Контролируемая самостоятельная работа на тему «Взаимодействие людей в малых группах»

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»

Выполнил:

студентки 1 курса

группы ЭОП-11

Панфило Марии

Поверила: Романчук

Наталия Владимировна

Барановичи, 2012г.

Содержание

Введение

  1. Понятия малой группы
  2. Социально-психологический климат группы
  3. Социометрическая структура малой группы

Заключение

Литература

Введение

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности,

— важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между

социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и

принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует

вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые

возникают в человеческом обществе.

5 стр., 2296 слов

12. Понятие о группе. Школьный класс Руководство малой группой

11 Понятие «группа» в психологии. Классификация групп Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа». Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, ...

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения

социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной,

возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных

науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных

ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения

(группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной

системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается

реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены

одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в

какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают

свою принадлежность к этому образованию.

1.Понятия малой группы

1. Люди объединены друг с другом в многочисленные более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами.

Большие социальные группы – государства, нации, партии, классы, другие социальные общности, выделяемые по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Состав таких групп нестабилен.

Средней социальной группой называют людей, составляющих социальную организацию учреждения, предприятия и т.п. Такие группы более или менее постоянны по составу, их участники осознают свою принадлежность к группе, отделяют ее от других групп и проживают в одном регионе.

Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

10 стр., 5000 слов

Социальные группы, организации, общности

... и т. д.). Понятие социальной общности в социологии социальный группа общность организация Социальные общности - это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются более или менее ... как негативный, так и позитивный характер. С позиций больших социальных групп структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений ...

— наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

— личное знакомство друг с другом,

— непосредственное взаимодействие друг с другом,

— существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы,

— наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Малая группа – непосредственный проводник общества, больших и средних социальных групп на индивида.

Большую часть жизни человек проводит в малых группах – это семья, учебный класс, студенческая группа, первичный трудовой коллектив, компания друзей.

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, — психологическая общность. Основные ее критерии:

— сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов,

— идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности),

— осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других,

— наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

2. Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

— формальные (членство основано на официальных предписаниях) и неформальные (членство основано на внутренних потребностях индивидов в общении, принадлежности и понимании),

— временные и постоянные,

— лабораторные и естественные,

— случайные и стационарные, — группы разного уровня развития,

— референтные, индифферентные и антиреферентные,

— горизонтальная (члены имеют одинаковый статус в обществе) и вертикальная, — гетерогенные и гомогенные, — дискуссионные и исполнительские.

3. Качественные характеристики малой группы:

— композиция – совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как единое целое (пол, возраст, образование и т.п.),

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. Стуруктура рабочей группы

... . Социально-психологические особенности рабочей группы 4 стр. 1. Профессиональная зрелость рабочей группы 5 стр. 2. Типы взаимоотношений в коллективе 6 стр. 3. Морально-психологический климат и ... речь идет о неформальном лидере. Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность ...

— структура – совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами как элементами данной группы.

Структура функциональных связей (распределение функций) и структура эмоциональных связей.

В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура – выявленная по итогам социометрического исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения.

Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.).

Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.

4. Феноменология (описание основных явлений) малых групп

Ценности малой группы – то, что наиболее значимо и важно для членов группы.

Групповые нормы – общие правила, которыми в своих действиях, а также во взаимоотношениях руководствуются члены группы. Бывают нормы первого уровня (нарушение абсолютно недопустимо), среднего уровня (допускаются вариации поведения в пределах нормы) и низкого уровня (соблюдение дело вкуса, а нарушение не подлежит санкциям).

Групповые санкции – положительные и отрицательные воздействия группы на своих членов.

Групповое давление – влияние, которое оказывает группа на психологию и поведение своих членов.

Конформизм – сознательный отказ человека под давлением группы от собственного мнения, отличающегося от мнения большинства.

Групповая сплоченность – внутреннее единство группы в различных аспектах ее жизнедеятельности.

Групповая совместимость – способность членов группы в различных ситуациях действовать как единый слаженный организм.

Групповая поляризация – разделение группы на несовместимые группировки.

19 стр., 9329 слов

Отношения в организации. Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала

... 1 Возникновение конфликтных ситуаций в организации Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с ... ; — увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; — представление о побежденных группах как о врагах; — чрезмерное увлечение процессом ...

Лидерство – исполнение лидером своих функций и отношения между ним и остальными членами группы.

Групповая динамика – развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.

5. Эффективность групповой деятельности определяется тем, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее обязанностями.

Критерии:

— продуктивность (получение запланированных результатов), — качество работы,

— положительное влияние группы на социализацию индивида.

Зависит:

— от композиции (индивидуального состава): группы с неоднородной композицией лучше справляются со сложными проблемами, так как предлагается больше вариантов их решения,

— от стиля лидерства,

— от личных взаимоотношений,

— от организации деятельности (коллективно-кооперативная, индивидуальная или скоординированная).

2.Социально-психологический климат группы

Для того, чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку часто используют понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат». Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляют примерно в идентичном смысле, что не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов к этой проблеме (Волков, Кузьмин, Парыгин, Платонов и др.).

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологического климата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности. Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно. Социально-психологический климат — это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здоровог

Содержание Содержание 2 1. Теоретическая часть 3 2. Практическая часть 12 Список использованных источников 21 1. Теоретическая часть 1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. Организационная культура, социально-психологический климат организации, критерии здорового и нездорового климата в организации, основные характеристики руководителя организации с нездоровым и здоровым ...

