Вклад Е.А. Аркина в становление отечественного образования и дошкольной педагогики

Содержание

Введение

1. История России 19 века — начала 20 века

2. Особенности образования и педагогической мысли в России в 19 веке — начале 20 века

3. Дошкольное образование в России в 19 веке — начале 20 века

4. Биография Е.А. Аркина

5. Педагогические взгляды Е.А. Аркина

Заключение

Список литературы

Введение

Аркин Ефим Аронович (01.01.1873 — 31.01.1948) — советский педагог и врач, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (с 1947).

Аркин — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики общественного дошкольного воспитания в СССР. Ранние его работы отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Он разрабатывал комплекс проблем дошкольной педагогики: физическое и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях детского учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также подготовка специалистов в области дошкольного воспитания.

Основные взгляды Аркина вытекают из определения им ребенка, как величайшей социальной ценности, и воспитания, как ветви социальной гигиены. Он стремился обратить внимание государства на правильную постановку общественного дошкольного воспитания, т. к., с одной стороны, ход развития в дошкольные годы имеет огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека, с другой — только общественное воспитание в состоянии выявить, укрепить и целесообразно направить заложенные в ребенке силы.

Оценка научно-педагогической и организаторской деятельности Е.А. Аркина в сфере дошкольного воспитания нашла отражение в работах известных ученых: В.В. Гориневского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

Теоретические и научно-методические положения, раскрытые в трудах Е.А. Аркина, использованы при разработке основ отечественной теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста, методических рекомендаций и государственных нормативных документов по физическому воспитанию, которыми руководствовались все детские сады нашей страны в первой половине XX в.

В последующие годы его идеи получили развитие в научно-исследовательских работах, использовались при разработке программно-методических материалов и воплощались в жизнь. Изложение проблем физического воспитания детей в современных программах дошкольных образовательных учреждений, учебных и методических пособиях во многом согласуется с положениями, выдвинутыми Е.А. Аркиным (программы для дошкольных образовательных учреждений под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, JI.A. Парамоновой и др.; учебные пособия для студентов вузов Г.Н. Пономарева, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой, и др.).

5 стр., 2258 слов

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольного

... полноценной деятельности в различной обстановке. Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, ... Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных ...

В настоящее время остаются актуальными и применяются в практике дошкольного образования его разработки в области общего укрепления организма закаливанием, гигиеническое воспитание, расписание режима дня дошкольника, применение гимнастических упражнений и подвижных игр для развития детей, физкультурных и музыкально-двигательных занятий.

1. История России 19 века — начала 20 века

19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристское восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г. 19 век — это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Санкт-Петербурге был убит император Павел I. C этого трагического события и начался для России 19 век. На престол взошел великий князь Александр Павлович, ставший императором Александром I. Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но тем не менее значительно отставала от Европы по уровню экономического развития. 12 июня 1812 г. 600 тыс. солдат Наполеона вторглись в Россию, начав Отечественную войну, которая продолжалась год и закончилась поражением Франции.

После смерти Александра 19 ноября 1825 г. императором становится его младший брат Николай. Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной». Николай I был вынужден продолжать эту агрессивную внешнюю политику, укреплять самодержавие и экономику, но без проведения реформ. Правящим классом становятся чиновники. Во время правления Николая I им были проведены преобразования русского законодательства и свода законов (действовавших впоследствии до 1920 г.), денежная реформа (введен серебряный рубль), реформа деревни (крестьяне получили право иметь частную собственность).

В 1850-х гг. Россия втягивается в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, который закончился 2-х летней Крымской войной. Поражение в Крымской войне привело к смерти императора.

19 февраля 1885 г. на российский престол взошел император Александр II. Его называли царь-освободитель из-за проведенной им в 1861 г. реформы отмены крепостного права, военной, судебной и земской реформ.

