I. Введение. Актуальность экологического образования дошкольников……………………………………………………..
II. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников………………………………………………………
III. Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике…………………………………………..
3.1. Дидактическая игра как средство экологического развития дошкольников……………………………………
IV. Практическая часть……………………………………………
4.1. Констатирующий эксперимент……………………………
4.2. Формирующий эксперимент………………………………
4.3. Контрольный эксперимент………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Библиография………………………………………………………….
I. Введение. Актуальность экологического образования дошкольников.
Современное содержание воспитательно — образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (дошкольное учреждение) и неформального (разнообразные источники информации, разовые мероприятия) решения задач.
К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.
Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально – положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Презентация на тему: Экологическая психология 3
... М. Хейдметс. Вконце 80-хи в90-хгг. активизируются исследования: •экологического сознания и субъективного отношения к природе •пространственных явлений и процессов, пространственного поведения •природной среды • ... 1968 г. ввел термин «психологическая экология», который он затем заменил на «экологическую психологию». Темы экопсихологических исследований В1968 г. основан Римский клуб как международная ...
Детям старшего возраста уже доступны для понимания сложные разнообразные знания об объектах и явлениях природы. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – занятия, определяющие поведение человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционального, положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького человека должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его ценности. На этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Потому что природа – не только великий учитель и великий воспитатель, «…Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего…».
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установления взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологической культуры ребенка выделяются компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... принципа дал П.Ф. Лесгафт, который предлагал в педагогической деятельности по физическому воспитанию формировать у детей умение с наименьшей затратой физических сил и ... значительные потенциальные возможности воспитательного воздействия средств физической культуры на личность ребенка. Педагог воспитывает детей также своим примером. Справедливость, доброжелательность, человечность, принципиальность ...
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к самостоятельной сознательной жизни.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин ДБ подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д. Ушинский.
Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игры и возможное их использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры, что на практике работы с детьми младшего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутая гипотеза.
Цель данной работы: теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологической культуры и определение эффективного сочетания их при использовании в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их экологического воспитания.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...
... педагогам, психологам. Формы и методы работы: Мониторинговые исследования детей с СДВГ. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. Обучение педагогов ДОУ и родителей ... воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка. Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении диагностической, консультативно-организационной, коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми. ...
2. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных программ по формированию экологической культуры средствами дидактической игры.
3. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
Объект исследования – процесс формирования экологической культуры у младших дошкольников посредством использования системы дидактических игр.
Предмет исследования – особенности процесса формирования экологической культуры детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Субъект исследования – дети дошкольного возраста:
2011–2012 учебный год – средняя группа – 20 человек
2012–2013 учебный год – старшая группа – те же 20 человек
Гипотеза исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы; педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида п. Барсуки»