Конституциональные теории личности

Содержание

Введение 3

1. Конституциональные теории личности 4

2. Типология К. Юнга 6

3. Сенсорная типология личности 10

4. Психогеометрическая типология 12

Задача 2. 14

Задача 23 14

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей типологии личности.

В связи с этим выделим следующие задачи:

Рассмотрение коституциональных теорий Э. Кресмера и У. Шеллдона;

Раскрытие типологии К. Юнга;

Рассмотрение сенсорной типологии личности;

Раскрытие психогеометрической типологии С. Деллингера.

1. Конституциональные теории личности

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личностными конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма человека, врожденные физиологические характеристики. Идеи биологической обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

8 стр., 3642 слов

Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях 2

... Список литературы. Введение. В  курсовой работе по теме  “Высшие чувства личности, их формирование всовременных условиях”  рассмотреныпроблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания ,& ... втором вопросе прослеживается, когда зарождаются высшие чувства и какпроисходит их формирование на разных возрастных этапах, начиная с дошкольноговозраста и заканчивая подростковым ...

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетический, пикнический, диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферических частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна развитая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к определенному психическому заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, а шизофрения – у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия – приемлема у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три типа темперамента здоровых людей: шизотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не соотносится с определенным типом темперамента).

Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик – эмоциональный человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практической деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику. Физиологичемкие и психологические особенности имеют общие основания в нейро-гуморальной системе регуляции организма. Однако поведение человека определяется и другими факторами: системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др.

Фактор конституции рассматривается как определяющий и в концепции Шелдона. Конституционные характеристики анализировались в ней как «система координат» для описания поведения человека. С точки зрения Шелдона, биологическая структура (морфогенотип) лежит в основе внешних, поддающихся наблюдению физических характеристик индивида (фенотип).

Морфогенотип определяет не только физические особенности, но и поведение.

Соматотип – конкретное проявление морфогенотипа, общая линия фенотипов, разворачивающаяся во времени. Метод его выявления – «тест определения соматотипа». Он основан на измерении физических характеристик и экспертном анализе стандартных фотографий. Проанализировав обширный материал, Шелдон выявил три основные характеристики, определяющие соматотип: эндоморфизм, мезоморфизм, эктоморфизм. Они были поставлены в соответствие с преим. развитием трех эмбриональных слоев: эндодермального, мезодермального, эктодермального.

Тип описывается как численное соотношение трех характеристик по семибалльной шкале. Преобладание эндоморфизма (7-1-1) ведет к развитию у человека внутренних органов, мягким, шаровидным внешним формам. «Чистый» мезоморф (1-7-1) обладает развитыми мышечными тканями, прямоугольными очертаниями тела и его частей. Человек с доминированием эктоморфизма (1-1-7) отличается худобой, линейными пропорциями тела; у него велики размеры головного мозга. Теоретически возможное число соматотипов 343. Однако было обнаружено несколько более двух третей от этого числа.

9 стр., 4098 слов

Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века

... установил, что у больных шизофренией пре­обладает лептосомный (астенический) тип телосложе­ния, у больных ... 1948   Типы А, В, С     Представление о конституции как состоянии, отра­жающем единство соматопсихологической природы человека, подтверждено исследованиями Э. Кречмера [2]. Он ...

На основании статистического анализа были выделены три типа темперамента. Первый тип был назван висцеротоником и характеризовался стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, удовлетворением от приема пищи, крепким сном, поведением, направленным на одобрение окружающих, потребностью в общении, контактностью, легкостью в выражении чувств. Наиболее яркие черты второго типа – соматотоника – уверенность в движениях, горделивая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физической активности, энергичность, выносливость, психологическая нечувствительность, прямота в обращении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность, храбрость, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных действиях в трудную минуту. Для третьего типа – церебротоника – свойственны скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможенный голос, беспокойный неглубокий сон, чувствительность к боли, быстрые, импульсивные реакции, избегание стандартных действий, страх перед обществом, робость, нерешительность, скрытность, застенчивость, потребность в одиночестве в трудную минуту, субъективизм в мышлении, склонность к рассуждениям.

Конституционная теория не является собственно концептуальным построением с системой теоретических аксиом и посылок, а представляет собой определенный подход, акцентирующий внимание на биологических факторах в системе личностных детерминант.

2. Типология К. Юнга

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека.

1. Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен.

1.1 Экстравертный мыслительный тип.

Это будет человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихся по объективно данному или по объективным фактам, или по общезначимым идеям.

1.2 Экстравертный чувствующий тип.

Если экстравертное чувство имеет примат, то мы говорим об экстравертном чувствующем типе. Такого рода индивидуум живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию, чувство и такого индивидуума развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. В случаях, не представляющих собой крайности, чувство имеет личный характер, хотя субъективный элемент был уже в некоторой мере подавлен, поэтому личность оказывается приноровленной к объективным условиям.

14 стр., 6624 слов

Типы поведения людей в конфликтной ситуации

... людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, уже ориентируясь ... последствия конфликтов: 1.Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. 2.Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым ... также со стрессом. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В ...

Юнг обозначал два предыдущих типа как экстраветные рациональные или как типы суждения.

1.3 Экстравертный ощущающий тип.

Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Он в течение жизни накапливает реальные наблюдения над конкретным объектом, и, чем ярче он выражен, тем меньше он пользуется своим опытом. В некоторых случаях его переживание вообще не становится тем, что заслуживало бы название «опыта». То, что он ощущает, служит ему в лучшем случае проводником, ведущим к новым ощущениям, и все новое, что входит в круг его интересов, приобретено на пути ощущения, и должно служить этой цели.

1.4 Экстравертный интуитивный тип.