Александр II был убит в 1881 г., его правление закончилось, и на престол взошел его сын Александр III, который за время своего правления не провел ни одной войны, за что его и называли «Миротворцем». Александр III отказался от реформ, направив все усилия на развитие крупных промышленных предприятий. Итогом этой политики было то, что в 90-е гг. 19 в. начинается бурный экономический рост и Россия становилась индустриальной державой.

11 стр., 5230 слов

Наполеон Бонапарт и Александр I

... империи, но поражение в войне 1812 года против России положило начало крушению империи. После вступления войск антифранцузской коалиции в Париж отрекся от престола. Был сослан на остров ... Антоновна Нарышкина, урожденная княжна Святополк-Четвертинская, была его самой большой страстью. Об Александре Павловиче - донжуане - можно судить исчерпывающим образом по донесениям осведомителей венской полиции ...

Последний русский император Николай II, старший сын Александра III, взошел на престол после смерти своего отца. Главным исполнителем всех преобразований был С.Ю. Витте, талантливый финансист и государственный деятель, возглавивший в Министерство финансов и сделавший Россию одной из ведущих промышленно-развитых стран. По проекту П.А. Столыпина было начато проведение аграрной реформы (самостоятельное ведение хуторского хозяйства крестьянами), положившее основу капиталистических отношений в деревне. В 1904-1905 гг. прошла Русско-японская война.

В начале XX века в России усилилось влияние радикальной оппозиции на общественно-политическую жизнь страны. Революционерам удалось поднять массовое движение. Вспыхнувшие восстания и забастовки заставили царя пойти на подписание Манифеста 17 октября 1905 г., обещавшего населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В 1907 году в России были созданы новые государственные структуры. Проведенные преобразования позволили относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране, но ненадолго, в центр событий оставалась деятельность большевистской партии.

Началась Первая Мировая Война 1914-1917 гг., потребовавшая колоссальных расходов, резко увеличились налоги, что привело к кризису финансовой системы в государстве. Оппозиционные настроения охватили интеллигенцию, армию, национальные окраины, с января 1917 г. в столице нарастают восстания рабочих. Авторитет царской власти стремительно падал. Восстание переросло в смену политических режимов. 2 марта 1917 г. в Пскове Николай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. Последний не принял престола, предоставив решению вопроса о государственном устройстве России будущему Учредительному собранию, созыв которого должно было обеспечить Временное правительство. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Николай II с семьей.

После крушения монархии для всех политических классов, партий и их политических лидеров впервые в российской истории открылась возможность прихода к власти. Эту борьбу в период с февраля по октябрь 1917 г. вели более 50 политических партий. Особенно заметную роль в политике после февраля 1917 г. играли кадеты, меньшевики, эсеры, большевики. У каждого были свои цели и тактика дальнейшего развития России. Доверие народа в этих условиях постоянно колебалось от одной политической партии к другой. В Партии большевиков подымает вопрос о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти. События 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. открыли новую страницу в истории народов Российского государства. После Октябрьской революции сложилась напряжённая политическая ситуация. Началась Гражданская война. Выделяются две наиболее организованные и непримиримо враждебные силы, ведущие борьбу на взаимоуничтожение, — белые и красные.

В годы гражданской войны был сделан новый шаг на пути сближения существовавших тогда советских республик: России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии. По решению правящей партии был создан Союз Советский Социалистических Республик. После окончания гражданской войны Советская Россия оказалась в тяжелейшем положении, начался глубокий экономический и политический кризис. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств, резко упал объем выпускаемой продукции, ухудшилось положение в сельском хозяйстве, запасы сырья и материалов были исчерпаны.

6 стр., 2682 слов

Развитие психологии в годы войны и послевоенный период.

... цель», «мотив» и т. д. Через несколько лет после окончания Великой Отечествен­ной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, ... Б.М. Теплова и других ученых. В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уде­лялось исследованию генетического аспекта сознания, его ... развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых ...

