей же частью — просто «нет»; когда опыт согласуется с теорией, для нее это означает «может быть», когда же противоречит ей, объявляется приговор — «нет»»» (А. Эйнштейн).

  1. Упорядочите следующие виды научных результатов на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»: закон, модель, единичный факт, закономерность, теория, эмпирическое обобщение.
  2. Выделите формы теоретического знания. Сопоставьте понятия: «концепция» и «теория», «закон» и «закономерность», «типология» и «классификация».

Список литературы

11 стр., 5392 слов

1 Методологические принципы маржинализма

... 1838г. в книге «Исследования математических принципов в теории богатства», опираясь на анализ функциональных зависимостей, сформулировал понятие экономического равновесия, ввел в научный оборот понятия функции спроса, ... для экономического анализа дифференциального исчисления. Менгер ввел в научный оборот ряда идей которые затем получили развитие в трудах других ученых. В частности им сформулировано ...

Основная

  1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. – М., 2004.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.
  3. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.
  4. Маланов С.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Москва; Воронеж, 2005.
  5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
  1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.

Дополнительная

  1. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000.
  2. Юревич А.В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. – 2003. – № 1.
  3. Яновский М.И. О классификации психологических теорий // Психологический журнал. – 2004. – № 3.

Занятие 6

История развития представлений о научном познании

Вопросы для обсуждения

  1. Предпосылки развития методологической науки.
  2. Зарождение и развитие позитивизма.
  3. Методологические проблемы науки в рамках неопозитивизма. К. Поппер и идея роста научного знания: принцип фальсифицируемости.
  4. Методологические исследования в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд).
  5. Проблема рефлексии в психологии. Специфика рефлексии в научном познании в отличие от традиционного понимания рефлексии. Виды рефлексии в науке.
  6. Рефлексивный характер методологического знания. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания.

Задания

  1. Раскройте понятие «методологический подход».
  2. Дайте характеристику сциентисткого и и антисциентисткого отношения к ценности науки и научного познания.
  3. Раскройте соотношение понятий «рефлексия», «мировоззрение», «философия», «методология».
  4. Сопоставьте взгляды Т. Куна, К. Поппера и И. Лакатоса на проблему функционирования и развития научного знания. Выделите основания для сравнения.

Список литературы

  1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
    1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

6. Швырев Э.Г. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

Занятие 7

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика принципа детерминизма. Формы детерминизма.
  2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
  3. Конкретизация философского принципа детерминизма в частно–научных положениях:
  • об общественно–исторической обусловленности психики (принцип историзма);
  • о деятельностном опосредовании психического (принцип единства сознания и деятельности);
  • об отражательной природе психики (принцип отражения);
  • о роди внутренних детерминант в психическом развитии (принцип активности).

Задания

12 стр., 5782 слов

Психология индивидуальности личности

... развития основных концепций индивидуальности личности. Определены подходы в понимании индивидуального и типичного в личности, даны основные методы исследования личности.В ходе работы будут использованы Тексты по психологии ... В. Штерн впервые (1900 г.) ввел понятие дифференциальная психология, сформулировал методологические и экспериментально- методические подходы, базовые понятия, многие ...

1. Проанализируйте методологическое значение принципа детерминизма в психологии.

2. Приведите примеры детерминистических объяснений в современной психологической науке.

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Принцип связи и психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии — М., 1969. – С. 57 — 118.
  2. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
  4. Шорохова Е.В. Принцип детерминизма в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969. – С. 9 — 56.
  5. Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научного познания // Вопросы философии. – 1976. – № 10.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.

Занятие 8

Системный подход в психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Определение системы. Признаки системы.
  2. Системный характер научного психологического знания и понимание самой психики как системного качества.
  3. Реализация системного подхода в психологических учениях:
  • принцип целостности в гештальтпсихологии;
  • принцип системного строения высших психических функций (Л.С. Выготский);
  • принцип системно–динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия),
  • системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже) и др.
  1. Реализация системного подхода к описанию и объяснению психических явлений в работах Б.Ф. Ломова.

Задания

  1. Дайте определения основных понятий системного анализа («элемент», «структура», «целостность», «организованность», «упорядоченность», «связь» и др.).
  2. Сопоставьте понятия «система» и «структура».
  3. Выделите основополагающие положения системного подхода Б.Ф. Ломова.

