Высшая нервная деятельность 7

Высшая нервная деятельность.

Кора полушарий большого мозга, функ­ционируя как единое целое, осуществляет процессы обра­ботки чувствительной информации, формирует двигатель­ные команды. Кора является материальной основой выс­шей нервной деятельности человека, которая обеспечивает индивидуальное приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и окружающей (внешней) среды. Благодаря гибкой приспособляемости к постоянно изме­няющейся обстановке организм человека сохраняет свою жизнеспособность и жизнедеятельность. Такая ситуация возможна благодаря условным рефлексам, образующимся с непосредственным участием коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы являются приобретенными, они образуются в процессе жизни человека, в отличие от бе­зусловных, врожденных рефлексов.

Безусловные рефлексы образуются только при нанесении специфических для данных рецепторов раздражений. Это свет — для глаз, звук — для органа слуха, болевое, температурное воздействие на кожу. Для образования условных реф­лексов не нужны специфические раздражители, эти рефлек­сы могут быть выработаны в ответ на любое раздражение.

Безусловные рефлексы передаются по наследству, они функционируют у новорожденных, так как рефлекторные дуги этих рефлексов к моменту рождения уже сформиро­ваны. Это рефлексы сосания, слюноотделения, глотания, моргания и др. Безусловные рефлексы образуются при дей­ствии непосредственных раздражителей, они устойчивые, сохраняются в течение всей жизни. Например, в ответ на прикосновение пальца к горячему (ожог) мышцы резко сокращаются, отдергивается рука. При попадании пылин­ки на поверхность глаза смыкаются веки. Это оборонитель­ные рефлексы. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любой отдел центральной нервной системы: спинной мозг, ствол головного мозга, подкорко­вые (базальные) узлы.

Условные рефлексы являются функцией коры полушарий большого мозга, они приобретаются индивидуально. Для образования условного рефлекса необходимы определен­ные условия. Условные рефлексы образуются на основе безусловных рефлексов, когда они совпадают по времени. Например, в ответ на какой-либо любой раздражитель че­ловек (животное) обращает внимание, настораживается. При сочетании такого условного раздражителя со следую­щим за ним безусловным, конкретным, вызывающим боль, появление пищи и т.д., в конечном итоге на такой раздра­житель формируется ответ как на безусловное, прямое воз­действие. Условный рефлекс может сформироваться в от­вет на устное или письменное слово, зрительный образ. Так, при появлении какой-то жизненной ситуации на эк­ране телевизора или в книге при ее чтении может появить­ся у зрителя или читателя улыбка на лице или, наоборот, слезы, печальное настроение.

4 стр., 1992 слов

Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

... возможности метода опроса. В психодиагностике проективные методики построены на трактовке ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных ... Проблема непрерывного образования это «проблема «пожизненного образования». Непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы государства и ...

Врожденные безусловные рефлексы, участвующие и у животных, и у человека в ответных реакциях на конкрет­ные раздражители, И.П. Павлов объединял в первую сиг­нальную систему.

У человека, отличающегося от животных уровнем органи­зации головного мозга, коры его полушарий, особенностя­ми высшей нервной деятельности, появилась речь, способ­ность к обобщению и отвлеченному мышлению. У человека в связи с этим сформировалась условно-рефлекторная дея­тельность, где произносимое, видимое, слышимое слово иг­рает огромную роль. Основанную на безусловных рефлексах условно-рефлекторную деятельность, специфическую для че­ловека, И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой.

Возрастные особенности функциональных центров в коре большого мозга

Ядра корковых анализаторов развиваются, дифферен­цируются после рождения, когда под воздействием факто­ров внешней среды усложняется строение коры полушарий большого мозга. Развитие чувствительных путей у ре­бенка связано с их созреванием, прежде всего в спинном мозге. У новорожденного ребенка имеется ответная реак­ция на болевые, температурные и тактильные раздраже­ния, возникает общее двигательное беспокойство. Однако ребенок не дифференцирует характер раздражения, так как корковые концы этих анализаторов еще не развиты. Реф­лекторная дуга замыкается в спинном мозге или в зритель­ном бугре. Ответная реакция следует по волокнам собствен­ных пучков спинного мозга или по красноядерно-спинно-мозговому пути. Только с дифференцировкой функций коры большого мозга появляются такие виды чувствительности, как осязание, количественная и качественная оценка бо­левых, температурных раздражений. Эти виды чувствитель­ности развиваются в течение первых лет жизни ребенка. Двигательные функции у новорожденного также еще не сформированы. В первые месяцы после рождения ребенка они хаотичны, непроизвольны, так как недостаточно раз­вита система базальных узлов, обеспечивающая четкий ав­томатизм движений (функционирует только бледный шар).