Так как интуиция ориентируется по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций, однако род этой зависимости вполне отличается от зависимости отличающего типа. Интуитивный человек никогда не находится там, где прибывают общепризнанные реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее.

Юнг обозначал интуитивный и ощущающий типы как иррациональные, на том основании, что они основывают свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.

2. Интровертный тип.

Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту.

2.1 Интровертный мыслительный тип.

Интровертное мышление прежде всего ориентируется на субъективном факторе. Субъективный фактор представлен по крайней мере субъективным чувством направленности, которое в конечном счете определяет суждения. Мышление может быть занято конкретными или абстрактными величинами, но в решительный момент оно всегда ориентируется на субъективно данном. Следовательно из конкретного опыта оно не ведет обратно к объективным вещам, а к субъективному содержанию.

2.2 Интровертный чувствующий тип.

Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы. Поэтому оно постоянно ищет не встречающегося в действительности образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большое, дают лишь толчок.

Эти интровертные типы Юнг приписывал к рациональным, так как они основываются на функциях разумного суждения.

2.3 Интровертный ощущающий тип.

Примат интровертного ощущения создает определенный тип, отличающийся известными особенностями. Это иррациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего не преимущественно на основе разумных суждений, а ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. Тогда как экстравертный ощущающий тип определяется интенсивностью воздействия со стороны объекта, интровертный ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Такой тип может легко поставить вам вопрос, для чего люди вообще существуют, для чего вообще объекты имеют еще право на существование, если все существенное все равно происходит без объекта.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... способностей: 1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а ...

2.4 Интровертный интуитивный тип.

Когда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты, тоже создают своеобразный тип человека, а именно: мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника с другой. Этот тип имеет в общем склонность ограничивать себя восприемлющим характером интуиции. Интуитивный остается обыкновенно при восприятии, его высшая проблема – восприятие, и, поскольку он продуктивный художник, — оформление восприятия.

Ощущающий и интуитивный интровертные типы К.Г. Юнг относил к иррациональным типам.

3. Сенсорная типология личности

Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотрите…», «Давайте представим…», «Я ясно вижу, что…», «Решение уже вырисовывается…» В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушайте…», «Это звучит так…» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: «взять, схватить, ощутить, тяжелый», «Я чувствую, что…», «Мне тяжело», «Не могу ухватить мысль…» и т.п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.

9 стр., 4059 слов

Психология личности преступника. Психологические особенности ...

... Юридическая психология. 2006г. № 4 целое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное. Биофизиологические признаки личности - это состояние здоровья, особенности ...

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

Ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр.

4. Психогеометрическая типология

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры (рис. 1).

Рис. 1.

Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Каковы же основные психологические характеристики поведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... особенностей человека [5]. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. ... Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в ... Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека ...

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к «бумажной» работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

Задача 2.

Какое из утверждений, приведенных, ниже выражает идеалистическое понимание психики, а какое – материалистическое?

Психическая деятельность не зависит от внешних причин.

Психическая деятельность свойства мозга.

Психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения

Психическая деятельность – отражение объективной действительности

1,2 — материалистическое понимание психики. Так

как подразумевает физическое состояние психической деятельности не зависящее от внешних факторов;

3,4 – идеалистическое понимание психики. Предполагает наличие не проявленного материально внешнего фактора

и его воздействие на психическую деятельность.

Задача 23

Какие отличительные особенности мышления, как одного из познавательных процессов, проявляется в следующих формах:

А. Подойдя к трамвайной остановке в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка – дошкольник непрерывно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказничал.

Мышление — это деятельность, направленная на проявление особой группы проблем, имеющих дело со всеми отношениями разума и тела и мира с одной стороны и с их причинами с другой стороны.

Отличительными особенностями будут являться: в первом случае умозаключение основано на логическом восприятии сложившейся ситуации, а во втором умозаключение строится на эмоционально-чувственном опыте.

Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

Рассмотрены коституциональные теории Э. Кресмера и У. Шеллдона;

Раскрыта типология К. Юнга;

Рассмотрена сенсорная типологии личности;

Раскрыта психогеометрическая типология С. Деллингера.

По первому вопросу можно отметить, что под конституцией понимаются структура организма человека, врожденные физиологические характеристики. Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетический, пикнический, диспластический. С точки зрения Шелдона, биологическая структура (морфогенотип) лежит в основе внешних, поддающихся наблюдению физических характеристик индивида. Морфогенотип определяет не только физические особенности, но и поведение человека.

По второму вопросу следует отметить, что К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Те в свою очередь делятся также на ощущающий, чувствующий, интуитивный тип и

10 стр., 4656 слов

Психология личности 9

... меланхоликов. 3. Основные направления в психологии личности Глубинная психология личности Психоанализ З. Фрейда Индивидуальная психология А. Адлера ... себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида ... приводить к психическим и соматическим заболеваниям. 7. Психосексуальные стадии развития личности 1. Оральная фаза(0 — ...

мыслительный типы.

По третьему вопросу моно сказать, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.

По четвертому вопросу можно отметить, что Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры. Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения

Также в ходе работы были решены две задачи на определение идеалистического и материального понимания психики

и отличительные особенности мышления.

Список литературы

Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология личности. – М.: Знание, 2000

Психология: Учебное пособие. / Удальцова М. В., Попкова Т. В., Булыгина А.А и др. – М.: Дело, 2001.

Кузин В.С. Психология. Учебник. — М.: АГАР, 1999.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.

Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2000.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1999.

Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология личности. – М.: Знание, 2000 – с 41.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.

Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2000.

– с 67

Психология: Учебное пособие. / Удальцова М. В., Попкова Т. В., Булыгина А.А и др. – М.: Дело, 2001. – 51.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1999. – с 89

Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология личности. – М.: Знание, 2000 – с 52.

2