1929 г. — начало коллективизации, раскулачивания, год великого перелома. Были пересмотрены плановые задания первой пятилетки в сторону резкого увеличения и постановки экономически недостижимых целей. Стимулирование трудовой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги. Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тарифной реформой. При этом СССР постоянно участвовало в различных вооруженных конфликтах: 1938 — 1939 гг. — Советско-японские пограничные конфликты, 1939 — 1940 гг. — Советско-финская война

А 1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. СССР стал ее непосредственным участником с самого начала. 22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. До 1945 г. продолжалась кровопролитная, разрушающая, всеобъемлющая война. Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Возросло чувство собственного достоинства, патриотизма. И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории.

2. Особенности образования и педагогической мысли в России в 19 веке — начале 20 века

Что же в это время происходило с системой образования?

В конце 19 — начале 20 вв. быстрое развитие капитализма в России создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования, но политика царизма в этой области была направлена на подавление прогрессивных сил, хотя и не могла совсем прекратить их деятельность, т.к. ширилась и развивалась борьба народов России за демократизацию образования.

С 90-х гг. XIX в. в России наблюдаются две линии в развитии образования: правительственная и общественная. Правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу. Широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями.

В развитии народной начальной школы было заинтересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земства, общественные организации, частные лица. Министерство народного просвещения выбирает в этих условиях свою линию поведения — всемерной поддержки церковной школы. Земства же продолжали активную деятельность по развитию народной школы, они принимали во многих губерниях их обеспечение на себя. Обучение в земских школах отличалось тем, что наряду с религиозным обучением в ней был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию.

Земства с самого начала своего существования обратили на школу особое внимание. Органы земского самоуправления стремились отстоять свою независимость в школьном деле. Они добивались права на расширение учебных планов и программ, изменения методов обучения. В этот период отмечается исключительно высокая активность педагогической общественности.

3 стр., 1447 слов

Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников

... обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе ... воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование ... руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с. ... «роль» в 1936 году введены и описаны ...

В конце 19-го века широкого размаха достигла деятельность добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования, среди которых особо выделялись Московский и Петербургский комитеты грамотности. Комитеты стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству.

Февральская революция 1917 года в России дала толчок развитию общественно-педагогического движения в России. Русская общественность активно включилась в поиск новых путей создания демократической школы. В 1905 году был создан «Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования», целью которого была борьба за политические свободы и демократизацию народного образования. В 1908 году союз прекратил свою деятельность и возобновил ее в 1917 году как «Всероссийский учительский союз» (ВУС).

В 1917 году свершились революционные преобразования не только в политической и экономической жизни страны, но и в педагогике, школьной системе и культуре в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами, была полностью ликвидирована вся старая система учебных и воспитательных заведений, отвергнута прежняя педагогическая теория.

В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции Министерства просвещения. Новое советское государство в 1917 — 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Декларация о дошкольном воспитании» (1920) и др.

На основании этих документов:

— упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений;

— школа отделялась от церкви, в школе запрещалось преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;

— отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;

— предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;

— вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;

— создавалось государственная система дошкольного образования;

— общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению, она была обязана созывать Всероссийские съезды по просвещению.

Основными задачами культурной революции было:

— ликвидация безграмотности,

— осуществление всеобщего обязательного образования,

— перевоспитание трудовых масс в духе коммунистических идей;

— подготовка новой советской интеллигенции,

— формирование новой социалистической культуры и приобщение к ней широких народных масс.

По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях разрухи и голода. Советское правительство неоднократно подчеркивало громадное значение народного просвещения, и прежде всего общеобразовательной школы. Школьная система, принятая в 1918г., подверглась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др.

7 стр., 3281 слов

Тема 2. Теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей

... теории педагогического процесса: - образование как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; - опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их ...

Вместо 9-ти летней школы с двумя ступенями обучения была установлена 7-ми летняя школа с двумя ступенями: 1-я 4 года, 2-я 3 года, и старшая ступень общеобразовательной школы. Всего 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждая ступень обучения являлась частью общеобразовательной лестницы, ведущей к дальнейшему профессионально-техническому образованию. Основной формой профессионального образования юношества был признан техникум с 4-х летним сроком обучения. В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки, получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами. Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.