К 4—5 месяцам жизни, с развитием полосатого тела и на­чалом созревания двигательных анализаторов коры полу­шарий большого мозга, появляются простые направлен­ные движения, например хватание. Однако в течение пер­вых двух лет такие движения еще неустойчивые и нечеткие. В течение первого-второго года жизни возникают связи чув­ствительных центров с предцентральной извилиной. Целе­направленные движения появляются к 3 годам. К этому вре­мени формируется нервный двигательный центр, который полностью дифференцируется к 7—10 годам.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... наиболее важное значение в жизни человека, а его орган — глаз и связанные с ним отделы мозга представляется наиболее сложно устроенным из всех анализаторов, Приведем некоторые данные, ... Другое свойство связано с наличием рецептивного поля. Рецептивным полем нейрина коры головного мозга, например, называется система периферических рецепторов, воздействие на которые вызывает возбуждение ...

Ядро слухового анализатора у новорожденного подго­товлено к условно-рефлекторной деятельности. В 2—3 года начинает развиваться вторая сигнальная система и корко­вый центр слуха быстро усложняется. Ядро зрительного анализатора у новорожденного по своему клеточному со­ставу сходно с ядром взрослых. В дальнейшем происходит постепенное усложнение структур ядра под влиянием внеш­них факторов. Ядро двигательного анализатора устной речи (артикуляции) дифференцируется к 3 годам жизни. Ядро двигательного анализатора письменной речи окончатель­но формируется к 7 годам. Ядро слухового анализатора ус­тной речи созревает в первые годы жизни. Ядро зрительно­го анализатора письменной речи формируется до 7-летне­го возраста.

Деятельность коры полушарий большого мозга направ­лена на постоянный анализ и синтез поступающих в нее сигналов (нервных импульсов), поступающих в мозг от органов, систем и аппаратов. В процессе аналитической деятельности все раздражения, которые воспринимаются организмом, в коре дифференцируются по их особеннос­тям, силе и характеру воздействий.

Синтетическая деятельность коры полушарий большого мозга обеспечивает объединение сигналов, поступающих от различных анализаторов, от органов чувств, от функцио­нальных центров нервной системы. Такая синтетическая деятельность мозга человека возможна благодаря многочис­ленным и разнообразным ассоциативным связям между различными отделами центральной нервной системы.

На основе анализа и синтеза поступающей в мозг ин­формации создаются поведенческие акты, которые могут иметь различную сложность.

Поведенческие акты могут быть в виде защиты от опасностей, поиска пищи при чувстве голода, действия, обеспечивающего продолжение жизни, и многие, многие другие. В зависимости от поступившей по чувствительным путям в высшие отделы мозга инфор­мации принимаются соответствующие решения, которые реализуются в виде различных действий. В каждый такой момент организм и его мозг сосредоточивают все свое вни­мание на главном, как бы отодвигают в сторону все менее важные вопросы. Деятельность мозга, его высших аппара­тов направлена на достижение конечных результатов. При необходимости проводится поиск дополнительной инфор­мации из окружающей среды, из «запасников» памяти. В поведенческих реакциях действуют функциональные сис­темы. Нервные импульсы от рецепторов следуют по цепям нейронов рефлекторных дуг до эффекторов (рабочих орга­нов), а от них по рефлекторному кругу, который прово­дит новые сигналы об исполнении, о достижении конеч­ного результата. Аналитическая и синтетическая деятель­ность коры полушарий большого мозга не являются изо­лированными процессами, они взаимосвязаны друг с дру­гом и протекают во взаимодействии и функциональном единстве различных отделов мозга, анализаторов и ассо­циативных систем.

Мотивации и эмоции.

Большое значение в жизни человека и его поведении играют мотивации (влечения) и эмоции. Их влияние на сложные поведенческие акты человека весьма велико. Речь идет о реализации жизненных потребностей орга­низма, таких, как пищевые, питьевые, половые, материнс­кие функции, чувства тревоги, страха и другие. Многие дей­ствия выполняются с той или иной эмоциональной окрас­кой, с подъемом или подавленностью настроения. Такими функциями мотиваций и эмоций, а также поддержанием внутренней среды организма управляют и контролируют лим­бическая система и гипоталамус. К лимбической системе, ко­торую иногда называют висцеральным мозгом из-за ее боль­шой роли в регуляции вегетативных функций, относят струк­туры обонятельного мозга (обонятельную луковицу, обоня­тельный тракт и др.), поясную и зубчатую извилины, гиппокамп, свод мозга и некоторые другие. В лимбической сис­теме и гипоталамусе выявлены участки мозга, при повреж­дении которых или при раздражении (у животных) появля­ется неудержимая пищевая реакция (это «центр голода») или, наоборот, отказ от пищи («центр насыщения»).

