Лекция №8. Физическая культура учителя общеобразовательной школы
2. Организация физического воспитания учащихся
3. Формы организации физического воспитания в школе
1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активности и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподинамия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, нарушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса скелетной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление позвоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожирение, близорукость.
В то же время умеренные физические нагрузки, использование специальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.
Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников.
Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей
Младший школьный возраст (6—11 .пет).
Функциональная система организма |
Физиологические процессы |
Внешнее проявление |
Рекомендации по физическому воспитанию |
ЦНС |
1. Высокая пластичность нервных процессов 2. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов 3. Преобладание возбуждения над торможением 4. Быстрая истощаемость клеток коры головного мозга |
1. Дети легко овладевают сложными по координации движениями 2. При сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение |
В двигательный режим необходимо включать больше разнообразных физических упражнений и игр |
ССС |
1. Увеличивается объем сердца, 2. Снижается частота сердечных сокращений, 3. АД относительно низкое |
1. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение 2. При перегрузках могут возникать аритмия, перепады АД |
Необходимо следить за интенсивностью физических нагрузок |
Дыхательная система |
1. ЖЕЛ в 11 лет составляет примерно 1/2 объема взрослого. 2. Частота дыхания высока: от 23 до 19 циклов в минуту, 3. Минутный объем дыхания в покое от 3,5 до 4,4 л/мин. |
Невозможность долго работать в условиях кислородного голодания |
Необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками |
При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.
Подростковый возраст (12—15 лет)
Функциональная система организма |
Физиологические процессы |
Внешнее проявление |
Рекомендации по физическому воспитанию |
ЦНС |
1. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения 2. Недостаточная сила тормозных процессов |
1. Повышенная возбудимость 2. Эмоциональная неустойчивость, 3. Неадекватные реакции |
Уделять больше внимания волевой регуляции движений |
ССС |
1. Пульс понижается до 70—76 уд/мин 2. Увеличиваются размеры сердца 3. Аритмия из-за несовер-шенства нейросекреторной регуляции 4. Возрастная ВСД по гипертоническому типу. |
В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых. |
Занятия физическими упражнениями строить в зависимости от типа ВСД |
Дыхательная система |
1. Глубина дыхания повышается до 375 мл, 2. Минутный объем дыхания до 5,4 л/мин 3. ЖЕЛ до 3200 мл. |
В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности, а также кратковременной и очень интенсивной работы. |
Давать длительные физические нагрузки большой интенсивности |
Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.
Юношеский возраст (16—18 лет).
Функциональная система организма |
Физиологические процессы |
Внешнее проявление |
Рекомендации по физическому воспитанию |
ЦНС |
1. Завершение развития ЦНС 2. Совершенствование деятельности мозга 3. Развитие процессов торможения 4. некоторое преобладание процессов возбуждения |
Движения становятся плавнее, исчезает подростковая неуклюжесть |
Целесообразно давать сложнокоордина-ционные физические упражнения |
ССС |
1. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека 2. ЧСС у девушек выше, чем у юношей 3. Возможна юношеская гипертония |
Исчезают головные боли, связанные с резким изменением АД |
Можно давать детям упражнения умеренной и большой мощности на длительное время |
Дыхательная система |
Показатели ЖЕЛ и частоты дыхания приближаются к уровню взрослого человека. |
Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности |
Можно давать упражнения на развитие выносливости |
Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.
Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. 2)Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3)Сложнокоординационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка.
Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.
2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности руководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического воспитания учащихся является учитель физической культуры.
Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основные обязанности отражены в следующей таблице:
Ответственные за физическое воспитание |
Обязанности |
Учитель физической культуры |
• несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; • ведет систематический учет физической подготовленности учащихся; • организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе; • обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов; • организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям; • содействует профориентации учащихся и т.д. |
Директор школы |
• обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, внеклассной спортивно-массовой работы; • обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся; • организация регулярных медицинских осмотров учащихся. |
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы |
• несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы; • предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию; • участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы. |
Классные руководители и учителя |
• добиваться соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвовать в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня; • содействовать вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечение соблюдения гигиенических требований к проведению урока по своему предмету, следить за правильной осанкой учащихся. |
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:
• оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всестороннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соответствии с возрастом), содействие закаливанию организма;
• образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;
• воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эстетическому, умственному воспитанию.
Формы организации физического воспитания
в школе |
в семье |
Во внешкольных учреждениях |
• классно-урочная; • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; • ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня; • внеклассная работа. |
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; • самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическому воспитанию; • самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в том числе с участием взрослых; * участие семей в соревнованиях по месту жительства. |
• систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования; • массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха; • массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах. |
По признаку обязательности все формы физического воспитания делятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы:
• наличие квалифицированного педагога;
• определяемое программой содержание урока;
• обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;
• обязательная оценка результатов деятельности;
• систематичность проведения занятий по стабильному расписанию;
• относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.
Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня определяются «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеобразовательной школы».
3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:
• учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);
• организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);
• учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков.
Урок физической культуры состоит из трех частей:
1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин).
Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты.
2. Основная часть (30—35 мин).
Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой.
3. Заключительная часть (3—5 мин).
Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Сюда включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.
Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока.
Робщ.= (tзанятия/ tобщ )х100% Рмот.= (tакт./ tобщ )х100%
Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.
Классификация уроков физической культуры
С учетом основной направленности |
По характеру учебной работы |
По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений |
• урок ОФП; • спортивно-тренировочные уроки; • урок ППФП; • урок ЛФК. |
• урок освоения нового материала; • урок совершенствования и закрепления; • контрольные уроки; • урок смешанного типа. |
|
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.
Характеристика фом в режиме учебного дня
Вид ФОМ |
характеристика |
Гимнастика до учебных занятий |
проводится ежедневно перед первым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокращает время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели. |
Физкультурные минутки |
включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5—7 мин). Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать внимание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки аналогичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй половине дня и недели. |
Физические упражнения на удлиненных переменах |
проводятся преимущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание). Цель этого оздоровительного мероприятия — организация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения работоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвижные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, скакалками. |
Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — это система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способствуют более полному и качественному решению задач физического воспитания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.
Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражнениями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.
Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относительно постоянным составом занимающихся (кружок физической культуры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).
Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть классов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры).
Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.
7