Список литературы

Основная

  1. Барабанщиков В.А. Б.Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. – 2002. – № 4.
  2. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. – 2002. – № 3.
  3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. –СПб., 2006.
  4. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. – 1982. – № 3; 4.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

Дополнительная

4 стр., 1987 слов

Когнитивный подход к исследованию личности

... каждый верхний узел – более общую Большое количество исследований было посвящено изучению Я-схем, включающих наиболее ... Бартлетт) является одним из ключевых понятий когнитивной психологии. В когнитивной психологии термин “схема” - это структура данных. Схема ... создания непротиворечивой картины мира. Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза ...

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. № 1.
  2. Барабанщиков В.А. Системность и отражение // Вопросы психологии. – 2002. – № 6.
  3. Ломов Б.Ф. Системность в психологических исследованиях. – М., 1996.
  4. Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. – № 3. – 1994.
  5. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. – № 3. – 1980.

Занятие 9

Принцип развития в психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Соотношение понятий «рост» и «развитие». Основные характеристики процесса развития.
  2. Онтогенетическое, филогенетическое и функциональное развитие психики.
  3. Различные подходы к построению возрастной периодизации психического развития человека. Современные взгляды на механизм психического развития ребенка.
  4. Генетический метод в психологии.

Задания

  1. Перечислите законы психического развития ребенка по Л.С. Выготскому.
  2. Проанализируйте соотношение понятий: «источники развития», «движущие силы развития», «условия развития», «факторы развития».
  3. Сопоставьте условия, источники и движущие силы психического развития человека с точки зрения различных теорий возрастного развития.
  4. Выделите наиболее важные теоретические проблемы в психологии развития.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.
  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
  3. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – № 6.

Занятие 10

Программа психологического исследования

Вопросы для обсуждения

  1. Этапы в современной научной деятельности.
  2. Программа и рабочий план исследования. Содержание и структура программы исследования.
  3. Методологический раздел программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования, уточнение и интепретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение и развертывание исследовательских гипотез.
  4. Выбор и обоснование методов психологического исследования.
  5. Методы обработки и интерпретации эмпирических данных. Алгоритм выбора методов обработки данных.
  6. Критерии оценки результатов научного исследования в психологии.

Задания

  1. Выделите источники и этапы порождения проблемы научного исследования. Проанализируйте высказывание и сделайте практические выводы.

«Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (С.Л. Рубинштейн).

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного ... которые, прибегают к перечисленным способам. Современный этап развития психологии воздействия характери­зуется определенным "идейным обменом" между ... составляет несколько десятков. Объем же конкретных эм­пирических исследований и публикаций просто не поддается охвату. Одной ...

  1. Перечислите основные методологические характеристики психологического исследования. Дайте краткую характеристику каждой из них. Выявите специфику взаимосвязи между различными методологическими характеристиками научного исследования.
  2. Сформулируйте проблему психологического исследова­ния, дайте краткое обоснование ее актуальности.
  3. Проанализируйте возможные варианты исследования на тему: «Психологические особенности ценностных ориентаций подростков». Разбейте ее на более мелкие темы (подтемы), которые можно использовать в качестве тем курсовых (выпускных) работ. Обоснуйте свою позицию.
  4. Подготовьте примерный набор (перечень) исследовательских методов и методик, необходимых для изучения проблемы ценностных ориентаций подростков. Возможно ли в этом исследовании, на ваш взгляд, проведение формирующего эксперимента? Можно ли выделить ограничения (этические, организационные и др.) в проведении исследования по данной проблематике?
  5. Проанализируйте одну из нижеприведенных тем исследования, сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования, составьте примерный план работы. При выполнении задания можно использовать материалы к написанию методологического обоснования научного исследования (стр. 26 – 29):

«Психологические особенности экзаменационной тревожности у студентов»;

«Психологические особенности преодоления агрессивности в подростковом возрасте»;

«Особенности влияния стиля руководства на стратегию поведения в конфликтной ситуации»;

«Психологическая совместимость супругов как условие удовлетворенности браком»;

«Взаимосвязь тревожности и уровня социально–психологичес-кой адаптации детей к школе».

Список литературы

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Питер, 2001.
  2. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования. – М., 2001.
  4. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учебно-метод. пособие. – М.: Смысл, 2002.
  5. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению).

    – СПб., 2002.

  6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.
  7. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979
  8. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004.

Занятие 11

Языково-стилистическое оформление научной работы

Вопросы для обсуждения

1. Общие требования к стилистике научного текста.

2. Библиографическое оформление различных литературных источников.

3. Оформление печатного текста, цитат, ссылок, числового и иллюстративного материала.

4. Разработка структуры отчета о проведенном исследовании. Построение текста выпускной квалификационной работы.

5. Устная презентация результатов исследования. Построение выступления на защите.