По всему Союзу развернулась энергичная работа по введению обязательного всеобщего начального обучения. Были созданы городские, районные и сельские комитеты по введению всеобщего обучения. Обязательное всеобщее начальное обучение к 1934г. было в основном введено. Но в организации и содержании учебно-воспитательной работы советской школы были весьма существенные недостатки. Ежегодно сменяющие друг друга комплексно-проектные программы приводили к снижению уровня общего образования советских школьников. В 1931г. было принято постановление «О начальной и средней школе», в котором было дано указание о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Вскоре после этого постановления были утверждены новые учебные планы на основе предметного преподавания, в которых наибольшее число часов отводилось на русский и родной языки и математику.

Война затормозила осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты, чтобы бороться с беспризорностью детей. В годы войны советское правительство приняло все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. Постепенно освобождались школы используемые не по назначению. Все это позволило создать в военных условиях наиболее благоприятные (для данного времени) возможности для реализации всеобщего обучения.

3. Дошкольное образование в России в 19 веке — начале 20 века

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: -охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; -обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; -воспитание с ...

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год. К. октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 — платные.

Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить А. С. Симонович, Е. Н. Водовозову, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихееву.

Создание советской системы воспитания детей дошкольного возраста потребовало глубокой разработки теории развития и воспитания ребенка с первых месяцев его жизни.

В развитии советской дошкольной педагогики большое значение имеет профессиональная печать. С 1928 г. в РСФСР издается методический журнал «Дошкольное воспитание», который знакомит своих читателей с передовым опытом, новыми идеями и методикой, освещает состояние дошкольного воспитания за рубежом. В 1960 г. создан Институт дошкольного воспитания АПН СССР, разрабатывающий основные направления теории и практики.

Разносторонние исследования ведутся на кафедрах дошкольной педагогики педагогических институтов. Особое внимание уделяется проблемам нравственного воспитания, среди которых — вопросы формирования личности ребенка, взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма и начал патриотизма. Большое место в планах исследований занимает трудовое воспитание, в процессе которого у дошкольников формируются начальные трудовые навыки и любовь к труду. Разрабатываются также научные основы совершенствования физического, эстетического, умственного воспитания, развития речи. Получила большое развитие теория игры в ее конкретных направлениях: воспитание ребенка в игре, формирование коллективизма, особенности дидактических игр и отбор воспитательно-ценных игр, влияние воспитателя на процесс игры и др.

Строительство общественного дошкольного воспитания потребовало разработки вопросов содержания и методов работы дошкольных учреждений в соответствии с новыми задачами. Большой вклад в разработку проблем дошкольной педагогики в советский период внесли Е. А. Аркин, Е. А. Флерина, А. П. Усова. Труды этих видных советских педагогов в области дошкольного воспитания, а также работы многих других исследователей, создали, по сути дела, новую ветвь в системе педагогических наук — советскую дошкольную педагогику.

4. Биография Е.А. Аркина

Аркин Ефим Аронович родился 1 января (13 января) 1873 года в Минске. Окончил гимназию с золотой медалью и медицинский факультет Киевского университета в 1898 г. Именно обучение в университете повлияло на формирование мировоззрения и научных взглядов Аркина, т.к. тому способствовала атмосфера новых веяний в жизни общества и царившие прогрессивные научные взгляды.

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной ... достаточно исследована. Таким образом, проблема поиска эффективных путей содействия развитию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ является актуальной для современной ...

В 1903 г. Аркин усовершенствовался как детский врач в Швейцарии. Во время русско-японской войны служил военным врачом на Дальнем Востоке, был председателем обществ, комитета по оказанию помощи детям беженцев. С 1906 г. врачевал в Москве. В годы Первой мировой войны он был заведующим Московским городским солдатским лазаретом; организовывал помощь детям беженцев. Врачебная практика дала ученому возможность увидеть серьезные проблемы, касающиеся здоровья и физического развития детей. Полученный практический опыт и аналитический склад ума побудили его к размышлениям о причинах нарушения здоровья и возможных путях их устранения, что отразилось в его публицистической деятельности того периода.