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одним из важнейших является рассмотрение факторов, которые оказывают влияние на климат. Выделив факторы, влияющие на климат группы, можно пытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Рассмотрим проблемы социально-психологического климата на примере первичной трудовой группы — бригады, звена, бюро, лаборатории. Речь идет об элементарных организационных ячейках, не имеющих никаких официальных структурных подразделений. Их численность может варьировать от 3-4 до 60 человек и более. Это — «клеточка» каждого предприятия и учреждения. Социально-психологический климат такой ячейки формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.

Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Прежде всего сюда входят кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны, а конкретнее — специфика данного этапа ее развития, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов. Степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень безработицы в регионе, вероятность банкротства предприятия — эти и другие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороны жизнедеятельности организации. К макросреде относится также уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом. Макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, того или иного исторического периода развития общества. Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп. В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат организации, следует отметить ее многообразные партнерские связи с другими организациями и с потребителями их продукции. В условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации возрастает. Микросреда предприятия, учреждения — это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. На данном уровне воздействия макросреды обретают определенность для каждой группы, связь с реальностью жизненной практики.

13 стр., 6420 слов

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

... групп. Классификация и структура малой группы. Первичные, вторичные, формальные и неформальные группы, группы членства, референтные группы. Основные направления исследования малых групп ... 1996.-256с. 28. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., Мысль, ... межгрупповых отношений. Межгрупповые аспекты функционирования организаций. Психология управления в межгрупповом ...

Условия повседневной жизнедеятельности формируют мироощущение и умонастроение первичной трудовой группы, ее социально-психологический климат. Прежде всего, это факторы материально-вещной среды: характер выполняемых людьми трудовых операций, состояние оборудования, качество заготовок или исходного сырья. Большое значение имеют также особенности организации труда — сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственной самостоятельности первичной группы (например, бригады).

Существенна роль санитарно-гигиенических условий труда, таких как температура, влажность, освещенность, шум, вибрация. Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образам на психическое состояние каждого работника и группы в целом. И, наоборот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаточность свежего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помещении и другие факторы материально-вещной среды сказываются негативно на климате группы. Поэтому первейшее направление совершенствования социально-психологического климата состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов. Эта задача должна решаться на основе разработок специалистов по гигиене и физиологии труда, эргономике и инженерной психологии.

Другую, не менее важную группу факторов микросреды, составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной трудовой группы. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Для краткости назовем эти факторы социально-психологическими. Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами первичной трудовой группы. Эти связи закреплены в формальной структуре данного подразделения. Различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Уманским следующих «моделей совместной деятельности».

1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член группы делает свою часть общего задания независимо от других (бригада станочников, прядильщиц, ткачих).

2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом группы (бригада конвейерного производства).

3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами (бригада монтажников).

Существует прямая зависимость между такими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой. Сами по себе особенности той или иной «модели совместной деятельности» отражаются в итоге на психологических чертах трудовых групп. Изучение бригад на недавно созданном предприятии показало, что удовлетворенность межличностными отношениями в этих первичных группах увеличивается по мере перехода от первой «модели совместной деятельности» к третьей (Донцов, Саркисян).

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичной трудовой группы большое влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Обсуждая важное формирующее влияние неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. В пределах одной бригады могут существовать две и более неофициальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам «не своих» групп.

3.Социометрическая структура малой группы

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

Основными сферами активности индивидов в малых группах является совместная деятельность и общение. Поэтому при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порожденных совместной деятельностью (функциональных, организационных, формально-статусных) и структуру связей, порожденных общением и межличностными отношениями (структура эмоциональных отношений — симпатии, антипатии; ролевая структура, неформально-статусная структура).

При исследовании формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры групп.

Формальная, или официальная, структура — совокупность связей между индивидами, определенных формальными предписаниями (должностные инструкции, официальная структура организации).

Неформальная структура — совокупность реально складывающихся деловых и эмоциональных отношений в группе. Для изучения неформальной структуры малой группы используют метод социометрии (Д.Морено).

Социометрическая структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрических опросов. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, межличностной привлекательности. В зависимости от оценок, полученных при опросах, индивид может быть отнесен к нескольким категориям:

  • аутсайдер,
  • изолированный,
  • привлекательный и др.

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются:

1.Социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений. 2. Характеристики взаимных предпочтений и отклонений. 3. Наличие микрогрупп, члены которых связанны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними. 4. Относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Графическое отображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется социограммой

Заключение

Основная часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, учебных и трудовых коллективах, приятельских и дружеских общностях. Личность нельзя изучать вне группы, так как именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Подводя итоги анализа группы можно сделать следующие выводы. Итак, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2-3 до 30-40 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы является непосредственность общения между ее членами. Хотя, на мой взгляд, это утверждение в настоящее время можно подвергнуть сомнению. При современных производственных отношениях, все больше и больше находят применение группы, которые не объединены территориально и географически, т.е. их члены не имеют возможности непосредственно общаться, но при взаимодействии используют современные информационные системы (интернет, электронную почту).

Члены подобных групп имеют общую цель, интересы, ценности, различные роли и другие характеристики, присущие группе. Поэтому, я считаю, что подобные образования по праву можно отнести к категории группа.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2006.

2. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2000.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология [Текст]. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – М., 2002. – 624 с. – ISBN 5-86225-568-0.

4. Кричевкий Р. Л., Дубовская В. М. Психология малой группы:

Теоретический и прикладной аспекты. М., 2000.

5. Плотников М.В. Эффективные коммуникации в организации // Режим доступа: http://www. elitarium.ru

6. Социальная психология. Учебное пособие для студентов вузов/А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др. – М., Издательский центр «Академия», 2004. – 600 с. – ISBN 5-7695-0627-Х.