Задания

  1. Ознакомьтесь с требованиями к оформлению выпускных квалификационных работ.
  2. Оформите библиографический список (в соответствии с заданной темой выпускной квалификационной работы), включающий в себя: Авторское издание; Издание под редакцией; Книги, написанные большим авторским коллективом; Документ; Диссертацию; Учебники и учебные пособия; Статьи в сборниках; Статьи в периодических изданиях.
  3. Продумайте возможные формы представления данных психологического исследования.

Список литературы

  1. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования. – М., 2001.
  3. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению).

    – СПб., 2002.

  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004.

Тематика рефератов

  1. Научное познание как деятельность (В.И. Вернадский).
  2. Предмет научного исследования в психологии.
  3. Проблема соотношения житейского, обыденного и научного знания.
  4. Проблема истины в научном познании.
  5. Методологические проблемы соотношения качественного и количественного знания в психологии.
  6. Определение единиц анализа психического как методологическая проблема.
  7. Использование метода моделирования в науке. Возможности применения моделирования в психологии.
  8. Современная психология: основная проблематика и тенденции развития.
  9. Школы отечественной психологии, их концептуальные основы и исследовательские традиции.
  10. Методологический анализ направлений зарубежной психологии.
  11. Развитие методологии психологии (Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, М. Вебер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, М. Мамардашвили, Г. Щедровицкий и др.).
  12. Методологическая программа построения психологии Л.С. Выготского.
  13. Системный подход, его сущность и применение в психологии.
  14. Категории пространства и времени в психологии, их связь.
  15. Категория отражения в психологии.
  16. Категория образа в психологии.
  17. Категория потребности в психологии.
  18. Общенаучные методологические принципы в психологической теории личности.
  19. Проблема структуры личности.
  20. Проблема развития личности.
  21. Категория активности и ее значение для психологии личности.
  22. Психологические механизмы активности человека.
  23. История и современное состояние психологии мотивации.
  24. Категория общения в системе психологического знания.
  25. Проблема переживания в психологии.
  26. Категория отношения и ее место в системе психологического знания.
  27. Групповая сплоченность и совместимость.
  28. Категория деятельности в психологии.
  29. Категория действия.
  30. Категория развития в психологии.
  31. Методологические основы изучения жизненного пути личности.

32. Характеристика психолога – исследователя: умения, способности, личностные качества.

33. Выбор методологической позиции исследователя как основание научного поиска.

Основные категории психологического знания

Категория потребности. Категория активности и ее значение для психологии личности. Психологические механизмы активности человека. Понятие потребности. Классификация потребностей. Развитие потребностей.

Категория образа. Образ как подобие объекта. Проблема построения образа. Интенция как актуализация образа. Проблема образа в механистической картине мира. Образ и действие. Интроспективная трактовка образа. Понимание образа в гештальтпсихологии. Умственный образ и слово. Образ и информация. Проблема соотношения образа и самосознания.

Категория мотива. Мотивы, потребности и цели как основные составляющие мотивационной сферы человека. Категория мотива. Классификация мотивов.

История и современное состояние психологии мотивации. Специфика исследований мотивации в различных психологических школах (бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.): основные понятия, принципы, представления о механизмах.

Поведенческие и когнитивные теории мотивации. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева. Мотивация и деятельность. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Х. Хекхаузен и др.). 

Категория отношения. Многообразие типов отношений. Категория отношения и ее место в системе психологического знания (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

Теория отношений В.Н. Мясищева.

Категория переживания. Проблема переживания в советской психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Переживание и развитие личности. Переживание и предмет психологии. Переживание как феномен культуры.

Категория деятельности. Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира. Атрибуты деятельности (субъективность, предметность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность, социальность).

Деятельность и жизнедеятельность. Сознание и деятельность. Структура деятельности.

Опредмечивание и распредмечивание как основные составляющие деятельности. Классификации видов деятельности.

Физиологические предпосылки теории деятельности (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).

Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

Сущность «деятельностного подхода» к изучению психики.

Освоение деятельности. Навыки и умения, закономерности их формирования. Привычки и их роль в поведении человека.

Категория общения. Понятие об общении. Общение как обмен информацией. Общение как понимание людьми друг друга. Общение как межличностное взаимодействие. Структура, содержание формы и механизмы общения. Значение общения в жизни человека. Способы воздействия в процессе общения.

Межличностные отношения и общение. Структура межличностных отношений. «Значимый другой» в системе межличностных отношений. Теория ролевого поведения в бихевиоризме (Джордж Мид) и в психоанализе (Эрик Берн).

Многоуровневая структура межличностных отношений.

Групповая сплоченность и совместимость. Сплоченность с позиций деятельностного подхода. Уровни групповой совместимости.