10 стр., 4862 слов

Сенсорные системы человека 2

... общие свойства сенсорный анализатор мозг человек Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение ... передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения ...

Обнаружены центры стремления к воде («центры жажды»), полового влечения, агрессивности, подавленности и другие. Лимбическая система имеет обширные связи с другими от­делами мозга, в частности с подкорковыми ядрами (узлами), гапоталамусом, с ретикулярной формацией. Она обеспечивает со стороны коры полушарий большого мозга функции сер­дечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, непосредственно участвующих в обмене ве­ществ, восполнении энергетических запасов.

Типы нервной системы

Нервные реакции в организме у разных людей отли­чаются по силе, подвижности и уравновешенности. Эти индивидуальные особенности обусловлены взаимоотно­шениями процессов возбуждения и торможения. На ос­новании этих трех признаков, в первую очередь силы нервных процессов, выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Сильный тип нервной системы может быть неуравнове­шенным или уравновешенным. Неуравновешенный тип нервной системы отличается повышенной возбудимостью, взрывчатостью, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Уравновешенный тип нервной системы может разли­чаться по подвижности нервных процессов, по быстроте реагирования, перестройки поведения. При подвижном типе нервных процессов возможна быстрая переориентация в ответ на смену жизненных обстоятельств. При инертном типе нервной системы переориентация деятельности дает­ся с трудом, протекает медленно.

Интересно, что типы нервной системы, выделенные И.П. Павловым, соответствуют классификации темперамен­тов человека, предложенной 2500 лет назад знаменитым врачом Древнего мира Гиппократом. Он подразделял лю­дей по их темпераменту на холериков (неуравновешенных, легко возбудимых), сангвиников (уравновешенных, с жи­вой, подвижной нервной системой — оптимистов), флег­матиков (уравновешенных, спокойных, рассудительных, инертных) и меланхоликов (слабый тип нервной систе­мы, мрачные, подавленные, вечные скептики).

Тип нервной системы наследуется от родителей, одна­ко на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Особенности характера формируются в индивидуаль­ной жизни человека.

Слабый тип формируется при воспитании в тепличных условиях, когда за ребенка все и всегда решают взрослые, когда ему шагу не дают сделать самостоятельно, лишают его инициативы. Изоляция ребенка от трудностей, от вли­яния внешней среды даже при врожденном сильном типе нервной системы может сформировать у человека лишь пас­сивно-защитные реакции.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... являясь центром нервной системы, координируя нашу деятельность, состоит из двух одинаковых частей, выполняющих разные функции. Например, представительство речевой функции у человека локализовано в ... доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга ...

Постановка слишком трудных, непосильных задач мо­жет вызвать перенапряжение корковых процессов возбуж­дения или торможения, что приводит к срывам нервной деятельности, к неврозам. Психические функции у человека нарушаются при действии алкоголя, наркотиков. При этом серьезно страдают механизмы нервных процессов.

Сон.

Для нормальной жизнедеятельности, для восстановле­ния сил необходим регулярный полноценный отдых. Такой отдых обеспечивает сон, являющийся физиологичес­кой потребностью организма. Чередование сна и бодрство­вания является обязательным для жизни. Примерно одну треть своей жизни человек проводит во сне. Если человека лишить сна, то у него обостряется чувствительность, появ­ляются мышечная слабость и даже психические расстрой­ства. Потребность в продолжительности сна меняется с воз­растом. После рождения (до 4—5 мес.) дети спят 17—18 ча­сов в сутки. К 5—6 годам длительность сна уменьшается до 9—11 часов, к 16—20 годам — до 8 часов. После 20 лет сон составляет от 5 до 8 часов в сутки. Нередко человек нужда­ется в дополнительном дневном сне.

Во время сна человек утрачивает связь с внешней сре­дой, сознание выключается. Органы чувств не восприни­мают обычные внешние раздражения. Полностью тормо­зится условно-рефлекторная деятельность, уменьшается тонус мышц, снижается давление крови, температура тела, дыхание становится более редким.

И.П. Павлов рассматривал сон как охранительное тор­можение, охватывающее кору полушарий головного мозга и подкорку, предохраняющее нервные клетки от переутом­ления и истощения.

В течение сна глубина сна меняется. Наиболее глубокий («быстрый») сон наблюдается обычно в первые один-два часа и затем повторяется через каждые 60—80 минут в те­чение всего сна и длится примерно по полчаса. В промежут­ках между глубоким сном сон ровный, спокойный, его называют «медленным» сном. Во время глубокого сна чело­века трудно разбудить, в это время он нередко видит сно­видения, которые, как считал И.М. Сеченов, являются различными комбинациями пережитых впечатлений.