С 1907 г. начал педагогическую деятельность лектором по курсу физиологии и детских болезней в средней медицинской школе Москвы. Во время Первой мировой войны началась новая для Е.А, Аркина деятельность — научно-педагогическая. Он активно включился в работу по подготовке воспитателей детских садов, активно изучал передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт. Он читал лекции на курсах по подготовке воспитателей, Высших педагогических курсах, преподавал в Педагогическом институте дефектологии, МГПИ им. Ленина, писал статьи и книги для специалистов детских садов. В 1924 г. организовал и возглавил первую в России кафедру дошкольной педагогики во 2-м МГУ (ныне Московский педагогический государственный университет).

После революции, наряду с научно-педагогической деятельностью, началась активная государственная деятельность Аркина в области народного просвещения и здравоохранения: работа в Наркомпросе РСФСР и Московском отделе народного образования, председательство в коллегии дошкольных врачей Москвы.

В 1936г. вышло постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», активно внедрялись идем Аркина о физическом воспитании в практику детских садов. Именно в этот период он пересмотрел свои взгляды и признал педологические воззрения ошибочными. Ученый продолжал активную научно-педагогическую и просветительскую деятельность, выполнял обязанности консультанта по физическому воспитанию в Центральном научно-методическом дошкольном кабинете Наркомпроса, сотрудничал с Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.

В 1936 г. Аркину была присуждена ученая степень доктора педагогических наук, а в 1947 г. он был избран действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. Награжден знаком «Отличник просвещения» и медалью «За доблестный труд».

5. Педагогические взгляды Е.А. Аркина

Весомый вклад в отечественную теорию и практику дошкольного образования внес Ефим Аронович Аркин. Он стоял у истоков нескольких направлений исследования дошкольного детства: игры, детского коллектива, семейного, физического, раннего полового воспитания и др., был одним из первопроходцев в разработке содержания и организации работы дошкольных учреждений, принимал участие в подготовке нормативных документов для общественного дошкольного воспитания. Центральное место занимали проблемы физического воспитания, психического и физического здоровья детей, что получило отражение в его многочисленных трудах.

15 стр., 7231 слов

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

... курсовая работа, содержит сведения об основных моментах развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и ... периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда осознанной. ...

В эволюции его взглядов условно можно выделить три основных этапа: становления воззрений на здоровье, физическое воспитание и развитие подрастающего поколения (1897-1917), формирования концептуальных идей в области физической культуры дошкольников (1917-1936), внедрения обоснованной им системы работы по физическому воспитанию в практику отечественного дошкольного образования (1936-1948).

Е.А. Аркин в первой половине XX в. обобщил, систематизировал и адаптировал имевшиеся на тот период естественно-научные и гуманитарные знания применительно к физическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, представив их в виде стройной концепции. Его педагогическое наследие характеризуется совокупностью теоретических, научно-методических, программных, публицистических и др. трудов, многоплановой государственной, научно-педагогической и просветительской деятельностью, повлиявших на становление системы физического воспитания дошкольников в России.

В трудах Е.А. Аркина раскрыты основы теории физического воспитания детей дошкольного возраста. Научно обоснована необходимость построения педагогического процесса с учетом знания закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства, взаимосвязи психического и физического развития. Показана связь физического воспитания дошкольников с умственным, речевым, эмоциональным и другими сторонами воспитания; раскрыто оздоровительное и воспитательное значение подвижной игры как основной формы работы по физкультуре с дошкольниками, индивидуализации педагогического воздействия; обоснована роль естественных факторов природы и дано научное объяснение требованиям к закаливанию, гигиене, режиму, специальной организации среды, отбору физических упражнений для развития и совершенствования двигательного аппарата, психофизических и личностных качеств, учету и контролю. образование педагогический аркин воспитание

Особое внимание в концепции отводилось профессиональной подготовке кадров и педагогическому просвещению родителей, определению механизмов их реализации.