Лидерство. Психологические теории лидерства. Происхождение и психологические характеристики лидерства.

Категория личности. Понятие «личность». Общенаучные методологические принципы в психологической теории личности.

Психоаналитические теории личности (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.).

Ролевые теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон и др.).

Концепции личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.).

Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Ж. Политцер, Л. Сэв, К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов и др.).

Понятие о свойствах личности в психологии. Проблема структуры личности. Принцип анализа по «элементам» и по «единицам» (Л.С. Выготский).

Факторный подход к структуре личности (Р. Кеттел, Н. Айзенк, Дж. Гилфорд).

Основные характеристики когнитивисткого подхода к структуре личнгости (Г. Келли и др.).

Представления о структуре личности в психоанализе (З. Фрейд, Г. Юнг и др.).

Структура личности в теории установки (Д.Н. Узнадзе).

Современные подходы к описанию структуры личности. Различные уровни интегральной индивидуальности и личность. Уникальность и неповторимость личности.

Проблема развития личности. Движущие силы развития личности в различных психологических школах: сублимация исходных влечений (З. Фрейд), итог «когнитивных конфликтов» (Л. Фестингер, Г. Келли), тенденции к самоактуализации и самореализации (В. Франкл, К. Роджерс); активность субъекта (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и др.

Сущ­ность воспитания личности. Личность как источник творчества, ос­новные черты творческой личности. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии. «Внедеятельностные» основания личности.

Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт· Соотношение понятий отражение и взаимодействие. Активные и страдательные компоненты отражения. Отражение как разрешение противоречия между внутренними детерминантами разви­тия объекта и внешними условиями его существования. Проблема психического отражения в трудах А.Н. Леонтьева. Специфические черты психического отражения разных уровней. Понимание сознательного отражения как формы деятельности. Образ и деятельность.

Список литературы к курсу

  1. Асмолов А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2002.
  2. Бодалев А.А. Общение и личность. – М., 1983.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.
  4. Василюк Ф.З. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.
  5. Василюк Ф.С. Уровни построения переживаний и методы психологической помощи // Вопросы психологии. – 1988. – № 5.
  6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1980.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.
  9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  10. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. – 2003. – № 2.
  11. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2003.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
  14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
  15. Леонтьев А.Н. К психологии образа. / Вестн. Моск. Ун–та. Серия 14, Психология. – 1986. – № 3.
  16. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. – 1986. – №4.
  17. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
  18. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.
  19. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. – 2000. – № 5.
  20. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982.
  21. Разорина Л.М. К определению понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. – 2005. – № 1.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М, 1989.
  23. Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения // Вопросы психологии. – 1993. – № 4.
  24. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М., 1985.
  25. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
  26. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. — М., 1986.
  28. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  29. Хухлаев О.Е. Психология переживания в контексте культурно–исторической психологии // Вопросы психологии. – 2005. – № 5.
  30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
  31. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Вып. 1-4. – М., 1994.

приложение

Материалы к написанию методологического обоснования научного исследования

Основными методологическими аспектами психологического исследования являются:

  1. Актуальность его темы.
  2. Определение проблемы, на решение которой оно направлено.
  3. Объект и предмет исследования.
  4. Цель исследования.
  5. Задачи исследования.
  6. Гипотезы исследования.
  7. Организация и методы.
  8. Методики.
  9. Новизна.
  10. Теоретическая или практическая значимость.

Данные методологические аспекты формулируются в начале исследования, хотя их изменение, конкретизация могут продолжаться в ходе его проведения.

Рассмотрим некоторые методологические характеристики исследования и особенности их языково-стилистического оформления.

Актуальность темы исследования можно доказать с опорой:

а) На социальные изменения, происходящие в обществе; социальную значимость этой проблемы и др.

Социальные изменения, происходящие в обществе (указать, какие именно) обостряют проблемы…, обуславливают необходимость поиска новых путей решения …

В связи с тем, что … , встает вопрос о необходимости

Современные социальные условия предъявляют новые требования к … Поэтому проблема … становится актуальной.