В начале научно-педагогической деятельности он переоценивал роль биологического фактора в развитии ребенка, как и другие представители биологизаторского направления в психологии и физиологии начала XX в. По его признанию в одной из последних книг, он сумел пересмотреть свое представление о «непреодолимой силе наследственности». Если в его ранних работах отмечалось, что при условии нормального развития ребенок не нуждается в обучении основным видам движений, то в процессе обогащения собственного научно-педагогического опыта он пришел к выводу о необходимости обучения всех детей правильной ходьбе, бегу, прыжкам и т.д.

В отечественной науке о физическом воспитании к началу XX в. существовали два направления: оздоровительное и образовательное. Аркин, обобщив идеи передовых ученых того времени, придерживался взглядов, сочетающих в себе оба подхода, хотя как врач в первую очередь указывал на оздоровительное значение физической культуры.

С учетом объективных закономерностей и особенностей психофизического развития ребенка определены адекватные возрасту детей цель, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы работы, обозначены элементы диагностики, послужившие в дальнейшем основой для мониторинга физической подготовленности дошкольников.

По мнению Е.А. Аркина, цель физического воспитания — это охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение его выносливости и сопротивляемости «вредным влияниям», закаливание сил. Учитывая особенности развития дошкольника, он так сформулировал задачи физического воспитания: общее укрепление организма, воспитание культурно-гигиенических форм поведения, правильное развитие и воспитание движений, закаливание (повышение сопротивляемости и выносливости).

До настоящего времени они остаются актуальными и являются приоритетными в современной практике дошкольного образования.

К важнейшим принципам физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин относил следующие: опора на анатомо-физиологические особенности детей, осознание единства сложной человеческой организации, принцип индивидуализации, отведение подвижной игре первостепенного места, обращение педагога к чувствам ребенка, учет психического фактора, влияние личности педагога. До сих пор эти принципы не утратили своего значения, используются в современной теории и практике физического воспитания дошкольников и рассматриваются как основополагающие.

Подчеркивая, что уровень физической культуры в значительной степени зависит от уровня развития движений, Е.А Аркин при отборе содержания работы с дошкольниками на первое место ставил основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), гимнастические общеукрепляющие упражнения и подвижные игры. Анализ современных программ детского сада показывает, что в них сохранен такой же подход к отбору содержания в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

В качестве основной формы работы по физическому воспитанию он выделял подвижную игру, раскрыл ее специфику, широкое воспитательное и оздоровительное значение, влияние на физическое и психическое развитие ребенка, дал методические рекомендации к организации подвижных игр.

Обращал внимание на то, что специально подобранные игры развивают анализаторные системы, качества психофизические (силу, ловкость, гибкость, быстроту) и личностные (смелость, решительность, веру в свои силы), формируют двигательную культуру, навыки общения, обеспечивают психологический комфорт детей, являясь незаменимым источником радости.

Наряду с подвижной игрой, Е.А. Аркин рекомендовал и другие формы работы по развитию движений дошкольников: ежедневную утреннюю гимнастику, организующую детей и обеспечивающую положительный эмоциональный настрой на предстоящий день; специальные физкультурные занятия, предполагающие хорошо продуманную систему двигательных упражнений и условную схему их проведения; музыкально-двигательные занятия, в настоящее время получившие название — музыкально-ритмические. Определяющим в них является ритм, который задается музыкальным сопровождением, упорядочивает движения и способствует экономии сил.

Глубокие разносторонние научные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики и психологии позволили ученому разработать примерные режимы для детских садов в разное время года, гигиенические требования к детской одежде, обуви, помещению, рекомендации по питанию, закаливанию детей, созданию необходимой среды, подбору оборудования и др. Режим, предложенный Е.А. Аркиным, практически не претерпел изменений до настоящего времени, а большинство его рекомендаций используются при разработке условий физического воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях.