В настоящее время в нашей стране наблюдается ряд неблагополучных социальных тенденций, таких как… Все это послужило причиной … Происходит … В связи с этим, становится очевидным …

Развитие современного общества характеризуется целым рядом противоречивых тенденций. С одной стороны, … С другой стороны, … Все это приводит к тому, что …

Реформа системы образования требует…

б) На малоизученность проблемы:

Теоретические основы изучения проблемы … заложены в трудах … В работах … выделяются…, анализируются… Однако, при всем многообразии аспектов изучения … недостаточно исследованным остается вопрос о…

Анализ научной литературы показывает, что имеющиеся данные по проблеме … неоднозначны. С одной стороны, утверждается, что… С другой стороны, исследователи показывают, что… Поэтому …

Теоретические и эмпирические исследования рассматриваемого феномена широко представлены в отечественной и зарубежной психологии. Анализ литературы показывает, что понятие …. может рассматриваться с точки зрения различных теоретических подходов:…. Выделяются…., разрабатываются … Вместе с тем (в тоже время) в существующих психологических исследованиях …

Существует большое число исследований, свидетельствующих о том, что … При этом отмечается, что … В связи с … ощущается необходимость изучения вопросов …

в) На важность данной психологической характеристики для определенного возрастного периода жизни человека (для определенной группы людей – профессиональной и т.д., для определенного вида деятельности и др.).

Существуют разные подходы к анализу проблемы … В отечественной психологии … В зарубежной психологии … Особую значимость, на наш взгляд, приобретает изучение … на различных этапах онтогенеза. Анализируя возрастной аспект, следует отметить, что …

Решение данной задачи чрезвычайно значимо в … период жизни человека, поскольку…

Изучением проблемы … занимались такие исследователи, как … В настоящее время наиболее известными в отечественной психологии являются теоретические подходы … Следует отметить, что … Одной из сфер профессиональной деятельности, в которой …, является … деятельность. Среди основных особенностей … деятельности можно отметить … Поэтому …

г) На запросы практики — необходимость проведения специальных исследований, разработки коррекционно-развивающих программ и др.

Существует потребность в разработке коррекционных программ и тренинговых занятий, направленных на….. В психологии в последнее время предпринимаются определенные попытки …, разрабатываются специальные технологии … Однако …

Исследователями интенсивно ведется поиск путей преодоления и профилактики … у… (в … возрасте).

Понятия объекта и предмета психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи. Например:

Объект исследования — учебная деятельность школьника. Предмет исследования — определенные психологические факторы (механизмы, закономерности и т.д.).

Объект исследования — психические процессы, предмет исследования – структура (взаимосвязи, механизмы и т.д.).

Объектом исследования — психические состояния, предмет исследования — их проявления (причины, механизмы возникновения, последствия и др.).

Объект исследования — психические свойства, предмет исследования — индивидуальные особенности (проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами и др.).

Цель исследования характеризует ее ожидаемый результат. Цель исследования обычно заключается в том, чтобы “изучить…”, “выявить…”, “рассмотреть…”, “определить…”, “дать характеристику…”, “доказать…” и т.п. Может формулироваться, как:

  • изучить психическое явление;
  • описать психологический феномен;
  • изучить структуру психического явления (или факторов на него влияющих);
  • выявить психологические различия у испытуемых, относящихся к разным группам;
  • выявить взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых;
  • изучить динамику возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний;
  • изучить изменения психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы;
  • разработать и апробировать психодиагностическую процедуру. методику консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Задачи исследования являются конкретизацией общей цели исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Задачи исследования обычно имеют ту же стилистику, что и цели: “дать (или провести) анализ…” “изучить…”, “выявить…”, “рассмотреть…” и т.п.

Гипотезы исследования. Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Для решения обозначенной проблемы были выдвинуты следующие гипотезы…

В качестве гипотез настоящего исследования выступили следующие положения:1. …; 2. …; 3. … .

В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что…

Гипотеза исследования состоит в том, что…

Оглавление

Введение 3

Занятие 1. Общие основы методологии 3

Занятие 2. Психология и методология науки 5

Занятие 3. Организация психологического исследования 7

Занятие 4. Классификация методов психологического исследования 9

Занятие 5. Научное познание 10

Занятие 6. История развития представлений о научном познании 12

Занятие 7. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной пси-

хологии 13

Занятие 8. Системный подход в психологии 14

Занятие 9. Принцип развития в психологии 15

Занятие 10. Программа психологического исследования 16

Занятие 11. Языково-стилистическое оформление научной работы 19

Тематика рефератов 20

Основные категории психологического знания 21

Список литературы к курсу 23

Материалы к написанию методологического обоснования научного исследования 25

Редактор Н.А. Гаврилова

Изготовление оригинал-макета: А.В. Ражева

Лицензия А № 001633 от 2 февраля 2004 г.

Подписано к печати 20.09.06 г. Тир. 25.

Формат 60´841/16. Уч.-изд. л. 1,2. Усл. п. л. 1,7.

Гарнитура Таймс. Зак. .

ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет

162600 Г. Череповец, пр. Луначарского, 5

32