В качестве одного из важнейших педагогических условий физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин рассматривал подготовку профессиональных кадров, способных квалифицированно решать задачи физического воспитания и оздоровления детей. Им разработаны учебные курсы: «Биология дошкольного возраста», «Гигиена дошкольного детства», «Научные основы дошкольного воспитания» и др. Его книги стали первыми учебными пособиями для вузов и педучилищ («Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» 1921 г., «Дошкольный возраст» 1927, 1929 гг., «Хрестоматия по дошкольному воспитанию» 1927 г., «Ребенок от года до четырех» 1931 г. и др.), которые сыграли важную роль в профессиональной подготовке кадров для детских садов.

Отличались новаторством и имели большое значение подходы Е.А. Аркина к решению задачи педагогического просвещения родителей на фоне низкого образовательного уровня населения в стране. Доступным языком он доносил до широких масс научные знания об особенностях развития дошкольников в ходе многочисленных лекций, бесед, встреч, консультаций в разные периоды, в том числе в годы Великой Отечественной войны и послевоенные, когда необходимо было сохранить жизнь и восстановить физическое и психическое здоровье детей. Его книги для родителей сыграли существенную роль для реализации данной задачи в то время, а в целом использованные им эффективные формы взаимодействия с семьей представляют интерес для осмысления современных механизмов решения задач одного из наиболее сложных звеньев педагогической работы.

Основные его труды: Мозг и душа; Физиология человека; Ребенок от года до четырех лет; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры; Беседы о воспитании. Физическое воспитание в детском саду; Особенности школьного возраста. Работа детского сада с семьей; Дошкольный возраст; Вопросы современного дошкольного воспитания; Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости; Письма о воспитании детей; Ребенок в дошкольные годы.

Заключение

Научные педагогические взгляды Е.А, Аркина складывались под влиянием социально-исторических, культурных, научных факторов периода конца XIX — начала XX вв., а также в значительной степени обусловлены особенностями жизненного пути и научно-педагогической деятельности, связанной с изучением специфики развития ребенка и становлением общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Университетское медицинское образование, широкий круг научных интересов, забота о здоровье детей и понимание самоценности дошкольного детства позволили Е.А. Аркину обобщить и творчески переработать идеи отечественных и зарубежных исследователей, осуществить синтез естественно-научного и гуманитарного направлений знаний, что нашло отражение в его теоретических и научно-методических взглядах на физическое воспитание, положенных в основу системы работы с дошкольниками и первые нормативные документы для детского сада.

В переходную эпоху от царской империи к становлению советской власти, в эпоху многочисленных гражданских и мировых войн, разрушений, эпоху становления дошкольного и школьного образования как всенародного образования Е.А. Аркин стоял у истоков определения содержания и методов подготовки и повышения квалификации педагогов в области физического воспитания дошкольников. Созданные им учебные программы и пособия для студентов и практических работников послужили основой для разработки научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогов в области физической культуры дошкольников.

Примечательно, что многие взгляды и теории Е.А. Аркина на протяжении всего 20 века и до настоящего времени активно применяются в методических рекомендациях и государственных нормативных документах по физическому воспитанию дошкольников.

Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХIХ век: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2009;

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России, ХХ-начало ХХI века: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2003;

3. Большая советская энциклопедия, 1989;

4. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000;

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — ТЦ «Сфера», 2001;

6. История педагогики (краткий конспект) // Учебно-образовательный портал «Лекции-Онлайн» URL: http://www.mylect.ru/pedagog/pedagogik-history/492-short-history-pedagogik.html (дата обращения: 07.12.2013);

7. Парамонова М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.А. Аркина: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2011;

8. Педагогическая энциклопедия. Т I. Под ред. Каирова И.А. «Советская энциклопедия». — М., 1964;

9. Аркин Ефим Аронович // Википедия — свободная энциклопедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 07.12.2013);

10. Аркин Ефим Аронович // Библиотека по педагогике URL: http://pedagogic.ru/persons/item/f00/s00/e0000022/index.shtml (дата обращения: 07.12.2013).

Размещено на